Антоний IV   1389-1390, 1391-1397     Каллист II Ксанфопул   1397     Матфей I   1397-1410     Евфимий II   1410-1416     Иосиф II   1416-1439     Митрофан II   1440-1443     Григорий III Мамма   1443-1450     Афанасий II   1450-1453     Геннадий II Схоларий   1453-1456, 1458, 1462-1463     Исидор II Ксанфопул   1456-1457     Софроний I Сиропул   1463-1464     Гehhaдuй  II Схоларий 1464     Иоасаф   1464, 1464-1466     Марк II   1466     Симеон I   1466, 1471-1474, 1481-1486     Дионисий I   1466-1471, 1489-1491     Рафаил I   1475-1476     Максим III   1476-1481     Нифон II   1486-1488, 1497-1498, 1502     Максим IV   1491-1497     Иоаким I   1498-1502, 1504     Пахомий I   1503-1504, 1504-1513     Феолипт I   1513-1522     Иеремия I   1522-1545     Иоанникий I   1546     Дионисий II   1546-1555     Иоасаф II   1555-1565     Митрофан III   1565-1572, 1579-1580     Иеремия II   1572-1579, 1580-1584, 1587-1595     Пахомий II   1584-1585     Феолипт II   1585-1586     Матфей II   1596, 1598-1602, 1603     Гавриил I   1596     Феофан I   1597     Неофит II   1602-1603, 1607-1612     Рафаил II   1603-1607     Тимофей   1612-1620     Кирилл I Лукарис   1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638     Григорий IV   1623     Анфим   1623     Кирилл II Контар   1633, 1635-1636, 1638-1639     Афанасий III Пателар   1634     Неофит III   1636-1637     Парфений I   1639-1644     Парфений II   1644-1646, 1648-1651     Иоанникий II   1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656     Кирилл III   1652, 1654     Паисий I   1652-1653, 1654-1655     Парфений III   1656-1657     Гавриил II   1657     Парфений IV   1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685     Дионисий III   1662-1665     Климент   1667     Мефодий III   1668-1671     Дионисий IV Муселим   1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694     Герасим II   1673-1674     Афанасий IV   1679     Иаков   1679-1682, 1685-1686, 1687-1688     Каллиник II   1688, 1689-1693, 1694-1702     Неофит IV   1688     Гавриил III  

http://pravoslavie.ru/39816.html

Товия , 1817–19. Парфений 15 мар. 1819 перев. из Зеленецкого, а 29 февр. 1820 – в Спасо-Евфимиев. Макарий перев. из Коренной пустыни, 1820–27, перев. в Паисиин Галицкий. Варсонофий , 1827–53. (В 1854 и 5 вакансия). Павел , 1856–66. Виктор , 1869. 2 Спасо-Преображенский, в Каргопольском уезде, основан св. Вассианом в XVI веке. Именовался также Строкина пустынь. Ныне заштатный. [IV, 344.] Игумены Евфимий , 1538–49. Феодосий , 1549 и 50. Гурий , 16 нояб. 1554. Иона , 11 мар. 1557. Никифор , 9 июля 1562. Досифей , 1565–69. Иринарх , 1570 и 71, окт. Иона , 1572–79. Иов , 1580 и 81, янв. Дионисий , в февр. 1581–84. Евфимий , 1584–86. Мисаил , 1587–90. Зосима , 1591–95. Кирилл , 1596–1606, в янв. уволен. Иларион , 1606–10. Евфимий , 1610–12. Феодосий , 1613–18. Иаков , 1618–31. Иннокентий , 1631–33. Иов , 1634–62. Евфимий , 1662–68. Симеон , 24 нояб. 1671. Евфимий , 1674–77. Феодорит , в июне, окт. 1677. Моисей определён 30 янв. 1678–83. Сергий , 1687–99. Архимандриты Иоаким , 1700–1717. Иосиф , 1718–26. Иоасаф , 1726–38. Иосиф Арбузов 1739 перев. из Рденской пустыни, а 1741 – в Бежецкий Антониев. Иоасаф (вторично) 1741–43, перев. в Крестный. Симеон перев. из Крестного 1743–1766, уволен. Виссарион в 1756 перев. из Крестного; по 1758. Алексий , с 3 авг. 1758 по 1761; перев. в Новгородский Кириллов. Феодосий в 1761 перев. из Ладожского Иванского; † 1775. Строители Варлаам , 1775–88, уволен. Варлаам Плешаков , 1788–98, перев. в Архангельск. Амвросий , 1798–1806, уволен. Порфирий определён 7 нояб. 1806. 3 Александро-Ошевенский, от Каргополя, в 44 верстах, основал св. Александром в XV веке. Ныне 3-го класса. [V, 422.] Игумены Св. Александр Ошевенский † 20 апр. 1489. Максим , ученик его. Вассиан , 1535–40. Кассиан , 1551–61. Тит , 1565. Диомид , 1576. Кирилл , 1576–86. Евстратий , 1588. Герасим , 1591–93. Зосима , 1596–98. Тит , 1599–1604. Евфимий , 1604–9. Иосиф , в дек. 1613–39. Евфимий , в янв. (sic) 1614. Евфимий , 1639 и 40. Иосиф , 1640–46. Левкий , в февр. (sic) 1656. Иосиф , в июле 1657, в апр. 1663, 1664.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Общник я всем боящимся Тебя и хранящим заповеди Твои. Милости Твоей, Господи, полна земля, уставам Твоим научи меня. Добро сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему. Благости, благонравию 1561 и ведению научи меня, ибо я веровал Твоим заповедям. До уничижения моего я погрешал, посему слово Твое храню 1562 . Благ Ты, Господи, и по благости Твоей научи меня уставам Твоим. Увеличилась против меня неправда гордых, я же всем сердцем моим вникну в заповеди Твои. Отвердело 1563 , как (сгустившееся) молоко, сердце их 1564 , а я закону Твоему поучался. Благо мне, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим. Закон уст Твоих лучше для меня тысяч золота и серебра. Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо я на слова Твои уповал. Я уразумел, Господи, что суды Твои – правда и (что) Ты справедливо смирил меня. Да будет милость Твоя в утешение мне 1565 , по слову Твоему рабу Твоему! Да сойдут на меня щедроты Твои, и жив буду, ибо закон Твой – утешение 1566 для меня. Да постыдятся гордые за то, что несправедливо беззаконие совершали по отношению ко мне, а я буду размышлять о заповедях Твоих. Да обратят меня 1567 боящиеся Тебя и ведающие откровения Твои. Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, да не постыжусь! Истаевает душа моя (ожидая) 1568 спасения Твоего; на слова Твои я уповал. Истаевают очи мои (ожидая) 1569 спасения Твоего: когда утешишь меня? Ибо я стал как мех на морозе 1570 ; (но) 1571 уставов Твоих не забыл. Сколько остается дней 1572 раба Твоего? Когда произведешь мне суд (избавив) от гонителей моих? Поведали мне законопреступники (свои) рассуждения, но это – не закон Твой, Господи 1573 . Все заповеди Твои – истина, неправедно гнали меня, помоги мне. Едва не погубили меня на земле, но я не оставил заповедей Твоих. По милости Твоей даруй мне жизнь, и сохраню откровения Твоих уст. Во век слово Твое, Господи, пребывает на небе 1574 , В род и род – истина Твоя. Ты основал землю, и она стоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

17. UOHA II хиротонисан из Архимандритов Минских Литовских в 1526 году. Скончался в 1526 году. 40. ДАНИИЛ хиротонисан из Игуменов Иосифова монастыря в 1522 году, Февраля 27. В 1539 году боярами лишён сана и заключён в оный Иосифов монастырь, где Февраля 2 того же года скончался. 18. UOCUФ II хиротонисан из Епископов Полоцких в 1526 году. Скончался в 1538 году. 41. ИОАСАФ Скрыпицын, избран на Митрополию из Архимандритов Троицких Сергиевских 6 Февраля 1539 года и того же месяца 9 дня хиротонисан. В 1543 году лишён боярами сана и послан в Кирилло-белоезерский, а оттуда перевезён в Троицкой Сергиев монастырь. 19. MAKAPUЙ II хиротонисан в 1538 году из Надворных Епископов Королевы Польской Елены Иоанновны, великой Княжны Российской, бывшей в замужестве за Польским Королём Александром. Скончался в 1556 году. 42. МАКАРИЙ наречён из Архиепископов Новгородских в 1543 году, Марта 16, а хиротонисан 19 числа того же месяца. По 21-летнему правлению, в 1564 году, Декабря 31, а по другим – в 1565 году, скончался. 20. СИЛЬВЕСТР Вилькевич или Белькевич хиротонисан в 1556 году. Скончался в 1568 году. 43. АФАНАСИЙ хиротонисан в 1564 году, а по другим – в 1565 году, из Архимандритов Новоспасских. По 2-летнему правлению Митрополией в 1566 году оставил престол и отошёл опять в Новоспасской монастырь, где и скончался. 44. ФUЛUNN II, Святой, рода боярского, из фамилии Колычевых, хиротонисан в 1566 году из Игуменов Соловецких. В 1569 году лишён сана и послан в заточение в Тверской Отроч монастырь, где в 1570 году, Декабря 23, а по другим – в 1572 году, умерщвлён. 45. KUPUЛЛ IV хиротонисан в 1570 году, а по другим – в 1572 году из Игуменов Новинского монастыря. В 1577 году скончался. 21. UOHA III Протасович хиротонисан в 1568 году из Епископов Туровских. В 1577 году скончался. 46. АНТОНИЙ хиротонисан, кажется, из Архиепископов Полоцких в 1577 году. Скончался в 1580 или 1582 году. 22. ИЛИЯ, прозванием Куча, хиротонисан в 1577 году. Скончался в 1578 году. 23. ОНИСИФОР, прозванием Девочка, хиротонисан в 1578 году, а в 1588 году отлучён по причине бытия его двоеженцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Первый на склоне своих дней был вторым после игумена лицом в монастыре. Он был здесь то же, что строитель в других монастырях. Очевидно, что Иоанн имел в виду именно этого Никодима. Последний издавна проживал в Кирилловом монастыре 34 . При игумене Феоктисге, в 7067 (1559) году, мы видим его уже келарем 35 . В 1565/6 году он, старец соборный, и в этом звании числился еще 28 июня 1570 (7078) года 36 . Но жизнь его окончилась, вероятно, в начале 70-х годов XVI века. Кормовая книга, составленная в начале XVII века, считает его умершим уже в 7078 году. Под 10 мая, она говорит о вкладе, сделанном в 78 году царем по старцу Никодиму Брудкову 37 . Свидетельство это, конечно, не точно, потому что еще в 1574 (7082) году июня 17 в актах упоминается строитель Кириллова монастыря Никодим 38 , а 11 марта 1576 года – старец Никодим 39 . Кроме того, во время судебного процесса Кириллова монастыря с Борисом Петровичем Шереметевым из-за села Чиркина 14 января 1630 года кирилловская братия предъявляла грамоту Феодора Васильевича Шереметева 7083 года, в которой старец Никодим значился в составе братии монастыря. Сведения о старце Антоние, сопровождавшем Собакина в Москву, теряются около того же времени. В одном документе 20 июня 1570 года он называется соборным старцем 40 , при игумене Кирилле (в 7079–157 / 1 году) он был келарем 41 . 13 февраля 1572 года он упомянут рядом с нареченным игуменом Игнатьем 42 . Что сталось с ним позже, неизвестно. Несколько затруднительнее обстоит решение вопроса о Собакиных, один из которых был иноком Кириллова монастыря. События, о которых повествует царь, и сведения о жизни их остаются малоизвестными в подробностях. В числе иноков Кириллова монастыря Грозный не раз называет Варлаама Собакина, посланного сюда по царскому приказу 43 . Но к какому времени относится его пострижение, и кончина? Из «вкладной книги» Кириллова монастыря мы знаем, что 23 мая 1572 года Василий Степанович Собакин, во иноцехъ Варлаамъ, сделал вклад в Кириллов монастырь 44 . Таким образом, уже 23 мая 1572 года он был в числе иноков и, быть может, постригся незадолго до этого времени, если принять во внимание, что в Кириллове монастыре существовал обычай делать вклад в монастырскую казну при пострижении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

названные социнианами), которых он безуспешно пытался примирить с учением Ж. Кальвина. После смерти Радзивилла Чёрного (1565), будучи изгнанными из его владений, они нашли покровителей в лице жямайтского старосты Яна Кишки и его матери Анны из рода Радзивиллов и в 1565 г. созвали свой 1-й отдельный синод. Так возникла Малая Церковь, деятельность которой прекратилась после 1617 г. Сейм 1658 г. предписал антитринитариям перейти в католицизм или покинуть Речь Посполитую, что и было исполнено. Замок Радзивиллов в Биржае. 1575–1589 гг. Фотография. 2006 г. Замок Радзивиллов в Биржае. 1575–1589 гг. Фотография. 2006 г. Большой двор ун-та в Вильно и костел святых Иоаннов. Литография из «Виленского альбома». 1850 г. Большой двор ун-та в Вильно и костел святых Иоаннов. Литография из «Виленского альбома». 1850 г. Во 2-й пол. XVI в. представители разных течений Реформации при посредничестве магнатов - князей Радзивиллов и Острожских - пытались достичь соглашения между собой, но им удалось договориться лишь о принципах сосуществования (виленские соглашения 1570, 1585, 1599 гг.). В то время распространение Реформации в Л. достигло апогея: к концу столетия до половины церквей Виленского и Жямайтского епископств были протестантскими. С 3-й четв. XVI в. распространение Реформации пошло на спад. Если к 1566 г. протестанты составляли примерно половину панов рады, а к 1572 г.- 73% сенаторов ВКЛ, то к 1606 г.- уже лишь 36%. Мн. протестанты, в т. ч. влиятельные (Радзивиллы, великий маршалок литовский и староста жямайтский Ян Иеронимович Ходкевич со своими сыновьями, Лев Сапега), переходили в католицизм. Католиками стали дети Радзивилла Чёрного, изгнавшие протестантов из своих владений; один из его сыновей, Ежи Радзивилл, впосл. занял Виленскую кафедру и стал кардиналом. Верность Реформации в XVII в. сохранили представители др. ветви Радзивиллов - потомки Радзивилла Рыжего, во владениях к-рых с центрами в Биржах и Дубинках (ныне Дубингяй) находили приют представители различных протестантских течений.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

Бунт против Папы разрастался как снежный ком. Столь же стремительно сплачивались вокруг Лютера его последователи в самой Германии. Здесь события развивались следующим образом. 1519 год. В Саксонии, в Лейпциге происходит диспут между католическими богословами и лютеранами. Последние стоят на своём, и Папа отлучает Лютера от Церкви. 1520 год. Лютер публично сжигает папскую буллу о своём отлучении, сжигая тем самым все мосты за собой. 1521 год. Отлучение Лютера подтверждается Вормским эдиктом. 1526 год. Первый имперский сейм в Шпейере приостанавливает преследование лютеран. 1529 год. Лютеране на сейме в Шпейере подают официальную «протестацию», после чего их начинают называть «протестантами», и вскоре это наименование переходит на всё антицерковное движение со всеми его разновидностями и сектами. 1540 год. Католическая Церковь специально для борьбы с протестантским движением создаёт орден иезуитов, возглавляемый Игнатием Лойолой. Папа срочно начал разрабатывать стратегию контрреформации, созывая в 1547, 1551 и 1562 годах Тридентский собор. Противостояние прежней и новой религий вступило в такую острую фазу, что кровопролитие стало неизбежным. И действительно, в 1572 году в ночь с 24 на 25 августа (память святого Варфоломея) в Париже было вырезано 2000 гугенотов (так называли протестантов во Франции), а по всей стране – около 30 000. А в 1618 году вспыхнула Тридцатилетняя война. Началась она так. В 1565 году был заключён религиозный мир в Аугсбурге, где католичество пошло на уступки: сословиям было дано право проводить реформацию в своих владениях. Но не в церкви. В 1618 году это право было нарушено в Чехии, и образованная ещё в 1608 году «протестантская уния» подняла вооружённое восстание. Чехи и уния в 1620 году были разбиты при Белой Горе. Император Фердинанд стал восстанавливать в Чехии католицизм. Но оказалось, что Папе торжествовать было ещё рано. В 1625 году началось вмешательство в конфликт соседних государств. Первой вмешалась Дания, но её король Христиан IV был разбит имперскими полководцами Тилли и Валленштейном (героем романа Шиллера).

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

В последующие дни архиепископ Никон вместе с Троицким посещал монастырскую библиотеку, где встречался с иноками-имяславцами. «Малоплодные попытки» Никона к увещанию имяславцев успеха не имели: монахи называли его масоном и еретиком. На вопрос имяславцев о том, следует ли брать благословение у Никона, архимандрит Давид (Мухранов) отвечал: «Лучше взять благословение у сатаны, чем у этого еретика» 1565 . Впоследствии архиепископ Никон с возмущением напишет об имяславцах: «Крайняя нетерпимость есть их отличительная черта» 1566 . Иногда беседы в библиотеке проводил Троицкий – реакция на него у монахов была менее агрессивной 1567 . Никон и Троицкий не ограничиваются работой с иноками Пантелеимонова монастыря: они посещают также монастырские скиты – Старый Руссик и Новую Фиваилу. Впрочем, и там настроения братии примерно такие же, как в самом монастыре 1568 . Относительное спокойствие сохраняется только в Ильинском скиту, который отмежевался от «ереси» Андреевского скита и Пантелеимонова монастыря 1569 . 14 июня под охраной вооруженных солдат началась перепись монахов Пантелеимонова монастыря 1570 . По сведениям архиепископа Никона, к 29 июня из общего числа 1700 иноков 700 заявили, что они «к ереси не принадлежат», тогда как прочие называли себя «исповедниками имени Божия» 1571 . Согласно имяславским источникам, результаты переписи были таковы: имяборцев – 661, имяславцев – 517, не явилось – 360 1572 (подавляющее большинство «не явившихся» принадлежало, надо полагать, к числу сочувствующих имяславию). Таким образом, и по той и по другой статистике, несмотря на все увещания архиепископа, значительная часть иноков Пантелеимонова монастыря (около тысячи) на конец июня продолжала активно или пассивно поддерживать имяславие. 28 июня, накануне праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, архиепископ Никон заявил о своем желании отслужить в монастыре Литургию. Однако во время всенощного бдения игумен Мисаил информировал Никона о том, что ризничий иеромонах Понтий не отдает ключи от ризницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Повесть о Николе Заразском помещена во второй части сборника, занимает л. 229–258 об. и, следовательно, датируется началом 70-х годов XVI в. Писец почти точно рассчитал объем текста и использовал для письма одну увеличенную тетрадь (л. 229–238), затем две 8-листные (л. 239–246 и 247–254) и, наконец, укороченную тетрадь из 4 листов (л. 255–258). Конец Повести едва уместился на л. 258 об., и, вероятно, по этой причине писцом не был переписан Родословный перечень священников церкви Николы Заразского, который обычно читается вслед за Повестью. Включение памятника рязанской литературы в сборник Волоколамского происхождения наводит на мысль, что владельцем рукописи был человек, имевший непосредственное отношение, с одной стороны, к Иосифо-Волоколамскому монастырю, а с другой – к Рязанской епископии. Такое лицо в рассматриваемое время действительно существовало: в 1573 г. Рязанским епископом стал Леонид Протасьев (1573– 1586), до этого дважды являвшийся игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря (1562–1565, 1568–1572). Предположение о принадлежности сборника Вол., 523 Леониду Протасьеву находит подтверждение при сравнении его содержания с действительно принадлежавшим Рязанскому владыке сборником Вол., 566 (на л. I которого имеется помета XVI в.: «Резанскаго владыкы Леонида», а на л. 538 об. киноварная запись: «Сии соборник владыки Леонида Резанскаго и Муромъскаго переделан лета 7084-го месяца июня 2 дня»). Оказывается, первая часть Вол., 523 имеет много общего с протасьевским сборником Вол., 566. Так, Слово св. Григория Богослова (Вол., 523, л. 85 об. – 87) соответствует «Поучению св. Григорья к попом», Вол., 566 (л. 69–70 об.); Поучение св. Афанасия (Вол., 523, л. 89 об. – 91 об.) соответствует «Поучению св. Афанасия к попом», Вол., 566 (л. 73–74 об.); Поучение св. Иоанна Златоуста (Вол., 523, л. 93–95 об.) соответствует «Поучению Иоана Златаустаго к попом», Вол., 566 (л. 355–356 об.); Поучение св. Василия (Вол., 523, л. 97–101) соответствует двум поучениям св. Василия сборника Вол., 566 (л. 87 об. – 90 об., 357 об. – 360); еще одно Поучение Иоанна Златоуста (Вол., 523, л. 101–103) соответствует двум поучениям Златоуста, читающимся в Вол., 566 на л. 90 об. – 92 об. и 360– 361 об.; Слово св. апостолов и св. отцев о церковном приношении (Вол., 523, л. 103 об. – 108) соответствует «Слову епископом и попом» сборника Вол., 566 (л. 361 об. – 364 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С 1576 по 1700 г. Греческую коллегию окончили 690 студентов, из к-рых более 60% греки из венецианских и тур. владений (439 чел.). В 1615 г. по просьбе униат. Киевского митр. Иосифа Вельямина Рутского папа Римский Павел V закрепил 4 места в Греческой коллегии за юношами из Речи Посполитой; в 1623 г. по решению Конгрегации пропаганды веры к ним были добавлены еще 2 места, что положило начало обучению униатов-славян (они стали 2-й по численности национальной группой, обучавшейся в коллегии). Также в Греческой коллегии обучались итальянцы, итало-албанцы, итал. и мальтийские греки. В среднем в коллегии одновременно учились ок. 40 юношей, поступавших в возрасте от 10 до 14 лет. Среди выпускников Греческой коллегии эллинист, эрудит, теолог, хранитель Ватиканской б-ки Лев Алляций (1586 или 1588 - 1669); поборник униатского движения в Западнорусских землях Петр Аркудий (ок. 1563-1633); поэт, переводчик с греческого языка еп. Франческо Аркудио (1590-1641); антиквар, хранитель Ватиканской б-ки Никколо Аламанни (1583-1626); кипрский богослов Неофит Родинос (1576/77-1659/69); преподаватели Падуанского ун-та Иоанн Коттуниос (1572-1657) и Иоанн Кигалас (1622-1687), униатские Киевские митрополиты Иосиф Вельямин Рутский (1574-1637) и Рафаил Корсак († 1640); миссионер в Польше митр. Джакомо (Иеремия) Барбариго (1580-1637); архиеп. Иоанн Кариофилл (ок. 1565-1635); архиеп. Феофан (Прокопович) (1681-1736) и др. В 1693 г. Греческая коллегия оказалась под угрозой закрытия, т. к. количество студентов сократилось до 18; было решено пополнить коллегию студентами-католиками лат. обряда с греч. островов, что привело к переориентированию коллегии на подготовку лат. миссионеров на Леванте. В 1763 г. в коллегии обучалось только 7 греч. студентов с Востока. В 1803 г. Греческая коллегия, как и др. К. п. в Риме, была закрыта. Ее деятельность возобновилась в 1845 г. по указанию папы Григория XVI; тогда были приняты 15 студентов (8 студентов из Русинской греко-католической Церкви , 4 студента из Мелькитской католической Церкви, 3 студента из Итало-Албанской католич. Церкви). В 1849 г. папа Пий IX учредил 4 стипендии для студентов-румын. В 1886 г. папа Лев XIII поручил руководство коллегией конгрегации воскресенцев , а в 1890 г. вновь передал коллегию под управление иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010