Однако миссия М. была негативно воспринята К-польским клиром, и его обвинили в униатстве. Самое сильное недовольство вызвала аудиенция М. у папы Павла III в 1547 г., в ходе к-рой М. преподнес папе частицы мощей святых. В документе Синода, изданном в нояб. 1547 г., т. е. еще в то время, когда М. пребывал в Италии, он назван «премерзким нечестивцем», к-рый, осуществляя униатский план Дионисия II, «объединился с нечестивым ересиархом, папой латинян, и присоединил к ним кафолическую православную Церковь, притворившись Константинопольским легатом» ( Legrand. 1889. P. 152). Перед возвращением в К-поль М. издал акт, в к-ром назначал ответственных за реализацию инициированных им мер по упорядочению религ. жизни греч. населения Венеции. Этот акт датирован 6 мая в греческой и 4 июня 1549 г. в итал. версии ( Μανοσακας. 1974). К этому времени над Дионисием нависла угроза низложения. По возвращении в К-поль М. заявил, что ответственность за сближение с католиками лежит на нем одном, а патриарх не имеет к этим действиям никакого отношения. Благодаря вмешательству М. Дионисий избежал низложения, но сам М. был извергнут из сана. Неск. лет спустя, когда положение Дионисия упрочилось, это решение отменили и М. был назначен патриаршим экзархом на о-вах Наксос и Парос ( Ζαχαριδου. 1962. P. 146-149). В нач. 60-х гг. XVI в. М., по свидетельствам зап. посланников в К-поле, сохранял униат. настроения ( Κακλαμνης. 1990. P. 219). Первое избрание М. на кафедру произошло благодаря покровительству влиятельного греч. архонта Михаила Кантакузина по прозвищу Шайтан-оглу. Михаил вступил в конфликт с предшественником М. Иоасафом II Великолепным (1556-1565) и добился его низложения, обвинив в симонии. Однако после поставления М. оказался в зависимости от своего заступника и был вынужден ежегодно платить ему по 2 тыс. флоринов ( Papademetriou T. 2015. P. 156). Апрелем 1567 г. датирована одна из первых в практике Восточной Церкви разрешительных грамот, изданная от имени М. Вероятно, в период Патриаршества М. выдача подобных грамот, схожих с индульгенциями Римско-католической Церкви, стала распространенным явлением ( Μιχαηλρης. 2005). К июлю 1568 г. относится обращение М. к православным на о-ве Крит с призывом прекратить преследование евреев. По словам М., евреи сами обратились к нему с просьбой заступиться за них. М. угрожал отлучением всем, кто притесняет иудеев, и подчеркивал, что «обидчик никогда не будет признан безвинным, если он оправдывается тем, что обидел иноверца» ( Papademetriou T. 1989). Январем 1572 г. датирована опись книг б-ки мон-ря Пресв. Троицы на о-ве Халки, к-рую собрал М. Опись включает более 100 экз., среди к-рых богослужебные книги, Жития святых, творения отцов Церкви, сочинения визант. историков и античных медиков ( Legrand. 1889. P. 207-216). |
С распространением учения о непогрешимости папы Римского возникло мнение, что папе принадлежит и исключительное право рассмотрения нек-рых наиболее тяжких проступков (causae reservatae). В кон. XII в. впервые упоминается о кардинале, к-рому папа поручил принимать исповеди у христ. паломников, приезжавших в Рим для совершения покаяния. В понтификат папы Римского Гонория III (1216-1227) такой кардинал начинает именоваться П. С этой должностью связывается формирование на протяжении XIII в. особого учреждения Римской курии - Апостольской пенитенциарии во главе с верховным П. (poenitentiarius summus, позднее - poenitentiarius generalis). Со 2-й пол. XIV в., после того как папа Римский Бенедикт XII (1334-1342) конституцией «In agro dominico» от 8 апр. 1338 г. установил структуру Апостольской пенитенциарии и ввел в ее состав должность «доктора, сведущего в каноническом праве» (doctor expertus in iure canonico), полномочия этого учреждения фактически распространились и на сферу церковного суда (forum externum), что было официально подтверждено буллой «Quoniam nonnulli» от 9 мая 1484 г. папы Римского Сикста IV (1471-1484). Папа Пий IV (1559-1565) вновь ограничил сферу компетенции Апостольской пенитенциарии (булла «In sublimi» от 4 мая 1562), папа Пий V (1566-1572) упразднил ее 23 апр. 1569 г., а 18 мая того же года восстановил в реформированном виде, резко ограничив компетенцию в сфере forum externum и учредив в ее составе должность богослова, к-рую должен был занимать представитель ордена иезуитов . Структура и функции Апостольской пенитенциарии, утвержденные папой Римским Бенедиктом XIV (1740-1758) (булла «Pastor bonus» от 13 апр. 1744; конституции «Quamvis» от 13 дек. 1747 и «Pastoralis» от 5 авг. 1748), существенно не менялись до нач. ХХ в., когда папа Римский Пий X (1903-1914) конституцией «Sapienti consilio» от 29 июня 1908 г. окончательно ограничил ее компетенцию сферой forum internum. Папа Римский Бенедикт XV (1914-1922) motu proprio «Alloquentes» от 25 марта 1917 г. закрепил за Апостольской пенитенциарией обязанность предоставления верующим индульгенций. Совр. статус и структура Апостольской пенитенциарии установлены конституцией «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г. папы Римского Иоанна Павла II (1978-2005). |
В XIII в. папа Иннокентий III перевел важнейшие учреждения Римской курии, в т. ч. и архив, в Ватикан как в более безопасное место. В XIII-XIV вв. архив неск. раз перемещался. Во время схизмы в католической Церкви в кон. XIV - нач. XV в. существовало 2 архива - в Риме и в Авиньоне. С избранием папы Римского Мартина V (1417-1431) и окончанием схизмы была проведена унификация архива. Важный этап в истории В. с. а. связан с эпохой Возрождения (XIV-XVI вв.), когда особое внимание уделялось книгам (античным, раннехрист. произведениям, церковным документам). Именно с этого времени существует Ватиканская библиотека в совр. ее виде, куда входил и архив. Документы в составе архива до наст. времени хранятся в Ватиканских дворцах, в тех же помещениях, где располагалась б-ка Сикста IV (1471-1484), названных по позднейшему их использованию Старым залом Синода. Архив и б-ка как единая структура имели одного руководителя, к-рым со времен папы Юлия III (1550-1555) был кардинал с титулом «библиотекарь Святой Римской Церкви». Первым кардиналом, получившим этот титул в Новое время, стал Марчелло Червини (впосл. папа Маркелл II , апр.-май 1555). В Ватиканской б-ке хранилось огромное количество документов, рукописей, печатных книг, актов органов управления и др. материалов, систематизировать к-рые становилось все труднее. Папой Пием IV (1559-1565) была предпринята попытка создать унифицированный центральный архив католич. Церкви, где в определенном порядке должна была храниться вся офиц. документация Римского престола. В бреве «Cum nos nuper» от 28 сент. 1565 г. папа Пий IV обязал священнослужителей отправлять всю документацию в Рим, где кардинал-библиотекарь отбирал документы для архива. Этот проект не был осуществлен из-за смерти понтифика. При папе Римском Пие V (1566-1572) была проведена инвентаризация папских архивов. Впосл. мн. папы предпринимали попытки унифицировать документы, составлявшие архив. Папой Римским Климентом VIII (1592-1605) было рассмотрено неск. предложений разделить б-ку и архив на 2 учреждения, каждое со своей структурой, функциями и местом расположения, что позволило бы отделить документы культурного содержания от непосредственно архивных (акты органов управления, офиц. корреспонденция Папского престола и проч.). Нек-рые документы последнего типа часто хранились в др. местах, прежде всего в замке св. Ангела (Archivium Arcis). |
В 1500 г., при папе Римском Александре VI (1492-1503), постоянный папский представитель был назначен в Венецию. Папа Римский Юлий II (1503-1513) направил Н. в швейцар. кантоны. При папе Римском Льве X (1513-1521) постоянные нунциатуры появились при дворе императора Свящ. Римской империи, во Франции, в Португалии и в Неаполитанском королевстве. Дальнейшее учреждение постоянных нунциатур было связано с политикой Контрреформации , хотя нестабильная политическая ситуация в Европе затрудняла этот процесс. В 1555 г. папа Римский Юлий III (1550-1555) назначил Н. в Польшу. В 1560 г. папа Пий IV (1559-1565) учредил постоянные нунциатуры в Савойе и Тоскане. В гл. 20 декрета «Si in quibuslibet», принятого 11 нояб. 1563 г., на 24-й сессии Тридентского Собора (1545-1563), были определены полномочия Н. В основных чертах новая система папской дипломатии оформилась в понтификат Григория XIII (1572-1585). К нач. XVII в. в католич. Европе сложилась система постоянных нунциатур. Их насчитывалось 13: 4 - в Италии (Савойское герцогство (Турин), Тосканское герцогство (Флоренция), Венецианская республика (Венеция) и Неаполитанское королевство (Неаполь)), 4 - в «латинском мире» (Франция (Париж), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон) и Бельгия (Фландрия в составе владений Испании, нунциатура учреждена в 90-х гг. XVI в., при папе Римском Клименте VIII (1592-1605)), 4 - в «германском мире» (при императоре Свящ. Римской империи, Германия (Кёльн и Грац, ныне территория Австрии), и Швейцария (Люцерн)), 1 - в «славянском мире» (Речь Посполитая). С этого же времени прослеживается четкое разделение между функциями легата и Н. Легат, возведенный в кардинальское достоинство, выполняет важные поручения, имеющие разовый характер; Н.- постоянный дипломатический представитель Папского престола. С XVI в. все Н., отправляемые Папским престолом, имели сан епископа или архиепископа. Однако сложившаяся практика назначать Н. ко дворам европ. монархов за пределами Италии правящих ординариев итал. диоцезов противоречила решению Тридентского Собора об обязательном присутствии епископов в своих епархиях. С XVII в. назначаемые Папским престолом Н. стали возводиться в достоинство титулярных архиепископов (до 1882 - in partibus infidelium). Епископское рукоположение назначенных Н., не имеющих епископского сана, обычно совершает кардинал - гос. секретарь (при условии, что он сам имеет епископское посвящение). |
В течение пятивекового исторического бытия своего город Шуя имел своего рода происшествия и перевороты, которые, конечно, не блестящи и не огромны, но все же заслуживают внимание и известность. Укажем важнейшие из них: В 1539 году Сафа-Гирей, Царь Казанский, разорил и сжег Шую. В 1548 году Царь Иоанн Васильевич Грозный город Шую отдал Боярину Игнатью Борисовичу Голохвостову в кормление, т. е. Голохвостову предоставлено было право пользоваться разными городскими доходами и притом с правдою, с пятном и с корчмою. 2 В 1549 году, когда Царь Иоанн Васильевич Грозный, по смерти Казанского Царя Сафы-Гирея, предпринял поход на Казань, тогда один из передовых его полков составлялся в Шуе, в который поступили и шуйские пищальники. В 1565 году Царь Иоанн Васильевич Грозный в числе 19-ти городов присоединил Шую в свою опричнину со всеми ее волостями и деревнями. В 1572 году он же завещал Шую в числе прочих городов, по духовной грамоте, сыну своему Феодору Иоанновичу. В грамоте сказано: «а благословляю и даю сыну моему Феодору золотой крест, город Шую и прочия города». В 1576 году Царь Иоанн Васильевич Грозный пожаловал городу Шуе «земли под новые дворы, мельницу и из поместных земель около Шуи города и посаду на все четыре стороны по 10 десятин длинных со всеми угодьями животине на выпуск». В 1609 году, в смутное для России время самозванцев, когда внутренние и внешние враги терзали Россию, шуйские жители, как верные сыны отечества, отреклись следовать постыдному примеру суздальцев, присягнувших самозванцу, известному под именем Тушинского вора. Они видели, что им грозит за это гибель от самозванца, однако, не смотря на угрозы поляков и русских мятежников, остались верными своему законному Царю Василию Ивановичу Шуйскому. И, действительно, русские изменники и поляки излили всю ярость на город: они выжгли, разорили его до основания, как доносил об этом Гетману Сапеге изменник русский, Суздальский воевода Плещеев 3 . В это время неприятели сожгли и шуйскую деревянную стену с деревянными же башнями, бывшую на городском валу. |
См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). Тема номера. Возвращение русской Смуты: Возвращение русской Смуты . Вступление от Редакции . Ил.: Минин и Пожарский (фрагмент). М. И. Скотти. 1850. Нижегородский художественный музей//Фома. - – ноябрь 2012. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). Матрица русской Смуты, или Работа над ошибками . Беседа со специалистом по эпохе Смутного времени, профессором МГУ, доктором исторических наук Ярославом Леонтьевым . Беседовал Виталий Каплан //Фома. - – ноябрь 2012. – С.16,17,18,19,20-21,22. - (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). Имеется краткая биографическая справка « Ярослав Викторович Леонтьев ». Фото из архива автора (С.16). См. также: 5 вопросов о номере. Павел Басинский, литературный критик, писатель//Фома. - – ноябрь 2012. - С.98. – (рубрика « Эпилог »). На врезках к статье размещена иллюстрированная подборка информационных материалов: Россия: смуты большие и малые (по версии Ярослава Леонтьева )//Фома. - – ноябрь 2012. – С.17,18,19,20,22. – (рубрика « Тема номера. Возвращение русской Смуты »). Представлены следующие периоды: 1425-1453. Замятня. Ил.: Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому. П. Чистяков. 1861. – С.17; 1565-1572. Опричнина. Ил.: Опричники. Н. В. Неврев (1830-1904). – С.17; 1605-1618. Смута начала XVII века. Ил.: Изгнание поляков из Кремля. Э. Лисснер (1874-1941). – С.17; С сер. XVII века. Церковный раскол . Ил.: Казнь соловецких монахов. Лубок, - С.18; 1670-1671. Восстание Степана Разина . Ил.: Степан Разин. В.И. Суриков. 1906. – С.18; 1682, 1698. Стрелецкие бунты. Ил.: Утро стрелецкой казни. – В. И. Суриков.1881. – С.18; 1707-1709. Восстание Кондратия Булавина . Ил.: Кондратий Булавин. – С.19; 1773-1775. Восстание Емельяна Пугачева . Ил.: Емельян Пугачев. Гравюра. – С.19; |
До XI в. сведений крайне мало. Евтихий (авг. 449); Ипатий (458); Константин (упом. в 516 и 523); Косма (упом. на VII Вселенском Соборе (787)); архиеп. Мефодий (ок. 1081 - ок. 1084); Фома (апр. 1229, июль 1235); ипертим Алексий (нояб. 1278); Никодим (ок. 1343); Симеон (упом. в 1510 и 1526); Макарий (янв. 1565); Нектарий I (низложен при патриархе Иеремии II (5 мая 1572 - 29 нояб. 1579, 13 авг. 1580 - 22 февр. 1584, 19 апр. 1587 - сент. 1595)); Гавриил; Иаков (между 1587 и 1595); Нектарий II (при патриархе Иеремии II); Неофит I (апр. 1602, март 1610); Матфей I (1610-1612); Каллиник (?-1632, низложен); Каллист (1632-1634, низложен); Даниил (1634 - † 1636); Каллист (повторно, 1636-1639, отстранен от обязанностей); Гавриил (1639, смещен из-за невыполнения обещаний, данных предшественнику); Каллист (в 3-й раз, 1640-?); Гавриил II (нояб. 1643-?); Никифор (1651-1663); Парфений (1663-1667); Каллиник Янинский (проэдр, 1667 - † 1678); Рафаил (1678-1708?); Иоаким (1708-1724, отстранен); Стефан (1724 - † 1731); также в 1725 г. упоминался Никодим; Мануил (1758); Досифей I (1781); Досифей II (1810-1815); Гавриил III (1819-1828); Иоаким II (авг. 1828 - июль 1835); митр. Паисий (июль-нояб. 1835, 1-й митрополит); Неофит II (нояб. 1835 - нояб. 1841); Никодим III (нояб. 1841 - янв. 1848); Пантелеимон (янв. 1848 - сент. 1857, низложен); Матфей II (сент. 1857 - 2 окт. 1876); Анфимий (Аполлониу) (окт. 1876 - янв. 1880, отстранен); Климент (14 янв. 1880 - 14 мая 1888); Косма (Евморфопулос) (9 июня 1888 - 14 апр. 1892); Констанций (30 апр. 1892 - 30 апр. 1894); Григорий (4 июня 1894 - май 1899, низложен); Лука (Петридис) (22 мая 1899 - 27 авг. 1909); Василий (Папахристу) (27 авг. 1909 - † 26 февр. 1936); с 26 февр. 1936 по февр. 1940 г. кафедра оставалась незанятой; Димитрий (Евтимиу) (февр. 1940 - 18 апр. 1956); Христофор (Хадзис) (18 апр. 1956-1967); Севастиан (Икономидис) (11 июня 1967-1994); Андрей (Трембелас) (1995 - наст. время). Римско-католическая Церковь включила в Консисториальные списки г. Дриинополь под его первоначальным названием - Адрианополь. |
После загадочного убийства младшего брата Чезаре Хуана (итал. Джованни), герц. Гандии, стали распространяться слухи, что это дело рук завидовавшего ему Чезаре, однако никаких прямых доказательств его причастности к этому злодейству не было обнаружено. Он занял освободившееся место главнокомандующего папской армией, затем в 1498 г. сложил с себя сан кардинала и, получив от франц. кор. Людовика XII титул герц. Валентинуа, 24 мая 1499 г. заключил династический брак с сестрой кор. Наварры Иоанна II Шарлоттой д " Альбре. Сближение с Францией входило в планы Александра VI и Чезаре, задавшегося целью создать под властью рода Б. единое светское гос-во в Центр. Италии. Смерть Александра VI застала Чезаре в зените славы и сыграла в его судьбе роковую роль. После избрания новым папой Джулиано делла Ровере, принявшего имя Юлий II , одного из главных врагов рода Б., Чезаре был арестован, перевезен в Испанию и заточен в замке. В 1506 г. ему удалось бежать в Наварру, к своему шурину, где он год спустя был убит во время мятежа. Лукреция Б. (18 апр. 1480 - 24 июня 1519), дочь Родриго, прославилась как покровительница искусств и мастер политической интриги. Три ее брака (в 1493 с Джованни Сфорца; в 1498 с Альфонсо, незаконнорожденным сыном кор. Альфонсо II Неаполитанского; в 1501 с Альфонсо д " Эсте, сыном герц. Феррары) значительно способствовали укреплению политического могущества рода Б. Франциск Б. (1510-1572), св. католич. Церкви (пам. 1 окт.), из испан. ветви Б. Первенец герц. Гандии Хуана, сына папы Александра VI, он получил хорошее образование, в 1529 г. женился на Элеоноре де Кастро. В 1542 г. унаследовал герц-ство, от к-рого отрекся после смерти жены (1546). В 1554 г. Франциск вступил в орден иезуитов , занимался активной проповеднической деятельностью, создавал новые коллегии в Испании. В 1565 г. стал генералом ордена. В 1671 г. канонизирован папой Климентом X . В кон. XVI в. род Б. приходит в упадок. Лит.: Lucas-Dubreton J. Les Borgia. P., 1952; Mallett M. E. The Borgias: The Rise and Fall of a Renaissance Dynasty. |
узнал о взятии в Ливонии еще 11 городов с разорением края до самой Пруссии, отрядил в Крым Даниила Адашева, разгромившего там весь западный берег, и пожаловал богатым купцам Строгановым в вечное владение Пермские земли до берегов Сылвы и Чусовой в 1559 г.; потеряв Анастасию, удалил Сильвестра, велел судить Адашева и, по выражению летописца, «нача быти ярчи прелюбодействен зело» в 1560 г.; женился вторично (см. 128) и открыл первую эпоху казней в 1561 г.; злобясь на короля Сигизмунда Августа за отказ в руке сестры его (Екатерины), объявил войну Польше в 1562 г.; лично взял Полоцк 15 февраля 1563 г.; получил книгу «Деяния св. Апостол», первую из напечатанных в московской типографии, и уехал со всей семьей в Александрову слободу (ныне уездный город Александров Владимирской губернии) 3 декабря 1564 г.; обнародовал устав опричнины 3-го и открыл вторую эпоху казней 4 февраля 1565 г.; созвал впервые Земскую думу и поставил митрополитом св. Филиппа, игумена соловецкого, в 1566 г.; открыл третью эпоху казней и, выступив лично в польский поход от Ршанского яма (близ Новгорода) возвратился в Александровскую слободу в 1567 г.; велел схватить св. Филиппа, служившего обедню, и сослал его закованным в тверской Отрочь монастырь в 1568 г.; «взял под свою руку» Кучума, царя сибирского, и, овдовев вторично, открыл четвертую эпоху казней, заключившуюся удушением св. Филиппа в 1569 г.; наказал Клин, окровавил Тверь и казнил страшным «погромом» Новгород в 1570 г.; на развалинах Москвы, испепеленной Девлет-Гиреем крымским, отпировал третью свадьбу свою (см. 134) 28 октября, но уже овдовел 13 ноября и немедленно открыл пятую эпоху казней в 1571 г.; исходатайствовал себе соборное разрешение на четвертый брак (см. 25), отпраздновав который, лично опустошил всю Эстонию в 1572 г.; вел переговоры с послом Литовской рады Гарабурдой о возведении себя или сына своего, царевича Ивана (см. 99), на престол польский в 1573 г.; постриг четвертую жену свою в 1574 г.; взял за себя уже без соборного разрешения пятую жену (см. 27), переселился в г. Старицу и открыл шестую эпоху казней, замечательную изобретательностью рода последних, в 1575 г.; вызывал разных художников-иноземцев и принимал в Москве послов Стефана Батория, нового короля польского, в 1576 г.; совершил удачный поход в несчастную Ливонию, ознаменованный тиранством при взятии Вендена, и, отослав в монастырь пятую жену, завел себе шестую, как называют ее современники, «женище» (см. 43), в 1577 г.; |
1320-1321 Исаия 1323-1334 Иоанн XIV Калекас 1334-1347 Исидор 1347-1350 Каллист I 1350-1354, 1355-1363 Филофей Коккин 1354-1355, 1364-1376 Макарий 1376-1379, 1390-1391 Нил Керамевс 1379-1388 Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим |
| |