Кардинал-инфант дон Генрих особенно хлопотал о назначении Гонзалеса. Сперва дон Генрих был враждебно настроен против иезуитов, но впоследствии, его совершенно подчинил своему влиянию Леон Генрикец, его духовник, так что дон Генрих слепо следовал его советам. Михаил де Торрес также воспользовался влиянием своим на королеву-регентшу, состоя ее духовником; в результате всех этих интриг, получилось назначение Гонзалеса воспитателем молодого короля. Регентша не любила иезуитов; они отомстили ей тем, что осыпали ее неприятностями и довели ее до такого отвращения к придворной жизни, что она решилась удалиться в монастырь, и только по настоятельным просьбам Лиссабонского сената и самых главных епископов, в особенности, Брагского архиепископа дона Бартоломея, отложила на некоторое время свое намерение. Но, утомленная беспрестанной борьбой, королева удалилась от дел в 1562 году и предоставила регентство дону Генриху, преданному другу иезуитов, которые от его имени правили государством до 1568 года. Тогда, не нуждаясь более в доне Генрихе, они его временно отстранили, чтобы завладеть молодым королем и держать его под игом своего ордена. В это, достойное сожаления, царствование, иезуиты главнейшим образом заботились о себе. Они заставили короля предоставить им полную свободу торговли зерном и скотом, и право пастбища без обязательного соблюдения законов. Оба указа, даровавшие им эти привилегии, были даны в 1559 году. 15 января 1560 года явился новый указ, дозволявший их воспитанникам получать бесплатно ученые степени от университетов, не принося никакой присяги; по тому же указу, воспитанники эти считаются получившими ученые степени, если даже университеты в них им отказывают. В том же году издан указ о том, что все иезуиты, получившие ученые степени где бы то ни было, и каким бы то ни было образом, считаются, получившими свои степени, от Коимбрского университета. Мы уже говорили, что ученые степени в университетах давали право на духовные должности. 13 августа 1561 года вышел новый указ, в силу которого никакой студент не имел права поступить в Коимбрский университет, не имея аттестата от коллегии искусств, содержимой иезуитами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Кн. 4 6224) сделана монахом западнорус. происхождения (хотя и не относящимся к числу пантелеимоновских иноков) и фиксирует национальный состав гостей, а не хозяев. С сер. XVI в. до запустения мон-ря (в 1568/69-1583) обитель существовала «в союзе» с Хиландаром, выражавшемся, очевидно, в совместном ведении хозяйства; возможно, поэтому в кадастровых регестах 1560 г. владения мон-рей описаны вместе ( С. 103). Сохранились сведения о числе иноков в Русской обители в кон. XV-XVI в., в разные годы оно существенно колебалось и составляло (по подсчетам серб. историка А. Фотича) в 1489 (или 1517/18?) г. 120 чел., 1530/31 г.- 25, в 1561 г.- 170 чел. В 1-й пол. XVII в. в братии Пантелеимонова мон-ря, вероятно, преобладали греки. Об этом свидетельствует, в частности, храмозданная надпись 1619 г. монастырского собора, выполненная только по-гречески (плита с этой надписью сохранилась среди уцелевших музейных экспонатов в б-ке мон-ря). Число братии в обители в 1661 г. составляло 120 чел., в 1677 г.- 200 ( С. 90). К нач. XVIII в., особенно в связи с русско-тур. войной 1686-1700 гг., Пантелеимонов мон-рь материально оскудел и братия оставила его. По свидетельству Григоровича-Барского, русские в то время были сильно притесняемы от греков и, «боящися внешней казни, убегоша в страны незнаемы». До XVII в. рус. иноки, жившие на А. в этнически смешанных скитах и келлиях греч. мон-рей, были более многочисленными, нежели рус. насельники Пантелеимонова мон-ря. В кон. XIV и в особенности в 1-й пол. XV в. связи рус. монашества с А. после длительного перерыва возобновились и стали активными. В то время на Св. Горе подвизались буд. основатели и настоятели рус. общежительных мон-рей: прп. Сергий Нуромский († 1412), Иларион , игум. новгородского Лисицкого мон-ря (вернулся на Русь не позднее 1397), Дионисий Царьградский, архим. Спасо-Каменного мон-ря (в 1418-1425 архиеп. Ростовский), Досифей , архим. нижегородского Печерского мон-ря (был на А. в кон. XIV - нач. XV в.), прп. Арсений Коневский († 1447). Ок. 5 лет прожил на Св. Горе прп. Савва Тверской (Бороздин; † 1467), игум. тверского Саввина мон-ря в честь Сретения Господня, о чем сообщает в своей «Духовной грамоте» прп. Иосиф Волоцкий (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 554). С афонской традицией был тесно связан и митр. свт. Киприан (отождествленный исследователями с одноименным святогорским монахом - адресатом послания свт. Евфимия, Патриарха Тырновского, дошедшего в большом числе рус. списков с нач. XV в.). Вероятно, в нач. XV в. на А. побывал известный рус. агиограф Епифаний Премудрый , в 1420 г. Зосима, инок Троице-Сергиева мон-ря, совершил путешествие на А. и составил список 20 афонских мон-рей. Со Св. Горы монахи привозили книги, до той поры неизвестные на Руси: лисицкий игум. Иларион привез Тактикон Никона Черногорца, прп. Савва Тверской - Иерусалимский устав и Кормчую, архим. Досифей - Устав Св. Горы и Чин пения 12 псалмов.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

князьями и Русской митрополией. Однако экономическое положение мон-ря в XVI в., несмотря на значительные пожертвования, получаемые из Москвы, было тяжелым. Обитель долгое время не могла оправиться от последствий сильных землетрясений (1500, 1552, 1560, 1572 и 1585), восстановить разрушенные строения и оборонительные сооружения, необходимые для защиты от набегов пиратов и сухопутных разбойников. В 1568/69 г. мон-рь после уплаты тур. властям огромного выкупа за конфискованные земельные угодья вынужден был заложить все свои метохи и даже церковную казну. Мон-рь был закрыт, а его насельники разбрелись по окрестным скитам и келлиям. В 1583 г. кинот во главе с протом обратился к царю с просьбой возобновить и обустроить обитель. Однако послание совпало по времени со смертью царя Иоанна IV Васильевича Грозного , кроме того, рус. казна была истощена многолетней Ливонской войной. Просьбу удалось выполнить лишь в 1592 г., в 1619 г. был сооружен новый монастырский собор на месте старого, облик постройки запечатлен на рисунке В. Г. Григоровича-Барского 1744 г. (к сер. XIX в. от постройки 1619 остался лишь фундамент, на месте старого храма в 1870 был заложен совр. собор, достроенный в 20-х гг. XX в. и освященный митр. Антонием (Храповицким) ). В кон. XV-XVI в. в Пантелеимоновом мон-ре жили по преимуществу сербы, по крайней мере из них состояла монастырская администрация, о чем свидетельствует переписка обители того времени с московскими властями, дошедшая в рус. копиях, сделанных в Посольском приказе, но сохранившая серб. лексику и заметные следы серб. орфографии. В афонских актах рубежа XV-XVI вв. встречаются подписи рус. монахов, напр. «старца Серапиона» (1483) и «старца Вавилы» (1504/05 (Παυλικινωφ). P. 274-275). Трактуемая иногда как свидетельство полного отсутствия русских в составе монастырской братии в 30-х гг. XVI в. запись в рукописи Хиландарского мон-ря 485 о том, что на праздничной трапезе в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1535 г. «быша... калогери сербы и греци» ( Стоянович.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Кто были настоятелями монастыря до разорения и сожжения оного норвежцами (мурманами) в 1419 году, и кто вскоре после воссоздания оного, в лето 1471 и даже до 1543 г., слишком чрез полвека существования на это за неоднократным погорением монастыря никаких документов нельзя было отыскать. С упомянутого же 1543 г. по крепостным данным на угодья, и по грамотам данным от царя Иоанна Васильевича упоминается первый игумен монастыря: Ефрем – 1540–1548, а по другим актам у Строева известны прежде Ефрема игумены Симеон, Вассиан 1528 до 1530 и Зосима 1530 г., а после Ефрема был игумен Антоний 1549–1551. Кириак строитель 11 – 1551–1555. Корнилий. Трофим. Александр – 1560–1566, а прежде Александра упоминается в 1554 году Варлаам. Игнатий – 1567–1568, а после Игнатия опять Александр 1570–1581. Варлаам – 1591–1601 12 после Варлаама у Строева упоминается Парфений в 1601 году и Геннадий в 1605 году. Каллистрат – 1606–1619. Нифонт – 1621. При сем настоятеле в 1621 году монастырь был разорен и ограблен литовскими людьми. Герасим – 1624. Сергий – 1628–1632. В 1635 году 9 октября монастырь потерпел от чрезвычайного наводнения. Антоний – 1647–1651. После Антония у Строева упоминается в 1653 году Трофим. Памва – 1638–1645. Тихон – 1675–1677. Геннадий – 1642. Лазарь – у Строева 1633–1636. Павел I-й. Козьма игумен и строитель храмов от 1661–1674, а по Строеву Козьма с 1657 года до 1674 года, в котором отрешен, и потом вторично с апреля 1683 до 1685 года. Арсений – 1678–1682, а с 1681 г. именуется архимандритом. Иоасаф I-й – 1685–1691. Василиск – 1691–1700. Варсонофий – С 1700 года игумен, с 1709 до 1717 года архимандрит. Архимандриты С 1707 года по благословенно высокопреосвященнейшего Стефана, митрополита Рязанского, управлявшего престолом патриаршим, при преосвященном Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, утверждена архимандрия в Николаевском Корельском монастыре, и первым архимандритом, после такового утверждения, из игуменов того же монастыря произведен настоятель Варсонофий II-й, за ним следовали архимандриты:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

На противоположном берегу в Ивангороде благочестивые россияне, соблюдая великий пост, говеют и молятся. В Нарве немцы, новые лютеране, пируют. 11 мая. Пьяные нарвские немцы, увидев икону Богоматери в доме одного псковича, бросили ее в огонь. Вдруг из-за этого начался пожар, увеличившийся из-за страшной бури, внезапно разразившейся. Жители Ивангорода устремляются в пылающую Нарву. Вслед им воеводы перевозят войско. Головы стрелецкие с боярином Алексеем Басмановым и Данилом Адашевым вламываются в Русские ворота, Иван Бутурлин – в Колыванские. Город взят… Торжественно отпраздновав занятие Нарвы во всем государстве, Иоанн IV велит отправить в город архимандрита, юрьевского и софийского протоиерея, чтобы освятить место во имя Спасителя крестным ходом и молебнами «от веры латинской и лютеровой,» соорудить церкви в замке и в городе, поставив сохранившуюся невредимой икону Богоматери, из-за кощунства над которой загорелась Нарва. 1560 г. Август. Конец светлым и великим дням царствования Uoahha IV . Плачет вся Москва, погребая свою первую царицу Анастасию, связавшую дом Рюрика с Романовыми. Тело усопшей переносят в девичий Вознесенский монастырь. Народ, теснясь, не дает пути ни духовенству, ни боярам. Неутешнее всех бедные, нищие, громко называющие Анастасию именем матери. Им хотели раздать положенную в таких случаях милостыню – они не принимают ее, отказываясь от всякой отрады в сей день печали. Рыдает, рвется Иоанн, ведомый под руки князьями Юрием, Владимиром и юным казанским царем Александром. 1568 г. По окончании литургии митрополит Филипп говорит в храме царю Иоанну IV: «Здесь мы приносим Богу бескровную жертву за спасение мира, а за алтарем безвинно проливается кровь христианская. Ты сам просишь прощения перед Богом: прощай же другим, согрешающим перед тобою.» «О, Филипп, – отвечает грозный царь, – нашу ли волю думаешь изменить? Лучше было бы тебе быть единомысленным с нами.» «Тогда суетна была бы вера наша, напрасны и заповеди Божий о добродетелях, – возражает святитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

на рыбн. ловли), 179 (Порядная 1577 г. на рыбн. ловли в устье р. Умбы; игум. Козма), 181 (Порядн. 1581 г. Макарова на дворничество), 200 (Поряд. 1655 г. о провозе съестн. припасов для Цесар. послов; игум. Иосиф), 209 (Платежная 1552 г. в поземельн. деньгах; игум. Матфей), 221 (Платежн. 1602 г. в церковн. дани и пошлин.), 231 (Выписка 1674 г. из Белозер. писцов. книг), 241 (Заемная и закладная 1559 г. кн. Вас. Пронского в 300 руб.), 259 (Рядная 1551 г. кн. Кемских о разделе наследств. их отчины по третей. суду игум. Афанасия), 270 (Мировая 1560 г. Леонтьева с монастыр. крестьянами по делу об убийстве), 364 (Проездная гр. 1606 г.; игум. Матфей), 366 (Отписка 1626–46 г. старцев м-ря с просьб. напомнить цар. Евдокии Лукиановне о милостыне), 381 (Настольн. гр. 1506 г. игум. Иоанну), 382 (Настольн. гр. 1571 г. о поставлении черного диакона Марка в игумены Усть-Шехон. м-ря), 385 (Ставленная 1676 г. священникам), 386 (Ставлен. 1604 г. диаконам), 389 (Благословен. грам. 1588, 1601 и 1654 г. священникам на отправл. богослужения), 390 (Благословенная гр. 1617 г. диакону на отправл. богослужения), 421 (Духовная 1568 г. Мясоеда Вислого; игум. Кирилл), 422 (Духов. 1571 г. Вас. Шкуля, в монаш. Вассиана; игум. Кирилл); “Собр. государ. грам. и договор.», I, 96 (Духов. 1472 г. кн. Юрия Василь.), 121 (Духов. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского), 122 (тоже самое под II и VII), 132 (Духов. 1504 г. кн. Ив. Борис. Волоцкого), 147 (Духов. 1509 г. кн. Дмитрия Иоанн.), 192 (Приговор. гр. 1566 г. об отказе в перемирии с Польшею; игум. Кирилл), 196 (Клятв. запись 1571 г. кн. Ив. Фед. Милославского; игум. Кирилл), 200 (Духовн. собор о недвижим. собств. м-рей; в 1580 г. игум. Козма, в 1584 г. игум. Варлаам), 203 (Утвердит. гр. 1613 г. об избрании ц. Мих. Фед.; игум. Матфей); II, 59 (Освящ. собор 1589 г.; игум. Марк); III, 90 (Указ 1623 г. об освобождении кн. Ив. Хворостинина, сосланн. в м-рь), 149 (Отписки 1652 г. по делу о перевозке мощей св. Филиппа, см. стр. 477); Калачов, “Пис- цов. кн. XVI cm.», I, Отд.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

обители учинилось великое замешательство и убыток. В амбарах соли от воды пропало 400 пудов» 22 . И подобные бедствия, память о которых живет среди иноков, посещали монастырь нередко… Много нужно было иметь монастырской братии душевной бодрости, чтобы, среди таких неблагоприятных жизненных условий, когда природа подавляет человека и действует угнетающим образом на его дух, неустанно выполнять иноческие обеты, возносить в тишине монастырского уединения с чистым и сокрушенным сердцем молитвы Господу, не поддаваясь греховным и гибельным наклонностям. До 1707 года Николаевский Корельский монастырь управлялся игуменами. Документальных данных о том, кто были настоятелями монастыря до 1419 г., когда он был сожжен норвежцами, и кто после восстановления его Марфой Борецкой, не сохранилось. Известны лишь имена настоятелей, управлявших обителью, начиная с первой половины XVI в. У Строева упоминаются: Симеон, Вассиан (1528–1530), Зосима (1530 г.). В крепостных данных на угодья и в грамотах встречаются имена игуменов: Ефрем (1540–1548) 23 , Кирияк строитель (1551). Корнилий, Трофим, Александр (1560–1566) 24 , Игнатий (1567–1568), опять Александр (1570–1581), Варлаам (1584) 25 , Каллистрат (1606–1619), Нифонт (1621), при котором монастырь был ограблен литовцами, Герасим (1624), Сергий (1628–1632) 26 , Антоний (1647–1651) 27 , Памва (1638–1645), Тихон (1675–1677), Павел 1-й, Козьма – строитель храмов (1661–1674), Арсений (1678–1682), Иоасаф (1685–1691), Василиск (1691–1700) и Варсонофий, именующийся с 1709 г. архимандритом 28 . В 1707 году, по благословению Стефана Яворского , митрополита Рязанского, при Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, в Николаевском Корельском монастыре была учреждена архимандрия «ради поможения Его Архиерейству в церковном священнослужении и ради почести святого места» 29 . Первым архимандритом монастыря был Варсонофий. Затем следуют: Иоасаф II и Порфирий, переведенный в 1727 г. в Сийский монастырь. Отдаленность и уединенность Никольского монастыря делали его в глазах правительства удобным местом ссылки для всякого звания и рода провинившихся и опальных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Оладья, Оладьин ( Аладьин ): Оладья Андреев Клементьев, подьячий вел. кн., 1470 г.; Оладья Шишмарев [см. Шишмарев], тиун вел. кн., конец XV в., Москва; Лев Данилович Оладья Блинов Монастырев [см. Блин, Монастырь], XV в.; от него – Оладьины [см. Беглец, Дичко, Купдум, Омена, Пирог, Плохой, Смиряй] Олбуга ( Албуга, Алабуга ), Олабугин : Олбуга, ордынский посол, середина XIV в.; Дмитрий Олабугин, крестьянин, 1534 г., Переяславль; ср. село Алабугино возле Бежецка Ср. алабор – 1) устройство, порядок, 2) бестолковый, косноязычный (Даль) Олекин Андрей Васильевич, 1627 г., Таруса [Ср. Алекин] Оленя, Оленины : кн. Андрей Оленя Елецкий, середина XVI в.; Оленины, середина XVI в. и позже, Мещера, Арзамас и Касимов Олеханов Данило, бортник, 1530 г., Рязань [Ср. Алеханов] Олисава , вдова Ширяя Палехова [см. Ширяй, Палех], 1568 г., Ярославль Олсуфьев Дмитрий Васильевич, 1560 г., Белая Олтуфьевы : Юрий Яковлевич, 1495 г., Новгород; Олтуфьевы, XVI в., там же [см. Дуван, Пороватов] [Ср. Алтуфьев] Олтухов Матвей Саввич, 1628 г., Волхов; Никита, посадский человек, 1659 г., Вязьма [Ср. Алтухов] Олупов Алексей, крестьянин, 1564 г., Олонец Олуповские , конец XV в., Новгород [см. Муравей, Пуща] Ср. селение Олупово Московского уезда Олух, Олухов : Олух, крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Мокиев Олухов, подьячий, 1657 г., Москва [см. Стро ченъ] Олух – простак, неуч, разиня Олухно , крестьянин, 1495 г., Новгород Ольговы , вотчинники, XV–XVI вв., Кострома [см. Сусло, Шишка] Олшук Семенов, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Олябей, Олябьевы : Михаил Олябей Емельянов, 1500 г.; от него – Олябьевы, позже Алябьевы Оляй Федор, крестьянин, 1624 г., Курмыш Оманка ( Онанка ) Василий Никитич Бороздин [см. Борозда], начало XVI в. Омачкин Юрий, псковитянин, убит в начале XV в. под Изборском 64 ; Постник [см. Постник] Афанасьевич, 1592 г.; Омачкины, XVI–XVII вв., Нижний Новгород Омелица , крестьянка, 1495 г., Новгород Омена : Омена Федорович Корцов [см. Корцов], 1565 г.; Омена Оладьин Блинов [см. Оладья, Блин], середина XVI в.; Омена, крестьянин, 1545 г., Новгород; Омена Бабанин [см. Бабанины], 1565 г., Казань

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

По рукописям, кроме жития, известны еще служба и похвальное слово кн. Иоасафу, вероятно сочинение того же неизвестного писателя (Царского 124; Толстого II, 168; III, 53). Житие блаж. Исидора Ростовского († 1474 г.) известно также по рукоп. XVI в. (Толстого I, 292, 306; Рум. муз. 600, 675; Обш. ист. 196; Царского 382). В 1564 г. составлено довольно пространное описание жития преп. Никиты Переяславского (Царского 127); но краткое житие Столпника и похвальное слово ему видим в рукоп. XV в. (Царского 368, 373). Так как преп. Корнилий Комельский († 1537 г.) еще при жизни своей прославился чудесами; то вероятно, что житие его описано было одним из учеников его, вскоре после кончины его, около 1560 г. (Царского 134). Оно показано в Корнилиевом монастыре по описи 1630 г. (Оп. книг степ. мон. 1306. М. 1848 г.). 134. Фотий , подвижник Волоколамский, ученик Кассиана Босого, сподвижника Иосифова, писал: а) против сквернословия; б) житие наставника своего Кассиана; в) послание к старице Александре (Вол. рукоп. 92, 281; Толстого II, 237). В последнем отвечает на вопрос: что будет с иноком или инокинею, умирающим не в схиме? Судьбы Божии неисповедимы, пишет он; по слабому и малая добродетель вменяется у Господа в великую заслугу. «Аще кто живет в веце сем суетнем в небрежении о своем спасении и в бесстрашии и нерадении о делех мнишеского жития : аще и в схиме преставится, ничтоже пользует его схимное пострижение». В описи книг 1652 г. видим между Волоколамскими книгами «Сборник Фотиева письма» (Опис. кн. степ. мон. 2267; Моск. 1848 г.). Жизнь его старца Фотия описал ученик его Вассиан , архимандрит Возмицкий (Толстого II, 68), который писал еще «о вражде на Иосифлян». В помянутой описи видим еще «две книги правила, письмо Васьяна, Фотиева ученика» 2195, 2196). 135. Преп. Феодосия Тотемского († 1568 г.) духовное завещание хранится рукописным в его обители. 136. Преп. Корнилий , с 1529 г. игумен Псково-Печерский, просветитель бедной Чуди. Он помогал пограничным чудянам в их нуждах щедрою рукою и, присоединив их к св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Положение дел во Владимирской епархии уже в 50-х гг. вызывало беспокойство волынской шляхты. Волынские послы на сейме 1554 г. обратились к господарю с просьбой вернуть Владимирской кафедре имения, которые «владыка нынешнеи володимерскии» роздал Борзобогатым и другим лицам (там же. Стб. 266). Управляющий кафедрой еп. Иосиф сам принадлежал к панскому волынскому роду Борзобогатых; пользуясь своим положением, он способствовал обогащению родственников. Как нареченный владыка Владимирский Иван Борзобогатый упоминается в документе 13 мая 1563 г. (Archiwum XX. Lubartowiczˆow Sanguszk?ow w S³awucie. Lw?ow, 1910. T. 7. 73). К этому времени он, несомненно, вступил в управление Владимирской кафедрой. Этот эпизод описан митр. Макарием на основании записей в луцких гродских книгах, сделанных сторонниками И. Борзобогатого; публикацию записей владимиро-волынских гродских книг, сделанных сторонниками Ф. Лазовского, см.: Левицкий Д. Извлечения из документов, относящихся ко времени епископов Владимиро-Волынских Иоанна Борзобогатого-Красенского и Феодосия Лазовского (1563–1565)//Волынские епархиальные ведомости. 1872. 6–7. О записях относительно этого конфликта в холмских гродских книгах см.: Площанский. Прошлое Холмской Руси. Ч. 1. С. 163–164. Марк Жаровницкий как епископ Луцкий фигурирует в документах с ноября 1560 по декабрь 1568 г. Сан принял, судя по всему, в 1566 г. Иван Борзобогатый впервые упоминается как Луцкий епископ в апреле 1569 г. Документ с упоминанием еп. Никифора (о котором речь в прим. 350) относится к 1489 г. (Голубев. Материалы для истории Западнорусской Церкви. Вып. 1. С. 22–27). По-видимому, именно скандальные поступки иерархов, занимавших епископские кафедры во Владимире и Луцке, привели к тому, что на собравшемся в начале 1566 г. сейме послы волынской шляхты потребовали от короля, чтобы он давал епископские кафедры во Владимире и Луцке и архимандрию в Жидичинском монастыре лишь тем, о которых будет просить «все поспольство земли волынское» — «бо люди простые и неучоные... втекшися к его кор. мил. таковые хлебы духовные одерживают и их убожат и нищать» (Документы Московского архива Министерства юстиции. М., 1897. Т. 1. С. 179–180). В этом выступлении отразилось и недовольство светской части общества положением дел в Церкви, и ее стремление подчинить церковные институты своему непосредственному контролю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010