Акиндин считал, что обожение человека происходит через тварную благодать, являющейся инструментом для нетварной, – Кровь Христову, благодаря которой происходит наше искупление 1559 . Акиндин утверждал, что свт. Григорий Палама учит о том, что в Евхаристии человек причащается «низшему божеству» – Божественным энергиям, а не Божественной сущности 1560 . Сам же Акиндин делает акцент на причастности в Евхаристии Божественной сущности 1561 . Здесь, кроме прочего, проявляется важное расхождение между позициями Акиндина и свт. Григория: если последний утверждал о том, что Божественная сущность непричаствуема, в то время как Бог причаствуем в своих энергиях, то первый, не принимая учения о различии в Боге между сущностью и энергиями, настаивал на причаствуемости Божественной сущности, причем, для всего тварного сущего. Согласно Акиндину, Божественная сущность является одновременно и причаствуемой ( μετεχμενον), и не-причаствуемой ( μθεκτος), причем причасгвуется она в разной мере всеми видами тварного сущего. В «Большом опровержении» Акиндин пишет, что Бог всецело сущностно причастен для твари, и полностью же сущностно непричаствуем. Способ сущностной непричастности Божества – таинственен; причастен же Бог по сущности всему не разделяясь на части, пребывая всецело во всем и всецело сверх всего, таким образом, как можно говорить о всеобъемлющем, творческом, промыслительном, животворящем, движущем все Божественном действии 1562 . Акиндин говорит, что, ведя речь о том, что Бог по сущности всему причаствует и одновременно является непричаствуемым, он следует Максиму Исповеднику (он не отмечает, какие слова прп. Максима имеет в виду) 1563 , а также Иоанну Дамаскину , который пишет, что Бог по сущности присутствует во всем 1564 . Здесь мы видим тему, подобную той, что немного позже будет развивать и Никифор Григора, причем, с аналогичными отсылками к отцам 1565 . Сомнительным здесь является не само учение о возможности причастности Божественной сущности (это учение было расхожим в русле до(вне-)ареопагитовской линии дискурса причастности в святоотеческой литературе 1566 – 1567 ), но представление о том, что Бог по Своей сущности причаствует вешу тварному сущему 1568 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Александра и еще живого М. (Видение Иродиона, како виде прп. Александра и митр. Макария, со церквы Николая/Публ. по ркп. СПбДА 276. Л. 156 об.- 158 об. подгот.: архим. Никодим (Кононов)//Олонецкие ЕВ. 1903. 19. Ч. неофиц. С. 664). В конце своего Новгородского архиерейства святитель рукоположил также прп. Макария Римлянина , ученика прп. Александра Свирского. В Москве на митрополичьих богослужениях молился блж. Василий († 1557). За благословением к М. обращались преподобные Адриан Ондрусовский († 1550), Адриан Пошехонский († 1550), Феодосий Тотемский († 1568). Прп. Герасим Болдинский († 1554) перед кончиной обращался к царю Иоанну Грозному и к М. и просил их покровительствовать своему мон-рю. Прп. Елена (Девочкина ; † 1547), 1-я настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери женского монастыря , составила свою духовную «по благословению государя преосвященного Макария, митрополита всеа Росии», заповедав инокиням молиться «о святейшем митрополите Макарии» (АРГ: АММС. С. 298, 302). Махрищский игум. свт. Варлаам (впосл. епископ Суздальский; † 1585) в 1560 г. по благословению М. возрождал Троице-Авнежский монастырь, связанный с памятью преподобных Григория и Кассиана Авнежских († кон. XIV в.), учеников прп. Стефана Махрищского († 1406). Непростые отношения связывали М. с прп. Максимом Греком († 1556), осужденным Московскими Соборами 1525 и 1531 гг. После 1532 г. прп. Максим если не отказался от нестяжательских взглядов, но и не пропагандировал их; его полемические сочинения, направленные против инославных и еретиков, а также его критика апокрифов отвечали интересам Церкви. Вместе с тем он настойчиво добивался реабилитации, снятия с него обвинений в богословских заблуждениях. М. не возражал против создания для прп. Максима в тверском Отроче мон-ре благоприятных условий для работы, оказывал ему материальную помощь, получал от него сочинения и высказывал о них благоприятное мнение, но не мог пойти на его церковное оправдание и тем самым на пересмотр соборных решений.

http://pravenc.ru/text/2561278.html

Анны с Богоматерью и св. Николая. В лавре икона мозаическая св. Иоанна Богослова. В новом соборе монастыря Ксенофа, в притворе, две мозаические иконы: св. Димитрия и св. Георгия, века XI; в Хиландаре мозаическая икона Богоматери Одигитрии. Древних икон, сделанных красками, на Афоне очень много, но лишь немногие из них относятся к эпохе до падения византийской империи; большая же часть XV–XVII вв.; даже известные «куклы Феодоры» в Ватопедском монастыре едва ли восходят своим началом ранее XII в. Коллекция старинных икон находятся во многих афонских монастырях; важнейшие из них: в Лавре, в Ватопеде, в Ивере и в русском Андреевском ските. Среди них встречаются иконы лучших русских мастеров XVI и XVII в. Отсутствие на этих иконах массивных металлических риз составляет одно из их преимуществ. Металлическая рельефная риза на иконе явление, не свойственное византийской древности, которая, выставляя достоинства художественной кисти, не только не имела побуждений прикрывать эти достоинства ремесленною металлическою скульптурою, а наоборот, должна была считать неестественным такое сочетание скульптуры и живописи. Новые греческие иконы, а равно и те из древних, которые выставлены в церквах на видных местах, украшаются уже новыми металлическими ризами, подобно иконам русским. Разница между русскими и греческими состоит здесь в том, что на русских иконах риза никогда не закрывает рук, напр., Богоматери и Спасителя, а на греческих закрывает; металлические наручники нередко можно встретить здесь даже и на тех иконах, которые совсем не имеют риз. – Стенная старинная живопись встречается почти во всех важнейших монастырях Афона. Местные предания и заключения специалистов относят некоторые стенописи к очень древнему времени, но на самом деле здесь нет ни одного памятника этого рода ранее первой половины XVI века. Лучшая стенопись в Протате, 1512 года. За нею следуют там же, в пределе Иоанна Предтечи стенопись 1526 г., стенопись лаврского собора 1535 г., в параклисе лаврском св. Николая 1560 г., стенопись в Дохиарском соборе 1568 г., в Ксенофе, в трапезе, 1562 г., там же, в параклисе св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Арбуз – принесено с Востока; карбуз – дыня (афган.) Аргамаков Василий, дьяк вел. кн. Василия III Ивановича, 1515 г. Аргамак – рослая, породистая восточная лошадь Аргун, Аргуновы : Аргун Иванович Захарьин, опричник царя Ивана; Аргуновы, 1577 г., Коломна, а позже также и в Рязани Ср. в Переяславском уезде (XV в.) село Аргуново и Аргуновская волость Аргун – плотник (владим.) Ардабьевы : Федор Афанасьевич, убит в 1552 г. при взятии Казани; Афанасий Алексеевич, 1585 г., Арзамас; Андрей Федорович, 1590 г., Мещера Ардашевы Ардаш, урдаш – шемахинский шелк низкого качества Аркат, Аркатовы : Аркат Семенович Малыгин [см. Малыга], 1568 г., Ярославль; Иван Семенович Аркатов, 1604 г., Казань Арман Григорий Тимофеевич Бухарин-Наумов [см. Бухара], 1560 г., Коломна Арменин Лука Захарьевич Шапилов [см. Шапил], дьяк в посольстве в Крым, 1578 г., Армении Иванович Воронцов [см. Воронец], 1586 г., Арзамас [см. Ремезов] Арнаутов Афанасий Дмитриевич, в начале XVII в. получил поместье в Угличе; Василий Андросович и Мялонд Иванович, 1612 г., Волхов Арнаут – албапец (турецк.) Артаковы : Сулеш [см. Сулеш] Семенович, стрелецкий голова, 1573 г., Новгород; Федор Дементьевич, 1649 г., Рыльск Артуй Иванков, крестьянин, 1564 г., Новгород Артуй – быть может, от имени Артемий (? – С. В.) Архаровы : Федор Семенович, сын боярский новгородского владыки; Караул Рудин [см. Караул, Рудин], помещик, 1556 г., Кашира; у него сын Салтан [см. Салтан, Салтыч] Архар – горный козел (узбек.) Арцыбашевы : по родословным преданиям, потомки немчина Петра Кашпирова (Каспарова), выехавшего в Россию в первой четверти XVI в.; его внуки Василий Невзор [см. Невзор] и Матвей Торопец [см. Торопец] Григорьевичи служили в московских дворянах, 1550 г. [см. Сурьянин, Торжок] Асан : Осип Дмитриевич Асан Годунов [см. Годун], наместник в Галиче, 1532 г.; Асан Глебович Морозов [см. Мороз], середина XVI в. Асан – собственное имя (татар.) Асанчук Василий Григорьевич Заболоцкий [см. Заболоцкий], посол в Мазовию, 1495 г.; Асанчук Архипович Татищев [см. Татище], вторая половина XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Беломор. 53. Требник старообрядческий. Последняя четверть XIX в. 4°. 185 л. Штемпель: «Фабрики наследников Сумкина 6» в фигурной рамке, вид: Клепиков. Филиграни и штемпели, 202 (1869, 1909 гг.) Запись: оборот верхней крышки переплёта – «Подарок Библиотеке АН СССР от Михайлова Ивана Василеевича дер. Машеозер. 25/1 66». Содержание: л. 103–195 – чин исповеди: л 117 об.–120 об. – вопросник о вере (ВВ-Печ. тр.); л. 122 об.–132 об. – вопросник мужчинам и вдовцам (М-Печ. тр.); л. 133–153 – поновление мужчинам; л. 153–156 – поновление детям; л. 156–166 об. вопросник девицам, женщинам и вдовицам (Ж-Печ. тр.); л. 167–184 об. – поновление женщинам. Вят. 157. Служебник. 1560-е гг. 4°. 246 л. Филиграни: 1) Цветок, вид: Пиккар XII, 902 (1566 г); 2) Сфера, тип: Брике, 14030 (1564 г.); 3) Кувшин, тип: Лихачёв, 1915 (1568 г ) Записи: оборот верхней крышки переплёта – «Книга Рождества Исуса Христова Сына Давида», «Лета 7000-ого месяца марта 24 дня при благословенном...» (далее нрзб.); нижняя крышка переплёта – «Лета 7072-го месяца марта», «Книга глаголемая Служебник лета 7...» (далее нрзб.), «Книга глаголемая Служебник лета 7091-го месяца марта в день»; л. 227 об. – «Служебник Денисов Иванова сына попова, а купил у попа у Ильи Иванова сына Кашникова», «Кинга глаголемы Служебник Борисоглебскаго попа Ильи Иванова сына Кашникова писана на Болванском»; л. 228 об. – «Взял царь (нрзб.) и великии князь Иван Васильевич всея Роси Казанское царство лета 7000 шестьдесят перваго. На память святых мученик Кипреяна и Устиньи». Содержание: л. 122–123 об. – поновление инокам; л. 123 об.–132 – поновление; л. 163 об.–173 – епитимийные правила; л. 230– 239 об. – чин исповеди; л. 232–234 об. – поновление; л. 236–237 вопросник мужчинам (М- Соф. 848 ); л. 237–238 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 848 ); л. 238–239 об. – поновление священникам. Доброхот. 20 (старый шифр 11.9.1). Служебник. Третья четверть XVI в. 4° 215 л. Филиграни: 1) Перчатка с короной, вид: Лихачёв, 2980 (1559 г.); 2) Герб (?), фрагмент филиграни на переплётном листе, не отожд. В молитвах и на полях рукописи часто упоминаются русские святые. Содержание: л. 63 об.–65 об. – чин причащения больного. Описание : Описание РО БАН. Т. 1. С. 80–84.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Библ., под названием «Цветник», г. Жданов нашел еще одно извлечение из Стоглава, отчасти напоминающее собой краткую редакцию, отчасти – т. н. первоначальную (приложения, стр. 222–223). Впрочем, г. Жданов не пришел к окончательному выводу относительно этого извлечения. Свои рассуждения о редакциях Стоглава почтенный ученый заканчивает следующим резюме: «Что списки Стоглава очень разнообразны, это несомненно: есть списки полные и сокращенные, есть в этих списках разницы, часто любопытные и важные, но все-таки эти разницы не настолько велики и последовательны, чтобы на основании их устанавливать разделение нескольких самостоятельных редакций» (приложения, стр. 223). Вывод довольно неожиданный и странный, с которым едва ли можно согласиться. Конечно, есть весьма мало оснований считать за особую редакцию т. н. первоначальную редакцию и извлечение, имеющееся в «Цветнике», и другие подобные им списки. Но во всяком случае списки Стоглава представляют собой два типа, настолько отличающиеся друг от друга, что с полным основанием можно признать каждый из них за особую редакцию Стоглава. Первая, как мы сказали выше, есть подлинное соборное уложение 1551 года а вторая есть его сокращение, сделанное уже в XVII в. 5 Обзор их см. в ст. г. Добротворского: «Дополнительные объяснения к изданию Стоглава», Прав. Собес. 1862, ч. 3-я. Срав. ст. Ивана Беляева «Памятники русского церковного законодательства: Стоглав и Наказные списки соборного уложения 1551 года». Правосл. Обозрение 1863 г. Июль, и «стоглавый собор», ст. в Прав. Собес. 1860 г., ч. 2, стр. 109–111. 6 Это мнение высказано неизвестным автором статьи «Сведения о Стоглавом соборе». Христ. Чт. 1852 г., ч. 2, отдел церковной истории, стр. 238–239. 7 Опись царского архива, 1575–84 гг., ящик 224: «А в нем списки, что писати в летописец, лета новые прибраны от лета 7068 (т. е. 1560) до лета 7074 (т. е. 1566) и до 76-го» (т. е. 1568 от Р. Х. А. А. Э. т. I, 289). 8 Автору упомянутой статьи, писавшему в 1852 году, еще не известны были т.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1517 году Султан Селим 1 завоевал Египет. Еще в бытность его в Каире Синаиты поднесли ему известное ахтинаме Магомета, и в замен получили Фирман, подтверждающий все права христиан и монахов, изложенные в этом дееписании лжепророка. С сей поры Синайский монастырь постоянно пользовался покровительством турецких Султанов и получал от них милостивые Фирманы и бераты, а от их Пашей и судей – приказы, коими предоставлялись ему разные преимущества и льготы. Все эти Дееписания на турецком языке бережливо хранятся в Джуванийском подворье. Я видел их, 52 но по незнанию сего языка не понимал, за исключением тех, которых содержание на обороте хартий объяснено по Гречески. Эти последние акты суть следующие: Годы. 1., Приказ, воспрещающий Синайским Бедуинам входить в монастырь вместе с поклонниками 952/1536 1., Сулеймана II 938/1522 2., Его же 942/1526 3., Его же 954/1538 4., Его же 958/1542 5., Солимана II 967/1551 6., Копию с Султан. Берата, данного Синайск. архиепископу 984/1568 7., Амурата III 1000/1584 8., Мурата 1002/1586 9., Османа 1029/1613 10., Османа. II 1034/1618 11., Солимана III, разрисованный, великолепный 1106/1690 12., Ахмеда III 1115/1699 13., Абдул-Хамида 2., Приказ Кадия, освобождающий Синаитов от всех таможенных требований в городах Яффе, Сидоне и проч. 954/1538 3., Фирман Султана Сулеймана II о невзимании податей с Синайского монастыря 962/1546 4., Фирман, воспрещаюший Евреям ходить в Раифу и жить там 975/1560 5., Приказ Египетского Паши Махмуда, содержащий тоже самое воспрещение. На обороте его помечено по Гречески летосчисление от Адама и Христа 7074/1566 Июл.12 6., Фирман Султана Мурата о том, что Имам в мечети Синайского монастыря должен быть из Аравитян, а не из другого племени 991/1575 7., Приказ Хиадар Паши о том, что Синаиты свободны от податей в городах Дамиатте, Розетте, Александрии, и Каире 1007/1591 8., Фирман Султана Османа о невзимании с них таможенных пошлин в тех же городах за. доски, сахар и проч. 1029/1613 9., Фирман дозволяющий Синаитам безпрепятственно служить литургию в Джуванийском подворье

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В 1553—1554 гг. под председательством святителя Макария состоялся Собор, осудивший ереси и заблуждения Матфея Башкина, дьяка Ивана Висковатого и Феодосия Косого. В 1560—1563 гг. в кружке Митрополита Макария был создан другой монументальный свод — «Степенная книга царского родословия». Такие памятники, как «Домострой» (сер. XVI в.; определял весь строй жизни русского человека) и «Лицевой свод» (доведен до 1567 г.; всемирная история и летопись Русского государства), также создавались лицами, близкими к Митрополиту Макарию. После смерти святого Митрополита Макария (31 декабря 1563 г.) царь Иоанн Грозный установил систему «опричнины» — своеобразного «государства» внутри государства. В это время прекратилось официальное общерусское летописание. Учиненные Иоанном Грозным кровавые погромы в Твери и в Новгороде (1569—1570 гг.), казни и ссылки невинных людей, грабежи церквей и монастырей привели народ в смятение. Защитником невинно осужденных и пострадавших явился святитель Филипп II, Митрополит Московский. Он происходил из боярского рода Колычевых, долгое время был игуменом Соловецкого монастыря, где прославился строгостью жизни, мудрым руководством обителью. Святитель Филипп потребовал от царя отмены опричнины и стал открыто порицать творимые им беззакония. По приказанию Иоанна Грозного 8 ноября 1568 г. опричники вывели святителя из Московского Успенского собора во время служения Божественной литургии, а затем заключили в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. он принял мученическую кончину от руки опричника Малюты Скуратова (99, с. 108). Заступницей за Русскую землю в те тяжелые годы внутренних испытаний явилась Сама Богоматерь. 8 июля 1579 г. совершилось явление чудотворного образа в г. Казани. С того времени Казанская икона Божией Матери стала символом Защитницы Руси во всей ее последующей истории. Под покровом Богоматери крепла Русская Церковь и приобретала все большее признание среди христианских Церквей Востока (100). Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

В начале XVI-ro века был уже сделан полный перевод Синтагмы неизвестным лицом. Известный ученый монах Чудова монастыря Евфимий, выясняя побудительные причины, вызвавшие его на вторичный перевод Синтагмы, между прочим, говорит: «прежде сего влто зн (7050) добр преведена б (т.е. Властарева Синтагма), или съ малыми оскуденми» 211 . Но переведенная дословно с греческого и расположенная не по славянскому, а по греческому алфавиту, Синтагма Властарева в славянской своей одежде переставала быть тем, чем она была в греческом подлиннике, т.е. справочным номоканоническим словарем, так как незнакомому с языком греческим славянину трудно знать, что статьи, начинающиеся в его язык буквой, напр., «б», как статьи о браках, о брачных степенях и т.п. в славянском переводе должно искать в отделе под буквою «γ»; – статьи, начинающаяся буквой «Ц», как напр., статьи о Церкви и церковных делах, должно искать под буквою «ε» и т. д. Этими неудобствами пользования книгою в буквальном славянском переводе её с греческого вызвана была реформа в переводных славянских кодексах Синтагмы, касавшаяся размещения статей Синтагмы не по греческому, а по славянскому алфавиту. Между рукописями Свято-Онуфриевского монастыря во Львове, есть такой славянский список Синтагмы, в котором отдельные статьи её распределены по порядку букв славянской азбуки 212 . Для нас в этом случай особенно важно то обстоятельство, что главным виновником этой реформы был никто, иной, как царь Иван Васильевич Грозный 213 . Церковный распри 1551–1558 гг., в которых царь Иоанн Грозный принимал живое участие, вынуждали его подумать о пособии, в котором он мог бы без труда находить разрешение различных сомнительных канонических вопросов. Этим требованиям, как известно, Синтагма Властарева удовлетворяет как нельзя лучше; на ней царь Иоанн и остановил свое внимание. Но не находя в России такого славянского экземпляра Синтагмы, какой мог удовлетворять его требованиям, т.е. такого, в котором отдельный статьи излагались бы по порядку букв славянского алфавита, он решился заказать таковой для Церкви русской в славившейся тогда учеными пастырями Молдавии, – именно в 1556-м г. он обратился за этим к князю и господарю Молдаво-влахийскому Александру (1522–1568), который, исполняя желание царя, поручил дело это епископу романскому Макарию, как одному из ученейших и даровитейших архипастырей Молдавии. К исполнению поручения преосвященный Макарий приступил в 1556-м году, но окончил труд свой, по всей вероятности, не ранее 1560-го года, так как высылка рукописи последовала только 18-го сентября 1561-го года 214 . Но, к сожалению, судьбе не угодно было, чтобы приготовленная для царя Иоанна рукопись дошла до места своего назначения она была задержана в одном из Галицийских монастырей (Свято-Онуфриевском, во Львове), где более 300 лет скрывалась от лица науки.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Васенко, в начале 1560-х годов царским духовником и протопопом придворного Благовещенского собора Андреем (позже – митрополит Афанасий), Русская история представлена по «степеням» – правлениям великих князей, биографии которых приближены к житиям святых 274 . В основу положена Никоновская летопись, дополненная Сказанием о происхождении русских князей от императора Августа и многочисленными житиями святых, некоторые из которых сочинены специально для Степенной книги (например, жития князя Владимира и княгини Ольги). Последующее изложение ведется по памятнику официального происхождения – Летописцу начала царства. Степенная книга является ярким выражением идеологии Московского православного царства: Московское «самодержавство» строится в тесном союзе с Церковью , заботящейся о чистоте православия и активно поддерживающей борьбу с неверными. Вместе с тем государь – «самодержец» понимается не просто как покровитель, а как земной глава Церкви. Величие Православия подчеркивается описанием всего сонма русских святых-чудотворцев и средоточием на Руси святынь вселенского масштаба (Владимирская Богоматерь, Лидская Богоматерь). В Лицевом летописном своде (1568–1576 гг.) 275 те же идеи развернуты на фоне всемирной истории (излагаемой по Еллинскому летописцу, Иосифу Флавию и Русскому Хронографу). В русской части основным компонентом является Никоновская летопись, дополненная по другим источникам, в том числе по Степенной книге. Российская держава рассматривается как наследница христианских государств, а царствование Ивана Грозного – как апофеоз мировой истории. Неизвестный редактор, правивший рукопись на заключительном этапе, с оптимизмом рисовал состояние Российского царства: «Православию процвитающу, и рог христианский възвышашеся, и повсюду крестоносней хоругви прославляеме сущи и Христово имя прославляшеся, и християнское Росийское царство възвеличашеся и бесерменская жилища изспражняхуся, Казань и Азстарахань, и безверныя языцы, Крым и Литва и Немцы, страховахуся» 276 .(обратно)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010