В сентябре, находясь на богомолье в Троицком монастыре, Иоанн IV получил известие о покорении Астрахани. В том же году – кончина преподобного Максима Грека. 1557 год – расширение территории Троице-Сергиева монастыря и «роздвижение» келий в нем, вынос конюшен за пределы монастыря. 19 мая 1559 года – закладка в Троицкой обители по образцу одноименного собора в Московском Кремле Успенского собора в присутствии царя Иоанна IV Грозного. 1560 год – начало игуменства Елевферия (1560–1562), первого архимандрита Троице-Сергиева монастыря. 6 января 1561 года он был возведен в сан архимандрита, впоследствии Архиепископ Суздальский. Предоставление последующим настоятелям Троице-Сергиева монастыря сана архимандрита с первенством перед архимандритами прочих монастырей. 1562 год – архимандритом монастыря стал Меркурий (Дмитровец; 1562–1566). В 1564 году, в ночь на 26 сентября, вскоре после отъезда Иоанна IV из Троицкого монастыря в Москву, сильный пожар произвел опустошение в обители, причем погорели все запасы на обиход монастырский, что «не осталось братиям ни на один день запаса снедного». Услышав о пожаре, царь «зело оскорбися» и повелел строить Троицкую обитель по-прежнему, для чего пожертвовал тысячу рублей и «иная потребная в монастырь даде». 21 декабря того же года Иоанн Грозный отпраздновал память Митрополита Петра в Троицком монастыре, а оттуда переехал в Александрову слободу, где устроил опричнину. 1566 год – архимандритом монастыря стал Кирилл 1-й (1566–1568), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. 1568 год – Троице-Сергиев монастырь в продолжение двадцати месяцев возглавлял архимандрит Памва 2-й (1568–1569), впоследствии сосланный в заточение Иоанном Грозным. 1569 год – архимандритом монастыря стал Феодосий (Вятка; 1569–1571). Первоначально настоятель Андроникова монастыря. 1571 год – архимандритом монастыря стал Варлаам 1-й (1571–1577). 1577 год – архимандритом монастыря стал Иона 2-й (1577–1584). 1782 год – гибель старшего сына Грозного – Ивана. «Лета 7090 (1582) ноября в 19 день, преставися Государь царевич князь Иван Иванович на память святаго Пророка Авдея и святаго мученика Варлама, дал Царь государь и князь великий Иван Васильевич всеа Руси по своем сыне царевиче князе Иване Ивановиче в вечной поминок, в дом Живоначальной Троицы и великим чюдотворцом Сергию и Никону 5000 рублев; да Государь дал Москве по Царевиче князе Иване Ивановиче с году на год два корма больших: первый корм ноября в 19 день на память святаго пророка Авдея и святаго мученика Варлама, а другой корм на память преподобнаго отца нашего Марка Епископа Арефусискаго и Кирила дьякона, а на завтре в 30 день на память преподобнаго отца нашего Ивана списателя лествицы, с году на год два корма больших, покамест сия святая обитель стоит».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Эти сметные предположения в 1567–1568 осуществились в следующей мере из Кемы, Кивуя и Вашкия поступило 39 рублей 20 алтын 2 деньги, из Пантелеймоновского села – дополнительный сбор с 4 l / 2 вытей – 10 алт. без 1 1 / 2 ден., из Кукобоя – 14 рублей без 2 алтын и 2 денег, из Карповского, Ескина, Семеновского и Душилова – 20 рублей 14 алтын 3 деньги, из Сизмы, с новых деревень Ирдомских, с 11 1 / 4 вытей – 4 рубля 10 денег, из Тапищ с Суды – 40 алтын 4 деньги; итого получено 79 рублей, 18 алтын и ½ деньги, т. е. приблизительно половина суммы, назначенной сметою 243 . Замечательно, однако, что недостающая половина поступлений в 1567–1568 году почти покрывалась другими сельскими денежными доходами как то: приходными деньгами, дымными деньгами, старою данью и другими подобными сборами 244 , непредусмотренными в «оброчнике», так что общая сумма денежных доходов с сел в 1567–1568 годах равнялась приблизительно 143 рублям, 83 алтынам и 9 деньгам. Возможно предположить отсюда, что в системе податной раскладки между 1560 и 1567 годами произошло несколько перемен, в силу которых к платежу денег разного происхождения были привлечены крестьяне: Санникова, Колкача, Околомонастырья, Сизмы и т. п., или же, что «приходная книга» называет другими именами теже сборы, какие имел в виду и «оброчник». В начале XVII века выполнение сметы денежных доходов, составленной в 1601 году, затруднялось недоимками, вызванными ухудшением крестьянских хозяйств. Так около 1603 года вместо ожидавшихся 299 рублей, 11 алтын и пол 5 денег» 245 , с вытчиков было собрано только 212 рублей, 4 алтына и пол 4 деньги 246 (что объясняется мором и голодом предшествующих годов). После «литовского разорения» эта сумма понизилась еще больше так, что с 1 сентября 1620 года по 31 августа 1621 года монастырь имел в приходе: «волосных оброчных, и праздничных, и кортомных и сенные продажи денег, и за овчины и за яретины», всего на всего – 180 рублей 14 алтын и 3 1 / 2 деньги 247 . Подобные недоимки постоянно наблюдались и при доставке «столовых запасов». Так в 1601 году было собрано с крестьян 18,449 лиц 248 и было предположено взимать их на будущее время ежегодно по 23,195 штук, но в один из последующих годов в монастырь было доставлено только 11,778 яиц 249 . В начале XVII века (после голодных годов) сверхсметные поступления наблюдались только при доставке сыров, которых в конце XVI века монастырь получал ежегодно 584, большею частью с крестьян околомонастырных 250 . В 1601 году было решено брать еще по 130 сыров (всего 714 сыров), но в один из следующих годов монастырю удалось собрать до 778 сыров 251 . Менее исправною была доставка овчин и поярков. Так, при описи монастырских вотчин, производившейся при Борисе Годунове, решено было увеличить количество прежде взимавшихся овчин (на 92) до 986 252 , а поярков (или яретин) – до 964 (вместо прежних 865) 253 . Но несколько лет спустя число доставленных за год овчин понизилось до 748 254 , а число «поярков» – до 654 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

30. Иона, Щелепин, из келарей монастыря, с 1545 по 1549 год. 31. Серапион 2-й, Курцов, из келарей монастыря, с 1549 по 1551 год, потом архиепископ Новгородский. 32. Артемий, постриженник преподобного Корнилия Комельского, ученик Порфирия, бывшего игумена Троицкого, и подвижник его один из самых видных представителей Белозерского, или заволжского, образа мыслей; поставленный в игумены в половине мая 1551 года и отказавшийся от игуменства через шесть с половиной месяцев, так как нашел его неполезным для своей души; в конце 1553 – начале 1554 года подвергнутый соборному суду и отчасти за действительное некоторое вольномыслие, главным же образом, как уверяет Курбский, по проискам его врагов – так называемых «любостяжателей», лишенный священного сана, отлученный от церкви и заточенный в Соловки; бежавший из Соловков в Литву и прославившийся там борьбою за православие против еретиков; один из замечательнейших людей своего времени; по его ходатайству преподобный Максим Грек переведен был к Троице из Тверского Отрочего монастыря. 33. Гурий Лужецкий, из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, с 1552 по 1554 год, потом епископ Рязанский. 34. Иларион, Кирилловец, то есть из Кириллова Белозерского монастыря, в 1554–1555 годах, в продолжение восьми с половиной месяцев. 35. Иоасаф 2-й, Черный, с 1555 по 1560 Архимандриты: 36. Елевферий, поставленный в 1560 году, возведенный в архимандриты 6 января 1561 года, остававшийся архимандритом до следующего, 1562 года (или же до 1564 года, когда был поставлен в епископы Суздальские?). 37. Меркурий, Дмитровец, то есть уроженец города Дмитрова, постриженник Троицкий, бывший в монастыре казначеем, с 1562 (или 1564) по 1566 год. 38. Кирилл 1-й, с 1566 по 1568 потом митрополит всероссийский. 39. Памва 2-й, в 1568–1569 годах, в продолжение двадцати пяти недель (посланный Грозным в заточение). 40. Феодосий 1-й, Вятка, с 1569 по 1572 год (удалившийся на покой или отставленный). Переведен из архимандритов Андрониковских. 41. Памва, во второй раз, с 1572 по 1575 год.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

центр. архива 2,038, стр. 8, п. 25). Ещё оно упоминается в акте от 23 января 1568 года в жалобе подкомория Холмского Михаила Дзелынского о нанесении тяжких побоев его крестьянам и грабеже у них имущества в селе Острове крестьянами пана Дмитра Рогозенского. Ещё оно упоминается в акте от 25 сентября 1568 года в жалобе дворянина Николая Харлинского о грабеже одежды, водки и мёду, нанесении побоев его крестьянину, сыну и жене его, и об уводе последней в село Остров крестьянами княгини Анны Любецкой, при нападении их на дом потерпевшего крестьянина в селе Любче (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,042, стр. 3, 30, пп. 20:347). Ещё оно – под именем села Острова – упоминается в акте от 5 июня 1560 года в подробном перечислении разного рода вымогательств и убытков, причинённых Черниговским воеводою Станиславом-Казимиром Беневским и паном Каспром Куницким жителям м Берестечка и принадлежащей к нему волости; в числе потерпевших указаны и крестьянин Мартин Костюк из с. Острова, у которого Куницкий забрал корову стоимостью в 35 злотых и деньгами 10 злотых (Архив, ч. 6, т. 1, прилож., стр. 134). 445 Село Редков – под именем села Редькова – упоминается в акте от 20 мая 1560 года в жалобе Луцкого земского писаря Михаила Корытенского о поорании его полей под селом Редьковым при вооружённом наезде на него крестьян жены Гнезненского каштеляна Феодоры Требуховской (Опись актовой книги Киевск. центр. архива 2,040, стр. 15, п. 38). 446 Село Перемилье некогда, в удельную эпоху русской истории, было удельным городом, в котором жили удельные русские князья из дома св. Владимира Равноапостольного. Впервые о нём, как о городе, упоминается в истории в 1098 году по следующему поводу. Давид Игоревич, князь Владимирский, ослепил Василька, князя Теребовльского. Владимир Мономах и другие князья, возмущённые таким неслыханным дотоле злодеянием, вознамерились наказать виновника его. Давид, узнав об этом и желая отвратить беду, призвал некоего Василия, вероятно – инока или священника, и сказал ему: «Василько говорит, что я могу примириться с Владимиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

– 5) Ганье (Gagnaeus, † 1549), Davidici Psalmi, Париж, 1547, Parathrasis in Ep. ad Rom., Париж, 1533 и 1563; Scholia in Evang. quatuor et in Act. Ap., Париж, 1552, 1631, и в Biblia maxima Иоанна де ля Гэйе, Париж, 1643. – 6) Адам Sasbout († 1553), Commentarii in Isaiam, Лувен, 1556; In omnes Pauli Epistolas, 1556. – 7) Евгубин Стенх (Stenchus, † 1550), Enarrationes in Psalmos, 1548. – 8) Иоанн Вильд, по прозванию Ferus († 1554), истолковал интересно и занимательно, но не без ошибок, Пятокнижие, Иисуса Навина, Судей Екклезиаст, Товита, Есфирь, св. Матфея, св. Иоанна, Деяния Апостольские и послания к Римлянам. Все его книги были включены в индекс. Комментарий на св. Матфея и Иоанна самый несовершенный и достойный упреков. – 9) Доминик Сото, францисканец († 1560), опровергавший Вильда, в Comment, in Ep. ad. Romanos, Саламанка, 1530. – 10) Лемниус (Lieven Lemmens, 1505–1568), Explicatio parabolarum desumptarum ex herbis, Антверпен, 1565; Be plantis et arboribus quae in S. Bibliis occurrunt, Антверпен, 1568. Эти работы, в особенности последняя, имели много изданий, потому что были первыми опытами по исследуемому ими предмету, но они в настоящее время устарели и изобилуют неточностями. – 11) G. Hammer, францисканец, Commentationes in Genesim, in-f. Дилдинген, 1564. – 12) Сикст Сиенский (Sixtus Senensis, 1520–1569), иудей no происхождению, сделавшийся доминиканцем, опубликовал в Венеции, 1566, свою Bibliotheca sancia, 2 тома in-f., труд полный эрудиции; его можно рассматривать, как подробное введение в Ветхий и Новый Завет, и он принес большие услуги делу изучения св. Писания. Лучшие издания его принадлежат иезуиту де ля Гэйе (Нау), Лион, 1591, и францисканцу Миланту, Неаполь, 1742. – 13) J. Benoit (1483–1573), Scholia in universam S. Scripturam, in-f., Париж, 1541; многочисленные издания. – 14) Андрей Masius или Maes (1526–1573), Josue imperatoris historia illustrata, Антверпен, 1574, работа важная и солидная; по причине некоторых ошибок включена, однако, в индекс папою Климентом VIII, donec corrigatur; De Paradiso commentarius, Антверпен, 1569, напечатанный так же, как и предшествующий труд, в Critici sacri.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Возможность быть провозглашаемым и воспринимаемым на слух сближает данное произведение с сочинениями, написанными в жанре ораторской прозы. В «Послании на Соловки», безусловно, содержатся и элементы своеобразного жанра «моления» (в этом нетрудно убедиться, ознакомившись с тестом «Послания...»). Кроме того, на основании ряда признаков (наличие в тексте обращений к адресату, подписи адресанта, изложение причин, побудивших автора взяться за перо, и т. д.) «Послание на Соловки» несомненно можно отнести к эпистолярному жанру. Небольшое по величине «Послание на Соловки», таким образом, является интереснейшим литературным памятником, автор которого – Алексей Михайлович – как бы предпринимает своеобразный эксперимент, создавая произведение на стыке нескольких жанров. Текст «Послания...» публикуется по рукописной копии XIX в., хранящейся в Отделе рукописей: РНБ, F. 1.337, л. 12 об. Переписчик XIX в., видимо, не вполне разбирал почерк оригинала и оставил пропуски на месте непонятых слов. При публикации пропуски обозначаются отточием. 2556 …отца нашего Филиппа... – Митрополит Московский и всея Руси Филипп из рода князей Колычевых. До принятия сана митрополита был соловецким игуменом. Навлёк на себя царскую немилость, отказавшись в 1568 г. благословлять Ивана Грозного, пришедшего в храм с опричниками в черной одежде, а затем обличая опричнину во время крестного хода. 8 ноября 1568 г. был схвачен во время службы в Успенском соборе и заточен в Тверском Отроче монастыре, где был задушен в 1569 г. Малютой Скуратовым. 2559 ...еже разрешити согрешение прадеда нашего, царя и великаго князя Иоанна... – Алексей Михайлович называет прадедом царя Ивана IV Грозного, хоть и не является его кровным родственником, так как первая жена Ивана Грозного, Анастасия Романова (ум. в 1560 г.), приходится ему двоюродной бабкой. 2569 Письмо Никону с сообщением о смерти патриарха Иосифа написано весной 1652 г., вскоре после упомянутого в нем события. Никон в момент написания письма находился вдалеке от Москвы, возглавляя посольство на Соловки за мощами митрополита Филиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Германа, при молдав. господаре Александру Лэпушняну. Об этом кроме исторических источников свидетельствуют ктиторская надпись кафоликона: «Сей божественный храм… воздвигнут от основания и расписан иждивением благовернейшего господина Иоанна Александра, воеводы всей Молдовлахии, при игумене Феофиле в 1568 г.» - и фреска, где он изображен с супругой и 3 сыновьями. За ходом работ следил Молдавский митрополит Феофан, на покое поселившийся в келлии Д. в Карее и числившийся в братии; его гробница находится в левой части кафоликона Д. Согласно монастырскому преданию, господарь Александру позднее принял постриг с именем Пахомий и был погребен в Д. ( Κριλλος οχειαρτης. Σ. 21-26), впрочем, др. источники приписывают постриг с тем же именем Петру Рарешу ( Lambros. 1895. Vol. 1. P. 256). Еще одним ктитором Д. был Прохор, архиеп. Охридский (1528-1550), о чем свидетельствуют рукописи, помянники Д., ктиторские и дарственные надписи. Крупнейшим его вкладом помимо передачи многочисленных богослужебных книг является строительство монастырского крыла, где в наст. время располагается трапезная. В 1568 г., сразу после окончания строительства храма, монахи Д. были вынуждены вновь обратиться за помощью к молдав. правителям, когда тур. султан Селим II конфисковал всю движимую и недвижимую собственность Д. и продал ее светским лицам. Господарь Богдан и его мать Роксандра выделили 165 тыс. аспров на выкуп имущества Д. В 1570 г. был составлен торжественный договор при условии, что монахи ежегодно на праздник свт. Николая Чудотворца будут совершать всенощное бдение в память ктиторов и устраивать трапезу для всех оказавшихся в этот день в обители ( Χριστφορος (Κτενς), ρχιμ. 1928. T. 5. Σ. 108-111). В 1560-1567 гг. игуменом Д. был прп. Феофан. Когда турки взяли в плен и вынудили принять ислам его племянника, прп. Феофан поехал в К-поль, освободил его, привез в мон-рь и постриг в монахи. По законам Османской империи за обращение мусульман в христианство полагалась смертная казнь, и потому братия, убоявшись угроз турок, просила прп.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Завершается текст 1567 г. Первую публикацию во 2-й пол. XVIII в. осуществил М. М. Щербатов, обнаруживший Царственную книгу (ГИМ. Син. 149). Долгое время создание ЛЛС относили к XVII в. Но водяные знаки бумаги свидетельствуют о том, что памятник был создан в 70-х гг. XVI в., т. е. в годы правления Иоанна IV (Н. П. Лихачёв). Высказывалось мнение, что ЛЛС составляли с 1568 и до сер. 1576 г. в царской книгописной мастерской в Александровой слободе (Клосс) или же что в дек. 1576 г. была завершена только хронографическая часть памятника и активно шла работа над летописной (А. А. Амосов); существует гипотеза, что в его создании принимали участие книжники из митрополичьего или чудовского скриптория, ранее составившие Степенную книгу (Усачёв). Выявлены неск. рукописей, к-рые были непосредственными источниками памятника: «История Иудейской войны» Иосифа Флавия (В. Ф. Покровская), Обол., список Еллинского летописца 2-го вида (Клосс), Томский список Степенной книги царского родословия (Сиренов). Переписчики ЛЛС соединяли фрагменты, заимствованные из источников, практически не изменяя их текст (в этом ЛЛС сходен со Св.1560). По поводу авторства приписок к тексту ЛЛС за период царствования Иоанна IV возникла дискуссия. Согласно одной т. зр., они были сделаны непосредственно царем (Д. Н. Альшиц). По другому мнению, приписки были сделаны лицом из окружения Иоанна IV (Шмидт). Существует также гипотеза, согласно которой приписки к Царственной книге сделал дьяк И. М. Висковатый между 1568 и 1570 гг. (Н. Е. Андреев). Одни исследователи считали содержание приписок тенденциозным (Альшиц, Шмидт), другие - достоверным (Андреев). В 3-й четв. XVI в. составлена общерусская Холмогорская летопись (Холм.), доведенная до 1558 г. («Книга Летописец Киевский и Володимерский и Московский и всех руских князей»), впервые исследованная (в одном списке) Лурье. Более ранний список, кон. XVI в., обнаружен А. В. Лаврентьевым. В начальной части Холм. сходна с Типографской летописью; с сер. XII до кон. XIV в.- со Львов.; с кон.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Кикимора, шишимора – домовой Кила Андрей Евплович Салтыков [см. Салтык], вторая половина XVI в. Кила – 1) грыжа, опухоль, 2) наплыв, шишка на де реве Киленин Григорий Степанович, конец XVI в., Кострома Килеша , холопка, 1495 г., Новгород Килка Иван Гиндин, холоп, 1506 г., Муром Кильдеяр Никита Иванович Марков, 1550 г. Кин Клим, крестьянин, конец XV в., Новгород Киндеревцев Семен Матвеев, посадский человек, 1646 г., Казань Киндырь, Киндырев ( Киндирев ): литовский князь Иван Дмитриевич Киндырь, убит в 1399 г. татарами на р. Ворскле; Иван Яковлевич Киндырь, тверской воевода в Кашине; от него – Киндыревы; Киндирев Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1564 г., Обонежье Киндяков Михаил, крестьянин, 1496 г., Обонежье; Прокофий Евстрафиевич, 1556 г., Кашира [см. Валуй] Киндяк – набойка, кумач Кинжал Иванович Завесин [см. Завесины], помещик, конец XVI–haчaлo XVII в., Новгород Кипелка Терентьевич Осорьин [см. Осорьины], 1555 г. Кипелка – негашеная известь Кипчак, Кипчаков : Останя [см. Останя] Степанов Кипчак, холоп, 1506 г., Муром; Киприан Кипчак, 1550 г., Двина; Инка [см. Инка] и Сарыч [см. Сарыч] Кудыкины-Кипчаковы, помещики, 1568 г., Ярославль Кир Иван, холоп, 1595 г., Новгород Кирва , крестьянин, 1495 г., Новгород Кирдяпа : кн. Василий Дмитриевич Кирдяпа Суздальский, 1350–1403 гг.; Кирдяпа Яковлевич Горяйнов [см. Горяин], 1560 г., Псков Кирдяпа – имя собственное (мордов.) Киреевский Киреевы Ягиш [см. Ягиш], Салтан [см. Салтан] и Мамай [см. Мамай] Ивановичи, 1568 г., Ярославль [ср. Бизяев, Брежнев, Краснозоб, Пороховы] Кирикрейский Дементий Гаврилович, 1566 г., Воротынск Киринбей : Киринбей Иванович Епишев [см. Епишевы], 1540 г., Тверь; Киринбей Ильич Дурасов [см. Дурасов], 1545 г.; Василий Федорович Беклемишев [см. Беклемиш], 1530 г. Кирован Григорьевич Тельцов [см. Тельцов], 1552 г., Кострома Кирсанов Меньшик, крестьянин, 1595 г., Арзамас Кирсень Герасим, посадский человек, 1646 г., Казань Кирсень – баранья грудинка, жареная на огне в шкуре Кирчигины , крестьяне, 1564 г., Обонежье

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

На эту последнюю черту надо обратить особое внимание. Основание монастырей было для царя и митрополита одновременно и государственной, и миссионерской задачей. Казанская епархия создана в 1555 г.; первый архиепископ ее, Гурий (1555–1563), был ранее настоятелем Троицкого Селижаровского монастыря и постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря. Сразу после завоевания Казани Иван IV основал Успенский монастырь, впоследствии известный под наименованием Зилантова монастыря, поскольку архиепископ Гурий в 1560 г. перенес эту обитель на Зилантову гору. Зверинский. 1286 и 196. В 1556 г. Гурий благословил архимандрита Варсонофия на строительство второго монастыря — Спасо-Преображенского (Каринский. Очерки древней Казани (1879). С. 96). Преемник Гурия архиепископ Герман (1564–1568) построил за городом Иоанно-Предтеченский монастырь (Зверинский. 843). В 1579 г. на средства царя был основан первый женский монастырь — Богородицкий (там же. 55). При архиепископе Вассиане (1575) был построен Феодоровский Троицкий монастырь (там же. 555). Итак, за 25 лет в Казани появилось 5 обителей. В Свияжске, который был административным центром языческого черемисского края, было основано 3 монастыря (Зверинский. 657, 874, 2148). Посмотрев на карту, мы увидим, что монастыри создавались в основном в городах между Волгой и Сурой, южную границу этого района образует река Алатырь до города Тетюши. Лишь два монастыря было основано южнее этой линии: один — в Астрахани, на самом Каспийском море, и другой — в окрестностях Нижнего Ломова, на юго-восточной границе прежнего Рязанского княжества. Область, лежащая между Волгой и Сурой, в это время интенсивно осваивалась московским правительством. Об этом см.: Арзамасские поместные акты. Изд. С. Веселовским (1916), 390; Эмаусский А. Из истории борьбы за землю и крестьян в Арзамасском уезде в XVI–XVII вв., в: Труды Кировского научно-исследовательского института краеведения. 7. 3 (1934). С. 7, 9; Гераклитов А. Арзамасская мордва по писцовым и переписным книгам XVII и XVIII вв., в: Ученые записки Саратовского унив. 8. С. 2. В 1568 г. Иван IV велел игумену Кириллу построить в Астрахани Троицко-Николаевский монастырь и оказывал этой обители денежную поддержку; Россия. 6. С. 544; несколько лет спустя (1573, 1575 и 1588) этот монастырь получил жалованные грамоты на рыбные ловли и солеварение. АИ. 1. 184, 193, 223.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010