Пишет же и Апостол о таких противящихся так: Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим. 3:8 ). Так же и в Деяниях апостолов: Елима волхв противился Павлу и Варнаве, стараясь [Col. 1540] отвратить проконсула от веры. И тотчас ослеп ( Деян. 13:8–11 ). И опять-таки, когда пишет Апостол Тимофею, говорит: Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам ( 2Тим. 4:14–15 ). И таким образом заслужил достойное воздаяние за свое пререкание. И пророк Михей, плача о грубости народа, так говорит: язык их вознесеся во устех их. О, люте мне, душе! Яко погибе благочестивый от земли ( Мих. 6:12; 7:2 ). И другой: Прекословия воздвижет всяк злый; Господь же ангела немилоствна послет нань ( Притч. 17:11 );Мудрость человека просветит лице его, а безстудный будет возненавиден лицем своим ( Еккл. 8:1 ); Посему никто, говорящий неправду, не утаится, и не минет его обличающий суд ( Прем. 1:8 ). Кто зол для себя, для кого будет добр? ( Сир. 14:5 ). Так же и Соломон: Злый с досаждением творит злая; себе же знающие премудри суть ( Притч. 13:10 ). Посему убоимся, братия, Божественного Писания и перестанем быть хамами и пререкающимися, чтобы не было сказано и про нас: Врачевали мы Вавилон, но не исцелился ( Иер. 51 (28:9)), и услышим скорее Исаию, говорящего: И аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте( Ис. 1:19 ). Посему мы со смиренномудрием и тихостию себя да обезопасим. И, следуя Божественному Писанию, подчиним себя клиру, прекращающему пререкания. Посему великое оружие для души – подвизаться по Богу, чтобы Богу глаголать много, а людям – как можно меньше, и ночью и днем взирать [мысленно] на последний день. Чтобы мы не уподобились иудейским священникам, которые имеют обыкновение вечно противиться Богу. Ибо приступили к Иисусу первосвященники, говоря: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть? ( Мф. 21:23 ). Долготерпеливый же Господь кротко отвечал им, говоря:спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю ( Мф. 21:24 ). Ему же слава во веки. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Antioh_Palesti...

Глава XLVIII Речь обращена к народу обетования: Израиль упрекается в упорстве и неверии; пророчества, изрекаемые ему, должны были служить средством его развития и воспитания; ныне дается ему новое пророчество об избранном Господом вожде; пусть Израиль внимает заповедям Господним и мир даруется жизни его. Последние стихи главы открывают Израилю, что он будет освобожден от плена Вавилонского; с этим обещанием связуется и высшее Мессианское значение пророчества. Мир даруется только благочестивым и верующим; для нечестивых же нет мира. 1 . Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедующие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде. 2 . Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф- имя Ему. Из этих слов по сравнению и с прежними увещаниями народа, как например Ис. 1:10–15 , видно, как народ, хвалясь своим призванием и обетованиями и откровениями и культом Господа сил, – Иеговы, был Ему неверен в душе. Мне тяжело нести ваши празднества, глаголал Господь, напоминая Израилю, что служение Богу должно выражаться в милосердии и правде 1540 . Увещание настоящей главы обнимает все 12 колен: „дом Иакова“; потом отделяет всех входивших в состав северного царства, отторгнутого от дома Давидова: „называющийся именем Израиля“. Затем обращается к жителям царства Иудина: „происшедшие от источника 1541 Иудина“ и наконец упоминает о всех тех, которые,-хотя не искренне, а только на словах, – исповедуют Бога Израилева и клянутся священным именем Иеговы. Ибо, прибавляет 2-й стих, эти неверующие и не исполняющие воли Божией, называют себя однако происходящими от святого града и опираются на Иегову, Который есть Господь сил. Всю жизнь свою народ Израильский портил двойственностью своего сердца. Он кичился всем, что получил, и „хвалился, как будто не получил“ 1542 ; но при гордости своей относительно всех других народов он следовал их заблуждениям, как будто не получал обетовании. Ниже в ст. 5 и 8 Господь укоряет его и в идолопоклонстве и в вероломстве, отступничестве и измене Тому, который „создал народ“ 1543 и с любовью выносил его, образовав из толпы изгнанников сильное государство в центре тогдашнего культурного мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Не лишайте Бога возможности вас спасти. Шесть ошибок верующих, но боязливых людей. На письмо читателя отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО. Подготовила Анастасия Бавинова . Рисунки Александры Шляхтиной//Фома. - — июнь 2019. - С.25-27. - (рубрика « Вопрос номера. Страх смерти »). ВЕРА (раздел). – С.28-51. « Как я три раза отрекся от веры». Священник о своем извилистом пути к Богу /Протоиерей Дмитрий Харцыз , руководитель отделов Норильской епархии по взаимодействию с силовыми структурами и по тюремному служению, руководитель проекта «Духовник-онлайн» в Инстаграме (деятельность организации запрещена в Российской Федерации).  Подготовила Анастасия Спирина//   Фома. - — июнь 2019. - С.28-29. - (раздел « Вера »). Школа «Фомы». Праздник : Вознесение Господне . [Иллюстрированная информация]. Дата : в 2019 году 6 июня; Статус : двунадесятый праздник;  Событие :  На сороковой день после Пасхи Церковь празднует Вознесение Господне. Об этом событии упоминает Евангелие от Марка, более подробно говорит Евангелие от Луки и особенно обстоятельно — книга Деяний апостолов. В этот день Господь, являвшийся апостолам в течение сорока дней после Своего Воскресения, привел их на Елеонскую гору и сказал: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и  будете  Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до  края земли» (Деян 1:8). Затем Иисус, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк 24:50-51); Суть праздника : В день Вознесения произошло то, о чем Христос предупреждал еще первосвященника Каиафу накануне Своего распятия: Сын Человеческий воссядет одесную силы Божией (Лк 22:69). Так и случилось: через сорок дней после Воскресения Господь вознесся на небо (Мк 16:19). Под небом христиане понимают в данном случае тот духовный мир, в котором от века пребывает Бог и о котором трудно рассказать обычным человеческим языком. Вознесение Христово открывает перспективу вхождения в эту вечность и для нас; Икона праздника Вознесения Господня : Вид иконы и 6 кратких пояснений к ней; Ф акты о празднике . Подготовил Игорь Цуканов ; Ил. : Часовня Вознесения на Елеонской горе. Построена при крестоносцах на месте разрушенного храма; «Стопа Спасителя». По преданию с этого камня  Христос вознесся на Небо; Икона праздника Вознесения Господня. Псков, 1530-1540 гг.; Гробница Захарии. Древнейшее еврейское кладбище на склоне Елеонской горы//Фома. - – июнь 2019. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Праздник »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6194-i...

Ибо «если не Господь созиждет дом и сохранит град, тщетно бодрствовал стрегущий и труждающийся и зиждущий» 1531 , – и снова: «ибо не мечом своим наследовали они землю и мышца их не спасла их» (хоть [и] воевали они «мечами» и «мышцами»), «но десница Твоя, и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего» 1532 . Сим пророк показывает, что Божия сила содействовала собственному их подвигу, но вместе, отсекая и самомнение тех, которые при немногих добродетелях понадеялись сами на себя, научил, что надеющимся было спасение благодатью по вере и любви их. 3,2 Что же такое воля Божия 1533 , которой с поспешностью достигать апостол побуждает и призывает каждого? О которых Господь сказал, ублажая их: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» 1534 , и еще: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» 1535 , – не требует ли Он тем самым [от них] совершенного очищения от греха, то есть полного освобождения от страстей бесчестия 1536 и окончательного усвоения себе высшей добродетели, что означает очищение и освящение сердца причастием совершенного и Божиего Духа, несомненно происходящее в душе, которая с верой и любовью всецело предает себя Богу? Как и Дух указует совершенную цель 1537 истины и научает желающих оказаться сынами света 1538 и стать наследниками жизни, искать ее у Бога и веровать, говоря чрез Давида: «Да будет сердце мое непорочно в оправданиях Твоих, чтобы не постыдился я» 1539 . [Пророк] имел в виду, что стыд и бесчестие несут на себе еще не стяжавшие сердца непорочного от всякой скверны и нечистоты 1540 , ибо он снова говорит: «Тогда не постыжусь, когда я призираю на все заповеди Твои» 1541 . Так Святой Дух научил стяжать совершенное дерзновение пред Богом – исполнение всех заповедей 1542 и удаление от всякого грехопадения. И опять пророк, молясь, говорил: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей, и Духом Владычним утверди меня» 1543 , – указуя на ту же цель. И еще, спрашивая: «Кто взыдет на гору Господню или кто станет на месте святом Его», – присовокупляет, кто и каковы сии: «Неповинный руками и чистый сердцем» 1544 Дух показал [сие], чтобы 1545 грех, совершаемый делом, словом, мыслью и помышлением 1546 , был совершенно отсечен от нас собственной 1547 деятельностью и молящиеся и по вере надеющиеся старались ежедневно достигать совершенной чистоты Божией 1548 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Вера без деяний – тело без души, Внимай сим глаголам и другим внуши! Откуда все распри во вражде и злобе? От страстей нечистых в членах и утробе. Ратуют собратья, мира не желают, Тяготеют к мщению, кровь проливают. Если кто отступника к истине наставит, – Спасет сего душу, Господа прославит; В Царство вечной жизни Бог таких введет». Вот скончал Иаков свой земной черед; В час, когда евреи его истязали, и Уста его Господу славу воссылали. Бог прославил праведника в горнем Царстве света – Помоги, апостол, и нам в этом. 2. Св. Игнатий, патриарх Цареградский . Сын царя Михаила Рангаве. Взошел на патриарший престол в 846 году, после святого Мефодия. Свержен с престола в 858 году и отправлен в ссылку. На его место был избран святой Фотий, первый секретарь царя. Но когда престол занял царь Василий Македонянин, он опять вернул Игнатия на патриаршество. И управлял святой Игнатий Церковью с великой ревностью и мудростью. Построил монастырь Святых Архангелов, в котором упокоился в Господе на 89-м году своей земной жизни. 3. Преп. Иаков Боровичский . Об этом святом известно лишь столько, сколько открыл он после своей смерти, явившись во сне благочестивым людям из селения Боровичи. Его святые мощи в 1540 году приплыли по реке Мсте и встали перед Боровичским порогом. От [сих] его [святых] мощей источилось множество чудес. Рассуждение От Бога – благодать, а от нас – труд. А посему пусть никто не думает, что святые Апостолы утверждались только на дарованной им от Бога благодати, и что им было легко, и что без труда совершали они свое великое дело в Не говорит ли апостол Павел: Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор. 9:27 )? И в другом месте не свидетельствует ли он, что проводил жизнь в опасностях... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе ( 2Кор. 11: 26. 27 )? Святой апостол Иаков питался только хлебом, и то не досыта, спал очень мало, проводя ночи в молитве. Так много молился он коленопреклоненно, что кожа на коленях у него отвердела и стала походить на кожу на коленях верблюда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

3 – Ворота города, через которые Иисуса повели на казнь. 4 – Гора Голгофа. Это современная еврейская реконструкция, поэтому понятно, что Голгофу они по принципиальным соображениям никак не выделили. Но она находилась примерно в этом месте. 5 – Крепость Антония, в которой мог находиться Пилат. Значит, Иисуса могли привести и сюда. 6 – Западная стена Храма. Здесь был синедрион. На карте Иерусалима 15-го века мы видим, что в то время Храм Гроба, построенный на Голгофе, находился практически на окраине города, даже вне стен. На карте конца 16-го века мы видим, что Иерусалим получил стены. Их построил в 1530–1540-е годы султан Сулейман Великолепный. Но и тут Храм Гроба Господня – на самой окраине города. А вот так выглядит Иерусалим сегодня. Посмотрите, как разросся город в ту сторону, где еще 400 лет назад была его граница. Вход в подземную цистерну – колоссальный резервуар для воды, выдолбленный в Голгофе.   Суд у римских властей Утром (около шести утра – день у римских должностных лиц начинался очень рано) Иисуса повели к римским властям, и Он предстал перед римским префектом. Евангелист Иоанн замечает: От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху ( Ин. 18:28 ). Был самый канун праздника. Днем в Храме начнут закалывать праздничных агнцев, поэтому иудеи должны хранить ритуальную чистоту и не могут входить на территорию, которую оскверняют своим присутствием язычники. Но в этих словах Иоанна мы, конечно, видим горькую иронию. В этом – весь иудаизм! – соблюсти внешнее, но упустить самое главное… Мысль о том, что по-настоящему оскверняет дело, которое они сейчас творят, даже не приходит на ум обвинителям Христа… Прежде чем рассказать о суде у Пилата, несколько слов нужно сказать о самом Пилате. В Евангелиях Пилат выглядит неплохим человеком. Во всяком случае, он, как кажется, старается спасти Иисуса и уступает давлению иудейских властей, лишь когда и его самого обвиняют фактически в измене: С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю ( Ин. 19:12 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

а) Иоанн Златоуст: “все управ­ляется промыслом Божиим; но одно бывает по допущению ( συγχωροντος) Бога, а другое при Его содействии ( ενεργοντος)” 1538 и в другом месте: “знай, что Бог все устрояет, о всем промышляет, что мы свободны, что Бог в одном содействует нам, другое только попускает, что Он не желает никакого зла, что не по Его только воле все случается, но и по нашей – всякое зло только по нашей, всякое добро по нашей воле и вместе по Его содействию;” 1539 б) Дорофей: “все бывающее бывает или по допущению Божию, или по благоизволению;” 1540 в) Феодорит: “ничто не происходит без воли Божией; но или Бог содействует во благом, или попускает бедствия за прежде бывшие грехи;” 1541 г) Дамаскин: “зависящее от промысла бывает или по благоизволению, или по попущению Божию. По благоизволению бывает все то, что беспрекословно хорошо; по попущению же противное... Выбор дел зависит от нас; результат же дел добрых – от Божия содействия – потому что Бог по предведению своему праведно содействует избирающим доброе правой совестью; а конец дел худых зависит от оставления человека Богом, так как Бог праведно оставляет человека по тому же предведению”. 1542 3) Управление тварями. Об этом действии Божием говорится в следующих местах Священного Писания. 1 Парал. 29:11–12. Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий. 12 И богатство и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем, и в руке Твоей сила и могущество, и во власти Твоей возвеличить и укрепить все. Дан. 2:21 . Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным Прем. 8:1 . Она (премудрость Божия) быстро распростирается от одного конца до другого и все устрояет на пользу. Прем. 14:3 . Промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах. Матф. 11:25 . Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Прежде всего из Библии не видно, будто Христос завещал нам некое «Учение», которое, более или менее публично рассказывая, можно разносить по миру и по векам. Что «нового» в учении Христа? Монотеизм уже давно установился. Об отношении Бога и человека можно ли сказать словами, более высокими, чем это сделал пророк Михей: «Человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Мих. 6,8)? Говорят, что иудеи не обращались к Богу как к отцу – и лишь «арий» Иисус научил их этому. «Христос приносит иудеям непонятную им идею Бога-Отца. Надо сказать, идею чисто арийскую. Иудеи обращались к своему богу не как к „Отцу“, а как к „адонаи“ – господину. Представление это отдает явным туземством – после чего смешны популярные версии об иудаистских истоках христианства», – рассуждает, например, один современный историософ 1540 . Идея-то красивая. Но с фактами плохо соотносящаяся. Вот лишь два примера из жизни ближайшего ко Христу поколения еврейских праведников. Ребе Хони (ум. 65 г. до Р.Х.) именовался «кругоначертатель». Однажды, когда он молился о том, чтобы пошел дождь, он начертил круг, встал в его середину и сказал: «Владыка мира! Твои дети обратились ко мне, потому что я у Тебя как домочадец. Клянусь Твоим великим именем, что я не двинусь отсюда, пока ты не сжалишься над Своими детьми». Когда дождь, наконец, пошел, тогдашний глава фарисеев Симон (Шимбьон бен Шатах) стал порицать Хони за дерзкое поведение: «Если бы ты не был Хони, я бы объявил тебя отлученным. Но что я могу сделать? Когда ты привередничаешь перед Богом, Он выполняет твою волю, подобно тому, как отец выполняет волю своего капризного сына. Если сын ему говорит : „Отец (авва), искупай меня в теплой воде или полей меня холодной водой, дай мне орехов, миндаля, абрикосов, гранатов“ – он все это делает». Позднее Ханан Сокровенный оказывался в противоположной ситуации. Когда мир нуждался в дожде, книжники обычно посылали к Ханану учеников, которые хватали его за края одежды и кричали: «Папочка, папочка (абба, абба), дай нам дождь!». А он говорил Богу: «Владыка мира, сделай это ради тех, которые не понимают разницы между Отцом, который дает дождь, и отцом, который дождя дать не может» 1541 . В конце концов сама весть о том, что люди – сыновья Бога – приводилась Христом со ссылкой на ветхозаветную Псалтырь… Так что здесь явно не удается нащупать причину, по которой Новый Завет стал поистине Новым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Проказа – это перст Божий, и только Богу под силу избавить человека от этой мистической болезни и наслать на человека эту болезнь как орудие вразумления. Об этом свидетельствует само Писание – вспомним лишь слова царя Израильского, которые произнес он, получив просьбу Сирийского царя об избавлении Неемана от проказы: «Царь Израильский, прочитав письмо, разодрал одежды свои и сказал: разве я Бог, чтобы умерщвлять и оживлять, что он посылает ко мне, чтобы я снял с человека проказу его» ( 4Цар. 5, 7 )? То, что случилось с Нееманом через молитву пророка Елисея, было делом поистине Божественным. Елисей, «таинник Божия благодати», будучи чуждым сребролюбия, по внушению Божию лишь исполнил Христовы слова, которые будут сказаны через века ученикам Его: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте» ( Мф. 10, 8 ). Таким же божественным действием было и то, что получил Гиезий за жадность свою и за ложь, которой он пытался прикрыть свое сребролюбие. «Туне приясте, туне дадите» – такова заповедь Божия, данная на все времена всем тем, кто получает в дар часть Его благодати. «Дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11, 29 ) и даются они человеку не за что-то (за труды и подвиги, например, или за перенесенные лишения), но – для чего-то ,и прежде всего – для того, «чтобы явились дела Божии» ( Ин. 9, 3 ). Потому-то и говорит Господь: «туне», то есть даром, «приясте». Ведь «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» ( Ин. 3, 8 ), и не в силах человеческих указать Ему путь. Потому-то в древности сложилось учение: «Если же кто в Духе скажет: дай мне серебра или чего другого, вы не должны слушать того. Но если он назначит подаяние для других, неимущих, то никто да не осуждает его» 1540 . Потому в древней Церкви соблюдалось правило: «Всякий, приходящий во имя Господне, да будет принят, а потом, уже испытав его, вы узнаете как поступить, ибо вы будете иметь разумение правого и ложного. Если приходящий – странник, помогите ему, сколько можете, но он не должен оставаться у вас более двух или трех дней, и то если бы нужда оказалась. Если же он желает поселиться у вас, то, если он ремесленник, пусть трудится и ест (см.: 2Фес. 3, 10 ). А если он не знает ремесла, то вы по своему усмотрению позаботьтесь о нем, но так, чтобы христианин не жил среди вас праздным. Если же он не желает так поступать, то он христопродавец. Остерегайтесь таковых!» 1541

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Церковных уставов было много; только в 1-й период Реформации (до 1555) в Германии и Скандинавии было опубликовано не менее 135 уставов. Некоторые мессы носили ярко выраженные региональные черты и вскоре вышли из употребления, другие - длительное время сохраняли свое значение. Большое значение имели мессы Бугенхагена, где ритуалы близки к традиции «Ормулы мессы». Помимо уставов, подготовленных им для виттенбергской общины, он написал уставы для церквей Брауншвайга (1528), Гамбурга (1529), Любека (1531), Померании (1535), Шлезвиг-Гольштейна (1542), Хильдесхайма (1542) и Вольфенбюттеля (1543), в к-рых он руководил проведением лютеран. церковных реформ. Он также оказал влияние на дат. мессу в том виде, в котором она отражена в «Церковном уставе» (Ordinatio ecclesiastica, 1537 и 1539/1542). Большое значение имел также церковный устав Бранденбурга-Нюрнберга 1533 г., подготовленный Озиандером и Бренцем. Как и уставы Бугенхагена, а также саксон. агенда 1540 г., Бранденбургско-Нюрнбергский устав оказал влияние на др. лютеран. церковные уставы, в наибольшей степени на уставы Бранденбурга (1540), Брауншвайг-Люнебурга (1543), Мекленбурга (1540/1542 и 1545/1552), Касселя (1539) и Кёльна (1543). Порядок Бранденбургско-Нюрнбергского богослужения следующий: интроит или гимн (на латинском или немецком) - «Kyrie» - «Gloria in excelsis» (на латинском или немецком) - приветствие и коллекта - Послание (читается по принципу lectio continua) - гимн - Евангелие (lectio continua) - Никейский Символ веры (на латинском или немецком) - проповедь - наставление (не парафраз) - установительные слова - «Sanctus» (на латинском или немецком) - «Отче наш» - «Pax Domini» (на латинском или немецком) - причастие («Agnus Dei», причастный стих и др. гимны) - коллекта - «Benedicamus» - благословение. Особый интерес представляет собой устав, подготовленный в 1540 г. Иоахимом II Гектором, курфюрстом Бранденбурга. В этом уставе многое основано на указаниях Бранденбургско-Нюрнбергской агенды 1533 г. и Саксонской агенды 1540 г., однако они дополнены развитым церемониалом.

http://pravenc.ru/text/лютеранства.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010