Сын св. Мстислава Великого и внук благочестивого Мономаха, князь Ростислав получил в 1127 году Смоленский удел; основал епископскую кафедру в Смоленске. Ум. 14 марта 1168 года в Великих Луках, а погребен в Киевском Феодоровском монастыре. Не канонизирован. Подробности о кончине у Барсукова (468–471). 9. Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн убиены быша от князя Владимира в лето 6491 месяца июля в 12 день Первомученики русской земли, убитые Киевлянами в 983 году. Память их 12 июля. На месте убиения, великий князь Владимир, после крещения своего, поставил Десятинный храм Богоматери. По «Иконописному Подлиннику» Феодор «подобием рус, мало надсед, брада доле и шире Козмины, в одной ризе предобре устроенной и в сапогах; Иоанн подобием млад, власы просты, в одной же ризе, в руке крест». 10. Святая великая княжна Анна Всеволодовна во инокинях преставися в лето 6594 месяца маиа в 18 день Дочь великого князя Всеволода Ярославича и греческой царевны, дочери Константина Мономаха, сестра Владимира Мономаха , называвшаяся Янкою, первая инокиня-девственница из Русского княжеского рода. Постриглась в 1086 году в устроенной отцом ее Андреевской обители, и была там настоятельницею. По летописи ум. 18 ноября 1112 года, а мая 18, вероятно, праздновалось обретение мощей ее. Монастырь ее долго назывался «Янчиным»; стоял близь Михайловского монастыря и был разрушен Батыем. (Словарь. Ист. Св. Русск. Церкви, стр. 30). Н.П.Барсуков ошибочно называет ее княгинею. 11. Святая великая княгиня Иулианиа Оболенская положена в Печерском монастыре в лето 6000 месяца июлия в 26 день Блаженная Иулиания, княжна Ольшанская (а не Оболенская и не великая княгиня), дочь князя Григория Ольшанского. По соображениям преосв. Филарета Черниговского ум. не позже 1540 года. Погребена была подле Великой церкви Киево-Печерской Лавры. Мощи обретены в 1624 году, внесены в Великую церковь , но в 1718 году, во время бывшего в Лавре пожара, они сгорели; остатки их поставлены в пещерах Антониевых, в закрытом гробе. Повесть об обретении мощей ее напечатана была особою книжкою в 1705 году, и с поправкою помещена в Четиях-Минеях св. Димитрия Ростовского , а в 1823 году внесена в Патерик Печерский. 12. Святая великомученица Варвара в Свято-Михайловском монастыре в лето 6616 месяца декабря в 4 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Сергиевский храм сооружался одновременно с благодарственным храмом Покрова на Рву, возводимым в честь покорения Казани и тоже в шатровом стиле. По мнению М.А. Ильина, Сергиевский храм тоже был благодарственным, призванным прославить великого подвижника России за его молитвенную помощь во время взятия Казанского ханства. К тому же в 1552 году келарь Троицкого монастыря Адриан Ангелов, потом участвовавший в сооружении кремлевского Сергиевского храма, привез царю под Казань святыни Троицкой обители в благословение «от Живоначальной Троицы и преподобного Сергия». Считается, что Сергиевский храм подворья был выстроен в память посещения Иваном Грозным Троице-Сергиева монастыря на обратном пути из Казани в Москву. Идея благодарственности преподобному Сергию и его прославления выразилась в архитектуре кремлевского храма с богатым необычным декором и русской шатровой формы, символизируя «торжество и славу единой Руси». Шатровой была и Богоявленская церковь подворья. По мнению Забелина, ее архитектура была схожа с храмом Рождества Богородицы в Путинках на Малой Дмитровке, на манер средневековых деревянных русских церквей. После пожара 1565 года она, вероятно, осталась одноглавой, но в том же стиле. Кремлевский храм преподобного Сергия Радонежского близ митрополичьих (позднее патриарших) покоев и государева дворца был необходим для царского моления и для архиерейских служений на праздники святого. В Сергиевские дни патриархи и митрополиты всегда служили в этом храме, а государь приходил в том случае, если дела задерживали его в Москве и он не мог присутствовать на торжественном богослужении в Троицкой обители. Кремлевское подворье соединялось с царским дворцом крытыми галереями-переходами, что показывает, насколько часто государь посещал его храмы. В 1535 году в Москве появилось второе подворье Троицкой обители – в Китай-городе на Ильинке. Эту землю подарил обители московский купец Иван Михайлович Антонов (по некоторым предположениям, потомок купца Симеона Антонова, который родился по пророчеству преподобного Сергия), хотя и прежде владельцы местных дворов дарили их обители на помин души своих родителей. Здесь поселились стряпчие Сергиевой обители, занимавшиеся ее хозяйственными и судебными делами, отчего это подворье было прозвано «Стряпческим»; грамотою царя Ивана Васильевича от 1540 года оно освобождалось от всех тягл и пошлин. Третье подворье Троицкого монастыря в Москве появилось в 1609 году за Сретенскими воротами – будущее Сухаревское. Его подарил обители царь Василий Шуйский за ту помощь, которую она оказывала государству Российскому в Смутное время.

http://pravoslavie.ru/28971.html

Кондак, глас 8 Изволи Господеви от юности работати, отче Боголепе, Крест Христов на рамо взем, и понесе, молися Пресвятей Троице с верою просящих в скорбех исцелений и в напастех свобождений, всей Российстей земли похвало и утверждение. Преподобный Иаков Боровичский Новгородский Чудотворец Память 23 октября (5 ноября) О происхождении блаженного Иакова, его жизни и кончине нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради. По церковным песнопениям, святой Иаков «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли ... Ангели удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу». Прославил Господь святого подвижника после его кончины. В 1540 году на третий день Пасхи к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторилось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а спустя четыре года – в храме. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Тропарь, глас 1 Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове! Темже и мы ныне чтим честных мощей твоих пренесение, веселяще вкупе души и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость! Слава Венчавшему тя! Слава Действующему тобою всем исцеления! Кондак, глас 8 Верою и любовию твое честное пренесение празднующих, блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы и соблазна змиина, имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу. Егоже моли спасти православныя люди, молящия тя, да вси вопием ти: радуйся, Отче Иакове, всей Российския земли удобрение. Преподобная Макрина

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Первая Успенская церковь в Александро-Куштском монастыре была построена на землях и на средства благоверного князя Дмитрия Заозерского. В строительстве принимали участие преподобный Александр Куштский и монахи Симеон и Савватий, первые его ученики. Жена князя Дмитрия, благоверная княгиня Мария, снабдила новый храм книгами, иконами и богослужебной утварью. В житии преподобного Александра сказано, что по преставлении в 1439 году он был погребен «с полуденной стороны алтаря», то есть справа от алтаря построенной им церкви Успения Божией Матери. Эта церковь просуществовала около 100 лет. В ночь на 26 октября 1519 года, на память преподобного Дмитрия Солунского, она и все монастырские постройки сгорели в пожаре, возникшем от непотушенной свечи. Описания церкви не сохранилось. В Летописи Спасо-Каменного монастыря, составленной в 1897 году, сказано, что, вторая деревянная шатровая Успенская церковь в Александро-Куштском монастыре была построена в 1533 году. В документах советского периода церковь датируется 1540 годом. Общепринятая датировка постройки церкви – первая половина XVI века. Богослужения в ней совершались с первой половины XVI века до 1932 года, практически 400 лет. Церковь сохранилась до наших дней, является памятником архитектуры. В отличие от первой, вторая церковь двухпрестольная: главный престол – в честь Успения Божией Матери, придельный – в честь преподобного Александра Куштского. Придел находится в правом крыле церкви, был устроен над могилой преподобного. Богослужения в церкви совершались в летнее время. Впервые в документах эта церковь упоминается в Писцовом описании монастырских вотчин в Заозерской половине Вологодского уезда 1627 – 1630 годов: «В Закушской волости монастырь Александрова Пустынь на р. Куште – церковь холодная во имя Успения Пречистой Богородицы, в приделе престол преподобного Александра Куштского чудотворца, другая церковь тёплая, с трапезою, великого чудотворца Николы, деревянная. А в церквах Божия милосердия образы, и книги, и ризы, и поникадила, и свечи местные, и сосуды церковные, и на колокольне колокола и всякое церковное строение монастырское».

http://sobory.ru/article/?object=61920

Святыней церкви Воздвижения Креста Господня считались старинные иконы главного иконостаса XVIII века. Такие как икона Богоматери в молении апостола Филиппа и митрополита Филиппа 1655 года, а также часть икон из старого иконостаса церкви Двенадцати апостолов из Кремля 1680 года, которые были переданы ей в 1723 году. Здесь были захоронены некоторые видные государственные деятели России. После революции 1917 года Крестовоздвиженская церковь какое-то время ещё оставалась Патриаршим и Московским кафедральным собором. В 1929 году церковь закрыли, священник храма был арестован и загублен в лагерях. В 1934 году церковь снесли, а на её месте построили шахту Метростроя. Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке церковь (Воздвиженка, дом 7/Крестовоздвиженский, дома 1–5; уничтожена). Время возведения первого храма Воздвижения Креста Господня и основания Крестовоздвиженского монастыря точно неизвестно. В XIV веке, когда уже были заселены большие пространства земли, примыкающие к Кремлю, на месте будущего Крестовоздвиженского монастыря оставался остров леса, некогда занимавшего все близлежащие территории. Место это так и звалось Островом. В первой половине XVI века в этом районе, вероятно, уже существовал храм, так как во время раскопок 1899 г. было обнаружено белокаменное надгробие 1538 г., что говорит о существовании в тот период погоста и, соответственно, храма неизвестного посвящения, где отпевали покойных. История возникновения Воздвиженского храма содержится в Воскресенской летописи, которая сообщает о принесении в 1540 г. в Москву из Ржева двух чудотворных образов – икон Пресвятой Богородицы и Воздвижения Честного Креста Господня, торжественно встреченных москвичами во главе с государем Иваном IV за рекой Неглинной. На месте встречи чудотворных икон был поставлен деревянный храм в память Воздвижения Креста Господня, и, вероятно, вскоре возник монастырь. Через несколько лет после основания обитель стала причиной страшного московского несчастья. Об этом сообщает житие Василия Блаженного и многочисленные летописные источники. В 1547 г., накануне знаменитого московского пожара, Василий Блаженный пришел в монастырь, что на Острове, и сильно плакал. Современники не поняли тогда его поведение. Однако 21 июня 1547 г. загорелась монастырская деревянная Воздвиженская церковь, сильный ветер перенес огонь на окружавшие ее постройки, пожар быстро распространился. В результате этого бедствия выгорела половина Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=34439

Бунт против Папы разрастался как снежный ком. Столь же стремительно сплачивались вокруг Лютера его последователи в самой Германии. Здесь события развивались следующим образом. 1519 год. В Саксонии, в Лейпциге происходит диспут между католическими богословами и лютеранами. Последние стоят на своём, и Папа отлучает Лютера от Церкви. 1520 год. Лютер публично сжигает папскую буллу о своём отлучении, сжигая тем самым все мосты за собой. 1521 год. Отлучение Лютера подтверждается Вормским эдиктом. 1526 год. Первый имперский сейм в Шпейере приостанавливает преследование лютеран. 1529 год. Лютеране на сейме в Шпейере подают официальную «протестацию», после чего их начинают называть «протестантами», и вскоре это наименование переходит на всё антицерковное движение со всеми его разновидностями и сектами. 1540 год. Католическая Церковь специально для борьбы с протестантским движением создаёт орден иезуитов, возглавляемый Игнатием Лойолой. Папа срочно начал разрабатывать стратегию контрреформации, созывая в 1547, 1551 и 1562 годах Тридентский собор. Противостояние прежней и новой религий вступило в такую острую фазу, что кровопролитие стало неизбежным. И действительно, в 1572 году в ночь с 24 на 25 августа (память святого Варфоломея) в Париже было вырезано 2000 гугенотов (так называли протестантов во Франции), а по всей стране – около 30 000. А в 1618 году вспыхнула Тридцатилетняя война. Началась она так. В 1565 году был заключён религиозный мир в Аугсбурге, где католичество пошло на уступки: сословиям было дано право проводить реформацию в своих владениях. Но не в церкви. В 1618 году это право было нарушено в Чехии, и образованная ещё в 1608 году «протестантская уния» подняла вооружённое восстание. Чехи и уния в 1620 году были разбиты при Белой Горе. Император Фердинанд стал восстанавливать в Чехии католицизм. Но оказалось, что Папе торжествовать было ещё рано. В 1625 году началось вмешательство в конфликт соседних государств. Первой вмешалась Дания, но её король Христиан IV был разбит имперскими полководцами Тилли и Валленштейном (героем романа Шиллера).

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

В этом положении, не обладая крупными привилегиями, митр. Даниил показал себя умелым организатором хозяйства, ему удалось накопить средства, на которые был приобретен ряд владений для митрополичьей кафедры . При митр. Данииле уточнялись границы митрополичьих земель , митрополичьи владения давались в оброк . Покровительство монастырям Митр. Даниил способствовал укреплению положения монастырей. В 1526 году митрополит дал жалованную грамоту прп. Даниилу Переславскому , освободив от уплаты митрополичьих податей приписной к его обители храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1531 году в Москве находился прп. Корнилий Комельский и испрашивал благословение митр. Даниила на построение храма в Сурской пуст. Митр. Даниил благословил прп. Стефана Озерского (+ 1542) на строение храма и создание обители . В 1537 году в Димитриевом Прилуцком мужском монастыре по благословению митр. Даниила был построен собор, об этом сообщает надпись на камне в зап. паперти . В 1533 и 1540 годах митрополит дал жалованную грамоту в обитель прп. Саввы Сторожевского о невзимании податей с храмов, находящихся в монастырских вотчинах . Кроме того, митр. Даниил давал жалованные грамоты в Покровский монастырь на Богоне в Переславском уезде , в Антониев монастырь в Переславском уезде , подтверждал жалованные грамоты своих предшественников . Не забывал митр. Даниил и о месте своего пострижения и игуменства. Иосифово-Волоцкому монастырю он пожертвовал 210 р. (на них были куплены «селцо Начапино, да Иванково, да Комяково, да Скурълово, да две пустоши: Ярилово, да Кузнечково»), «а за то быти корму в вторую суботу Великаго поста по всех православных христианех, доколе монастырь Пречистыя стоит, да другому быти корму на память митрополита Данила, на его преставление, доколе монастырь Пречистыя стоит». Позднее митрополит прислал 220 р., «а велел по старце Иосифе кормить сентября 9, а другой корм в Дмитреевскую субботу по всей братии, доколе монастырь Пречистыя стоит. Да иконы обложены: Спасов образ, да Пречистыя, да Предтечев, да тъцка и Евангелие сребрена, да сень у царскых дверей, а дал на то митрополит 100 рублев, а ворота Святые и зделали и подписали, а дал на то митрополит 60 рублев, а иконы обложены и ворота доспеты и подписаны при великом князе Василии Ивановиче всея Руси» .

http://drevo-info.ru/articles/13677302.h...

старец. Кто ты? спросил его Адриан, на которого сделал он сильное впечатление. «Я странник Безстуж», отвечал старец. Адриан пригласил его к себе в келью; в духовной беседе, старец сказал Адриану: «ты хочешь строить дом Богоматери и собрать к себе иноков; мне известна пустыня, в которой еще не ходила нога человеческая». С благословения игумена, в сентябре 1540 года, Адриан, будучи иеродиаконом, с послушником Леонидом и еще другими вышли из Корнилиевой обители; странник-черноризец Безстуж привел их в дремучий Пошехонский лес и незаметно скрылся. Это было накануне Воздвижения Креста Господня. На берегу р. Вотхи поставили они на дубе икону Богоматери, с которою пришли, и поселились тут. В 1543 году Адриан отправился к митрополиту Макарию, испросил благословение на святое дело и посвятил в сан игумена. В пустынную обитель собралось довольно братии: они жили по уставу Корнилиевой обители. Преподобный настоятель занимался писанием св. икон в назидание свое и другим. В 1550 году в великий пост вооруженная шайка разбойников из с. Белого напала на Адрианову пустынь и умертвила святого старца и двух учеников его. В 1626 году инок Иона пред смертию своею открыл духовнику, что по предсмертной исповеди отца его священника Исидора, когда в 1550 году Белосельские злодеи бросили тело убитого ими игумена Адриана на рубеже с. Белого, на берегу р. Ушломы, он, Исидор, с соседями свезли тело к опустевшей церкви прор. Илии и похоронили его под полом храма. В последствии храм развалился; на могиле для памяти посадили рябину. Об этом предсмертном сведении игумен Троицкой Пошехонской пустыни сообщил игумену Адриановой пустыни. Получив о том донесение, патриарх Филарет предписал перенести мощи в Адрианову пустынь. Ныне мощи преп. Адриана почивают под спудом в храме обители его, построенном в 1659 году; один придел сего храма посвящен преп. Адриану (Акты Ист. III, 229. Филарет, Рус. Св. под 5 марта). Память празднуется 5 марта. Житие, по замечанию В.О. Ключевского , состоит из двух частей: повесть о жизни и слово об открытии мощей в 1626 году с чудесами. В повести, подвергшейся позднейшим поправкам, уцелели указания на автору, писавшего в конце царствования царя Иоанна. Слово о мощах составлено в 1626–1643 г. Житие и слово любопытны по подробностям об отношениях пустынников к крестьянам, о монастырском и сельском быте XVI и XVII стол. (Ключевский, стр. 328). В «Иконописном

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Вып. 7-й, стр. 24 и 25/. Игнатий Лойола родился в 1491 году в Испании, в аристократической семье. Юношеские годы он провел при дворе испанского короля, в молодости увлекался, как и Франциск, средневековыми романами. Он был честолюбив, 30-ти лет он участвовал в сражении с французами при защите Памилуны, причем был тяжело ранен. Во время болезни он начал читать жития святых, подвиги которых – в особенности Франциска Ассизского – получили в глазах его такую же цену, какую раньше имели подвиги рыцарей и героев. Пример Франциска увлек Лойолу. Величие апостольского поприща рисовалось в его воображении, и он решил посвятить себя проповедничеству. Сначала он предался (в небольшом городке Каталонии Манрезе) аскетической жизни. Он впоследствии сознавался, что его тогда осеняли различные видения. Затем в 1528 году он отправился в Париж, чтобы получить богословское образование. В Париже он образовал кружок друзей, которых увлек на дело проповедничества. Кружок этот окончательно сформировался в 1534 году. В 1537 году Лойола отправился в Рим; там он добился благословения папы на учреждение ордена Иисуса. Устав этого ордена был утвержден в 1540 году. Лойола сумел прочно организовать и развить это учреждение, создав из него могущественное орудие для католической пропаганды. Несомненно, что Лойола обладал громадным организаторским талантом. Умер Лойола в 1556 году в Риме. Почти через семьдесят лет после его смерти католическая церковь причла его к лику святых. Игнатий Лойола, развивший мистику Франциска Ассизского, оставил католическому міру яркую память о своей мистике; он написал, в числе прочих своих сочинений, замечательное руководство к достижению экстатических состояний. Называется это руководство «Духовными упражнениями». Переходя к ближайшему рассмотрению «Духовных упражнений» Лойолы, мы видим, что после первых шагов упражнений, признаваемых весьма важными, а именно – упражнений отшельника в проверке своей совести (examen) и в раскаянии в грехах 78 – следующие главнейшие упражнения определяются у Лойолы терминами mediter и contempler.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Окончательное редактирование обоих комплектов было осуществлено уже в Москве, что подтверждается как особенностями структуры ноябрьских томов, так и 2 записями в Царском комплекте ( Костюхина. 1999. C. 26; Кучкин. 1976. С. 90-94). Основными свидетельствами о времени завершения работ над Успенским комплектом являются вкладные записи. В большинстве томов запись обозначает время вклада т. о.: «В лета 7061, месяца ноемврия. В христолюбивое царство святейшаго царя и государя великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, в двадесятое лето царства и государьства его, в двадесят же третие лето от рожества его… дал есми Пречистой Богородице в дом и великим чудотворцом Петру и Алексию и Ионе в святую соборную церковь Успения пресвятыя Богородица русския митрополиа в первоенадесять лето святительства и духовныя паствы своего смирения на память своей души и по своих родителех в вечный поминок». Тем не менее (в февральском, мартовском и апрельском томах) запись имеет иной вид. Время вклада отнесено к 19-му году царствования и 22-му году от рождения Иоанна IV Грозного. Т. о., Успенский комплект был вложен в 1551 или 1552 г., следов., работа над ним, учитывая уже приведенное выше сообщение о 12-летнем сроке исполнения, должна была начаться в 1539-1540 гг., за год-два до вклада Софийского комплекта и отъезда архиеп. Макария в Москву. Единственная писцовая запись Успенского комплекта (в июльском томе), принадлежащая диакону борисоглебскому Иоанникию («Ианикитищу»), датируется 1545 г. Согласно наблюдениям T. Дайбера, расположение текстов, соответствующих «подвижным» праздникам, таким как Пасха и др., в мартовском томе Успенского комплекта соответствует 1554 г. (Abhandlugen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. 2006. Bd. 2. S. 67-72, 75). В какой связи находится этот факт с кодикологическими реалиями Успенского комплекта, на данный момент неясно. Время окончания работы над Царским комплектом можно определить лишь приблизительно. По одной из записей, в к-рой сообщается о переписке Толкового Апостола в Отенском мон-ре, работу вели еще в мае 1554 г. ( Протасьева. Описание. 1970. С. 193).

http://pravenc.ru/text/2563256.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010