•  Подвижническая жизнь св. Корнилия связана с Вологодской, Новгородской, Тверской и Костромской епархиями. Преподобные Кассиан и Лаврентий Комельские (+ 1537 и 1548) Память их празднуется 16 мая в день преставления прп. Лаврентия Прпп. отцы Кассиан и Лаврентий были учениками прп. Корнилия (память его 19 мая), основателя Корнилиево-Комельской обители, а также в разное время ее игуменами.  Прп. Кассиан управлял Комельским монастырем во время пребывания прп. Корнилия на Сурском озере. Он во всем старался следовать своему учителю и строго соблюдал его устав. Он наставлял иноков со страхом Божиим пребывать в молитве, трезвиться мыслью, бодрствовать душою и сокрушаться сердцем. По возвращении прп. Корнилия в обитель св. Кассиан с радостью встретил своего учителя, отказался от игуменства и остался в послушании у старца. Преставился преподобный в 1537 г.  Другой ученик прп. Корнилия — св. Лаврентий был по совету учителя избран братией в игумены в 1538 г. Преподобный продолжал пользоваться советами и наставлениями аввы Корнилия. Он управлял обителью в течение 10 лет, постоянно заботясь о ее благоустройстве. Среди многочисленных забот преподобный не оставлял своего любимого занятия — переписывания священных и душеполезных книг. Преставился он 16 мая 1548 г.  Св. княгиня Евдокия была дочерью благочестивого и ученого князя Димитрия Константиновича суздальского. Для него инок Лаврентий написал самый древний из дошедших до нас списков Летописи (так называемая Лаврентьевская летопись). Дочь свою, княжну Евдокию, он выдал замуж за вел. князя московского Димитрия Иоанновича (Димитрия Донского, память его 19 мая), когда последнему было 18 лет (1366). Испытания не замедлили: чума, пожар Москвы, литовское нашествие, опасное путешествие вел. князя в Орду и, наконец, нашествие Мамая.  Вел. князь стал собирать войска. Весь народ пришел в волнение: кто не мог носить оружие, усилили молитвы и милостыни. Во главе их была вел. княгиня. Вернувшись из Троицкого монастыря, куда он ездил испросить благословения ее великого настоятеля — прп. Сергия (память его 15 сент.), вел. князь приказал войскам выступать, а сам пошел поклониться перед отъездом могилам своих сродников в Архангельский собор. У входа его ждала вел. княгиня. «Оставь слезы, — сказал он ей, — Бог будет нам защитником!» И, обняв ее в последний раз, он вскочил на коня. Из окон своих, выходивших на набережную Москвы-реки, вел. княгиня следила за удалявшимися войсками. 8 сентября 1380 г. вел. князь Димитрий Иоаннович одержал победу над татарами на Куликовом поле на Дону. Но эта победа стоила таких жертв, была настолько кровавой, что она равнялась настоящему бедствию. Из 150 тысяч человек, составлявших русское войско, полегло 110 тысяч. Когда вскоре после того хан Тохтамыш совершил набег на Москву, она не имела защитников, была сожжена и вынуждена опять платить дань, а старший сын вел. князя Василий был взят в Орду заложником Преподобный Лонгин Коряжемский (+ 1540)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Скальная ц. св. Калогера в Ликате близ Катаньи Скальная ц. св. Калогера в Ликате близ Катаньи Др. пещера, по преданию служившая местом подвигов К., находится в Наро, над ней воздвигнут храм, строительство которого началось в 1599 г. В храме почитается статуя святого с частицей его мощей. Празднества в честь К. совершаются с 15 по 25 июня, также устраиваются процессии со статуей святого 17-19 авг. в память об избавлении от эпидемии в 1626 г. и 11 янв. в память о защите от землетрясения в 1693 г. В Агридженто К. считается одним из св. покровителей города (вместе со св. Герландом). Вероятно, ц. во имя К. была построена в XIII-XIV вв., но 1-е упоминание о ней относится к 1540 г. В 1573 г. при храме было основано братство во имя святого (восстановлено в 1996), в 1863 г. церковь была передана францисканцам, в 1977 г. ей был присвоен статус санктуария. С почитаемой статуей К., которая находится в храме, совершаются ежегодные процессии. О почитании К. в Сан-Сальваторе-ди-Фиталия (пров. Мессина) впервые упоминается в постановлениях синода еп-ства Патти 1537 г. В 1615 г. при капелле во имя К. был основан францисканский мон-рь, ныне существующая церковь освящена в 1901 г. В санктуарии К. почитаются статуя святого (XVII в.) и частица мощей, по преданию происходящая из мон-ря Фрагала. Помимо литургического поминовения 18 июня празднества в честь К. проходят с 20 июля по 21 авг. и завершаются 3-дневными процессиями 19-21 авг. Особая покаянная процессия в память об избавлении от бури совершается 5 февр. В Кастельтермини (пров. Агридженто) основное празднество в честь святого совершается в 4-е воскресенье авг., но процессии со статуей К. проходят на протяжении всего месяца. Св. Калогер. Скульптура в санктуарии Сан-Калоджеро близ Шакки. 30-е гг. XVI в. Св. Калогер. Скульптура в санктуарии Сан-Калоджеро близ Шакки. 30-е гг. XVI в. С XVI в. известно о почитании мощей К. в мон-ре Фрагала. Предполагается, что святыня была доставлена из святилища на горе Сан-Калоджеро, но время и обстоятельства этого события неизвестны. По одной версии, мощи во Фрагала прислал Агригентский епископ, чтобы спасти святыню в эпоху мусульм. господства. По др. предположению, это произошло в XV в., когда монашеская обитель на Сан-Калоджеро находилась в упадке. В 1594 г. Мессинский архиеп. Антонио Ломбардо разрешил выставить мощи К. для поклонения. После закрытия мон-ря в 1874 г. они были перенесены в сел. Фраццано вместе с мощами св. Лаврентия из Фрагала († 1162). В наст. время реликварий с мощами К. и Лаврентия хранится в ц. Сан-Лоренцо во Фраццано, поклонение святыне и процессия с мощами совершаются 8-10 авг. В главной приходской церкви находится др. реликварий - с главой К. и мощами святых Григория и Димитрия.

http://pravenc.ru/text/1320137.html

48 и 49. Савватий и Зосима Соловецкие, из которых первый скончался 27-го Сентября 1435-го года, а второй 17-го Апреля 1478-го года. Празднование обоим установлено за то или другое время до 1540-го года, ибо в этом последнем году посвящен был их имени придел, устроенный при одной церкви в Новгороде 144 . Мощи преп. Савватия Соловецкого, скончавшегося в 145-м году не в монастыре, а в одном селении на твердой земле, при перенесении их в монастырь в 1465-м году обретенные нетленными, в монастыре «преданы были погребению» за алтарем одной из церквей монастыря; затем они изнесены были из недр земли в 1566-м году. См. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря архим. Мелетия, М., 1881, стр. 11 и 36. Мощи преп. Зосимы Соловецкого изнесены были из недр земли в 1566-м году, одновременно с мощами преп. Савватия (см. выше). В месяцеслове, находящемся в одном сборнике Троицкой Сергиевой Лавры, который написан в 1487-м году 761), между другими Русскими святыми записаны: 50 . Митрополит Киприан, скончавшийся 16-го Сентября 1406-го года, и 51 .    Исидор Твердислов, юродивый Ростовский, скончавшийся в 1474-м году (память 14-го Мая). В месяцеслове одного церковного устава, написанного в первой половине  ΧV Ι века, читаются еще имена целых 17-ти новых святых, одним из которых, вероятно, праздновалось местно и другие из которых, принадлежав к числу лишь почитаемых усопших, были произвольным образом внесены в месяцеслов или писцом рукописи, о которой говорим, или писцами рукописей, которые по отношению к данной рукописи представляли так сказать генеалогический ряд списывавшихся одна с другой рукописей 145 . Эти святые по хронологическому порядку их жизни суть: 52–54. Князь Муромский Константин (Ярослав) Святославич 146 , скончавшийся в 1129-м году, и его сыновья Михаил и Феодор, скончавшиеся неизвестно когда (память 21-го Мая), 55 и 56. Князь Муромский Петр, в монашестве Давид, и супруга его Феврония, в монашестве Евфросиния, скончавшиеся в 1228-м году (память обоих 25-го Июня) 147 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В частности, известно, что мощи святого Иакова Боровицкого были свидетельствованы в 1572 г. по поручению Новгородского архиепископа Леонида особою комиссией, которая и донесла о множестве совершавшихся от них чудес, что преподобной Евфросинии Суздальской действительно установлено было местное празднование во 2-й половине XVI в., а царевича Петра и Исидора Ростовских упоминает сам царь Иван Васильевич в числе великих чудотворцев русских, приписывая молитвам их совершившееся тогда (1563) покорение Полоцка. Кроме множества праздников в честь новопрославленных чудотворцев русских, установлено тогда несколько праздников в честь святых икон и в память отечественных событий. По случаю перенесения двух икон – Всемилостивого Спаса и Богородицы из Владимира в Москву и из Москвы во Владимир по обновлении этих икон (1518–1519) положено было праздновать в Москве ежегодно 15 сентября и совершать крестный ход в церковь Сретения Богородицы, тогда же построенную, а по случаю перенесения двух икон – преподобной Параскевы и великомученицы Параскевы, именуемой Пятницею, из Ржевы в Москву и обратно (1531) положено было ежегодно праздновать в Москве 29 ноября и совершать крестный ход в церковь Пятницкую, тогда же построенную. В память принесения в Москву из Ржевы чудотворных икон – Богородицы и Честного Креста (1540) установлен праздник 11 июля с крестным ходом «ко Пречистой, нарицаемой Ржевской», то есть в церковь, поставленную тогда на месте сретения этих икон. Явление новых чудотворных икон Богоматери – Святогорских (1569) на Синичей, или Святой, горе в Псковском крае и Казанской (1579) в городе Казани послужило поводом к установлению местных праздников: Святогорские иконы каждый год торжественно приносятся в Псков в пятницу второй недели Петрова поста, а в память явления Казанской совершается праздник 8 июля. Праздник 27 ноября в воспоминание Знамения от иконы Божией Матери, совершавшийся в Новгороде еще со 2-й половины XII в., принят в 1584 г. и в Москве по воле царя и определению Собора и начал совершаться по всей России. В 1480 г. в благодарность за избавление Москвы и других городов от нашествия царя Большой Орды Ахмата и вместе за окончательное избавление всей России от татарского ига установлено было праздновать в 23-й день июня Сретению Божией Матери и совершать большой ход с крестами и чудотворными иконами в Сретенский монастырь, а в 1521 г. в благодарность за избавление Москвы и России от нашествия крымского хана Магмед-Гирея установлен такой же праздник Сретению Богоматери в 21-й день мая с большим крестным ходом в тот же монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Преподобный Климент (1050-1140) считается основателем Сагматы. Он родился в Афинах, в юном возрасте пришел в монастырь к преподобному Мелетию, и принял от него монашеский постриг. Преподобный Климент тридцать лет жил в монастыре преподобного Мелетия, а в начале XII века подвизался один в пещере на горе Сагматион. При нем же монастырь Преображения Господня начал строиться. Память преподобного празднуется 26 января и 1 мая. Преподобный Герман (1480-1540) был игуменом монастыря в тяжелые годы подчинения греков туркам. Память преподобного Германа празднуется 26 января. Преподобный Серафим (1520-1602) был учеником преподобного Германа. Родился в деревне Зели. В юном возрасте пришел в монастырь Сагмата и принял постриг. Проведя в монастыре десять лет, он удалился в Геликонскую область и подвизался там один. Впоследствии преподобный Серафим основал монастырь, названный позднее в его честь. Память преподобного празднуется 6 мая. На протяжении многих веков монастырь был духовным маяком для окрестных городов и деревень, его история знала дни духовного расцвета. К сожалению, политические перипетии не обошли его стороной. Как и многие другие монастыри, он был закрыт во время правления короля Оттона (1833-1843). После закрытия монастырь подвергся разграблению и постепенно лишился всех своих святынь и драгоценностей. Здания, долгое время находящиеся в запустении, претерпели серьезные разрушения. Монастырь, имевший некогда большую братию, оказался забытым, населенным лишь несколькими старыми монахами, которые, не имея к тому необходимых средств и постоянно сталкиваясь с трудностями, пытались спасти то, что еще оставалось. Однако с 1977 года заботами преосвященнейших митрополитов Никодима и Иеронима в монастыре начались восстановительные работы. Обновленный монастырь изменил свой облик. Сейчас монастырь Сагмата — это мужская общежительная обитель. Он открыт для посетителей каждый день с 7:30 до 13:00 и с 16:00 до захода солнца. Дни особых праздников в монастыре — это 6 августа (Преображение), 26 января и 1 мая (дни памяти преподобного Климента) и 14 сентября (Воздвижение Креста Господня). В настоящий момент игуменом является архимандрит Нектарий (Антонопулос).

http://pravoslavie.ru/41389.html

В течение тридцати лет святой смиренно совершал служение Богу. Блаженная кончина святого князя последовала около 1390 года. После смерти на его теле обнаружили золотую цепь и перстень – знаки княжеского достоинства, и тяжелые железные вериги – свидетельство подвига спасения, а также небольшую рукопись, на которой рукой благоверного князя было написано: «Аз есмь Андрей, един от Смоленских князей. Зависти ради и крамолы от братий моих оставих княжение мое и дом, и прочее». Благоверного князя-пономаря погребли при храме, в котором он спасался. На том месте впоследствии возник монастырь. Вскоре началось его почитание наряду с другими Переславскими святыми. Празднование памяти святого Андрея совершалось 27 октября, в день преставления, одновременно был написан его образ и составлена служба. Святые мощи благоверного князя Андрея были обретены в 1539 году преподобным Даниилом Переславским († 1540), по благословению митрополита Московского Иоасафа (1539–1541), и прославились источением многочисленных исцелений. В 1749 году указом Святейшего Синода было окончательно утверждено празднование благоверному князю Андрею. Преподобный Нестор Некнижный Преподобный Нестор Некнижный , именуемый так в отличие от преподобного Нестора Летописца , подвизался в Дальних пещерах. Память его совершается 27 октября, вероятно, ради тезоименитства с мучеником Нестором Солунским (306). Имя преподобного Нестора Некнижного упоминается в общей службе преподобным Дальних пещер: «Слово Божие, вразумляющее челодень века, не книжныя мудрости научи тя, Несторе святе, но вышния; еюже зрел еси при молитвах Ангелы, и кончину свою предвидел еси, тоя и нас причастники сотвори молим тя, память твою почитающе». Память его совершается также в Соборе отцов Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста. 28-й день Святая великомученица Параскева Святая великомученица Параскева пострадала в начале IV века при Диоклитиане (284–305). Благочестивые родители святой Параскевы жили в III веке в г. Икония (Малая Азия).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Зеньковский, Василий Васильевич (1881—1962), протоиерей, историк, философ, педагог. С 1919 в эмиграции. В 1923—1962 был председателем РСХД. С 1926 профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Автор книги «История русской философии» и др. Зёрнов, Николай Михайлович (1898—1980), церковно-общественный деятель и педагог. В 1920 эмигрировал из России. С 1925 секретарь РСХД; основатель и первый издатель Вестника РСХД, секретарь Содружества св. Албания и прп. Сергия. Игнатий Богоносец (ок. 35 — ок. 107), сщмч., по преданию, второй епископ Антиохии. При императоре Траяне в связи с возмущением народа в Антиохии был арестован, отправлен под конвоем в Рим и там казнен. Во время путешествия написал 7 посланий. В этих посланиях содержатся по существу первая христология (учение о предвечном Слове-Сыне), первая экклезиология (учение о единстве епископа и народа) и первое мистическое учение о мученичестве (Послание к Римлянам). Послания входят в корпус творений мужей апостольских. Память 29 января, 20 декабря. Игнатий (Брянчанинов Дмитрий Александрович) (1807—1867), свт., епископ Кавказский и Черноморский, духовный писатель, богослов. В своих аскетических и богословских сочинениях предстает строгим иноком и наставником в борьбе с человеческими страстями. Составил сборник поучений и историй из жизни отцов-пустынников, «Отечник», получивший большое распространение в монашеской и мирской среде. Память 30 апреля. Игнатий Лойола (1491—1556), св., основатель ордена иезуитов. Принадлежал к знатной испанской семье. С юности мыслил себя вождем воинства Христова, участвовал в военных походах. В 1522 пережил глубокий внутренний переворот, оставил оружие, роздал одежду нищим и отправился проповедовать Евангелие. Собрав кружок единомышленников, составил устав нового монашеского ордена, который был утвержден папской буллой в 1540. И. Л. был назначен генералом ордена и оставался в Риме до конца жизни. Написал руководство для монахов под названием «Духовные упражнения», ставшее настольной книгой каждого иезуита. Канонизирован папой Григорием XV в 1622. Память 31 июля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=703...

XV в. (Музей при ц. Богородицы Евангелистрии, о-в Тинос),- на створках фигуры великомученников Георгия и Димитрия Солунского, попирающих змея и скорпиона; образ 1632 г. (монастырь Хиландар) - ориентирован на памятники раннего XIV в.; икона XVII в. (монастырь Эсфигмен). Многочисленны произведения с парными изображениями великомученников Георгия и Димитрия Солунского или с изображением неск. св. воинов (икона 1515-1538 гг. с Георгием, Димитрием Солунским и Феодором из Протата), иконы Димитрия Солунского и Нестора, попирающих соответственно царя Калояна и гладиатора Лия (икона XIX в. из представительства Иверского монастыря в Карее на Афоне). Среди копирующих палеологовские образцы изображений святого в поствизант. монументальной живописи - росписи кафоликонов монастырей Кутлумуш (1540) и Ставроникита на Афоне (1546, Феофан Критский); ц. Панагии Влахернитиссы в Берате, Албания (кон. XVI в.),; парекклисиона Панагии Горгоэпикоос в монастыре Дохиар на Афоне (1744) и др. А. А. Лукашевич Гимнография вмч. Димитрия Солунского. (Статья из т. XV «Православной Энциклопедии», Москва. 2007 г. В иерусалимском Лекционарии V-VII вв., сохранившемся в груз. переводе (Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 2]. P. 37), память Димитрия Солунского отмечается 13 февр., последование не приводится. В константинопольском Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память Димитрия Солунского стоит под 26 окт. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 78-80); службу предписано совершать в мартириуме в его честь; литургийное последование включает тропарь 3-го гласа), прокимен 4-го гласа из Пс 15, апостольское чтение 2 Тим 2. 1-10, аллилуиарий со стихом из Пс 96, евангельское чтение Ин 15. 17 - 16. 2, причастен Пс 32. 1. По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 291), отражающему наиболее раннюю из сохранившихся редакций студийского Синаксаря, на память Димитрия Солунского 26 окт. совершается праздничная служба: на вечерне на «Господи, воззвах» поются стихиры Димитрия Солунского на 6; на утрене - «Бог Господь» с тропарем 3-го гласа Велиа обрэте въ бедахъ (этот тропарь содержится в последовании Димитрия Солунского во всех редакциях Студийского и Иерусалимского уставов), канон Октоиха соединен с 2 канонами Димитрия Солунского.

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Под покровительством Всеволода Юрьевича в Суздальской земле в конце XII - начале XIII в. было составлено несколько летописных сводов, ставших основой последующего летописания Северо-Восточной Руси (в т. ч. наиболее ранних памятников - Лаврентьевской и Радзивиловской летописей, " Летописца Переяславля Суздальского " ), большие фрагменты владимирского летописания были включены в Киевский свод 1200 года. Преимущественное внимание владимирские летописцы уделяли деятельности владимиро-суздальских князей, подчеркивали ведущую роль князя Всеволода в межкняжеских отношениях на Руси. Некролог Всеволоду Юрьевичу в " Летописце Переяславля Суздальского " прославляет князя за то, что он " не токмо единой Суждалской земли заступник бе, но и всем странам земля Роусьскыя " . Во владимирском летописании неоднократно подчеркивалось, что замещение киевского княжеского стола происходило по воле Всеволода Юрьевича (что не соответствует историческим фактам). " Слово о погибели Русской земли " (сер. XIII века) содержит утверждение, что Всеволод Юрьевич стоит во главе всей Русской земли. Почитание В Лаврентьевской летописи запись о кончине и погребении Всеволода Юрьевича (под 1212) сопровождается обширной похвалой его храмоздательской деятельности, смирению и справедливости. Воинская доблесть и военно-политическое могущество Всеволода Юрьевича ранее были воспеты неизвестным автором " Слова о полку Игореве " . Имя Всеволода Юрьевича было внесено во вседневные соборные синодики главнейших городов Северо-Восточной Руси . В конце 1540-х - начале 1550-х годов в грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора излагался порядок поминания архиереев, вел. князей и княгинь, их детей и внуков, чьи останки почивали во Владимире. О поминании Всеволода Юрьевича в грамоте написано, что " по великом князе Димитрии-Всеволоде Георгиевиче в год пети две панихиды большия с ужинами, на преставление его апреля в 15 день, а другую на память его октября 26 дня " (последняя память отмечалась в празднование вмч.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Являлся и многим другим блаженный Кассиан, не забывал же и своей обители, даруя ей не только блага духовные, но и временные, через то свидетельствуя о непрестанном своем покровительстве собранной им братии. Память преподобного Кассиана празднуется 2/15 октября — день преставления, и 21 мая/3 июня — день тезоименитства. Май 22 Иаков Боровичский, Новгородский, праведный Преподобный Иаков Боровичский — Новгородский чудотворец. О происхождении блаженного Иакова, жизни его и кончине его нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради. По церковным песнопениям, святой Иаков, «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли Ангелы удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу». Прославил Господь святого подвижника после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня». Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховской храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В «Иконописном подлиннике» о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель. Часть святых мощей осталась в Духовом Боровичском монастыре (Новгородской епархии), другая хранилась в Авраамиевом ските (бывшей Финляндской епархии). Память преподобного Иакова совершается два раза в год: 22 мая/4 июня и в день перенесения честных его мощей 23 октября/5 ноября. Май 23 Леонтий, епископ Ростовский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010