Владимир I Святославич (в крещении Василий) (ок. 956–1015), великий князь Киевский, в 988 г. ввел на Руси христианство как государственную религию, почитался с 1240 г. (?), канонизирован в 1635 г., память 15 июля – с. 22, 24; кат. 9, 64, 98, 151 Геннадий (ум. 1505), святитель, архиепископ Новгородский, боролся с ересью жидовствующих, память 4 декабря – кат. 5, 14 Даниил Переславский (1460–1540), преподобный, основатель Данилова Троицкого монастыря, причислен к лику святых в 1652 г., память 7 апреля – с. 32 Димитрий Прилуцкий (упоминается в 1391), преподобный, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря, канонизирован до 1542 г., память 11 февраля – с. 32 Димитрий Угличский (1582–1591), князь-мученик, последний сын царя Ивана Грозного, канонизирован в 1606 г., память 15 мая – с. 15, 38, 47, 48, 51, 67, 69; кат. 79, 105, 121, 122, 173 Дионисий Радонежский (ум. 1633), преподобный, с 1610 г. архимандрит Троице-Сергиева монастыря, один из авторов окружных грамот, призывающих на борьбу с польско-литовскими интервентами, местно чтится 12 мая – с. 54 Дионисий Суздальский (ум. 1385), святитель, архиепископ Суздальский, местно чтится 26 июня – кат. 108 Евдокия Дмитриевна (ум. 1407), дочь суздальского князя Дмитрия Константиновича, с 1367 г. – жена московского великого князя Дмитрия Донского, в иночестве Евфросиния, преподобная, местно чтится 7 июля – с. 46 Евфимий Суздальский (ум. 1404), преподобный, архимандрит Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, мощи открыты в 1507 г., память 1 апреля и 4 июня – кат. 10 (?) Евфимий II Новгородский (ум. 1458), святитель, архиепископ Новгородский, канонизирован в 1559 г., память 11 марта – с. 55, 56, 58, 65; кат. 3, 6, 7 Евфросиния Суздальская (ум. ок. 1250 г.), преподобная, княжна Феодулия Суздальская, дочь Михаила Всеволодовича, святого князя Черниговского, местно чтится 25 сентября – с. 31, 32, 83, 98, 151 Ермоген (Гермоген) (ум. 1613), святитель, патриарх всея Руси (1606–1612), память 12 мая – кат. 97 Зосима Соловецкий (ум. 1478), преподобный, основатель и игумен Соловецкого монастыря, канонизирован в 1547 г., память 17 апреля – с. 16, 39, 40, 41, 63, 72; кат. 29, 35, 36, 58, 103, 108, 133, 144, 151, 157

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловой пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7043 (1535) крест Христов Павловы пустыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. Отсюда он и друг его Симон удалились по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собралась братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом около 1537 года основалась обитель Коряжемская. Пред кончиною, преп. Логгин завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. Ум. 10 февраля 1540 года. Мощи его под спудом в Спасской церкви обители его, с 1863 года приписанной к Сольвычегодскому Введенскому монастырю (Филарет, «Рус. Св.», февраль, стр. 65 и 66. – Верюжский, стр. 466). 303. Преподобный Симон начальник Спасскаго монастыря Сойгинскаго, иже на Вычегде реце новый чудотворец, преставися в лето 7149 Урожденец Сольвычегодский, Симон полагал начало монашеской жизни в Корнилиевом монастыре. По смерти великого наставника (ум. 1537 г.) он оставил Комельскую обитель и в родном краю своем помогал преп. Логгину основать пустынную обитель на р. Коряжемке. Вслед за тем удалился он за 60 верст и при устье р. Сойги, впадающей в Вычегду, в дикой тогда пустыне, поставил храм Спасителя, освященный 17 мая 1541 г. К блаж. пустыннику собрались любители пустыни. Строгий постник и усердный молитвенник вел их примером св. жизни к блаженной вечности. Двадцать лет подвижнически жил преп. Симон в своей обители и скончался 24 ноября 1562 г. Мощи его почивают под спудом в Екатерининской церкви монастыря его, построенной в память преставления преп. Симона (Филарет, Рус. Св., ноябрь, стр. 251 . Верюжский, стр. 490). В «Иконописном Подлиннике»: «подобием рус, брада желта, изчерна, покороче Власиевы, ризы преподобническия, и в схиме» (Филимонов, стр. 56). 304. Святый и блаженный Фома иже Христа ради юродивый, иже положен бысть в Введенском монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Лонгин Коряжемский (+ 1540) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 10 февр. в день преставления Прп. Лонгин провел всю свою долголетнюю жизнь в Павло-Обнорском монастыре и стяжал большой духовный опыт. В 1535 г. он с духовным другом своим, иноком соседнего Корнилиева Комельского монастыря Симоном (память его 24 нояб.), удалился в отшельничество. На берегу реки Коряжемки они остановились, и там прп. Лонгин водрузил свой крест. Вначале прп. Симон оставался с ним, чтобы помочь старцу соорудить скит. Когда тяжелые работы были окончены, прп. Симон удалился на берег реки Сойги и основал там другой скит. И в этой жизни увидеться им уже не было суждено. Но весть, что на Коряжемке поселился отшельник, не замедлила распространиться, и к прп. Лонгину стали приходить люди, взыскующие пустынножительства. Он предупреждал их о трудностях отшельнической жизни, не скрывал и своего желания подвизаться в уединении. Но слова его только еще более привлекали к нему ревнителей подвижничества. Тогда он уступил. Сначала собравшиеся жили отшельниками, но потом, по общему желанию, преподобный, давно уже отрекшийся от своей воли и своих желаний, дал им общежительный устав и стал их настоятелем. Несмотря на свой преклонный возраст, он был в молитве и трудах примером всем. В Николаевском Коряжемском монастыре, существовавшем до нашего времени, сохранился выкопанный им колодец и хранилась его власяница. Но недолго пришлось ему управлять братией. Блаженная кончина прп. Лонгина последовала 10 февраля 1540 г. Преподобный завещал братии похоронить себя у подножия церковной лестницы, чтобы все попирали прах его ногами, и братия не осмелилась его ослушаться. Но вскоре после этого прп. Симон с радостью услышал, что на могиле того, кто руководил его первыми шагами в пустыннической жизни, творятся чудеса. В 1557 г. прп. Лонгин явился больному воеводе города Устюга, князю Владимиру, и приказал ему перенести тело игумена Коряжемского монастыря Лонгина, причем дал ему самые подробные наставления. Князь Владимир поехал в Коряжемский монастырь, где он никогда не был, и сам распоряжался перенесением тела, причем давал самые точные и подробные указания. После этого он получил исцеление и воздвиг на могиле преподобного часовню. Тогда начались многочисленные чудеса.

http://sedmitza.ru/lib/text/436919/

51 и 52 ) Праведные Иоанн и супруга его Мария Устюжские угодники, жившие в XII столетии. Мощи их под спудом в Вознесенской церкви на посаде. 53) Праведный Прокопий Юродивый, Устюжский чудотворец. Преставился в 1303 году, 8 июля. Мощи его под спудом в Устюжском Прокошевском соборе. Память 8 июля. 54) Блаженный Иоанн, Юродивый, Устюжский чудотворец, родом Устюжанин. Преставился 1494 г. Мая 29. Мощи его под спудом в Устюжском Иоанновском соборе. Память Мая 29. 55) Преподобный Киприан, строитель Архангельского Устюжского монастыря, живший в начале XIII века. Мощи его под спудом в сем монастыре. 56) Преподобный Филипп, пустынник на Сухоне реке, основатель Филипповского монастыря на Яицкой горе, жил около половины XVII века. Мощи его под спудом в сем монастырь. 57) Преподобный Симон, основатель Воломского бывшего монастыря, на верховье реки Киченьги в Устюжском уезде, убит 1641 г июля 12. Мощи его под спудом в приходской Воломской церкви. Память июля 12. 58) Преподобный Леонид, основатель Устьнедумского бывшего монастыря в Устюжском уезде, на р. Недуме, скончался 1654 г. июля 13. Мощи его под спудом в приходской Богородицкой церкви. В г. Сольвычегодске и его уезде: 59) Блаженный Фома, Юродивый, в Введенском монастыре. 60) Блаженный Иродион. 61) Блаж, Михаил. 62) Блаж. Иоанн и 63.) Блаженный Василий Юродивые. Все были в г. Сольвычегодске, но о времени кончины и мощах их неизвестно. 64) Преподобный Сергий, Малопинежский, бывший при Малопинежской приходской церкви священником, а при кончине постригся в монашество. Мощи его там в часовне под спудом. Память 16 Ноября. 65) Преподобный Петр Черевковский, священник, бывший при Черевковской приходской церкви. Мощи его там под спудом. Почитание началось с 1661 года. 66) Преподобный Логгин, основатель Коряжемского монастыря в Сольвычегодском уезде, на Вычегде реке, скончался 1540 г. Февраля 10. Мощи его под спудом в сем монастыре. Память Февраля 10. 67) Преподобный Симон, сотрудник пр. Логгииа, основатель бывшей Преображенской Сойгинской пустыии на речке Сойге, в Сольвычегодском уезде. Преставился в 1562 году, Ноября 24. Мощи его под спудом в тамошней приходской церкви. Память Ноября 24.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1420 году псковская паства блаженного Симеона видела в Чирске знамение на иконе Богоматери: на Чирской иконе Ея текли из очей слезы; это явление повторилось и тогда, как икона принесена была с крестным ходом в Псков и поставлена в соборном храме. В страхе за будущность и в раскаянии за прошлое народ восклицал: Владичице! защита нас. 348 Незадолго до смерти блаженного архипастыря, Новгород два раза был в сильной тревоге. В апреле наводнение Волхова повредило мост, и городские улицы до того наполнены были водой, что ко многим храмам не было доступа и много потонуло людей. В мае, в полночь, нашли страшные громовые тучи, молнии превращали ночь в день, а дождь в день лился с сильным градом. Святитель со своим духовенством и благоговейными людьми пел молебен в Софийском соборе об утишении гнева Божьего, а по другим церквам совершались моления священниками, и днем настала тишина. Это было 19 мая 1421 года, а 15 июня святитель почил мирно и положен на Мартириевой паперти. 349 В тот же 10 день преставление преподобного ЛГГИНА коряжемского Преподобный Логгин долго подвизался в Обнорской Павловской пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7033 (1525) крест Христов Павловой пустыни». Крест, как видно, дан павловой пустыней ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Логгин некоторое время жил и в сольвичегодском борисоглебовском монастыре. Отселе он и друг его Симон, удалялись вверх по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте, расчистили лес, построили келью и часовню. Скоро собрались братия, построили храм в честь св. Николая и таким образом в 1535 году основалась обитель коряжемская. Преподобный Логгин жил подвижнически и сам более других работал для св. общины: еще цел колодезь, выкопанный его руками вблизи храма; цела и его власяница. Старцем придя на новое место подвигов, он жил здесь уже не долго, не более 6 лет. Он завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. В ркп. святцах читаем: «Преподобный Логгин, начальник никольского коряжемского монастыря на р. Вычегде, новый чудотворец, преставился в л. 7048 (1540) февраля в 10 день». Спустя 16 лет после кончины, по особенному видению, святое тело его положено было в самом храме. Ныне мощи его почивают под спудом в каменном храме, построенном в 1695 году. – На старинном покрове вышит серебром и золотом образ его. Память его совершается по особой службе, сочиненной в давнее время вместе с житием и описанием чудес. – Еще цела фелонь, с которой преподобный совершал служение Господу. 350 Святой ВСЕВЛД князь псковский

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Преподобный Лонгин преставился 10 февраля 1540 года. Он пожелал, чтобы тело его было погребено у подножия церковной лестницы, чтобы приходящие в церковь попирали прах его. Братия не посмела ослушаться завещания старца. В 1557 году, когда тяжело заболел устюжский воевода князь Владимир, ему во сне явился старец и сказал, где лежит и куда следует перенести тело основателя Коряжемского монастыря. Никогда не бывавший прежде в том монастыре, князь Владимир поехал туда и безошибочно, по словам старца, явившегося ему во сне, нашел место погребения преподобного Лонгина. Тело святого было перенесено к северной стороне церкви, после чего устюжский воевода стал здоров. Много других исцелений было совершено преподобным Лонгином. В XVII веке Вятский епископ Александр составил службу святому. В 1665 году при перестройке церкви гроб преподобного Лонгина оказался внутри ее. Над ним была устроена гробница, украшенная позолоченной резьбой, покрытая пеленою с вышитым на ней изображением преподобного и сказанием о перенесении его мощей. Память преподобного Лонгина чтится также 16 октября. Святыя благоверныя великия княгини Анны Новгородския Тропарь, глас 1: От запада возсиявши, яко звезда небосветлая,/прияти Православную веру сподобилася еси,/в нейже плод благославный Русской земле принесши,/святая благоверная княгине Анно,/Христа всем сердцем возлюбила еси,/Того оправдания и законы хранящи;/темже днесь всесвятую твою память празднующе,/грехов оставление молитвами твоими приемлем. Кондак, глас 4: Днесь в светлой памяти твоей/Великий Новград веселится,/созывая всех верных светло праздновати память твою,/и мы ныне, духовно ликовствующе,/радостно славим тя и молим:/святая благоверная княгине Анно,/предстоя Святей Троице/моли избавити Великий Новград и всю землю Русскую/от всяких бед и обстояний и всем нам спастися. Святая благоверная великая княгиня Анна Новгородская (†1051) Была старшей дочерью мудрого шведского короля Олафа Скетктунга, прозванного «всехристианнейшим королем» за огромные услуги, оказанные им христианству в его стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же про­изойдет ссора между братьями, то разбирает их дело игумен со старцами и старостами Святой Богородицы, а миряне не вступаются» 286 . В 1420 году Псковская паства блаженного Симеона видела в Чир- ске знамение на иконе Богоматери: на Чирской иконе Ее текли из очей слезы; это явление повторилось и тогда, как икона принесена была с крестным ходом в Псков и поставлена в соборном храме. В страхе за будущность и в раскаянии за прошлое народ восклицал: «Владычице! защити нас» 287 Незадолго до смерти блаженного архипастыря Новгород два раза был в сильной тревоге. В апреле наводнение Волхова повредило мост, и городские улицы до того наполнены были водою, что ко многим хра­мам не было доступа и много потонуло людей. В мае, в полночь, нашли страшные громовые тучи, молнии превращали ночь в день, а дождь в день лился с сильным градом. Святитель со своим духовенством и благоговейными людьми пел молебен в Софийском соборе об утише- нии гнева Божиего, а по другим церквам совершались моления священ­никами, и днем настала тишина. Это было 19-го мая 1421 года, а 15-го июня святитель почил мирно и положен на Мартириевой паперти 288 . Преставление Преподобного Лонгина Коряжемского Преподобный Лонгин долго подвизался в Обнорской Павловской пустыни. Это показывает и лежащий на его гробнице крест, на котором надпись говорит: «лета 7033 (1525 г.) крест Христов Павловой пу­стыни». Крест, как видно, дан Павловою пустынью ее постриженнику в благословение на подвиги на новом месте. Блаженный Лонгин неко­торое время жил и в Сольвычегодском Борисоглебовском монастыре. Отселе он и друг его Симеон удалились вверх по Вычегде и за 10 верст от Сольвычегодска, на устье реки Коряжемки, в глухом месте расчис­тили лес, построили келлию и часовню. Скоро собрались братия, по­строили храм в честь святителя Николая и таким образом в 1535 году основалась обитель Коряжемская. Преподобный Лонгин жил подвижнически и сам более других работал для святой общины: еще цел колодезь, выкопанный его рука ми вблизи храма; цела и его власяница. Старцем придя на новое место подвигов, он жил здесь уже недолго, не более шести лет. Он завещал похоронить его при входе в храм, чтобы, как говорил он, попирали его входящие в храм. В рукописных святцах читаем: «Преподобный Лонгин, начальник Никольского Коряжемского монастыря на реке Вычегде, новый чудотворец, преставился в лето 7048 (1540 г.) февраля в 10-й день». Спустя 16 лет после кончины, по особенному видению, святое тело его положено было в самом храме. Ныне мощи его почивают под спудом в каменном храме, построенном в 1665 году. На старинном покрове вышит серебром и золотом образ его. Память его соверша­ется по особой службе, сочиненной в давнее время вместе с житием и описанием чудес. Еще цела фелонь, в которой преподобный совершал служение Господу. 289 День одиннадцатый. Страдание святого Георгия Мученика

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Коренная Пустыня или Коренный Рождественский мужеский, заштатный, от Курска в 27 верстах; основан около 1300 года в память обретения Чудотворной, иконы Знамения Богородицы на корене одного дерева. В нем церковь соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы. При оной бывает большая ярмарка, известная под именем Коренной. Состоит под управлением Архимандрита. Коржевецкий Рождество Богородичный мужеский, заштатный, Каменец Подольской Епархии, в 35 верстах от города Летичева в селении Коржевцах: построен в 1742 году. В нем церковь Соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Коряжемский мужеский, 3-го класса, Вологодской Епархии, в 16 верстах от города Сольвычегодска, на берегу речки Коряжемы, впадающей в Вычегду; построен в 1535 году. В нем церковь Соборная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Св. Николая Чудотворца. В ней почивают Св. мощи Преподобного Лонгина, основателя сея обители преставившегося в 1540 году февраля 10 дня, а обретенные 1557 года апреля 10 дня. Коташинский Николаевский мужеский, заштатный, Черниговской Епархии, в 35 верстах от города Стародуба; построен в 1692 году. В нем церковь соборная во имя Сошествия Святого Духа, с двумя приделами: во имя Успения Пресвятой Богородицы и во имя Св. Николая Чудотворца. Здесь находится Чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанской. Красногородищенская мужеская, заштатная пустыня, Смоленской Епархии в Бельском уезде, в 20 верстах от города. В ней две церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня, с приделами: во имя Входа во храм Пресвятой Богородицы и во имя Свят. Пророка Илии; 2) во имя Святой Живоначальной Троицы. Красногорский мужеский, заштатный, Архангельской Епархии, на гористом прекрасном месте, построена в 1606 году. В нем: церковь Соборная во имя иконы Грузинской Пресвятой Богородицы с приделом во имя Владимирской Богородицы. В главном храме находится Образ Грузинской Богородицы, принесенный в обитель сию из Персии в 1629 году, Августа 22 дня, а в приделе Чудотворный образ Владимирской Богородицы, принесенный сюда в 1603 году первым основателем обители сея Игуменом Макарием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Обитель сия основана в 7043/1535 году двумя монахами, Логгином и Симоном, пришедшими на это пустое тогда бывшее урочище из Вологодских монастырей. Они, сперва, расчистив лесное тамошнее место, построили часовню и келью, а потом вскоре деревянную церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, по коей с тех пор и монастырь начал именоваться Николаевским, а по речке Коряжемским. Но Логгинов сотрудник Симон вскоре отошёл от него и основал на речке Сойге особый свой монастырь Сойгинский (см. особую о нём статью под сим именем); а Логгин, по устроению обители Коряжемской, поставлен был Игуменом оной и там скончался в 7048/1540 году, Февраля 10, в который день память его и доныне в монастыре творится по особой службе, не известно, однако же, кем и когда сочинённой с жизнью и чудесами его. Он завещал погрести себя вне построенной им Николаевской церкви у лестницы паперти при подножии проходящих. Однако же по некоторому явлению Устюжскому Воеводе Князю Димитрию, мощи его по шестнадцатилетнему пребыванию в земле вынуты в 7065 году, Апреля 10, и положены близ северной стены, созданной им Николаевской деревянной церкви, и над ними устроена была палатка. Ныне место это уже в каменной Благовещенской церкви. Мощи его почивают под спудом, а над ними устроена гробница под покровом, на коем и образ Преподобного вышит золотом и серебром; а по краям летопись о его преставлении и перенесении мощей. На той же гробнице лежит и икона с изображением животворящего Креста, принесённая на основание монастыря самим Преподобным Логгином. Внизу на этой иконе вырезано лето 7043 на одной стороне, а на другой слова: крест Христов Павловой пустыни. Из сего заключить можно, что Преподобный Логгин вышел из Павлова Обнорского монастыря в сию пустынь, так как сотрудник его Преподобный Симон Сойгинский из соседнего Павлову, Корнилиева Комельского монастыря. Из остатков трудов Преподобного Логгина цел ещё ископанный им самим колодезь близ церкви, который некогда был в самой братской трапезе, но ныне уже на открытом воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Однако нельзя безудержно импровизировать на сей счет, как Б. А. Рыбаков, который пишет: «В 1190 г. владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо совершал полюдье зимой. И по времени (февраль начало марта), и по маршруту мы застаем лишь финальную стадию кругового объезда: Переяславль-Залесский (8 февраля), Ростов (25 февраля), Суздаль (10 марта), Владимир (16 марта). Полюдье сопровождалось сбором дани, судебным разбирательством на местах и двигалось неспешно. Средняя скорость – около 7–8 км в сутки». 1540 В другой своей работе историк приводит более детальные расчеты: «Путь от Ростова до Владимира равнялся 140 км. В зимних условиях он мог быть покрыт за 2–3 дня. Но полюдье прошло этот путь в 19 дней. И это совершенно естественно, так как полюдье включало в себя сбор дани, княжеский суд, разъезды емцов й вирников, возможно, зимнюю охоту и пиры у местной знати. Средняя скорость этого неторопливого объезда равнялась 7–8 км в сутки; она слагалась из самой ездыи длительных остановок в нужных местах». 1541 Откуда взялся описанный Б. А. Рыбаковым маршрут и скорость полюдья князя? Из поверхностного прочтения летописи. Чтобы не быть голословными приведем полностью соответствующий летописный текст: «Посла благоверный христолюбивыи великыи князь Всеволод, сын Гюргев, внук Мономахов Володимерь, г Кыеву, Святославу ко Всеволодичю и к митрополиту Никифору отця своего духовнаго Иоана на епископьство, якоже Господь глаголеть, на кого призрю не на кроткаго ли и на смеренаго и трепещющаго словес моих, тако и на сего блаженаго призре Бог и святая Богородиця, хотяще его поставити служителя своей церкви и пастуха всей земли Ростовьскои и Суждальскои и Володимерьскои, еже и бысть. Поставлен же бысть месяця генваря в 23 день, на память святаго мученика Климента епископа, а в Ростов пришел на свои стол месяця февраля в 25 день, на память святаго отца Тарасья, тогда сущю великому князю Ростове в полюдьи, а Суздаль въшел месяца в 10 день, на память святаго мученика Кондрата, а в Володимерь вшел тогож месяца в 16 день, в пяток на святаго Олексея человека Божья».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010