12 Воздержание и той разоряет, кто сластнейшаго 1530 брашна 1531 взискивает 1532 . Исраилтяне 1533 сице преступиша, манну презревше, егда мяс просиша. 13 Воздержание и тем не хранится, иже строити яд излише тщится. Тако Илии сынове твориша. Господа к гневу на ся возбудиша. 14 Воздержание растленно бывает, егда кто чрево свое пресыщает. Яко в Содоме жившии твориша 1534 , за что казненни огнем свыше быша. 15 Воздержанию и то есть противно 1535 , аще и худы пищы хощет силно, Яко же Исав сочива желаше, зане же брату первородство даше. 16 Всех тех образов ты, брате, блюдися, всяко воздержне век твой жити тщится 1536 . 17 Аще воздержник в злобе пребывает, демону точна себе проявляет, Той бо безпищен выну, но во злобе тлеет всескверный во адстей 1537 утробе. 18 Отьими дрова – пламень у гасится 1538 ; отьими пищу – страсть ти умалится. 19 Пекло, жупел, слама огнь велий раждает; вино, масло 1539 и тук похоть умножает. 20 Мерно от пищы и вина вкушаяй есть остряй разум, память соблюдаяй. 21 Дрова 1540 многая 1541 мал огнь угашают, брашна лишняя 1542 разум истребляют. 22 1543 Яко от огня дым всегда бывает, тако от вина похоть ся раждает 1544 . 24 Воздержание мысли благи родит, добродетели в человецех плодит. Во всяких делех благия советы дает и мудры на вопрос ответы. 25 Уне есть мерно по вся дни вкушати, нежели долго от пищ ся держати. Пост бо безмерный силу истребляет, дух уныния и печаль раждает 1545 . 26 Многу воздержание ползу содевает, человека в здравии благом соблюдает. Продолжает житие, весть душу строити, еже своя делеса изрядно творити. И страстми владети то 1546 деет, ум чищает и к 1547 небесней мудрости прямо обращает. Добродетели плодит, злонравие губит; блажен, кто благостыню 1548 сию выну любит. Бог же воздержание воздает благими во мире временными и в небе вечными. Отроци еврейстии брашен не вкусиша скверных во Вавилоне 1549 и прекрасни быша. Моисий четыредесять 1550 древле дний постися и собеседовати Богу сподобися. Точне Илиа пророк в воздержности 1551 бяше, а Господь в содружество Свое й прияше.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Можно найти много примеров подобного опыта, но нам хотелось бы обратиться только к одному, который был однажды у Достоевского. Софья Ковалевская в своих Воспоминаниях детства с математической точностью рассказывает об одном событии, которое произошло, когда Достоевский жил в Семипалатинске, и которое можно назвать «явлением Бога». В пасхальную ночь, – которая своим определяющим событием так напоминает знаменитую ночь Паскаля и его озарение, – Достоевский встречает старого друга; они говорят о литературе, искусстве, философии и, наконец, о религии. Друг был убежденным атеистом. В самый разгар их спора Достоевский внезапно почувствовал, как что-то захлестнуло его и он мог только петь: «Бог существует, Бог существует, Бог существует!» И в этот самый момент колокола соседней церкви возвещают о начале пасхальной службы. Воздух сотрясается от радостного звона колоколов, оповещающих мир о Воскресении Христовом. «Я почувствовал, что небо сошло на землю и полностью поглотило меня. Я вмещал Бога и я ощущал, что все мое существо полностью пронизано Им. Да, Бог существует, – вскричал я, и больше я ничего не помню...». Это бесценное свидетельство. Как и Алеша Карамазов, Достоевский ощущает чье-то присутствие, и сердце его трепещет. Этот момент можно считать его религиозным обращением, сознательным обращением писателя: определяющая встреча с живым и личностным Богом 1535 . Иисусова молитва Для упражнения в «сердечной молитве» древние монахи использовали краткие призывания, чтобы их молитва была односложной (monológistos), незамутненным вспоминанием о Боге 1536 . Однако, у исихастов молитвенная память о Боге принимает конкретную форму памяти об «Иисусе». Их кратким призыванием станет «Иисусова молитва» 1537 . Об этой молитве, получившей большое распространение в Восточной Церкви, можно найти всего лишь несколько упоминаний в литературе Киевской Руси, но эти упоминания достойны внимания 1538 . Первый пример мы находим в Повести временных лет Нестора. В одном из поучений братии преп. Феодосии говорит о том, «как блюсти себя от помыслов скверных, от бесовского соблазна. “Бесы ведь, – говорил он, – вкладывают черноризцам дурные помыслы, мысли лукавые, разжигая им желания, и тем испорчены бывают их молитвы; когда приходят такие мысли, следует отгонять их знамением крестным, говоря так: Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас, аминь”» 1539 . При описании жизни князя-монаха Николы Святоши Черниговского в Печерском патерике говорится не столько о его смирении и воздержании, сколько о постоянном творении им Иисусовой молитвы 1540 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Полтора века уже прошло, как вера наша греко-российская в особливой ненависти и тяжком гонении в сем государстве страждет. От 1540 года, когда провинции русские, по оскудении племени князей российских, во владение государей польских достались, до 1595 года, в котором известные епископы литовские унию с костелом римским приняли, — исповедание наше, по силе капитуляции, с Казимиром великим, королем польским, в оном 1540 году учиненной, не в худшем цвете и лепоте было, как и исповедание римско-католицкое. Сколь много костелов было в провинциях польских, не меньше и церквей в провинциях русских. Фамилий знатных и домов, из коих одни и поныне в достоинствах высоких пребывают, других имена токмо на богатых поместьях остались, — в нашей греко-русской религии немалое число состояло как-то: князей Черторижских, Масальских, Сангушков, Вишневецких, Острожских, Слуцких, Збаражских, Заславских, Рожинских, Соломерецких, Головчинских, Соколинских, Лукомских, Пронских, Горских, Крошинских, Пузинов и других; також господ великих: Псинских, Потеев, Сапегов, Ходкевичев, Пацов, Сосновских, Хребтовичев, Глебовичев, Волловичев, Тишкевичев, Зеновичев, Халецких, Корсаков, Войнов, Тризн и прочих без числа, о которых оставили нам память польские же историки. Да имеем еще и большее человеческого свидетельства, сиречь, Божие, свидетельствующее, не токмо о бытии знатных фамилий в религии сей; ибо многие имеем пашея религии бисеры. И в смертном прахе светящиеся. К тому же сами короли, их величества, в жалованных своих привилегиях писились верховными защитниками равно костелов, как и церквей Божиих. Они многия дачи на церкви и монастыри греко-русские, не только древния, от князей русских пожалованныя; утвердили, но вновь от себя их пожаловали, и при сем молитв нашего священства не только не гнушались, но и требовали, что особливого примечания достойно, когда таковыя привилегии их чтутся. Но ныне кому не известно, в каком жалком виде наша благочестивая вера в сем государстве? Вы, храброе воинство российское, не однажды уже прошли здешние провинции русския, как-то: Белую Русь, Полесье, Волынь, Подолие, Украйну польскую: засвидетельствуйте же, много ли вы видели церквей наших православных? Подлинно знаю, что в Короне не покажете мне ни одной, хотя там еще в 1686 году четыре епископии православныя состояли, почему и трактатом вечного мира, тогда с Россиею заключенным, охранены. В литовском великом княжестве хотя и осталась последняя епархия белорусская, однако и сия большею частию расхищена. Могли вы еще видеть, в ней некое число церквей православных, но и те сараям паче и хлевникам скотским подобны, а не храмам христианским: жиновские божницы далече благолепнейший указуют вид.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

1540 год принес стихийные бедствия: “Бысть вода велика в Великом Новегороде при архиепископе владыке Макарий” 26 . А к празднику Успения в 1540 году во Псков были принесены “с иные земли” резные иконы святителя Николая и мученицы Параскевы 27 , но “во Пскове такие иконы на рези не бывали” и возникло сомнение о возможности поклонения им. Поэтому “те иконы святые ко архиепископу послаша в Великий Новгород”. Святитель благоговейно почтил их, “молебен им соборне пел, и честь им воздал и проводил их сам до судна, и велел псковичам у тех старцев те иконы выменити, и велел псковичам святые иконы стречати соборне всем”. Е. Голубинский поясняет, что святитель Макарий был “из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, то есть знал, что Можайская резная икона св. Николая не только была принимаема, но и весьма почитаема” 28 . В 1540 году святитель дал вкладом Евангелие в придел Архангела Михаила в храме во имя Входа Господня в Иерусалим. Это произошло в день памяти Архангела Михаила, имя которого он носил в миру. В Евангелии Святитель сделал запись: “В лето 7049-го месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие Преосвященный архиепископ Великого Новаграда и Пскова владыка Макарий в дом святому Архангелу Михаилу в Ерулим святый на полатех при священниках Василии, Ивани и Григорье Псковитине” 29 . В том же 1540 году священник Агафон по благословению Митрополита Иоасафа “и благословением господина пресвященного архиепископа Макария благоспасаемых градов Великого Новграда и Пскова” 30 составил Пасхалию на восьмую тысячу лет. Таким образом при святителе Макарии была продолжена инициатива архиепископа Геннадия, который в 1492 году составил Пасхалию на первые 70 лет восьмой тысячи. В марте 1541 года государь “прислал в свою отчину в Великий Новгород к богомольцю своему Макарию архимандриту Великого Новгорода и Пскова дву старцов иерусалимских от Господня Гробу от святейшего Патриарха” Иерусалимского Германа II (1534–1579). Старцы принесли различные святыни в дар Святителю от Иерусалимского Патриарха и грамоту 31 . Она начинается словами: “Боголюбивому архиепископу святыя епископства Макарью нареченныя Софея Премудрости Великого Новогорода радость и мир да будет та о Святем Дусе возлюбленный сослужебник нашего смирения и молимся Богу о здравии”. Далее в грамоте излагается просьба о вспомоществовании иерусалимскому храму Гроба Господня. После текста грамоты говорится, как пришедшие старцы стали являть Святителю “бесцен­ныя духовныя и различныя поминки”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1540 год принес стихийные бедствия: «Бысть вода велика в Великом Новегороде при архиепископе владыке Макарий» 628 . А к празднику Успения в 1540 году во Псков были принесены «с иные земли» резные иконы святителя Николая и мученицы Параскевы 629 , но «во Пскове такие иконы на рези не бывали» и возникло сомнение о возможности поклонения им. Поэтому «те иконы святые ко архиепископу послаша в Великий Новгород». Святитель благоговейно почтил их, «молебен им соборне пел, и честь им воздал и проводил их сам до судна, и велел псковичам у тех старцев те иконы выменити, и велел псковичам святые иконы стречати соборне всем». Е. Голубинский поясняет, что святитель Макарий был «из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, то есть знал, что Можайская резная икона св. Николая не только была принимаема, но и весьма почитаема» 630 . В 1540 году святитель дал вкладом Евангелие в придел Архангела Михаила в храме во имя Входа Господня в Иерусалим. Это произошло в день памяти Архангела Михаила, имя которого он носил в миру. В Евангелии Святитель сделал запись: «В лето 7049-го месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие Преосвященный архиепископ Великого Новаграда и Пскова владыка Макарий в дом святому Архангелу Михаилу в Ерулим святый на полатех при священниках Василии, Ивани и Григорье Псковитине» 631 . В том же 1540 году священник Агафон по благословению Митрополита Иоасафа «и благословением господина пресвященного архиепископа Макария благоспасаемых градов Великого Новграда и Пскова» 632 составил Пасхалию на восьмую тысячу лет. Таким образом, при святителе Макарии была продолжена инициатива архиепископа Геннадия, который в 1492 году составил Пасхалию на первые 70 лет восьмой тысячи. В марте 1541 года государь «прислал в свою отчину в Великий Новгород к богомольцю своему Макарию архимандриту Великого Новгорода и Пскова дву старцов иерусалимских от Господня Гробу от святейшего Патриарха» Иерусалимского Германа II (1534–1579). Старцы принесли различные святыни в дар Святителю от Иерусалимского Патриарха и грамоту 633 . Она начинается словами: «Боголюбивому архиепископу святыя епископства Макарью нареченный Софея Премудрости Великого Новогорода радость и мир да будет та о Святем Дусе возлюбленный сослужебник нашего смирения и молимся Богу о здравии». Далее в грамоте излагается просьба о вспомоществовании иерусалимскому храму Гроба Господня. После текста грамоты говорится, как пришедшие старцы стали являть Святителю «бесценный духовныя и различныя поминки».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Праведный Иаков Боровицкий (Боровичский), Новгородский чудотворец (мощи явились в 1540 г.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 23 окт. в день перенесения мощей, 22 мая в день тезоименитства со св. апостолом Иаковом и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Был Светлый Вторник 1540 г. Река Мста только что вскрылась. Против самых страшных Боровицких порогов, где стояло село Боровичи Новгородской области, крестьяне увидели быстро несущуюся против бурного течения огромную льдину. Густой пар, как дым, поднимался с нее. На ней стоял гроб без крышки, представлявший собой обгорелую дубовую колоду, а в нем лежал почивший отрок. Крестьяне не поняли, что это явление благодатное. Они испугались судов и дознаний и поспешно оттолкнули льдину длинным шестом. Но льдина вернулась. Тогда они обвязали колоду веревкой и оттащили ее за две версты. Но утром она опять вернулась. Ее опять отвели, но она опять вернулась. Тогда ночью святой отрок явился некоторым сельчанам и сказал им: «Зачем вы, будучи христианами, гоните меня, христианина? Если вы хотите знать мое имя, то я — Иаков, единоименный св. апостолу Иакову, брату Господню по плоти». Тогда святые мощи были вынуты из воды и положены на берегу, и от них стали истекать исцеления. Посте же освидетельствования их духовными властями они были положены в Свято-Духовской Боровичской церкви, при которой был устроен монастырь. Но при Патриархе Никоне мощи были перенесены в основанный им валдайский Иверский монастырь, где и почивали в открытой раке до нашего времени. Существует предание, согласно которому св. праведный Иаков был усердный к своему делу судовщик и нес подвиг юродства ради Христа. • Достоверных сведений о происхождении св. Иакова не сохранилось. Село Боровичи расположено на р. Мсте (ныне город в Новгородской обл.). • Валдайский Иверский монастырь находится в 3 верстах от г. Валдая (Новгородская обл.), в нем есть храм во имя прав. Иакова Боровичского. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437810/

Адрианова Слобода. Адрианов Успенский монастырь. Адрианова-Бельская пустынь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1543. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, Пошехонский район, д. Адрианова слобода Координаты: 58.453213, 39.17651 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Адрианов Успенский монастырь, 3 класса, в 5 верстах от города Пошехонья. Основан в 1540 году преподобным Адрианом (см. 5 марта) и старцем Леонидом. В монастырской соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, подле правого клироса, открыто почивают мощи преподобного Адриана. В монастыре находится чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда Адрианом из Корнилиева монастыря, и хранятся вериги, игуменский посох и древняя икона преподобного. При монастыре школа с 1888 года. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Почти в каждом крае есть свой особо чтимый святой, например Серафим Саровский в Нижегородской области. В Пошехонском районе Ярославской области таковым является преподобный Адриан игумен Пошехонский. 18 марта и 2 декабря Православная Церковь совершает память этого святого угодника Божьего, прославившего Пошехонский край своими духовными подвигами. Именно этому человеку, в 1540-м году, пришедшему в глухие Пошехонские леса вместе со старцем Леонидом, мы обязаны не только созданием монастыря, но и города Пошехонья, который некогда славился своим вкусным сыром. В те далекие времена именно монастыри были центрами жизни, возле которых начинали селиться люди. В 1550 году Адриан Пошехонский погиб мученической смертью от рук разбойников, его тело было спрятано на берегу реки. Только через 76 лет, в 1626 году мощи преподобного Адриана были обретены нетленными и перенесены в обитель. Во время их перенесения совершилось множество исцелений. В 1918 году монастырь был закрыт и разрушен советской властью. Сейчас он восстанавливается и является единственным сохранившимся на территории Пошехонского района памятником архитектуры 18-19 веков. Уцелевшие здания находятся в аварийном состоянии, от храмов остался только фундамент. Обитель не может существовать без храма, поэтому одной из первоочередных задач является воссоздание Успенского собора. Братия, несмотря на многочисленные заботы о воссоздании комплекса единственного в Пошехонском районе монастыря, регулярно совершают богослужение.

http://sobory.ru/article/?object=03659

Царь пожелал видеть Ржевскую икону 85 и крест и послал за ними дьяка Афанасия Курицына и Новинского игумена Исаию. Икона и крест подняты 26-го декабря 1540 года. На пути в Ржев 9 человек получили исцеление, в селе Рождественском под Москвою исцелена одна боярыня. Иконы прибыли в Новинский монастырь 9-го января 86 . Здесь встретил святыню царь и митрополит с освященным собором. Митрополит сам взял икону Богоматери, Новинский игумен Исаия – крест и внесли в новосозданные храмы во имя Ржевской Богоматери с пределами честного креста и св. Николая чудотворца; церкви тогда же были освящены, а икона и крест перенесены в Успенский собор. Велико Божие милосердие было от чудотворных икон и на Москве, но не так, как на том месте, где они явились, иконы отпущены с крестным ходом из Москвы 11-го июля. Через неделю икона и крест прибыли на свое место в городище и тогда же 17 человек получили исцеление, на другой день 4, на той же неделе еще 6 человек, нам зрящим, заключает составитель сказания. В Москве в церкви, построенной на Тверской улице в память принесения иконы и креста, оставлен список с иконы Богоматери и учрежден был туда ход 11-го июля, в день обратного провожания их. Достоверность этих событий и описания очевидцем не подлежит сомнению. Кроме того современный летописец внес в летопись под 1540 годом краткое сказание о принесении из Ржева св. креста и иконы в Москву 87 . Явление Казанской иконы Богоматери Не менее замечательно также по чудесам и ясным доказательствам достоверности сказание об явлении Казанской иконы Божией Матери в том же шестнадцатом столетии. Казань, столица магометанского царства, пала в 1552 году после упорного сопротивления перед грозным русским царем Иоанном Васильевичем. Быстро стала распространяться в этой стране св. вера при первых святых архипастырях Казанской церкви Гурие и Германе, которые наделены были великими дарованиями и природы и благодати, но при их преемниках, скоро следовавших один за другим, успехи веры стали ослабевать. В 1579 году 23-го июня Казань, по Божию допущению, много пострадала от страшного пожара.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Началась кампания по уничтожению материальных знаков почитания Фомы Бекета (икон, скульптур, изображений и проч.), церкви, названные в его честь, переосвящались. Однако народное почитание католического святого сохранилось; с XIX в. его память стала отмечать и Церковь Англии. Прекращение массового паломничества привело к снижению значения К. как религ. центра и стало одной из причин экономического упадка города. Весной 1540 г. монашеский приорат кафедрального собора (как и др. аналогичные общины в Англии) был упразднен. Вместо него создавался новый, секулярный капитул в составе декана, 12 старших каноников-пребендариев, 6 проповедников и др. Из 50 монахов более половины стали членами нового капитула. Недовольство религ. политикой Генриха VIII среди духовенства К. и всего графства Кент привело к возникновению в 1541-1543 гг. заговора против архиеп. Т. Кранмера. В числе заговорщиков, поддерживавших контакты с консервативно настроенным епископом Уинчестерским Стефаном Гардинером , были 5 старших каноников-пребендариев, 2 соборных проповедника, а также часть приходского духовенства и мирян. Они представили королю обвинения в ереси Т. Кранмера. Однако Генрих VIII после некоторых колебаний встал на сторону архиепископа и наказал заговорщиков ( Zell M. L. The Prebendaries " Plot of 1543: A Reconsideration//JEcclH. 1976. Vol. 27. P. 241-253). В 1540-1542 гг. по указу Генриха VIII в рамках реформы Церкви в составе провинции К. было образовано 6 диоцезов: Вестминстер (упразднен в 1550), Честер, Глостер, Питерборо, Озни (в 1542 кафедра перенесена в Оксфорд) и Бристоль (упразднен в 1836). Их центрами стали упраздненные крупные монастыри. В 1536-1597 гг. существовал пост суффраганного епископа Дувра, фактически выполнявшего роль викария при архиепископе К. Сложившаяся церковно-адм. структура просуществовала без серьезных изменений до XIX в. В правление кор. Марии Тюдор (1553-1558) произошел возврат Церкви Англии к католицизму. Архиеп. Т. Кранмер и ряд др. деятелей англ. Реформации были казнены (1556).

http://pravenc.ru/text/1684195.html

•  Свято-Троицкий Махрищский монастырь расположен в 30 верстах от Троице-Сергиевой лавры и в 10 верстах от г. Александрова, известного как Александровская слобода, бывшая резиденцией Иоанна Грозного (Владимирская епархия). Мощи святого обретены в 1654 г, служба ему составлена по благословению свт. Макария Московского (память его 30 дек.). Преподобный Савва Сторожевский, или Звенигородский (+ 1407) Память его празднуется 3 дек. в день преставления, 19 янв. в день обретения мощей и 6 июля вместе с собором Радонежских святых Прп. Савва родился в 1327 г. Он пришел к прп. Сергию двадцатилетним юношей и был одним из первоначальников Радонежской пустыни. Впоследствии прп. Сергий (память его 25 сент.) поставил его духовником братии, так как он стяжал большой духовный опыт и дар рассуждения. Но говорил он крайне редко и мало. Когда преемник прп. Сергия, игумен Никон (память его 17 нояб.), ушел в затвор, прп. Савва был в течение б лет настоятелем Радонежской пустыни. Но потом прп. Савва сам возжелал безмолвия. Тогда князь Юрий Димитриевич звенигородский уговорил его поселиться около его стольного града  на горе, называемой Сторожевской.  Здесь он воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и поставил для себя келью. Сюда собрались к нему братия, и так основался Саввин-Сторожевский монастырь. Прп. Савва ввел устав прп. Сергия и во всем подражал своему великому наставнику, трудясь наравне с братией. А для молитвы он уединялся в выкопанную им в горе пещеру. Под горой прп. Савва выкопал колодец, существовавший до нашего времени. Прп. Савва стяжал дар прозорливости. Скончался он 3 декабря 1407 г.  В конце XV в. он явился во сне иконописцу игумену Дионисию и велел написать его икону. По свидетельству его ученика, инока Аввакума, эта икона — его точный портрет. С тех пор Господь стал прославлять его чудесами. В 1540 г. игумен Мисаил был при смерти. Раз перед утреней пономарь Гурий встретил у церкви неизвестного старца, который спросил его о здоровье игумена. «Скажи ему, чтобы призвал Пресвятую Богородицу и начальника месту сему, — сказал он. — И открой мне церковные двери, чтобы я мог войти!» Гурий поколебался, исполнить ли ему приказание неизвестного монаха, как вдруг тот, на глазах его, прошел через запертые двери и исчез в церкви. Гурий пошел к игумену и рассказал ему бывшее. Тогда игумен велел отнести себя на могилу прп. Саввы и получил исцеление. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010