Празднование Пресвятой Богородице, ради Чудотворной Ее иконы в Коневской обители. Чет. Минея. (Чудотворная икона принесена пр. Арсением из Афонской горы в 1393 году). 11 Воспоминание чуда св. великомученицы Евфимии всехвальной, имже православие утвердися. Отцы четвертого Вселенского собора, бывшего в Халкидоне, православные и инославные, написали свои исповедания, и оба свитка положили в раку Великомученицы. Помолясь Богу, чтоб Он сей угодницей указал им правую веру, на четвертый день они открыли гробницу, и нашли один свиток у ног Святой, другой – в руках ее: последний содержал в себе исповедание православное. Чет. Минея от Константина, еп. Тийского, и от Метафраста. (Suriuis 11 iulii. Morcelli Kalend. CPlit. II. р. 158). Мес. В. Память Великомученицы 16 сент. Есть служба. Св. муч. Киндея пресвитера. Из Сиды Памфилийской. В царствование Диоклетиана умучен игемоном Стратоником. Чет. Минея. (Act SS. iul. III. р. 186.) Мес. В. Март. Р. Св. праведной Вел. Кн. Российской Ольги, нареченной во св. крещении Еленой. Супруга Игоря, мать Святослава. Приняла крещение в Цареграде от патриарха Полиевкта, в 957 году. Имп. Константин Багрянородный был ее восприемником. Скончалась в 969 году. Чет. Минея от рукописных древних четьих и летописцев различных. Есть служба. Празднование образу Пресв. Богородицы Ржевской. Месяц. всех свв. (Хр. Памятн. установление праздника относят к 1539 году; Пав. Строев, в Указателе к Выходам царей – к 1540. Икона приносима была из Ржева в Москву для поновления). 12 Свв. мучч. Прокла и Илария. Из Калипты близ Анкиры, дядя с племянником. (Первый распят и избоден стрелами, другой – усекнут, по повелению Максина, в царствование Траяна). Чет. Минея от Великой Четии. (Act SS. iul. III. р. 271). Март. Р. Есть служба. Преп. Михаила Малеина. Дядя императора Никифора Фоки, наставник преп. Афанасия Афонского , игумен Кименской обители на горе Малеон в восточной части Афона. Чет. Минея. Есть служба. Св. мученицы Голиндухи, нареченной во святом крещении Марией. Персианка. Страдала за веру в Иисуса Христа при Хозрое II. Скончалась мирно, не вдалеке от Низибии, в конце 6 века.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В 1531 г. в Москву из Ржева были принесены иконы прп. Параскевы и вмц. Параскевы. Иконы поновили, вел. кн. Василий III проводил их обратно во Ржев, а сделанные с них списки поставили в специально сооруженном храме «близ Покрова Пресвятой Богородицы» (1532), к к-рому вел. князь установил крестный ход 27 нояб.- в память его освящения. В 1540 г. в Москву также из Ржева были принесены для поклонения чудотворные иконы «Одигитрия» ( Ржевская Оковецкая икона Божией Матери ) и Честного Креста. Митр. Московский Иоасаф (Скрипицын) , предварительно соборно рассмотревший свидетельства о чудесах, происшедших от новоявленных икон, встречал их с духовенством, вел. князем и боярами на месте совр. Пречистенского бульвара. Здесь по повелению царя Иоанна IV заложили храм (не сохр.), для к-рого были написаны копии икон. В 1558 г., во время Ливонской войны, из Ругодива (ныне Нарва, Эстония) архим. Юрьева монастыря в Новгороде Варфоломеем и протопопом Софийского собора Димитрием в Москву были принесены образы Пресв. Богородицы «Одигитрия» и свт. Николая (с изображениями сщмч. Власия и святых Космы и Дамиана). У ц. в честь Ржевской иконы Божией Матери образы встречали царь Иоанн IV, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Макарий с собором духовенства, при этом был совершен молебен с водоосвящением. Др. встреча была за городом, у Ризоположенских ворот. В ней участвовала царица Анастасия Романовна со свитой. В начале правления царя Василия Иоанновича Шуйского из Углича были перенесены мощи св. царевича Димитрия Иоанновича, от к-рых происходили исцеления. 3 июня 1606 г. мощи встречали в Москве крестным ходом с молитвами у Сретенского мон-ря. В янв. 1647 г. Нерукотворный образ Спасителя («Спас Вятский»), принесенный из г. Хлынова (ныне Киров), был встречен у Яузских ворот царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом. Образ был внесен в Кремль крестным ходом через Фроловские ворота и поставлен в Успенском соборе. О многолюдстве московских крестных ходов в сер. XVII в. можно судить по свидетельству царя Алексея Михайловича в письме Новгородскому митр. Никону (Минову) с описанием встречи мощей патриарха свт. Иова 5 апр. 1652 г.: «А многолюдно таково было, что не вместилися от Тверских ворот по Неглиненския ворота, и по кровлям и по переулкам яблоку негде было упасть» (ААЭ. Т. 4. С. 77).

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Тяжки должны были быть они для уроженца солнечной Италии: суровы были там зимы, жарко и сыро короткое лето с тучами комаров. Питался отшельник лесными ягодами, травами и кореньями. К нему приходили медведи, и он ласкал и кормил их. Однажды к нему в келью постучали, он отворил дверь, и к нему вошли изнемогающие заблудившиеся путники. «Если бы не твои молитвы, человек Божий, — сказали они ему, — мы бы никогда не нашли твою келью и погибли бы в этих болотах, где мы охотились!» — «Не мои грешные молитвы, а благодать Божия привела вас сюда»,— тихо ответил им старец. Он обласкал их, накормил своей скудной трапезой и после короткой беседы помолился с ними и указал им безопасную дорогу, которая вывела их из болот. Охотникам святой отшельник показался ангелом. Они были потрясены его смирением и особенно долготерпением в перенесении трудов подвижнической жизни.  Так прп. Макарий стал известен людям. К нему стали приходить за советом, благословением и молитвой. В духовной помощи он никому не отказывал, но безмолвие его было нарушено, а слава только тяготила его служение. Тогда он ушел глубже в лес и на берегу той же Лезны устроил себе другую келью. Но тут воля Божия сказалась явно. Над его новой кельей стали видеть то огненный столп, то благоуханное облако, поднимавшееся к небу. И люди снова нашли его. И многие стали просить благословения поселиться с ним. «Да будет воля Божия», — сказал преподобный. Тогда воздвигли церковь во имя Успения Божией Матери и кельи для братии, и архиепископ Новгородский Макарий рукоположил преподобного и поставил его игуменом нового монастыря. Было это около 1540 г. Прп. Макарий достиг благодарных даров прозорливости и чудотворения, а в частых своих посмертных явлениях болящим он благословлял им брать воду из ископанного им источника и пить ее. И больные исцелялись. Перед кончиной своей прп. Макарий вернулся в свой любимый первоначальный скит и там предал душу свою Господу.  Было это 15 августа 1550 г., в самый праздник Успения Божией Матери. Братия погребла его около Успенской церкви и воздвигла вторую, во имя прп. Савватия Соловецкого (память его 27 сент.). В завещании своем прп. Макарий заповедал братии строго соблюдать устав, заниматься благовестием Евангелия и заботиться о духовном просвещении и нуждах местных жителей. И завещание это строго соблюдалось. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Димитрию Солунскому - небесному покровителю Всеволода Юрьевича). Панихиду должны были служить " протопоп з братиею, и протодьякон, и игумены, и попы, и дьяконы " . В середине XVII века над захоронением Всеволода Юрьевича был помещен надгробный лист, составленный в Москве в окружении патриарха Иосифа. Он содержал (на основе сведений, близких к тексту Симеоновской летописи 1540-х годах) краткие биографию и описание богоугодной деятельности князя, особенно подчеркивается его покровительство главному городу княжества Владимиру, который " оттоле наречеся Богородичен " . Во второй половине XVII-XVIII века этот рассказ входил в сборники исторического содержания, в 1670 году был включен в список Степенной книги старшего извода Пространной редакции , который в конце XVII века хранился в Успенском соборе. Под 15 апреля память Всеволода Юрьевича отмечена в Кайдаловских святцах (конца XVII века). В XIX веке над ракой Всеволода Юрьевича горело 5 лампад. Мощи князя были освидетельствованы в 1882 году, во время реставрационных работ в Успенском соборе. Память блгв. князя Всеволода под 14 апреля приводился в списке канонизированных святых, составленном игум. Андроником (Трубачевым) . В современном календаре Русской Православной Церкви эта память отсутствует. Иконография Наиболее древним изображением Всеволода Юрьевича, по мнению ряда исследователей , является рельеф тимпана северо-восточной закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам - по два отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы Всеволода Юрьевича и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер - Иосиф и его братья, А. М. Лидов - Давид с Соломоном на коленях), в котором современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей . По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, Всеволод Юрьевич, воздержался от размещения своего " портрета " на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом " В.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Память его празднуется 25 июля Прп. Христофор был  учеником прп. Лонгина Коряжемского (память его 10 февр.) и основал в 22 верстах от Сольвычегодска  Богородицкую пустынь (в Вологодской обл.).  Сюда он принес икону Божией Матери «Одигитрия». Около 1555 г. была освящена церковь во имя этой иконы. До последнего времени она привлекала множество богомольцев. •  Прп. Христофор принял постриг у прп. Лонгина, после смерти его был в обители еще 10 лет, значит, он оставил обитель не ранее 1540 г. Свою обитель он основал на р. Малой Коряжемке в 20 верстах к югу от монастыря, принеся с собой икону Богоматери «Одигитрия», которой его благословили при выходе из Коряжемского монастыря.  •  По окончании строительства храма и монастыря Пресвятой Богородицы святой оставил обитель и поселился в уединенном месте. Предполагают, что он преставился в 1572—1582 гг. Святой подвизался в Вологодской епархии, ныне эти места относятся к Архангельской епархии (Котласский р-н Архангельской обл.). Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий Подвижник (XV-XVI вв.) Память его празднуется 14 июня в день преставления Из жизни Елисея только и известен один предсмертный его подвиг. Прп. Елисей, вероятно, подвизался в одно время с прп. Зосимой или незадолго после его кончины. Прп. Елисей, чувствуя приближение смерти, пламенно желал принять схиму. Там, где он жил, не было священноинока: ближайший находился за 60 верст,  в Суме. Старцы решили везти его туда. Путешествие пришлось совершать по быстротечной реке Выге. Старцы часто смущались опасностями, но болящий ободрял их, говоря: «Не бойтесь, здесь с нами отец наш Зосима». Так доплыли до реки Вирмы, на Вирме наняли в помощь себе несколько гребцов. На середине Сумской губы поднялась такая буря, что разорвала паруса, сломала мачту и выбила весла из рук гребцов. Ночь была непроглядная. Гребцы начали роптать на иноков. Но прп. Елисей был спокоен. «Не бойтесь, не скорбите, братия! — говорил он своим спутникам. — Я вижу отца нашего Зосиму среди нас... Он помогает нам». Вскоре ветер утих, волны успокоились, и иноки не заметили, как в ночной темноте, без паруса и без весел, пристали к нужной им Сумской пристани. Приведенный на монастырское подворье Елисей принял пострижение в схиму и, причастившись Тайн Христовых, предал душу свою Богу.  Святые мощи преподобного почивают за алтарем церкви Святителя Николая и подают множество исцелений с верою притекающим к ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

святитель Мелетий (Пигас), патриарх Александрийский (1549–1601) Послания Мелетий, патриарх Александрийский, святитель Патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского Патриаршего престола (1597-1598), выдающийся церковный деятель, писатель. Мелетий Александрийский (Мелетий Пигас, Пига; греч. Μελτιος Πηγς) родился на острове Крит, между 1535 и 1540 гг. Учился в Венеции и Падуе; приняв иночество на родине, открыл при монастыре школу древнегреческого языка, которая приобрела большую известность. Впоследствии был настоятелем этого монастыря, митрополитом в Кирене. В годы предстоятельства на Александрийском престоле Сильвестра, Мелетий был секретарем Патриархата, после чего был избран новым патриархом в 1590 году. Заняв первосвятительскую кафедру, владыка Мелетем столкнулся с проблемой огромной задолженности перед султаном, а также прозелитизма со стороны иезуитов, против которого он встал на твердую позицию. Патриарх Мелетий также прилагал усилия для воссоединения коптов в Египте и Абиссинии с Православной Церковью. Всю жизнь Мелетий Пигас провел в борьбе с папством и готовившейся унией; произнес массу проповедей и поучений, составивших сборник бесед — στρματα; участвуя на Константинопольском соборе в 1593 г., много содействовал учреждению в Москве патриаршества. Он также являлся одно время блюстителем Вселенского патриаршего престола. Особенно горячее участие Мелетий Пигас принимал в делах православия Западной Руси и Польши, по поводу которых им написана большая часть писем и посланий. Убеждая оставаться твердыми в православии, Мелетий Пигас писал ко многим ревнителям просвещения, например князю Острожскому, Вишневецкому, Четвертинскому, а также к королю польскому Сигизмунду III и к западнорусским братствам. По поводу учреждения в Москве патриаршества, Мелетий Пигас писал царю Феодору Иоанновичу, Борису Годунову, патриарху Иову. Скончался патриарх Мелетий (Пигас) в возрасте 52 лет в 1601 г. Святитель Мелетий был прославлен Александрийской Православной Церковью, после чего, решением Священного Синода от 7 мая 2003 года, его память была внесена в диптих святых Русской Православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Meletij_Aleksa...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАРЛААМ (РОГОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Варлаам I (Рогов) (+ 1603 ), митрополит Ростовский , распевщик В миру Василий Рогов. Считается, что его отцом был иерей Карп. Однако в соответствии с записью Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря можно предположить, что он был отцом др. Варлаама, митр. Ростовского (1620-1652) . Василий и его старший брат Савва род. в Кореле , втором по величине городе Новгородской земли. В начале XVI века здесь проживало в основном рус. население - посадские и ратные люди, дети боярские, духовенство. Все они именовались «корелянами», поэтому имеющееся в научной литературе утверждение о том, что братья были по национальности карелами, скорее всего, неверно. Точно сказать, когда братья Роговы поселились в Новгороде , и когда начал свою педагогическую деятельность Савва, нельзя. Учитывая все данные о знаменитых учениках Саввы, можно полагать, что они пребывали в его училище примерно в конце 1530-х - первой половине 1540-х годов. Постигнув тонкости певческого искусства у старшего брата, Василий вскоре принял монашеский постриг , вероятно, в Кирилловом Белозерском монастыре , куда впоследствии неоднократно возвращался. В 1560 г. стал игуменом этого монастыря. В период его первого игуменства (оно продолжалось «год без семи недель») бояре и царь Иоанн Васильевич делают значительные вклады в монастырскую казну. Так, 5 сентября 1560 г. царем пожаловано монастырю 3,5 тыс. рублей в память о царице Анастасии Романовне . В 1563 г. Варлаам вторично возглавил Кирилло-Белозерский монастырь . Занимался книжным делом. В 1564 году он дал вкладом в приписной Ворбозомский Благовещенский монастырь Псалтирь своего письма. В 1564 году ушел на покой, проживая простым «клирошанином» то в Зосимовой пустыни, то в самом Кирилловом монастыре. В 1569 году был поставлен игуменом Соловецкой обители . Жизнь монастыря осложняли военные действия в ходе Ливонской войны. В 1571 г. в связи с появлением у Соловецких островов шведских военных кораблей, о. Варлаам неоднократно обращался с посланиями к царю. В ответной грамоте Иоанн Грозный писал, что выслал на помощь воеводу, отряд стрельцов, оружие и повелел игумену совместными усилиями «сделать» около монастыря укрепленный острог.

http://drevo-info.ru/articles/13672087.h...

Преображенский женский монастырь (Головчинцы) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Преображенский монастырь — женский монастырь Хмельницкой епархии Украинской Православной Церкви. Монастырь имеет древнюю историю. Находится в селе Головчинцы Летичевского округа, что в 42 км от города Хмельницкого в восточном направлении и в 60 км от Винницы в западном направлении на возвышенном берегу реки Южный Буг. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] По местному преданию, монастырь основали иноки-пустынники, поселившиеся здесь в землянках. Под 1540 г. обитель впервые упоминается в исторических документах. Из-за близкого расположения к Меджибожу монастырь часто называли Меджибожским. В XVIII в. он стал униатским, в 1795 г. был возвращен православным. В кон. XVIII в. обитель выгорела при пожаре, погиб известный с 1760 г. деревянный храм Преображения Господня, вместо которого в 1809 г. был построен одноименный каменный. В 1820 г. обитель посетил российский император Александр I. Историк Евфимий Сецинский отмечает: «Посещение было случайное. Император при посещении комнат настоятеля, который в то время был в поле на работе, увидел в келии человеческий череп, пожелал его взять с собой и вместо него оставил настоятелю 100 рублей» (наличие в келье черепа было, вероятно, данью традиции некоторых древних монастырей, где через несколько лет после кончины монаха кости переносили в братскую усыпальницу, а отдельные черепа брали в кельи для постоянного напоминания о часе смертном). 1849 г. в среднем ярусе каменной надвратной колокольни монастыря был освящен теплый храм свт. Николая Мирликийского. В 1888 г. обитель преобразовали в женскую. В память спасения в 1888 г. Александра III при крушении поезда, в монастыре был построен и в 1893 г. освящен «новый трапезный» храм с 2-мя престолами – в честь Успения Божией Матери и свтт. Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В 1922-1924 гг. обитель закрыли и отвели под детдом. Затем разобрали колокольню. Часть монашествующих оставались здесь до 1935 г. За месяц до их изгнания, в здании, известном как «дом священника» и уцелевшем доныне, был крещен младенец Виктор Сабодан из соседнего с. Марковцы – будущий Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В 1941 г. в обитель вернулись инокини, но в 1944 г. ее вновь закрыли. В 1944 г. попаданием снаряда были разрушены остатки храма свт. Николая. В том же году на территории монастыря появилась могила погибших советских воинов. После войны здесь разместился детский специнтернат, соорудивший в 1980-х гг. ряд новых строений.

http://azbyka.ru/palomnik/Преображенский...

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. Преображенская Сойгинская церковь Сойгинская Преображенская или Спасская пустынь упраздненная находилась бывшей Устюжской, а ныне Вологодской епархии в Сольвычегодском уезде, от города Сольвычегодска вверх по реке Вычегде в 75 верстах, на самом берегу, при устье речки Сойги, впадающей с правой стороны в реку Вычегду. Ныне на месте монастыря только церковь Сойгинского погоста. О начале сего монастыря достоверно известно следующее. Первоначально при устье речки Сойги и в окрестных местах ее, где ныне находятся приходские деревни Сойгинской церкви, был дикий лес. 7047 (от Рождества Христова 1539) сентября в 16 день на память святой великомученицы Евфимии Всехвальной, пришел на место, на устье речки Сойги, на плёсо Вычегодское на дикой лес игумен Симон, в мире был по плоти Никитин сын Тентюков, родом Сольвычегодский постриженник и ученик Корнилиева, что на Комеле, и поставил церковь Преображения Спасова в лето 7048 (1540), а освящена та церковь в лето 7049 (1541) мая в 17 день при архиепископе Ростовском Досифее. Великий князь Иоанн Васильевич дал грамоту, по просьбе игумена Симона, сказавшего, что он построил церковь на земле великого князя на Черном лесу, и «игумена Симона с братией, или кто по нем иной игумен будет местом тем на речке Сойге по обе стороны и наволочками ее от самого устья от реки Вычегды и до вершины. То место лес дикой черной и не пашет его никто и грамот Великого Князя на тот лес ни у кого нет, на котором лесу игумен с братией поставил церковь Преображения.» Великий князь Иван Васильевич велел игумену Симону с братией «тот лес сетчи и пашню к монастырю устроивати и расселивати, и людей к себе призывати, и кого к себе призовут жити Крестьян, не надобе моя Великого Князя дань, ни ямские деньги и никакие пошлины. Устюжские Тиуны и Усольские прикащики и Вилегодские волостели и Вычегодские казначеи игумена с братией и их слуг и Диаконов и Дьяков и крестьян не судят, а ведает и судит слуг и крестьян и весь причет церковный Игумен с братией или кому прикажут. А кому будет чего на игумене с братией или на крестьянах и на всем причту церковном искати, их сужу Аз Князь Великий или наш Казначей. Тако же Игумена Симона с братией пожаловать Владыки Ростовского всякие пошлинники пошлин на них не емлют, ни посылают к ним ни почто и не судят их ни в чем. В лета ЗПД (1546)». А позади грамоты писано: Государь Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руссии.

http://sobory.ru/article/?object=10622

Первый известный по имени клирик Н. с. ц., прот. Константин (в источниках - протопоп Костя), был упомянут в связи с его поездкой к валашскому господарю Басарабу III Старому; также он занимался переписыванием рукописей. Во время проведения работ по углублению уровня пола в Н. с. ц. в 1940 г. была обнаружена могильная плита с надписью на слав. языке: «В лето 6984 (1475 г.- Авт.) месяца октября 5 дня преставился раб Божий поп Костя от Брашова. Вечная память» ( Bratulescu. 1952. P. 610). Из местной хроники прот. Василия известны также священники Петру Старый (1484-1499) и его сын Петру, при к-рых была начата и завершена перестройка Н. с. ц. ( Stinghe. 1899. P. 1-2). Свящ. Фома (1540-1566) содействовал началу печатной деятельности при Н. с. ц. диакона Кореси (имя неизв.), неоднократно представлял интересы Брашова при дворе валашского господаря Мирчи V Чобанула, в преклонном возрасте принял постриг с именем Тимофей в валашском мон-ре Рынгачок, завещав все свое имущество Н. с. ц. Его племянник свящ. Добре (1541-1572) в хронике отмечен как «человек образованный». Он неоднократно был послом Брашова ко дворам господарей Валахии и Молдовы (Ibid. P. 3). Прот. Михаил (1578-1604), сын Добре,- один из самых известных священников Н. с. ц. Он осуществил строительство новой, каменной школы при Н. с. ц., преодолев значительное сопротивление властей Брашова. Сохранился его 12-страничный отчет 1598 г. на нем. языке, в к-ром подробно описаны все расходы на строительство школы в 1595-1597 гг. ( Oltean. Istoricul promopopiamului Braov). Младший сын Михаила, прот. Василий Летописец, окончил школу в Н. с. ц. Неизвестно, где Василий продолжил свое образование, однако в 1604 г. он оставил автограф в рукописи Минеи за июль и авг.- «даскэл Василе» (учитель Василий). Помимо преподавания в школе Н. с. ц. прот. Василий работал писарем и переводчиком в крепости Брашова. На основе местных преданий и архива Н. с. ц. он составил 1-ю летопись церкви - «Хронику протопопа Василия» ( P curariu. IBOR. 2006. Vol. 2. P. 211).

http://pravenc.ru/text/2566146.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010