1462 . Вступление на престол первого единодержавного в России государя Uoahha III , собирателя земли Русской. 1471 . Смерть Фомы Кемпийского. 1472 . Брак Uoahha III с Софией Палеолог. 1472 . Рождение Коперника. 1478 . Покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. 1480 . Свержение татарского ига. 1483 . Учреждение инквизиции в Испании. 1485 . Присоединение Твери к Московскому государству. 1487 . Покорение Казани. 1489 . Покорение Вятки. 1491 . Первая печатная книга на церковнославянском языке (в Кракове). Первое открытие серебряных и медных руд в России (в окрестностях Печоры). 1492 . Открытие Америки. 1497 . Издание «Судебника» Uoahha III . Васко да Гама объехал мыс Доброй Надежды. 1498 . Открытие морского пути в Индию. 1505 . Начало торга неграми. 1506 . Смерть Колумба. 1509 . Основание г. Тулы. 1510 . Падение Пскова и присоединение его к Московскому государству. 1514 . Воссоединение Смоленска с Московским государством. 1517 . Начало реформации. Прения Лютера о незаконности продажи папских индульгенций. 1520 . Покорение Египта турками. Стокгольмская кровавая баня. Смерть Рафаэля. 1521 . Присоединение Рязани и северных земель к Москве. Вормский сейм. 1522 . † Иоанн Рейхлин. 1526 . Священная лига (против Карла V). 1429 . Смерть Макиавелли. 1530 . Аугсбургское исповедание. 1531 . Его апология. Шмалькальденский союз протестантов. 1532 . Реформация английской церкви. 1533 . Кальвин полагает основание обществу реформатов в Швейцарии. 1536 . † Эразм Роттердамский. 1540 . Основание ордена иезуитов Игнатием Лойолою. 1546 . Смерть Лютера. 1547 . Принятие вел. князем Иоанном IV Васильевичем Грозным царского титула. 1549 . Открытие Японии португальцами. 1550 . Второе издание „Судебника“. 1551 . Галликанское исповедание. 1555 . Присоединение Казанского царства. Первая типография в Москве. 1556 . Аугсбургский мир. 1556 . Окончательное покорение Астраханского царства. 1560 . Смерть Густава Вазы. 1561 . Падение ливонского ордена. 1562 . Гейдельбергский катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ II († февр. 1556, Новогрудок), еп. Туровский и Пинский (1528), еп. Луцкий и Острожский (1528-1534), митр. Киевский и Галицкий и всея Руси (1534/35-1555). По данным униат. архиеп. Смоленского и Черниговского Льва Кревзы , М. был придворным священником польск. кор. Елены ( Елены Иоанновны , дочери вел. кн. всея Руси Иоанна III Васильевича и вдовы польск. кор. Александра Ягеллончика ). Очевидно, М. был назначен духовником Елены со стороны Ягеллонов, поскольку приехавший вместе с ней священник был отправлен в Москву почти сразу после свадьбы. В 20-х гг. XVI в. был архимандритом Пинского Лещинского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря. В 1528 г. упоминается как Туровский епископ в королевской грамоте, скрепленной подписью кн. Константина Ивановича Острожского, о передаче М. Луцкой кафедры после смерти еп. Пафнутия. Поскольку по ходатайству Острожского был подтвержден привилей Александра Ягеллончика, выданный Туровской епархии, М. получил сначала Туровскую, а затем Луцкую кафедру благодаря покровительству этого князя, неформального лидера православных в Великом княжестве Литовском (ВКЛ). После смерти в 1530 г. Острожского М. нашел себе др. покровителей среди правосл. знати. Митр. Иосиф II (Солтан) перед смертью «уступил» ему Киевскую митрополию. Эту инициативу поддержали «князья и паны греческого закона», и 1 марта 1534 г. кор. Сигизмунд I Старый выдал соответствующую грамоту. В 1535 г. М. официально занял кафедру Киевских и Галицких митрополитов, резиденция которых находилась в Новогрудке. Важным событием времени правления М. стало восстановление после долгой и упорной борьбы Львовской епархии (см. ст. Львовская и Галицкая епархия ). Митрополит включился в эту борьбу уже на последнем этапе, когда Сигизмунд I дал понять, что не возражает против восстановления епархии. М. принял активное участие в определении ее статуса. 22 февр. 1540 г. в Новогрудке на Соборе епископов была одобрена присяжная грамота, в к-рой определялось положение Львовского епископа как «епископа дворного» митрополита, к-рому он должен передавать половину церковных доходов и чьей власти должен подчиняться. В случае непослушания Львовскому епископу угрожала утрата сана и выплата штрафа в размере 1,5 тыс. злотых. Грамота была скреплена печатями епископов-участников Собора.

http://pravenc.ru/text/2561426.html

609 ...старець Иасаф, еже и бысть митрополит посл. – Речь идет об Иоасафе Скрипицыне, монахе, а с 1529 г. игумене Троице-Сергиева монастыря. Он пользовался особым расположением великого князя Василия III, крестил его сыновей (в 1530 г. – Ивана, в 1532 г. – Юрия), присутствовал при кончине князя и постригал его в схиму (1533). После кончины Елены Глинской в борьбе за власть между князьями Вельскими и Шуйскими примкнул к первой партии. В 1539 г. был избран митрополитом Московским. Церковно-политическая деятельность Иоасафа Скрипицына была направлена против иосифлян, митрополит окружил себя нестяжателями. Не раз «печаловался» Ивану IV за опальных Вельских, что вызвало гнев сторонников Шуйских, которые «мало не убиша» митрополита. В 1542 г., после избрания митрополитом новгородского архиепископа Макария, Иоасаф был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, откуда в 1547 г. переведен в Троице-Сергиев, где умер и похоронен (1555/1556). Иван IV Грозный благосклонно относился к своему крестному отцу, считая его жертвой боярских заговоров, однако в своем послании в Кирилло-Белозерский монастырь дал негативную оценку поведения опального владыки: «Иоасаф-митрополит у Троицы с крылошаны пировал» (см. наст. изд., т. 11, с. 144–150). 610 ...архимандрит Данила Переславьский и старец Касиян... – Этот фрагмент текста восстановлен по Музейному списку (л. 23 об.), так как Синодальный список Жития Кассиана Босого имеет следы сознательной правки: имя Даниила отсутствует, хотя ниже упоминается какой-то архимандрит, которого великий князь Василий III, как и Кассиана, «великой чести сподобил» и «одарил», причем словосочетание «архимандрита же и» подчищено, но исправления на новое чтение нет; ниже местоимение «ихъ» исправлено на «его». Даниил (в миру Дмитрий Константинов) родился в Переяславле-Залесском около 1459 г., был послушником в Никитском монастыре, в 1482 г. постригся в монахи в Пафнутьево-Боровском. В 90-е гг. XV в. жил в пустыни на реке Рузе, в Никитском монастыре, а затем в переяславском Горицком, архимандритом которого стал в 1521 г. В 1525 г. по повелению великого князя Василия III принял игуменство в основанном им самим переяславском Троицком монастыре, где ввел строгий общежительный устав, выстроил две каменные церкви. В 1539 г. из-за старости и болезни Даниил оставил игуменство и вскоре умер (1540/1541). Даниил был крестным отцом детей великого князя Василия III – Ивана и Юрия. По повелению Ивана IV Грозного и митрополита Макария в 50–60-е гг. XVI в. было написано Житие Даниила Переяславского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кикимора, шишимора – домовой Кила Андрей Евплович Салтыков [см. Салтык], вторая половина XVI в. Кила – 1) грыжа, опухоль, 2) наплыв, шишка на де реве Киленин Григорий Степанович, конец XVI в., Кострома Килеша , холопка, 1495 г., Новгород Килка Иван Гиндин, холоп, 1506 г., Муром Кильдеяр Никита Иванович Марков, 1550 г. Кин Клим, крестьянин, конец XV в., Новгород Киндеревцев Семен Матвеев, посадский человек, 1646 г., Казань Киндырь, Киндырев ( Киндирев ): литовский князь Иван Дмитриевич Киндырь, убит в 1399 г. татарами на р. Ворскле; Иван Яковлевич Киндырь, тверской воевода в Кашине; от него – Киндыревы; Киндирев Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1564 г., Обонежье Киндяков Михаил, крестьянин, 1496 г., Обонежье; Прокофий Евстрафиевич, 1556 г., Кашира [см. Валуй] Киндяк – набойка, кумач Кинжал Иванович Завесин [см. Завесины], помещик, конец XVI–haчaлo XVII в., Новгород Кипелка Терентьевич Осорьин [см. Осорьины], 1555 г. Кипелка – негашеная известь Кипчак, Кипчаков : Останя [см. Останя] Степанов Кипчак, холоп, 1506 г., Муром; Киприан Кипчак, 1550 г., Двина; Инка [см. Инка] и Сарыч [см. Сарыч] Кудыкины-Кипчаковы, помещики, 1568 г., Ярославль Кир Иван, холоп, 1595 г., Новгород Кирва , крестьянин, 1495 г., Новгород Кирдяпа : кн. Василий Дмитриевич Кирдяпа Суздальский, 1350–1403 гг.; Кирдяпа Яковлевич Горяйнов [см. Горяин], 1560 г., Псков Кирдяпа – имя собственное (мордов.) Киреевский Киреевы Ягиш [см. Ягиш], Салтан [см. Салтан] и Мамай [см. Мамай] Ивановичи, 1568 г., Ярославль [ср. Бизяев, Брежнев, Краснозоб, Пороховы] Кирикрейский Дементий Гаврилович, 1566 г., Воротынск Киринбей : Киринбей Иванович Епишев [см. Епишевы], 1540 г., Тверь; Киринбей Ильич Дурасов [см. Дурасов], 1545 г.; Василий Федорович Беклемишев [см. Беклемиш], 1530 г. Кирован Григорьевич Тельцов [см. Тельцов], 1552 г., Кострома Кирсанов Меньшик, крестьянин, 1595 г., Арзамас Кирсень Герасим, посадский человек, 1646 г., Казань Кирсень – баранья грудинка, жареная на огне в шкуре Кирчигины , крестьяне, 1564 г., Обонежье

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Стала независимым гос-вом Бенгалия. К югу от р. Кришна возникло новое индусское гос-во Виджаянагар, успешно противостоявшее попыткам Бахманидов продвинуться на юг. Позже гос-во Бахманидов распалось на 5 султанатов: Берар (1490-1574), Ахмаднагар (1490-1637), Биджапур (1490-1686), Бидар (1525-1619), Голконду (1518-1687). Коалиция этих султанатов в 1565 г. сумела разгромить Виджаянагар. Юг И. был поделен между Биджапуром и Голкондой. Ставшие султанами в Дели Сайиды (1414-1451) считали себя вассалами Тимуридской империи. Они и сменившие их Лоди (1451-1526) не смогли восстановить власть Дели над территориями за пределами Ганго-Джамнского двуречья. Сложившаяся ситуация позволила правителю Кабула Захир-ад-дину Бабуру сравнительно легко захватить Дели и основать новое гос-во. Империя Великих Моголов (1526-1707) Бабур принадлежал к династии Тимуридов, а его мать происходила из рода Чингисхана. Это давало ему как бы двойное право стать правителем. Он не смог отстоять власть в вотчине Тимуридов - Центр. Азии, был вытеснен в Афганистан, откуда и отправился завоевывать И. 21 апр. 1526 г. произошло сражение при Панипате (к северу от Дели). Султанская армия была полностью разбита, и Бабур занял Дели. Правление его было недолгим (1526-1530), но он стал основателем династии, в европ. историографии именующейся Великими Моголами. Государство процветало, пока правили 6 падишахов, вполне заслуживающих титул Великих Моголов: Бабур, Хумаюн (1530-1540, 1555-1556), Акбар (1556-1605), Джахангир (1605-1627), Шах Джахан (1628-1658) и Аурангзеб (1658-1707). Хумаюн правил с перерывом в 15 лет. В эти годы власть в Дели захватил афганский род Сур, наиболее яркий представитель к-рого Шер-шах успел провести неск. адм. и налоговых реформ, значительно укрепивших гос-во. Вернувшийся на престол после смерти Шер-шаха Хумаюн и его сын Акбар во многом продолжили мероприятия Суров. Подлинным создателем империи - ее адм. устройства, налоговой системы, организации господствующего класса - явился Акбар, к-рый всю жизнь воевал.

http://pravenc.ru/text/389577.html

1514 Ср.: Исх. 20:5. 1515 См.: Ис. 29:14. 1516 См.: Ис. 45:3. 1517 См.: Ис. 44:25. 1518 См.: Ис. 49:6. 1519 Ср.: Лк. 10:22. 1520 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1521 Конъектура Кройманна. В рукописи: «имеет». 1522 Конъектура Кройманна. В рукописи: «свое, которое «всё " " . 1523 См.: Мф. 11:27. 1524 Интерполяция. 1525 См. Лк. 10:22. 1526 Ср. Рим. 1:19—20. 1527 См. Ис. 1:3. 1528 См. Ис. 55:5 (?) 1529 Ср. Ис. 40:15. 1530 Ср. Ис. 1:8. 1531 Конъектура Кройманна. В рукописи: «просвещение». 1532 Ср.: Ис. 49:6. 1533 См.: Лк. 10:23—24. 1534 Слова «если они не сподобились узреть то, что никогда не предсказывали?» Кройманн помещает здесь. В рукописи они находятся ниже, после слов: «[то, которое другие заслуженно увидеть не могли]». 1535 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1536 Корссен так восстанавливает текст: «В чем же было счастье тех (т. е. учеников), которые тогда увидели то, что другие (т. е. пророки) по справедливости увидеть не могли, раз не достигли лицезрения того, что никогда не было предсказано, разве только это те, которые могли увидеть деяния своего Бога, однако, не видели , даже если предсказали?» 1537 См.: Ис. 29:14. 1538 См.: Лк. 10:25. 1539 Ср.: Исх. 20:12. 1540 См.: Лк. 10:27; Втор. 6:5. 1541 Конъектура Кройманна. В рукописи: «о законе жизни». 1542 Кройманн предполагает здесь лакуну: «сомневающийся». 1543 Конъектура Кройманна. В рукописи: «достигает». 1544 Конъектура Кройманна. В рукописи: «твоему». 1545 Конъектура Кройманна. В рукописи: «поскольку должны использоваться одни и те же требования той и другой жизни». 1546 Конъектура Кройманна. В рукописи: «нужно, чтобы и Христос даровал то, чему учит Творец: любить Его». 1547 Т. е. ортодоксальные христиане. 1548 Ср:.Лк. 11:1. 1549 Там же. 1550 Ср:.Лк. 11:2. 1551 В тексте Евангелия, искаженного Маркионом, были слова: «Пусть придет Святой Дух Твой на нас и очистит нас». 1552 Ср.: 1 Кор. 2:12. 1553 Ср.: Пс. 104 103:4; Tert. Adv. Marc., II, 8,2; III, 9, 7. 1554 Ср.: Быт. 1:2. 1555 Ср.: Лк. 11:2. 1556 Ср., напр.: Пс. 24 23:7—10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

По внешности Церковь эта теперь больше благоденствовала, чем прежде: не было в ней ни унии, ни латинской пропаганды, ни прямых гонений за веру, кроме известных случаев в Галиции; король подтверждал и охранял права православного духовенства и мирян. Но внутренняя болезнь Церкви, начавшаяся еще прежде и подтачивавшая ее коренные силы, достигла теперь гораздо большего развития. И главным виновником тому был сам король Сигизмунд I с своим правом или, вернее, произволом подаванья церковных должностей. Мы видели, до какой степени и безобразия доходил этот произвол в раздаче церквей, монастырей и даже святительских кафедр. Оттого православная иерархия, особенно высшая, постепенно оскудевала и изнемогала нравственными силами, забывала о своем высшем призвании служить Богу и спасению ближних, заботиться об успехах веры и Церкви, постепенно ниспадала, погружалась в одни житейские заботы, так что, когда с наступлением нового периода явились более сильные враги православия, она оказалась слабою, чтобы противодействовать им и охранять от них свое духовное стадо. Настоящий период служил постепенным подготовлением к последующему и естественным переходом к нему. Одна из епархий Литовской митрополии, Смоленская, после взятия Смоленска русскими в 1514 г. была для нее навсегда потеряна. Зато другая древнейшая епархия, Галицкая, в которой еще с 1414 г. не видим особых епископов, была восстановлена в 1539 г., хотя под управлением только викарного архиерея, так что число всех епархий в этой митрополии оставалось и теперь восемь. По обнародованным доселе актам упоминаются следующие епархиальные владыки того времени : а) Смоленские: Иосиф Солтан (1502–1506), потом митрополит, и Варсонофий (1509–1514); б) Полоцкие, которые с 1511 г. начали уже постоянно называться архиепископами: Лука (1503), Евфимий (1511), Иосиф (1516–1522), бывший потом митрополитом; Нафанаил (1524), Мисаил (1534), Симеон (1540) и Герман Хрептович (1551); в) Владимирские: Вассиан (1508–1511), Пафнутий (1514), Иона (1523), Пафнутий (1526), Геннадий (1540); г) Луцкие: Кирилл (1508–1526), Пафнутий (1526), Макарий (1528–1534), бывший потом митрополитом; Арсений (1540), Феодосий (1545–1548); д) Пинские и Туровские: Вассиан (1503), Арсений (1511), Вассиан (1513), Арсений (1514), Иона (1518–1522), Макарий (1528), Вассиан (1540), Варлаам (1545), Макарий (1552); е) Холмские: Филарет (1511), Иона (1540); ж) Перемышльские: Антоний (1511), Лаврентий (1535), Арсений (1540); з) Галицкие: Макарий (1539–1548) и Арсений Балабан (с 1549) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436047/

1540 год принес стихийные бедствия: «Бысть вода велика в Великом Новегороде при архиепископе владыке Макарий» 628 . А к празднику Успения в 1540 году во Псков были принесены «с иные земли» резные иконы святителя Николая и мученицы Параскевы 629 , но «во Пскове такие иконы на рези не бывали» и возникло сомнение о возможности поклонения им. Поэтому «те иконы святые ко архиепископу послаша в Великий Новгород». Святитель благоговейно почтил их, «молебен им соборне пел, и честь им воздал и проводил их сам до судна, и велел псковичам у тех старцев те иконы выменити, и велел псковичам святые иконы стречати соборне всем». Е. Голубинский поясняет, что святитель Макарий был «из архимандритов Можайского Лужецкого монастыря, то есть знал, что Можайская резная икона св. Николая не только была принимаема, но и весьма почитаема» 630 . В 1540 году святитель дал вкладом Евангелие в придел Архангела Михаила в храме во имя Входа Господня в Иерусалим. Это произошло в день памяти Архангела Михаила, имя которого он носил в миру. В Евангелии Святитель сделал запись: «В лето 7049-го месяца ноября 8 день на память Собора святого Архангела Михаила положил святое Евангелие Преосвященный архиепископ Великого Новаграда и Пскова владыка Макарий в дом святому Архангелу Михаилу в Ерулим святый на полатех при священниках Василии, Ивани и Григорье Псковитине» 631 . В том же 1540 году священник Агафон по благословению Митрополита Иоасафа «и благословением господина пресвященного архиепископа Макария благоспасаемых градов Великого Новграда и Пскова» 632 составил Пасхалию на восьмую тысячу лет. Таким образом, при святителе Макарии была продолжена инициатива архиепископа Геннадия, который в 1492 году составил Пасхалию на первые 70 лет восьмой тысячи. В марте 1541 года государь «прислал в свою отчину в Великий Новгород к богомольцю своему Макарию архимандриту Великого Новгорода и Пскова дву старцов иерусалимских от Господня Гробу от святейшего Патриарха» Иерусалимского Германа II (1534–1579). Старцы принесли различные святыни в дар Святителю от Иерусалимского Патриарха и грамоту 633 . Она начинается словами: «Боголюбивому архиепископу святыя епископства Макарью нареченный Софея Премудрости Великого Новогорода радость и мир да будет та о Святем Дусе возлюбленный сослужебник нашего смирения и молимся Богу о здравии». Далее в грамоте излагается просьба о вспомоществовании иерусалимскому храму Гроба Господня. После текста грамоты говорится, как пришедшие старцы стали являть Святителю «бесценный духовныя и различныя поминки».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

3) РГБ, ф. 722 (Собр. единичных поступлений), поступление 76 за 1996 г.. Сборник составной, но в начале бумага 20-х годов XVI в.: Единорог – Лихачев, 1538, 1539 (1527 г.). По нижнему полю первых листов вкладная запись 1528 г.: «Дал сию книгу соборник в дом Пречистыя Богородиця честнаго и славнаго Ея Рожества, в строение великых старцев Ферапонта и Мартиниана в лета 7036, при настоательстве игумена Геронтиа грешны Игнатнище по рекло Карачев». Таким образом, первая часть сборника написана около 1528 г. Нумерации листов нет, но Повесть о Темир-Аксаке составляет особую тетрадь (на бумаге со знаком Единорога), в которой первые 4 листа вырваны (от них сохранились только обрывки), но на последующих 4 листах сохранился текст Повести, начиная со слов: «славнаго преставления Пресвятыя Владычаца нашея Богородици и приснодевици Марьи, и собрася весъ Володимерь, изыдоша на провожение чюдныя тоя и честныя иконы». 4) ГИМ, Собр. Чудова монастыря, 264 (л. 164 об. – 172 об.). Сборник начала 40-х годов XVI в. Филиграни: Рука под короной – типа Брике, 10968 (1541–1542 гг.); Рука в рукавчике под розеткой ­­ Лихачев, 2978 (1540 г.). Текст Повести передан в литературной обработке. 5) РГБ, ф. 228 (Собр. Д. В. Пискарева), 124 (л. 491 об. – 497 об.). Сборник начала 40-х годов XVI в. Филиграни: Тиара (1-й вариант) – Лауцявичюс, 1556 (1540 г.); Тиара (2-й вариант) – Лихачев, 3343 (1541 г.); Тиара (3-й вариант) – Брике, 5030 (1525–1556 гг.); Тиара (4-й вариант) – Брике, 5034 (1540–1541 гг.); Щит с топором под короной -Лауцявичюс, 1668 (1541 г.). 6) РНБ, F.I.524 (л. 264–274). Торжественник 80-х годов XVI в. «Молитвенником» Русской земли назван митрополит Алексий. 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 270 (л. 647–655). Сборник середины XVII в. «Молитвенником» Русской земли назван митрополит Алексий. Вариант Вяземского Заголовок представляет соединение текста Епифаниевской редакции и Второй Пахомиевской. 1) РНБ, собр. П. П. Вяземского, F.140 (л. 553–562 об.). Сборник первой трети XVI в. Филигрань: Кувшин с двумя ручками под розеткой – Брике, 12862 (1521 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Переславль-Залесский. Троицкий Данилов монастырь. Собор Троицы Живоначальной с церковью Даниила. Карта и ближайшие объекты Храм соборный, каменный, холодный, во имя Пресвятой Троицы, построен в 1530 г. великим князем Московским Василием III, отцом Иоанна Грозного, с северным приделом во имя преп. Даниила, построен в 1660 г., возобновлен в 1813 г. ; Мощи преп. Даниила Переславского, обретенные 30 декабря 1652 г., покоятся на вскрытии в арке, отделяющей соборный храм от придела имени преподобного, в серебряной раке, устроенной в 1816 г. московским купцом Космою Васильевичем Крестовниковым (переложены из медной раки 28 июля 1816 г.). В соборном храме за левым клиросом находится особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, оставленная преп. Даниилом в благословение основанной им обители. На иконе серебряная вызолоченная риза, украшенная драгоценными каменьями, устроена в 1894 г. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908 г. Троицкий собор Данилова монастыря 1530-1532 гг. занимает особое место среди памятников древнерусской архитектуры старинного города Переславля-Залесского. Его простые и монументальные формы выдержаны в традициях среднерусской архитектуры первой трети XVI века. Фресковая роспись, выполненная в 1662-1668 гг., - первая самостоятельная работа знаменитого костромского иконописца Гурия Никитина " с артелью " . Фрески Троицкого собора, включающие в себя обширный цикл иллюстраций Апокалипсиса, соединяют в себе опыт монументальной живописи предшествующего столетия с новыми приемами мастеров костромской школы второй половины XVII века... На средства великого князя Василия в Даниловом монастыре был построен первый каменный храм – Троицкий собор (1530-1532) с приделом святого покровителя новорожденного Иоанна Крестителя. Сам монастырь переименовали в Троицкий по посвящению главного храма Св. Троице. Троицкий собор принадлежит к числу древнейших архитектурных памятников Переславля-Залесского. Он был возведен в тот период, когда город после длительного перерыва вновь оказался в сфере строительной деятельности московских государей. В начале XVI века здесь был, вероятно, только один каменный храма – Спасо-Преображенский Собор XII столетия. О уже в 1520-1530 годах на средства великого князя Василия III каменные цекви строятся сразу в трех пригородных монастырях: Никитском, Горицком и Даниловом. Из построенных в то время храмов только Троицкий собор Данилова Монастыря дошел до нас без существенных переделок.

http://sobory.ru/article/?object=05685

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010