Петр Вермилий. Гравюра Гендрика Гондиуса Старшего. 1599 г. (Рейксмюсеум, Амстердам). Фото: rijksmuseum.ne [Лат. Petrus Martyr Vermilius; англ. Peter Martyr Vermigli; наст. итал. имя - Pietro Mariano Vermigli, Пьетро Мариано Вермильи; рус. также Петр Мартир, Петр Вермилий] (8.09. 1499, Флоренция - 12.11.1562, Цюрих), протестант. проповедник и богослов итал. происхождения; внес существенный вклад в развитие реформатского учения о Евхаристии ; сыграл значительную роль в становлении протестант. образования: преподавал в Страсбурге, Оксфорде, Цюрихе. Род. в семье зажиточного сапожника. Начальное образование получил от матери; она же обучила его основам лат. языка. С 1514 по 1518 г. послушник в мон-ре Бадия-Фьезолана близ Флоренции, к-рый относился к латеранской конгрегации регулярных каноников св. Августина. Тогда же в честь католич. св. Петра Веронского (1206-1252) принял имя Петр Мартир, т. е. Петр Мученик. В 1518 г. поступил в Падуанский ун-т, где изучал труды Аристотеля и теологию Фомы Аквинского ; здесь же познакомился с идеями христ. гуманизма . В 1525 г. получил степень доктора теологии и был рукоположен во священника. Выступал с публичными проповедями в Брешиа и др. городах Сев. и Центр. Италии. Самостоятельно изучил древнегреч. и древнеевр. языки. В 1526-1533 гг. читал лекции по философии и по экзегезе Свящ. Писания в различных мон-рях конгрегации. В 1530 г. назначен викарием мон-ря Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье; с 1533 по 1536 г.- был настоятелем 2 монастырей конгрегации в Сполето. Уже в этот период П. М. В. был сторонником проведения церковных реформ. Вероятно, он принимал участие в подготовке «Записки об улучшении Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia), работу над к-рой вела комиссия кардиналов под председательством Гаспаро Контарини ; в 1537 г. документ был представлен папе Римскому Павлу III . В 1537-1540 гг. настоятель мон-ря Сан-Пьетро-ад-Арам в Неаполе. В этот период произошло сближение П. М. В. с испан. религ. писателем и мистиком Хуаном де Вальдесом (1509-1541) и с итал. богословом и реформатором Бернардино Окино (1487-1564). Под их влиянием П. М. В. заинтересовался идеями Реформации и познакомился с трудами Мартина Буцера и Ульриха Цвингли . В 1540 г. вслед. жалобы Каэтана Тиенского П. М. В. обвинили в отрицании существования чистилища и запретили проповедовать. Однако вскоре запрет был отменен, и в 1541 г. П. М. В. стал приором мон-ря Сан-Фредиано в Лукке.

http://pravenc.ru/text/2580408.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРАСИМОВ БОЛДИНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Болдин) (Смоленской и Калининградской епархии), в дер. Болдино Дорогобужского р-на Смоленской обл. Основными источниками сведений об основании Г. Б. м. являются завещание-устав («Изустная память») прп. Герасима Болдинского (РГБ. Ф. 310. 301. Л. 126-128а об.), а также 2 редакции его Жития. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография. 2005 г. Герасимов Болдинский мон-рь. Фотография. 2005 г. Г. Б. м. был основан прп. Герасимом, к-рый 25 марта 1528 г. поселился в 10 верстах от Дорогобужа, в дремучем лесу, близ «многошественой стези» (Ст. Смоленской дороги). 2 года подвижник жил в построенной им «хижнице малой», питаясь от подаяний путников. Вероятно, в 1530 г. прп. Герасим переселился на поляну над р. Болдинкой, где под кровом ветвистого дуба поставил крест и келью. Житие сообщает о конфликте прп. Герасима с местными жителями (к-рые однажды, «вземше оружие», его избили) и с дорогобужским наместником из-за участка земли, на к-ром поселился отшельник. Противостояние наместника и прп. Герасима разрешилось заступничеством великокняжеского посланника в Дорогобуже, знавшего преподобного еще сподвижником прп. Даниила Переславского. Когда собралась братия, прп. Герасим построил часовню, неск. шалашей и вскоре отправился в Москву, где получил благословение на создание новой обители и, вероятно, жалованную тарханную грамоту от вел. кн. Василия III Иоанновича . На пожалованные вел. князем средства в Г. Б. м. был построен и 9 мая 1530 г. освящен деревянный храм во имя Св. Троицы с приделом во имя прп. Сергия Радонежского, 14 дек. 1540 г.- др. храм, «пространнее того»; устроены хлебопекарня и кельи. В хозяйстве мон-ря были пашенные угодья с крестьянами, скот, рыбные ловли на Абрамовском оз. 1 мая 1554 г. прп. Герасим скончался и был похоронен у Сергиевского придела Троицкого храма. Рядом с его могилой в 1571/72 г. был погребен принявший постриг в Г. Б. м. землевладелец Я. А. Салтыков.

http://pravenc.ru/text/164627.html

обители учинилось великое замешательство и убыток. В амбарах соли от воды пропало 400 пудов» 22 . И подобные бедствия, память о которых живет среди иноков, посещали монастырь нередко… Много нужно было иметь монастырской братии душевной бодрости, чтобы, среди таких неблагоприятных жизненных условий, когда природа подавляет человека и действует угнетающим образом на его дух, неустанно выполнять иноческие обеты, возносить в тишине монастырского уединения с чистым и сокрушенным сердцем молитвы Господу, не поддаваясь греховным и гибельным наклонностям. До 1707 года Николаевский Корельский монастырь управлялся игуменами. Документальных данных о том, кто были настоятелями монастыря до 1419 г., когда он был сожжен норвежцами, и кто после восстановления его Марфой Борецкой, не сохранилось. Известны лишь имена настоятелей, управлявших обителью, начиная с первой половины XVI в. У Строева упоминаются: Симеон, Вассиан (1528–1530), Зосима (1530 г.). В крепостных данных на угодья и в грамотах встречаются имена игуменов: Ефрем (1540–1548) 23 , Кирияк строитель (1551). Корнилий, Трофим, Александр (1560–1566) 24 , Игнатий (1567–1568), опять Александр (1570–1581), Варлаам (1584) 25 , Каллистрат (1606–1619), Нифонт (1621), при котором монастырь был ограблен литовцами, Герасим (1624), Сергий (1628–1632) 26 , Антоний (1647–1651) 27 , Памва (1638–1645), Тихон (1675–1677), Павел 1-й, Козьма – строитель храмов (1661–1674), Арсений (1678–1682), Иоасаф (1685–1691), Василиск (1691–1700) и Варсонофий, именующийся с 1709 г. архимандритом 28 . В 1707 году, по благословению Стефана Яворского , митрополита Рязанского, при Рафаиле, архиепископе Холмогорском и Важеском, в Николаевском Корельском монастыре была учреждена архимандрия «ради поможения Его Архиерейству в церковном священнослужении и ради почести святого места» 29 . Первым архимандритом монастыря был Варсонофий. Затем следуют: Иоасаф II и Порфирий, переведенный в 1727 г. в Сийский монастырь. Отдаленность и уединенность Никольского монастыря делали его в глазах правительства удобным местом ссылки для всякого звания и рода провинившихся и опальных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Grigo...

Он начал раскрывать икону, снимая слой за слоем поздние записи, и в конце концов дошел до авторского слоя живописи. Таким образом был обнаружен настоящий шедевр – древний образ Спаса Вседержителя, который по ряду стилистических признаков можно отнести к столичной иконописной традиции XVI века. Если говорить более точно, то исследователи относят икону ко второй четверти XVI века, то был всплеск интереса к рублевской иконографии, который приходится на эпоху Ивана Грозного, но вновь обнаруженный памятник свидетельствует о том, что такой интерес складывается раньше, уже в 1530-е, 1540-е годы. Позднее живопись будет более холодной, более официальной. Внушительных размеров  икона служила средником поясного деисусного чина иконостаса очень большого храма.  Тонкость, мягкость, проникновенность письма обнаруженного образа направляют нас к знаменитому Звенигородскому чину (ГТГ), который был выполнен около 1400 года и связан с творчеством Андрея Рублева. Кроме того, это единственный древний памятник, который наглядно позволяет «реконструировать» знаменитую икону Спаса из Звенигородского чина, они совпадают как иконографически, так и в размерах.   Многие памятники начала XVI века следовали именно этой иконографии. К примеру, похожую иконографию мы видим на центральной иконе деисусного чина в Покровском соборе Рогожского кладбища и, конечно же, в среднике знаменитого поясного «Облачного» Деисуса из Третьяковской галереи, который в настоящий момент впервые представлен зрителю в стенах Музея русской иконы в рамках выставки «Иконописные сокровища Российской Империи. Памятники XVIII – начала XX века из Третьяковской галереи и Музея русской иконы». Настоящий иконописный извод пришел к нам из Византии. Мы видим прикровенную десницу Спасителя окутанную до запястья гиматием, которая именословным жестом благословляет входящих – такие изображения использовались в византийском искусстве и на византийских императорских монетах, и показывают полноту власти Господа и Царя. Богоявление. Собор Иоанна Предтечи. 1540-е годы, Псков. 22, х 19,1 см. Проклеенная ткань, темпера.

http://pravmir.ru/ikony-raspilivali-i-ot...

СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Небольшие утраты шитья в личном и коричневого шелка по контурам рисунка. Золотные нити потерты, швы сбились из-за утраты прикреп, во многих местах золотные нити отстают. На каймах древний фон сохранился фрагментарно, почти везде надпись оказалась на белом холсте, имеющем прорывы, следы воска. Фон средника был заменен не ранее XVI–II в. Подкладка сильно выцвела, загрязнена, сечется и имеет прорывы. ИКОНОГРАФИЯ Изображение лика святителя на пелене близко к иконе Дионисия в Успенском соборе и не вполне соответствует более позднему иконописному подлиннику 434 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются стилевые признаки (стройная фигура с тонко «выписанным» ликом), сам рисунок лика (тонкие, с растушевкой брови, форма глаз и носа, подглазие с идущими вниз морщинками), разноцветные шелковые нити в одеждах при умеренном применении золотых нитей в деталях, небольшой набор золотных швов, начертание букв. Все эти признаки сближают покров с произведениями первой половины XVI в. Лик митрополита близок по рисунку и приемам исполнения к изображению Сергия Радонежского на покрове 1525 г. – вкладе великого князя Василия III в Троице-Сергиев монастырь 435 . Возможно, покров вышит в великокняжеской мастерской в 1530–1540-х гг. Он является древнейшим из сохранившихся. Как мы предполагаем, ему предшествовал покров, созданный при Василии III, но от него сохранились лишь фрагменты на одном из саккосов конца XVII в., происходящем из Чудова монастыря 436 . ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 18, 20554. 18. ПОКРОВ МИТРОПОЛИТ ИОНА Москва, мастерская царицы Анастасии Романовны, 1549–1552. Камка (XVI в., Италия), голубой атлас (XVII в., иностранное производство), тафта (XVII в., Восток), красный атлас (XIX в., Россия), золото-серебряная тесьма (XVI в., Восток), шелковые, пряденые серебряные и золотные нити; ткачество, шитье. 200х100; 205x97 (каймы). Вклад царицы Анастасии Романовны в Успенский собор Московского Кремля. Поступил из Успенского собора в 1993 г. 437 ; каймы – из Патриаршей ризницы в 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Екатерины и пользовался там большим влиянием. Патриарх неоднократно пережидал на Синае периоды смут в Александрийской церкви и даже выстроил в монастыре в 1529 г. на свои средства церковь св. арх. Михаила. 1258 Однако в 1530 и 1542 гг. Иоаким Александрийский под давлением иерусалимского и константинопольского патриархов заявлял о признании прав Иерусалима на Газу, Синай, Керак и другие пограничные епархии. 1259 Тем не менее соперничество двух патриархов за обладание богатым и знаменитым монастырем св. Екатерины продолжалось еще несколько десятилетий. После вынужденного отказа александрийского патриарха от претензий на монастырь, иерусалимский патриарх в 1540 г. восстановил на Синае епископскую кафедру, чтобы еще более ограничить возможности Иоакима вмешиваться в дела обители. Однако в 1557 г. Иоаким, воспользовавшись недостойным поведением епископа, настоял на соборном решении об упразднении поста синайского архиерея и снова стал выступать в роли покровителя монастыря. Известны, впрочем, упоминания в источниках о синайских епископах 1560-х и 1573 гг. Окончательно вопрос о Синайской епископии был решен в Константинополе на соборе 1575 г. Собор узаконил статус епископа горы Синая, избираемого монахами св. Екатерины и утверждаемого иерусалимским патриархом. 1260 С включением в 1570 г. Кипра, ранее принадлежавшего Венеции, в состав Османской империи, на острове была в полном объеме восстановлена православная иерархия. Однако вскоре в ее среде начались смуты, борьба за архиепископский престол, что дало повод для вмешательства соседних патриархов. В 1590-х гг. Мелетий Пигас, патриарх александрийский и местоблюститель константинопольского престола, добился низложения кипрского архиепископа Афанасия, обвиненного в различных злоупотреблениях. В конфликт, однако, вмешался антиохийский патриарх Иоаким ибн Зияде, стремившийся вернуть Кипрскую церковь под юрисдикцию Антиохийского престола. Иоаким восстановил в сане Афанасия, и смута вспыхнула с новой силой. Отношения двух патриархов достигли критической точки в сентябре 1599 года, когда Мелетий в письме угрожал Иоакиму: «Беги от сих чуждых дел, дабы...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодор Иванович всеа Русии после тово вскоре, оставя земное царство,//(л. 7 об.) преселился в вечные обители. А после, де, государь, тово стояло Смутное время многие годы. Тот 1527 , де, острожок 1528 , 1529 избы, и анбары 1530 , и всякой завод ныне знают, и останок еще есть, и старожилов 1531 еще мочно сыскать. А как, государь, мне, богомольцу твоему, ехать будет ныне с мощми святаго чудотворца Филиппа митрополита с Соловков рекою Онегою, а приехав на устье Онежское под порог, покаместа из судов перекладыватца, и порог поднимаючи, будет дни с три и с четыре мешкать 1532 . А та 1533 3олотая, государь 1534 , гора, ис которой делано бывало 1535 золото, будет от устья реки Онеги верст за шестьдесят. Мне 1536 , государь, богомольцу твоему, до тое Золотые горы, где преж сего делано золото, будет ты, государь, на то изволишь послати, и тое горы и заводу старых, где было 1537 копана золотая руда, наперед досмотрети, послать для подлинново ведома можно ж и чем З золотая руда отведать мастера сурмы 1538 и виннова 1539 камени, и селитры, и что к тому золотому делу годно. Вели, государь, ко мне, богомольцу своему, свой, государев, указе учинити. Сия 1540 отписка послана ко государю к Москве с нарочным гонцом, с московским стрельцом приказу Леонтия Романова Озарьева, с Михалком Яковлевым, с новгородцом, и память ему дана о подводе к прикащику, к Давыду Каменеву. Примечания Л. 6 об. ...Роман Неплюев... – В московских боярских книгах Роман Иванович Неплюев упоминается как дворянин московский с 1636 г. – Указатель 1853, 290. В 1648 – 1650 гг. он был воеводой в Ольшанске – Барсуков 1902, 161. ...быль игуменом в Кожеозерском монастыре... – Как сообщает И. Шушерин в «Известии» о патриархе Никоне, в Кожеозерский монастырь Никон пришел в 1639 г., когда лодка, на которой он покинул Анзерский скит, после бури на Белом море пристала к берегу Онеги. На следующий год по благословению настоятеля обители Никон удалился на остров возле речки Виленги в 40 поприщах от монастыря, построил себе келью и начал жить по распорядку Анзерского скита. А в августе 1643 г. новгородский митрополит Аффоний поставил Никона игуменом Кожеозерского монастыря – Шушерин 1997, 29 – 30. Имя игумена Никона впервые встречается в грамоте 13 августа 7151 (1643) г. – Кр. описание, 480. При вступлении в должность Никон дал в монастырь вклад «двадцать рублев денег, да херувими и серафими в церковь он же дал ризы кутняные брусничной цвет оплечье бархат черной подложены крашениною червчатою за пять рублев» и «киндяк лимонной» – Кр. описание, 480; Лобачев 1995, 64; Рягузова 2002, 44. В 1646 г. патриарх Иосиф поставил Никона архимандритом московскогоНово-Спасского монастыря – Шушерин 1997, 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

266 об.–289 – поновление инокам; л. 293 об.–294 – поучение о делах, избывающих грехи. Описание: Горский А . , Невоструев К. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. С. 226–236. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 245–247 (поучение детям духовным, л. 233 об.–237). Хлуд. 118 Служебник XI в. 2°. 244 л. Пергамен. Сербский. л. 37–42 бумажные, вставлены, писаны другим почерком. Филигрань: Лилия, вид: Брике, 7269 (1399–1403 гг.). Записи: л 42 об. – «Драгому и любовному ми брату кир Никодиму всеосвященному» (повторяется дважды); л. 244 об. – «За сию обещасе Драгонежи болко», вязь (нрзб.). Содержание: л. 27 об.–37 – чин исповеди; л. 28–29 – вопросник (МСерб-Хлуд. 118); л. 31 об.–3.3 об. – молитва разрешительная Описания: Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова М., 1872. С. 277–280; Описание пергаментных рукописей Государственного Исторического музея Ч. 2. Рукописи болгарские, сербские, молдавские/Сост. М.В Щепкина, Т.Н. Протасьева, Л.М. Костюхина, В.С. Голышенко//Археографический ежегодник. 1965. М., 1966. С. 297. Издание: Алмазов Т. 3. С. 91–95 (чин исповеди, в том числе вопросник МСерб-Хлуд. 118). Хлуд. 11 9. Требник. 1540-е гг. 4°. 527 + V л. Филиграни: 1) Кабан, вид: Пиккар XV, 3, II, 85 (1541 г.) и 101 (1548 г); 2) Корона, тип: Пиккар I, VI, 23 (1531 –1532 гг.); 3) Голова быка с крестом, тип: Пиккар II, XI, 174 (1536 г); 4) Корона, вид: Пиккар I, VII, 18 (1544 1548 гг.); 5) Круг, вид: Брике, 3079 (1530 г ); 6) Медведь, тип: Пиккар XV, 2, 1, 563 (1541 г); 7) Корона, вид: Пиккар I, IX 36 (1545–1548 гг.). Записи: л. I – «Из книг богодухновенныя книги сия Цар. купца...» (нрзб.); л. 521 об. – «О Христе мои, свете мои, сладость моя, всякому бо еси делу благу алфа и омега, аминь. Совершение принят лета Господня 1500»; л. 527 – «Совершения прият лета 1500». Также л. 454, 515 об. – молитвы о великом князе. Содержание: л. 242–253 об. – чин исповеди; л. 245 – вопросник о вере (ВВ-Арханг. 72); л. 245 об.–246 – краткий вопросник мужчинам (Кр-Хлуд. 119); л. 246–250 об. – поновление мирянам; л. 253 об.–259 – чин исповеди священников; л. 253 об.–256 – поновление священникам; л. 256–257 – вопросник священникам (Основная редакция); л. 257–258 – поновление инокам; л. 522–523 об. – чин причащения больного. Описание: Попов А. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библиотеки А. И. Хлудова. С. 280–282. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 115–117, 192–194; Приложения ко второму тому. С. 15–16 (чин исповеди, в том числе вопросники ВВ-Арханг. 72, Кр-Хлуд. 119, поновление мирянам; чин причащения больного).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 4 (168) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2014-10-21) Описание: Икона Божией Матери " Моление о народе " (Боголюбская) Псков (?). Вторая четверть XVI в. Дерево, левкас, темпера. 123,5х98,5 см. Дар И.Л. Силина в Покровский храм 1890 г. Образ Богоматери вызывает в памяти закрепленные за ней христианской традицией уподобления, такие, как «нерушимая стена» или «лествица, достигшая небес». А высокая гора и Христос над нею напоминает о еще одном ее уподоблении — горе, от которой «отсечеся Камень Нерукосечный» (Дан. 2, 45). Оригинальная особенность иконографии образа - отвлеченная трактовка свитка с текстом молитвы Марии: она не держит его, он необычно велик, занимает место почти в центре иконы, и ему придана геометрически правильная форма. В столь внимательном отношении к тексту, который становится объектом изображения, равноправным с другими элементами композиции, явственно сказывается то новое, что отличает художественное мышление XVI в. Как образный строй, так и художественный язык иконы, в особенности ее напряженный колорит, связывают ее с искусством крупнейших художественных центров русского Северо-Запада — Великого Новгорода и Пскова. Личное письмо, моделировка одеяний, характер линейной стилизации позволяют датировать ее 1530-1540 гг. На обороте иконы латунная табличка с гравированной надписью: «Сия икона Боголюбский Царицы Небесной/пожертвована московским купцом/Иваном Лукиным Силиным/на Рогожское кладбище в храм Покрова Прес(вя)т(ыя) Б(огороди)цы,/а риза пожертвована усердием московскими купчихами/Пелагеей Ивановной Миловановой/за упокой Димитрия/и Анной Петровной Мельниковой/за упокой Петра./Зделанная на фабрике Д.М. Шелапутина/декабря 1890 года». Иван Лукич Силин (ок. 1825—1899 гг.) — прихожанин храмов Рогожского кладбища, известный антиквар-букинист, собиратель икон, рукописей и старопечатных книг. Риза на икону была заказана П.И. Миловановой и А.П. Мельниковой за упокой их мужей московских 1 гильдии купцов Дмитрия Осиповича Милованова и Петра Кирилловича Мельникова, два срока (с декабря 1872 по январь 1876 г. и с февраля 1882 по февраль 1885 г.) прослуживших вместе попечителями Рогожского богаделенного дома. Риза (современное местонахождение неизвестно) была выполнена на фабрике прихожанина храмов Рогожского кладбища и щедрого жертвователя Д.М. Шелапутина. В.М. Сорокатый Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Боголюбская Моление О Народе (c предстоящими) " .

http://pravicon.com/image-24391

Симеоном в XV веке. Потому и время жизни св. княжны не восходило раньше начала XVI века. Князь Юрий Дубровицкий-Ольшанский, по древнему синодику, напечатанному у Кальнофойского, был один из благотворителей Печерской лавры и в 1503 г. сражался с Татарами. Это отец святой Иулиании. Князь Иван Дубровицкий, который подписывался и князем Ольшанским, в 1530 г. быстро собрал ополчение и разбил Татар, с 1542 г. был воеводой Киевским, а с 1544 г. Троицким и скончался в 1549 году 87 . Это, если не брат, то близкий родственник св. княжны. Известно ещё Евангелие, писанное в 1557 г. «иждивением благоверной и христолюбивой княгини (супруги) Козмы Ивановича Заславского. Настасьи Юрьевны, урождённой княжны Ольшанской, при благоверном князе Иоанне Феодоровиче Чарторыйском, зяте её милости» 88 . Настасья Юрьевна Ольшанская – сестра святой Иулиании Ольшанской. – Потому надобно положить, что кончина св. Иулиании последовала не позже 1540 г. 89 . Преп. Сисоя Великого, преставившегося в 429 году Подвижничество преп. Сисоя продолжалось от ранней юности до глубокой старости. Сначала жил он в ските, потом и эта пустыня показалась ему многолюдной и, услышав, что Великий Антоний (пам. 17-го января) почил, он перешёл Нил и уединился на той горе, где подвизался Антоний и где всё напоминало ему о дивном образце иноческого жития. Уединение не скрыло однако же пустынника от внимательного взора людей, жаждущих просвещения духовного, и они стали посещать Сисоя, чтобы пользоваться его наставлениями. Он же не отказывался принимать их, предпочитая любовь к людям – тому удовлетворению, какое находил в сохранении безмолвия. В беседах его с людьми заключались преимущественно уроки смирения. – Отец! – сказал однажды Сисою один пустынник, – я замечаю за собой, что памятование о Боге всегда со мной... – Это ещё немного, сын мой, – отвечал ему Сисой, – ещё важнее того – видеть себя ниже всех, потому что такое уничижение способствует к приобретению смирения... Другому брату сказал он: – «имей смирение, отвергайся своей воли, отрешись от пустых забот мирских, и ты найдёшь мир сердца» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010