Но целуй жезл Его, усердно смирися, достоин тех казней быти глаголися. Умилостивиши тем образом Бога и будет от Него тебе милость многа. Казнь 1521 сыну за отца Отец некто изрядно сына воспиташе, жене его сочетав, наследие дате. Помале обнищав сам. нача приходити в дом сыновей, еже бы алчбу утолити. Питаше кратко время сын отца своего, потом нача косвенно смотрети на него, И ял есть бобом токмо онаго питати, сам же сластная тайно с женою кушати. В един день убо отец к нему прихождаше, а он 1522 печена певня с женою ядяше. Сын, восхитив то брашно, во скров сохранил есть, отцу по обычаю бобы представил есть, Иже, насыщся, иде, иде же бе требе, а сын потщася взяти ово 1523 брашно себе. Прииде к скрову, и се, иже сохранися 1524 петел на 1525 снедь, во жабу страшну преложися, И в ненасыщенныя злаго мужа очи и на лице безстудно, неизбежно скочи, Ему же тако силно чревом прилепися 1526 , даже никим образом того отлучися, И тако всескаредно на лици лежаше, то гризущи, ядом си всего исполняше, Даже от того яда оному умрети. Кайтеся, не чтущии родителей дети. Инии пишут, яко бысть ему ослаба, за слезы прежде смерти отпаде та жаба 1527 . Казнь тщеты и чувства 1528 Всяк грешник две лукаве грехом сотворяет: от величайша добра себе отвращает, Обращается паки к вещем, подлежащим тлению и во мале часе преходящим. За сие двое имать казнь сугуба бити от Господа, хотяща мирови судити. Казнь тщеты вечна будет за отвращение, казнь чювства – за ко тленным ся обращение. Она отчества небес сладкаго лишает, во нем же лик блаженных вечно почивает, Сия нестерпимыя грешным деет муки, преданным от Господа в демонския руки. Она светлости славы вечныя лишает, сия тмою вечною горце ослепляет. Она святых дружества не дает имети, сия творит общество с демоны терпети. Она лица Божия отъемлет зрение, сия страшных диавол творит видение. Она в 1529 места прохладна внити не пущает, сия в огнь всепалящий грешных 1530 вовергает 1531 . Оле тщеты и муки, юже поминати подобает комуждо, да бы не страдати! Ибо кто в сия казни жив мыслию входит,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Основан в 1508 г. препод. Даниилом. Храмов четыре: соборный во имя Пресвятой Троицы, каменный, теплый, во имя Похвалы Божией Матери, каменный, во имя Всех Святых и над святыми вратами в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Крестные ходы бывают: в день Св. Троицы в монастырь из всех городских церквей и 28 июля вокруг монастыря. В монастыре погребены: на северной стороне настоятельских покоев князь И. П. Барятинский, в монашестве Ефрем, им были построены все ныне существующие каменные здания и ограда монастырская; почетная гражданка Варвара Васильевна Гладкова, пожертвовавшая на устройство монастыря 100 000 руб. в 50-х гг. прошлого столетия при архимандрите Платоне. В монастырском архиве сохраняются грамоты царей: Василия III (1525 – 1526 гг.), Иоанна Грозного (1538 – 81 гг.), Федора Иоанновича (1582 г.), Михаила Федоровича (1615 г.), Алексея Михайловича (1661 т 1675 гг.), Федора Алексеевича (1681 – 82 гг.), Иоанна и Петра Алексеевичей (1687 г.), митрополитов: Даниила (1526 г.), Афанасия (1564 г.), патриархов: Иосифа (1647 г.), Никона (1653 – 54 гг.), Иоасафа ( 1669 г.), Иоакима (1680 г.) и Адриана (1695 г.). Там же находятся две купчие записи основателя монастыря игумена Даниила 1525 и 1527 гг. (в копиях), рукописное евангелие 1521 г. и несколько древних актов XVII в. Церковно-приходская школа на 26 мальчиков. Странноприимный дом для богомольцев, (ежегодно бывает до 5 000 чел). Монастырь получает из казны 1249 руб. 7 коп. Архимандрит, монахов 12, послушников 12. Л. И. Денисов «Православные монастыри Российской империи…», Москва, издание А. Д. Ступина, 1908. Троицкий Данилов монастырь был основан в 1508 г. преподобным Даниилом, иноком Горицкого монастыря, расположенного в паре километрах от учреждённой обители; по имени основателя монастырь и получил свое название. О преподобном Даниле, одном из самых почитаемых переславских святых, известно достаточно много. Преподобный Даниил родился в Переславле-Залесском (1460 г.) в семье землевладельца Константина и Феклы. В крещении был наречён Димитрием.

http://sobory.ru/article/?object=00434

В «Дневнике...» есть свидетельства интереса Д. к идеям Реформации: в мае 1521 г. он писал о М. Лютере как о «святом человеке», обличавшем «нехристей пап» и осудившем порядки, при к-рых «у нас грабят плоды нашей крови и нашего пота, так бессовестно пожираемые бездельниками», и обращался с призывом к Эразму Роттердамскому поднять голос в защиту правого дела. Среди последних немногочисленных работ мастера - портреты нюрнбергских советников Я. Муффеля и И. Хольцшуэра, близкого друга Д. (оба - 1526, Гос. музеи Берлина), Иоганна Клебергера (1526, Музей истории искусств, Вена), «Мадонна с грушей» (1526, Галерея Уффици, Флоренция). Он также выполнил неск. портретов в технике резцовой гравюры на меди (портреты В. Пиркгеймера, 1524; Фридриха Мудрого («Великий кардинал»; 1524), Ф. Меланхтона, ок. 1525; Эразма Роттердамского, 1526). Последний живописный шедевр Д. «Четыре апостола (Иоанн, Петр, Павел, Марк)» (Старая пинакотека, Мюнхен) был предназначен в дар Городскому совету Нюрнберга. Нюрнбергский каллиграф И. Нойдёрфер, выполнявший по просьбе Д. надписи на картине, утверждал, что художник изобразил в этом произведении 4 человеческих темперамента. Интеллектуальное напряжение аскетических образов, отражающее мучительный поиск ответа на некий вопрос, свидетельствует о переломе в мировоззрении Д., о его духовных исканиях, вызванных знакомством с Лютером и идеями Реформации. В нижней части картины помещен текст из Евангелия, предостерегающий правителей от принятия «за божественное слово человеческих заблуждений», что свидетельствует об осведомленности Д. в делах церковной жизни Германии (неск. учеников Д. были изгнаны из города за свои взгляды). Последние годы жизни Д. посвятил теоретическому труду: ему принадлежат трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» («Руководство для художника», 1525), включающий геометрию для художников, дополненную размышлениями о перспективе, «4 книги о пропорциях человека» (изд. с посвящением Пиркгеймеру 31 окт. 1528), «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей» (1527). Итал. живописец и теоретик искусства Дж. П. Ломаццо (1538-1600) утверждал, что сведения о перспективе Д. заимствовал из трудов живописца В. Фоппа и живописца и архит. Брамантино (Бартоломео Суарди), однако их сочинения неизвестны.

http://pravenc.ru/text/180832.html

Великий Князь часто беседовал с Стефаном и накануне отшествия Стефана в Махру духовная беседа между ними продолжалась столь долго, что многие из вельмож дивились высокой степени уважения Димитрия к игумену Махрищскому. Преподав благословение Великому Князю, Стефан возвратился в свой монастырь и продолжал здесь подвизаться в добродетелях. Предчувствуя приближение смерти, он призвал братию, преподал им наставление, как вести жизнь богоугодную, облекся в великую схиму и причастившись Святых Таин Христовых, предал дух свой Господу, 14 июля 1406 года. В самое время кончины, Господь явил братии знамение, что душа Стефана вселится с праведными: келья Преподобного исполнилась благоухания. Со многими слезами ученики Стефана погребли тело отца своего в обители, им созданной. Преемником Стефана был ученик его старец Илия, управлявший обителью во время пребывания Стефана на Авнеге. Он строго держался правил своего учителя, ревностно пекся о его монастыре и день памяти Стефана чтил с учреждением братии и питанием нищих. При нем число братий не оскудевало и казна монастырская умножалась. Не долго он жил после своего учителя и по кончине, погребен рядом с ним. После него игуменствовал Николай, муж достойный уважения за свое смирение: по жизни он был первым, а по одежде последним из иноков. Преемники Илии и Николая не восхотели соблюдать устава, введенного Св. Стефаном, и обитель начала приходить в оскудение. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар: он истребил церковь , трапезу и кельи; на пепелище осталось только несколько братий, которые стали жить порознь, не по уставу общежития. При оскудении средств, при недостатке усердия, монастырь пришел в крайнее запустение, так что не чествовали уже и дня памяти Преп. Стефана 4 . Не скоро и сгоревший храм возобновлен для священнослужения. Но Господь не оставил места, освященного подвигами Своего угодника: чудесные исцеления источались от гроба Стефана. По времени над гробом его от одного корня выросли три большие березы и подобно прекрасному храму осеняли покоище праведника. В то время, как игуменом в обители Преп. Сергия был Арсений (1525–1527) в Махрищском монастыре жил некий инок, именем Герман, столетний старец. Старость не ослабила в нем ревности подвижника и он дни и ночи проводил в молитве. Однажды ночью, восстав от молитвы, он увидел под древом над гробом Св. Стефана горящий огнь: он усомнился и подошел ближе к месту видения. Долго он молился, но свет не исчезал среди мрака. Наконец, он пошел к игумену своему Ионе и поведал ему видение. Тот взглянул в оконце и увидел огонь и вокруг сильный свет. Собрав братию, игумен пошел в церковь и совершил молебное пение Св. Троице.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

На южных рубежах Московской Руси возникло несколько монастырей, главным образом во владениях служилых князей. Около 1525 года князь Иван Васильевич Бельский создал Спасо-Преображенский монастырь в Белеве. В 1515 году преподобный Давид (†1520; пам. 18 окт.), постриженник Пафнутиево-Боровского монастыря, основал в 25 км к северо-востоку от Серпухова Вознесенскую пустынь. В первой половине XVI в. на реке Жиздре в 9 км к юго-западу от Перемышля старцем Феогностом (Шаровкой; †1545) при содействии князя А. И. Воротынского основывается Шаровкин монастырь, ставший вотчинным монастырем князей Воротынских 24 . История основания рязанских монастырей в XVI веке, очевидно, начинается с декабря 1506 г., когда княгиня Аграфена Рязанская дала землю в Покровскую пустынь (в 15 км от Рязани). Этот вклад связывается с созданием пустыни 25 . В 1514 г. после пожара был отстроен заново основанный еще в XV в. Духов монастырь в Рязани 26 . Из жития Христа ради юродивого Лаврентия Калужского (†1515; пам. 10 авг.) узнаем об обстоятельствах нападения на Калугу крымских татар в мае 1512 года. Святого подвижника видели бегающим в княжеском дворце и требовавшего топор, чтобы защитить попавшего в беду князя Семиона Иоанновича. В это время, находясь в судне на Оке, князь бился с татарами, наседавшими отовсюду. Вдруг среди русских воинов появился праведный Лаврентий и произошел перелом в схватке, воспрянули русские воины. Так была спасена от разорения Калуга, а ее князь — от неминуемой гибели. Благодарный князь после этого основал к северо-западу от Калуги обитель Рождества Христова, где затем нашел место своего упокоения святой Лаврентий 27 . Южные и юго-западные монастыри располагались по преимуществу или в городах, или в непосредственной близи от них, так как постоянные набеги крымцев и войны с Великим княжеством Литовским побуждали заботиться о безопасности монашеских обителей. В Тверских пределах, во граде Старице, после 1514 года князь Андрей Иванович основал Успенский монастырь 28 , где позднее, во второй половине XVI века, полагали начало своим монашеским подвигам первый Всероссийский Патриарх — святитель Иов (†1607; пам. 19 июня) и преподобный Дионисий Радонежский (†1633; пам. 10 мая). В Тверской епархии подвизался также преподобный Нил Столобенский (†1554; пам. 7 дек.). Святой подвижник происходил из Новгородских пределов, монашеский постриг он принял во Псковском Савво-Крыпецком монастыре. В 1515 г. он основал Серемскую пустынь, а затем в 1527 г. Столбенскую пустынь на Столбенском острове озера Селигер, недалеко от города Осташкова 29 . Его изображение распространено в виде деревянной скульптуры — в согбенной позе старец опирается на костыли, что свидетельствует о его подвиге — спать только в таком положении.

http://pravmir.ru/monastyiri-i-monashest...

1431–1447 Базельский собор 1433–1499 Итальянский философ–гуманист Марсилио Фичино Установление тирании Медичи во Флоренции Начало династии Габсбургов в Германии 1438–1445 Ферраро–Флорентийский церковный собор Ферраро–Флорентийская уния Византии и Рима 1440–1493 Правление германского императора Фридриха III Изобретение книгопечатания в Западной Европе Иоганном Гутенбергом 1445–1510 Итальянский живописец Сандро Боттичелли 1448–1453 Правление последнего византийского императора Константина XII (+29.05.1453) Собор в Лозанне 1450–1536 Один из основоположников реформации во Франции Лефевр д " Этапль 1452–1497 Итальянский монах–проповедник Джироламо Савонарола 1452–1519 Итальянский живописец Леонардо да Винчи 1455–1522 Немецкий филолог гуманист Иоганн Рейхлин 1453 29 мая Падение Византийской империи 1461–1483 Правление французского короля Людовика XI Валуа 1461–1485 Йоркская династия в Англии 1463–1494 Итальянский философ–гуманист Джованни Пико делла Мирандола 1467–1519 Английский гуманист Джон Колет 1469–1492 Правление Лоренцо Великолепного во Флоренции 1469–1527 Итальянский политик и историк Никколо Макиавелли 1469–1536 Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский 1471–1528 Немецкий живописец Альбрехт Дюрер 1473–1543 Польский ученый астроном Николай Коперник 1475–1564 Итальянский скульптор и живописец Микельанджело Буонаротти 1478–1536 Английский гуманист Томас Мор 1483–1520 Итальянский живописец Рафаэль Санти 1483–1546 Основоположник реформации в Германии Мартин Лютер 1484–1531 Один из основоположников реформации в Швейцарии Ульрих Цвингли 1485–1603 Династия Тюдоров в Англии 1488–1523 Немецкий реформатор гуманист Ульрих фон Гуттен 1489–1576 Итальянский живописец Тициан Венчеллио 1490–1525 Основоположник народного направления в германской реформации Томас Мюнцер 1491–1556 Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов Открытие Америки Христофором Колумбом 1493–1519 Правление германского императора Максимилиана I Габсбурга 1494–1498 Флорентийская республика во главе с Савонаролой

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Вместе с тем с сер. XVI в. возможность использовать драгоценные металлы из американских рудников (в королевскую казну в обязательном порядке поступала 1/5 часть) влияла на имперскую политику К. Обеспокоенный распространением протестантизма на герм. землях, К. поддерживал деятельность испан. инквизиции , направленной против лютеранства и движения алюмбрадос (см. Алюмбрады ). По эдикту о вере, принятому в 1525 г. в Толедо, верующие были обязаны доносить на любого, кто мог быть заподозрен в приверженности к алюмбрадос или к лютеранам. В 1-й пол. 30-х гг. XVI в. состоялись процессы над наиболее активными из алюмбрадос; многие были приговорены к различным срокам заключения, нек-рые казнены. Пострадали и те, кого недруги и завистники безосновательно причислили к алюмбрадос. Так, испан. католич. теолог и мистик Хуан де Авила (1499/1500-1569) больше года провел в тюрьме инквизиции по подозрению в ереси. Изменилось отношение к Эразму Роттердамскому и к его последователям. В 1527 г. группа монахов, гл. обр. францисканцы и доминиканцы, предъявила К. перечень ошибок и заблуждений Эразма. Рассматривавшая дело комиссия теологов (Вальядолидская хунта) под рук. генерального инквизитора Алонсо Манрике де Лары сняла с него все обвинения. Однако, после того как в 30-х гг. XVI в. умерли влиятельные сторонники идей Эразма Роттердамского, в т. ч. Альфонсо де Вальдес , секретарь К., испан. последователи эразмианства были осуждены инквизицией. В 1530 г. оказался в тюрьме издатель трудов Эразма Роттердамского Мигель де Эгиа; в 1533 г. был начат инквизиционный процесс против Хуана де Вергары, гуманиста, сподвижника кард. Ф. Хименеса де Сиснероса. В Испании при поддержке К. была осуществлена широкая строительная программа в духе итал. Ренессанса. Среди сооружений этой эпохи выделяются дворец К. в Альгамбре (начат в 1526, недостроен), «зал Карла V» (1540) в Алькасаре в Севилье, перестроенный Алькасар в Толедо (1538-1551, архитекторы Э. Эгас, А. де Коваррубьяс). Император Священной Римской империи В янв.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

Но, пользуясь милостью царя и царицы лично и с членами своей семьи, в бытность свою царским духовником, протопоп Максим и после своего удаления от двора, за пострижением в монашество, не был забыт своею прежнею духовною дочерью, царицею Евдокией Лукьяновной. В 1637 г. 31 октября 1522 по именному приказу царицы – ему сделана была ряска на хрептовых бельих цках, с рукавами, опущенная пухом и покрытая тафтою гвоздичного цвета 1523 . Преемник духовника Максима – протопоп Никита, – имея пред собою примеры выдачи разного рода подарков товарами и готовою одеждою своему предместнику и членам его семьи, нередко сам подавал челобитные о даче ему и жене его таких же подарков, как бы положенного по окладу, и просьба его исполнялась, хотя с тою оговоркою в расходных книгах, что то и другое «ему дано в приказ, а не в оклад». Так, в 1635 г., в скором времени после вступления Никиты в должность царского духовника, ему был сделан кафтан куний, покрытый камкою куфтерем зеленою, шуба соболья и однорядка суконная, вишневого цвета 1524 . Чрез три года ему была сделана шуба кунья, покрытая сукном лундышем вишневого цвета 1525 ; в 1639 г. ему же дано было товарами на шапку 10 вершков бархату таусиннго по 37 алт. по 3 д., на испод – пара соболей 1526 ; и, по подписной челобитной, принесенной 30 марта сего года, – 23 апреля сделан был кафтан на собольих пупках, покрытый камкою травного зеленого цвета с 15 серебряными золочеными разными пуговицами 1527 . Жена духовника Никиты, называвшаяся также Ульяною, как и жена протопопа Максима, по примеру своей предшественницы, получила в 1636 г. опашень из сукна багрецу, летник – из камки куфтерю червленого цвета, шубку столовую, кантур соболей, да на шапку, шитую с кружевом жемчужным – деньгами –13 р. 1528 Первый духовник царя Алексея Михаиловича – протопоп Стефан – также получал, по примеру своих предшественников, подарки от царя и царицы платьем и товарами. В скором же времени после своего определения па должность духовника, а именно 28 сентября 1645 г.. Стефан получил полную обмундировку, а именно: бархатный охабень вишневого цвета, однорядку из сукна аглинского, кафтан куний, крытый камкою зеленого цвета хрущатого, шапку на собольих пупках, три скуфьи из сукна лундышу вишневого цвета, да сапоги красные. В ноябре того же 1645 г. Стефану была сшита шуба кунья, а в мае 1846 г. – мятель из сукна аглинского зеленого цвета, шляпа пуховая 1529 . Царица также иногда дарила Стефану и его детям материи на одежду. Так, 10 августа 1652 г. Марья Ильинична 5 арш. с четью сукна лазоревого отдала Стефану 1530 ; а 15 августа отдала его же детям на охабни портище зуфи немецкой анбургской, коричневого цвета – ценою 8 р. 1531 Преемник протопопа Стефана – Лукъян Кириллович, вместо готового платья, получал товарами. Так, напр., 16 ноября 1657 г. из сибирского приказа мех лисьих черев с рукавами, в котором заключалось 53 черева 1532 , и 22 декабря того же года для шитья однорядки 4 арш. сукна черного, на шапку пару соболей 1533 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

кн. Василию III Иоанновичу , в Швецию тот не вернулся. В 1531 г. Густав Ваза назначил на кафедру Уппсалы протестанта Лаврентия Петри. Только в 1533 г. К. утвердил Иоанна Магнуса на архиепископской кафедре Уппсалы, но на события в Швеции, к тому времени окончательно отложившейся от Рима, это не повлияло. Иоанн Магнус остался в Риме; после его смерти папа назначил католическим архиепископом Уппсалы его брата Олауса (Олафа) Магнуса. Реформация в Дании связана с деятельностью Ганса Таусена, к-рый познакомился с идеями Лютера во время учебы в Германии. В Дании его проповеди пользовались популярностью, ему покровительствовал дат. кор. Фредерик I (1523-1533). В 1530 г. в Копенгагене был созван синод для решения религ. споров. Таусен представил «символ веры протестантов» из 43 позиций и в ходе диспута защитил их. Кор. Фредерик I, оставаясь католиком, в 1527 г. уравнял в правах католиков и лютеран. Его сын кор. Кристиан III (1534-1559) был открытым и последовательным сторонником лютеран. Реформации. Адресованные дат. монархам папские послания остались без ответа. Ситуация в Прибалтийских странах обсуждалась на папских консисториях 17 мая 1525 г. и 14 янв. 1527 г. Великий магистр Ливонского ордена Вальтер фон Плеттенберг поддержал лютеранских проповедников, надеясь, вероятно, провести секуляризацию орденских земель по примеру Тевтонского ордена (в 1525 великому магистру Тевтонского ордена Альбрехту Бранденбургскому удалось добиться преобразования орденского гос-ва в секулярное наследственное герц-ство Пруссия). Распространению лютеранства активно противостояли Рижские архиепископы Яспер Линде (1509-1524) и его преемник Иоганн VII Бланкенфельд (1524-1527). В июле 1524 г. в Ревеле состоялся съезд представителей прибалт. городов, где идеи Реформации были одобрены и поддержаны большинством делегатов. Фактически все ревельские, дерптские и бóльшая часть рижских церквей (напр., ц. св. ап. Петра, ц. св. Иоанна) были разграблены, интерьеры храмов разрушены. В ходе противостояния архиеп. И. Бланкенфельда и магистра В. фон Плеттенберга, стремившегося ослабить зависимость ордена от архиепископа Риги, 21 авг. 1524 г. Рига отказалась от присяги архиепископу и спустя год присягнула на верность магистру Ливонского ордена. В это же время юрисдикцию архиепископа отказались признавать городской совет Ревеля и представители ревельских лютеран. групп. Архиепископ в поисках поддержки начал переговоры с польск. кор. Сигизмундом I и вел. кн. Московским Василием III; Плеттенберг счел это предательством интересов Ливонской конфедерации и арестовал Бланкенфельда (дек. 1525). В адресованном рыцарям Ливонского ордена послании от 31 янв. 1526 г. К. свидетельствовал о невиновности архиепископа Риги. В марте 1526 г. Бланкенфельд был освобожден из-под ареста и впосл. отрицал факт злого умысла в контакте с московскими властями, заявляя, что выполнял секретное поручение папы Римского (официально не подтверждено).

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Преподобный Арсений Комельский родился во второй половине XV века в Москве в семье боярина Сахарусова. Несмотря на знатность рода и богатство, святой Арсений с отроческих лет желал оставить суету мира и посвятить свою жизнь служению Богу. Достигнув совершеннолетия, он испросил благословение родителей и пришел в обитель Преподобного Сергия Радонежского, где и принял монашеское пострижение. С усердием исполнял святой Арсений монастырские послушания на скотном дворе и в хлебне. По своему глубокому смирению преподобный считал себя хуже всех и старался быть каждому слугой. Трудами и постом изнуряя тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укрепить свою душу молитвой, чтением Священного Писания и переписыванием священных книг, подолгу молился в храме. Известно переписанное преподобным Арсением в 1506 году Евангелие. В 1525–1527 годах святой Арсений был игуменом Троице-Сергиевой обители. Заботясь о благе иноков, преподобный Арсений трудился больше всех. Подражая Преподобному Сергию, он носил ветхую одежду, похожую на рубище. Преподобный Арсений не оставлял без отеческого попечения и приписанные к обители монастыри и пустыни. По его благословению в Махрищской обители над могилой преподобного Стефана, основателя монастыря, была устроена гробница, украшенная покровом. Святой Арсений благословил ежегодно праздновать в обители память преподобного Стефана. Стремясь к подвигу безмолвия, преподобный Арсений хотел удалиться в пустыню, но братия и великий князь Василий Иоаннович (1505–1533) просили его не оставлять обитель. Со временем любовь к уединению разгоралась в сердце святого все более. В 1527 (или в 1529) году он тайно оставил монастырь и ушел в вологодские леса. Святой Арсений построил келлию в 40 верстах от Вологды, в верховьях небольшой речки Бабайки, где около 1525 года явилась чудотворная икона Божией Матери Одигитрии. Однако многочисленные богомольцы, приходившие к иконе, нарушали его уединение. Через некоторое время святой Арсений отправился странствовать по дебрям Комельского леса, молитвенно обращаясь к Богу с просьбой указать ему место для жительства. В 1530 году в густой чаще леса, у слияния речек Лежа и Кохтыш, в сорока верстах от Вологды, с его плеч сорвало ношу. Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел необыкновенный свет, озаривший окрестность. Уразумев откровение Божие, святой Арсений поставил там келлию и стал подвизаться в иноческих трудах. Бесы старались смутить подвижника, но он отгонял их молитвой. Тогда враг настроил против святого крестьян, которые не хотели, чтобы на их земле возникла обитель. Злые люди оскорбляли святого и угрожали убийством. Преподобный терпел обиды с кротостью и смирением. Однажды крестьяне пришли в келлию святого и, не застав его там, убили его келейника. Тогда преподобный Арсений ушел из Комельского леса за 30 верст в дикий Шилегонский лес на реке Шингор. Полное уединение этого места вполне соответствовало сердечному влечению святого Арсения служить Господу в безвестной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010