Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИФОНТ (Кормилицын) († не ранее 1561, Иосифов Волоколамский мон-рь), еп. Сарский и Подонский (1554-1558). Родители Н. впосл. приняли монашество, они известны под именами Иоаким и Домна ( Сметанина С. М. Записи XVI-XVII вв. на рукописях собр. Е. Е. Егорова//АЕ за 1963 г. М., 1964. С. 361; РНБ. Погод. 894. Л. 17-18. Сборник Н. 1551/52 г.), его братья и сестры - иноки Амфилохий, Симон, Иннокентий, Иоанн и Тимофей, инокини Иулиания и Агриппина (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь как центр книжности. С. 163). Иноческий постриг буд. епископ принял в Иосифовом Волоколамском (Волоцком) в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре , основанном в 1479 г. прп. Иосифом Волоцким († 1515). Не позднее июня 1522 г. Н. стал 4-м игуменом обители после ухода с этой должности Герасима (Ленкова). Первым документом, в котором встречается имя нового игумена, является подтверждение 16 июля 1523 г. митр. Даниилом выданной Иосифову монастырю в 1512 г. митр. Московским и всея Руси Варлаамом жалованной грамоты на освобождение от податей монастырского храма Преображения в с. Бужарове Сурожской десятины (АФЗХ. Ч. 2. С. 57. 56). В период игуменства Н. грамоты с пожалованиями Иосифову Волоколамскому мон-рю выдавал вел. кн. Василий III Иоаннович (Там же. С. 83-85. 87 (1522 г.); С. 96-97. 102 (1527 г.); С. 98-99. 103 (1527 г.)), а позднее - его сын Иоанн IV Васильевич Грозный (грамоты от его имени были выданы в янв.-мае 1534 или около этого времени (Там же. С. 122-136. 130-137), а также в 1539 (Там же. С. 144-145. 149) и 1540 (Там же. С. 147-148. 153; С. 315. 302 (ссылка на грамоту 1563, данную при Н.). Во время игуменства Н. в мон-ре находились в заточении осужденные церковными Соборами прп. Максим Грек (в течение 6 лет с 1525) и князь инок Вассиан (Патрикеев) (с 1531), скончавшийся в Иосифовой обители после 4 марта 1532 г. В связи с рождением в 1530 г. в великокняжеской семье долгожданного наследника Василий III послал в Волоколамский мон-рь «милостыню» и писал Н., прося его с братией молиться «о нашем здравии и о нашей великой княгине и о нашем сыне Иване и о всем православном християнстве.... и ты бы, господине игумен, старца Касияна о нашем деле молил и на то его подвигнул, чтобы он нашего прошения не оставил и о том бы о нашем деле потружался нашего бы челобитья не презрел и яз ему челом бию» ( Зимин А. А. Переписка старцев Иосифо-Волоколамского мон-ря с Василием III//Лингвистическое источниковедение. М., 1963. С. 132); княжич был крещен в Троице-Сергиевом мон-ре волоцким старцем прп. Кассианом Босым , исполнившим тем самым просьбу вел. князя и поручение Н.

http://pravenc.ru/text/2577727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРКЕР М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm [Англ. Parker] Мэтью (6.08.1504, Норидж - 17.05.1575, Лондон), английский церковный деятель; архиепископ Кентерберийский (1559-1575), родоначальник англикан. епископской иерархии. П. рано потерял отца (бывшего, по одним данным ткачом, по другим - торговцем шерстью) и воспитывался отчимом - представителем джентри. В 1520 г. он поступил в Кембриджский университет, став студентом колледжа «Тело Христово». В 1525 г. получил степень бакалавра искусств, в кон. 1526 г.- должность субдиакона в Норидже, что стало началом его карьеры, в апр. 1527 г. был рукоположен во диакона, в июне того же года - во священника. После получения степени магистра искусств в 1527 г. стал работать в колледже, отвергнув при этом предложение архиепископа Йоркского, кард. Томаса Вулси (Уолси), канцлера Английского королевства, к-рый приглашал П. в основанный им в 1528 г. Кардинальский колледж (ныне Крайст-Черч-колледж) Оксфордского ун-та. П. находился к тому времени под влиянием реформационных настроений, получивших распространение среди профессуры Кембриджа, а потому не разделял консервативных позиций Вулси. В 1533 г. началась активная гомилетическая деятельность П. Его церковная карьера стала активно развиваться после того, как он был назначен капелланом Анны Болейн (1501-1536), 2-й супруги англ. кор. Генриха VIII (1491-1547). При поддержке Анны Болейн П. был избран в 1535 г. деканом коллегии св. Иоанна Крестителя (Сток-колледжа) в Сток-бай-Клэр. В том же году он получил степень магистра богословия. Руководя Сток-колледжем, П. проявил себя как деятельный администратор: по его инициативе были отреставрированы принадлежащие коллегии здания, учреждена школа для жителей города, введен новый статут, предписывавший регулярные проповеди каноников в коллегии и принадлежавших ей приходах и т.

http://pravenc.ru/text/2579037.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Арсения Комельского Житие преподобного Арсения Комельского День памяти: 24 августа/6 сентября Содержание аудиокниги соответствует главе текстовой версии «Полное Житие» Арсения Комельского. Текст читает: Заслуженный артист России В.В.Клементьев   Преподобный Арсений Комельский Краткое житие Родился в Москве во второй половине XV века. Уже в отроческих летах преподобный желал оставить суету мира и посвятить свою жизнь служению Богу. Достигнув совершеннолетия, преподобный Арсений пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского, где и принял монашеский постриг. В обители святой совершенно предал себя иноческим трудам, с усердием выполняя монастырские послушания на скотном дворе и в хлебной. По своему смирению он считал себя последним и слугой для всех. Трудами и постом преподобный Арсений изнурял свою тело, умерщвляя страсти, и в то же время он старался укрепить свою душу молитвой, чтением Священного Писания, и душеспасительных книг, которые святой переписывал для своего монастыря и для других церквей. В 1525–1527 гг. св. Арсений был игуменом Троице-Сергиевой Лавры. В этом сане он не изменил своей любви к посту и нищете: носил ветхую одежду, служил всем и трудился более всех. В 1527 г., стремясь к подвигу безмолвия, преподобный тайно оставил монастырь и ушел в гомельский лес. Здесь, на берегу реки Кохтыш, святой основал обитель в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. 24 августа 1550 г., причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Арсений мирно отошел Господу. Вскоре после праведной его кончины у гробницы святого стали совершаться чудесные исцеления от различных болезней. Полное житие Преподобный Арсений родился в Москве в последней половине XV веха, но в котором именно году – неизвестно, по происхождению был из рода бояр Сахарусовых. Он рано начал тяготиться шумом столицы и почувствовал отвращение к мирской жизни, хотя по правам рождения мог иметь в ней большие успехи, приобрести честь и богатство. Его юное сердце, еще не связанное никакими житейскими узами, свободное от всех мирских пристрастий, горело любовью к одному Богу, стремилось всецело посвятить себя на служение Ему. И обитель Св. Троицы, прославленная подвигами своего основателя преподобного Сергия, уже причисленного тогда к лику святых, представлялась ему лучшим для того местом, поэтому юный боярин и принял в ней иноческое пострижение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Мон-рь Успения Пресв. Богородицы в с. Итриа. Кон. XVI в. [груз. ], жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви. Основан во 2-й пол. XVI в. Находится в Шида-Картли (Внутренней Картли), в ущелье р. Сурамула, в юго-зап. части одноименного села близ пос. Сурами (Хашурский р-н). Основан католикосом-патриархом Вост. Грузии (Мцхетским) Дорофеем III (1589-1595), который еще до вступления на Патриарший престол приобрел «за большую плату» у царя Картли Георгия IX (1525-1527) расположенное вблизи Сурами с. Итриа вместе с крестьянами и «на развалинах» ц. в честь Успения Пресв. Богородицы воздвиг «монастырь прекрасный, имени Сиони (Успения Пресв. Богородицы.- Авт.), большой и благородный... для себя и дома своего построил для упокоения, для вотчины и для владения» (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 126; ПГП. 1970. Т. 3. С. 352-357). Церковь неск. раз возобновлялась, была разрушена иран. войсками шаха Тамаза (30-50-е гг. XVI в.). В жалованной грамоте (гуджаре) (1589-1600) католикоса-патриарха Дорофея III, выданной И., говорится, что плененный персами в 1569 г. в битве у Парцхиси царь Картли Симеон I, вернувшись в 1578 г. из неволи, пожертвовал «немного ценностей» на обновление И. Во время продолжавшихся иран. нашествий церковь и село были вновь разорены, католикос-патриарх Дорофей III восстановил И. на собственные средства и пожертвовал мон-рю много земель с крестьянами и церковную утварь; он отмечал особенную помощь царя Кахети Левана (1518/20-1574) и его сыновей (ЦГИАГ. Ф. 1448. Ед. хр. 5008). По ходатайству католикоса-патриарха царь Картли Георгий X (1600-1605), будучи еще царевичем, подарил И. значительное число земельных наделов с крестьянами (ПГП. 1970. Т. 3. С. 355). В XVII в. мон-рь щедро одаривали груз. цари и феодалы: в 1645 г. царь Картли Ростом и царица Мариам передали И. во владение с. Чумателети; в 1666 г. некий Бежан Чхеидзе украсил икону Успения Пресв. Богородицы и пожертвовал И. крестьян; в 1700 г. супруга царя Картли Ираклия I (1688-1703) царица Анна закрепила за И. право владения 2 мостами через р. Сурамула (Древности Грузии. 1910. Т. 3. С. 131-133).

http://pravenc.ru/text/1237727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРЮНЕВАЛЬД Грюневальд [нем. Grünewald; наст. имя Матис (Матиас) Нитхардт (Найтхардт; Nithardt, Neithardt), а также Готхардт, Готхард (Gothardt, Gothard)] (ок. 1470/80, Вюрцбург - 31.08.1528, Галле), нем. худож. Попытки установить подлинное имя художника, подписывавшего работы монограммой MGN или MG, предпринимались в нач. XX в. Достоверным представляется предложенное в 1938 г. В. К. Цюльхом отождествление Г. с Матисом Готхардом из Ашаффенбурга. В документах 1-й трети XVI в. упоминаются имена: «Матис Грюн из Изенхайма» (ум. в 1532), «мастер Матис Готхард», «Матис-художник» или «мастер Матис, художник из Ашаффенбурга», относящиеся к разным персонам. Прозвище Г. утвердилось за художником с XVII в. и впервые упомянуто в кн. Иоахима фон Зандрарта «Немецкая Академия благородных искусств архитектуры и живописи» (Teutsche Academie der edlen Bau-, Bild- und Mahlerey-Künste. Nurenberg, 1675, 1679): «Грюневальд, именуемый также Матиасом из Ашаффенбурга». С нач. XVI в. до 1525/26 г. Г. состоял на службе у курфюрстов и архиепископов в Майнце (2-й резиденцией к-рых был Ашаффенбург) в качестве придворного живописца, архитектора и гидротехника: в 1509 г. он вел работы по перестройке дворца в Ашаффенбурге для архиеп. Уриеля Геммингенского, в 1509-1511 и в 1527 гг. руководил постройками во Франкфурте-на-Майне, в 1512-1515 гг. работал в Изенхайме, в 1516 г. состоял на службе у архиепископа Альбрехта Бранденбургского (впосл. кардинал). Возможно, Г. побывал в Италии и Нидерландах (документальных свидетельств не сохр.). Покинув Ашаффенбург после Крестьянской войны (1524-1526), Г. поселился во Франкфурте, где занялся мыловарением, в 1527 г. переехал в Галле, там оказались востребованы его познания в гидротехнике. В описи наследственного имущества умершего в Галле «Матиса Нитхарта, художника из Вюрцбурга», вероятно Г., упомянуты придворная одежда, гербовое письмо от имени «мастера Матиса», краски, кисти, минералы, инженерные инструменты, а также НЗ на нем. языке и большое количество проповедей и сочинений Лютера.

http://pravenc.ru/text/168221.html

[Англ. Mary Tudor] (18.02.1516, Гринвич - 17.11. 1558, Лондон), королева Англии и Ирландии (с 1553), из династии Тюдоров. Дочь короля Англии Генриха VIII и его 1-й жены Екатерины Арагонской (1485-1536), дочери «католических королей» Фердинанда V(II) Арагонского и Изабеллы I Кастильской. Несмотря на то что рождение дочери стало разочарованием для Генриха, рассчитывавшего на наследника муж. пола, король был привязан к М. Т., единственному ребенку от 1-го брака, не умершему в младенчестве. На формирование личности М. Т. значительное влияние оказала одна из ее воспитательниц, ревностная католичка Маргарет Пол, графиня Солсбери (1473-1541; в 1886 беатифицирована папой Римским Львом XIII ). Значительное внимание воспитанию дочери уделяла и Екатерина Арагонская. Она, вероятно, лично учила дочь латыни и даже заказала исп. гуманисту Хуану Луису Вивесу (1492-1540) написать трактат «О воспитании христианки» (De institutione feminae christianae, 1529) и составить программу обучения М. Т. (De ratione studii puerilis, 1523). В рекомендованный Вивесом круг чтения входили Свящ. Писание, труды отцов Церкви, а также нек-рых античных языческих авторов (в т. ч. диалоги Платона), сочинения Т. Мора и Эразма Роттердамского . В 1525-1527 гг. М. Т. ок. 2 лет жила в Уэльсе, она пользовалась привилегиями, обычно полагавшимися наследнику англ. престола - принцу Уэльскому. Некоторые современники называли М. Т. принцессой Уэльской, хотя официально она не носила такого титула. С рождения М. Т. Генрих VIII рассматривал потенциальный брак дочери как важный инструмент внешней политики. В возрасте 2 лет М. Т. была помолвлена с новорожденным французским дофином Франциском (1518-1536), старшим сыном кор. Франциска I (1515-1547), однако в 1521 г. из-за изменившейся политической обстановки помолвка была разорвана. В следующем году состоялась помолвка М. Т. с ее двоюродным братом Карлом Габсбургом (впосл. император Свящ. Римской империи Карл V ), однако он в 1526 г. женился на Изабелле Португальской. После этого Генрих VIII и его главный советник кард. Т. Уолси возобновили переговоры о союзе с Францией, в т. ч. о возможном браке М. Т. с самим Франциском I или с его 2-м сыном Генрихом, герцогом Орлеанским (впосл. в 1547-1559 кор. Генрих II).

http://pravenc.ru/text/2562156.html

Глава 10. Анализ представлений о личности у Х. Яннараса Истина личности подытоживает в себе онтологию и этику церковной философии. 1500 Онтология личности у Яннараса и патристика В своей попытке «современного прочтения древ­него патристического наследия», 1515 опираясь на отцов Церкви, 1516 Яннарас считает «онтологию личности», как «синтез апофа­тизма с бытийными началами инаковости и свободы», 1517 естественным следствием святоотеческой мысли. Согласно Яннарасу, «для греческой философской мысли ранне- и среднехристианского периодов отправным пунктом для приближения к подлинному бытию служит реальность личности». 1518 Он черпает определение «ипос­таси» как «своеобразия», «инаковости» у отцов Каппадокийцев, 1519 которые совершили, по его убеждению, «радикальный переворот» «в отождествлении ипостаси и личности (греч. πρσωπον)»: «личность есть ипостась бытия». 1520 Однако далеко « не вся­кий патролог согласился бы» с предлагаемым Яннарасом прочтением отцов Церкви, 1521 поскольку его «энтузиазм» часто ведет его к приписыванию отцам таких идей, «которых они не имели». 1522 С большой смелостью « Христос Яннарас использует хайдеггеровскую экзистенциальную философию для актуализации значимости святоотеческого наследия в настоящее время». 1523 Он находит основания для признания наличия богословского понятия человеческой личности у отцов Церкви в использовании ими в антропологии таких понятий, как «разумное», «самовластное», «начальное» и др., 1524 т. е. увязывает свободу произволения и разумность человека с его личностностью. Однако Яннарас признает, что «почти невозможно дать исчерпывающее определение того неуловимого «нечто», что лежит в основе личности», 1525 как, впрочем, и в основе понятий сущности и энергии. Поэтому Яннарас называет «знаками сущего: природу и личность, сущность и ипостась, инаковость и энергии». 1526 Бог – Троица Личностей и Откровение Согласно терминологии Яннараса, Бог есть «Троица Личностей» 1527 и «полнота личного общения». 1528 «В новозаветном тексте сам способ выражения неоспоримо указывает на три разные Личнос­ти, Три Божественных Лица, которые в то же время не существуют отдельно друг от друга». Отец «есть Личность не толь­ко по отношению к человеку, но и в самом Своем Бы­тии: Личность по отношению к Сыну и Духу». 1529 «Бытие Бога осуществляется как со-бытие, как лю­бовь, в которой собственное существование личности отождествляется с самоотдачей». 1530

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕВАИ БИРО Деваи Биро [венг. Dévai (Dévay, Dévaj, Deuay и Devai) Biró; в записях Виттенбергского ун-та - Biro de Way] Матьяш (ок. 1500, Дева, совр. жудец Хунедоара, Румыния - ок. 1545, Дебрецен), венг. реформатор, один из основоположников венг. протестантизма, вначале евангелическо-лютеран., а затем реформатско-кальвинист. свящ. Был учеником венг. гуманиста-реформатора Шимона Гринеуса в столице Венгрии Буде; с 1523 по 1525 г. учился в Ягеллонском ун-те в Кракове. Вернувшись в Венгрию, стал монахом-францисканцем, принял священный сан и в 1527 г. получил должность придворного священника у воеводы Иштвана Томори в крепости Больдогкё. В дек. 1529 г. уехал в Германию на обучение в Виттенбергском ун-те, где познакомился с Ф. Меланхтоном и М. Лютером , с к-рыми сохранил дружескую связь на долгие годы. Весной 1531 г. вернулся в Венгрию убежденным сторонником богословских идей Лютера. Поселившись в Буде, оказался в ближайшем окружении кор. Венгрии Яноша Запойяи. Здесь Д. Б. написал на лат. языке богословское сочинение, в котором в 52 пунктах представил полное изложение целей и догматических основ лютеранства (не сохр.). Сведения о нем содержатся в апологетическом труде францисканского аббата г. Надьварад (совр. Орадя, Румыния) Гергея Сегеди «Censurae Fratris Gregorii Zegedini ex ordine diui Francisci, in propositiones erroneas Matthiae Devai» (Рассмотрение ошибочных заявлений Матьяша Деваи Биро), а также в ответном соч. Д. Б. «Disputatio de stato in quo sint beatorum animae post hanc vitam...» (Спор о состоянии душ святых после этой жизни...). Осенью 1531 г. по приглашению городского собрания Д. Б. прибыл на служение в г. Кашша (совр. Кошице, Словакия), находившийся на территориях, подвластных Фердинанду Габсбургу. Здесь он прославился проповедями в поддержку церковных реформ в духе Лютера, сумев распространить новое учение в ряде городов Сев. Венгрии. Д. Б. ввел в обиход богослужение на венг. языке и причащение под 2 видами. Подобная практика была крайне отрицательно встречена католич. церковной властью, и 6 нояб. 1531 г. по инициативе Эгерского еп. Тамаша Салахази Д. Б. был схвачен и отвезен сначала в крепость Ликава (совр. Словакия), затем в Пожонь (совр. Братислава, Словакия), откуда позднее был переправлен в Вену. Там Д. Б. находился в заключении, где его неоднократно допрашивал известный католич. богослов и Венский еп. Иоганн Фабер, активно боровшийся против распространения протестантизма. В июле 1533 г. Д. Б. при помощи своих сторонников бежал и нашел убежище в Буде, однако за проповедь протестант. идей вскоре вновь был брошен в тюрьму.

http://pravenc.ru/text/171531.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУТ [нем. Нит, Hutt] Ганс (ок. 1490, Хайна, Франкония - 7.12.1527, Аугсбург), анабаптист, проповедник. Служил церковным сторожем в Бибре, затем был переплетчиком и продавцом-разносчиком книг. Ок. 1524 г. он побывал в Виттенберге, где слушал лютеран. проповедников, но не изменил своих взглядов и продолжал утверждать, что незаконно крестить младенцев. Когда Г. вернулся в Бибру, то отказался крестить новорожденного ребенка, заявив, что «этот обычай не имеет подтверждения в Библии». Владетели Бибры издали указ, по к-рому Г. должен был окрестить ребенка или покинуть их земли в течение 8 дней. Г. с женой и 5 детьми покинул Бибру. Позднее он появился в Нюрнберге, где встретился с Г. Денком . Когда началась Крестьянская война в Германии (1525), Г. отправился во Франкенхаузен, в лагерь Т. Мюнцера . Продавая книги и памфлеты в защиту Реформации, он неоднократно слышал выступления Мюнцера; особое впечатление произвело на него предсказание скорого наступления Второго пришествия Иисуса Христа. Г. оставался с крестьянскими войсками до начала битвы при Франкенхаузене (15 мая 1525); после поражения был арестован во Франкенхаузене, но затем был отпущен и вернулся в Бибру. Там в его доме некоторое время скрывался Мюнцер и оставил Г. рукопись толкования на 1-ю гл. Евангелия от Луки. Позднее Г. заявил на суде, что никогда не был последователем Мюнцера, т. к. не понимал его. С мая 1525 г. Г. стал известен как проповедник. После полного разгрома крестьянских войск ему пришлось бежать из Бибры в Аугсбург, где он снова встретил Денка, убедившего его примкнуть к анабаптистам . 26 мая 1526 г. Денк повторно крестил Г. Как странствующий проповедник-анабаптист Г. посещал Баварию, Швабию, Франконию и Австрию. Он нашел много последователей среди ремесленников, к-рые после его проповедей принимали повторное крещение. Г. говорил о близости Второго пришествия, поэтому наступление тур. армии было для него таким же знамением скорого возвращения Христа, как землетрясение, война или чума. Согласно Г., Господь дал людям последнюю возможность покаяться и те, кто принесут покаяние и обратятся в эти «последние времена» (3,5 года), будут спасены и после Судного дня наследуют землю и станут бессмертными.

http://pravenc.ru/text/168434.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕНК [нем. Denk, Denck] Ганс (ок. 1495, Хабах, Бавария - 15.11.1527, Базель, Швейцария), нем. мистик-анабаптист. Получил классическое образование в ун-те Ингольштадта под рук. И. Экка, продолжил обучение в Базеле, где познакомился с И. Эколампадием . Был переводчиком и редактором «Учебника грамматики греческого языка» (3 т.) Феодора Газы (ок. 1400-1475); в 1523 г. по рекомендации Эколампадия приглашен на пост ректора школы св. Себальда в Нюрнберге. В этот период Д., прочитав «Немецкую теологию» (Theologia Germanica), опубликованную в 1516 г. М. Лютером , на всю жизнь попал под влияние ее мистицизма. В 1524 г. Д. познакомился с Т. Мюнцером и А. Карлштадтом ; в том же году в Нюрнберге состоялся процесс над 3 художниками, к-рых обвиняли в отрицании учения о пресущестлении Св. Даров. После того как один из них, Себальд Бехайм, показал на дознании, что обсуждал свои взгляды с Д., Д. вызвали на допрос в магистрат, а 21 янв. 1525 г. изгнали из города «навечно». Посетив Мюльхаузен и Санкт-Галлен, Д. обосновался в Аугсбурге и вернулся к преподаванию. Весной-летом 1526 г. он принял «крещение по вере» от Б. Губмайера , а затем сам крестил Г. Гута . В нояб. того же года Д. вынужден был отправиться в Страсбург, где остановился у анабаптиста Людвига Хетцера. Д. постоянно полемизировал не только с лютеранами (напр., с В. Капито и М. Буцером ), но и с анабаптистами, в частности с М. Саттлером, взглядов которого не разделял. В февр. 1527 г. Д. перебрался в Вормс, где вместе с Хетцером подготовил первый перевод пророческих книг Библии на нем. язык (Alle Prophetenn Nach Hebreischer sprach verdeütscht/Übers. L. Hätzer u. H. Denck. Augsburg, 1527). В авг. того же года Д. возвратился в Аугсбург и принял участие в конференции анабаптистов, получившей название «синод мучеников»: почти все участники были в течение последующих 3 лет казнены за проповедь своих религ. взглядов. Ок. 60 представителей различных групп нем. и швейцар. анабаптистов обсуждали такие актуальные вопросы, как отношение к воинской службе и ношению оружия, к службе в магистрате, к принесению клятв и т. д. Одна из самых жарких дискуссий касалась Второго пришествия, к-рое, по пророчеству Гута, должно было произойти в 1528 г. После синода Д. отправился в Ульм, а затем в Базель, предварительно написав своему учителю Эколампадию письмо с просьбой дать ему возможность обосноваться в этом городе. Вскоре после приезда в Базель Д. умер от чумы.

http://pravenc.ru/text/Денк.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010