Новейшие открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет привлечь внимание и историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории – о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе. Что такое Туринская плащаница? Какова история её возникновения? Обо всём это Вы сможете узнать из статьи на портале «Правмир». Туринская плащаница Источник: www.neofit.ru Новейшие открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие события мировой истории. И то, что казалось ранее достойным внимания только мифологов, должно будет привлечь внимание и историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории – о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе. В середине XIV века в замке Лири неподалёку от Парижа впервые на Западе была обнародована священная реликвия, ставшая одной из главных святынь христианского мира. Её владелец, как гласит летопись, рыцарь де Шарни, объявил собравшимся, что перед ними Плащаница, в которой, согласно Евангелию, было погребено Тело распятого Иисуса Христа. На вопросы о происхождении Пелены он отвечать категорически отказался, поэтому Ватикан смог признать ее подлинность лишь полтора столетия спустя, при воинственном папе Юлии II. К тому времени Плащаница была приобретена весьма влиятельным европейским семейством герцогов Савойских, которые в 1578 году и перенесли ее в Турин. С тех пор история святыни расписана буквально по дням, важнейшим из которых, безусловно, следует считать 25 мая 1898 года. Тогда, перед закрытием парижской выставки, священное Полотно впервые сфотографировал адвокат Секундо Пиа, обнаруживший при обработке снимка, что на стеклянном негативе проявился четкий Лик. В научном мире родилось понятие, не утратившее своей актуальности до сих пор — загадка Туринской Плащаницы.

http://pravmir.ru/turinskaya-plashhanica...

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в заседании Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями 4 июля 2012 г. 19:01 4 июля 2012 года в Кремле под председательством руководителя Администрации Президента РФ С.Б. Иванова состоялось заседание Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями. В работе Совета приняли участие представители религиозных объединений Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, ведущие эксперты и научные деятели. От Русской Православной Церкви присутствовали председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Учебного комитета при Священном Синоде, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Были заслушаны доклады о взаимодействии государства и религиозных объединений в сфере работы с осужденными и в сфере образования и науки, а также о деятельности Комиссии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Митрополит Ростовский Меркурий выступил с докладом «Взаимодействие государства и Церкви в образовании и духовно-нравственном воспитании детей и молодежи» , сообщает  сайт  Отдела религиозного образования и катехизации по материалам сайта Президента РФ. По поручению Президента России и в соответствии с планом мероприятий, утвержденным распоряжением Правительства России от 29.10.2009 г. 1578-р, в 2009-2010 учебном году была начата апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». В него входят основы православной, исламской, буддийской и иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур и светской этики. В 2009-2010 учебном году в апробации курса участвовали 19 регионов, в следующем — присоединились еще два (по собственной инициативе). В 2012-2013 учебном году курс включен в обязательную часть программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часов. Курс будет введен в 44,9 тысячи общеобразовательных учреждений для 1 миллиона 611,5 тысячи школьников, в том числе для 1 миллиона 351,3 тысячи четвероклассников и для 260,2 тысячи пятиклассников, продолжающих обучение по курсу, в рамках апробации. На 11 мая с.г. модуль «Основы светской этики» выбрали 41,7% (562,4 тысячи обучающихся), «Основы православной культуры» — 32% (431,7 тысячи обучающихся), «Основы мировых религиозных культур» — 21,5% (289,8 тысячи обучающихся), «Основы исламской культуры» — 4,2% (56,9 тысячи обучающихся), «Основы буддийской культуры» — 0,57% (7,7 тысячи обучающихся) и «Основы иудейской культуры» — 0,05% (0,6 тысячи обучающихся). Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2322760.ht...

Закрыть Пора наводить порядок в истории, или Фобии ДУМ Татарстана Попытку татарских муфтиев оправдать учреждение сепаратистского и националистического «Хтер кне» нужно пресечь 11.06.2021 1578 Время на чтение 5 минут В конце мая, как сообщала РНЛ, в Духовном управлении мусульман Республики Татарстан (ДУМ Татарстана) решили ежегодно 13-го шавваля (дата по лунному календарю) проводить день памяти павших при взятии Казани — «Хтер кне». Причём, не всех погибших с обеих сторон, а только тех, кто оборонял Казань от русско-татарских войск Царя Ивана Васильевича Грозного и бывшего казанского хана Шах-Али. Ну ладно павшие при штурме русские православные воины, но ведь и среди штурмовавших Казань были и мусульмане. Но их, надо полагать, нынешние муфтии считают недостойными поминовения, неполноценными мусульманами, и только по одной причине – они были на стороне русских! Закономерно установление «Хтер кне» вызвало общественный резонанс не только в Татарстане, но и во всей России. В многочисленных критических отзывах прозвучали обвинения ДУМ Татарстана в провоцировании сепаратизма и национализма, в попытке расколоть российское общество и переписать отечественную историю. Духовное управление мусульман Республики Татарстан отреагировало оперативно. В опубликованном на сайте ДУМ Татарстана заявлении «О Дне памяти и фобиях» говорится, что «находится немало желающих поспекулировать на теме событий 1552 года, политизировать их». «Стоило совету старейшин выйти с предложением проводить поминание павших при этих исторических событиях в религиозном ключе, как тут же отдельные СМИ и общественные деятели стали развивать дискуссии и привлекать к себе внимание за счет несуразных интерпретаций данной инициативы. Нашлись те, кто заговорил о противостоянии в Татарстане русских и татар, растущих сепаратистских настроениях, о " заложенной бомбе " под межнациональные отношения», – возмущаются татарстанские муфтии. Этот приём называется в народе – «с больной головы на здоровую». Оказывается, во всём виноваты «отдельные СМИ и общественные деятели».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/11/po...

3-я религ. война завершилась победой католиков. После подписания мирного договора в Сен-Жермен-ан-Ле (8 авг. 1570) в результате долгих переговоров было решено скрепить мир союзом католич. принцессы Маргариты Валуа, сестры короля Франции, и протестант. принца Г. Мать Г., строгая кальвинистка, резко осуждавшая франц. двор и его нравы, была против этой свадьбы, опасаясь, что впосл. сын вынужден будет отречься от протестант. веры. После оказанного на нее давления со стороны Екатерины Медичи и Колиньи Жанна дала согласие на брак сына и в нач. февр. 1572 г. прибыла в Париж. Проболев нек-рое время, она умерла (9 июня), а 8 июля того же года в Париж прибыл Г. в сопровождении лидеров гугенотской оппозиции. 18 авг. 1572 г. состоялась свадьба, на к-рую так и не было получено офиц. разрешения папы Римского Григория XIII (по приказу Екатерины Медичи было сфабриковано подложное письмо папы, офиц. разрешение было получено только 27 окт. 1572). Венчание проводил кард. Карл Бурбон, дядя Г. и единственный католик в семье, по специальному церемониалу: невеста-католичка венчалась одна в соборе Парижской Богоматери, а гугенот Г. ожидал снаружи. В ночь с 23 на 24 авг. в Париже началось избиение гугенотов, к-рое получило название Варфоломеевской ночи . Были убиты тысячи протестантов, собравшихся на свадьбу, в т. ч. и свита Г., разместившаяся в королевском дворце - Лувре. Г. спасли отречение от кальвинист. веры и переход в католичество (26 сент. 1572). В течение 3 лет он был вынужден оставаться при франц. дворе и даже участвовать в экспедиции против гугенотов (осада Ла-Рошели в 1572-1573). В нач. февр. 1576 г. во время королевской охоты Г. удалось бежать, после неск. месяцев колебаний он публично отрекся от католич. веры (13 июня). Вернувшись в свои владения, Г., к тому времени уже король Наваррский, старался проводить уравновешенную политику, сочетая выполнение своих обязанностей как правителя Гиени, представлявшего интересы франц. короля в этом регионе, с уважением прав своих подданных, исповедовавших кальвинизм. Несмотря на разногласия и военные действия, отношения между королевскими дворами, видимо, не были окончательно прерваны. В 1578 г. ко двору короля Наваррского прибыла королева-мать, к-рая привезла проживавшую до этого времени в Париже жену Г. Маргариту. Екатерина Медичи ок. 18 месяцев гостила у зятя, стремясь в ходе организованных ею переговоров, диспутов и балов убедить предводителей гугенотской оппозиции отказаться от сепаратистских устремлений.

http://pravenc.ru/text/162135.html

3. 1-я (сольная) из 2 коротких фраз диалога священника с диаконом (министрантом) или священника и прихожан в богослужении мессы и часов (др. название - versiculus, уменьшительное от V.). 2-я, ответная, фраза в литургических книгах может обозначаться знаком « » (т. е. responsum - ответ), напр., в диалоге, предшествующем евхаристической молитве в мессе: « . Per omnia saecula saeculorum. . Amen. . Dominus vobiscum. . Et cum spiritu tuo. . Sursum corda. . Habemus ad Dominum. . Gratias agamus Domino Deo nostro. . Dignum et iustum est», в завершении мессы: « . Ite, missa est. . Deo gratias» или в начале утрени: « . Domine, labia mea aperies. . Et os meum annuntiabit laudem tuam» и т. д. Эти фразы исполняются по простейшим мелодическим формулам, часто не более чем на 1-3 звуках. II. В XV-XVIII вв.- небольшая органная пьеса полифонического склада (более употребительно франц. название «verset»), заменяющая в практике альтернативного исполнения, основанной на чередовании хорового пения и инструментальной игры, каждый 2-й стих псалма или библейской песни, одну из 2 строф гимна или секвенции, каждую четную или каждую нечетную строку песнопений ординария мессы. В последнем случае стихи обозначены не как V., а названы в соответствии с первыми словами заменяемого текста. До XVII в. органный V. представлял собой полифоническую обработку средневек. хорала, а именно - пропускаемой в пении муз. фразы, затем стали возникать пьесы самостоятельного характера. Подобного рода сочинения создали, в частности, Г. Бухнер («Fundamentum», ок. 1530), А. Валенте («Versi spirituali», 1576 или 1580), А. де Кабесон («Obras de musica», 1578), К. Эрбах («Modi sancti tripertiti», 1604-1606), И. Э. Киндерман, Георг Муффат и Готлиб Муффат и др. Практика альтернативного исполнения в богослужении, описываемая в литургических книгах и регулируемая особыми церковными постановлениями («Caeremoniale Episcoporum» 1600 г. папы Климента VIII, motu proprio 1903 г. папы Пия X и т. п.), существует до сих пор. В творчестве трубадуров - род лирической песни в куплетной форме (франц. эквивалент - vers).

http://pravenc.ru/text/158194.html

И. Ю. были официально опубликованы 21 нояб. 533 г. (Imperatoriam. 7) и вступили в силу 30 дек. 533 г.- одновременно с «Дигестами» (Tanta. 23). Ввод И. Ю. в действие регламентировала специальная конституция Юстиниана, получившая условное название «Imperatoriam». Хотя Юстиниан не принимал участия в подготовке институций, сборник был издан от его имени; Юстиниан называл институции «наши законы» или «наши институции» (Imperatoriam. 7; Omnem. 2). Источники Создатели И. Ю. руководствовались гл. обр. Институциями Гая и их переработкой Res cottidianae (рубеж III и IV вв.). Они также пользовались институциями Флорентина, Ульпиана, Марциана и Павла (Omnem. 2; Imperatoriam. 6). Наряду с этим они самостоятельно обработали новый материал имп. конституций (из 1-го издания Кодекса Юстиниана, «50 решений» и др.). Кроме того, ими были задействованы отдельные сочинения Гая, Модестина, Ульпиана и др. юристов классического периода ( Kotz-Dobr . 1916. Sp. 1578-1584). Рукописная традиция, издания, переводы Лат. оригинал И. Ю., видимо, был забыт в Византии уже вскоре после Юстиниана, поскольку, с одной стороны, основная часть их норм, имеющих практическое значение, дублировалась в «Дигестах» и Кодексе Юстиниана и, с др. стороны, появился греч. перевод И. Ю.- Парафраза Феофила ( Mortreuil. Histoire de droit. T. 1. P. 17; Pieler. Rechtsliteratur. S. 419). Название И. Ю. приводится в визант. юридической лит-ре в греческой транслитерации и только у Феофила и в Collectio tripartita сохраняется в лат. написании ( Семеновкер. 1995. С. 113). Парафраза Феофила была создана в 533-534 гг. ( Pieler. Rechtsliteratur. S. 420). При ее составлении были использованы не только И. Ю., но и Институции Гая - вероятно, посредством их греч. Парафразы ( Липшиц. Право. С. 17). Парафраза Феофила является единственной полностью дошедшей до нас греч. переработкой И. Ю. Editio princeps греч. текста Парафразы Феофила вышло в 1531 г. в Базеле. Ее научное издание осуществил К. Феррини (Institutionum graeca paraphrasis. 1884-1897). Основанная на рукописной традиции атрибуция Парафразы антецессору Феофилу, одному из составителей И. Ю., долго оставалась под сомнением. Ее отвергал Феррини, считавший, что Парафраза была ошибочно приписана Феофилу в рукописях XI в. (ряд его статей о Парафразе Феофила собран в кн.: Ferrini. 1929). К. Э. Цахарие фон Лингенталь подверг эти взгляды Феррини критике ( Zachari ä v. Lingenthal. 1889. S. 257-261; Idem. Geschichte. S. 5). В наст. время большинство ученых разделяют мнение об авторстве Феофила (см., напр.: Lokin. 1976). Различные ошибки и противоречия, встречающиеся в тексте памятника, можно объяснить тем, что Парафраза представляет собой недостаточно отредактированные студенческие записи лекций Феофила об И. Ю. ( Mortreuil. Histoire de droit. T. 1. P. 124).

http://pravenc.ru/text/468833.html

При подготовке рукописи труда С. Б. Веселовского к печати были использованы сохранившиеся в архиве ученого пять вариантов этого труда, представляющие со бой автограф и четыре экземпляра машинописи с прав кой автора, частично повторяющие, частично дополняющие друг друга . Была проведена унификация в расположении материала, ссылочного аппарата. Там, где это было возможно, в сомнительных случаях, проверялись факты, даты, имена, фамилии и т. д. Для облегчения работы со справочником С. Б. Веселовского в тех случаях, когда у разных людей встречаются одинаковые прозвища, имена и фамилии, даются в квадратных скобках отсылки (например: «Баскаковы, в XV в. и позже несколько служилых родов в разных уездах Московского государства [см. Албыч, Будай, Залешенин, Кудапг, Севрин, Тутан]»; «Будай, Будаевы:.. Будай Иванович Баскаков [см. Баскаковы], 1564 г. ...»). Первоначальную подготовку текста к печати провела Л. К. Бажанова под руководством Н. В. Устюгова. Окончательно подготовила текст к печати Э. Г. Чумаченко. В. И. Буганов А Абаш, Абашевы : Абаш Улан [см. Улан], воевода казанского хана, 1499 г. 13 ; Абаш Иванович Стогов [см. Стогов], 1532 г., Переяславль; Абашевы Чулок [см. Чулок], Башмак [см. Башмак] и Алеша Ивановичи, 1540 г., Тверь; Абашев Автал Черемисин [см. Черемисин], 1608 г., Чебоксарский уезд; Абашев Федор Федорович, 1670 г., Абашевы, XVII в., Торопец Абловы см. Обловы Аверкишев Адриан Евтифьев, подьячий Поместного приказа, 1627 г. Авиновы см. Овин Авис Лопухин [см. Лопуха], середина XVI в. Агалины см. Огалины Агинин Тимофей, дьяк, 1488 г., Новгород Агиш Алексеевич Калитеевский [см. Калитеевские], 1550 г., Псков Агиш – собственное имя (татар.) Агламазовы , землевладельцы, XVI–XVII вв., Рязань, родовое гнездо – существующее ныне селение Агламазово недалеко от Старой Рязани; Сатыш [см. Сатыш] Яковлевич, 1579 г., Ряжск, убит татарами в 1590 г. [см. Кобель] Агрик, Агричек Васильевич Дудин-Квашнин [см. Дуда, Квашня], середина XVI в., Московский уезд Ададуровы см. Ододуровы Аданаш Семенович Ходырев [см. Ходырь], убит в 1578 г. под Кесью

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но было бы неверно думать, что прибытие Марии Павловны вызвало только радость. Звучали и противоположные мнения. Постановка «Поклонения искусств» Шиллера описывалась одним из актеров следующим образом: «Праздничный спектакль встретил полное признание и двора, и публики, однако были и такие, кто усмотрел в некоторых намеках угодничество перед Россией. Конечно, каждый истинный немец должен оправдать Шиллера от этих обвинений. Но подобные высказывания исходили только от той партии, которая все еще подвизается в Веймаре» 1573 . Переезд молодой женщины, воспитанной в России, в Германию, заставляет задаться вопросом – а как у нее обстояло дело с немецким языком? Ответ мы находим в письме Шиллера: «По-немецки она говорит с затруднениями, но понимает, если с ней разговаривать, а читает без труда» 1574 . Кроме того, она владела итальянским и французским 1575 . В любом случае брак великой княжны Марии Павловны и герцога Карла Фридриха способствовал развитию связей Веймара с Россией 1576 . За свою долгую жизнь в Веймаре Мария Павловна прославилась своей благотворительностью, и ее не без оснований называли матерью нации. Русский дипломат говорил, что ни одна из дочерей царя Павла I не пользовалась таким уважением, как Мария Павловна в Веймаре 1577 . Став патриоткой своей новой страны, она растоптала паспорт, переданный ей Наполеоном, а позднее просила русского министра графа Аракчеева о помощи и внимании для веймарских пленных, которых Наполеон во время войны заставил воевать с Россией: «Граф Алексей Андреевич. С особенным удовольствием получила я письмо ваше от 22 августа и благодарю вас усердно за старание ваше в рассуждении веймарских пленных офицеров, коим следует ожидать до будущего времени перемену их судьбы, где они находятся: а между тем, прошу вас меня уведомить вперед, ежели что воспоследует в пользу их; я, конечно, всегда сочту внимание ваше к их участи доказательством особой услуги, относящейся к моей особе» 1578 . Наследная герцогиня создала в стране Патриотический институт женских объединений; целью его членов было оказание помощи раненым и пострадавшим во время войны 1579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Этот идейный набор не нов: в древности он использовался в жизнеотрицающих гностических сектах (иногда с добавлением жесткого «аскетизма»), а сегодня используется во многих деструктивных сектах. Например, в саентологии. Посеяв семена ереси Схария благоразумно уехал за границу. Оттуда он и руководил всем процессом, сначала из Литвы, затем из Крыма. Успехи жидовствующих в Новгороде были внушительны – в ересь было обращено множество священников (в т.ч. протопоп Софийского собора) и немало влиятельных горожан. В 1578 г. Новгород был окончательно присоединен к Московскому государству, и ересь перебралась в Москву. Ее разносчиками стали все те же новгородские попы Алексей и Денис, которых Иван Третий, очарованный их образованностью и красноречием, привез в Москву и поставил настоятелями (!) двух главных соборов – Успенского и Архангельского. И началась работа «по элитам», в которых всегда можно найти слабое звено! В секту жидовствующих была втянуты члены великокняжеской семьи – жена наследника Ивана Молодого Елена Волошанка, любившая поколдовать, а со временем и ее сын – царевич Дмитрий Внук (Иван Молодой умер в 1490 г.). В 1580-е гг. ересь проникла в правительство, боярскую и отчасти купеческую среду. Главным «смотрящим» еретиком стал, завербованный Схарией в Крыму, дьяк Федор Курицын (министр иностранных дел), который был фактически правой рукой государя! Распространению ереси в Москве способствовало то обстоятельство, что во второй половине 15 в. в столицу «понаехало» довольно много итальянцев и др. иностранных специалистов (архитекторов, инженеров и пр.), которые успели продемонстрировать москвичам, что такое европейский «ренессанс», с его развратом и свободой нравов! Сыграло свою роль и то обстоятельство, что в молодой российской элите еще не закончился процесс «переваривания» переехавших на службу к Московскому князю в 14 – 15 веках представителей иных этносов (суперэтносов) из Литвы, Золотой Орды и др. Что способствовало появлению (вкраплению) локальных этнических химер, которые, по Гумилёву, являются питательной средой для антисистем. (Примечание. Локальные антисистемы характерны для бурных фаз пассионарного подъема и перегрева, но, не фатальны, поскольку высокая пассионарность не дает им размножаться. Проблемы возникают позже – в фазе надлома (в России с 19 в.) и, особенно, в обскурации (совр. Европа). Напомним, что суть антисистемности – в какофонии мировоззрений (архетипов, кодов!) на индивидуальном уровне.)

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/17/er...

Это решение представлялось царю весьма важным, если он готов был тратить на эти цели деньги даже в условиях, когда, как увидим далее, война в Ливонии приняла неблагоприятный оборот и казна весьма нуждалась в средствах на снаряжение армии. Споры, возникшие в связи с применением этого указа, разбиравшиеся уже в правление следующего царя, Федора Ивановича, не оставляют сомнений в том, что царский указ проводился в жизнь. Хотя после смерти Ивана IV он, по-видимому, был отменен и действовал таким образом всего несколько лет, за это время значительная часть родовых вотчин стародубских князей превратилась в поместные земли, которые в ряде случаев отдавались во владение тем же стародубским князьям. В итоге еще одна группировка княжеской знати, входившая в состав верхнего правящего слоя дворянского сословия, утратила свою родовую собственность и оказалась в зависимости от милости и расположения монарха — верховного собственника поместных земель. Таким образом, характер порядка, установившегося в России осенью 1575 года, вряд ли может вызывать какие-либо споры. Это был режим, по своему характеру во многом близкий к опричному. В выяснении нуждается иной вопрос: почему во главе новой «земщины» царь поставил Симеона Бекбулатовича, да еще придал ему статус верховного правителя всего государства. В свидетельствах современников сохранились разные ответы на этот вопрос. Наиболее обстоятельный и развернутый принадлежит Джерому Горсею. Причиной действий царя стали, по его мнению, финансовые трудности, опустошение царской казны в результате многолетней войны. Провозглашение Симеона формальным главой государства дало Ивану «возможность отвергнуть все долги, сделанные за царствование: патентные письма, пожалования городам, монастырям — все аннулировалось». Позднее, когда царя просили вернуться на трон, он взял за свое согласие с подданных богатые «дары и подношения», а затем смог взыскать с купцов, городов, монастырей большие суммы денег за выдачу новых жалованных грамот. Так как от этого времени сохранилось довольно много жалованных грамот монастырям, то имеется возможность проверить достоверность утверждений Горсея. Такая проверка, проведенная С. М. Каштановым, не подтверждает свидетельства англичанина. Если бы жалованные грамоты Ивана IV с вокняжением Симеона были аннулированы, то вместо них должны были бы выдаваться жалованные грамоты нового правителя, но известен лишь один документ такого рода, обнаруженный совсем недавно. На худой конец это можно было бы объяснить тем, что жалованные грамоты Симеона после его «сведения» специально уничтожались, однако в любом случае должно было бы сохраниться большое количество жалованных грамот, выданных Иваном IV после возвращения к власти. Никакой массовой выдачи таких грамот в 1577—1578 годах не происходило.

http://sedmitza.ru/lib/text/438977/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010