5 Как голландцы тоже северный путь искали Северный морской путь пытались освоить и голландцы. В конце XVI века путь, по которому из Индии в Европу попадали дорогостоящие специи, контролировали испанцы и португальцы, поэтому Голландия логично хотела найти альтернативный маршрут для своих торговых судов. В 1565 году Оливье Брюнель прошел арктическими водами и достиг устья Северной Двины. В 1577–1578 году другой голландец Ян фан де Балле привел первый голландский корабль к Николо-Корельскому монастырю. За ним потянулись и другие суда. В 1584 году Брюнель хотел на построенных Строгановыми морских кораблях, обогнув Сибирь, достичь Китая, но льды помешали экспедиции. Встреча русских «промышленных людеи» с голландскими купцами на берегу Ледовитого океана. Гравюра 1595 г. В конце XVI века еще один голландец Виллем Баренц — тот самый, в честь которого назвали Баренцево море, — веривший в существование «свободного ото льда пути» через Ледовитый океан, предпринял три экспедиции в арктические моря. В книге Геррита де Фера, изданной в Амстердаме в 1598 году, описывается встреча голландских мореплавателей с поморами: «Видели на дороге промышленников российских и осведомлялись у них о дороге неоднократно, покупая от них притом съестные припасы». Во время третьей арктической экспедиции Баренц «открыл» архипелаг Шпицберген, который на самом деле давным-давно был известен нашим поморам и на котором даже были их поселения. Кроме того, Баренц в очередной раз достиг Новой Земли, известной нашим поморам как Маточка, но судно его оказалось затертым во льдах. Он попробовал добраться до Кольского полуострова на шлюпках, но неудачно. Северный морской путь голландец так и не прошел. Голландскии корабль освобождается из ледяного плена, но вскоре его затрет в Ледовои гавани Михаил Ломоносов о неудачах голландцев писал в своей работе «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию»: «…хотя ж голландцы от таковых несчастливых предприятий весьма лишились надежды и больше к восточно-северной стороне намерений своих не простирали, однако из того не следует, чтобы их походами всему рачению и мужеству человеческому был предел положен. Явствует противное из неутомимых трудов нашего народа…»

http://sever.foma.ru/skvoz-ldy-i-shtorma...

Последняя тема, рассматриваемая в катехизисе,- молитва, к-рая названа необходимой частью христ. жизни и должна произноситься с сердечным воздыханием и благодарностью. Особое внимание уделяется подробному разъяснению молитвы Господней (Вопросы 118-129). В Г. к. ничего не говорится о таких характерных для реформатского богословия положениях, как двойное предопределение и предвечное постановление об осуждении. Г. к. получил широкое признание и распространение среди реформатских церквей как Европы, так и всего мира. Петер Датений, проповедник общины голл. реформатов в Гейдельберге, перевел 3-е изд. Г. к. на голл. язык в 1563 г., а после возвращения на родину (1568) ознакомил с текстом местные реформатские церкви. Г. к. был принят провинциальными синодами Алкмара (1573) и Дордрехта (1574), а также национальными синодами Голландской реформатской церкви в Дордрехте (1578), Мидделбурге (1581), Гааге (1586). В 1618-1619 гг. в Дордрехте Г. к. был включен в «Три формы единства», содержащие Бельгийское исповедание и Каноны Дортского синода (1618-1619) как офиц. вероисповедные документы Голландской реформатской церкви. В наст. время Г. к. сохраняет свой статус в нем. и голл. реформатских церквах и в церквах, генетически с ними связанных (напр., Немецкой реформатской церкви в Америке, Христианской реформатской церкви в Сев. Америке, Голландской реформатской церкви в Юж. Африке и др.), а также признается подавляющим большинством реформатских церквей во всем мире. Ист.: Catechismus, oder Christlicher Underricht: wie der in Kirchen und Schulen der Churfürstlichen Pfalz getrieben wirdt/[Auftr.: Fr. Pfaltzgraf bey Rhein]. Heydelberg, 1563. Лит.: Nevin J. W. The History and Genesis of the Heidelberg Catechism. Chambersburg (Pennsylv.), 1847; Barth K. Learning Jesus Christ through the Heidelberg Catechism. Grand Rapids, 1981r; Controversy and Conciliation: The reformation and the Palatinate, 1559-1583/Ed. D. Visser. Allison Park, 1986. И. Р. Леоненкова Рубрики: Ключевые слова: АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации

http://pravenc.ru/text/161909.html

А. присутствовал на генеральном капитуле ордена в Л " Акуиле. Стараниями П. А. кустодия реформированных конвентуалов св. Иосифа Обручника получила статус провинции (2 февр. 1561). В 1561 и 1562 гг. П. А. составил Первые и Вторые конституции провинции св. Иосифа Обручника (11 и 20 статей; действовали до 1598). Наряду с подробным распорядком обязательных богослужений конституции содержали следующие установления: монахам предписывался ручной труд, запрещалось распоряжаться деньгами, носить обувь, давались указания по устройству и размерам конвентов и келий (исключалось наличие б-к). Деятельность П. А. оказала заметное влияние на течение босых монахов в ордене францисканцев и в др. орденах монашеских . Наиболее известна его роль в жизни католич. св. Терезы Авильской, описанная ею в автобиографических сочинениях. П. А. познакомился с Терезой летом 1560 г. в доме вдовы Гиомар де Ульоа, к-рой он помогал. Впосл. он неск. раз навещал Терезу, переписывался с ней. П. А. стал ее наставником в мистических опытах и поддержал ее труды в период основания ею мон-ря св. Иосифа Обручника (Сан-Хосе; впосл. эта обитель стала центром течения босых кармелиток - подробнее см. в ст. Кармелиты ). После смерти П. А. папа Римский Пий IV (1559-1565) подчинил конвенты реформированных (босых) францисканцев генеральному министру францисканцев-обсервантов, сохранив для них прежний устав (булла «In suprema militantis Ecclesiae» от 25 янв. 1563). Однако уже в 1578 г. папа Григорий XIII (1572-1585) запретил вмешательство руководства обсервантов во внутренние дела провинции св. Иосифа Обручника. Вскоре эта мера была распространена на провинцию арх. Гавриила, а также на основанные П. А. конвенты в Пиедади и Аррабиде в Португалии. Впосл. эти провинции францисканского ордена получили еще большую автономию. Босые францисканцы этих провинций (их стали называть алькантаринцами) вели широкую миссионерскую деятельность. Опираясь на конституции, составленные П. А., и др. его установления, они занимались проповеднической работой на Филиппинах, о-вах Карибского м., на территории современных Мексики, Бразилии и др.

http://pravenc.ru/text/2580364.html

К постоянным и определительным средствам призрения бедных духовного ведомства, в виде доходов, принадлежат: 1)добровольные и благотворительные приношения; 2)кружечные сборы; 3) часть доходов от свечной продажи; 4)доходы кладбищенские, и 5)штрафные деньги. (Ст. 1573 там.) В каждой епархии для добровольных приношений на призрение престарелых и больных священно- и церковнослужителей, или вдов и сирот той же епархии, имеется книга, которая открывается для подписки в начале каждого года. (Ст. 1575 там.) Книга для сбора благотворительных приношений должна быть подписана присутствующим Консистории, скреплена ее Секретарем, и утверждена ее печатью. (Ст. 1516 там.) Приношения вносятся в книгу рукою благотворителей или тех, которые по их поручению представляют, а получаемые через почту, рукою одного из попечителей в собрании Попечительства. (Ст. 1577 там.) Для удобнейшего производства сбора в разных местах, можно употреблять листы за общим подписанием и печатью Попечительства, по которым получаемые приношения, значительные вносит в книгу каждое особой статьей, а мелочные – одной общей статьей из каждого листа; самые же листы хранить вместе с книгою. (Ст. 1578 там.) К приношениям, кроме частных лиц духовного и светского звания, приглашать и места и в особенности церкви, которые, по согласию причта, церковного старосты и прихожан, могут делать приношение из годовых остатков церковной кошельковой суммы, из доходов от зданий и земель, церквам принадлежащих, и из доходов других источников, где какие есть. (См. 1579 там.) О получении приношений в Попечительстве извещать благотворителей квитанциями за подписанием Попечителя и Казначея и за печатью Попечительства, или объявлением в ведомостях, или тем и другим способом вместе, смотря по надобности и удобности. (Ст. 1580 там.) Учредить в церквах, где еще не заведены, особые кружки на этот же предмет, и собираемые в них по каждой епархии деньги употреблять на призрение духовенства той же епархии. (Ст. 1581 там.) Касательно кружек на пособие беспомощным из духовного звания, Попечительство и сотрудники его наблюдают, чтобы они заведены были во всех церквах, кроме монастырей, и чтобы в них делаем был сбор во все главнейшие и храмовые праздники, а где можно с пользою, и во все воскресные дни, и кроме того при таких богослужениях, при которых благотворительность охотно себя оказывает, как напр. при крещении, при бракосочетании, при погребении. (Ст. 1852 там.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

«Евсевий Дорилейский здесь заблуждается, поскольку папа Лев всегда утверждал, что не одобрял и не принимал этого правила. Когда Евсевий читал правило перед папой, тот, возможно, не сделал никакого замечания, а Евсевий истолковал это молчание совершенно неверным образом» 1576 . Как мы уже видели, в действительности все обстояло гораздо сложнее. Действительно, упомянутое правило не значилось в синодикуме (synodicum), которым пользовались в Римской Церкви; однако до того, как им воспользовались в резолюции для обоснования власти Константинополя над тремя диоцезами, Рим не проявлял ни малейшего неодобрения в связи с этим правилом. Можно даже говорить о молчаливом его принятии. Евсевий, вероятно, зачитал это правило папе для того, чтобы показать, что позиция Диоскора, действующего как если бы он был главой епископов всего Востока, противоречит канонической норме 1577 . После Евсевия Дорилейского Антиох, епископ Синопа в провинции Еленопонта, заявил: «Я поставил свою подпись по моей доброй воле, следуя своему митрополиту и правилу 150 [отцов]» 1578 . Наконец, другие епископы, одобрившие резолюцию, воскликнули: «Мы подписали по доброй воле!» 1579 . Тогда императорские представители констатировали, что не было таких, кто подписался бы под нажимом, и потребовали от не подписавших проект постановления объяснить причины своего отказа 1580 . Евсевий Анкирский взял слово. Вместо того чтобы сразу же решать вопрос принципиально, он пустился в апологию своей собственной личности в связи с поставлением им епископа в Гангры. Его прервал константинопольский пресвитер Филипп, который заметил, что в дело вмешался Прокл, чего тот и не отрицал. Тогда он высказал свое мнение по существу дела, утверждая, что не следовало лишать Соборы области их правомочий в избрании епископов. Анатолий потребовал у него сказать, кто посвятил его самого, и тот должен был признать, что получил хиротонию от Прокла 1581 . Как писал Хефеле, «...его выступление достаточно ясно показывает, что, открыто не оспаривая право Константинополя поставлять епископов в столь обширной области, он, однако, не принимал его позитивным образом» 1582 . Другой митрополит, отказавшийся поставить свою подпись, сказал тогда: «Мы пойдем к господину архиепископу Анатолию и уладим дело» 1583 , что означало желание с его стороны избежать конфликта. Как с некоторой иронией отмечает Дюшен, «это был сговорчивый человек» 1584 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Родственная связь с таким семейством не обещала ничего доброго. Пред вступлением в брак, Курбский, следуя обычаю, дал своей невесте веновую запись, которою обеспечил приданное оценённое в 17,000 коп грошей Литовских, на Милановчах (в Ковел. уез.) и на имениях Упитских (в Поневеж. уез. Ковен. губ.), как это видно из акта от 1578 года 30 декабря 128 . Со своей стороны, Мария Юрьевна, по выходе замуж, записала князю Курбскому почти все свои имения, видя, как она выражается, искреннюю любовь и усердие его милости князя, своего мужа. Она записала Курбскому Осмиговичи в повете Владимирском, Шешели и Крошты в повете Виленском, и Дубровицу в повете Пинском, передав ему все акты на эти имения 129 . Курбский сделался владельцем обширных родовых имений, принадлежавших двум фамилиям: Дубровица принадлежала роду Гольшанских, а Осмиговичи – потомству Козинского. С этих пор начинается непримиримая вражда детей и родственников Маржи Юрьевны к князю Курбскому. Кирдей-Мыльский и жена его Анна Юрьевна, родная сестра княгини Курбской, причиняли князю Курбскому тяжкие обиды, нападали на его слуг и крестьян, угрожали, покушаясь на жизнь его, и вымышляли на Курбского и жену его небывалые, позорные вещи. Ян и Андрей Монтольты подговорили мальчика – слугу Курбского Гипейка – украсть и доставить им бланкеты за печатью и подписью князя Курбского и его жены. Вражда ещё более усилилась, когда княгиня Курбская в 1576 году написала завещание, которым подтвердила все свои прежние записи, данные князю Курбскому на имения. Княгиня устранила своих, детей и родственников и клялась, что она своих имений никому, кроме князя, своего мужа, никогда не записывала и не дарила 130 . Для её детей оставалось одно только село в Литве, которое она завещала сыну своему Андрею, да ещё два заложенные села – Жирмоны и Орловкишки, которые она завещала сыновьям своим выкупить и владеть ими нераздельно. Курбская, отдав своему мужу имения, а вместе с тем, и власть над собою, скоро раскаялась в своём поступке. Курбский проводил печальную жизнь, как странник «между людьми тяжкими и зело негостелюбными».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Духовная власть не могла противодействовать укоренившемуся обычаю и дозволяла развод без дальнейшего исследования. На таком основании и Курбский получил развод от епископа Владимирского Феодосия, без всяких причин, по которым церковные законы дозволяют расторжение брака. Кончив дело о разводе, Курбский отправил Марию Юрьевну из своего дому, со всею учтивостью, в своей коляске, запряжённой четвёркой лошадей. Дворовые люди Марии Юрьевны, как наёмные слуги, так невольники и невольницы, не хотели следовать за своей княгиней, изменили ей и остались у князя Курбского. Развод не примирил родственников Марии Юрьевны с князем Курбским и не прекратил раздоров. Как только Мария Юрьевна приехала в свою квартиру, то Николай Сопега, воевода Минский, хотел завладеть экипажем Курбского, перебил кучеру руки и ноги, ругал Курбского неприличными словами и, объявив месть, грозил лишить его жизни. Мария Юрьевна не осталась также в покое. Получив документы на имения и избавившись от строго мужа, она в тот же день подала в уряд несколько жалоб. Мария Юрьевна жаловалась, что Курбский, отпуская её из своего дому, удержал её людей и движимое имущество; что он, посадив её в заключение, бил палкой и таким образом вынудил у неё насколько десятков бланковых листов за её печатью и подписью; что на этих листах Курбский писал от её имени договоры, совершал меновые и дарственные записи. Наконец Марья Юрьевна жаловалась, что Курбский, удержав её служанку Райну Федоровну, мучил её и, посадив в тюрьму, приказал слуге своему изнасиловать её. Уже в конце 1578 года, Курбский, передав Дубровицкое имение Яну Монтолту и уступив Курбской 1,200 коп грошей, получил окончательную запись, которою Мария Юрьевна свидетельствовала, что получила от Курбского полное удовлетворение и никаких жалоб на бывшего своего мужа подавать не будет; её служанка Райна объявила, что её жалобы были ложны, что она не была ни бита, ни мучена, ни изнасилована. По церковным законам, Курбский не мог вступить в новый брак, пока была жива его прежняя жена; несмотря на то, он в 1579 году сговорил себе девицу Александру Петровну Семашковну.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Потом сказал княгине: «говори, княгиня, сама». Но княгиня отвечала уклончиво, сказав только: «что мне и говорить, милостивый князь, когда возный и сам видит, что я сижу». Ян Монтолт отправился в Варшаву и подал жалобу королю. Он жаловался, что Курбский жестоко обращается со своею женою, что он несправедливо завладел её движимым и недвижимым имуществом, что вынудил у неё несколько десятков бланковых листов, чтобы от её имени распоряжаться принадлежащими ей имениями. Курбский потребован был на суд короля, и в 1578 году отправился во Львов, вместе с своею женою. Не прибегая к суду королевскому, обе стороны согласились предоставить дело на решение третейского суда, составленного из приятелей, избранных каждою стороною. Третейский суд решил, что Курбский должен развестись со своею женою на следующих условиях: 1) Курбский должен возвратить Марии Юрьевне Дубровицкие имения; Мария Юрьевна, со своей стороны, должна освободить Курбского от 17,600 коп грошей, записанных ей веновою записью на Ковельских имениях; 2) имение Шешели и Крошты Курбский будет удерживать в пожизненном владении; 3) получив развод от суда духовного, Курбский обязан отпустить Марию Юрьевну из своего дому со всею учтивостью. Заключив мировую сделку, Курбский и его жена возвратились в Ковель, укрепили своими записями постановление третейского суда и на другой же день отправились во Владимир, чтобы получить развод в духовном суде и внести записи в актовые книги. В это время, расторжение браков в Литве, не представляло больших затруднений. Слабость светской законодательной власти имела влияние и на власть духовную. Как в делах уголовных и гражданских, подлежавших светскому суду, взаимное согласие тяжущихся лиц отменяло закон, так и в делах бракоразводных, подлежавших духовному суду, согласие супругов считалось достаточною причиною к разводу. Недовольные друг другом супруги, являлись сперва в уряд и представляли запись, в которой объявляли, что они соглашаются расторгнуть брак и дозволяют друг другу вступить в новое супружество.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Любознательный Крузий не ограничился тем, что пожелал от его константинопольских корреспондентов удовлетворения своему ученому любопытству по части церковной истории, вследствие чего ему и была послана из Константинополя Historia Patriarchica; он хотел иметь обстоятельные сведения и по части гражданской истории того периода, который обнимала сейчас названная «Historia Patriarchica». А потому обращался с просьбою в Константинополь к своим греческим друзьям о том, чтобы они удовлетворили и этому его желанию. Друзья вняли его просьбе и послали ему рукопись, которая издана была потом под таким латинским заглавием: «Historia Politica Constantinopoleos (от 1391 до 1578 года)». По объему она вдвое меньше «Истории Патриаршей», и повествует преимущественно о турецком господстве над Греками. Эта «Политическая История» отпечатана Крузием в той же его «Турко-Греции» 12 . Конечно, эта история имеет для нас гораздо меньше значения, чем «История Патриаршая», но, все же, она не лишена значения и для церковного историка, как увидим ниже. Кто автор «Истории Политической»? На этот вопрос до последнего времени нельзя было находить удовлетворительного ответа. В конце рукописи, в которой была начертана эта история и которая была послана Крузию, находилась следующая приписка рукою Феодосия Зигомала: «Благодарение Богу. Как я нашел, так и переписал для Мартина Крузия, исправив по силе возможности». Отсюда видно, что рукопись была с чего-то списана, как удостоверяет Зигомала и слегка при этом поправлена. Но возникает вопрос: что было оригиналом, с которого с исправлениями списывал Зигомала? Решить вопрос опять помогает нам Константин Сата. Он говорит: «Политическую историю», посланную Крузию, Зигомала списал с автографа Дамаскина Студита, не поименовав автора. Греческий корреспондент Крузия, по словам Саты, только переложил на более чистый греческий язык повествование Дамаскина, написанное на простонародном греческом наречии. 13 Больше Сата не дает никаких подробностей. Очевидно, и этот новый автограф Дамаскина найден там же, где и «Патриаршая История» Дамаскина, в Святогробской библиотеке в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Бог есть Бытие. Это есть первое и неотъемлемое определение его; точнее, искони имманентное ему состояние. Но это бытие Божие пребывает в некоторой «безвидности и пустоте»; содержа «в потенции» все возможное и грядущее, весь дальнейший процесс, все формы и состояния, это первоначальное Бытие страдает неопределенностью и нераскрытостью: оно насыщено своими грядущими возможностями, всем дальнейшим богатством своим, но все это обретается в нем в недифференцированном виде; и ни одно из позднейших определений не присуще ему актуально. Развернуть их значит для Бога осуществить себя, значит придать себе развернутую форму, «реализовать» себя, создать себе соответственную, достойную, объективную реальность; это значит «начать быть» актуально, во всем своем значении, во всем своем содержательном расцвете. Это может быть выражено так, что логический процесс есть первоначальное «самоопределение Божие к бытию» 1571 или к «реальности». 1572 Этот процесс божественного самоосуществления, реализации себя, выявления своей природы, 1573 совершается так, что Божество «выходит» из своего начального состояния, 1574 развертывает его, 1575 и в то же время ео ipso «уходит в себя», 1576 «углубляется в себя»; 1577 и от этого «разоблачается» его внутренний состав: 1578 из «менее совершенного» возникает «более совершенное», 1579 или, иначе: из несовершенного бытия возникает совершенная реальность. В начале Бог есть «сущее Божество, потенциально-совершенное»; в конце он есть «реальное Божество, актуально-совершенное». С каждой новой категорией, т. е. с каждым новым «определением Абсолютного», 1580 с каждой новой «формой» его 1581 или новым, обретенным «способом быть и творить» реальность Божия все возрастает и совершенствуется и достигает, наконец, в Абсолютной Идее, которая есть неизбежно «основа и тотальность» всех «прежних определений», 1582 завершенной спекулятивной реальности. Здесь «понятие» Божества и «реальность» его адекватны друг другу, 1583 ибо идея есть не что иное, как объективное и реальное понятие, 1584 или – «единство понятия и объективности». 1585 Осуществление Идеи означает, что Божество обрело себя, создало себя, реализовало себя; оно само есть предмет, создававший себя, и ныне оно вполне совпадает с этим предметом. 1586

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010