Взяв с собой своего брата Всеволода Курско-Трубчевского, племянника Святослава Рыльского и сына Владимира (Олега) Путивльского, Игорь выступил в поход против Половцев 23 Апреля 1185г. Выйдя в поле Половецкое около нынешнего Курского Белгорода и в направлении к юго-востоку перейдя реки Оскол и Сальницу, князья встретили передовые отряды Половцев, которые знали об их замысле и ждали их, на реке Сюурлии. Битва с этими передовыми отрядами окончилась совершенной победой Русских. Однако, видя, что Половцы не захвачены врасплох, что они изготовились встретить нападение, и собрались все, князья решили ретироваться. Если бы они пустились в обратный путь тотчас же после победы, когда ещё Половцы не собрались с духом возвратиться на них, то, вероятно, благополучно добрались бы домой со славой и добычей. Но те, у которых кони были замучены в предшествующей битве, воспротивились немедленному отступлению, требуя некоторого отдыха. В отдыхе проведена была ночь, следовавшая за победой, но на другой день Русские увидели перед собой все полки Половецкие. Решили всем спешиться, чтобы конные не могли оставить пеших в добычу неприятелю, и затем сделать попытку вооружённого отступления, подобного знаменитому отступлению Греков под предводительством Ксенофонта. Первые день и ночь отступали и бились благополучно. Но на другой день часть войска обратилась в бегство. Игорь хотел было остановить беглецов, но, отделившись для этой цели от своего полка, он был перехвачен Половцами и этим всё кончилось. Все остальные три князя взяты были в плен. Из всего войска отчасти перебитого, отчасти взятого в тот же плен, отчасти загнанного в море (Азовское, близь впадения в него реки Каялы, на берегу которой, у не называемого по имени озера, случилась с Русскими беда) 1578 , спаслось и прибежало на Русь менее 30 человек. Пользуясь победой, Половцы сделали одновременно два набега на Русь: одна половина опустошила область Переяславскую (осаждав Переёславль и потом взяв и разграбив древний Рим, нынешние Ромны), другая – Курско-Черниговское Посемье (область по реке Семи, нынешнему Сейму, откуда были взятые в плен князья, пожёгши волости и сёла и также острог г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В 1578 г. папа Григорий XIII основал было самостоятельный Венгерский Коллегиум, во всем подобный, по уставу, Германскому. Но так как нигде нельзя было найти средств на его содержание, то два года спустя после основания он был соединен с Германским, с тем, чтобы в последнем всегда воспитывалось 12 венгерских юношей и чтобы с этого времени он именовался «Германским и Венгерским Коллегиумом» (Collegium Germanicum et Hungaricum). В 1583 г. Григорий издал буллу Ex Collegio Germanico, которою он подтвердил коллегиумские статуты Лойолы и несколько восполнил их. Так, он точно определил программы преподавания, правила духовного воспитания, упражнений в различных церемониях и церковном пении, за которым он вообще признавал важное значение, степени посвящения, произносимую воспитанниками присягу, обязанности ректора и способы управления коллегиумскими имениями. Между прочим, он дозволил принимать в коллегиум и молодых иезуитов, но – только с тем, чтобы они переменяли свой иезуитский габит на коллегиумский красный талар и установленную накидку или мантию. За год до окончания курса все воспитанники должны были принять священническое посвящение. Что касается вступления в тот или другой орден, то это было предоставлено на волю каждого. Впрочем, позже, по постановлению Урбана VIII и Александра VII, коллегиумские питомцы должны были клятвенно обещать – в течение первых трех лет после своего окончания курса в коллегиуме не вступать ни в какой орден без позволения папы. Кроме того, своею буллою Григорий XIII запретил коллегиумцам заниматься ex professo несвойственным духовному званию изучением гражданского права и медицины и принимать какую-либо придворную должность. Наконец, булла требует, чтобы студенты коллегиума были воспитываемые по-монастырски, а «privatim et publice secundum canones et clericorum saecularum mores». Курс обучения в Германском Коллегиуме – семилетний: три года воспитанники изучают философские науки и четыре года – богословские; общие же гимназические науки, а также и высшие математические, исторические и филологические – им преподавали в Римском Коллегиуме.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Результатом этой долгой борьбы было не ограничение, а укрепление самодержавной власти генерала. В конце концов выдающийся талант Аквавивы одержал верх не только над оппозицией, но также и над Филиппом II и папой. Конечно, испанцы были крайне огорчены этой неудачей. Полный затаенной ненависти, Мариана написал, не осмелившись, впрочем, опубликовать, свой знаменитый памфлет «О недугах Общества Иисуса», в котором подверг желчной критике самодержавие генерала и господствовавшую в ордене систему доносов. Что касается испанского правительства, то оно твердо решило избавиться от столь неудобного генерала. Филипп II думал достигнуть этого, предложив Аквавиве архиепископство в Неаполе, а Филипп III [Филипп III (1578–1621) – король Испании, король Португалии и Алгарве под именем Филипп II (1598–1621)] составил даже план пригласить его в Испанию и здесь посадить в тюрьму. Но Аквавива был слишком хитер, чтобы попасться в сети своих противников. Он в самых вежливых выражениях отклонил их предложения и тем лишил их всякого повода открыто жаловаться на себя. Ту же необычайную мудрость генерал проявил и в великом догматическом споре, который в это время завязался в Испании между доминиканцами и иезуитами по поводу учения о благодати. Он счел необходимым не допускать этого спора на рассмотрение испанской инквизиции. Но в то же время он не хотел навлечь на себя гнева этого могущественного трибунала. Поэтому он выжидал до тех пор, пока должность великого инквизитора не стала вакантной, и лишь тогда убедил папу перенести спор на рассмотрение в Рим (1597 год). Климент VIII назначил специальную комиссию для расследования этого вопроса. Но дебаты этой комиссии не приводили ни к какому результату, так как ни одна сторона не хотела делать уступок. Папа лично склонялся в пользу доминиканцев. Но, как только он выражал намерение высказаться в этом смысле, иезуиты начинали грозить ему требованием созыва Вселенского собора. Это так пугало папу, что он предпочел молчать и не вмешиваться. Он умер 5 марта 1605 года, не разрешив спора. Комиссия прервала свои работы. Великий спор закончился ничем. Но иезуиты получили, по меньшей мере, возможность продолжать свободно развивать свое учение. Таким образом, и в этом споре авторитет их остался неколебимым – прежде всего благодаря хитроумной политике Аквавивы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

В. П. Андросов Б. в России Регионами, где традиционно исповедуется Б., являются Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Тыва (до 1993 - Тува), Агинский Бурятский автономный округ (Читинская обл.), Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (Иркутская обл.) и Республика Алтай. Во всех этих субъектах федерации практикуется тибет. форма Б. (в прошлом ламаизм - термин в наст. время не употребляется как некорректный), к-рая наиболее широко представлена школой гелугпа. История . I. Бурятия. В XIII в. территория, населенная бурятами, входила в состав Монгольской империи под названием Ара Монгол (Сев. Монголия). При Хубилае, внуке Чингисхана, основателе монг. династии Юань, правившей Китаем с 1271 по 1368 г., пагба-лама Лодой Чжалцан (1234-1280), представитель тибет. буддийской школы сакьяпа, начал свою проповедническую деятельность при имп. дворце в Ханбалыке (Пекине). Хубилай и пагба-лама совместно выработали т. н. 2 принципа, в соответствии с к-рыми правитель должен руководствоваться в своих поступках Учением Будды и законом кармы, тогда он будет примером для своих подданных. В 1264 г. они подписали «Жемчужную грамоту», по к-рой Б. в Монгольской империи получал статус привилегированной религии, монахи освобождались от к.-л. налогов и повинностей. Однако после смерти хана Б. в основном утратил завоеванные позиции, а после распада Монгольской империи и до сер. XVI в. о нем почти ничего не известно. В кон. XVI в. возникло монг. гос-во Алтын-ханов. В 1578 г. первый Алтын-хан Шолой Убаши-хунтайджи собрал князей и нойонов со всей Монголии возле оз. Кукунор (ныне пров. Цинхай в КНР) и пригласил туда далай-ламу III Соднама Джамцо, к-рого признали далай-ламой Монголии. Б. был провозглашен религией всех монголов, а также был принят целый ряд указов, запрещавших шаманские обряды и жертвоприношения. О распространении Б. среди бурят в XVII в. свидетельствуют донесения рус. служилых людей, напр., казачий десятник К. Москвитин (1647) сообщал, что молятся буряты в войлочных юртах человеческим изображениям из металла, расписанного золотом, и что имеются у них книги на бумаге о своей вере.

http://pravenc.ru/text/153561.html

До 50-х гг. XX в. каждая тибет. семья посылала как минимум одного сына в монахи. Соотношение монахов и мирян-мужчин составляло примерно 1:7. С 1959 г. Тибет перестал быть независимым гос-вом (в наст. время Тибетский автономный р-н (ТАР) Китая). Далай-лама XIV, правительство и парламент в изгнании пребывают в Индии, так же как и большое количество монахов. В Тибете остался 2-й духовный иерарх школы гелугпа панчхен-лама X (воплощение Будды Амитабхи), действуют неск. мон-рей тибет. Б., в 1983 г. начала свою работу буддийская академия. При образовании в XIII в. Монгольской империи в нее вошли гос-ва, народы к-рых исповедовали Б.: китайцы, кидани, тангуты, уйгуры и тибетцы, в свитах монг. ханов наряду с шаманами, мусульманами и конфуцианцами обязательно присутствовали буддийские учителя. Их влияние оказалось решающим, в наст. время подавляющее большинство монголов называют себя буддистами. Монг. Б. включил в себя также большинство автохтонных шаманских верований и культов. Правившая Китаем (до 1368) монг. династия Юань раньше др. поддержала буддистов, у монголов, особенно у тех, кто близки ко двору, отмечалась эволюция от махаяны к ваджраяне и соответствующим ей практикам мистико-эротического свойства. Основатель этой династии Хубилай в 70-х гг. XIII в. даже пытался объявить Б. религией монголов, а пагба-ламу Лодоя Чжалцана (1234-1280), настоятеля мон-ря тибет. школы сакьяпа,- главой буддистов Тибета, Монголии и Китая. Зап. монголы (ойраты) тоже поддерживали связи с буддистами Центр. Азии и Тибета. Авторитетом при ханских ставках пользовались в XIII-XV вв. учителя тибет. школ сакьяпа и кагьюпа. Известны даже отдельные случаи пострижения монголов в буддийское монашество. Массовое и повсеместное принятие монголами Б. произошло в XVI в., в чем активно участвовали тибет. учителя школы гелугпа. Офиц. датой считается 1578 год, когда монг. правитель Алтын-хан встретился с верховным ламой Тибета Соднамом Джамцо, даровал ему титул далай-ламы (монг. Океан мудрости) и объявил его духовным главой не только тибетцев, но и монголов; тогда же состоялся съезд князей и духовенства, к-рый принял т.

http://pravenc.ru/text/153561.html

Легойда В.Р. Останавливать нельзя. Надо учить думать. Не говорить о религии в школе, к счастью, уже нереально//Независимая газета ( ). – 08.04.2010; Протодиакон Андрей Кураев: Православие в школе больше не экзотика//Церковный вестник. – 2010. – 7. – С. 6–7. Легойда В.Р. Останавливать нельзя. Надо учить думать. Не говорить о религии в школе, к счастью, уже нереально. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации. Доклад Комиссии по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации. – М., 2007. 1 апреля в школах начнут преподавать основы религиозных культур// . – 23.03.2010; Большинство школьников в РФ предпочли изучать светскую этику// . – 24.02.2010. Подробнее см.: Понкин И.В., Кузнецов М.Н., Гребнев Л.С. Заключение от 23.03.2010 по федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 373// . Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основное общее образование/Проект стандарта разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования. Руководители разработки проекта: Кезина Л.П., академик РАО; Кондаков А.М., научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО// . (Последнее посещение 04.06.2010). По словам министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (в числе других стандартов) должен быть принят до конца 2010 года (Новые школьные стандарты будут вводиться постепенно// . – 03.06.2010). Подробнее см.: Понкин И.В. О юридической несостоятельности заявлений о наличии законных возможностей для продолжения школьного преподавания (вне рамок «эксперимента», определенного Распоряжением Правительства РФ от 29.10.2009 1578-р) «Основ православной культуры», ранее осуществлявшегося в рамках регионального и школьного компонентов образовательного стандарта. Аналитическая справка:

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/07/...

Когда таким образом оба враждебных войска находились лицом к лицу, друг против друга, филистимляне надумали решить дело обычным в древности поединком и с этою целью выставили из своей среды одного знаменитого бойца, именно Голиафа, из города Гефы, считавшегося городом древних исполинов енакимов ( Нав. 11:22 ). Голиаф предложил единоборством с ним решить дело войны. Воин этот представляла из себя грозного врага. По свидетельству библейского повествователя, он был ростом «шести локтей и пяди», то есть 4 аршин и 14 вершков, или иначе говоря – 11 футов 4 2 дюйма. Такой рост филистимского исполина действительно необычайный; но история знает не мало примеров весьма исполинских людей и помимо Голиафа. Так Плиний рассказывает, что в царствование римского императора Клавдия в Рим приехал араб, который был 9 футов и 9 дюймов ростом, а в царствование Августа в Риме был один человек еще выше его. В Берлине в 1857 году показывался исполин, который был еще выше и почти равнялся с Голиафом. В Англии пользуется также известностью исполин Джон Миддльтон, из Ланкашира, родившийся в 1578 году: он был ростом в 9 футов и 3 дюйма и отличался необычайною силою. Портрет его и теперь сохраняется в Оксфорде. Еще больше грозного величия Голиафу придавало его чудовищное вооружение. Он с ног до головы был закован в военные доспехи: на голове у него был медный шлем, а сам он одет был в чешуйчатую броню, так что вес брони его составлял пять тысяч сиклей меди 45 . На коленях у него были медные наколенники, и за плечами висел огромный медный щит. Самое древко копья его было огромных размеров, и копье его весило шестьсот сиклей железа. Все это вооружение было так тяжеловесно, что он должен был иметь при себе оруженосца. Такой страшный противник наводил ужас на израильтян. Выступив из среды филистимского войска, он стал всячески поносить израильтян и предлагал, чтобы кто-нибудь из них выступил на единоборство с ним. Подобно героям Гомера, он стал похваляться своим собственным мужеством и издеваться над малодушием и ничтожеством своих врагов: «зачем вышли вы воевать? громовым голосом закричал он израильтянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Перевод письма к о. Евгению Попову : Reverend Sir Надеюсь, что ревность моя по вере православной, столь близкой вашему сердцу, может послужить достаточным оправданием в том, что я, будучи простым мирянином и человеком совершенно вам незнакомым, беспокою вас целым рядом вопросов, здесь прилагаемых, и прошу вас к тому еще – сделать мне одолжение – ответить на них и ответы эти позволить огласить печатно. Edvard Jovard Член Английской, Church Union Оба вышеозначенных письма и вопросы были отправлены графом Д. А. Толстым к Преосвященному Филарету, который ответил ему следующим письмом с ответами на вопросы, предложенные англичанином. Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! При отношении Вашего Сиятельства от 29 марта сего года 1578) препровождены ко мне семь церковных вопросов мирянина Английской церкви, и требовано мое мнение. Дело идет к общению Английской церкви с православною, но идет неравным путем. Мирянин предлагает такие вопросы, на которые не может отвечать мирянин, а только священник или даже епископ. Если мирянин, спрашивая, скажет что-нибудь неприятное для своей Английской или для православной церкви, это падет ему одному на голову; Английская иерархия останется в мире и покое. Но если православный епископ, отвечая на вопросы, скажет что-нибудь неприятное для Английской церкви, то будет брошен камень претыкания на путь мира между церквами: потому что мнение епископа могут принять за общее мнение церкви. Легко Мирянину принять на себя ответственность за какие бы то ни было церковные вопросы: не так легко православному епископу принять на себя ответственность за вопросы, между которыми есть новые, и еще неразрешенные православною церковью. Это меня остановило. Было бы удобнее, чтобы о. протоиерей Евгений от себя составил проект ответов, и, если бы нашел нужным, прислал в Россию для совета. Ему же предлежало доставить нам сведение о упоминаемом в 6 вопросе первом молитвеннике Эдуарда VI. Но когда Преосвященный Нектарий сообщил мне напоминание Вашего Сиятельства и желание получить ответы, я понудил себя написать ответы, при сем прилагаемые. Дать сим ответам печатную гласность было бы теперь неблаговременно и не соответственно цели. Посему, если Ваше Сиятельство заблагорассудит сообщить сии ответы о. протоиерею Евгению: то предлагаю для сего следующие условия:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

The Old Icelandic Land Registers. Lund, 1967), большая часть остальных земель принадлежала 10-12 исл. семействам. Епископы в И. сохранили значительное влияние. В страну присылали в основном епископов-иностранцев (они занимали Скаульхольтскую кафедру в 1321-1343, 1348-1413, 1426-1465, Хоуларскую - в 1342-1520). Главными центрами церковного образования оставались Скаульхольт и Хоулар. Из жизнеописания Хоуларского еп. Лаврентия Кальвссона (1324-1331) известно, что первоначальное образование он получил вместе с др. детьми у приходского священника, после смерти к-рого его взял к себе епископ Хоулара, и он продолжил учебу в соборной школе (ÍF. 1998. T. 17. P 226-228). Исл. епископы и их окружение проявляли интерес к изучению канонического права, основательные познания в нем, по крайней мере со 2-й пол. XIII в., считались необходимыми в церковном управлении. Спекулятивное схоластическое богословие, судя как по отсутствию оригинальных сочинений этого жанра, так и по составу церковных б-к, напротив, в И. мало изучалось ( Lehmann P. Skandinaviens Anteil an der lateinischen Literatur und Wissenschaft des Mittelalters. Münch., 1937. Bd. 2. S. 15). Очень скудно была представлена аскетическая и мистическая литература (об антимистических тенденциях см.: Lange. 1958. S. 287; Astås R. Kirkelig/skolastisk terminologi i et morsmålsverk fra middelalderen. Oslo, 1989. S. 82-85). В И. не получило распространение ни одно из еретических движений средневековья, а полное безразличие исландцев к межконфессиональной полемике дало нек-рым исследователям повод усомниться в том, что им было известно о схизме между Римом и К-полем ( Якобссон С. Народы Аустрвега и исландская картина мира//ДГВЕ, 2006. М., 2010. С. 142-171). В XIV в. прозаическая литература И., как светская, так и религиозная, постепенно угасает, но поэзия продолжает развиваться. Ок. 1350 г. датируется посвященная Пресв. Деве Марии поэма «Лилия» (Lilja), одна из самых длинных (100 строф) и самая популярная среди исландцев ( Schottmann. 1973. P. 188-251). В поздних рукописях ее авторство приписывается некоему «брату Эйстейну». Возможно, имеется в виду тот же Эйстейн, о котором в исландских анналах сообщается, что он побил своего аббата в Тихквибайрской обители, за что епископ приказал заковать его шею в железо (Islandske Annaler indtil 1578. A. D. 1343/Ed. G. Storm. Christiania, 1888. N VII), но это не более чем догадка. Автор поэмы описывает историю мироздания от дней творения до Страшного Суда, сквозной линией проводя тему борьбы Добра и Зла. В структуре поэмы обыгрывается символика чисел, а стиль отражает знакомство с принципами классической риторики ( Foote. 1984. P. 249-270). В отличие от более ранних поэм «Лилия» написана простым языком без стилистических излишеств, ее популярность (говорили, что «каждый поэт хотел бы, чтобы это он сочинил «Лилию»») способствовала отходу последующих исландских поэтов от традиций скальдической поэзии и вливанию в общее русло европейской позднесредневековой поэзии.

http://pravenc.ru/text/674979.html

Оттам апостолът го изпращал в Македония, за да събере милостиня. След това пристигнали в Коринт, където апостолът прекарал три години, а Тимотей го придружавал в Македония и Гърция, също и по обратния път до Троада и Асия. По-късно свети апостол Тимотей бил с апостол Павел в Рим и заедно с него лежал в окови, но сетне бил освободен. Отново съпровождал свети апостол Павел в предприетото от него пътешествие, за да посети малоазийските и македонските църкви. Ап. Павел го ръкоположил за първи епископ на Ефеската църква. Докато се намирал далеч от своя духовен син, ап. Павел написал до него две послания с напътствия за пастирското му служение. Завършил своето 15-годишно епископско служение с мъченическа смърт според едни при Домициан (81–96), според други – при Нерв (96–98): тълпа от езичници, раздразнена от изобличителната проповед на свети Тимотей, на един езически празник го убила с камъни. Извън речника: Св. апостол Тимотей. Извън речника: Св. апостол Тимотей. Типик, Типикон (гр. tipos) – църковен устав, монашески правилник – богослужебна книга, която съдържа правила, регулиращи живота в манастира или храма. Типикът (Уставът) указва начина на провеждането и реда на отделните чинодействия и последования по време на празниците от годишния кръг. Виж богослужение. Титулуване и обръщение към духовните лица – виж етикет на обръщенията. Св. Тихон Задонски – един от най-великите и най-новите благодатни подвижници и пастири на Руската православна църква. Извън речника: Св. Тихон Задонски Тора (Учение или Предписание, Закон) – еврейското название на първата част на Библията – Петокнижието. Съдържа юдейския закон – петте първи книги на Библията Битие, Изход, Левит, Числа, Второзаконие, чието авторство традицията приписва на Мойсей. Тората е основата на библейския канон в юдаизма. Торинска плащаница – плащаница, която от 1578 г. се пази в гр. Торино (Италия), където е пренесена от Шамбери. Историята й е проследена документално до ХІХ в. Плащаницата представлява къс платно с размер 4,3 на 1,1 м. На нея се виждат неясни контури на фигурата на висок човек. През 1898 г. италианският фотограф Ф.С.Пиа й прави снимка, чийто негатив неочаквано се оказва позитивно изображение. Всеки детайл съответства на евангелския разказ за страданията на Христос: пробити ръце и крака, охлузени рамене, кървави буци по главата, продупчена гръд. Ликът, запечатан на плащаницата, напомня удивително лика на Христос в традиционната иконография. Комисии от учени не намират по тъканта никакви следи от боя и изобщо изкуствен произход на отпечатъка, макар че остава загадка по какъв начин се е появил. Според английския учен Ян Уилсън плащаницата е запазена от първите християни и отначало се е пазила в сирийския гр. Едес (наричана «образ неръкотворен»). След това е пренесена в Константинопол и през 1204 г. е открадната оттам от кръстоносеца Дьо Шарни. Много изследователи са уверени, че плащаницата е истинският погребален саван на Христос. (Прот. Ал. Мен). Извън речника: Торинската плащаница.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010