1508 Чертежи плотины Н(икиты) П(етровича), как сказал один инженер, составлены совершенно согласно с наукой, а 1509 постройка плотины, под наблюдением г-на Маркова, оказалась никуда негодной, и в первое половодье ее разнесло. Маркову, человеку очень плодовитому насчет детей, было неохота «торчать на ветру» с мужичьем, а приятнее возиться с «детишками». Плотина строилась не раз, фабрика работала обертки месяца по два в году, она шла в уплату за газетную бумагу. Рабочих во время бездействия фабрики Н(икита) П(етрович) не распускал. Финалом 1510 построек плотины было приглашение инженера Зиберта составить проект. 1511 При последней 1512 постройке плотины Н(икита) П(етрович) часто ездил на фабрику и проводил там даже иногда 1513 по нескольку дней. Плотина под его личным наблюдением была наконец построена прочно, и более не разваливалась, но фабрика опять-таки работала непостоянно, за неимением тряпки 1514 с большими антрактами, месяца по 4–5 и более. Рабочие получали жалованье и за антракты, но попадало ли жалованье, выходившее из кармана Н(икиты) П(етровича), им целиком? В 1882 г. фабрика окончательно стала. Нашелся некий Ненароков, 1515 пожелавший арендовать фабрику. Но недолго длилось это арендование. Ненароков прожил 1516 лето 82 года вместо дачи на фабрике, 1517 в ход ее не пускал и, видя свою 1518 ошибку в расчетах, «махнул рукой», а Маркова протурил с фабрики, узнавши, что сей делец 1519 купил или арендовал 1520 мельницу в Рязанской губ(ернии) «Finis coronat opus»: 1521 фабрика с аукциона была куплена присяжным повер(енным) Тростянским 1522 за 4000 р(ублей)! Вернемся назад. 1523 Н(икита) П(етрович) в 1875 году прожил на даче до ноября. Контракт на помещение в доме Игнатьева, 1524 кончился, дом Игнатьева купил Пашков. Н(икита) П(етрович) снял помещение для конторы и типографии в Ваганьковском пер(еулке) в доме Александровского подворья, а сам поселился в номере в доме Навродского 1525 на Знаменке. Из женского персонала в редакции осталась Сковронская и конторщица Варвара Васил(ьевна) Тимковская, но первую за это время нечего считать: С(ковронск)ая жила у себя на даче в Перове.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Апологетическая активность обновленцев вызывала недовольство властей. В феврале 1926 года Антирелигиозная комиссия постановила разрешать А.И. Введенскому читать лекции только на темы, связанные с борьбой церковных группировок. Апологетических выступлений допускать не следовало: Не допускать чтение лекций, носящих апологетический или мистический характер, о чем и поручить ОГПУ сделать соответствующее распоряжение по своей линии. 1518 В марте того же года по настоянию властей «за слишком открытую и резкую пропаганду идеализма» 1519 с поста ответственного редактора «Вестника Священного синода» был смещен Б.В. Титлинов, а его место занял С.М. Зарин. 1520 Препятствуя апологетическим выступлениям обновленцев, власти достаточно спокойно относились к антисектантской миссии, о чем свидетельствует решение Антирелигиозной комиссии: Не препятствовать попам ведению борьбы с сектантством, однако с тем, чтобы эта борьба велась в плоскости догматической и из этих границ не выходила. 1521 В протоколах АРК за разные годы имеется несколько подобных решений. 1522 И лишь на заседании АРК, которое состоялось в сентябре 1928 года, речь шла уже о запрещении организации диспутов с участием священнослужителей и проведении вместо них антирелигиозных лекций. 1523 13.3.2. Обновленческая миссия и большевистская власть В предыдущем разделе речь шла о том аспекте деятельности обновленцев, который служил делу христианского просвещения. Однако стремление во что бы то ни стало вписаться в современность далеко не всегда было уместным. Иногда это стремление приводило к курьезным результатам. Если верить автору заметки в «Красной газете», то среди тем бесед, которые в 1928 году проводились в одном из киевских храмов, были такие как «Авиация духа, индустриализация религии, электрификация нравственности, украинизация церкви, химизация быта». 1524 А в обновленческой Покровской церкви Сталинграда рядом с распятием в 1931 году висел портрет Сталина и лозунг: «Обновленчество есть форма коллективизации духа на началах религии». 1525

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Tüb. 1514 1587 . После сего основное издание Нового Завета явилось в двояком виде, – Комплютенское и издание Еразма. Комплютенское издание Нового Завета находится так называемой Комплютенской Полиглотте, в которой заключается еврейский, халдейский и греческий подлинный текст и латинский (пр. В. 3. и халдейский) перевод (Biblia Complutensia) 1588 и которая была издана в начале 16 века в шести частях fol. по мысли и плану и под руководством испанского министра, архиепископа толедского, кардинала Franz Ximenez do Cisneros 1589 в Комплюте в Испании (ныне Alcala de Henares). Новый Завет, с которого начали издание 1590 (пятая часть издания), судя по подписи под Апокалипсисом 1591 , был окончен в январе 1514 г. Рукописи Нового Завета были присланы издателям папою Львом X, но только они от 6-го до 8-го веков, а не Cod. Vaticanus; кроме того они пользовались также Cod. Rhodiensis, собственностью Ximenez " a. – Все было готово 10 июля 1517 г. Между тем труд не мог быть издан ранее папского позволения, а оно последовало не ранее 21 Марта 1520 г., уже после того, как Ксименез умер 8 ноября 1517 (на 82-м году жизни). Вне Испании экземпляры сделались известны в первый раз в 1522 году. – Ветштейн 1592 и Землер 1593 сделали комплютенскому изданию Нового Завета упрек в том, будто бы оно изменило греческий текст по Вульгате. Но упрек в этом общем виде несправедлив 1594 . Издатели только давали преимущество в своих рукописях тем чтениям, которые согласны с Вульгатою и много-много что заимствовали из Вульгаты разве только место 1 Иоанн. 5, 7. 8. Так как напечатано было только 600 экземпляров этого Комплютенского издания Библии, и к тому же еще из них не незначительная часть утратилась: то Комплютенская Библия теперь большая редкость 1595 . Другое главное издание Нового Завета – издание Еразма Роттердамского, отпечатанное у деятельного Iohann Frobenius в Базеле. Оно явилось с самостоятельным латинским переводом и с вариантами в 1519 г. in fol., и след. есть edilio princeps по времени появления, хотя по более раннему приведению к окончанию таковым было издание Комплютенское.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

В отношении цитирования Свв. Отцов можно наблюдать еще и такие различия между Юстинианом и Леонтием: первый цитирует таких авторов, на которых совсем не ссылается Леонтий, или приводит такие места из известных Леонтию авторов, которых у последнего нет 1519 . О чем же говорят эти наблюдения? Несомненно, о том, что император близок к нашему автору лишь с принципиальной стороны, с практической же не совпадает с ним. Так, Юстиниан придерживается одинакового принципа с нашим Леонтием – согласовать свое учение со свидетельствами Свв. Отцов. «Так учат Свв. Отцы» 1520 , «последуя Свв. Отцам» 1521 , – это часто повторяется Юстинианом как самый сильный аргумент при защите им своих положений. Но на практике этот принцип применялся обоими авторами совершенно независимо друг от друга. Леонтий, как это видно из его сочинений, имел в своем распоряжении немало и подлинных цельных сочинений Святых Отцов, и обширные сборники отдельных извлечений из них. И Юстиниан в своей богатой царской библиотеке имел, конечно, все то, что было у нашего Леонтия, и не нуждался в заимствованиях у этого последнего. Кроме того, император всегда мог располагать и специалистами по патриотической литературе, из которой они могли делать для высокого автора соответствующие выборки и выписки. Однако не следует думать, что святоотеческие свидетельства составляют, по Юстиниану, единственное средство для убеждения в истине. «Это сказали Священные Книги и Святые Отцы» 1522 -вот критерий истины для императора. Таким образом, перед Святыми Отцами он ставит Священное Писание. Пользуется же им он меньше и реже, чем Свв. Отцами. Какой-либо существенной разницы между Юстинианом и Леонтием в этом использовании библейского материала усмотреть нельзя. Здесь видно больше сходных черт, а не различий, ибо вообще оба автора – очень посредственные библеисты и ткие же неоригинальные и несамостоятельные экзегеты. Они не вдаются глубоко в толкования текста, ограничиваясь в большинстве случаев его перефразированием или ссылкой на авторитет. Но особенно резко и выгодно отличается наш Леонтий от Юстиниана рационально-философской аргументацией. Если Леонтий обладает богатой ученой эрудицией, привлекает на службу богословия и логику, и философию, смело и свободно оперирует рациональными аргументами, то Юстиниан вообще робко и редко выступает с собственными рассуждениями, и если выступает, то не обнаруживает глубокого проникновения в трактуемый предмет, а ограничивается повторением стереотипных фраз и заезженных доказательств, всего же охотнее и скорее прячется за чужие слова, как за каменную стену 1523 . Во всем этом обнаруживается, несомненно, большая разница между Юстинианом и Леонтием, который превосходит его во всех отношениях своей учено-богословской солидностью и вообще литературными талантами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Действительный, естественный сон – явление нормальное лишь в том случае, когда он вызывается истощением организма, потребностью пополнения его сил 1518 . В этом случае сон есть столь же благодетельное для жизни состояние, как и бодрствование. Такой сон есть столь существенная необходимость природы жизни человека, что отсутствие его сопровождается болезненными состояниями, включительно до смерти. Гипнотический сон такого естественного характера не имеет. Это – искусственно вызванное состояние, находящееся вне связи с органическими потребностями, вне воли самого субъекта 1519 . Это – первое. Во–вторых, в гипнотическом сне наблюдается задержка функции центральных элементов, вследствие того, что функционируют исключительно определенные известные группы элементов 1520 . Нервные раздражения, на которых сосредоточено внушение, получают повышенную возбудимость при пониженной общей чувствительности ко всем впечатлениям, не принадлежащим к группе представлений, вызванных внушением 1521 . Этим обстоятельством объясняется тот факт, что для вызова гипнотического состояния весьма помогает употребление наркотических средств 1522 , как объясняется им и тот факт, что истеричные субъекты всего легче поддаются внушению 1523 . Повышенная возбудимость односторонних функционирующих центральных элементов, доводящая интенсивность ощущений этих воспроизведенных представлений до такой степени, какая соответствует чувственным восприятиям 1524 , не позволяет сомневаться в том, что это состояние носит на себе не только искусственный, но и прямо патологический характер. Болезненный характер гипнотических состояний выражается в характерном и несомненном признаке этих состояний, – в помрачении сознания. Мы уже видели, как представители психологической школы красноречиво защищали эту мысль. Бернгейм выразительно отметил то значение, какое имеет сознание для переживаний, создавшихся вследствие отвлечения внимания (внушением). Душа, потерявшая вследствие внушения сознание, становится игрушкой господствующих в ней идей. Она окружена целым миром новых, навеянных ей, представлений. Она подчинена хаосу мечтаний, созданных внушением. Она – в полной власти вымышленных, осаждающих ее концепций.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

89 Траян Плинию. Принимаю пожелания твои, дорогой мой Секунд, провести мне много счастливых дней рождения в процветающем государстве нашем 1510 . 90 Плиний императору Траяну. У синопцев 1511 , владыка, не хватает воды; кажется, можно провести ее, в изобилии и хорошую, от шестнадцатого милевого столба. У самого источника, правда, больше чем на милю место подозрительно топкое; я велел пока что, с небольшой затратой, исследовать, может ли оно выдержать постройку 1512 . (2) Денег, собранных моей заботой 1513 , хватит, если ты, владыка, соблаговолишь разрешить колонии, страдающей от недостатка воды, эту постройку, которая будет много содействовать и здоровью и украшению города. 91 Траян Плинию. Исследуй тщательно, дорогой Секунд, как ты и начал, может ли это подозрительное для тебя место выдержать постройку водопровода. Думаю, что воду в город синопцев обязательно надо провести, если только это им по силам 1514 , так как это будет весьма содействовать их здоровью и удовольствию. 92 Плиний императору Траяну. Город Амис 1515 , свободный и союзный 1516 , по милости твоей 1517 управляется собственными законами 1518 . Поданное мне здесь прошение относительно ερνος 1519 [товарищества.] присоединяю к этому письму: посмотри, владыка, что здесь и в какой мере следует разрешить или запретить. 93 Траян Плинию. Если амисцам, прошение которых ты присоединил к своему письму, разрешено по их законам, которыми они пользуются по договору, иметь кассу взаимопомощи, то мы можем им в этом не препятствовать, особенно, если они станут употреблять подобные сборы не на смуты и недозволенные союзы, а на поддержку бедняков. В остальных городах, подчиненных нашему праву, такие учреждения следует запрещать 1520 . 94 Плиний императору Траяну. Светония Транквилла 1521 , честнейшего, достойнейшего и образованнейшего человека, нравы и занятия которого я давно уже взял за образец, я тем больше люблю, чем теснее теперь с ним общаюсь. (2) Право троих детей 1522 для него необходимо по двум причинам: он поднимается во мнении своих друзей и, будучи несчастлив в браке, получит от твоей доброты через меня то, в чем отказала ему завистливая судьба. (3) Я знаю, владыка, какой милости я прошу, но я прошу у тебя, чью снисходительность ко всем моим желаниям я испытал. Ты можешь понять, как я этого хочу; если бы не хотел, я не стал бы просить заочно.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

И поскольку вечность Бога ни в чем не отступает от самой себя, по достоинству Он указал на то самое, что существует, для свидетельства о Своей неразрушимой вечности (incorruptae suae aeternitatis)» 1506 . Из этого понятия Бога как Самобытия Иларий выводит все остальные атрибуты Его природы, такие как: неизменность, вечность, бесконечность, нетленность, простота, неделимость, вездесущие и т. д. 1507 В самом деле, Бог есть существо абсолютно единое и не имеющее различий (unum et indifferens) 1508 , совершено простое (ex simplicitate perfectus) 1509 , несоставное и не имеющее частей 1510 . Так как Бог прост и не состоит из частей, Он присутствует повсюду целиком (totus) 1511 . Точно так же Бог присутствует во всяком времени всей Своей вечностью 1512 , которая обусловливает Его неизменность: «Бог неизменяем, и вечность не подвергается ни ухудшению, ни исправлению, ни развитию, ни ущербу» 1513 . Бог есть совершенная Полнота, которой ничего не недостает (perfecta plenitudo) 1514 . Он также есть бесконечная Сила (virtus) и Могущество (potestas) 1515 . Последнее определение, известное нам уже от Тертуллиана , наряду с понятием Самобытия, представляется Иларию наиболее характерным именем Бога 1516 , в связи с чем он часто говорит о Боге как о «вечном Могуществе живой Природы» (aeterna naturae viventis potestas) 1517 , «живой мощи безграничной Силы» (immensae virtutis vivens potestas) 1518 , о «безмерности Божественной Силы» 1519 , «нерожденном могуществе бесконечной Силы» 1520 , «бесконечности вечной и неизменной Силы» 1521 и т.п. В отличие от Тертуллиана , Иларий отрицает в Боге не только внешнюю материальную сложность 1522 , но и внутреннюю метафизическую сложность и считает, что в абсолютной простоте Божией нет различия между сущностью и свойствами, субстанцией и акциденциями, содержащим и содержимым: «Посредством того, чем обладает Отец (per id quod habet Pater), в обладании указан Он Сам (ipsum illum significavit in habendo), так как Бог не есть нечто сложное, наподобие человека, чтобы в Нем одним было то, что у Него имеется, а другим – Сам Тот, Кто имеет. Наоборот, все, что Он есть, есть жизнь, т. е. природа совершенная, абсолютная и бесконечная, которая не состоит из неравных частей, но сама живет через целое» 1523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010