В 1516-1517 гг. султанат мамлюков был завоеван Османской империей . В янв. 1517 г. последний мамлюкский султан Туманбай предпринял попытку остановить продвижение османской армии к северу от К. в предместье Эр-Райдания. Мамлюки потерпели поражение, в т. ч. ввиду подавляющего превосходства османов в артиллерии. Султан оставил К., однако через несколько дней попытался вновь отбить его; в уличных боях, по свидетельствам источников, погибло до 50 тыс. чел. Спустя несколько месяцев Туманбай был пленен османами и повешен на воротах Баб-Зувайла ( Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран, 1516-1574. М., 2001. С. 43-46). При Османах К. расширялся на запад от средневек. стен, в направлении квартала Булак, ставшего главным портом на Ниле. На зап. берегу реки появились кварталы Гиза и Имбаба. Османское влияние на архитектуру К. было незначительно. Плотная застройка города и ограниченные финансовые возможности османских пашей, пересылавших налоговые поступления в К-поль (Стамбул), не позволяли развернуть строительство. Типичным мемориальным сооружением османской эпохи был сабиль (шадирван) - источник с фонтаном и бассейном, возведение к-рого не требовало больших затрат. В К. наиболее известен сабиль Абд ар-Рахмана Катхуды (1744). Мечети XVI-XVII вв. сохраняли прежние традиции декора и каменной кладки эпохи мамлюков, сочетавшиеся со стамбульскими принципами планировки здания. В XVII-XVIII вв. османский контроль над Египтом ослабел; местная элита в лице мамлюкской верхушки получила средства для строительства. Главным архитектурным памятником этой эпохи стала мечеть мамлюкского эмира Мухаммад-бея Абу-з-Захаба (1774), копировавшая облик османской мечети Синан-паши в Булаке (1571). Возвышение в XVII-XVIII вв. егип. региональных элит - мамлюкских беев и глав янычарских корпусов - вызвало ожесточенную борьбу военных группировок за лидерство, часто перераставшую в настоящие сражения на улицах К. В 1798 г. Египет был завоеван Наполеоном Бонапартом и удерживался французами до 1801 г. Французы заняли К. без боя, разбив мамлюкскую армию в «битве у пирамид», но в городе дважды вспыхивали восстания против оккупационного режима (в окт. 1798 и марте-апр. 1800), подавленные с применением тяжелой артиллерии. Франц. ученые, сопровождавшие армию Бонапарта, составили первые научные описания топографии и архитектуры К.; население города, по их подсчетам, составляло 245 тыс. чел.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

III продолжал это дело своих предков, но уж не так, как вели его они. Теперь это собирание перестало быть делом захвата или частного хозяйственного соглашения московского князя с соседними князьями. Теперь сами местные общества по различным побуждениям начали открыто тяготеть к Москве. Так в Новгороде Великом на сторону Москвы стало простонародье по вражде к местной аристократии; напротив, в княжествах северной Руси к Москве тяготел высший служилый класс, соблазняясь выгодами московской службы; наконец, в русских княжествах черниговской линии, зависевших от Литвы, князья и общества присоединялись к Москве в борьбе с католической пропагандой, которая началась в западной Руси с XIV в. при содействии польско-литовского правительства. Благодаря этому тяготению местных обществ собирание Русской земли Москвой сделалось национально-религиозным движением и получило ускоренный ход. Достаточно краткого перечня территориальных приобретений, сделанных III и его сыном Василием, чтобы видеть это. В 1463 г. все князья ярославские, великий с удельными, били III челом о принятии их на московскую службу и отказались от своей самостоятельности. В 1470-х годах покорен был Новгород Великий с его обширной областью в северной Руси. В 1474 г. князья ростовские продали Москве остававшуюся за ними половину Ростовского княжества; другая половина еще раньше была куплена Москвой. Эта сделка сопровождалась вступлением ростовских князей в число московскнх бояр. В 1485 г. была завоевана Тверь, в 1489 г. Вятка; в 1490-х гг. князья вяземские и целый ряд мелких князей черниговской линии, Одоевские, Новосильские, Воротынские, Белевские и Мезецкие также поступили на московскую службу, признав себя подчиненными союзниками московского государя. В княжение преемника присоединены были к Москве в 1510 г. Псков с его областью, в 1514 г. Смоленская область, захваченная Литвой в начале XV в., в 1517 г. княжество Рязанское, в 1517–1523 гг. княжества Стародубское и Новгород-Северское. Не будем перечислять территориальных приобретений, сделанных Москвою в царствование IV за пределами тогдашней Великороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

восстанавливаются исследователями на основании содержания трактатов и памфлетов XVI в. Юность и образование К. происходил из семьи зажиточного крестьянина; он родился на хуторе Бушерхоф, в адм. отношении подчиненном близлежащему г. Леннеп (ныне в составе земли Сев. Рейн-Вестфалия, Германия). Леннеп был владением герцогов Бергских, однако город обладал мн. привилегиями и свободами, позволявшими городскому совету проводить во мн. сферах деятельности независимую политику. Начальное образование К. получил в городской школе Леннепа; его наставлением в христ. вере занималась мать. У К. было 3 брата и неск. сестер; впосл. они стали его религ. последователями и сделали Бушерхоф локальным центром протестант. проповеднической деятельности ( Klugkist Hesse. 1929. S. 27-31). Ок. 1511 г. К. приехал в Мюнстер; точно неизвестно, в какой именно из 3 городских школ он учился, однако, вероятнее всего, это была соборная школа (Domschule), преподавание в к-рой в кон. XV в. было реформировано ее руководителем Рудольфом фон Лангеном (1438-1519) в соответствии с гуманистическими принципами. Возможно, именно в кругу мюнстерских гуманистов у К. стала складываться убежденность в необходимости реформирования церковной жизни и возвращения к евангельскому христианству (Ibid. S. 31-37). В авг. 1514 г. имя К. было внесено в матрикул Кёльнского ун-та (Die Matrikel der Universität Köln/Hrsg. H. Keussen. Bonn, 1919. Bd. 2. S. 732. N 19; ср.: Krafft. 1872. P. 7); он стал студентом бурсы (коллегии) Лауренциана, где обучение происходило преимущественно по сочинениям Альберта Великого ( 1280). Преподаватели Кёльнского ун-та в этот период были известны своим консерватизмом и верностью католич. традиции; в число учителей К. входили теологи Арнольд фон Тонгерн (ок. 1470-1540) и Иоганн фон Венрадт ( 1530), впосл. оказавшиеся следователями в его инквизиционном процессе ( Klugkist Hesse. 1929. S. 37-46; ср.: Krafft. 1872. S. 7-9). В 1517 г. К. успешно завершил курс гуманитарного и философского образования, получив степень магистра искусств (см. ст. Artes liberales ). По неизвестным причинам он не стал продолжать обучение на фак-те теологии или принимать церковный сан; когда впосл. церковные инквизиторы называли его клириком, он всякий раз подчеркивал, что является мирянином ( Klugkist Hesse. 1929. S. 54-55). В 1517-1520 гг. К. давал частные уроки в знатных германских семействах; к.-л. подробностей о его деятельности и месте проживания в эти годы неизвестно. Проповедническая деятельность (1520-1528)

http://pravenc.ru/text/1841261.html

Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины ( 2Тим.2.25 ). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь» (Определение Святейшего синода от 20–23.02.1901 г. 557)». 4.6.2. Протестантизм и неопротестантизм Протестантами в религиоведении называются христиане, которые в XVI веке в период Реформации отделились от католицизма. Именно они, и только они, имеют объективные основания называться протестантами. Возникшие после Реформации направления христианской ориентации правильнее называть неопротестантами , христианскими деноминациями, христианскими сектами, движениями христианской ориентации и т.п. К нашим временам протестанты, их последователи и подражатели – неопротестанты разделились на сотни направлений, движений, объединений и сект, большинство из которых сохраняет некоторые общие для протестантизма особенности. Этот процесс дробления продолжается, что вызвано как внутренними свойствами протестантизма, так и внешним негативным воздействием на христианство. Главной спецификой протестантов и их последователей является отказ от Священного Предания, выбор единственным источником своей веры только канонических книг Библии, а также упор на их самовольное толкование. Реформацией называются события XVI и первой половины XVII века, которые привели к изменению веры, духовности и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе. Глубинные причины Реформации связаны, в частности, с некоторыми особенностями католицизма. Внешним толчком к началу Реформации стало выступление Лютера против индульгенций в 1517 г. Индульгенция – придуманный католиками документ, удостоверяющий, что приобретающий его получает прощение грехов. Продажа индульгенций благословлялась папами на том основании, что последние обладают властью распределять по своему усмотрению сверхдолжные заслуги святых. Согласно вере католиков, святые так умилостивили Бога, что их заслуги перед Ним превысили необходимые для их спасения. Эти «лишние», сверхдолжные заслуги и продавали папы через индульгенции.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отцы Собора 381 г. употребили в связи с этим выражение εν τοις βαρβαρικοις εθνεσι; в халкидонском проекте постановления просто εν τοις βαρβαρικοις 1512 . Эта незначительная разница в формулировке, быть может, связана с определенным намерением, как полагает митрополит Сардский Максим (Христопулос) 1513 , или, может быть, эти формулировки совершенно идентичны по смыслу, как считали Зонара и Властарь? 1514 Во всяком случае, речь может идти только об оттенке значения. В то время термином το βαρβαρικν (barbaricum) обозначались все территории, которые de facto не были непосредственно вовлечены в административную, а следовательно, и в культурную сферу «Романии» 1515 . Это довольно приблизительное наименование относилось к самым различным политическим ситуациям, различным культурным уровням. Так, например, прибегая к метонимической формулировке, отцы Трулльского Собора используют выражение εν ταις βαρβαρικος κκλησαις именно в таком смысле 1516 . В этом случае речь идет о Церквах на Западе, находящихся вне пределов византийского влияния и где, следовательно, практически невозможно настаивать на выполнении существующего законодательства 1517 . Что же касается выражения εν τοις «Пидалиона», в нем мы читаем: ... οι επσκοποι oi εις τους βαρβαρικος τπους ευρισκμενοι τους γειτονεοντας εις τας ρηθεσας ατας διοικσεις 1518 . Говоря о существовавшем в его время положении, Зонара упоминает об аланах, живших поблизости от Понтийского диоцеза, и русских, живших по соседству с диоцезом Фракии 1519 . Это уточнение воспроизводит Вальсамон, а затем и Властарь 1520 ; оно внесено также и в толкование «Пидалиона» 1521 . Леклерк полагает, что это постановление дает Константинопольской кафедре право поставлять епископов «в диоцезы, созданные у варваров» 1522 . Это толкование является совершенно надуманным, поскольку оно противоречит самому содержанию резолюции. Однако на постановление относительно епископов τοις βαρβαρικος часто ссылаются в наше время сторонники осуществления вселенским патриархом юрисдикции над так называемой «диаспорой» – всеми Православными Церквами, находящимися за географическими пределами автокефалий 1523 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы намерены отстаивать свои права уже в судах» Иерей Глеб Грозовский опубликовал неопровержимые доказательства своей невиновности 03.09.2014 1517 Время на чтение 5 минут Ранее о намерении отца Глеба разместить в соцсети документы рассказала РИА Новости сестра священника Любовь Грозовская. По ее словам, сейчас защита готовится к суду, который может начаться уже в сентябре. Суд будет проходить без обвиняемого отца Глеба. Как только станет известна дата судебного заседания, защита намерена провести пресс-конференцию. В начале своего обращения отец Глеб благодарит всех за молитвы и поддержку. «Моё пребывание на Святой земле затягивается, - пишет он. - Следователь отказал мне в действиях, которые могли бы прояснить обстоятельства дела, продлив производство до 12 месяцев. Он отказался восстанавливать мои нарушенные им же права и, очевидно, решил вовсе не замечать мнений специалистов о недостатках исследований, которые он провел при полном исключении стороны защиты». «Я полагал, - продолжил отец Глеб, - что за год следствие сможет разобраться с возникшей нелепой ситуацией, но теперь мы намерены отстаивать свои права уже в судах. Следователь Гаврилов А.Г. своими действиями закрыл мне доступ к правосудию и, очевидно, не намерен слушать ни специалистов, ни адвоката, ни судебных экспертов. Он по прежнему играет двумя разными периодами времени по о. Коневец, не решаясь назвать третий, иначе уже всем станет очевидно, что эпизоды он фабрикует. Если бы он был на моём месте, то, как бы он защищался при формулировке обвинения: " в неопределенное время " ... " ...летом …такого-то года... " ». «По эпизоду на о. Кос судебные гинекологи, которым следователь назначил экспертизу, на основании первичной и последующих экспертиз исключили совершение конкретных действий, на которых строится всё его ложное обвинение, - подчеркнул пастырь. - Следователь повторял эти экспертизы четыре раза, получая каждый раз один и тот же ответ, не желая верить судебному гинекологу с 30 летним экспертным стажем даже после его допроса. В то же время психологу с " общим " стажем работы 1 год, который " делал " наиболее сложную часть психолого-психиатрической экспертизы " потерпевшей " с о. Коневец, он полностью доверился. Осталось только выяснить, кто же писал " показания " за " потерпевшую " , а также кто подсказал и внушил девочке то, что не то, чтобы ребенку, взрослому вместить сложно:

http://ruskline.ru/news_rl/2014/09/03/my...

179 ...и Святая святых горы... – Афон, расположенный в Македонии на восточной мысе Халкидикского полуострова в Эгейском море (совр. Агион-Орос); находился под властью Турции с 1430-го до начала 10-х гг. XX в. Многочисленные монастыри Афона были крупными культурными и религиозными центрами православного мира. 180 ...и греки... – Т. е. Византия и ее владения. В 1453 г. Мехмет II захватил Константинополь, в 1460 – Афины и следом всю Грецию и почти все острова Греческого архипелага (кроме Родоса. Кипра и Крита, завоеванных позже). 181 ...и волохи... – Валашское господарство, сложившееся в XIV в. на низменности у Южных Карпат в дуге Дуная, вскоре оказавшееся зависимый от Венгрии, а затем турок. В 1462 г. Валахия захвачена Мехметом II и обращена в платившее ежегодную дань вассальное княжество. 182 ...и еросалимляне... – Иерусалим занят султаном Селимом I в 1517 г. и четыре столетия находился под властью Турции. 183 ...и витязи... – Духовно-рыцарский орден иоаннитов (прежде – госпитальеров, религиозно-благотворительного братства госпиталя св. Иоана Милостивого), основанный в 1100 г., после Первого крестового похода (1096 г.), на территории созданного крестоносцами Иерусалимского королевства. С падением последних христианских крепостей в Сирии (1291 г.) орден перекочевал на Кипр, а в 1310 г. – на завоеванный иоаннитами Родос, где продержался против натиска турокдо 1522 г. В 1530 г. переселился на Мальту. 184 ...и римцы... – Венецианцы, выплачивавшие в XVI в. ежегодную дань султану, дабы сохранить острова Крит и Кипр и ряд владений в восточном Средиземноморье. 185 ...и кафимцы... – Кафа (Феодосия), в конце XIV в. – крепость в Крыму, опора генуэзских владений и торговых контор в Азове, Сухуми, Тамани и на Кубани, а также в Синопе и Трапезунде. В 1475 г. флот Мехмета II осадил Кафу, и греко-армянское большинство населения принудило генуэзцев сдать крепость. 186 ...и тургане (а преже было Вавилон и Асирия)... – В других списках – «увране», как названы племена Месопотамии, северные районы которой в 1516 г. завоевал Селим Грозный, а земли по среднему и нижнему течению Евфрата и Тигра, вплоть до Ура, – в 1534 г. Сулейман Великолепный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1984. Vol. 158. P. 81-82; Mauskopf Deliyannis D. Ravenna in Late Antiquity. Camb.; N. Y., 2010. P. 167-168). Поминовение К. входило в санкторальный цикл литургического года рим. традиции, который оказал влияние на богослужение англосакс. Британии (с VII в.) и франк. гос-ва (с VIII в.). Празднование памяти К. получило широкое распространение на лат. Западе. Поминовение святого указано в календаре св. Виллиброрда († 739). На поле рукописи сохранилась запись, вероятно, сделанная самим Виллибрордом, о его рукоположении папой Римским Сергием I (695); тогда же понтифик дал ему имя Климент (The Calendar of St. Willibrord from ms. Paris. lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 13, 42-43; см.: Beda. Hist. eccl. X 11). Память К. значится также в латинском метрическом календаре из Йорка (кон. VIII в.) и в древнеангл. метрическом календаре (сохр. фрагмент в ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Tiberius. B.i; см.: Lapidge. 1991. P. 249). В ранней галльской традиции богослужебное почитание К., по-видимому, не получило распространения. Проприй мессы в день памяти святого содержится лишь в Готском Миссале (ок. 700), санкторал которого сформирован под рим. влиянием. В состав проприя мессы входят 6 молитв, частично заимствованных из рим. книг; в нек-рых молитвах использовано Мученичество К. (Missale Gothicum/Ed. E. Rose. Turnhout, 2005. P. 279-282, 397-399. (CCSL; 159D)). Поминовение К. указано в т. н. франко-геласианских сакраментариях VIII в.; их санкторал продолжает рим. традицию, молитвы мессы в день памяти К. также в основном заимствованы из рим. источников (напр.: Liber Sacramentorum Gellonensis: Textus/Ed. A. Dumas. Turnhout, 1981. P. 212-213. (CCSL; 159)). С кон. VIII в. в государстве франков самой авторитетной богослужебной книгой считался рим. Сакраментарий Григория (версия «Hadrianum»). Среди дополнений к этому сакраментарию, составленных в нач. IX в. скорее всего Бенедиктом Анианским , есть префация мессы в день памяти К. ( Deshusses J. Le Sacramentaire grégorien. 1979. T. 1. P. 559). Поминовение К. указывалось в «исторических» мартирологах и церковных календарях начиная с эпохи Каролингов (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1517-1519. (MGH. Libri Memoriales; 2)).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

В целом, по словам первого историка Тридентского собора монаха-сервита Паоло Сарпи (1552–1623), «Лев был бы идеальным папой, если бы к его положительным качествам прибавились хотя бы умеренное знание религии и склонность к благочестию, о котором он практически не заботился». Когда папа в 1517 г. закрыл V Латеранский собор без принятия каких-либо решений, кардиналы составили заговор с целью его убийства. Когда попытка отравить папу окончилась неудачей, утонченный гуманист Лев Х приказал повесить его главу Альфонсо Петруччи, а его сообщников, включая племянника папы Сикста IV Рафаэля Риарио кардинала делла Ровере, – лишить сана, конфисковать их доходы и обязать к уплате больших денежных штрафов. Во избежание нового заговора Лев Х назначил 39 новых кардиналов из числа своих приверженцев. Правление Льва X – это новое время безграничного непотизма. Его целью было передать Италию в руки дома Медичи. Для своего брата Джулиано Медичи он хотел приобрести неаполитанский трон, что означало столкновение с интересами французов, которые по-прежнему претендовали на Неаполь. Своего же племянника Лоренцо Лев Х хотел одарить Северо-Итальянским королевством, которое объединило бы Милан, Тоскану, Урбино и Феррару. В эту империю должно было войти затем и Папское государство. Для достижения этих целей папа намеревался использовать противоречия среди великих держав. Вначале он продолжил антифранцузскую политику своего предшественника, но неудачно: потерпев поражение под Равенной, он вынужден был отказаться в пользу французов от Пармы и Пьяченцы, а заключенный при этом конкордат отменял Прагматическую санкцию в части упомянутых в ней «галликанских свобод» и обеспечивал королю право выдвижения кандидатов в епископы (их посвящение оставалось за церковью). Однако вместе с усилением французского господства в Италии поднялась одновременно и мировая держава Габсбургов, которая вскоре стала представлять для папской самостоятельности более реальную опасность, чем французы. Папа оказался в сложном положении: если, опираясь на Габсбургов, удалось бы изгнать французов, то Италия и с севера, и с юга была бы окружена Габсбургами. Если же победит Франциск I и захватит Неаполь, то Италия окажется под французским господством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Фиатира – жертва сокрушения, время гонений на святых со стороны папства; годы 538–1517. Сардис – обновленная; – откровение сардикийской церкви означает период обновления церкви, период возникновения протестантских общин и адвентистского движения 6 Годы – 1517–1798. Филадельфия – братолюбие, – период библейских союзов, братств, время изучения пророчеств... Годы – 1798–1844. Лаодикия – народ суда, или живущий во время суда – время 3-х ангельских вестей, с 1844 г. время суда исследования. 7 печатей – по толкованию адвентистами Откров. 5 гл. 1 ст. и дал. – означают: 1 печать. Конь белый, это – чистота жизни апостольскаго века, всадник – ревность проповеди Апостолов. 31–100 г.г. по P. X. 2 печать. Конь рыжий ( Откр.6:4 ), это – период омирщения, войн в истории церкви. 100–313 г.г. 3 печать. Конь вороной означает период порчи христианства, появление заблуждений (целибат, почитание икон, воскресного дня). 313–538. 4 печать. Конь бледный (бледность символ смерти) означает время мучений святых. 538–1517. 5 печать. Откр.6:9–11 : несуществующие 7 души убиенных здесь изображены, как существующие (ср. Рим.4:17 ). Реформация обелила их т. е. как бы оправдала... 1517–1755. 6 печать началась с Лиссабонского землетрясения и время ее ныне продолжается. 7 печать – пришествие Христа ( Откр.8:1 ). Трубы, о коих говорится в Откровении, адвентисты считают указанием войн и распределяют так: 1-я труба – ( Откр.8:7 ) означает нашествие готов под начальством Алариха, погибла 1/ 3 часть дерев т. е. населения Римской империи; град и огонь, это разрушительные набеги готов. 319–412 годы. 2-я труба ( Откр.8:8–9 ) – завоевание Северной Африки и Италии вандалами под начальством Гензериха; он уничтожил огнем Римский флот. 429–468 г.г. 3-я труба ( Откр.8:10–11 ) – нашествие гуннов и Атиллы; он опустошил при-рейнскую область. 4-я труба ( Откр.8:12 ). В 476 г. Одоакр низложил императора западно-римской империи (т. о. поражена была. 1/ 3 часть солнца); в 641 г. император Юстиниан упразднил консулов в западной трети империи; в 552 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassmotr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010