На территории Б. а. находятся памятники архитектуры: в жудеце Илфов - в мон-ре Снагов (основан в XIV в., Успенский собор 1517-1521, росписи 1563), ц. мон-ря Кэлдэрушани (1638, иконостас 1855 работы Н. Григореску, росписи 30-х гг. XX в.), церковь в г. Буфтя (1669), в мон-рях Черника (основан в 1608, церкви во имя свт. Николая, 1815, и св. Георгия, 1831-1843, построенная св. Каллиником, к-рый тогда был архимандритом) и Пасэря (деревянная церковь нач. XIX в.); в мон-ре Самуркэшешти в с. Чорогырла (1830); в жудеце Прахова - в монастырях Синая (малая церковь построена Михаем Кантакузино в 1695, музей религии с 1895), Кея (церковь, 1835, на месте деревянной (1770), росписи мастера Наума из школы Бузэу), Гигиу (1814, перестроена в 1866, росписи Таттареску), собор св. Иоанна в Плоешти (1841, нартекс и колокольня в 1923, архит. Т. Соколеску); в жудеце Джурджу - в мон-рях Комана (основан в 1462 Владом Цепешем, перестроен в 1609 Раду Шербаном Водэ, реконструирован Константином Кантакузино в 1699 - их надгробия сохранились в княжеском некрополе), Бабеле (1492-1493, перестроена в 1799), ц. свт. Николая в Джурджу (построена на пожертвование имп. Николая I в 1830) и др. Лит.: Орлов Н. А. Крепость Букарест. Спб., 1897; Ionesco Gr. Bucarest: La ville et ses monuments. Bucarest, 1956; Cercetari arheologice în Bucureti. Bucarest, 1962; Miclesco P. E. Les monuments de la colline de la Patriarchie. Bucarest, 1967; Moisesco Cr. L " église Curtea Veche. Bucarest, 1967; Theodorescu R. L " église Stavropoleos. Bucarest, 1967; Popa C. Le monastère de Plumbuita. Bucarest, 1968; Dimitrescu Fl. L " église Mihai-Voda. Bucarest, 1969; Pillat C. L " église Cretulesco. Bucarest, 1969; Popa C. , Nastase D. Biserica Fundenii Doamnei. Bucarest, 1969; Нану И. С. Армянский собор в Бухаресте//Доклад 2-го междунар. симпозиума по армянскому искусству. Ереван, 1978; Dr gu V. Romanian art. Prehistory, antiquity, middle ages, renaissance, baroque. Bucarest, 1984; Potra G. Bucuretii vzui de cltori strini (sec. XVI-XIX). Bucarest, 1992; De la Matei Basarab la Constantin Brîncoveanu: arta sec. al XVII-lea. Bucarest, 1992; Leahu Gh. Lipscanii, centrul istoric al Bucuretilor. Bucarest, 1993; idem. Bucuretiul disprut. Bucarest, 1995; Simionescu C. Bucureti - biserici, mnstiri i acauri sfinte. Bucarest, 1995; Diaconescu M. Biserici i manastiri ortodoxe: Romania. Bucarest, 1998.

http://pravenc.ru/text/153713.html

Апостолы предсказывали и предупреждали о разделениях: «Из вас самих (из пресвитеров) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:28–30 ). «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны»... ( Рим.16:17–18 ). «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители»... (читай все послание) ( 2Пет.2:1–3 ). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры»... ( 1Тим.4:1–6 ). ... «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Тим.4:3–4 ). ... «Вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» ( Иуд.17–19 ). ... «берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников» ( 2Пет.3:17 ). Сектанты только по внешности любезны, а внутри – слуги диавола: «Лжеапостолы, лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды: но конец их будет по делам их» ( 2Кор.11:13–15 ). Они превращают «благовествование Христово» ( Гал.1:7 ). Они не покорны и пустословы: «есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста» ( Тит.1:10–11 ). Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и Апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла – известно, и на всякую можно выдать метрики. Латинство: 1054 г. Лютеранство от Мартина Лютера: 1517 г. Англиканство от короля Генриха: 1539 г. Баптизм от Николая Шторка и Фомы Мюнцера: 1521 г. Пашковщина от Якуба Шпенера: 1705 г. В России от Пашкова: 1870 г. Адвентизм от американца Вилльяма Миллера: 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Важно отметить, что если внутри Османского государства константинопольские патриархи играли несравненно большую роль, чем иерусалимские и антиохийские, то за его пределами, в сфере контактов с северными единоверцами, тон подчас задавали иерархи с Арабского Востока. Внешнеполитической активности вселенского престола не способствовали частые смены патриархов, атмосфера интриг и доносов в Фанаре, когда все силы архиереев уходили на междоусобную борьбу, не оставлявшую возможности должным образом заниматься нуждами церкви. Иерусалимские патриархи, правившие в условиях большей стабильности, успешнее могли разрабатывать и воплощать в жизнь долговременную политическую стратегию. Но, в любом случае, зарубежные связи православных Сирии и Палестины можно рассматривать лишь в общем контексте всего восточного православия. 1459 При Иване III и Василии III растущие политические амбиции Московского царства, осознание своего преемства с Византийской империей предопределили установление им широких связей с балканскими единоверцами, регулярную посылку милостыни на Афон, в Сербию и константинопольскому патриарху. 1460 Включение Сирии и Египта в состав Османского государства значительно упростило контакты ближневосточных христиан с новой православной империей, поднимавшейся на севере. 1461 Синайские монахи направили свое первое посольство за милостыней в Москву уже 16 ноября 1517 года, в год османского завоевания Египта. 1462 Из-за утраты посольской документации за 1519–1549 гг., погибшей в пожаре Москвы 1547 г. и в других катаклизмах, о русско-восточных связях в этот период можно судить лишь по косвенным и неполным данным из побочных источников. В частности, в 1533 г. александрийский патриарх Иоаким направил свое первое послание в Россию, где, максимально сгущая краски, описывал бедствия египетских христиан «среди безбожных и нужду от нечестивых, наипаче многое их насилование и нестерпимое мучение». 1463 Среди прочего, патриарх просил оказать помощь инокине Макрине, игуменье монастыря св. Богоматери Одигитрии в Иерусалиме, которая пришла в Русскую землю «нужд ради своих и нищеты, просить милостыню» у русского государя. 1464 Это первое свидетельство о пребывании в России просителей милостыни из Палестины в османский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

309–342); «Извлечение из статьи В. Ундольского: об открытии и издании творений Климента, епископа Словенска» (в Беседах общ. любит. росс. слов. 1867 г., вып. I, отд. I). Сверх того, он принимал участие в издании: «Киево-Печерский Патерик по румянцевской рукописи XV в., в переводе на русский язык Марии Викторовой» (супруги Ал. Ег., урожденной княжны Макуловой, – К. 1870) 3 ; издал: «Собственноручные письма Екатерины II к А.В. Храповицкому» и «Два памятника русского монастырского быта XVII в.» – письмо архиепископа Сибирского Нектария и челобитная Колязинских монахов (в Русск. Архиве 1872 г., 11, и 1873 г., 9); напечатал «Обозрение старинных описей патриаршей ризницы» и «Опись той же ризницы 1831 г.» (в Вестнике общества древне-русского искусства за 1874–76 г. и отдельно), «Опись ветхостей в башнях и стенах Московского Кремля, Китая города и Белого города 1667 г., по рукописи Московского публичного музея» (в Чтениях общ. ист. и древн. Росс. 1877 г., кн. II, смесь), «Стефанит и Ихнилат по трем древнейшим спискам – Севастьяновскому и синодальному XV в. и Григоровичевскому XIII–X в.» (М. 1881). Другие важные работы Викторова относятся к старопечатным книгам. Тут им сделаны некоторые открытия о первых книгах, напечатанных в русских владениях (Вильне и Москве). Об этом им напечатаны были две статьи: 1) «Замечательное открытие в древне-русском книжном мире» (в Беседах общ. любит. росс. слов. 1867 г., вып. I, отд. I), где описана первая книга, напечатанная доктором Франциском Скориною в Праге в 1517 г., – псалтирь, совсем неизвестная прежде, и 2) «Не было ли в Москве опытов книгопечатания прежде 1564 г.?» (в Трудах 3-го Киевского археологического съезда 1878 г., т. II, стр. 211–220), где вполне доказана принадлежность некоторых Евангелий и Триодей, напечатанных без выходных листов в XVI в., не к южно-славянским или угро-влахийским изданиям, как думали прежде, а к московским, предшествовавшим Апостолу 1564 г. Последняя статья была лишь извлечением из обширного наследования под заглавием: «Книгопечатание в России в XVI в.», прежде и около времени издания Иваном Федоровым Апостола 1564 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Исаия Шулякевич (Рум. Муз., 117). Шкловского Воскресенского [VI, 730]: Игум. Иоанн Тудорович , в янв. 1761 (1771?). – Кирилл Жилко , 1776. – Гавриил , 1780–82. – Иосиф Блажиевский , 1786. Строит. Самуил , 1790. Игум. Иларион , 1793. Строит. Игнатий , 1794. – Пётр , с 1799. Игум. Досифей Силинич , 1803–15. Строит. Герман , 1816. – Арсений , 1817. – Пётр , 1820. Игум. Феоктист , с 1821. – Никодим , 1831–33. – Орест , 1838–41. Борколабовского Вознесенского [III, 428]: Игуменьи Фотиния Киркоровна , 1648. Ксенофонтия Косиловна , 1649. Паисия Юхневичева , 1672. Севастияна Одолевичева , 1736. Анфиса , 1737. Антонина , 1752. Христофора , 1753. Аполлинария Коробанкова , 1760, 1775–1780. Дионисия Федоровичева , 1778. Мавра Павпоровская , 1781. Елисавета Корбинова , 1795–97. Сусанна Томашевская , 1798–1820. Петрония Булаева , 1821. Кутеенского Успенского [IV, 886]: Игуменьи Евфросиния Киркоровна , 1631–35. Фотиния , 1660. Ираида, княжна Куракина , 1663, перев. в Смоленский Воскресенский. Трофимия , 1663–68, в янв. (sic) 1696. Иннокентия Потемкина … Екатерина Лапицкая , 1742–60. Акилина , 1776. Анфиса , 1777–80. Александра , 1796. Капитолина , 1845–69. Невельского Преображенского [V, 138]: Игум. Кирилл , 1778. – Ферапонт , 1778–80. Особые заметки Вознесенского Полоцкого – игум. Ферапонт , 1553. Оршанского уезда, Варкалабовского – игум. Ксенофонт , в дек. 1674. Мстиславского Анофреевского: Архим. Варсонофий , 17 нояб. 1508. – Филарет , 24 авг. 1515, в июле 1529. Игум. Исаия , 1 мая 1641. Мстиславского Николаевского, на Горе, игум. Нифонт , 1507, 1517. Дисненского игум. Афанасий Глазок , 1687. Друйского игум. Варфоломей , 1687. Михайловского Городецкого Полоцкого игум. Антоний , 1509. Полоцкого Троицкого – игум. Симон , 1509. Полоцкого Иоанно-Предтечева (А. 3. Р., II, прим. 111) на Острове. Игум. Евфимий , 1509. Архим. Мисаил , 12 ½ лет, после архиепископ Полоцкий (А. 3. Р., II, 174). – Стефан Рагоза , в апр. 1534. – Антоний , 1544 (А. 3. Р., II, 234). Настоят. Арсений Шишка 22 окт. 1562 определён в архиепископа Полоцкого. (Тоже, III, 29, 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По словам другого русского исследователя, побывавшего в мечети аль-Акса в середине XIX века, “следуя по храму, вы заме­чаете повсюду византийский характер здания. Оно имеет 7 крестовых ходов или нефов. Центральный неф поддерживается массивными мра­морными столбами, по 6-ти с каждой стороны; капители этих стол­бов несколько напоминают коринфские”. О первоначальном христи­анском характере архитектуры мечети аль-Акса свидетельствовал и русский публицист Е . Л. Марков, побывавший здесь в конце Х I Х века. По его словам, “готический стиль фронтона и длин­ного величественного нефа этой церкви, поддержанного двумя ряда­ми колонн, вполне сохранился и теперь. Ислам только расписал внутренность христианского храма обычной парчой своих пестрых арабесок” 20 . Харам аш-Шариф в эпоху Оттоманской империи (1517–1917) В 1250 году династию Айюбидов, основанную в Египте Салах-ад-Дином, смени­ли мамлюки. В 1516 году под Халебом (современный Алеппо, Сирия) войско очередного мамлюкского султана было разбито армией турецкого султана Селима I. Территория Палестины вошла в состав турецкой империи, и это продолжалось до конца Первой мировой войны. Сирией стали управлять турецкие паши, и в 1516 году Палестина вошла в состав Дамасского пашалыка. В результате турецко-египетской войны 1831–33 гг. египет­ская армия под командованием Ибрагим-паши распространила египет­ское господство на Палестину. Благотворные перемены ощутили в пер­вую очередь те христиане, которые жили в Иерусалиме. Ранее они подвергались здесь многочисленным поборам со стороны местных му­сульманских властей. Так, например, тогдашний дамасский паша с одного только греческого монастыря в Иерусалиме “взимал тысячу мешков (около 120 тысяч рублей серебром в год) за право владения святыми местами” 21 . При вступлении в Иерусалим Ибрагим-паши во главе египетско­го гарнизона в 1831 году был обнародован его приказ на имя глав­ного судьи — шейха мечети Скалы. “В Иерусалиме есть храмы, мона­стыри и поклонения, к коим приходят все христианские и еврейские народы разных исповеданий из стран далеких, — говорилось в при­казе. — Сии поклонники бывали доселе обременяемы огромными нало­гами в исполнении обетов и обязанностей их веры. Желая искоренить подобное злоупотребление, повелеваем уничтожить подобные налоги на всех путях без изъятия” 22 .

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Приблизительно в то же время, 24 февраля 1831 г., Комитет министров решает не запрещать на горных заводах Урала назначать старообрядцев управляющими и ведущими служащими 1517 . И это вполне понятно, так как почти все купечество и управление горных заводов Урала состояло из раскольников. Во главе заводов Расторгуева стояли поповцы Зотов и Харитонов, во главе заводов Яковлева – Китаев и Полузадов. Во главе екатеринбургско-уральской общины, насчитывавшей до 150 000 членов, в то время стоял Яким Меркурович Рязанов, видный пайщик Русско-американской компании, золотопромышленник и владелец лесных разработок и рыбных промыслов 1518 . Но зато в эти годы были взяты под строгий надзор полиции федосеевские общины в Ярославле и Риге; малолетние сироты, жившие в этих общинах, были забраны в кантонисты, школы закрыты 1519 . Прием новых членов в богадельни общин был ограничен, и, согласно предложениям саратовского князя Голицына, после смерти купца Папулина, попечителя общины в Судиславле, состоящая при ней богадельня была переведена в ведение Приказа общественного призрения 1520 . В августе 1830 г. был запрещен въезд в Россию иностранным староверам, что стало первым проявлением страха властей перед зарубежными связями раскола 1521 . Наконец, в 1831 г. по инициативе московского митрополита Филарета в Москве был образован собственный Секретный Комитет по борьбе с расколом 1522 . С этого времени число таких губернских Секретных Совещательных комитетов по делам о раскольниках начинает расти и к концу царствования Николая I достигает уже 23 1523 . Одним из первых (31 января 1832 г.) решений московского Секретного Комитета, утвержденным и распространенным правительством на Петербург и Пермскую губернию, стало полное и обязательное запрещение приема священников поповскими общинами, причем, это распоряжение могло быть автоматически распространено и на другие губернии 1524 . Бесчисленное множество распоряжений о расколе в царствование Николая I могло произвести впечатление хаотической и беспорядочной политики. На самом деле это было не так. Начиная с 1827–1828 гг., и вплоть до конца царствования Николая I, политика правительства и методы ее применения не меняются. Власть всего лишь не хочет создавать впечатление, что политика преследований раскола существует, и спорадически действует на местах, но по строгому плану.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Вчера служил я у Праздника в Петровском монастыре, и так тяжело себя почувствовал, что сего дня и у себя служить не мог. А надобно помышлять о пути в Лавру. Аще Господь изволит, думаю опять по земляной, а не по железной дороге. 1517 Отцу наместнику в терпении утешение и мир от Господа. К скорби скорбь. Тяжело видеть близ себя убитаго, тяжелее – убийцу. Есть однако облегчение в том, что это не член обители, а мещанин, принятый на испытание, и что он не скрылся надолго, и что до признания доведен своим начальством. Падение тяжко: но совесть пробуждена. Я всегда с сомнением смотрел на принятие в монастырь Воспитанников воспитательнаго дома. Давно замечено, что из них мало выходит добраго. При одном из моих предшественников принят был в Лавру воспитанник; вышел за ворота; напился пьян; возвратился к воротам запертым, и тут умер. Не медлите донесением. Господи избави нас от лукаваго. Сентября 15-го 1863. 1518 Божие благословение и мир отцу наместнику и братии. Слава Пресвятой Троице. Благодарение предстателю Ея преподобному Сергию. Благодарение за посещение, и за наказующее и за милующее. Искренно благодарю вас, отец наместник, за попечение о мне немощном. – Под снегом и по снегу шестичасовое путешествие, от Лавры до Москвы, совершилось благополучно. В Братовщине, вошед в дом священника, почувствовал я себя очень утомленным, слабым и голодным. Не хотел было касаться просфоры; потому что холодно. Однако решился употребить малую долю, и малую долю вина. И тот час почувствовал себя легче и крепче прежняго, и без затруднения совершил другую половину пути. Мне кажется, что путешествие было даже врачебно: потому что силы возбудились. Остаюсь еще в келии: но болезненнаго затруднения не чувствую. Здравие вам. Москва, Сентября 28-го 1863. 1519 Отцу наместнику и братии мир. Это ошибка моей памяти, что вам предписано дознание в Гуслицком монастыре. Я думал, что Покровский архимандрит благочинный над Гуслицким. Вам неудобно ехать, и по вашему здоровию, и потому, что вам предстоит освящение храма в Вифании. Напишите мне донесение, что находите неудобным, и просите разрешения отсрочить или сделать другое распоряжение. Назначу другаго 71 . 1520

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Приведем другой пример. Доцент кафедры этнографии Омского государственного университета, кандидат исторических наук А.Г. С-в дал экспертное заключение относительно мусульманской религиозной литературы, распространявшейся жителем города Омска. Не найдя в представленных ему книгах (автор – известный исламский просветитель Сайд Нурси) призывов и побуждений к совершению антиобщественных действий, он тем не менее пришел к выводу, что: " целью выпуска этих изданий является пропаганда определенного течения в суннитском направлении ислама, носящим явно фундаменталистский характер (...) Во всех представленных сочинениях проводится мысль о явном превосходстве ислама над другими религиозными системами (включая христианство и иудаизм), тем самым сторонники этого религиозного направления изначально ставятся выше представителей других конфессий " . Однако известно, что мысль о превосходстве " своей " религии над другими является одной из главнейших в проповеди любого из религиозных направлений. И профессор С.Д. Мезенцев, проведший параллельную экспертизу, пришел к противоположному выводу. В качестве иллюстрации в части сравнительного религиоведения Мезенцев привел несколько положений: а) Православная литература: " Все секты появились много позже Церкви Христовой. Секты пошли не от Христа и Апостолов, но выдумали их люди. Какая, когда и от кого секта пошла – известно, и на всякую можно выдать метрики. Латинство (1054), Лютеранство от Мартина Лютера (1517), Англиканство от короля Генриха (1539), Баптизм от Николая Шторка и Фомы Мюнцера (1521), Пашковщина от Якуба Шпенера (1705), в России от Пашкова (1870), Адвентизм от американца Вильяма Миллера (1831), Толстовщина от Льва Толстого (1881). Молоды все секты и всех их до тысячи; создали их люди, по научению дьявола " (Варжанский Н. Оружие правды. М., 1991. С. 10). б) Католическая литература: " Это и есть единственная Церковь, которую мы исповедуем в Символе веры как единую, святую, кафолическую и апостольскую, которую Спаситель наш, по воскресении Своем, поручил пасти Петру (Ин. 21:17), и ему же и другим апостолам вверил ее распространение и управление (Ср. Мф. 28:18), и навсегда воздвиг ее как " столп и утверждение истины " (1Тим. 3:15). Эта Церковь, основанная и организованная в этом мире как общество, осуществлена в Церкви католической, управляемой преемником Петра и епископами, находящимися в общении с ним, хотя и вне ее состава обретаются многие элементы освящения и истины, являющиеся дарами, свойственными Церкви Христовой, которые побуждают к кафолическому единству " (Догматическая конституция о Церкви (Свет народам) // Второй Ватиканский Собор. Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992. С. 13).

http://religare.ru/2_35540_1_21.html

Так, документ, данный султаном Сулейманом (1520–1566 гг.) патриарху Герману (1534–1579 гг.) при его (султана?) воцарении, датируется 933 годом хиджры (=1528 г.). Три «прокола» в одной фразе. Таким образом, греческие хроники Досифея, Неофита Кипрского и других авторов, достаточно подробно и фактологически верно (при всей их субъективности) описывающие ход борьбы за Св. места во второй трети XVII – начале XIX в., однозначно не могут считаться надежным источником по до-османской эпохе. Не вполне ясно, насколько можно доверять этим хроникам на отрезке 1517–1630 гг. XVI век Обращаясь к альтернативным источникам, мы видим достаточно противоречивую картину. Патриарх Герман в конце 1530-х гг. писал в Россию о своей строительной деятельности в Иерусалиме: «И ныне аз... паки есмя соорудили двоих верхов церковных: первое у св. Гроба Господня покрыли есмя Воскресения Христова тридневнаго, а вторую – Воскресения жа идежь Мария Магдалыни виде Господа». 1357 В первом случае речь явно идет о св. Кувуклии. Эта грамота подтверждает сообщения позднейших хронистов о восстановлении Германом Кувуклия, укрепленном мраморными колоннами и накрытом свинцовой крышей. 1358 Почти одновременно с этим, в 1555 г., глава францисканского монастыря Бонифаций Красси, в свою очередь, отреставрировал св. Кувуклий, вопреки противодействию греков. 1359 Похоже, контроль над Гробом Господним оспаривался и переходил из рук в руки. Утверждения греческих хронистов о первенстве православной церкви среди других христианских общин отчасти подтверждается османскими документами XVI века, которые воспринимали православного патриарха как главного из христианских иерархов Иерусалима. Один раз он был даже поименован битрик ан-насара («патриарх христиан»). 1360 Именно православный патриарх проводил главный ритуал в годичном цикле иерусалимских богослужений – обретение Благодатного огня в Великую Субботу. Об этом свидетельствуют и проскинитарии XV века 1361 и Василий Позняков, который оставил весьма живое описание пасхального богослужения 1560 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010