С введением протестант. законодательства в Трансильвании (1557) инициатива распространения среди румын идей Реформации исходила уже от центральной власти, представленной кальвинистами. Напр., трансильванский кн. Янош II Жигмонд Запольяи на практике воплотил идею создания румынско-кальвинист. епископата для правосл. клириков, перешедших в кальвинизм. В последние 3 десятилетия XVI в., когда Трансильванией управляли князья-католики из семьи Батори, процесс обращения румын в кальвинист. веру замедлился, однако все равно имел место благодаря решениям гос. собрания, состоявшего по бóльшей части из приверженцев Реформации. Также на гос. уровне стала осуществляться переводческо-издательская деятельность: среди наиболее важных реализованных проектов этого периода были переводы на румын. язык книг Бытие и Исход (Palia de la Oratie. 1580/1582) на основе венг. издания Пятикнижия, выполненного Г. Хельтаи в Клуже (1551), и румын. издание Псалтири (Брашов, 1570/1573) - 1-й книги на румын. языке, отпечатанной на латинице. После Тридцатилетней войны (1618-1648) Трансильвания стала приобретать статус «бастиона» Реформации. Трансильванские князья взяли под свой патронаж обращение румын в кальвинизм, стремясь трансформировать правосл. иерархию в состав венгерского реформатского еп-ства ( Dumitran. 2015) (см. также ст. Трансильванская митрополия ). Трансильвания в составе монархии Габсбургов (кон. XVII в.- 1848 г.). Новая война с турками (1683-1699) была начата Свящ. Римской империей и Речью Посполитой, к-рые в 1684 г. организовали Священную Лигу с Папским гос-вом, Венецией, а затем - и с Московским царством (Вечный мир, 26 апр. (6 мая) 1686). Окончание войны было ознаменовано освобождением Центр. Европы из-под власти турок: победы союзников под Веной (12 сент. 1683), под Будой (2 сент. 1686) и под Мохачем (12 авг. 1687) вынудили турок уйти за Дунай (1688) и перейти к обороне (The Cambridge History of Turkey. 2006. P. 50-52). В условиях контрнаступления христ. гос-в, желавших приобщиться к разделу территориального наследства отступающей Османской империи, перед монархией Габсбургов открылась перспектива притязаний на территории, к-рые относились к венг. короне, в т. ч. на Трансильванию ( Pop. 2016. Vol. 2. P. 345-346).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Essai sur Nicéphore Gregoras. Paris, 1926. 1072 Bezdeki S . Nicephori Gregorae epistolae XC//Ephemeris Dacoromana 2 (1925). P. 239–377; Guilland R . Correspondance de Nicéphore Gregoras. Paris, 1927, где напечатана часть писем Никифора Григоры (всего сохранившихся писем 161) с переводом на французский язык, а большая часть представлена только изложением содержания. Ценными являются тщательно выполненные примечания об адресатах Григоры (Р. 291–389). Применительно к текстам и переводам следует учесть поправки А. Грегуара: Byz 3. Р. 468 sv. 1073 Laonici Chalcocandylae historiarum demonstrationes/Ed. J. Darkó, I-II. Budapest, 1922,1923 и 1927. Румынский перевод: Grecu V . Laonic Chalcocondil: Expuneri istorice/Ed. Acad. Rep. Pop. Romine. 1958. Ср. тж.: Güterbock K. Laonikos Chalkondyles//Zeitschrift für Völkerrecht 4 (1910). S. 72 ff.; Darkó J . Zum Leben des Laonikos Chalkondyles//BZ 24 (1923). S. 29–39; Idem . Neue Beiträge zur Biographie des Laonikos Chalkokandyles//BZ 27 (1927). S. 276–285; Idem . Neue Emendationsvorschlage zu Laonikos Chalkokandyles//BZ 32 (1932). S. 2–12; Miller W . The Last Athenian Historian: Laonikos Chalkokondyles//JHS 42 (1922). P. 36–49; Καμπορογλου Δ. Ο Χαλκοκονδλαι. Αθναι, 1926. Σ. 104–171; Nimet A . Die turkische Prosopographie bei Laonikos Chalkokandyles. Diss. Hamburg, 1933. Дальнейшая литература в: Moravcsik . Byzantinoturcica. I 2 . S. 396 ff. Новое издание первых двух книг: Papadopoulos J.B. Georgii Phrantzae Chronicon. Vol. I. Leipzig, 1935. Согласно заявленному уже в другом месте (см. Bulletin de l’Inst. Archéol. Bulgare 9. P. 177 sv.) мнению Пападопулоса, пространная хроника (Chronicon Maius), которую он издал, принадлежит не Сфарндзи: она была подготовлена в 1573–1575 гг. на основе краткой хроники (Chronicon Minus: перепечатана в PG 156. Col. 1025–1080) Макарием Мелиссином. Согласно Ф. Дёльгеру (Otto-Glauning-Festschrift. 1936. S. 29 ff. и BZ 37 (1937). S. 502–503), краткая хроника является дневником Сфрандзи, который им самим был расширен и переработан в историю, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Италии, но ее значение в международной политике как влиятельной державы было утрачено. Тур. угроза заставляла венецианцев настороженно относиться к союзам, направленным против Османской империи, тем не менее они приняли участие в войне Священной лиги и в битве при Лепанто. В 1573 г. Венеция утратила Кипр. Несмотря на экономические и политические трудности, в XVI в. Венеция оставалась одним из центров итальянского Ренессанса. Славу венецианскому изобразительному искусству снискали архит. Андреа Палладио, создавший собственный архитектурный стиль, и плеяда великих художников: Витторе Карпаччо, Джорджоне, Паоло Веронезе, Якопо Робусти Тинторетто, Тициан, а также представители семейства Беллини. В это время закрепилась репутация Венецианской республики как оплота свободомыслия в И. С одной стороны, Венеция, как и др. итал. гос-ва, оставалась католической, и ее благочестие, как и великолепие венецианских храмов, было важной частью т. н. венецианского мифа. Выходцы из Венеции, напр. кард. Гаспаро Контарини (1483-1542), принимали участие в подготовке церковных реформ. С др. стороны, венецианские власти ревностно относились к своим привилегиям в духовной сфере и старались не допускать вмешательства Рима в вопросы, относившиеся к светской юрисдикции. В Венеции царила атмосфера идеологической терпимости, туда съезжались все гонимые как по политическим, так и по идейным мотивам. Здесь долгие годы жил публицист и сатирик Пьетро Аретино, появились первые газеты и развивалось книгопечатание. В 1604-1607 гг. венецианцам пришлось отстаивать свои позиции в идейно-политическом противостоянии с Римом. Лагерь идеологических сторонников Венецианской республики возглавил монах-сервит Паоло Сарпи (1552-1623), в 1607 г. на него было совершено покушение, организованное агентами папы Римского Павла V. Венеция достигла компромисса с Папским престолом при посредничестве Франции, к-рая в правление кор. Генриха IV также находилась в довольно сложных отношениях с Римом. Среди венецианских патрициев были сторонники союза с Францией и более консервативные приверженцы испано-австр.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Deus Destroyed: The Image of Christianity in Early Modern Japan. Camb. (Mass.), 1991; Boxer C. R. The Christian Century in Japan: 1549-1650. Manchester, 19933; Moran J. F. The Japanese and the Jesuits: Alessandro Valignano in 16th-Cent. Japan. L.; N. Y., 1993; Ross A. C. A Vision Betrayed: The Jesuits in Japan and China, 1542-1742. N. Y., 1994; Higashibaba I. Christianity in Early Modern Japan: Kirishitan Belief and Practice. Leiden; Boston, 2001; Farge W. J. The Japanese Translations of the Jesuit Mission Press, 1590-1614: De Imitatione Christi and Guía de Pecadores. N. Y., 2002; Cooper M. The Japanese Mission to Europe, 1582-1590: The Journey of Four Samurai Boys through Portugal, Spain and Italy. Folkestone, 2005; Ким Э. Недолгое свидание: Христ. миссия в Японии (1549-1614)//Япония как она есть. 2006. Кн. 1. С. 218-232. Э. П. К. В Китае В отличие от др. регионов Китай долгое время оставался закрыт для католич. миссионеров: кит. правительство жестко ограничивало присутствие европейцев на территории гос-ва. У истоков миссионерства И. в Китае стоял Франциск Ксаверий (скончался в 1552 г. на о-ве Шанчуаньдао, ожидая разрешения на въезд в Китай). Португ. правительство неоднократно обращалось к кит. императорам с просьбами разрешить миссионерскую деятельность на материке, однако добиться открытия границ для католич. проповедников так и не удалось. В 1568 г. в Макао прибыл испан. иезуит Хуан Батист Рибейра, но после неск. неудачных попыток проникнуть в Китай был вынужден вернуться в Европу. В 1573 г. куратором миссии в Индии и Японии был назначен Валиньяно, чья деятельность в Японии имела большой успех. На пути в Японию Валиньяно провел значительное время в Макао и принял решение о необходимости активной миссионерской деятельности в Китае, для чего он пригласил из Италии Микеле Руджери, с к-рым будут связаны первые успехи иезуитской миссии в Китае. Прибыв в Макао ок. 1581 г., Руджери впервые обратился к китайцам с проповедью на кит. языке (в Макао, затем в пров. Гуандун). В 1585 г. на кит. языке был издан составленный им совместно с Маттео Риччи католический катехизис «Истинные сведения о Небесном Господе и священной религии» (Тяньчжу шэнцзяо шилу). В 1581 г. из орденской пров. Вост. Индий с центром в Гоа выделилась вице-пров. Япония (провинция с 1611), к-рой подчинялась миссия И. в Китае. Буллой «Ex pastoralis officio» (1585) папа Григорий XIII санкционировал вхождение Китая в зону португ. влияния, где И. получили монопольные права на миссионерскую деятельность. В 1623 г. сформировалась независимая вице-пров. Китай. Главой вице-провинции считался вице-провинциал, деятельность которого контролировалась специально назначаемыми прокураторами, настоятелями, визитаторами. Составление карты Китая М. Риччи и Сюй Гуанци (вверху Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий). Гравюра. 1687 г. Составление карты Китая М. Риччи и Сюй Гуанци (вверху Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий). Гравюра. 1687 г.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Припомним посещение западной и северно-западной Руси Иеронимом Пражским в 1413 г., помощь и сочувствие юго-западной Руси чехам в 1422 году, сношения гусситов с константинопольским патриархом в 1452 году; припомним общины чешских братьев в Польше, откуда чешские братья направлялись в Литву и даже в Москву: Мареш Роковец в 1491 году, Ян Рокита в 1570 году. Ю. Анненков, Гуситы в России в XV и в XVI столетиях, Странник 1878 г. Проф. И. С. Пальмов . Чешские братья в своих конфессиях, т. I, стр. 15–36. 67 Проф. П. Н. Жукович, Неизданное русское сказание о Жировицкой иконе Божией Матери (Изв. Отд. рус.яз. и слов. Имп. Аκ. Η. 1912. XVII, 2, стр. 176). 68 Замечателен список Импер. Публичн. Библ. F.1 4. В нем некто Василий Жугаевич из Ярославля (в Галиции) переписал в 1568 году Скоринин перевод, с изменением правописания, – в предисловии, вместо имен и Франциска Скорины, поставил свое имя и таким образом весь этот перевод приписал себе. 69 Пересопницкое Евангелие описано Житецким в Трудах III Археол. Съезда. О нем у Владимирова. Фр. Скор., стр. 30, 34, 237. Обзор юж. рус.и зап. рус. пам. 1890. стр. 25, 27. Ю. И. Тиховский – см. сообщение его на XIV-м черниговском археологическом съезде (Труды съезда т. III, стр. 125): Евангелие в 1556–1561 г. переводится под покровительством квягиии Жеславской: в 1573 г. это Евангелие переписывается при участии и, может быть, по заказу, дочери и внучки кн. Жеславской... Эта копия хранится в Житомире в семействе † 1911 г. протоиерея Н. Трипольского. Грузинский А. С., Пересопницкое Евангелие, как памятник искусства эпохи возрождения в южной России в XVI в., Искусство, 1911, 1. Павлуцкий Г. Г. Орнамент Пересопницкого Евангелия, Искусство, 1911. N 2. О литературной истории Пересопн. Ев. – Грузинский А. С., Ж. М. Н. Пр. 1912 г., апр., июнь, Чтения в О-ве Нестора Летоп. 1911–1912 гг. Там же, кн. 22, ст. И. М. Каманина. 72 Личность Тяпинского, его мировоззрение и остановка его работы выяснены, главным образом, на основании сведений, сохравшихся в литовской метрике, проф. М. В. Довнар-Запольским в ст. В. Н. Тяпинский, переводчик Евангелия на белорусское наречие, I–II (Изв. Отд. русск. яз.и слов. Импер. Ак. Н., 1899, т. IV, стр. 1031–1064). Сообщение о Тяпинском Ю. И. Тиховского на черниговском археологическом съезде, – в Трудах XIV археологического съезда в Чернигове, т. Ill, стр. 124–125. Перевод Евангелия г. Тиховский относит ко времени около 1575 года. Прежняя литература о труде Тяпинского: архим. Леонид в Ж. М. Н. Пр. 1884, V, Разбор «Описания» Каратаева; Владимиров, Доктор Франциск Скорина. СПБ. 1888, стр. 30, 204, 234; Научное изучение белорусского наречия в последние 10 лет (оттиск из Киев. Унив. Изв. 1898, стр. 14), Е. Ф. Карский, К истории звуков и форм белорусской речи, Варш. 1893, Западно-русские переводы Псалтири в XV–XVI в. Варш. 1894.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

837 Иван Петрович Шуйский – ум. в 1588 г. Был назначен в Псков вторым воеводой. И хотя по чину он был моложе В. Ф. Шуйского-Скопина, именно на нем лежала вся ответственность за оборону города. И. П. Шуйский участвовал во многих походах: Полоцком (1563 г.), Крымском (1572 г.), Ливонском (1573 г.). В 1574 г. пожалован в бояре и назначен вторым наместником в Псков. 838 Никита Иванович Очин-Плещеев – ум. в 1604 г., окольничий и воевода, участник многих походов. До Пскова был воеводой в Смоленске, Изборске, Туле, Новосиле, Кукейносе и др., затем в Смоленске, Серпухове, командовал большим полком московских войск на Украине, защищал Москву от крымских татар, участвовал в походе на Выборг против шведов. 839 Андрей Иванович Хворостин – ум. в 1604 г., окольничий и воевода, был воеводой в Калуге, Тарусе, Новгороде, Новосиле и др., прославился блестящей победой над крымскими татарами в 1566 г. 840 Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский – ум. в 1617 г., был воеводой в Руссе, Новгороде, Брянске, Торопце, Рязани, участвовал в штурме Нарвы 1590 г., отправлен по указу царя воеводой в Тюмень, затем бился с турками на Кавказе, был воеводой в Терсках, потом Нижнем Новгороде. 841 Василий Михайлович Лобанов-Ростовский – ум. в 1606 г., начиная с 1575 г. был воеводой в Пронске, Коломне, служил в государевом полку во время Ливонского похода 1579 г., был наместником в Торопце, воеводой в Иван-городе, Свияжске, Кашире, Астрахани. 842 Головы же и дти боярские, и головы стрелецкие... – Голова – начальник десятка детей боярских; дети боярские – низший чин провинциального дворянства; голова стрелецкий – начальник стрелецкого полка (500 стрельцов). 843 Королю же литовскому Степану под Луки Великия пришедшу... – 27 августа польско-литовская армия подошла к Великим Лукам. 28 августа в лагерь Батория прибыли московские великие послы. Условия мира (Иван Грозный уступал только те города в Ливонии, которые уже были в польских руках, и часть западнорусских городов, взятых Баторием, но требовал обратно Полоцк) не были приняты Баторием, он требовал кроме уже захваченных городов Псков и Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведенные тексты не оставляют сомнений, что главной причиной восстания Луговой и Горной черемисы были насилия и злоупотребления властей, управлявших краем. Ценой обещаний и уступок мир в Поволжье был восстановлен, и это позволило Ивану IV возобновить активные военные действия в Ливонии. Впрочем, и во время вынужденного бездействия царь продолжал обдумывать свои планы относительно Ливонии. В них в то время значительное место продолжал занимать ливонский король Магнус. 12 апреля 1573 года был, наконец, заключен его брак с тринадцатилетней дочерью Владимира Андреевича Старицкого Марией (прежняя невеста Магнуса Евфимия к тому времени умерла). Тем самым датский принц породнился с царским домом. Почетное место на свадьбе принадлежало брату невесты князю Василию, которому дядя пожаловал удел его отца — город Дмитров. Подробное описание свадебного обряда, сохранившееся в «Разрядных книгах», показывает, что царь не требовал от зятя перехода в православие, и в церемонии бракосочетания участвовали одновременно лютеранский пастор и православный священник («обручать и переменять перс[т]ни на месте у короля попу римскому, а княжну обручать попу русскому по греческому закону»). Этот факт, как и некоторые другие, свидетельствует о том, что царь, бывший в теории яростным и непримиримым врагом протестантов, на практике умел находить с ними взаимопонимание и отступать от своей принципиальности в соблюдении религиозных правил, когда находил это выгодным для себя. Активные военные действия русских войск в Ливонии начались весной 1574 года и были направлены против Таллина — главного центра шведских владений в Ливонии. В результате шведская администрация в значительной мере утратила над ними контроль. По сообщению таллинского хрониста Балтазара Рюссова, даже «на две мили пути от города» крестьяне просили охранных грамот от русского наместника Пайде и должны были «платить этим русским такие же подати, какие платили своим немецким господам». В следующем 1575 году, когда приняли широкий размах нападения запорожских казаков на Крым и татарские набеги на русские земли прекратились, русские войска перешли к планомерной осаде ливонских замков. 9 апреля русским войскам во главе с Никитой Романовичем сдался Пярну, крупный город и порт на побережье Балтийского моря. Условия капитуляции были очень мягкими: все горожане, которые не желали жить под русской властью, получили возможность удалиться, взяв с собой все свое имущество. Очевидно, в то время планы привлечения населения Ливонии на свою сторону продолжали занимать заметное место в политике царя. И действительно, по свидетельству Рюссова, многие ливонские дворяне «отправились к великому князю в Москву и снова служили ему советом и делом».

http://sedmitza.ru/lib/text/438983/

До 1572 года в прикамских областях все было тихо, но в этом году пермский воевода донес царю, что сорок человек возмутившихся черемис вместе с остяками, башкирами и буинцами приходили войною на Каму, побили здесь пермичей, торговых людей и ватащиков 87 человек. Иоанн по этим вестям послал Строгановым грамоту, в которой писал: «Вы бы жили с великим береженьем, выбрали у себя голову доброго да с ним охочих козаков, сколько приберется, с всяким оружием, ручницами и саадаками; велели бы прибрать также остяков и вогуличей, которые нам прямят, а женам и детям их велели бы жить в остроге. Этих голов с охочими людьми, стрельцами, козаками, остяками и вогуличами посылайте войною ходить и воевать наших изменников – черемису, остяков, вотяков, ногаев, которые нам изменили. А которые будут черемисы или остяки добрые, захотят к своим товарищам приказывать, чтоб они от воров отстали и нам прямили, таких вы не убивайте и берегите их, и мы их пожалуем; а которые прежде воровали, а теперь захотят нам прямить и правду свою покажут, таким велите говорить наше жалованное слово, что мы их не накажем и во всем облегчим, пусть только собираются и вместе с охочими людьми ходят воевать наших изменников, и которых повоюют, тех имение, жен и детей пусть берут себе, и вы бы у них этого имения и пленников отнимать никому не велели». Строгановы исполнили приказ: выбранный ими голова с охочими людьми ходил на государевых изменников – одних побил, других привел к шерти, что будут вперед прямить государю. Утвердившись по ею сторону Урала, Строгановы, естественно, должны были обратить внимание и на земли зауральские, обещавшие им еще более выгод, чем страны прикамские. Случай к испрошению себе права на отыскание новых землиц за Уралом скоро представился Строгановым. Новый сибирский салтан Кучум действовал враждебно против Московского государства: бил, брал в плен остяков, плативших дань в Москву; в июле 1573 года сибирский царевич Маметкул приходил с войском на реку Чусовую проведовать дороги, как бы ему пройти к Строгановским городкам и в Пермь Великую, причем побил много остяков, московских данщиков, жен и детей их в плен повел, государева посланника, шедшего в Киргиз-Кайсацкую орду, убил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Христиан III прислал в подарок Иоанну IV «Библию с двумя другими книгами»: одной, как полагают нек-рые ученые, было А. и., др.- Малый катехизис Лютера (Цветаев. С. 538). Тем не менее на рус. язык А. и. переведено не было, несмотря на пожелания короля. Ист.: Die Bekenntnisschriften der Evangelisch-Lutherischen Kirche/hrsg. Heinrich Bornkamm. Gött., 1952; Grane L. The Augsburg Confession: A Commentary. Minneapolis, 1987; Die Augsburgische Konfession - Аугсбургское вероисповедание/Предисл. Г. Гассмана. Эрланген, 1988; Одной лишь верою: Аугсбургское исповедание и Апология. Лахти, Финляндия, 1997; Книга Согласия: Вероисповедание и учение Лютеранской Церкви. Duncanville, 1998. Лит.: Ястребов М. Учение Аугсбургского исповедания и его Апологии о первородном грехе. Киев, 1877; Терентьев Н. Лютеранская вероисповедная система по символическим книгам лютеранства. Каз., 1910. Ист.: Acta et Scripta Theologorum Wirtembergensium et Patriarchae Constantinopolitani D. Heremiae. Wittenberg, 1548; Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии ответы лютеранам/Пер. архим. Нила. М., 1866; Καρμρης Ι. Τ Δογματικ κα Συμβολικ Μνημεα τς Ορθοδξου καθολικς Εκκλησας. Αθναι, 1952. Τ. 1. Σ. 437-503; Wort und Mysterium: Der Briefwechsel über Glauben und Kirche 1573 bis 1581 zwischen den Tübingen Theologen und dem Patriarchen von Konstantinopel. Wittenberg, 1958. Лит.: Sokolovski St. Censura Orientalis Ecclesiae... Krakau, 1582; Цветаев Д. В. Протестантство и протестанты в России. М., 1890; Καρμρης Ι. Ορθοδοξα κα Προτεσταντισμς. Αθναι, 1937; Zachariades G. E. Tübingen und Konstantinopol. Gött., 1941; Benz E. Wittenberg und Byzanz: Zur Begegnung und Auseinandersetzung der Reformation und der östlich-orthodoxen Kirche. Marburg, 1949; Florovsky G. An Early Ecumenical Correspondence: Patriarch Jeremiah II and the Lutheran Divines//World Lutheranism of Today. Lund, 1950. P. 98-111; Василий (Кривошеин), архиеп. Символические тексты в Православной Церкви//БТ. М., 1968. Сб. 4. С. 5-36; Runciman S. The Grate Church in Captivity. N. Y., 1960; Maloney G. A. A History of Orthodox Theology since 1453. Belmont, 1976; Mastrantonis G. Augsburg and Constantinople. Brookline, 1982; Wendebourg D. Reformation und Orthodoxie. Gött., 1985. [Библиогр.]. И. Р. Леоненкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76808.html

католич. архиепископу Султании подчинялось не более 15 доминиканских мон-рей. Положение католич. епископов в И. сильно отличалось от положения европ. церковных иерархов - здесь не было ни кафедральных соборов, ни многочисленной католич. паствы. Их деятельность в И. заключалась в окормлении небольших общин европ. купцов в городах и в координации миссионерской деятельности монахов нищенствующих орденов. Согласно сохранившейся переписке между папами Римскими (прежде всего, Иоанном XXII) и местными католическими иерархами, главным направлением деятельности католиков в этом регионе была унификация обрядов в соответствии с рим. обрядом и укрепление представлений о первенствующем положении Римского понтифика среди др. христ. иерархов. Большой ущерб католич. миссии в И. нанесла эпидемия чумы 1348 г. Постепенно количество доминиканцев в И. сокращалось, постепенно в деле проповеди и защиты интересов католич. Церкви их заменили принявшие унию армянские иерархи. В 1363 г. доминиканская провинция Султания была подчинена провинциалу Греции. В период схизмы в католической Церкви 1378-1417 гг. деятельность католических миссионеров на Востоке фактически прекратилась. В XVI в., в эпоху складывания крупных колониальных империй, территория совр. И., согласно Тордесильясскому договору 1494 г., находилась в зоне влияния Португалии. В 1507 г. португальцы под командованием Афонсу ди Албукерки захватили о-в Ормуз (Хормоз), получив возможность контролировать индо-персидскую торговлю и традиционный путь поставки восточных пряностей в Европу. В 1573 г. на остров прибыли августинцы-еремиты и начали миссионерскую деятельность, пытаясь обратить в католичество как мусульман, так и проживавших там христиан (армян, ассирийцев и др.). Августинцы организовали на острове госпиталь и школу, где велось преподавание персидского языка. В кон. XVI - нач. XVII в. брит. и нидерланд. Ост-индские компании сумели перехватить у португальцев контроль над портами и островами Персидского зал. и побережьем Индийского океана.

http://pravenc.ru/text/673877.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010