К приведённым нами выше святым в нашем списке последних на основании списка Евгениева должно быть прибавлено ещё значительное количество местных Вологодских святых. В хронологическом порядке жизни эти святые суть следующие. Александр Куштский, основатель упразднённого Александрова (по его имени) Успенского Куштского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 40 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 9-го Июня 1439-го года. Филипп Рабанский, основатель упразднённого Рабанского Спасопреображенского монастыря, который находился в Вологодском уезде, на реке Сухоне, в 32-х верстах к северо-востоку от Вологды, живший в середине XV столетия (память 15-го Ноября). Леонтий, юродивый Устюжский, живший в XV столетии (память 18-го Июня). Харитон Сянжемский, игумен упразднённого Спасо-Евфимиева Сянжемского монастыря, который находился в Кадниковском уезде, в 120 верстах к северу от Вологды, скончавшийся 11-го Апреля 1509-го года. Иннокентий Охлебинин, ученик преп. Нила Сорского , основатель упразднённого Иннокентиева (по его имени) Спасопреображенского монастыря, который находился в Грязовецком уезде, в 12-ти верстах от Грязовца, скончавшийся 19-го Марта 1511-го года 1779 . —8— Иоанн, в монашестве Игнатий, сын Угличского князя Андрея Васильевича, заточённый дядей вел. кн. Иваном Васильевичем в Вологодский Прилуцкий монастырь и скончавшийся здесь 19-го Мая 1522-го года. Лаврентий, ученик Корнилия Комельского и второй преемник его на игуменстве в Комельском монастыре, скончавшийся 1й-го Мая 1547-го года. Симон Сойгинский, основатель упразднённой Спасопреображенской Сойгинской пустыни, которая находилась в Сольвычегодском уезде, в 75-ти верстах вверх от Сольвычегодска по реке Вычегде, скончавшийся 24-го Ноября 1562-го года. Антоний, епископ Вологодский, поставленный из игуменов Дорогобужского Болдина монастыря в 1586-м году, скончавшийся 26-го Октября 1588-го года. Вассиан Тиксненский, основатель упразднённой Тиксненской Спаса Нерукотворенного пустыни, которая находилась в Тотемском уезде, в 50-ти верстах к западу от Тотьмы, скончавшийся 12-го Сентября 1633-го года.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ко 2-й четв. XVI в. относится украшенное 4 миниатюрами и заставками Шерешевское Евангелие (Минск. НХМ), к-рое было создано в юго-зап. Белоруссии. Возможно, на Волыни был написан утраченный ныне Загоровский Апостол, получивший название по мон-рю, куда он был вложен в 1554 г. ( Запаско. С. 351-354, кат. 87); его языковые особенности и богатейшее оформление в ренессансном стиле очень близки Пересопницкому Евангелию. В 1565 г. в Святогорском Зимненском мон-ре по повелению кн. А. Чарторыйского писцом Федором была переписана Кормчая серб. редакции с уставами кн. Владимира и кн. Ярослава и соборными ответами на вопросы Сарайского еп. Феогноста (ЛИМ. 118; Щапов Я. Н. Византийское и южнославянское правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978. С. 269, 41). В 1569 г. в г. Корец для кн. Богуша Корецкого дьячок Матьяш переписал сборник слов и житий типа минейного Торжественника (Вильнюс. БАН Литвы. Ф. 19, 103; Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковнослав. и русских. Вильна, 1882. С. 205-216). Лит.: Бoяhibcьka М. Б. Украïнська рукописна книга в XV - nepшiй половини XVII ст.: виробництво i поширения: АКД. Льbib, 1994. С. 12-15; Запаско Я. П. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Льbib, 1995. А. А. Турилов Архиереи свт. Стефан (упом. в 1091; † 27 апр. 1094), свт. Амфилохий (27 авг. 1105 - 1122), Симеон (1123-1136), Феодор (1137-1147), Иоасаф (до 1229), епископы: Василий, Никифор, Косма (вместе с еп. Иоасафом упоминаются в 20-60-х гг. XIII в.), Евсигний (упом. в 1287-1289), Афанасий I (хиротонисан в мае 1328; ок. 1353 жил в Переяславле Залесском), Иона I (упом. в 1388), Афанасий II (упом. в 1388-1391), Иоанн (Гоголь; хиротонисан в 1405), Герасим (упом. в 1415, не позднее 1428 переведен в Смоленск), Никифор II (упом. в 1458), Порфирий (упом. в 1470), Феодосий (упом. в 1485), Дамиан (упом. в 1487), Вассиан I (1486/87-1497), Иона II (упом. ранее 1503), Вассиан II (упом. в 1507-1511), Пануфтий (упом. в 1513-1522), Иона III (упом. в 1521-1535), Геннадий (упом. в 1536-1547), Иосиф (Красенский-Борзобогатый; упом. в 1551), в нач. 60-х гг. XVI в. кафедрой владел И. Я. Борзобогатый (упом. в 1562-1563), Феодосий (Лазовский) (управлял епархией с 1565 до 13 апр. 1589), Мелетий (Хребтович-Богуринский) (управлял епархией с 1589 до янв. 1593), Игнатий (Потей) (хиротонисан после 20 апр. 1593, в 1596 принял унию); в 1596-1620 гг. епархией владели униаты; Иосиф (Курцевич; янв. 1621 - лето 1625).

http://pravenc.ru/text/159136.html

Король же в 1511 году решил спор между двумя епископами-полоцким и владимирским, кому из них занимать высшее место. В 1522 году били челом королю архимандрит Киево-Печерского монастыря, крылошане, застолпники и вся братия о восстановлении у них общины, которая пала вследствие обнищания монастыря после татарских нашествий, – король исполнил их просьбу. При этом они жаловались, что по смерти архимандритов воеводы киевские прибирают монастырь к своим рукам и держат до тех пор, пока король не назначит нового архимандрита, берут себе не только имущество покойного, но даже книги и другие церковные вещи; король определил, что вперед, по смерти архимандрита, старцы печерские берут имущество покойного на монастырь, потом вместе с князьями, панами и земянами земли Киевской выбирают архимандрита и просят короля о его утверждении, и до прихода этого утверждения управляют монастырем старцы; за это при каждом избрании архимандрита они дают королю по пятидесяти золотых. Монахи били также челом, что киевские воеводы часто приезжают в монастырь, архимандрит и старцы должны их угощать и дарить, а это им очень убыточно: король постановил, что воевода может приезжать в монастырь только раз или два в год, когда монахи сами его позовут, причем они его угощают, но даров никаких не дают. Король освободил также монастыри от обязанности давать подводы и кормы послам и гонцам татарским. В случае войны монастырь был обязан выставлять на службу десять человек конных и вооруженных. Дошли до нас также королевские грамоты о возобновлении монастырей Межигорского и Златоверхого Михайловского, об установлении в них общин; король берет эти монастыри в свое ведение, дает им право выбирать себе архимандритов. Монастыри продолжают владеть населенными землями. В 1509 году киевский митрополит Иосиф созвал в Вильне собор из епископов, архимандритов и протопопов; собор прежде всего вооружился против тех, которые еще при жизни епископа уже подкупаются на его епископию и берут ее, у короля без совета и воли митрополита, епископов, князей и панов православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Лоренцо Лотто. мученичество святого Стефана, 1513-1517, дерево, масло Джованни Бонконсильо, прозванный Марескалько. Воскресение Христа, около 1525-1530, холст, масло Лоренцо Лотто. Мистическое обручение святой Екатерины, 1523, холст, масло Якопо Негретти, прозванный Пальмой Старшим, Мадонна с Младенцем, святым Иоанно Крестителем и Марией Магдалиной, около 1520, дерево, масло Андреа Кордельяги, прозванный Андреа Первитали. Мадонна с Младенцем, святыми Павлом, Агнессой, донаторами Паоло и Аньезе Кассотти (Мадонна Касотти), 1523, холст, масло Бартоломео Монтанья. Святой Иероним, 1515, холст, темпера, масло Маэстро деи Картеллини. Ангелы с орудиями страстей, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Павел, 1445-1455, дерево, темпера Маэстро деи Картеллини. Святой Петр, 1445-1455, дерево, темпера Баротолмео Виварини. Полиптих из Сканцо: Троица с двумя ангелами. Мадонна на троне. Святой Петр. Святой архангел Михаил. 1488, дерево, темпера Витторе Карпаччо и мастерская. Рождество Богоматери, около 1502-1504, холст, масло Амброджо да Фоссано, прозванный Бергоньоне. Святая Марта. Святой евангелист Иоанн, около 1511-1512, дерево, масло Козимо Тура. Мадонна с Младенцем, около 1475-1480, дерево, темпера Лоренцо Коста. Святой Евангелист Иоанн, около 1480-1481, холст, темпера, масло Джироламо Джовеноне. Мадонна с Младенцем. Святой Михаил, неизвестная святая и донатор. Святая Лючия, святой Доминик и донатор. 1527, дерево, масло Джованни Бузи, прозванный Карьяни. Музицирующая пара. Около 1520-1522, холст, масло Лоренцо Лотто. Положение во гроб, около 1513-1517, дерево, масло Джироламо Дженга. Святой Августин совершает таинство крещения над оглашенными, 1516-1518, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Мадонна с Младенцем. Около 1520, дерево, масло Альтобелло Мелоне. Портрет дворянина. Около 1513, дерево, масло Пьетро Ваннуччи, прозванный Пьетро Перуджино, и мастерская. Рождество Христово, около 1504, дерево, масло Антонелло да Мессина, Якопо ди Антонелло. Мадонна с Младенцем, 1480, дерево, масло, 1480

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-epohu-v...

Михаила с переяславским столпником 55 . Таким образом источники и взаимное отношение различных частей жития уясняются легче, нежели время их составления. Мы видели, что память о святом в продолжение двух столетий была достоянием устного предания, не переходя в обряды церковного чествования. Впервые стремление к этому встречаем в попытке митр. Фотия, не имевшей желанного исхода. Известие о ней дает опору предположению. Житие не всегда являлось вследствие открытия мощей или церковного прославления святого; иногда бывало наоборот. Выше было указано, почему житие Никиты нельзя считать следствием попытки Фотия. Если в начале XV в. является мысль открыть мощи святого, то в этом можно видеть если не влияние самого жития, перед тем появившегося, то действие пробужденного предания о святом, поведшего и к написанию жития, которое по этому можно отнести к концу XIV или к нач. XV в. После Фотия следы памяти о святом опять исчезают. Даже его поиски в могиле столпника впервые описаны более 100 лет спустя по преданию из третьих рук. Повесть о чудесах Никиты XVI в., записавшая это предание, не говорит о повторении попытки. Не смотря на то, что житие Никиты встречается обыкновенно в древнейшей по уцелевшим спискам группе северных житий, имени его не находим в месяцесловах XV в. между именами Леонтия и Игнатия ростовских, митр. Петра, Сергия радонежского и других святых северной Руси, прославленных открытием мощей раньше половины этого века 56 . Из этого видно, что он чтился только местно. Но память о нем опять заметно оживляется с начала XVI в.; с этого именно времени возобновляется ряд описанных чудес его; здесь находим и другие, относящиеся также к началу XVI в. указания на усиленное стремление обновить память о святом 57 . Впервые является мысль устроить в монастыре, где подвизался Никита, храм во имя его, который и был воздвигнуть по благословению митр. Варлаама (1511–1522); ставать крест на месте, где был прежде столп Никиты; чтители памяти святого, беседуя о многих чудесах его, начинают жалеть, что они еще не описаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Недостаток определенных сведений об участии мирян в церковных делах при этом митрополите прекрасно восполняет грамота, данная м. Иосифом православным гражданам Вильны (в Декабр. 1511 г.), определяющая степень их участия в делах своих приходских церквей. „Порассудив со всем крылосом соборной церкви“ митрополит согласился на просьбу Виленских граждан выбирать себе кандидатов в священники и присылать выборных депутатов при проверке церковного имущества наместником митрополита 2544 . Приблизительно от этого же времени сохранилось несколько любопытных данных об одном провинциальном соборе – бывшем в городе Львове в 1522 году, при приезде в него новоставленного епископа – Макария. Этот „соборик“ состоял из местных священников, собравшихся под председательством их епископа Макария. Интерес данного собора состоит в том, что он представляет собою как бы своего рода договор между епископом и его духовенством, определявший права и обязанности каждой из двух договаривающихся сторон. В частности, епископу было предъявлено условие, чтобы он восстановил „крылос и духовную справу“, т. е. устроил бы при своей кафедре нечто вроде постоянного пресвитерского собора, для коллегиального решения всех церковно-судебных дел. Характерно, что эта грамота о правах клирошан“ утвер- —127— ждена была в последствии самим митрополитом и предлагалась, как не что обязательное, для руководства и всем последующим львовским архиереям. От средины XVI века сохранилось два, хотя довольно неопределенных, однако не лишенных интереса, указания на происходившие тогда соборы. Так, в грамоте короля Сигизмунда (13-го февр. 1546 г.) говорится о том, как король, услышавши от многих князей и панов о нерядности и несправе межи духовенства греческого закона, також межи князей и панов и простых людей, и что епископы поступают не по правилам свв. отец“, предложил митрополиту созвать собор, на который и позвать, „кого бы ведали не в закон мешкаючих“ 2545 . Другое подобное же указание дается о Виленском соборе 1558 г., созванном по инициативе митрополита Сильвестра Белькевича для рассуждений „к постановлению веры и закона христианского”. Приступая к устройству этого собора, митрополит испрашивает у короля указа с повелением „всем епископам, архимандритам, преложенным духовного стану закона греческого, съехаться на соборе“... А когда один из архимандритов, позванных на этот собор, не мог на него явиться „про великую старость и зошлость веку его“, то он обещал прислать за себя „духовного научного, прикладного и богобойного, давши и поручивши ему зданье свое“ 2546 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Нифонт , 1778–80. Иоанн в апр. 1780 перев. из Розважского. (†?) Герман , 7 июня 1780–88, 5 апр. † … Пахомий Карпинский 21 авг. 1788–91, уволен на покой (21 мар.). Иосиф , 1791–94. Архимандриты Иннокентий , с 25 июня 1795; архим. с сент. 1798; 6 февр. 1804 перев. в Рыльский Николаевский. Моисей 10 февр. 1804 перев. из Сковородского; до 1814. Дионисий , 1814–23. Варсонофий , 1823–27. Арсений , 1827–30. Серафим , 1830–34. Антоний перев. из Новгородского Кириллова, 1834–39. Иннокентий , 1842–52. Владимир Кобылин , 1853–55,29сент. перев. в Тихвин. Иннокентий , 1856–60. Паисий , 1861–63. Серапион , 1863–64. Иринарх , 1865–69. 15 Ферапонтов, от города Кириллова в 15 верстах; основан св. Ферапонтом в 1398. Упразднён в 1798. [VI, 849.] Игумены Св. Ферапонт Белоезерский † 27 мая 1426. Св. Мартиниан Белоезерский 1426–48, перев. в Троицкую Сергиеву Лавру. Мощи открыты в 1514. Герман , 1450–54. Иоаким (при кн. Михаиле Андреевиче Белозерском). Мартиниан (паки строительствовал с 1455; † 12 янв. 6991). Филофей упом. 1467, а 2 нояб. 1471 хирот. в еписк. Пермского. Иоасаф , кн. Оболенский , 22 июля 1481 хирот. в архиеп. Ростовского. Сильвестр , 1511–14. Акакий , 1522. Мартиниан , 1526. Ферапонт , 1530 (sic), а 9 мар. 1539 хирот. в еписк. Суздальского. Нектарий , 1540. Кассиан , 1543. Гурий , 1545–51. Корнилий , 1554–57. Сергий , 1563. Арсений , 1567. Игнатий , 1568. Евфимий 15 янв. 1580; после на покое в Кирилло-Белоезерском (Акт. Ист., I, 404). Геннадий , 1583–85. Савва , 1597–99. Макарий , бывший Корнилиево-Комельский, определён 31 мар. 1613; упом. 1614. Герасим , 1620–23. Матфей , 1624 и 25. Евфимий , 1625–34. Антоний , 1636–40, уволен 25 апр. Герасим , 1640 и 41, уволен 21 нояб. Иоаким , 1641 и 42. Арсений , 1642–44. Варлаам , 1644–51. Афанасий , 1651–55. Варлаам , 1655–58. Ферапонт , 1658–61. Афанасий , 1661–80. Два сего имени: один уволен, а другой определён в июне 1673. Дионисий , 1681–83. Иона Сямский , 1683–85. Варлаам , 1686 и 87. Иона , 1688–89. Мардарий , 1690–92. Филипп , 1692–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но такой взгляд преп. Максима Грека , при тогдашнем недоверии русских к грекам, был признан смелым и оскорбительным для русского национального чувства. Против Максима поднялся ропот среди писцов и книжников, преданных букве писания, как святыне. Они стали говорить, что Максим не исправляет, а портит книги; что хулами на них он «прилагает велию досаду русским чудотворцам, иже сицевыми священными книгами благоугодиша Богу». Впрочем, на первых порах дело ограничивалось одними толками, потому что преп. Максим находил поддержку в великом князе Василии Ивановиче и митр. Варлааме (1511–1521 г.). Но вскоре обстоятельства переменились. Митрополит Варлаам был удалён с кафедры. Великий князь охладел к Максиму, потому что последний не одобрял развода его с бездетною супругою Соломонией, духовенство также было недовольно им за резкие обличения. В 1525 году был созван собор в княжеских палатах под председательством митр. Даниила (1522–1539 г.), и Максима позвали на суд. Здесь на него было возведено много обвинений, но самым важным из них было обвинение в неправославии: говорили, что он не допускает девства Божией Матери, восшествия Иисуса Христа на небо с плотию, вечного сидения Его одесную Бога Отца и т. п. В доказательство последнего обвинения ссылались на ошибочно сделанные преп. Максимом поправки в Триоди, где вместо слов: «Христос взыде на небеса и седе (оконченное действие) одесную Отца» или «седяй (настоящее действие) одесную Отца» было написано: «седев (прошедшее действие) одесную Отца, седевшего одесную Отца, или сидел одесную Отца». Указаны были и другие ошибки, сделанные Максимом, напр., «не страшно» или «бесстрашно» (вместо »бесстрастно») Божество и т. п. Некоторые из обвинений преп. Максим совершенно отвергал, в других оправдывался недостаточным знанием русского языка 17 , в иных же не сумел оправдаться. Дело кончилось тем, что Максима осудили и сослали в Волоколамский монастырь (в 1525 г.). Здесь ему запрещено было писать и получать письма; его мучили голодом, холодом, дымом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Перед временем унии ей принадлежали: укрепленный замок в г. Владимире и несколько дворов, местечко Квасов, 16 селений в поветах Луцком и Владимирском, волость Купетовская, заключавшая в себе местечко Озерань, 11 селений и рыбных ловель, остров Волослав на р. Луге, на котором находился монастырь св. Онуфрия. 341 Кафедрой владимирских епископов был Успенский собор, освященный первым владимирским на Волыни епископом Стефаном. Этот храм служил усыпальницей владимирских удельных князей, от Всеволода Владимировича († 1015) до Мстислава Изяславича. Храм этот разрушился еще до нашествия татар. Около 1170 г. владимирский князь Мстислав, взамен разрушенного храма, создал другой, тоже в честь Успения Пресвятой Богородицы, доселе называемый Мстиславским. Он несколько раз был разрушаем татарами. После, во время унии, подвергался разным перестройкам в латинском вкусе, а с конца XVIII в. стоит в развалинах. 342 Владимиро-Брестские епископы со времени разделения митрополии. Герасим, бывший на соборе западно-русских епископов 1415 г. Даниил в 1450 г. посвящен был в епископы отступившими от православия цареградским патриархом Григорием Маммою и русским митрополитом Исидором; но потом вызван был м. Ионой на суд в Москву, где принес покаяние и торжественно отрекся от латинства. (А И. I, 53. Преосв. Макария, Ист. Р. Ц. Т. VI, стр. 27, прил. II). Даниил, 1451 г. – Никифор, 1458 г. Феодосий(уп. 1485 г.). – Вассиан I (1487–1497). Вассиан II (1500–1512); в 1509 г. присутствовал на виленском соборе (А. 3. Р. II, 124); в 1511 г. королевской грамотой, по жалобе полоцкого архиепископа, позван на сеймовый суд (А. 3. Р. II, 63, 82). – По смерти Вассиана II упоминается Пафнутий, владыка берестейский и владимирский, 1513–1522. (А. 3. Р. II, пр. 146). Иона, уп. в 1523 г. (А. 3. Р. II, пр. 75, 92). Геннадий, 1539–1546. (А. 3. Р. II, 201, 212). По смерти его, королевскую привилегию на епископство получил Иван Борзобогатый-Красненский; вступил в управление, оставаясь мирянином, и начал самовольно распоряжаться имуществом епископской кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Под именем гнева – ργ, разумеется неприязненное чувство против ближнего 1511 . Что дух молящогеся должен быть совершенно свободен от этого, ясно указывается в Св. Писании 1512 . Замечательно выражение Спасителя: так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его 1513 . – Равным образом, и διαλογισμος – сомнение – противно вере и ослабляет силу молитвы 1514 . Спаситель ясно заповедует удалять всякое колебание духа, ослабляющее веру 1515 . В книге Сираха под сомнением разумеется малодушие 1516 . Свобода от гнева и сомнения есть главное условие молитвы, вообще, потому что истинная молитва обусловливается миром и спокойствием духа молящегося. Истинная молитва совершается Духом Святым 1517 , требует единения с Богом, что невозможно без мира духовного; гнев же и сомнение нарушают этот мир. Апостолы Иаков и Иоанн ясно раскрывают эту истину. Ап. Иаков требует от молящегося веры, свободной от всякого сомнения, а дух, возмущенный разномыслием, он уподобляет морским волнам и не дает ему надежды на получение просимого 1518 . Ап. Иоанн полагает любовь началом духовного мира и в этом мире, не возмущаемом никаким осуждением сердца, он видит надежду на исполнение молитвы 1519 . Мысль Ан. Иоанна совершенно тождественна с толкуемым учением Ап. Павла. Если чистоту рук или непередосудительность внешних действий соединить со свободой от гнева или с чистотой внутреннего чувства, то, очевидно, что Ап. Павел требует того же для исполнения молитвы, чего и Ап. Иоанн, т. е. состояния духа, ни в чем не укоряемого совестью. Апостол не без причины, говоря о молитве, ясно отделяет жен от мужей, последним давая право на открытое действие в молитве, а первым передоставляя только участие в ней 1520 . Далее, он запрещает женщинам и учить 1521 . Все это он делает, как увидим при объяснении 14 ст. настоящей главы, на том основании, что женщины, по своим внутренним свойствам, не могут быть руководительницами в делах веры. Этому нисколько не противоречит то, что в первенствующей Церкви были жены, занимавшие церковно-должностное положение. Разумеем диаконисс. Диакониссы не совершали богослужения, их обязанности были другого рода, о чем будет речь ниже. Кроме того, в первенствующей Церкви некоторые женщины получали дар пророчества 1522 и говорили в христианских собраниях 1523 . Из ревности к последним, могли и другие женщины, не получившие пророческого духа, выступить в собраниях, в качестве пророчествующих 1524 , как это было, напр., у Монтанистов. Это обстоятельство дало повод Апостолу предписать последним более подробные правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010