до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве изгнан из Москвы и пребывал в Киеве до 1390 рукоположен В 1380 управлял с 1382 по 1384 Низложен 11. 09. 1389 Дионисий свт., поставлен, бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 (в заточении) повторно с июля 1388 по 1389 уехал в Грецию; 11.09.1389 Киприан, свт. повторно с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) Иона (Одноушев) свт., бывший епископ Рязанский; поставлен Собором русских епископов (управлял с 1441) с 15.12.1448 31.03.1461 Сведения Феодосий (Бывальцев) свт. избран, бывший епископ Ростовский с 3.05.1461 по 1464 оставил митрополию; 15.10.1475 Филипп, свт. поставлен; бывший епископ Суздальский с 11.11.1464 5.04.1473 Геронтий свт. возведён в сан бывший епископ Коломенский с 29.06.1473 28.05.1489 Зосима (Брадатый) рукоположен с 26.09.1490 по 17.05.1494 отрекся; неизвестно Кафедра около года была свободной Симон свт. рукоположен с 20.09.1495 30.04.1511 (12.01.1512) Варлаам рукоположен с 3.08.1511 по 18.12.1521 сослан; 1522 Даниил (Рязанец) рукоположен с 27.02.1522 по 2.02.1539 сослан, 26.03.1539 отрёкся от митрополии Иоасаф (Скрипицын) свт. рукоположен с 9.02.1539 по 03.01.1542 низложен и сослан; 27.07.1555 Макарий свт. бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 16 (19).03.1542 31.12.1563 Афанасий рукоположен с 5.03.1564 по 16.05.1566 на покое; после 1568 Филипп II (Колычев) свт. рукоположен с 25.07.1566 по 08.11.1568 23.12.1569 Кирилл рукоположен с 11.11.1568 8.02.1572 Антоний избран; бывший архиепископ Полоцкий и Великолуцкий в начале 1581 Дионисий рукоположен с февраля 1581 по 1587 лишён кафедры и сослан; в начале 1587 Иов свт. поставлен; бывший архиепископ Ростовский с 11.12.1587 по 26.01.1589 патриарх Московский и всея Руси Патриархи Московские и всея Руси Имена Сведения Иов (первый патриарх) свт., поставлен; бывший митр. Московский с 26.01.1589 по июнь 1605 в заточении 19.06.1607 Игнатий (самозванец) поставлен Лжедмитрием; бывший митр. Рязанский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

10. ГРИГОРИЙ, Униат, хиротонисан в 1442 году, изгнан. 11. СПИРИДОН, прозванием Сатана, в 1443 году отлучён. По кончине Святого Ионы совершенное воспоследовало разделение Митрополии Всероссийской, и Митрополиты, жившие в Москве начали писаться Московскими и всея России, жившие в Киеве – Киевскими и всея России. Е) Митрополиты Московские и всея России и Киевские и всея России Московские и всея России: Киевские и всея России: 34. ФЕОДОСИЙ Бывальцев возведён на Митрополию Московскую из Архиепископов Ростовских в 1461 году Мая 9 дня Российскими Архиереями; по 4 летнему правлению, в 1465 году, Сентября 3, оставил Митрополию и отошёл в Чудов монастырь, где того же года скончался. 35. ФUЛUNN I возведён на Митрополию из Епископов Суздальских в 1465 году, Ноября 11, скончался в 1473 году, Апреля 5. 36. ГЕРОНТИЙ возведён на Митрополию в 1473 году, Июня 29, из Епископов Коломенских, по 16-летнему правительству, в 1489 году, Мая 28, скончался. 12. МИХАИЛ, а по другим – МИСАИЛ, хиротонисан из Епископов Смоленских в 1474 году, по 3-летнему правлению, в 1477 году скончался. 13. СИМЕОН хиротонисан в 1477 году, правительствовал по 1482 год, в котором и скончался. 14. UOHA I Глезна хиротонисан в 1482 году. Скончался в 1490 году. 37. ЗОСИМА Брадатый, подозреваемый в ереси Жидовской, возведён на Митрополию в 1491 году, Сентября 12, а хиротонисан 26 дня из Архимандритов Симоновских. В 1494 году оставил Митрополию как за подозрение в ереси, так и за невоздержание и отошёл в Симонов, а оттуда в Троицкой Сергиев монастырь. 15. MAKAPUЙ I, Святой, хиротонисан в Вильне из Архимандритов Троицкого Виленского монастыря в 1490 году, убит от Татар в селе Стриголовах над рекой Припятью в 1497 году. 38. СИМОН хиротонисан из Игуменов Троицких в 1496 году, Сентября 20. По 15-летнему правлению Митрополией в 1511 году, Апреля 30, скончался в Чудове монастыре. 16. UOCUФ I, прозванием Салтан, Униат, хиротонисан в 1497 году из Епископов Смоленских, скончался в 1516 году. 39. ВАРЛААМ избран из Архимандритов Симоновских в 1511 году, Июля 27, а хиротонисан Августа 3 того же года. По 11-летнему правлению, в 1522 году, Декабря 17, оставил Митрополию и отошёл на уединение в Симонов монастырь, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Святитель Макарий был поставлен на Митрополичий престол из архиереев. Предшествующее подобное поставление в Русской Церкви было в 1473 году, когда Коломенский епископ Геронтий был посвящен во Всероссийские Митрополиты. Последующие Митрополиты — Зосима (1490–1494), Симон (1495–1511), Варлаам (1511–1521), Даниил (1522–1539) и Иоасаф (1539–1542) — были избраны из настоятелей монастырей. Первым Митрополитом Московской Руси, поставленным из архиереев, был первый автокефальный Митрополит, святитель Иона (1448–1461; пам. 31 марта). Затем из Ростовских архиепископов был поставлен Митрополит Феодосий (1461–1464), из Суздальских епископов — Митрополит Филипп (1464–1473) и, наконец, Митрополит Геронтий. В толковании на 14-е Апостольское правило, составленном при Митрополите Макарии и вклеенном в Кормчую книгу, говорится о нем: “…поставлен бысть пятый Митрополит своими архиепископы и епископы на Москве в соборной церкви Успения Пречистыя Богородица”42. Об этом же говорится и в Житии преподобного Даниила Переславского: “…возведен быс[ть] на превеликий престол Росийския Митрополия пресвященнейший архиепископ Великаг[о] Новаграда, Божий человек, дивный Макарий многым молением благочестиваго царя”43. Благочестие, авторитет, начитанность, просвещенность, образованность, известность, но прежде всего Промысл Божий, возвели святителя Макария на первосвятительский престол Русской Церкви. Между тем некоторые историки видели в поставлении святителя Макария в Митрополиты проявление его связей с Шуйскими, чему в свое время дал убедительную критику церковный историк Е. Е. Голубинский44. Сложность судьбы Митрополитов Варлаама, Даниила и Иоасафа подтверждают доводы Е. Е. Голубинского45. Святитель Макарий — единственный Митрополит, первосвятительское служение которого началось при двух его живых предшественниках, находившихся на покое в монастырях. Непростым было ранее для архиепископа Макария его начало в Великом Новгороде; аналогичная ситуация сложилась и при его вступлении на митрополичью кафедру.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

Святитель Макарий был поставлен на Митрополичий престол из архиереев. Предшествующее подобное поставление в Русской Церкви было в 1473 году, когда Коломенский епископ Геронтий был посвящен во Всероссийские Митрополиты. Последующие Митрополиты — Зосима (1490–1494), Симон (1495–1511), Варлаам (1511–1521), Даниил (1522–1539) и Иоасаф (1539–1542) — были избраны из настоятелей монастырей. Первым Митрополитом Московской Руси, поставленным из архиереев, был первый автокефальный Митрополит, святитель Иона (1448–1461; пам. 31 марта). Затем из Ростовских архиепископов был поставлен Митрополит Феодосий (1461–1464), из Суздальских епископов — Митрополит Филипп (1464–1473) и, наконец, Митрополит Геронтий. В толковании на 14-е Апостольское правило, составленном при Митрополите Макарии и вклеенном в Кормчую книгу, говорится о нем: “…поставлен бысть пятый Митрополит своими архиепископы и епископы на Москве в соборной церкви Успения Пречистыя Богородица”[ 42 ]. Об этом же говорится и в Житии преподобного Даниила Переславского: “…возведен быс[ть] на превеликий престол Росийския Митрополия пресвященнейший архиепископ Великаг[о] Новаграда, Божий человек, дивный Макарий многым молением благочестиваго царя”[ 43 ]. Благочестие, авторитет, начитанность, просвещенность, образованность, известность, но прежде всего Промысл Божий, возвели святителя Макария на первосвятительский престол Русской Церкви. Между тем некоторые историки видели в поставлении святителя Макария в Митрополиты проявление его связей с Шуйскими, чему в свое время дал убедительную критику церковный историк Е. Е. Голубинский[ 44 ]. Сложность судьбы Митрополитов Варлаама, Даниила и Иоасафа подтверждают доводы Е. Е. Голубинского[ 45 ]. Святитель Макарий — единственный Митрополит, первосвятительское служение которого началось при двух его живых предшественниках, находившихся на покое в монастырях. Непростым было ранее для архиепископа Макария его начало в Великом Новгороде; аналогичная ситуация сложилась и при его вступлении на митрополичью кафедру.

http://pravmir.ru/vazhneyshie-vehi-zhizn...

Святитель Макарий был поставлен на Митрополичий престол из архиереев. Предшествующее подобное поставление в Русской Церкви было в 1473 году, когда Коломенский епископ Геронтий был посвящен во Всероссийские Митрополиты. Последующие Митрополиты – Зосима (1490–1494), Симон (1495–1511), Варлаам (1511–1521), Даниил (1522–1539) и Иоасаф (1539–1542) – были избраны из настоятелей монастырей. Первым Митрополитом Московской Руси, поставленным из архиереев, был первый автокефальный Митрополит, святитель Иона (1448–1461; пам. 31 марта). Затем из Ростовских архиепископов был поставлен Митрополит Феодосий (1461–1464), из Суздальских епископов – Митрополит Филипп (1464–1473) и, наконец, Митрополит Геронтий. В толковании на 14-е Апостольское правило, составленном при Митрополите Макарии и вклеенном в Кормчую книгу, говорится о нем: “…поставлен бысть пятый Митрополит своими архиепископы и епископы на Москве в соборной церкви Успения Пречистыя Богородица 42 . Об этом же говорится и в Житии преподобного Даниила Переславского: “…возведен быс[ть] на превеликий престол Росийския Митрополия пресвященнейший архиепископ Великаг[о] Новаграда, Божий человек, дивный Макарий многым молением благочестиваго царя 43 . Благочестие, авторитет, начитанность, просвещенность, образованность, известность, но прежде всего Промысл Божий, возвели святителя Макария на первосвятительский престол Русской Церкви. Между тем некоторые историки видели в поставлении святителя Макария в Митрополиты проявление его связей с Шуйскими, чему в свое время дал убедительную критику церковный историк Е. Е. Голубински 44 . Сложность судьбы Митрополитов Варлаама, Даниила и Иоасафа подтверждают доводы Е. Е. Голубинског 45 . Святитель Макарий – единственный Митрополит, первосвятительское служение которого началось при двух его живых предшественниках, находившихся на покое в монастырях. Непростым было ранее для архиепископа Макария его начало в Великом Новгороде; аналогичная ситуация сложилась и при его вступлении на митрополичью кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Во время борьбы великого князя с последними остатками удельного быта митрополиты, как прежде, усердно действовали в пользу верховной власти; Филипп и Геронтий содействовали великому князю в покорении Новгорода, писали послания о повиновении великому князю в непокорные края – Псков, Вятку и Пермь. Памятниками руководительных отношений церкви к верховной власти служат между прочим два послания к великому князю, одно от митрополита Геронтия и собора духовенства, другое от ростовского епископа Вассиана – оба на Угру, где великий князь в боязливой нерешительности стоял с полками перед ханом Ахматом; оба послания возбуждали его к решительному бою за землю Русскую. Но с другой стороны, при Иоанне, несмотря на его постоянное старание во всем держаться старых форм, под этими формами видим проявления уже новых отношений. Великий князь не любил, например, митрополита Геронтия, пастыря твердого, не боявшегося в случае надобности сказать великому князю решительное слово, и однажды едва не отказал ему от кафедры. В княжение Василия Иоанновича, который развил верховную власть еще больше отца, поставление митрополита происходило даже без соборного избрания, по воле одного великого князя. Преемник митрополита Симона Варлаам (с 1511 г.) чем-то не понравился великому князю, и великий князь заточил его в Спасо-Каменный монастырь. На место его поставлен был (1522 г.), волоцкий игумен Даниил, человек весьма образованный, учительный, искренно преданный верховной власти, но слишком уже подчинявшийся воле властительного и не всегда справедливого великого князя. Один опальный боярин Берсень-Беклемишев говорил о нем: «Учительнаго слова (т.е. великому князю) от него не слышно, и не печалуется ни о ком, а прежние святители сидели на своих местах в мантиях и печаловались государю о всех людях». Слабость духовной власти особенно ясно высказалась в деле о разводе великого князя с его неплодной супругой Соломонией. Есть предание, что против этого незаконного развода были и Максим Грек, живший тогда в России, и восточные святители, приславшие свой голос из Греции.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

К. И. помогал восстановлению запустевших киевских монастырей. В 1523 г. по его ходатайству были выданы королевские грамоты о возобновлении Межигорского в честь Преображения Господня и Михайловского мон-рей. Их братия была освобождена от власти киевского воеводы и получила право выбирать настоятеля. В юж. части Киевской митрополии К. И. прилагал усилия для возобновления заброшенных обителей и устройства в них «общего жития». Иной характер носила его деятельность в сев. части митрополии: он стремился укрепить позиции Православия в таких важных центрах, как столица Великого княжества Вильно и Новогрудок - резиденция Киевских митрополитов. Главный православный храм Вильно - Успенский собор в 1506 г. частично обрушился из-за проводившихся в городе строительных работ. В 1511 г. К. И. добился разрешения короля на восстановление собора. Еще более важные шаги были предприняты в 1514 г. после битвы под Оршей. Тогда, ссылаясь на обет, данный им перед битвой, К. И. добился от короля разрешения от 30 нояб. 1514 г. построить в Вильно 2 каменные церкви - Св. Троицы и свт. Николая. В грамоте, оглашенной в присутствии членов рады, указывалось, что «на этот случай» король отменяет запрет на строительство правосл. храмов, установленный Литовским вел. кн. Витовтом . Для завершения строительства К. И. продал в 1515-1516 гг. свои имения Игумен и Богушевичи за 10 тыс. коп грошей. В 1515 г. К. И. получил у короля разрешение построить мельницу на р. Вилейке, доходы от к-рой пошли на содержание Успенского собора. В 1521-1522 гг. К. И. передал собору и митрополиту имения Шешоли, Крошты и Свираны. На доходы от этих имений в соборе следовало устроить 2 новых престола, где 4 священника и 2 диакона должны были совершать ежедневное поминовение рода Острожских. К. И. стремился также укрепить положение собора во имя св. князей Бориса и Глеба в Новогрудке. 26 нояб. 1517 г. по просьбе магната Сигизмунд I пожаловал собору 5 «служб» людей и 3 пустоши в Церинской волости. В том же году К. И. купил и передал собору имение Быкевичи, в нач. 1519 г.- имение Хоневичи, приобретенное за 100 коп грошей.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

Лука , 3 мар. 1506. Матфей , 13 авг. 1508. Макарий , 15 мар. 1511. 25 авг. 1512. Игнатий , в июне 1514. Сергий , 10 сент. 1517, февр. 1518. Антоний , 20 мар. 1522. Мисаил , 12 мар. 1523. Иларион , 14 апр. 1534. Алексий , 1543 и 1514, сент. Кассиан , 11 июня 1560, 20 янв. 1566, 30 мая 1570. Иоаким избр. 18 февр. 1572. Иона Шешко (sic), 1578. Геннадий , 1591. Никифор , 1592. Рафаил , 1618. Серафим , в мар. 1626. Серапион Бельский , 18 нояб. 1631. Исаия Трофимович-Козловский , в 1633–1638, Братского и сего; упом. 1640–1646 дек. 22; † 15 мар. 1651. [? Митрофан , в мар. 1646.] Иннокентий Гизель 1652 перев из Киево-Кирилловского монастыря, а 1656 – в Киево-Печерскую Лавру. Герман Кердановский в 1680 отказался. Варлаам Ясинский 8 июля 1680 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого, а июня 1684 – в Киево-Печерскую Лавру. Антоний Родивиловский , в 1687–88. Иоасаф Кроковский , Братского и сего мнтрей, с 10 янв. (sic) 1689; 29 июня 1697 перев. в Киево-Печерскую Лавру. Стефан Яворский , с 1697; 7 апр. 1700 хирот. в митр. Рязанского. Прокопий Колачинский 1702 перев. из Братского. Упом. 1706. Амвросий упом. 15 авг. 1708. Христофор Чарнуцкий в 1709 перев. из Киево-Братского. Упом. 1720. Архимандриты Иосиф Волчанский , игум., в мар. 1727 перев. из Киево-Братского монастыря; с 4 апр. 1732 архим.; 30 дек. 1735 утверждён еписк. Могилевским. Назарий Солонина упом. в 1741. Никифор , 1758. Гедеон Сломинский в сент. 1761 перев. из Бизюкова, а в 1768 – в Межигорский. Самуил Миславский 12 авг. 1768 перев. из Киево-Братского монастыря, а 28 дек. хирот. в еписк. Белгородского. Епифаний Могилянский в 1769 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого монастыря; † 1787. Амфилохий Леонтович в 1787 перев. из Межигорского монастыря; 24 июня 1795 хирот в Киевского викария. Иероним Блонский 27 июля 1795 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого монастыря: † 1798... Феофилакт Слонецкий 10 дек. 1798 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого монастыря; 26 апр. 1803 хирот. в еписк. Вологодского. Ириней Фальковский 8 сент. 1803 перев. из Киево-Братского монастыря; 24 февр. 1807 хирот. в викарии Киевской епарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нет ничего странного в том, что предстоятели Русской Церкви менялись, а аппарат митрополичьей кафедры оставался на своих местах. В ряде документов, основной объем которых относится к 50-м годам XV столетия, Василий Карло еще несколько раз упоминается в качестве митрополичьего дьяка. Можно привести и другие примеры «долгожительства» служилых людей митрополитов. Так, например, нам известны имена дьяков митрополита Даниила (1522–1539): Данилы Карпова и Леваша. Данила Карпов был митрополичьим дьяком уже при предшественнике Даниила митрополите Варлааме (1511–1521). Фигура же Леваша еще более примечательна. Впервые он упомянут в качестве митрополичьего дьяка еще в годы предстоятельства святителя Геронтия (1473–1489) и затем неминуемо выступает митрополичьим дьяком при преемниках митрополита Геронтия вплоть до митрополита Даниила, то есть в течение полувека! За верную службу Леваш получил в награду право распоряжения митрополичьим селом Богоявленским. Причина нейтрального именования святителя Ионы «владыкой» в завещании, по-видимому, кроется в особенностях непростого положения, в котором оказался митрополит после своего наречения. Он стал кандидатом на митрополичий престол в обстановке усобицы между потомками Дмитрия Донского, когда духовенство и большая часть знати стояли перед проблемой выбора. Ставленник одной из сторон, конечно, не мог быть принят приверженцами другого лагеря . Не лучше обстояло дело и с духовенством нейтральным, занявшим выжидательную позицию. Поскольку ситуация менялась постоянно, то один, то другой соперник оказывался в выигрыше, подчинение иерарху, ставленнику побежденного лагеря, могло иметь тяжелые последствия. Таким образом, положение святителя Ионы, когда он удостоился чести стать нареченным «в митрополью Рускую», не было устойчивым. Судьба митрополита Ионы несколько напоминает историю митрополита Михаила (Митяя). Известно, что после смерти святителя Алексея Дмитрий Донской посадил на митрополичий стол своего ставленника, архимандрита Михаила (бывшего коломенского священника Митяя, незадолго перед наречением принявшего постриг). Недовольство кандидатурой нареченного митрополита было всеобщим: «И епископи вси, и архимандриты, и игумены, и священницы, и иноцы, и вси бояре, и людие не хотяху Митяа видети въ митрополитехъ, но единъ князь велики хотяше» .

http://pravoslavie.ru/3700.html

«Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) «Монастырь Иосифов», Успенская ц. и «кельи кругом». Рисунок из «Обиходника» игум. Евфимия (Туркова). Ок. 1580 г. (РГАДА. Ф. 1192. Оп. 2. Д. 556. Л. 21) В 1506 и 1507 гг. удельный кн. Юрий Иванович сделал обители щедрые земельные пожалования в Рузском у. с широким судебным иммунитетом. В 1510 г. кн. Юрий передал мон-рю с. Белково с деревнями в Рузском у. Эти владения также получили широкий судебный иммунитет, а все налоги заменил денежный оброк (Там же. 35, 38, 46-48). После смерти кн. Федора Волоцкое княжество вошло в состав великокняжеских владений. В февр. 1515 г. вел. кн. Василий III выдал мон-рю 2 жалованные грамоты на ранее полученные от волоцкого князя земли (Там же. 62, 63). Первую из этих грамот «приказал» давний друг прп. Иосифа дворецкий И. А. Челяднин. В апр. 1515 г. вел. кн. Василий III впервые посетил мон-рь и оказал братии щедрую помощь хлебными пожалованиями и деньгами. Всего, по подсчетам А. А. Зимина , в период игуменства прп. Иосифа И. В. м. получил 27 земельных вкладов, 10 из к-рых - от удельных князей. Поступление денежных вкладов позволяло активно формировать монастырскую вотчину за счет покупки и обмена земельных владений. При прп. Иосифе монастырь совершил 21 покупку и произвел 10 обменов земель. Не вполне ясно, как решился вопрос с преемником прп. Иосифа игум. Даниилом (впосл. митрополит Московский). В Послании вел. кн. Василию III в числе возможных преемников прп. Иосиф назвал имена 10 старцев, среди к-рых имя мон. Даниила отсутствует. В Уставе прп. Иосиф также сообщил, что не оставил братии настоятеля (ВМЧ. Сент. Дни 1-13. Стб. 580). Имя Даниила не встречается ни в одном из монастырских актов вплоть до того времени, когда он стал игуменом. Но в «Выписке» из истории мон-ря, составленной по приказу царя Феодора Иоанновича, говорится, что по благословению прп. Иосифа «избран бысть по нем на игуменство старец Даниил Рязанец и поживе на игуменстве 11 лет и потом возведен бысть на великий престол русские митрополии» (РГБ. Вол. 564. Л. 73-73 об.). Игум. Даниил был поставлен на Московскую митрополию 27 февр. 1522 г., поэтому, вероятно, он фактически выполнял обязанности игумена с 1511/12 г., т. е. еще до кончины прп. Иосифа. В пользу этой версии свидетельствует и Житие, составленное еп. Саввой (Житие прп. Иосифа. 1868. Стб. 490-492). Ок. 1513/14 г. в записи на Евангелии инок Нил (Полев) именует Даниила игуменом и духовным отцом (РГБ. Ф. 113. 39. Л. 1). По сообщению анонимного Жития, прп. Иосиф оставил свои заповеди братии во главе с игум. Даниилом (Житие. 1903. С. 46). По-видимому, Даниил являлся священником и духовником братии и, согласно Уставу, с 1511/12 г. ведал духовными делами, в то время как хозяйственную и др. деятельность в период болезни прп. Иосифа контролировали келарь, казначей и соборные старцы. Состав братии и церковно-политическое значение И. В. м. в XVI в.

http://pravenc.ru/text/673721.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010