6 . Разве справедливо, когда нечто подобное встречается в Евангелии, укрываться за аллегориями и новыми толкованиями, а когда дело касается Ветхого Завета, сразу обвинять и не принимать никаких объяснений, какими бы правдоподобными они ни были? И как бы они ни пытались разъяснить стих, где сказано: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ), ничего у них не получается. Но я надеюсь, что принадлежу Церкви и что мое имя будет связано не с именем какого-нибудь ересиарха, а с именем Христа, благословенным по всей земле. Я хочу в делах и мыслях быть и называться христианином и как в Ветхом, так и в Новом Завете ищу разумности. 7 . Бог говорит: «Я умерщвляю»; и я охотно признаю, что Бог умерщвляет. Ибо когда я живу, как человек, а во мне живет ветхий человек, я хочу, чтобы Бог умертвил во мне ветхого человека и воскресил меня из мертвых. Ибо сказано: «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба… И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:47, 49 ). Стих «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» ( Ин.9:39 ) толкуется следующим образом. Все мы, люди, обладаем как зрением, так и слепотой. Адам и видел, и не видел. И о Еве сказано, что до того, как открылись ее глаза, она видела: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз…; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Таким образом, они не были слепы, они видели. 8 . Далее сказано: «И открылись глаза у них обоих» ( Быт.3:7 ). Следовательно, они были слепы и не видели, и потом их глаза открылись. Однако до этого они хорошо видели, но после того, как они нарушили Божье повеление, их зрение ухудшилось, а когда грех проник в них, они утратили зрение, то есть послушание. Таким же образом я понимаю то место, где Бог говорит: «Кто делает [человека] немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли Господь Бог?» ( Исх.4:11 ). У человека есть очи телесные, которыми он воспринимает вещи земные, в соответствии со своим плотским разумением, о котором в Писании сказано: «Никто да не обольщает вас, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» ( Кол.2:18 ). Есть у нас и другое око, противоположное плотскому, которое лучше и воспринимает Божественную премудрость. Но это око было слепо. Иисус пришел, чтобы оно стало зрячим, чтобы те, кто были слепы, прозрели, а те, кто видели, ослепли. Так должно понимать тот стих, который мы разбираем сегодня, а именно «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Воскресли святые, чтобы, говоря об Иисусе Христе, они заслуживали доверия. После того, как явились, они опять умерли. Мф.27:54 .  Сотник ( εκατονταρχος) же и иже с ним стрегущии Иисуса, видевше трус и бывшая, убояшася зело, глаголюще: воистинну Божий Сын бе Сей. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Этого сотника Марк ( Мк.15:39 ) назвал латинским словом κεντυριων начальником сотни, потому что греческое εκατον – то же, что латинское centum, κεντουμ. " Видев же, – говорит, – сотник ( κεντυριων) стояй прямо Ему, яко тако возопив издше, рече: воистинну Человек Сей Сын бе Божий» ( Мк. 15:39 ). Увидев, что Иисус Христос после того, как открыто назвал Бога Отцом и засвидетельствовал, что в руки Его предает дух Свой, через несколько времени испустил дух, – увидев также, как страшно было все случившееся в это время, сотник признал, что это был Сын Божий. Лука ( Лк.23:47 ) говорит о нем: «видев же сотник бывшее, прослави Бога, глаголя: воистинну Человек Сей праведен бе», праведным человеком называя, как я думаю, Сына Божия; или – прежде просто сказал, что человек этот был праведен, а потом даже, что это был Сын Божий. Лука же ( Лк.23, 48 ) прибавил, что весь народ, сошедшийся на это зрелище, возвращался, бия себя в грудь. Не смея говорить из страха пред первосвященниками, народ бил себя в грудь, указывая этим на внутреннюю скорбь. Из прежних чудес и из того, что происходило в то самое время, он понимал, что это был Божий человек и что Ему сострадает и тварь, не перенося Его страдания. (Некоторые говорят, что уйдя после погребения Иисуса Христа, Богородица от сильной скорби заболела, и не была в состоянии уже приходить после этого ко гробу, но лежала и плакала до тех пор, пока не было возвещено Ей о Воскресении). Так как жен было много, то перечисляются наиболее замечательные. Некоторые говорят, что называемая евангелистами иногда матерью Иакова и Иосии, иногда Мариею Иаковлевою, а иногда Мариею Иосиевою есть Богородица, потому что это были сыновья Иосифа; и как по Божественному Домостроительству отец их Иосиф называется мужем Богородицы, так, с другой стороны, и они – сыновьями Ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Обновление падшего человека, начатое в Крещении, окончательно и вполне совершится обновлением для вечной и блаженной жизни. Хотя грех , и по обновлении св. Духом ( 1Тим.3:5 ), возникает в крещенном во время земной его жизни, но возрожденный Крещением имеет уже благодатную силу побеждать и здесь на земле и совершенно победить грех в будущем веке. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, не грешит; но хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин.5:4,18 ). А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим.8:10–11 ). И так Крещение есть дверь спасения. Только страдания за Иисуса Христа, иногда не допускавшие Мучеников принять Крещение, заменяли оное, по учению Самого Господа, Который назвал чашу страданий Крещением ( Мк.10:38–39 ). Согласно с словами Господа, страдания за Него называются истинным Крещением в постановлениях Апостольских и в писаниях Отцов Церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова и других 265 . Будучи необходимо для спасения, Крещение издревле совершается, как над возрастными, так, и над младенцами. Пример вступления последних в Завете с Богом представляют младенцы Ветхозаветной Церкви, которые в восьмой день по рождении своем принимали обрезание, – знамение завета с Богом. Так младенцы вступают в Новый Завет , в котором Крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), и в который вступать внушает младенцам Сам Господь, сказавший: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ), внушают и св. Апостолы, призывая ко Крещению всех без изъятия ( Деян.2:38–39 ), и благовествуя о Крещении целых семейств ( Деян.16:15,33; 18:8 ; 1Кор.1:16 ) и целых селений ( Деян.8:14 ), где конечно были и младенцы. О крещении младенцев в древние времена Христианства свидетельствуют постановления Апостольские 266 , и многие писатели Церкви, как то: Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии, Ориген , Священномученик Киприан 267 , Отцы Карфагенского 4-го Собора, св. Амвросий Медиоланский 268 , Бл. Августин 269 и другие. Ориген пишет, что Крещение младенцев совершается для очищения греха прародительского, и по Апостольскому преданию 270 . Собор Африканский 4-й, в 254-м году держанный под председательством св. Киприана, постановил крестить младенцев без отлагательства на том основании, что дары св. Духа сообщаются крещаемым по вере, а не по дням и возрасту 271 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Hemmerdinger В. Essai sur 1 " histoire du texte de Thucydide. Paris, 1955, pp. 33—39). Можно отметить, что древнейшей из сохранившихся датированных минускульных рукописей является Четвероевангслие [Порфирия Успенского] из собрания Публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Его имеющий чрезвычайно важное значение колофон, написанный монахом Николаем, впоследствии настоятслем Студийского монастыря, датирован 7 мая 6343 г. (=835 г.). Эта рукопись создала исследоватслям множество проблем. С точки зрения палеографии почерк рукописи представляется слишком зрслым и хорошо развитым, чтобы относиться к началу минускульного периода. Тем не менее среди сохранившихся списков не имеется каких бы то ни было предшественников этой рукописи. Изложение проблемы см. в работе DiuerA. A Companion to the Uspenski Gospels. - Byzantinische Zeitschrift, XLTX, 1956, pp. 332-335. " минускул " происходит от лат. minuscuhis — " очень маленький " . Минускульные буквы стали называть так, поскольку, как правило, они были меньше заглавных и унциальных букв. Кроме отдсльных свидетсльств античных авторов (подборку которых см. в работе BaloghJ. Voces paginarum. - Philologus, LXXX, 1927, pp. 84— 109, 202—231; имеется также и отдсльное издание), необходимо принять во внимание текст Деян 8:30, согласно которому Филипп " услышал " , как евнух-ефиоплянин читал пророка Исайю, что указывает именно на чтение вслух для самого себя. Ср. также заключение Второй книги Маккавейской: " то я и кончу здесь мое слово. Если я изложил его хорошо и удовлетворитсльно, то я сего жслал; если же слабо и посредственно, то я сдслал то, что было по силам моим. Неприятно пить особо вино и тотчас же особо воду, между тем вино, смешанное с водою, сладко и доставляет удовольствие: так и состав сочинения приятно занимает слух читатсля при соразмерности " (15:37-39). См. также: Hen-drickson GL Ancient Reading. - Classical Journal, XXV, 1929, pp. 182—196; ChaytorHJ. The Medieval Reader and Textual Criticism. - Bulletin of the John Rylands Library, XXVI, 1941 — 1942, pp.

http://sedmitza.ru/lib/text/432331/

(Об исцелении Господом бесноватого в Гадаре. Мк.5:1–20 ; Лк.8:26–39 .) 39. Исцеление десяти прокаженных Лк.17:11–19 . При входе в одно селение Иисус Христос встретил десять прокаженных мужей (больных проказой, болезнью заразительной и редко излечимой). Девять из них были Иудеи, а один Самарянин. Они издали кричали: «Иисус наставник, помилуй нас!» Иисус Христос сказал им: «пойдите, покажитесь священникам». У Иудеев был закон, по которому каждый, получивший исцеление от проказы, должен был явиться к священнику и принести Богу благодарственную жертву. Поэтому идти к священнику для прокаженного значило то же, что выздороветь. Больные пошли и в пути почувствовали, что они здоровы. Но из исцеленных один только Самарянин возвратился принести благодарность Господу. Иисус Христос указал Своим ученикам на то, что Самарянин (отщепенец от веры) стал выше Иудеев, гордившихся своей праведностью. Он сказал им: «не десять ли очистились; где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» и потом обратился к Самарянину со словами: «встань, иди; вера твоя спасла тебя». Учение Иисуса Христа. Учение Иисуса Христа о царстве Его на земле (Притча о сеятеле) Лк.8:4–15 ; Мф.13:1–23 ; Мк.4:1–25 . Иисус Христос учил, что все верующие в Него (христиане) составят царство Божие на земле, иначе сказать церковь Христову, и что в этом царстве будет пребывать каждый, кто с верой примет учение Его и будет стараться исполнять святой Закон Его. Это Он высказал в притче о сеятеле. Иисус Христос сказал: «Вот вышел сеятель сеять. Одно зерно упало у него при дороге и было потоптано, или птицы поклевали его. Другое упало на каменистое место, где немного было земли, пустило корень и росток; но корню негде было окрепнуть, и росток завял. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и принесло плод, одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать». Ученики Иисуса Христа спросили у Него, что значит эта притча, и Он так объяснил им: «Сеятель есть Он – Христос; семя – слово Божие; земля – душа человеческая. Затоптанная земля при пути означает душу беспечную, рассеянную, невнимательную; диавол приходит и похищает посеянное в ней слово. Каменистая земля – это душа непостоянная, которая с радостью принимает слово и верует в него, но при первой беде и напасти оставляет его. Земля с тернием – душа, занятая заботами века сего, богатством и наслаждениями житейскими, которые заглушают в ней доброе слово, и не приносит оно плода. Добрая земля – душа внимательная и свободная от суеты; такая душа, услышав слово Божие, хранит его в добром и чистом сердце, и оно приносит плод – добрые дела». 41. Заповедь о любви к Богу и ближнему и учение о том, кто наш ближний (Притча о милосердом Самарянине)

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

И в руке его острый серп. Некогда «вышел сеятель сеять» – это о первом пришествии Христа. Теперь же – Суд, жатва. «Жатва есть кончина века» ( Мф. 13:39 ). Некогда Господь говорил ученикам: «Молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф. 9:38 ). Теперь же Он грядет с острым серпом в руке Своей. Откр.14:15 И вышел другой Ангел из храма (имеется в виду небесный храм, уже ранее виденный Иоанном – Г. Ф.) и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. Ангельские силы взывают ко Христу: пусти серп твой и пожни , начни Свой праведный Суд, раздели верных от неверных, воздай каждому по делам его, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела . Когда колос созрел, то он требует, чтобы его пожали и убрали в житницу. «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» ( Ин. 4:35 ). Ангел, взирая на все происходящее на земле, да и получив, видимо, особое указание от Бога, видит, что мир созрел, все готово. Созрело человечество в своих грехах и беззакониях. Это уже не младенческие грехи, это – зрелые плоды лукавого. Дальше – некуда! Зрелый колос гнется к земле. Созрела и Церковь Божия «в меру полного возраста Христова» ( Еф. 4:13 ). Небесным светом сияют мученики и подвижники последнего времени, отсеяны все полуверные через сито гонений антихриста. Говорит небесный Жених Своей невесте-Церкви: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! Со мною с Ливана, невеста! со мною иди...» ( Песн. 4:7 ). «И Дух и невеста говорят: прииди!» (22,17) своему небесному Жениху. Взывает ангел: пусти серп твой и пожни, жатва на земле созрела. Откр.14:16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. Видел это и древний пророк Иоиль: «Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела... близок день Господень к долине суда» ( Иоил. 3:12–14 ). И поверг сидящий на облаке , т. е. Христос, «ибо Отец... весь Суд отдал Сыну» ( Ин. 5:22 ) серп свой на землю, и земля была пожата. Серп Страшного суда повергнут на землю . Жнецы-ангелы ( Мф. 13:39–43 ) приступили к совершению жатвы. Собраны праведные, отделены беззаконные – и земля была пожата . ...Осенний ветер уныло завывает над пустыми полями, Пшеница – в житницах, плевелы – в огне.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

«Иерусалим! – воскликнул Христос, обращаясь к книжникам и фарисеям, – Сколько раз Я хотел собрать дети твоих, как птица собирает птенцов своих, и вы не захотели. И вот оставляется дом ваш пуст». С этими словами Господь вышел из храма, и больше уже не возвращался в него. В эти дни Христос уходил на ночь в Вифанию. Как ни желали враги Господа схватить Его скорее, все же они было решили сделать это после Пасхи, когда народ, любивший Его, разойдется из Иерусалима. Но вдруг к ним пришел в среду один из учеников Христовых, жадный до денег и вор Иуда Искариотский, и спросил первосвященников, что они дадут ему, если он предаст Иисуса. Те предложили ему тридцать сребреников (на наши деньги около тридцати рублей, то есть цену, за которую продавали плохих рабов). Иуда согласился и ждал только удобного случая, чтобы исполнить свой страшный умысел. 38. Тайная вечеря (Мф. 26:17–30; Лк. 22:7–38; Ин. 13:1–38) В четверг пошел Иисус Христос опять в Иерусалим с двенадцатью учениками Своими и вошел в дом, где ему заранее была приготовлена комната. Это была Его последняя вечеря с апостолами. Пришедшие с дороги имели обыкновение омывать свои запыленные ноги. Это омовение делал раб, или слуга. Христос же, войдя в горницу, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался, влил воды в умывальницу и Сам омыл ноги Своим ученикам, отер полотенцем и потом сказал им: «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно называете. Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны омывать ноги (то есть служить) друг другу. Я подал вам пример». И потом, во время самой вечери Христос взял хлеб, благословил его, разломил и, раздавая апостолам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов». Затем взяв чашу с вином и благословив, Он подал и ее ученикам, говоря: «Пийте от нея вси; сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Потом Господь добавил: «Сие творите в Мое воспоминание». Таким образом Господь установил здесь таинство причащения. Причащение называется таинством, потому что, каким образом хлеб и вино становятся в нем истинными Телом и Кровью Христовыми, это для нас тайна: это известно только Господу Богу. Вечеря Христова, на которой это таинство было установлено, называется Тайной вечерей. О важности для христианина приобщения св. Таин Христовых было сказано в 1-ом Отделе. На Тайной вечере Господь сказал апостолам, что один из них предаст Его. Апостолы в страхе и смущении спрашивали Его, каждый о себе: «Не я ли, Господи?» Когда спросил Иуда, Господь ответил: «Ты сказал», а затем, обратившись к нему, молвил: «Что делаешь – делай скорее». Иуда понял, что ужасный замысел его открыт, вышел из дома и пошел к врагам своего Учителя. 39. Прощальная беседа Христа с учениками. Молитва Его в Гефсиманском саду (Ин. 13:33–38, 14, 15, 16, 17, 18:1–12; Мф. 26:30–56; Мк. 14:26–42; Лк. 22:39–54)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

41. Тут возроптали 8. а я не пойду а я (еще) нейду В Греческом настоящее время; и хорошо удержать его. Еще – есть в Греческих списках и указано в Славянской библии; и нужно, чтобы в словах Спасителя не было разногласия с последующим его действием 995 . 17. в сем учении 20. бес в тебе 23. Есть ли в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев. Есть ли принимает человек в субботу обрезание, так что сим не нарушается закон Моисеев Греческий текст допускает сей перевод: и он согласен с целью речи Спасителя 998 . 24. по лицу 1. Елеонскую (масличную) 5. ты же что скажешь? 6. наклонясь 33. племя Авраамово 39. отец наш Авраам 3. но чтобы 15. Тут и фарисеи спросили его 41. что видим 2. А кто входит дверью, тот пастырь овцам А входящий дверью есть пастырь овец. Последний перевод может иметь более определенный смысл: пастырь отличается тем, что входить дверью. А тот перевод дает слишком широкий смысл, будто всякий входящий дверью есть пастырь. Дверью может входить и не пастырь 1008 . 33. бросаем на тебя камни 41. хотя Иоанн 19. утешать их по брате их 55. со стороны 57. чтобы взять 39. что опять сказал Исаия: 1. Пред праздником Пасхи, Иисус, зная, что пришел час Его перейти из мира сего к Отцу, возлюбивши своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Пред праздником Пасхи, Иисус зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Прибавка необходима, чтобы речь имела правильный и ясный смысл. Иначе – пред праздником Пасхи возлюбив своих сущих в мире – есть ли тут сообразность? Пред праздником Пасхи до конца возлюбил их – есть ли тут сообразность? 1015 4. снял с себя одежду снял с себя верхнюю одежду Снять с себя верхнюю одежду – значит остаться в нижней одежде. Снять с себя одежду – значить остаться нагим 1016 31. прославился о Нем 18. прежде вас возненавидел 26. засвидетельствует 17. друг другу 20. в радость будет XVΙΙΙ. 5. Иисуса Назарянина 1. бичевал 19. надписал надпись 24. Да сбудется реченное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

68. И говорит Господь: Я вывел народ из земли Египетской, из дома рабства, и вы обесславили имя Мое (34, 13, 16). 69. Посему так говорит Господь: вы не послушались Меня в том, чтобы каждый объявил свободу брату своему и ближнему своему, за то вот Я, говорит Господь, объявлю вам свободу подвергнуться мечу, моровой язве и голоду, и отдам вас на озлобление во все царства земли (34, 17). 70. Сыновья Ионадава выполняли заповеди отца своего и вина не пили, и жили в простоте, как странники, а народ Израилев не слушает Бога. 71. Царю и князьям народа пророк читал Закон Божий, а царь сжег свиток на огне, и никто не убоялся Бога и не каялся (36, 23). 72. По слову Божию, пророк написал новый свиток и добавил, что Бог пошлет царя Вавилонского разорить землю, а труп Иоакима, царя Иудейского, бросят на зной дневной и на холод ночной (36, 30). 73. Князья же озлобились на Иеремию пророка и били его, и заключили в темницу (37, 15). 74. А пророк говорил, что в городе погибнут от меча, голода и моровой язвы, а кто выйдет к халдеям, будет жив (38, 2). 75. Тогда взяли Иеремию и бросили его в яму Малхии, сына царя; в яме той не было воды, а только грязь, и погрузился Иеремия в грязь (38, 6). 76. Навуходоносор, по слову пророка, взял Иерусалим и убил вельмож, а царю Седекии выколол глаза (39, 6–7). 77. Остаток народа отвели в Вавилон, в плен (39, 9). 78. А пророка Иеремию царь вавилонский отпустил на свободу, ибо он узнал, что тот служитель Божий. 79. Десять дней молился пророк за народ свой, оставленный во Иерусалиме, и Господь сказал народу: Не бойтесь царя Вавилонского, он умилостивится к вам, не ходите жить в Египет, ибо вы там умрете от меча и голода. 80. А народ не послушался Господа и пошел в землю Египетскую. 81. Египтяне кадили богине неба и совершали идолослужение, а Бога истинного не бо ялись. 82. И Господь послал царя Вавилонского, поразил Египет и иудеев, не послушавших пророка, наказал. 83. Пророчествовал пророк, что Бог накажет и Вавилон, ибо там служат истуканам, и пустыня, сухая земля и степь будут там (50, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010