«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». ( Пс.138:7–10 ). Текст данного Псалма не вызывает никаких сомнений. Только он почему-то не вписывается в учение Свидетелей Иеговы. А поскольку в данном Псалме ничто не указывает на фигуральность, то Свидетели Иеговы просто объявляют его смысл не таким, какой он есть на самом деле на основании неких других стихов Писания. Давайте посмотрим, могут ли другие приведенные в данном журнале Сторожевая Башня стихи перекрыть прямое исповедание о вездесущности Бога Иеговы? «призри от святого жилища Твоего, с небес» ( Втор.26:15 ); «Ибо Христос вошёл не в рукотворное святое место, устроенное по образу истинного, но в само небо, чтобы предстать теперь за нас перед лицом Бога». ( Евр.9:24 , ПНМ). Эти стихи опять нам ничего не сообщают об ограниченности Бога. Текст Второзакония следует рассматривать также, как и рассмотрена 8-я глава 3 Царств. В послании к евреям подразумевается, что Христос чтобы предстать перед лицом Божиим вошел в небо как в духовную сферу, а не в тварное небо. С другой стороны, чтобы предстать перед лицом Божиим не обязательно быть только на небесах: «от лица Твоего куда убегу?» ( Пс.138:7 ). Таким образом в приведенных стихах не содержится никакой информации чтобы дать основание для объявления текста Пс.138:7–10 как неудолетворяющему понятию вездесущности Бога. «Вопреки распространенному мнению, Бог не вездесущий. Он живет в духовной сфере и у него есть «место обитания» ( 3Цар.8:39 ; 2Пар.6:39 )»; «Но, находясь на небесах, Бог может послать свою действующую силу в любое место духовной сферы и материальной Вселенной ( Пс.138:7 )». (Пробудитесь! Июль 2006 г., стр. 15). 6-я глава 2 Паралипоменон дублирует 8-ю главу 3 Царств. Поэтому здесь доказательства аналогичны уже приведенным в этой статье: «Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я». ( 2Пар.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tajnoe-t...

2Пар.32:5 ) и Манассии. Как видно из упомянутых в сейчас приведенном месте 2 книги Паралипоменон пунктов – Геон (ср. 3Цар.1:39 ; 2Пар.32:30 ), Рыбные ворота ( Неем.3:3,12:39 ; Соф.1:10 ) и Офел ( 2Пар.27:3 ; Неем.3:26 ) видно, что стена эта начиналась у западной (Геон) или северо-западной части Иерусалима, огибала затем весь север города до Рыбных ворот на северо-востоке и, поворачивая затем к югу, захватывала юго-восточный отрог горы Мориа – так называемый Офел, (ср. у И. Флавий, Иудейские Древности 10:3, 2). Кроме летописей царей Израильских (в ( 4Цар.20:17 ) – «царей Иудейских») свящ. писатель 2 книги Паралипоменон цитирует в качестве источника для истории Манассии записи некоего Хозая (евр. дибре-Хозай), вероятно, одного из современных этому царю пророков. Погребен был при доме своем, в саду некоего Уззы (ст. 18; ( 2Пар.33:20 ); И. Флавий «Иудейские древности». Книга X, гл. 3, 2), которого некоторые (Бенцингер, Киттель) отождествляют с известным царем Озиею-Азариею ( 4Цар.15:1 и др.), другие (Кейль, Бер) видят здесь имя неизвестного лица, прежнего владельца сада, в котором после был построен дворец; предположительно помещается в долине Тиропеон (Onomast. 700) у подошвы Офела. 4Цар.21:19 .  Двадцати двух лет был Аммон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме; имя матери его Мешуллемеф, дочь Харуца, из Ятбы. 4Цар.21:20 .  И делал он неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; 4Цар.21:21 .  и ходил тою же точно дорогою, которою ходил отец его, и служил идолам, которым служил отец его, и поклонялся им, 4Цар.21:22 .  и оставил Господа Бога отцов своих, не ходил путем Господним. 4Цар.21:23 .  И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его. 4Цар.21:24 .  Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. 4Цар.21:25 .  Прочее об Аммоне, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских. 4Цар.21:26 .  И похоронили его в гробнице его, в саду Уззы. И воцарился Иосия, сын его, вместо него. Сравните ( 2Пар.33:21–25 ). 15-й царь иудейский Амон, сын и преемник Манассии, был во все короткое свое царствование, 643–641 гг., ревнителем нечестия отца в первую и большую его часть, но не подражал его покаянию. Указание на его языческий образ мыслей и настроение некоторые видели в самом имени Амона (у И. Флавия «Амос»), сближая его (Евальд и др.) с именем известного египетского божества Амона; вероятнее, впрочем, что это еврейское имя (ср. 3Цар.22:26 ; Неем.7:59 ). Ятба (ст. 19 у LXX-mu: Ιετβα, Vulg.: Jeteba, у И. Флавия: Иовата, слав. Иетева, Onomasm. 547) – неизвестное селение, вероятно, в Иудином колене. Нечестие царя, несомненно, находило отклик и сочувствие в народе. Заговор придворных («слуги», ст. 23) против Амона и убийство его произошло, конечно, не из борьбы на почве религиозных верований, так как эти придворные были, вероятно, столь же чужды религии Иеговы, как и сам царь (против И. Флавия, Иудейские Древности, 10:4, 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К Иисусу прикасались руками. Иисус предложил Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои» ( Ин. 20:27 ). Уверовавший Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин. 20:28 ). Точно так же, когда Мария прильнула к Иисусу после Его воскресения, Он велел ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему» ( Ин. 20:17 ). Матфей добавляет, что женщины ухватились за ноги Иисуса и поклонились Ему ( Мф. 28:9 ). Позднее, когда Иисус явился десяти ученикам, Он сказал: «посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите» ( Лк. 24:39 ; курсив Н. Г.). Воскрешённое тело Иисуса было вполне физическим телом, к которому можно было прикоснуться и даже потрогать раны от гвоздей и копья. У Иисуса было тело из плоти и костей. Возможно, самым сильным свидетельством физической природы воскрешённого тела выступает решительное предложение Иисуса: «осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк. 24:39 ). Затем Он дополнительно подтвердил это, спросив учеников, есть ли у них пища, и тогда «они подали Ему часть печёной рыбы и сотового мёда. И, взяв, ел пред ними» ( Лк. 24:42–43 ). Павел справедливо указывает, что греховные «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» ( 1Кор. 15:50 ); но плоть Иисуса греховной не была, ибо Он не знал греха ( 2Кор. 5:21 ; Евр. 4:15 ). Он имел плоть, но без плотских вожделений. Греховной человеческой плоти у Него не было ( Евр. 4:15 ), и всё же Он умер и воскрес из мёртвых в реальной человеческой плоти (sarx; Деян. 2:31 ). Иоанн подчёркивает сохраняющуюся телесность воплотившегося в человека Иисуса, когда предостерегает: «многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего [и пребывающего] во плоти» ( 2Ин. 1:7 ). Употребление в древнегреческом оригинале причастия настоящего времени подразумевает, что Христос оставался во плоти и в тот момент, когда это писалось. Утверждения о том, будто бы до Воскресения эта плоть была физической, а после Воскресения – уже нет, представляют собой разновидность гностицизма или докетизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

Эти слова стали завещанием, которое Христос, покидая мир, оставил всем будущим поколениям Своих учеников. Страдания, смерть и погребение Иисус многократно предсказывал Свою смерть. Он знал, что пришел в этот мир, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). На смерть Он шел, повинуясь воле Своего Отца. По-человечески Иисус боялся смерти. В ночь перед арестом Он говорил ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Обращаясь к Отцу, Он молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:38–39 ). При этом «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ). В то же время, зная о неизбежности смерти, Он безропотно принял волю Отца. Послушание Отцу было у Него абсолютным: Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Камень Моления о Чаше в Гефсиманском саду Поцелуй Иуды. Барельеф. Кафедральный собор св. Петра. Германия, Бремен. 14 век Иисус был осужден на смерть иудейским Синедрионом 39 и распят по приговору римского префекта Понтия Пилата 40 . На суде Он не искал оправдания, молчаливо сносил обвинения и насмешки, был подвергнут издевательствам и бичеванию. Иисус был распят на кресте. Умирал Он в тяжких мучениях. Когда римские воины прибивали Его к кресту, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). На кресте Он взывал к Своему Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Несение креста. Эль Греко. Испания. 1577 г. Распятие. Икона. Россия. 15 век Церковь верит, что Иисус ни на мгновенье не был оставлен Богом Отцом, но, чтобы спасти людей, Он должен был испытать тяжкие страдания – не только физические, но и душевные. Иисус добровольно принял на Себя чашу страданий и должен испить ее до дна. А дном человеческого страдания и самым сильным испытанием, которое может выпасть на долю человека, является богооставленность – молчание Бога, Его кажущееся отсутствие. В страданиях Иисуса на кресте в наивысшей мере проявилась Его солидарность со всеми страдающими – в том числе теми, кто, страдая, сомневается в присутствии Бога, жалуется на Бога, ропщет и унывает. Иисус не жалуется и не ропщет, Он не сомневается и не колеблется, но ощущаемая Им непереносимая физическая боль помножена на ту нравственную муку, которую Он испытывает как Человек, оставшийся наедине с ужасом предсмертной агонии. Он не был покинут Богом, но Ему надлежало пройти через опыт богооставленности, потому что Он «должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Удивительно, как люди одну и ту же статью понимают по-разному........, а смысл - один для всех, и он не зависит от того, кто как его трактует......Если внимательно читать, не выдирать слова из контекста (а то уже здесь усматривают и расовую неприязнь и т. д.), то статья ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ, настраивает на мысли о БОГЕ, о том, что действительно важно в жизни, о вечном.........Не кто не говорит о том, что работать для женщины - это не допустимо, а говорится о том, что РАБОТАЯ,ПРОФЕССИОНАЛЬНО РАЗВИВАЙСЯ, НО НЕ В УЩЕРБ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНЫХ ВЕЩЕЙ, ДУХОВНОСТИ....!!!!!!!! Автору большое спасибо за статью!!!! Евгений 15 марта 2010, 00:17 И, действительно, свидетельствую: если бы не скорби, которые понёс в своё время, то я бы не задумался о своём безбожном безумии и не пришёл бы к вере. И могу сказать, что то что казалось тогда " плохо " , теперь видится благим. Во-вторых: нужно жить скромнее, оставив многозаботливость, и помнить что мы странники и пришельцы на земле. И об этом написано: " В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их»=Пс. 48,12-14= А мы одежды, которые есть средства прикрыть наготу, сделали предметом гордыни. То же касается и жилищ, и машин, и прочая. Евгений. le-73@yandex.ru Евгений 15 марта 2010, 00:16 Таким образом, не имея в себе полноты веры и праведной надежды на Бога, мы имеем страх за завтрашний день, который и заставляет нас участвовать в крысиных бегах. Кстати, могу свидетельствовать из опыта, что когда совершенно полагаешься лишь на Господа, то происходят настоящие чудеса, ибо приходит, откуда не ждёшь. Другое дело - когда, кажется, что Господь не помогает, надо помнить, что Он всегда помышляет о нас и мысли эти от противного. Вот и написано: " Посему я с самого начала решил, обдумал и оставил в писании, что все дела Господа прекрасны, и Он дарует все потребное в свое время; и нельзя сказать: " это хуже того " , ибо все в свое время признано будет хорошим. Итак, всем сердцем и устами пойте и благословляйте имя Господа " .=Сир. 39,39-42=

http://pravoslavie.ru/5769.html

Мф.27:53. И изшедше из гроб, по Воскресении Его, внидоша во святый град, и явишася мнозем.и, выйдя из гробов по Воскресении Его, вошли во святой град и явились многим.    Вышли и явились, чтобы не показалось призрачным отверстие гробов и воскресение усопших. После Воскресения Иисуса Христа они вышли из гробов, вошли во святой город и явились многим, чтобы эти последние из их воскресения убедились в Воскресении Спасителя, заключая, что Воскресивший их тем более воскресил Себя. Воскресли святые, чтобы, говоря об Иисусе Христе, они заслуживали доверия. После того, как явились, они опять умерли. Мф.27:54. Сотник (εκατονταρχος ) «же и иже с ним стрегущии Иисуса, видевше трус и бывшая, убояшася зело, глаголюще: воистинну Божий Сын бе Сей».Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.    Этого сотника Марк (15, 39) назвал латинским словом κεντυριων начальником сотни, потому что греческое εκατον — то же, что латинское centum, κεντουμ . «Видев же», говорит, «сотник» (κεντυριων ) «стояй прямо Ему, яко тако возопив издше, рече: воистинну Человек Сей Сын бе Божий» (Мк. 15:39). Увидев, что Иисус Христос после того, как открыто назвал Бога Отцом и засвидетельствовал, что в руки Его предает дух Свой, через несколько времени испустил дух, — увидев также, как страшно было все случившееся в это время, сотник признал, что это был Сын Божий. Лука (23, 47) говорит о нем: «видев же сотник бывшее, прослави Бога, глаголя: воистинну Человек Сей праведен бе»…, праведным человеком называя, как я думаю, Сына Божия; или — прежде просто сказал, что человек этот был праведен, а потом даже, что это был Сын Божий. Лука же (23, 48) прибавил, что весь народ, сошедшийся на это зрелище, возвращался, бия себя в грудь. Не смея говорить из страха пред первосвященниками, народ бил себя в грудь, указывая этим на внутреннюю скорбь. Из прежних чудес и из того, что происходило в то самое время, он понимал, что это был Божий человек и что Ему сострадает и тварь, не перенося Его страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Сотник у креста сказал: «истинно Сей был Сын Божий» ( Мк.15:39 ). Будучи истинными Богом, Иисус Христос в то же время был истинным человеком с человеческим телом, способным страдать, и человеческою душей, обладающей разумом и свободной волей. Об этом ясно учит Слово Божие. В Слове Божием Иисус Христос называется человеком: «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:5 ); Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек» ( Флп2:7 ). Сам Иисус Христос не раз называет Себя «Сыном Человеческим» (см., напр., Мф.8:20; 11:19 ; Мк.8:31 ; Лк.7:34 и др.). Слово Божие свидетельствует, что Он иногда радовался ( Ин.11:15 ), иногда скорбел и тосковал ( Мф.26:27 ); что Он имел Свою человеческую волю, отличную от воли Небесного Отца («не как Я хочу, но как Ты» Мф.26:39). О человеческом разуме в Иисусе Христе Слово Божие говорит в таких словах: «Иисус преуспевал в премудрости и возрасте»» ( Лк.2:52 ). Таким образом, несомненно, что Иисус Христос обладал полной человеческой природой, кроме греха, и эту человеческую природу Он чудесным образом восприял от Пресвятой Девы Марии и Духа Святого ( Лк.1:35 ). Праведный старец Иосиф называется отцом Иисуса Христа в смысле питателя и охранителя: по Божественным планам, праведный Иосиф должен быль охранять Пресв. Деву Марию и Иисуса Христа, временно скрывать от взоров мира тайну вочеловечения и, наконец, свидетельствовать о происхождении Иисуса Христа из царского рода Давидова. Пресв. Дева Мария, живя в доме Иосифа, во всей силе хранила данный Ею обет девства, как видно из беседы Ее с Ангелом ( Лк.1:34 ). Об Иисусе Христе мы можем сказать: как Бог, Он не имел матери; как человек, не имел отца. Его рождение двоякое: как Бог, Он вечно рождается из Существа Бога–Отца; как человек, Он родился во времени от Пресв. Девы Марии. Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воплотившись и вочеловечившись, не перестал, однако, быть тем, чем Он был раньше: Он сохранил Свое Божественное Лицо и Свою Божественную природу и в то же время соединился с природою человеческою, так что был вместе и истинный Бог и истинный человек, был Богочеловек.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

И прежде всего: его выручил внутренний прирождённый эстетизм, позволивший разглядеть неэстетичность этих «борцов» и, значит, пребывание их вне истины. Таков его критерий. Но тот же эстетизм и отравляет: почти ненавистью ко всему, что видится неэстетичным в жизни: а в этом именно соблазн недолжного восприятия жизни. «Я однажды сказал: — Если бы ты знала, сколько у меня врагов! — Каких? Где?— спросила она. — Всяких, всюду: в гостинице, в магазинах, на улице, на вокзале... — Кто же эти враги? — Да все, все! Какое количество мерзких лиц и тел! Ведь это даже апостол Павел сказал: «Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть у человеков, иная у скотов…» Некоторые просто страшны! На ходу так кладут ступни, так держат тело в наклон, точно они только вчера поднялись с четверенек. Вот я вчера долго шёл по Волховской сзади широкоплечего, плотного полицейского пристава, не спуская глаз с его толстой спины в шинели, с икр в блестящих крепко выпуклых голенищах: ах, как пожирал я эти голенища, их сапожный запах, сукно этой серой добротной шинели, пуговицы на её хлястике и всё это сильное сорокалетнее животное во всей его воинской сбруе!» (6,218). Арсеньев цитирует апостола (1 Кор. 15, 39), но не разумеет полного смысла высказывания: он, что называется, вырывает слова из контекста. Апостол говорит об иерархии тварного мира и о необходимости различать духовное, душевное и плотское: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные: но иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15, 39-44). Вообще само цитирование Священного Писания у Бунина своеобразно: для него первичным оказывается не тот или иной цитируемый текст, но каждый раз конкретная художественная задача, которой этот текст подчиняется. Стоит прислушаться к выводу А.А.Пронина:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

4 .  В первую очередь именно в связи с «малыми согласованиями» потребовалась вышеупомянутая гипотеза прото-Марка. Потому что если предположить, что не было другого Евангелия от Марка, кроме канонического и им два других синоптика пользовались, то как объяснить расхождение, скажем, в притче о злых виноградарях: Мф 21: 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Лк 20: 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Мф 21: 38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Лк 20: 14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше. 39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. 8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. 15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Допустим, евангелисты Матфей и Лука пользовались Мк и согласно, но независимо друг от друга изменили деталь относительно смерти сына, потому что знали, что Господь умер вне стен Иерусалима. Таким образом, первоначальный текст Марка у них изменился, получив дополнительную прообразовательную нагрузку – приточный сын убит вне стен виноградника, как и Иисус Христос был убит вне стен города. Не слишком ли смелое предположение? Или как объяснить, что и Матфей и Лука решили опустить эпизод в Гефсиманском саду с юношей, который бежал (под этим юношей традиционно подразумевают самого евангелиста Марка), оставив в руках преследователей свой плащ? Как объяснить и другие характерные только для Марка эпизоды? Для чего двум евангелистам понадобилось их согласно опускать? Поэтому возникло предположение, что «малые согласования» могут быть «остатком» несохранившейся версии Евангелия от Марка – прото-Марка отличной от Мк, которой пользовались апостолы Матфей и Лука. Таким образом, многие сторонники существования источника речений в действительности вынуждены предполагать большее, чем два, число исходных источников, что лишает модель простоты. Кроме того, гипотеза прото-Марка никак не согласуется с представлением традиции о цельности самого Евангелия от Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

Псалом 88 В Вульгате, еврейской и греческой Библиях псалом приписывается Ефаму Езрахитянину. Ефам или Идифум был современник Давида и начальником над одним из его хоров (см. о нем подробнее в вводных сведениях). Временем жизни Ефама определяется и время написания псалма. В псалме изображается бедствие, постигшее одного из потомков Давида, это нападение на Иудею врагов и расхищения, произведенные ими в Иерусалиме ( Пс.88:39–46 ). Таким событием нужно считать нападение на Иудею и Иерусалим Сусакима, фараона египетского, бывшее в пятый год царствования Ровоама. Тогда он вошел в Иерусалим, ограбил сокровища храма и дворца, и только покаяние Ровоама пред Богом спасло его ( 3Цар. 14:25–26 ; 2Пар. 12:1–12 ). Ефам, выступивший на свое служение при Давиде, мог дожить до времени Ровоама, быть свидетелем этого события и по его поводу написать псалом. Господи, я буду вечно восхвалять Тебя за милость, дарованную Давиду в обетовании, что Ты навек утвердишь его семя (2–5). Это обетование будут восхвалять на небе и ангелы за его непреложность, так как оно (обетование) непременно будет исполнено, потому что Ты, Господи, всемогущ: Тебе подчиняются моря. Ты низложил Раава, и вся земля в Твоей власти (6–15). Блажен тот народ, который верен Тебе, так как только Ты единственная и верная его защита (16–19). Некогда Ты дал обетование о Давиде, что сделаешь его грозным для врагов, расширишь его власть над народами и морями, сделаешь его первенцем между всеми царями. Если же сыновья его оставят Тебя, Ты накажешь их, но не лишишь Давида дарованного Тобою ему обетования (20–33). Но ныне Ты лишил помазанника Твоего своей милости: его расхищают враги, он унижен и сделался посмешищем у народов (39–46). Доколе, Господи, будет продолжаться Твой гнев? Вспомни о краткости жизни человека, снизойди милостью к поруганным людям и Твоему помазаннику (47–52). Пс.88:2 .  Милости [Твои], Господи, буду петь вечно, в род и род возвещать истину Твою устами моими. Под милостью и истиной, как видно из последующего содержания псалма, нужно разуметь великие обетования, данные Богом Давиду о вечном благоволении и милости к нему и его потомку, и верность, непреложность исполнения этих обетований.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010