Ед. хр. 675. Л. 9). Неподалеку от колодца, там, где когда-то стояла келья святого, был установлен большой крест: «...да у Нила Чюдотворца крест болшей, на нем Распятие Господне да 4 празники на красках, да паникадилцо медное…» (Там же. Ед. хр. 669. Л. 13). В 1657-1658 гг., при строителе старце Христофоре, возведение ц. в честь Третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи было завершено. Инициатива сооружения храма скорее всего принадлежала боярину Б. И. Морозову, к-рый укрывался в Белозерье после Медного бунта в Москве 1648 г. Боярин посещал скит и пожертвовал на новую церковь 10 р. Столько же дал царь Алексей Михайлович (Там же. Ед. хр. 676. Л. 11). Имя Морозова вписано в синодик Н. С. п. для вечного поминания (КБМЗ. РК 127. Л. 13). Деньги царя и боярина были истрачены на иконостас и освящение храма. Посадский человек из Ярославля Федор Федорович Неждановский пожертвовал на строительство храма 20 р. 29 алтын 4 деньги, Кондратий Лукин с товарищами - 30 р. (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Ед. хр. 675. Л. 10 об.). На эти деньги купили бревна, тес, гвозди, плахи, белое железо «на опайку к крестам». Ризы в новую церковь пожертвовал государь Алексей Михайлович и боярин Ф. И. Шереметев (Там же. Ед. хр. 679. Л. 9-9 об.). Царские врата для иконостаса и запрестольный образ Божией Матери «Одигитрия» дал для храма старец скита Дионисий Грездов (Там же. Л. 7 об.). Церковь торжественно освятил архимандрит Кириллова Белозерского мон-ря накануне праздника Третьего обретения главы св. Иоанна Предтечи. Благодаря приходо-расходным книгам скита известно имя плотника, рубившего храм,- Трофим Иванов. Деисус для нового храма написал белозерский иконописец Григорий (Там же. Ед. хр. 677. Л. 11 об., 1 июля 1657 - окт. 1658). Доски для икон делал пустынский сторож Иван. Деисус состоял из 13 икон: «Над царскими дверми деисус стоячей 13 икон на празелени» (Там же. Ед. хр. 683, 1672 г.; в собрании КБМЗ сохр. неск. икон из этого чина: «Апостол Петр» (Дж-180), «Святитель Василий Великий» (Дж-177)). В 1681 г.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

XV - нач. XVI в. (ок. 1480; ГТГ), из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, КБМЗ), работы мастера Георгиоса Клонцаса (кон. XVI в., собрание музея Греческого ин-та, Венеция, см.: Казанаки-Лаппа. 2009. 25. С. 74-75) - или в композициях «Страшный Суд» на иконах, напр. созданных мастером Георгиосом Клонцасом, как в виде отдельного образа, так и на створках складней (обе кон. XVI в., собрание музея Греческого ин-та, Венеция, см.: Там же. 27-28. С. 78-81). Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГТГ) Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГТГ) Образ Александрийского святителя торжественно сочетается с изображением национального святого Др. Руси прп. Кирилла Белозерского на московской иконе, в клеймах к-рой иллюстрируется Житие прп. Кирилла (2-я пол. XVI в., ГТГ). Они изображены в среднике в молении Св. Троице. Возможно, на создание такой иконы повлияло совместное празднование памяти К. и прп. Кирилла 9 июня; святитель изображен в головном уборе, соответствующем рус. митре, которую носили митрополиты в XIV-XV вв.- с уплощенной, невысокой, полукруглой тульей, отделанной крестами и меховой опушкой (подобной формы убор встречается уже в новгородской иконописи с кон. XV в., напр. на храмовой иконе из Мало-Кириллова мон-ря (НГОМЗ), без белой опушки или с ней - на столбике царских врат придела в честь Рождества Пресв. Богородицы новгородского Софийского собора, ок. 1558); остальное облачение К. традиционно: темная фелонь, белый омофор с крестами, епитрахиль, на правом боку - палица. Похожая митра с белой опушью есть на изображении К. в стенописи Успенского собора Свияжска (кон. XVI - нач. XVII в.). С почитанием К. как небесного покровителя прп. Кирилла Белозерского исследователи связывают редкий вариант царских врат с фигурой К. на правой створке (в паре со свт. Петром, митр. Московским) из деревянной ц. Ризоположения в с. Бородава (2-я пол. XVI в., КБМЗ): святитель в крещатой шапке, крещатой фелони с узорным подбоем, на нем омофор, епитрахиль, на левой покровенной руке - Евангелие ( Попов.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

При этом возможности проповеди в миру у членов подобных общин были. Например, благодаря профессиональной деятельности иеромонаха Иоанна (Вендланда) , члены общины и сам архимандрит Гурий (Егоров) работали в геологических экспедициях, совершая богослужения в пещерах Средней Азии. 1480 Кроме того, иеромонах Иоанн вел в Ташкентском дворце пионеров кружок юных натуралистов-геологов. 1481 Конечно же, во время таких занятий о прямой миссионерской проповеди речи не было, однако возможности для воздействия на далеких от Церкви людей имелись. В походах и экспедициях преподаватель всегда может найти повод для ненавязчивой беседы с детьми на мировоззренческие темы. В Москве члены тайных общин группировались вокруг Высоко-Петровского монастыря. Здесь тоже было много советских служащих, артистов и других людей, вписавшихся в советскую действительность. Среди членов этих общин преобладала молодежь, то есть люди, родившиеся в 19001910 годах. 1482 Когда после войны появилась возможность выйти из подполья, члены многих «конформистских» общин предпочли поступить именно таким образом. Так, архимандрит Гурий (Егоров) стал наместником возрожденной Троице-Сергиевой лавры, а вскоре и архиереем, иеромонах Иоанн (Вендланд) в 1958 году был также хиротонисан во епископа. 1483 Другая стратегия церковного подполья заключалась в сведении к минимуму контактов с окружающим миром. Однако такой уход нередко носил демонстративный характер. Представители наиболее непримиримых течений замуровывали окна в своих домах, отказывались от уплаты налогов, службы в армии и выполнения практически всех государственных обязанностей. Вот как характеризует поведение членов Истинно-православной церкви докладная записка, подписанная Л.П. Берия 1484 : Активные участники организации находятся на нелегальном положении, а рядовые участники живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак, но в своей среде ведут распутный образ жизни. 1485 Сектанты ведут паразитический образ жизни и проводят антисоветскую работу: налогов не платят, от выполнения государственных обязательств и от службы в Красной Армии уклоняются, на вызовы в советские органы не являются, соответствующих документов не принимают. Из-за боязни советского влияния на детей организации не пускают их в школу и воспитывают в духе враждебности к советской власти. 1486

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Древнейшая, точно датированная деревянная церковь Ризоположения, построенная в 1485 году на средства Ростовского архиепископа Иоасафа (в миру князь Иван Никитич Оболенский) находится в селе Бородавы. Во время реконструкции Волго-Балтийского водного пути храм попал в зону подтоления и перевезена на территорию Нового города Кирилло-Белозерского музея, а в 1958 году отреставрирована. Принадлежит к типу клетских храмов, перекрыта высокой двускатной кровлей с полицей. Большая трапезная с двухсторонней галереей примыкает к ней с западной стороны. В настоящее время под руководством архитектора Александра Попова разработан эскизный проект реставрации церкви Ризоположения для создания условий сохранения уникального памятника для будущих поколений. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Церковь Ризоположения была перевезена из села Бородава в 1957 г. на территорию Кирилло–Белозерского монастыря. Это самый старый точно датированный сохранившийся памятник русского деревянного зодчества. Сохранился данный на освящение церкви антиминс, обнаруженный в 1866 г. священником церкви Павлом Левицким. До Октябрьской революции 1917 г. он хранился в ризнице Александро-Невской Лавры. Упомянутая в антиминсе дата переводится на современное летоисчисление как 1 (14) октября 1485 г. Церковь Положения Ризы Господней была поставлена в с. Бородава, на высоком мысу – «стрелке» у впадения в Шексну речки Бородавы, в 23 километрах от Ферапонтова монастыря, расположенного рядом с Бородаевским озером, из которого и вытекает речка Бородава. Село Бородава относилось к владениям Ферапонтова монастыря и играло роль перевалочной базы и пристани монастыря. Построена она была по повелению и на средства архиепископа Ростовского и Ярославского Иоасафа (в миру князя Ивана Оболенского). Храм имеет наиболее распространенный для древней Руси клетский тип и состоит из трех объемов разного размера и высоты: основного, алтарного и трапезной. До ремонта 1848 г. трапезная была окружена открытой галереей на столбах - гульбищем. Сруб храма собран из соснового леса относительно небольшого диаметра от 18 до 20 см. Бревна сруба подобраны особенно тщательно: размер каждого бревна не меняется по всей длине. На высоте 2,25 м, в южной стене храма, имеется косящетое окно, свет из которого освещал великолепный иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=05136

Из известных по документам и связываемых с именем Д. можно назвать сохранившиеся фрагменты росписи собора Пафнутиева Боровского мон-ря (Дионисий «живописец пресловущий». 2002. С. 252-261. Кат. 69-81), остатки росписи алтарной преграды Воскресенского собора в Волоколамске с фрагментами иконографии IV и V Вселенских Соборов ( Попов. 1977. С. 237-244) и росписи собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. Сложнее решается вопрос с датировкой и атрибуцией росписи алтарной преграды кремлевского Успенского собора (часть исследователей связывает их не с работами в 1481, а с общей росписью храма в 1513-1515). Среди икон - «Одигитрия» из Иосифова Волоколамского монастыря (1485, ЦМиАР; с большими утратами, важна как документированное произведение - Дионисий «живописец пресловущий». 2002. Кат. 1, 4), безусловно Д. по манере исполнения принадлежат образы из иконостасов Павлова Обнорского и Ферапонтова мон-рей (ГТГ, ГРМ, КБМЗ), «Успение» из местного ряда Успенского собора в Дмитрове (ЦМиАР; Дионисий «живописец пресловущий». 2002. Кат. 36), ростовая нагробная икона «Прп. Кирилл Белозерский» (ГРМ), поясные житийные иконы «Прп. Сергий Радонежский» в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (ок. 1492) и «Прп. Димитрий Прилуцкий с житием» (ок. 1503, ВГИАХМЗ), по-видимому, более раннее (80-90-е гг. XV в.) произведение мастерской - житийный ростовой образ прп. Сергия Радонежского в Успенском соборе Московского Кремля ( Лифшиц, Попов. 2006. Ил. 20, 21). Вероятно, Д. неоднократно работал в Успенском соборе - митрополичьем храме Московской Руси, поэтому представляется возможным связать с ранним периодом его творчества сохранившиеся фрагменты царских врат и датировать их ок. 1481 г. (ГРМ; Толстая. 2005), с его завершающим этапом - парные житийные иконы «Митр. Петр» (ГММК, Успенский собор) и «Митр. Алексий» (ГТГ; Дионисий «живописец пресловущий». 2002. Кат. 2, 3). Датировка последних ок. 1481 г. сомнительна. Сведения о деятельности Д. в области рукописной иллюстрации подтверждены стилистическим анализом и атрибуцией.

http://pravenc.ru/text/178357.html

С. и вмч. Георгий обычно изображаются вместе с др. мучениками в хитоне и плаще (икона «О Тебе радуется» кон. XV в. из Успенского собора в Москве, ГММК; икона 1-й трети XVI в. из Успенского собора в Дмитрове, ГТГ), это ростовые деисусные чины иконостасов, появившиеся в Москве на рубеже XIV и XV вв. и впосл. известные во всех крупнейших художественных центрах Руси - Новгороде, Пскове, Ростове и Твери. Уже в старейший сохранившийся ансамбль такого рода - деисусный чин кон. XIV - нач. XV в., находящийся ныне в Благовещенском соборе Московского Кремля, вошли фигуры великомучеников Георгия и Д. С., к-рые изображены как наиболее почитаемые представители лика мучеников (версия о включении этих изображений в деисусный чин в связи с почитанием святых как небесных покровителей московского княжеского рода не может быть единственным объяснением). В деисусном чине Благовещенского собора Д. С. представлен по левую руку Христа, его изображение симметрично образу вмч. Георгия вплоть до трактовки одеяний. В деисусном чине икона Д. С. может располагаться как справа от Христа (икона из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря, ок. 1497, КБМЗ), так и слева (икона из с. Бородава Вологодской обл., 1485, ЦМиАР; икона из Рождественского собора Ферапонтова монастыря, ок. 1502, ГТГ). Устойчивая традиция включения образов этих святых в деисусные композиции сохранялась и позднее. Уже в XV в. она была известна в иконописи Зап. Украины (деисусные чины из сел Далёва (ныне на территории Польши) и Мшана Львовской обл., Национальный музей, Львов), что может объясняться ее возникновением в эпоху единой Русской митрополии. В западноукр. иконописи на этой основе возник редкий вариант деисусной иконографии мучеников со свитками, на которых начертаны богослужебные песнопения, прославляющие Христа,- «мучеников Веселие и Радость» (иконы из с. Стрелки Львовской обл., кон. XV в., Национальный музей, Львов). Варианты иконографии Д. С.-воина, восходящие к визант. произведениям палеологовского времени, в рус.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Из живого текста уникального церковно-исторического источника ясно видно, что решения, и особенно единодушные по вопросу экуменического движения, на Совещании были приняты соборно, а проблемы если и были, то только внутри делегации Болгарской Православной Церкви, архиереи которой решали их между собой и с правительством своей страны. На Московском Совещании Глав и представителей Православных Церквей 1948 г. были решены не только насущные богословские и канонические, но, в условиях «холодной войны», и геополитические вопросы. «Положение о наградах Русской Православной Церкви», принятое на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 г., говорит, что орден святого равноапостольного князя Владимира был учрежден в 1957 году в память 40-летия восстановления патриаршества в Русской Православной Церкви [lxxx] . Однако торжества 40-летия восстановления патриаршества в РПЦ проходили не в ноябре 1947 г., а в мае 1958 года.   Вопрос о награде РПЦ Патриарх Алексий I  повторно возбудил в своем обращении в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР в апреле 1958 года. Он писал Г.Г.Карпову: «22 апреля 1958 г… Прошу Совет возбудить ходатайство перед Правительством об утверждении нагрудного знака Русской православной церкви в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира и препровождаю при этом Статут и рисунки знака» [lxxxi] . Председатель Совета по делам РПЦ, вновь получив ходатайство Патриарха об учреждении нагрудного знака, счел «целесообразным» поставить этот вопрос перед вышестоящей инстанцией исходя из политических соображений, если рассматривать государственные интересы в смысле престижа Русской Церкви заграницей, а также принимая во внимание усиливавшийся обмен делегациями. 14 мая 1958 г. Совет по делам РПЦ обратился в ЦК КПСС с ходатайством о разрешении Московской Патриархии учредить и изготовить нагрудный знак Русской Православной Церкви в честь Святого Равноапостольного Великого князя Владимира четырех степеней для награждения им (с вручением специальной грамоты) отечественных и зарубежных церковных деятелей за многолетнее служение в духовном сане или за заслуги перед Церковью. Совет счел целесообразным дать согласие Московской Патриархии, мотивируя это тем, что ряд иностранных Автокефальных Православных Церквей имеют аналогичные нагрудные знаки.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Протоиерей Всеволод Шпиллер, служивший в те годы в Москве, в храме Святителя Николая в Кузнецах, в одном из писем так отозвался об этом постановлении: «В Церкви предстоят большие перемены и трудные материальные перемены. Свечи не будут отпускаться по ценам, существовавшим до сих пор. Это грозит катастрофой — новая форма нажима, самая верная, самая результативная» . В качестве ответа на вопрос, какую же цель преследовало государство в этом административном преобразовании, приведём рапорт на имя Святейшего, поданный епископом Ивановским и Кинешемским Романом (Тангом), в котором он пишет, что данное постановление Совета министров от 16 октября 1958 года, которое было им получено лишь 12 ноября «поставило вверенную Ивановскую Епархию в безысходное положение... ФИНОТДЕЛ требует уплаты подоходного налога в размере 3.088.351 руб. 80 коп., тогда как в завод не поступало сумм, с которых можно было бы уплатить такую сумму» . Особая сложность заключалась не столько в огромном налоге на производство свечей, сколько в том, что постановление объявили лишь 12 ноября 1958 года, тогда как финотделы рассчитывали налог с 1 октября 1958 года. В связи с этим епископ Роман в рапорте патриарху Алексию I просил ходатайствовать перед советом, чтобы налог взыскивался бы в епархии с того времени, когда объявили постановление, то есть с 12 ноября 1958 года, или же выдать Ивановской епархии определённую ссуду на погашение налога . Известен ответ на просьбу изменить сроки вычисления налога, который был дан П. Г. Чередняком архиепископу Макарию, ведущему хозяйственное управление Московской Патриархии, и его заместителю Д. Остапову. Патриарх на этой встрече не присутствовал в связи с болезнью. П. Г. Чередняк объявил, что «правительство изменять постановление о подоходном налоге на производство церковных свечей не будет… Налог по новым нормам нужно платить с первого октября с.г.» . Из вышеприведённых сведений очевидно, что истинная цель этого мероприятия заключалась не в ликвидации частично имевшихся нарушений, а в подрыве «материальной базы» Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/6174834

священник Алексий Федотов Скачать epub pdf II ГЛАВА. ГОНЕНИЯ НА ЦЕРКОВЬ В СССР В 1958–1964 гг.: РОЛЬ в них ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА § 1. Усиление антицерковной политики Советского государства в 1958–1961гг. После Великой Отечественной войны положение Церкви в государстве и обществе начало стабилизироваться. Открываются, новые храмы, духовные школы, выходит «Журнал Московской Патриархии». Но, в конце 1950-х начинаются новые гонения на Церковь . Времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных конфессий, в первую очередь, Русской Православной Церкви лютым морозом. Спокойные отношения с Церковью преподносились, как Сталинское наследие, которое следует ликвидировать, хотя именно религиозные организации особенно пострадали от проводимых репрессий. Нагнетание антирелигиозных настроений к концу 1950-х годов в партийных и комсомольских верхах делало почти неизбежной войну с религией 184 . Гонения начались в 1958 году. 4 октября 1958 года ЦК принял секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин 185 . В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава 186 . В самом начале этих гонений советские органы власти старались осуществить закрытие монастырей и храмов, используя давление на Патриархию. Они прилагали все силы к тому, чтобы убрать из Патриархии тех церковных лидеров, которые открыто таким гонениям противостояли 187 . Из Совета по делам РПЦ с конца 1950 годов также начали постепенно «убирать» всех сотрудников с сочувствием относившихся к религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако «Богослужебные указания на 1958 год» (с. 79–81), а вслед за ними и «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541), полагают, что предписание Устава относительно места нахождения Креста в попразднство Воздвижения применимо и к Крестопоклонной седмице. Основываясь на древних Соборных чиновниках (Холмогорского, Новгородского и Московского Успенского соборов), «Богослужебные указания на 1958 год» и «Настольная книга священнослужителя» предлагают вариант, по которому Крест пребывает «о десную страну царских дверей» (как говорит Типикон 14 сентября), а «на поклонение в понедельник, среду и пяток святой Крест износится с этого места на середину священником». Принимая во внимание аргументацию «Богослужебных указаний на 1957 год», а также сложность священнодействий, связанных с изнесением Креста для поклонения на середину (см. примечание 26 марта), допустимо в тех храмах, где трудноисполнимы рекомендации «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний на 1958 год», оставлять Крест в течение всей 4й седмицы (до пятницы) на середине храма и туда исходить священнику для совершения поклонения Честному Кресту. 1 Титул святителя Тихона указан в соответствии с определением Поместного Собора 1917–1918 годов. 2 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 605–607. 3 См.: Устав. М., 1610. Л. 65; Устав. М., 1634. Л. 207 об.; Устав. М., 1641. Л. 973; Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 70. 4 Ср.: Розанов Н. , прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… М., 1901. С. 140; Богослужебные указания [на 1949–1957 год] для священно-церковнослужителей. М., 1948–1956. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 77; Настольная книга священнослужителя. М., 2001 р . Т. 4. С. 539. 6 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается. 7 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 173–174. 8 См.: Минея-Март. Ч. 2. С. 176–177. Сначала читаются паримии: «Вниде Моисей…» и «Господь созда мя…», а затем: «Изыде Иаков…», «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…» и «Премудрость созда Себе дом…». О порядке чтения пяти паримий праздника Благовещения ср.: Минея-Март, «Потреба есть ведати, яко аще случится Благовещение в которую субботу поста» (с. 176).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010