3896 «В Рязани Семионъ поп мирскии на Коломне бывал, потом в чернцех был у митрополита» (Софийская Вторая лет. под 1481 г.; ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 312). «Рукоположен во епископа в 1481 году митрополитом Геронтием (1473–1489). После смерти митрополита Геронтия более года митрополичья кафедра оставалась незанятой, Новый митрополит Зосима (1490–1494) был из архимандритов Симонова монастыря и тайным последователем Новгородско-Московской ереси. Епископ Симеон присутствует на Соборе 1490 года, который осудил новую ересь, а еретиков отлучил от церкви и предал проклятью. В 1485 году рязанской княгиней Анной Васильевной соборный Успенский храм (ныне Христорождественский собор) передана пелена (воздух), где на тафте с помощью шитья разноцветными шелковыми и золотыми нитями изображена Тайная вечеря. Помимо высоких художественных качеств (подобные работы выполняли, как правило, монахини), на пелене шитьем сделана надпись, ценная и как документ, и как свидетельство высокого уровня образования местной высшей власти. Вот содержание этой надписи: «В лето 6993 (1485 Индикта 3, сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Переславле Рязанском замышленьем Благородные и Благоверные и Христолюбивые Великие Княгини Анны, и при ея сыне Благородном и Благоверном и Христолюбивом Князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при Епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончен сей воздух в лето 94 (1486) Сентемврия 30 дня на память Святаго Священномученика Григория Великия Армении». При епископе Симеоне в 1487 году произошло очень важное событие: явление чудотворной иконы Божией Матери Феодотьевской. Епископ Симеон скончался в конце 1496 года и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля» (Рязань Православная/Автор-составитель Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 138). 3897 «Рукоположен во епископа в 1496 году митрополитом Московским Симоном (1496–1511). Рязанской епархией управлял почти 20 лет. В 1500 году скончался великий князь рязанский Иван Васильевич, а в 1501 году скончалась мать его, великая княгиня Анна Васильевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.) Иосифова: старец Досифей и старец Вассиан...» (Житие прп. Иосифа игум. Волоколамского. 1886. С. 23). В кон. 1510 - нач. 1511 г. прп. Иосиф написал окольничему Б. В. Кутузову: «...Церковь... Пречистыя с подписью и ыконами и с книгами и с ризами и сосуды боле тысячи рублев стала» (Послания Иосифа Волоцкого. 1959. С. 210). В обоих случаях неясно, к какому периоду относятся эти сведения. Существует предположение о более позднем создании росписи монастырского Успенского собора (ок. 1503) и ее принадлежности Феодосию ( Меняйло. 1989. С. 62). Состав икон храма неоднократно пополнялся после 1485 г. В отличие от Жития прп. Иосифа Волоцкого, написанного еп. Саввой (Чёрным) позже послания Б. В. Кутузову и перечислявшего, вероятно, всех участников «подписания» Успенского собора 1485 г., в описи 1545 г. названы авторы каждой из икон. Помимо Д., исполнившего основной объем заказа, это старец Паисий и Феодосий. Сын Д. Владимир и племянники прп. Иосифа Волоцкого Досифей и Вассиан Топорковы участвовали в работе, видимо, в качестве помощников. В отношении старшинства сыновей Д. традиц. опираются на порядок их упоминания (алфавитный?) в Житии прп. Иосифа Волоцкого, где Владимир назван 1-м. В пользу старшинства Феодосия может свидетельствовать его известность в 1-м и в нач. 2-го десятилетия XVI в. Интерьеры храмов Иосифова Волоколамского монастыря к времени составления самой ранней описи (1545) претерпели изменения, что затрудняет анализ деятельности Д. по их оформлению. Находившиеся там иконы могли менять местоположение (иконы «старого» иконостаса из деревянного храма 1479 оказались в сменившем его соборе 1485, со «старым» и «новым» приделами, в ц. «под колоколы» в честь Смоленской иконы Божией Матери (1495) и в трапезной палате с теплой Богоявленской ц. (1503-1506)). Часть икон были вкладными и могли появиться в обители в разное время, не все из них имеют четкую датировку. С периодом наибольшей близости Д. к Волоколамскому мон-рю в 80-90-х гг. XV в. связано появление приписываемых прп.

http://pravenc.ru/text/178357.html

XV в. Появление в местном ряду Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря необычной «большеи стоячеи» иконы ап. Иоанна Богослова связано с волновавшим умы современников Д. ожиданием конца света. Особое место в творчестве Д. и его мастерской занимает цикл житийных икон духовных устроителей Русской земли, митрополитов Московских Петра и Алексия, преподобных Сергия Радонежского, Павла Обнорского, Кирилла Белозерского. Икона Божией Матери «Одигитрия» из Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря. 1485 г. Мастер Дионисий (ЦМиАР) Икона Божией Матери «Одигитрия» из Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря. 1485 г. Мастер Дионисий (ЦМиАР) Центральным образом творчества Д. был образ Богоматери. Кроме икон 1482 и 1485 гг. (ГТГ, ЦМиАР) и росписей в храме в Ферапонтове им было написано огромное количество изображений Божией Матери. По сведениям 1545 г., иконы «Одигитрии» и «Пречистой» преобладали над др. образами, исполненными художником в стенах Иосифова Волоколамского мон-ря. Д. писал местные иконы и небольшие пядницы, самостоятельно или при помощи учеников и помощников. Предпочтение отдавалось торжественному образу «Одигитрия», сменившему во 2-й пол. XV в. камерный тип «Умиление». Царственный образ «Путеводительница» утверждал неоднократно встречавшуюся в посланиях прп. Иосифа мысль о Царице, «яко солнце сияюще в Руской земли». Получили распространение идеи о новом царстве Богоматери - Московском гос-ве; их реальность была обозначена окончанием строительства кафедрального собора в Московском Кремле в 1479 г., совпавшем с основанием Успенской обители прп. Иосифа, в монументальной и иконной живописи приобрели популярность циклы Акафиста Богоматери и Вселенских Соборов. Д., мн. годы находившийся в центре духовной и политической жизни Москвы, не мог оставаться равнодушным к происходившим событиям в связи с Собором 1490 г., уходом с кафедры в 1494 г. митр. Зосимы, раздорами при царском дворе кон. 90-х гг. XV в. и т. д. Возможно, нестроения в общественной и церковной жизни послужили причиной отъезда художника на Белоозеро.

http://pravenc.ru/text/178357.html

с) Третьим способом трезвения, по Исихию (I, 20. р. 1485), служит призывание Иисуса Христа (I, 21 р. 1488): το ησο Χριστο πκλησις) или претрудная молитва (I, 7. p. 1484) Иисусова, из глубины сердца произносимая (I, 20. р. 1485); ибо без помощи Иисуса Христа, без непрестанного призывания Его имени (I, 28. p. 1488) невозможно ни очистить сердце от страстных помыслов, ни изгнать из него мысленных врагов (ibid.). О призывании имени Иисуса Христа и его значении в деле очищения сердца бл. Диадох много рассуждает в своей аскетике; его учение о нём изложено в Исследования. К сноске d) Чembepmым способом преподобный Исихий считает смирение (ταπενωσις. I, 20 и 29. р. 1485 и 1489), коим свидетельствуется, что во внутренней брани подвижник надеется не на себя одного, но преимущественно на помощь Божию (I, 20: ...να τν Χριστου βοϑειαν ν χειρ καρδας). И бл. Диадох, много и превосходно рассуждающий о смирении, также говорит, что душа, сознавая трудность борьбы со злобой врага, со многим смирением ищет помощи от Бога (μετ πολλς ταπεινσεως κζητεν... τν κ το ϑεο βοϑειαν). Всеми указанными способами сердце очищается от страстных движений, подвижник научается не знать плотских похотей (Исихий, I, 60. ρ 1501. Диадох, гл. 57), а его деятельность уже не есть πονηρ ασϑητικ πρξις (Исихий, I, 86. p. 1508). Но, по учению бл. Диадоха, одно только неделание зла (ο...τ... πρξαι τ κακ μνον.., гл. 98) не приносит полной чистоты; необходимо ещё и попечение о добре (ibid.), каковое у пребывающего в сердце своём (Исихий, I, 68. р. 1501) выражается в разных духовных деланиях: по очищении созерцательной части души он предаётся божественным созерцаниям (Диадох, гл. 75, Исихий, ibid.), богословствует (Диадох, гл. 67; Исихий, ibid.), поёт и молится в одном сердце (Диадох, гл. 73, сравнить гл. 64; Исихий, ibid.), ощущает присутствие благодати Божией, как бы изливающейся из глубины сердца (гл. 85 и 79), увеселяется ею и проливает духовные слёзы (гл. 73), помышляет постоянно о Боге (гл. 56), памятует только о духовном (гл. 88), неослабно воспламеняет своё сердце любовью к Богу (гл. 14), духовным чувством любит ближнего (гл. 15) и проч. Совершение этих и подобных деланий в сердце есть, по бл. Диадоху, хождение духом (гл. 57; сравнить Исихий, I, 68. р. 1501). Всё же описанное духовное делание в сердце называлось деятельной философией ума (Исихий, II, 55. р. 1529: πρακτικ φιλοσοφα νος, см. II, 14. p. 1516) или, по Диадоху, духовной философией (φιλοσοφα πνευματηκ), признаком которой служит всегда неокрылённая похоть очес (гл. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pop...

12 янв. 1483 г. И. И. женился на дочери молдав. господаря Стефана III Елене. 17 июня того же года он участвовал в избрании Новгородского архиепископа, когда из 3 кандидатов по жребию был избран Сергий . В 1485 г. И. И. вместе с отцом совершил поход на Тверь, после чего Тверское княжество вошло в состав Московского гос-ва. И. И., как внук правителя Твери, был провозглашен в сент. 1485 г. вел. князем Тверским. И. И. умер от «камчюга (ломоты.- А. Г.) в ногах». Для лечения сына Иоанн III нанял венецианского врача «мистра Леона Жидовина». Через 40 дней по смерти И. И. Леон, обвиненный в том, что его методы лечения привели к ухудшению состояния больного, был казнен. И. И. был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. У вел. князя было 2 сына - вел. кн. Димитрий Иоаннович , родившийся 10 окт. 1483 г., и Иван, появившийся на свет в 1485 г. и умерший в младенчестве. Сохранились 11 жалованных грамот И. И. монастырям: 3 грамоты Троице-Сергиеву мон-рю на земли в бывш. Тверском княжестве и грамота обители на «дворовое место» в Твери; 2 грамоты Евфимиеву суздальскому в честь Преображения Господня монастырю на угодья под Суздалем и документ, подтверждающий более раннее пожалование местного князя; грамота митрополичьему Благовещенскому монастырю, подтверждающая его права на земли в Галичском и Костромском уездах; грамота Макариеву калязинскому во имя Святой Троицы монастырю , подтверждающая судебный иммунитет; грамота чухломскому Покровскому мон-рю, подтверждающая его права на солеварню; грамота Зосимовой пуст. на деревню под Клином. Также известны 10 судебных («правых») грамот, составленных от имени И. И. в связи с тяжбами мон-рей (Троице-Сергиева, Спасо-Евфимиева, Благовещенского митрополичьего) с крестьянами или (1 случай) со служилыми землевладельцами. Во всех случаях судебные решения были в пользу мон-рей. Ист.: ПСРЛ. Т. 6, 25; ГВНиП. 25-27, 78; ДДГ. 65-76, 78-82; АСЭИ. Т. 1. 517-519, 521, 523-525, 535, 537-539; Т. 2. 444, 477, 478, 481, 483; Т. 3. 62, 161, 237; АФЗХ. Ч. 1. 248, 253; Барбаро и Контарини о России. М., 1971.

http://pravenc.ru/text/471249.html

Таким образом, можно говорить о вполне сознатель­ном, эстетически и содержа­тельно осмысленном отборе, который, очевидно, затраги­вал не только иконопись и мо­нументальную живопись, но и архитектуру. Во всяком случае, при всей простоте конструкций самой Ризопо­ложенской церкви, ее строи­тельство, как и выполнение сохранившихся деисусных икон 1485 года, было пору­чено выдающимся мастерам Ростовской епархии. По материалам: Г.В. Попов Церковь Ризоположения из села Бородава. - Москва, 2006 г. Церковь была построена в селе Бородава в 1485 году по грамоте ростовского епископа Иоасафа Оболенского. Село Бородава было вотчиной Ферапонтова монастыря. При реконструкции Волго-Балтийского водного пути церковь была подтоплена, в целях сохранения древнего памятника, ее перевезли на территорию Ансамбля Кирилло-Белозерского монастыря в 1957 году. Церковь Ризоположения – это древнейшая точно датированная деревянная церковь, принадлежит к типу клетских храмов, то есть в основе этой постройки лежит простая клеть – четырехугольный бревенчатый сруб. С запада к церкви примыкает большая трапезная палата с двухсторонней галереей. В 1958 году после перевозки церкви на территорию монастыря, была проведена частичная реставрация храма: заменена кровля и нижний ярус бревен, сделана новая луковичная глава, крытая лемехом. В 2009-2010 годах была произведена разборка церкви и проведен полный комплекс реставрационных работ. Реставрация церкви велась методом полной переборки. При сборке храма укрепляли и протезировали разрушенные места. Реставрационные бревна 1957-1958 годов заменялись на обработанные по старой технологии новыми из хорошего качества древесины с восстановлением круглых углов в интерьере. При реставрации были использованы топоры, созданные по образцу инструмента XV века, найденного вологодским археологом И.В. Папиным. В настоящее время на церкви отсутствует глава, в проекте реставрации было предусмотрено воссоздание безгвоздевой конструкции кровли, что исключает наличие главы. Проведенные работы являются обоснованными в методическом и технологическом отношении примером реставрации. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=54355

Успенский . 19 марта 1958 г. Ленинград Д. 30. Л. 35–98. Подлинник. Машинопись. 18. Не позднее 11 апреля 1958 г. Христос воскресе, Глубокоуважаемый и дорогой Владыка, сердечно поздравляю Вас с Светлым праздником Воскресения Христова. Желаю Вам здоровья и всех милостей Божиих. В ожидании скорой встречи с Вами пребываю в глубоком к Вам уважении и любви. Профессор Н. Успенский . Пасха Христова, 1958 Д. 31. Л. 35. Подлинник. Автограф. 19. 4 мая 1958 г. Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый и дорогой Владыка, паки приветствую Вас с Светлым праздником Воскресения Христова. Как Ваше здоровье и самочувствие? Все члены нашей Комиссии и Ваш покорный слуга очень опечалены были Вашей болезнью и отсутствием на заседаниях. Братия возложила на меня послушание – председательствовать на заседаниях 23–25 апреля. Занимались мы календарем. Рассмотрели апостольские и евангельские чтения на весь год, состав (содержание) традиционных приложений к календарю и примерный ракурс уставных указаний, которые будут помещены при календаре, как это было, напр[имер], в 1947 году, за счет сокращения иллюстраций. Другими вопросами без Вас решили не заниматься. Перед Пасхой, в конце 6-й недели [поста], приезжал о. Иоанн Снычев (от Владыки Мануила). Он привез чин в исправленном виде и перечень исправлений в икосах, которые они хотят внести. Но так как эти последние были сделаны им a priori, без ознакомления с греческим оригиналом 803 , то я отказался принять эти исправления и советовал о. Иоанну взять греческий оригинал и по нему делать новый перевод, а не по испорченному славянскому переводу же. На этом вопрос с чином погребения остановился. Буду ждать исправленного по греческому оригиналу перевода. Следующее наше заседание намечено на 26 мая. Надеюсь, что теплая погода подкрепит Ваше здоровье и мы встретимся в Москве. Прошу не оставлять меня в Ваших молитвах. Любящий Вас Ваш покорный слуга проф. Н. Успенский . Д. 32. Л. 97–98 об. Подлинник. Автограф. 20. 16 мая 1958 г. Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый и дорогой Владыка, простите меня за запоздалое поздравление к дню Вашего Ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Что-то заглохло о Чине. Я ни от кого, кроме проф. Успенского, ничего не получаю. Хоть бы весточку дали?! Вашего Преосвященства собрат во Христе убогий богомолец А[рхиепископ] Мануил. Февраля 24-го дня 1958 года. Д. 30. Л. 29. Подлинник. Машинопись. 15. 16 марта 1958 г. Дорогой Владыка Афанасий! Простите за долгое молчание. Все выясняли с о. Иоанном день выезда в Москву. Сейчас мы отделываем первые три тома «Каталога русских архиереев» (с А до И включительно). В зависимости от закончания этой работы зависит назначение отъезда. Сейчас все уточнилось. Он выезжает в понедельник 24 марта (билет уже куплен). У Вас он предполагает быть в среду. Или с первым дачным поездом поедет, или на такси, но должен у Вас захватить весь день, чтобы закончить просмотр новых текстов. Храни Вас Господь на благо Церкви нашей и для спасения души. Ваш богомолец недостойный и собрат во Христе А[рхиепископ] Мануил. 16.3.58. Д. 30. Л. 84. Подлинник. Автограф. 16. 8 апреля 1958 г. Христос Воскресе! Ваше Преосвященство, дорогой во Христе собрат Кир Афанасие! Приветствую Вас с ВЕЛИКИМ РАДОСТНЫМ ПРАЗДНИКОМ СВЕТЛОГО ХРИСТОВА ВОСКРЕСЕНИЯ. Свет Христов, от гроба воссиявший, да освещает путь Вашего служения на ниве Божией! Собрат во Христе смиренный богомолец А[рхиепископ] Мануил. Апреля 8 1958 г. Д. 31. Л. 17. Подлинник. Автограф. 17. 15 мая 1958 г. Христос Воскресе! Дорогой Владыка Афанасий! С большою благодарностию возвращаю Вам три фото архиереев. В общем кончаю основной сбор и переснимки святителей. Окончательный подсчет еще не сделан, но по именному списку собрано фото на более чем 570 архиереев. Хотя это и не полный, но все же достаточный [альбом] при тех тяжелых обстоятельствах, при которых пришлось проделать эту работу. Окончательно альбом будет готов в августе, и в сентябре о. Иоанн повезет его Святейшему и митрополиту Николаю. Тогда он заедет к Вам и покажет всех святителей, собранных в альбомах. Но все это – человеческие предположения, а Господь откроет свою волю. Одновременно с этим письмом шлю Вам бандеролью книгу Прилуцкого. О. Иоанн очень извиняется, что задержал ее так долго.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

До перехода в старостильничество клириками Элладской Церкви были «матфеевские» митрополиты Агафангел Тенийский и Феоклит Саламинский, которые за уклонение в раскол Синодальным Судом первой инстанции в мае 1958 г. были лишены священного сана, но покаяния не принесли и продолжили свое пребывание в схизме 400 . Поскольку склониться к любому расколу, в том числе и старостильному, может только тот человек, совесть и здравый рассудок которого парализованы фанатичным невежеством, то и «матфеевский» епископат, к тому же такой непопулярный в среде старокалендарных схизматиков, не являл собой пример образованности и высокой церковной культуры. Из тринадцати архиереев этой юрисдикции в 1958 г., только трое имели высшее богословское образование, в то время, как родные братья митрополит Триккийский Виссарион (Балцакис) и митрополит Фивский Иоанн (Балцакис), окончив народную школу, вплоть до своего посвящения работали кузнецами в деревне Фтери Сперхиадос. Такими же малообразованными были епископ Вресфенский Матфей II (Лигнос) и митрополит Аттикийский Мелетий (Костакис), плотник по специальности 401 . Примечательным событием в истории «матфеевского» Синода был созыв в марте 1958 г. так называемого «Великого Общецерковного Собора клириков и мирян», на котором был избран новый «архиепископ Афинский и всей Греции» Агафангел 402 , за пять месяцев до этого рукоположенный во епископа Тенийского и находившийся на этом посту вплоть до своей кончины в 1967 г. Одним из самых значимых событий периода его руководства «матфеевской» юрисдикцией является принятие в 1958 г. решения о необходимости совершения чина освящения святого мира 403 . Данное деяние способствовало развитию горделивого самоотождествления «матфеевского» Синода с Автокефальной Элладской Православной Церковью. В 1958 г. был рукоположен митрополит Мессинийский Григорий (Русис) 404 . По состоянию на 1958 г. «матфеевский» Синод Церкви ИПХ Греции состоял из следующих иерархов 405 : 1 . Агафангел, архиепископ Афинский и всей Греции; 2 . Димитрий (Псарофеодоропулос), митрополит Фессалоникийский;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Пишу тебе из монастыря. Бог милостив в немощах моих. Раны засохли, и перевязки не надо. Уход и не требуется. А впереди что будет, располагаюсь на волю Божию». Впереди – только приготовление к переходу в Вечную Жизнь. «Обычно нам легко смотреть на умирающих, но, если нам самим приходится умирать – ах, как страшно пережить сильный страх перед вечностью. Страшно, потому что не знаем, что нас там ждет. ...Хожу в церковь . Конечно, сижу». (12.1.1958) «Как ни бережешь себя, а закон смерти не умолишь. И не два же ведь века жить. ...Кончины бывают разные. Иные умирают очень тяжело, а иные очень легко. Ибо кому как Господь благословит». (5.2.1958) «Пищу приносят в монастырскую богадельню, и мне приносят. Больше я сам хожу, ведь тут близко. Пол у меня моет Евдокия – карелка, прачка. Она все делает за меня. ...Пишу это письмо в три часа ночи, не спится. Конечно, днем буду спать. Старые менее нуждаются во сне». (11.2.1958) «Твое письмо я получил, и твои переживания мне понятны, ибо я тоже переживаю подобное, если только не худшее. Днем легче, а ночи очень бывают продолжительные и мучительные. Хорошо, что у нас служба в четыре часа, хотя там и сижу во время службы, но общая молитва облегчает и утешает. Эти переживания называются злым унынием. Действительно злое, ибо в такие минуты просто теряешься и не знаешь, что делать. Все из рук валится. В такие минуты хорошо бы, если бы был советник единомышленный, но увы... Данное время оскудело подобными советниками...» (9.3.1958) Последнее краткое письмо старца от шестнадцатого марта 1958 года: «Все время слабею. Стал очень тоненький. С трудом ходил в баню. Посылаю тебе просфорочку, а другую передай Павле и Лидии. Старушке Сергеевне привет. Призываю на вас Божие благословение. Схиигумен Иоанн». Кончина Послушник Андрей Пешков должен был ежедневно ходить на почту в ближайшую деревню, а также делать закупки для монастыря в соседней лавке. Часто монахи просили его принести им из лавки что-нибудь. Утром шестого июня 1958 года брат Андрей, как всегда, зашел к монахам спросить, что кому нужно принести из лавки. Подошел он и к келье отца Иоанна, постучался, произнес молитву и вошел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010