Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

IV в., Новое кладбище на Виа Латина, сер. IV в.). Как Б. интерпретируется сцена, где юноша, рука к-рого протянута вперед, стоя перед сидящей в кресле женщиной, обращается к ней с речью. Сюжетный контекст позволяет видеть в этой сцене Б., поскольку сходные изображения бескрылых ангелов известны во фресках катакомб по композициям «Явление ангела Товии», «Явление ангела Валааму», «Явление Троицы Аврааму». Следующей по времени является композиция Б. на рельефе саркофага из ц. Сан-Франческо в Равенне, после 400 г., где ангел представлен с большими крыльями, с посохом в левой руке, а сидящая Богоматерь - с веретеном и пряжей, опускающейся в корзину у Ее ног. В мозаиках триумфальной арки (в верхнем регистре левой стороны) базилики Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг., программа росписи к-рой разрабатывалась в соответствии с определениями Вселенского III Собора , догматически закрепившего именование «Богородица» за Пресв. Девой Марией, сцена Б. отличается особой торжественностью. Богоматерь в пышном платье с драгоценными украшениями царственно восседает на престоле с подножием, Ее прическа убрана жемчугом, в руках пурпурного цвета пряжа, конец к-рой опускается в высокую корзину. Над Нею слетающие с небес ангел и голубь (символическое изображение Св. Духа). Вокруг престола Богоматери ангелы представлены еще 5 раз беседующими с Ней и с прав. Иосифом. Слева от Богоматери - высокое здание с закрытой дверью, возможно символически указывающее на пророчество Иезекииля (44. 1-4). Ангелы в этой росписи, как и во всех последующих, изображены с крыльями. Благовещение. Икона из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. 1497 г. (КБМЗ) Благовещение. Икона из праздничного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря. 1497 г. (КБМЗ) Б. у источника (кладезя) является др. вариантом иконографии, получившим распространение в раннюю эпоху. Эта сцена изображена в клейме на резной пластине слоновой кости оклада Евангелия из сокровищницы Миланского собора (2-я пол.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Л. 100 об.). Строительство холодной Тихвинской ц. продолжалось до 1854 г. В 1852 г. оно было приостановлено из-за трещин в 2 передних столбах. В результате своды почти уже достроенного собора рухнули над ракой прп. Нила, но никто не пострадал, что братия восприняла как чудо (см.: Муравьёв. 1999. С. 346-347). Собор состоял из 2 церквей: теплой в честь Сретения Господня с приделом во имя свт. Николая Чудотворца и холодной в честь Тихвинской иконы Божией Матери с юж. приделом во имя прп. Нила Сорского и сев. приделом во имя апостолов Петра и Павла. После освящения в 1847 г. в Сретенском храме стали совершаться богослужения. В иконостас поместили древние иконы из деревянных церквей. В 1907 г. в процессе капитального ремонта в Никольском приделе был устроен новый, 2-ярусный барочный иконостас, выкрашенный белой краской под мрамор, с резьбой и позолотой. Иконы заменили новыми, только один образ - прп. Нила Сорского «остался в прежнем виде» (КБМЗ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 16. Л. 111 об.). К Сретенской ц. с зап. стороны Тихвинского собора примыкала паперть с надстроенной 2-ярусной колокольней (на ней было 5 больших колоколов и 8 маленьких трезвонных) и ризница. В 1851-1854 гг. с сев. стороны нового храма был построен 2-этажный настоятельский корпус. 27 сент. 1857 г. собор освятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери, отныне изменилось посвящение обители: она стала Тихвинской. В «Слове на освящение храма в Нило-Сорской общежительной пустыни» иеросхим. Нил с гордостью отмечал, что храм построен «не богатством царей, но горстию неимущих в дебрях почти непроходимых» (КБМЗ. РК 24. Л. 8 об.- 9). В 1857-1864 гг. в Вологде были изготовлены барочные, вызолоченные «по полименту червонным золотом» иконостасы для холодного храма и написаны иконы «полугреческой живописи». Живописные работы в Тихвинском соборе продолжались в 70-х гг. XIX в. (художник, сорский мон. Филарет (Корчагин), получивший образование в СПб Академии художеств). В 1871 г. на восточной наружной стене было написано 3 клейма: Тихвинский образ с 2 ангелами, апостолы Петр и Павел, преподобные Нил Сорский и Кирилл Белозерский. В 1872 г. расписали алтарь (10 клейм) и купол (4 клейма) храма.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

его вкладах см.: Там же. С. 96. Примеч. 113-115); сама панагия также признана памятником новгородского среброделия, см.: Декоративно-прикладное искусство. 2008. 590). Не исключено, что старец Иоасаф происходил из Новгорода. Эти сведения о ризнице К. Б. м. показывают, что, хотя, как правило, резные камни происходили из царской казны, подобные редкости находились и во владении представителей различных знатных родов. К числу таких же загадочных произведений, происходящих из К. Б. м., относится визант. литик в рус. оправе с образом Божией Матери «Воплощение» (литик XV в., оправа XVI в., ГММК; см.: Визант. древности. 2013. Кат. 56. С. 263). Рождество прп. Кирилла; Воздвижение креста на месте основания Кирилло-Белозерского мон-ря. Фрагмент киота иконы «Прп. Кирилл Белозерский». 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) Рождество прп. Кирилла; Воздвижение креста на месте основания Кирилло-Белозерского мон-ря. Фрагмент киота иконы «Прп. Кирилл Белозерский». 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) Связи с Новгородской землей для К. Б. м. были в XVI в. очень важны: на средства Пимена, архиеп. Новгородского (1552-1570), был сделан оклад на чудотворную икону Божией Матери, принесенную прп. Кириллом (1565, Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 42-45; Варлаам (Денисов). 1859. С. 8, 87. Примеч. 25). Драгоценные оклады имели иконы, принадлежавшие и поставленные в монастырские храмы родственниками царя, князьями Старицкими; еще в сер. XIX в. на них сохранялись оригинальные самоцветы древней отделки, описанные архим. Варлаамом ( Варлаам (Денисов). 1859. С. 13-14). Среди икон-панагий, украшавших иконы монастырских храмов, были резные на кости. Подобные иконы и кресты часто составляли предметы личного благочестия монахов, являлись произведениями монастырских ремесел. В К. Б. м. после строительства церкви над гробом прп. Кирилла к одной из икон в этом храме, своего рода мемориальном комплексе, был приложен резной крест с изображениями праздников, «что носил чудотворец Кирил» (не сохр., см.: Никольский.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В. Рака Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского мон-ря//ПКНО, 1982. Л., 1984. С. 408-416), созданная в Серебряной палате Московского Кремля. Рака являлась «по вере строением» боярина Шереметева, над ее созданием трудились неск. ведущих столичных мастеров. Рельефная фигура К. повторяет традиц. иконографию: схимнический куколь лежит на плечах, правая рука - в благословляющем жесте, левая сжимает развернутый свиток. Глаза святого полуприкрыты, подчеркнуты его выступающие плечи, на фоне - чеканный растительный узор. Рака была обложена позолоченными серебряными и медными клеймами с изображением погребения и чудес К. и с текстами из его Жития. Над венцом размещалась серебряная дробница с иконой Св. Троицы, на полях крышки - 4 литые дробницы с образами преподобных Сергия Радонежского, Алексия, человека Божия, Ферапонта и св. Феодора, небесного покровителя вкладчика (не сохр.). Сень с ракой в интерьере церкви запечатлена в 1909 г. фотографом С. М. Прокудиным-Горским (Б-ка Конгресса, Вашингтон). Благодаря изводам прп. Дионисия Глушицкого и московского «иконника» Дионисия наиболее распространенным типом единоличных икон стало фронтальное изображение в рост, как на 2 иконах в серебряных окладах 2-й пол. XVI в.- из Горицкого Воскресенского мон-ря и из ц. Усекновения главы св. Иоанна Предтечи в с. Кирилловские Танищи (ЧерМО; на первой необычная надпись на свитке: «Во имя Святыя Жывоначалныя Тр[оицы…]»); на пелене 1598 г. из монастырской ц. во имя К. (вклад С. А. Голицыной, КБМЗ); на пядницах кон. XVI - нач. XVII в. (ЦМиАР), кон. XVI в. (реставрация XIX в., Британский музей; см.: Кормак Р. Иконы. М., 2008. С. 106, 136. Кат. 99. Ил. 67), XVII в. из ц. Входа Господня в Иерусалим в Каргополе (ВГИАХМЗ); на иконах нач. XVII в. письма Ермолова (Музей фресок Дионисия в Ферапонтове) и XVIII в. из Горицкого мон-ря (КБМЗ); на прориси с иконы XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 298-299. 147) и др. В редких случаях свиток изображен в правой руке святого (ГТГ; см.: Антонова, Мнева.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

Рабство, отмечает он, бывает 2 видов: социальное и духовное. Причиной как того, так и другого является Г. В первом случае человек становится рабом др. человека, а во втором - рабом своей падшей природы. И хотя ни то ни др. рабство оправдать нельзя, ибо природа, «с которой Бог сотворил человека», исключает явление рабства, однако все же «лучше быть рабом у человека, чем у похоти» (Ibid. XIX 15). «Отход души грешной». Фрагмент композиции на двери в жертвенник. 1607 г. Мастер мон. Трифон (КБМЗ) «Отход души грешной». Фрагмент композиции на двери в жертвенник. 1607 г. Мастер мон. Трифон (КБМЗ) Согласно аскетическому учению прп. Иоанна Кассиана Римлянина, необходимо отличать естественные потребности человеческого организма от противоестественных, к-рые неминуемо приводят к различным Г. Это относится не только к питанию, отдыху, сну, одежде, но и к «плотским движениям», к-рые «с пользой насаждены в нашем теле для рождения детей и распространения потомства, а не для блудных дел и нарушения супружеской верности». Даже гнев может быть направлен в нужное для человека русло, если последний проявляет его по отношению не к окружающим, а к самому себе, «гневаясь на свои пороки и погрешности» ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. VII 3). Самая главная опасность, подстерегающая человека, исходит, согласно прп. Иоанну Кассиану, от него самого, а не от «внешнего неприятеля», к-рого «нам нечего бояться». Враг, к-рый может нанести нам страшный урон, «скрывается в нас самих». Поэтому, если мы хотим победить его, нам необходимо вести постоянную «внутреннюю войну» с нашей греховностью (Ibid. V 21). Г., совершаемый человеком, должен, по прп. Исааку Сирину, рассматриваться не только сам по себе, но и с учетом состояния человека, к-рым он совершается. Один становится виновником Г. «по немощи», т. е. «увлекается (им.- М. И.) непроизвольно»; другой грешит «по неведению»; третий - по привычке, т. е. «по долгому пребыванию во зле и закоснению в нем»; четвертый - «произвольно», т. е. не предпринимая никаких усилий для борьбы с Г.

http://pravenc.ru/text/Грех.html

Яркие образы М. были созданы в византийском искусстве нач. XIV в.: ростовое изображение на мозаиках церкви мон-ря Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле (ок. 1315); на фресках работы мастера Георгия Каллиерга в ц. Воскресения Христова в Верии (1315) - поясное изображение в медальоне. В искусстве Афона и Балканских стран М. может изображаться и как старец (фрески мастера Феофана Критского в мон-ре Ставроникита на Афоне, XVI в.), и как средовек (фрески мон-ря Дионисиат на Афоне, XVI в.), и как юноша (фрески ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, Сербия, XVII в.; фрески ц. Рождества Пресв. Богородицы, Сливница, Македония, XVII в.). В рус. искусстве образ М. встречается как на миниатюрах из Книги пророков с толкованиями (напр., РГБ. Ф. 173/I. 20 (МДА 20). Л. 81 об., 1489 г.), так и на иконах пророческих рядов иконостасов, гл. обр. поясных (напр., икона «Пророки Малахия, Наум» из Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря (1497, ГРМ); икона «Пророки Иаков, Малахия, Захария, Иоиль» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок. 1502, КБМЗ); икона «Пророки Малахия, Наум» из ц. арх. Гавриила Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1534, КБМЗ); икона «Прор. Малахия» из Пахомиева Кенского мон-ря (посл. четв. XVI в., ЦМиАР); икона «Прор. Малахия» (XVI в., ЦАК МДА) - редкий вариант прямоличного изображения). Образ пророка присутствует на минейных иконах на янв. (напр., на иконе северных писем 1-й пол. XVI в. (ГРМ); на иконе нач. XVII в. (ЦАК МДА)). В большинстве рус. памятников М. представлен старцем. Так, напр., в иконописном подлиннике кон. XVI в. о нем сказано: «Сед, брада Иоанна Богослова, риза лазорь, исподь кеноварь в левой руце свиток, а в сви(т)це глаголет: се аз послю ангела моего» (Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. (с вариантами из списков И. Е. Забелина и Г. Д. Филимонова). М., 1873. С. 59). В иконописном подлиннике XVII в. (Сборник иконописный подлинник алфавитной редакции) при сохранении возрастной характеристики встречается др. уподобление его облика: «Малахий пророк бяша в юности возраста своего лицем благолепен… сед власы и сломлен и главою долговат аки Илия пророк…» (РНБ. Q XVII 32. Ф. 550. ОСРК. Л. 116-116 об.).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Этот древний образ стал образцом для иеросхим. Нила (Прихудайлова) при создании им иконы Н. в 1852 г. (КБМЗ). Основатель скита изображен в схимнических одеждах на фоне лесной пустыни; в левой руке он держит развернутый вниз свиток, перстом правой указывает на слова, написанные на нем. Художник поместил здесь фрагмент «Предания» Н. Наличие свитка и характерного указующего жеста подчеркивает сходство образа с древней иконой прп. Ефрема Сирина. При этом образ, написанный иеросхим. Нилом, ростовой. Вероятно, автор использовал еще один образец - надгробную икону Н., объединив в иконографии 2 наиболее чтимых образа Ниловой пуст. Иеросхим. Нил является также автором Иверской иконы Божией Матери - копии чтимого валдайского образа, находившейся в Ниловой Сорской пуст. (1845, КБМЗ); на поле своего списка вместо одного из апостолов мастер написал Н. Со старообрядческой художественной традицией связан иконный образец 2-й пол. XIX в. (ГЛМ), иконографически близкий к поясному образу прп. Ефрема Сирина, но с существенными отличиями: у Н. окладистая кудрявая борода, правой рукой он двуперстно благословляет, левой сжимает свернутый свиток. К сер. и посл. четв. XVIII в. относится сборник-конволют Житий святых (Гос. музей-усадьба «Архангельское», инв. 18405), в составе к-рого находятся Жития Белозерских святых с их изображениями, а также сказания о чтимых иконах и материалы, связанные с обителями Белозерья. Н. представлен на миниатюре (Л. 98 об.) в соответствии с иконографическим типом прп. Ефрема Сирина: у святого короткая редкая борода, на голове большой куколь. Он одет в оливковую рясу, коричневую мантию, голубую схиму, правой, отведенной в сторону рукой именословно благословляет, в левой держит свиток возле груди. По рисунку фигуры и цветовому решению миниатюра близка к изображениям преподобных Иродиона Илоезерского и Ферапонта Белозерского в той же рукописи (святые различаются формой и размером бороды, а также прической). Миниатюры были созданы в одной мастерской, скорее всего в Кирилловом Новоезерском мон-ре ( Романенко.

http://pravenc.ru/text/2577607.html

К 1732 г. мон. Сергий пребывал в пустыни уже 11 лет. В послужном списке о нем сказано: «...пишет уставом» (РНБ. Кир.-Бел. 119/1354. Л. 133). Мон. Сергий переписал Житие Кирилла Белозерского (КБМЗ. РК. 3) и сборник текстов (РГБ. Егор. 910) (см.: Шевченко. 2009. С. 25). Мн. насельники скита были иконописцами. Так, старец Феофан написал икону мч. Никиты (Арх. СПб ИИ РАН. Кол. 115. Ед. хр. 681. Л. 9), иером. Варлаам (Воронин) - Деисус с праздниками и сень для алтарных дверей, старец Варлаам Никицкий - образ св. Иоанна Предтечи для Сретенской ц. (РНБ. СПбДА А II 46. Л. 29). В синодик вписаны имена 13 схимников, подвизавшихся в пустыни в кон. XVII - нач. XVIII в. (КБМЗ. РК 127. Л. 28 об.- 29). К 1738 г. Н. С. п. практически опустела: вероятно, сорские монахи были переселены в др. обители. В «Ведомости о штатах монастырей Белозерского уезда» за этот год отмечено, что в скиту проживал единственный монах - строитель иером. Иоанн (Богданов), которому уже исполнился 71 год (ср.: тогда же в Кирилловом Белозерском мон-ре находилось 88 монахов, в Зосимовом Ворбозомском - 4, в Никитском - 3, в Курдюжской Николаевской пуст.- 2 монаха (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Ед. хр. 1287. Л. 16 об., 18)). В 1739-1740 гг. за пустынью присматривал иером. Варсонофий, к-рому в 1740 г. исполнилось 63 года (Там же. Ед. хр. 1332). В описи 1761 г. перечислены строения практически нежилой обители: келья строительская, 5 келий деревянных ветхих, из них 4 нежилые, ветхий амбар (РНБ. Кир.-Бел. 105/1341. Л. 11). Драгоценные богослужебные сосуды, иконы и книги в окладах и даже большой медный котел вывезли в Кириллов мон-рь. Для присмотра за пустынью здесь жил ризничий иеродиакон из Кириллова мон-ря, иногда в скит приезжал священник для совершения богослужения. Пустынь стала местом ссылки, куда отправляли монахов за «неблагочинное и нетрезвенное поведение» (см. дела: «О ссылке в Нилову пустынь монаха за пьянство (ГАВО. Ф. 1147. Оп. 2. Ед. хр. 1444, 1797 г.); «О переводе в Нилову Сорскую пустынь монаха Моисея за кражу вещей у наместника и побег из монастыря» (РГАДА.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

XX вв.: АКД. Вологда, 2007; Рыжова Е. А. Сюжетный мотив «выбор места для основания монастыря с помощью чудесных знамений» в севернорусской агиографии («глас-свет»)//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 422-440; Семячко С. А. История текста «Предания старческого новоначальному иноку» и ранняя история сб. «Старчество»//Там же. С. 25-71; она же. Устав прп. Кирилла Белозерского и его отражение в письменных памятниках//ТОДРЛ. 2009. Т. 60. С. 450-459; она же. Патерик, Старчество и «Старчество»//Там же. 2010. Т. 61. С. 495; Юхименко Е. М. Севернорус. мон-ри и обитель прп. Кирилла Белозерского в кругу интересов выговских книжников//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь. 2008. С. 462-471; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: история почитания. М.; СПб., 2011; Карбасова Т. Б., Шевченко Е. Э. Краткое Житие Кирилла Белозерского//Рус. агиография: Исследования. Мат-лы. Публикации. Т. 3 (в печати). Т. Б. Карбасова Иконография Прп. Дионисий Глушицкий пишет икону прп. Кирилла Белозерского. Клеймо створки киота. 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) Прп. Дионисий Глушицкий пишет икону прп. Кирилла Белозерского. Клеймо створки киота. 1614 г. Иконописец Никита Ермолов (КБМЗ) К. свидетельствует о его почитании не только в Белозерье, на вологодских землях, в Москве и на Севере, но и по всей России. По числу сохранившихся памятников, разнообразию изводов и воплощению образа святого в разных видах искусства она сопоставима с иконографией прп. Сергия Радонежского. Образ К., как правило, вводился во все композиции с сонмом рус. преподобных, где занимал одно из почетных мест. Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Сер. XVII в. Белозерье (ЦМиАР) Прп. Кирилл Белозерский. Икона. Сер. XVII в. Белозерье (ЦМиАР) Сохранилось уникальное, не имеющие аналогов в иконографии др. древнерус. святых изображение К., к-рое, по монастырскому преданию, считалось исполненным в 1424 г., т. е. за 3 года до смерти святого, прп. Дионисием Глушицким (до 1918 находилось в Кирилловом Белозерском мон-ре, в 1924 поступило из ЦГРМ в собрание ГТГ; см.: Антонова, Мнева.

http://pravenc.ru/text/1840263.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010