1462. Лк. 1. 35. 1463.  Приходящий свыше и есть выше всех (Ин. 3. 31). 1464. Преподобный Иоанн Карпафийский, гл. 81. Добротолюбие. Ч. 4. 1465. Святой Исаак Сирский. Слово 5. 1466. Святой Исаак Сирский. Слово 37. 1467.  Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори… «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при свое. [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день.] (Притч. 3. 27, 28). 1468. Пс. 38. 4, 5. 1469.  …век мой как ничто пред Тобою (Пс. 38. 6). 1470. Закон математики. 1471. Лк. 14. 33, 26, 27. 1472. Преподобный Пимен Великий, Скитский патерик и Достопамятные сказания, гл. 144. 1473. Лк. 8. 2. 1474. Лк. 23. 40–43. 1475. Мф. 9. 13. 1476. Рим. 5. 6, 18. 1477. Мф. 5. 4. 1478. Мф. 18. 11. 1479. Ис. 53. 5–8. 1480. Еф. 2. 14. 1481. Ин. 5. 25. 1482. Мф. 25. 32. 1483. Ин. 11. 39. 1484.  Ангел Господень рече к Филиппу, глаголя: возстани и иди на полудне, на путь сходящий от Иерусалима в Газу: и той есть пуст. Деян. 8. 26. 1485. Пс. 118. 29, 30, 32. 33, 38. 1486. Ин. 11. 23. 1487. Ин. 11. 39. 1488. Ин. 11. 27. 1489. Мк. 11. 23. 1490. Ин. 11. 40. 1491. 1 Кор. 15. 42–44. 1492.  Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним (Откр. 20. 6). 1493.  Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор (Пс. 4. 2). 1494.  Десница Господня высока, десница Господня творит силу! Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни. Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня (Пс. 117. 16–18). 1495.  Яви нам свет лица Твоего, Господи! Ты исполнил сердце мое веселием (Пс. 4. 7, 8). 1496. Пс. 117. 19. 1497.  Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности (Пс. 4. 9). 1498. Притч. 11. 14. 1499. Лествица. Слово 1. 1500. Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 14. Добротолюбие. Ч. 2. 1501.  …идет и продает все, что имеет, и покупает поле то (Мф. 13. 44). 1502. Ин. 20. 17. 1503. Лк. 15. 6, 9. 1504. Лк. 15. 6, 9.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

В России, кроме «Книги Правил Святых Апостол», «Обществом любителей духовного просвещения» было осуществлено трехтомное издание: «Правила Святых Апостолов, Святых Соборов – вселенских и поместных и Святых Отцов с толкованиями» (последнее издание: М., 1884; репр.: М., 2000). Русский перевод «Деяний Вселенских соборов» выпущен Казанской духовной академией (4–е изд. в 4–х томах вышло в 1908 г.). В 2008–2009 гг. А.Г. Бондач опубликовал библиографический указатель к «Деяниям Вселенских соборов» 501 . В 1499–1502 гг. в Париже Шаппюи и Виталь издают серию, в 16 в. получившую название Corpus iuris canonici, – комплексное собрание всех источников канонического права в виде последовательной истории их развития, начиная с исходных моментов на Западе до конца 16 в. (1582), когда было опубликовано, по распоряжению папы Григория XIII, последнее официальное его издание. Первую часть «Корпуса» составляет Декрет Грациана, обнимающий собой в систематической обработке источники канонического права до середины 12 в. (наиболее ранняя рукопись датируется временем немногим ранее 1150 г., которым датируются первые глоссы к тексту 502 ) 503 . Эта часть распадается на 3 отдела: а) источники права и учение о лицах; б) церковная юрисдикция; в) таинства и обряды. Декрет Грациана был опубликован многократно: до 1501 г. насчитывается 45 инкунабульных изданий (наиболее ранее – в Страсбурге в 1471 г.), после 1501 г. – более 150 печатных изданий. Среди изданий 16 в. следует выделить первое критическое издание профессора Сорбонны и ректора Парижского университета Антуана де Муши по прозванию Демохарес (Antonius Monchiacenus Demochares; 1494–1574), впервые разбившего текст паратитлами (краткими резюме глав) 504 . В 1570 г. появилось издание профессора–канониста из Буржа Ле Конте (Contius), инкорпорировавшее текст Демохареса. Шарль Дюмулен опубликовал в 1554 г. издание с собственными критическими апостилями и ввел нумерацию глав, которая использовалась дальнейшими публикаторами; это издание было включено в Index librorum prohibitorum, поэтому в дальнейшем апостили Дюмулена издателями не перепечатывались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Симон 1501 г. написал грамоту к пермскому духовенству, в которой обличал нерадение его о новообращенных, незаконные браки последних и разные богомерзкие дела, совершаемые по древнему обычаю. Он же писал послание к новообращенным пермякам, в котором, между прочими наставлениями, обличал их богомерзкие дела: «служение кумирам, совершение тризн идолам, моление болвану Воипелю». В нравственной части грамота и послание митр. Симона, наравне с прочими посланиями этого рода, проникнуты духом нравственно-аскетического проповедничества. Они внушают жизнь по заповедям христианским, посещение храмов, соблюдение постов, неядение в праздники до обеда и т. под. 300 . В грамоте пермскому духовенству Симон упоминает, что ему (духовенству) неоднократно об этих предметах «посылал грамоты свои пермской епископ Филофей». Епископ Филофей, проповедуя веру 30 лет (1471–1501) , часто писал окружные послания к духовенству и зырянам. О содержании их можно судить по мыслям приведенных нами посланий митр. Симона. В окружных посланиях и грамотах древних пастырей особенно заметны повторения и заимствования, нередко буквальные. Грамота новгород. архиеп. Макария в пятину вотскую сообщает нам любопытные сведения о вере и нравственности племен, обитавших между балтийским морем и ладожским озером. Финские племена: Карела, Чудь, Ижора, благодаря деятельности миссионеров, уже в XIII веке были обращены в христианство; но от недостатка надзора и руководства в вере, придерживались языческих обычаев. Они покланялись камням и священным деревам, приносили жертвы богам своим, и обращались за наставлениями к арбуям или жрецам. Между прочим, у них в обыкновении было многоженство, как и у прочих язычников, странный способ погребения в лесах и курганах. В окружной грамоте к духовенству пятины (1534 г.) Макарий обличает все эти заблуждения и подкрепляет свое слово делом. Он внушает духовенству, при содействии православных, истреблять огнем все языческие божества и молельни; арбуев и их последователей исправлять, или предавать суду 301 . В 1535 г., по распоряжению Макария, снова были приняты меры к истреблению в этих местах язычества. Но язычество снова утвердилось в финских племенах, и спустя 13 лет, архиеп. новгор. Феодосий написал окружную грамоту к духовенству вотской пятины, сходную с грамотой Макария, и подкрепил ее теми же полицейскими мерами. Последствия дела не известны 302 . Значение обличительных грамот и посланий

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Оба раза эзоповские персонажи используются для высмеивания Христа еретиков. Не исключено, что апологет был знаком с переработками басен Эзопа наподобие тех, что содержались в сатирах Энния и других римских сатириков. 1453 См.: Лк. 9:41. 1454 Конъектура Кройманна. В рукописи: «приходящий». 1455 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1456 Ср.: Лк. 9:46—48. 1457 Ср.: 4 Цар. 2:23—24. 1458 Ср.: Исх. 1:20. 1459 Ср.: Исх. 1:17. 1460 Ср.: Исх. 1:15—16. 1461 Ср.: Быт. 1:28. 1462 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пообещал благословением также сам брачный плод». 1463 Ср.: 4 Цар. 1:9—12, где, правда, о лжепророке не сказано. 1464 Ср.: Лк. 9:51—56. 1465 Вставка Кройманна. 1466 См.: Ис. 42:2—3; Мф. 12:19—20. 1467 Ср.: 3 Цар. 19:12. 1468 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Бог». 1469 Ср.: Лк. 9:57—58. 1470 См.: Лк. 9:57. 1471 См.: Лк. 9:59. 1472 См.: Лк. 9:60. 1473 Вставка Кройманна. 1474 См.: Лев. 21:11. 1475 Конъектура Кройманна. В рукописи: «там». 1476 Ср.: Числ. 6:6—7. 1477 Речь идет о человеке из Лк. 9:59—60. 1478 Ср.: Лк. 9:61—62. 1479 Ср.: Быт. 19:17. 1480 Ср:.Лк. 10:1. 1481 Ср: Исх. 15:27; Числ. 33:9. 1482 Ср.: Исх. 12:34—36. 1483 Ср.·.Лк. 10:4; Мф. 10:10. 1484 Ср:.Лк. 10:1. 1485 Ср:.Лк. 10:4. 1486 Ср.: Втор. 29:5. 1487 Ср.: Лк. 10:4. 1488 Ср.: 4 Цар. 4:29. 1489 Конъектура Кройманна. В рукописи: «Так и Господь, что…». 1490 Ср:.Лк. 10:5. 1491 Ср.: 4 Цар. 4:26. 1492 См.: Лк. 10:7. 1493 См.: Втор. 25:4. 1494 Ср.: Исх. 12:34—36. 1495 Ср.: Исх. 1:11—14. 1496 Здесь Кройманн предполагает лакуну: «и на погибель тем, которые не приняли». 1497 Конъектура Кройманна. В рукописи: «ему. Держится за». 1498 Ср.: Лк. 10:11. 1499 Ср.: Втор. 23:3—4; Числ. 22:3—6. 1500 См.: 1 Цар. 8:7. 1501 Ср.: Л к. 10:19. 1502 Ср.: Ис. 11:8—9. 1503 Ср.: Быт. 3:1—5. 1504 См.: Пс. 91 90:13. 1505 См.: Ис. 27:1. 1506 См.: Ис. 35:8—9. 1507 См.: Ис. 35— invalescite, manus dimissae et genua resoluta. Выше, Adv. Marc., IV, 10, 1, эта библейская цитата имеет несколько иной вид: convalescite, manus dimissae et genua dissoluta. 1508 См.: Ис. 35:5—6. 1509 Ср:.Лк. 10:19. 1510 Конъектура Кройманна. В рукописи: «неизвестному богу, теперь, считай, известному». 1511 См.: Ис. 7:9. 1512 Ср.: Рим. 1:20. 1513 Ср.: Tert. De an., 3,1; Tert. Adv. Herm., 8,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

(1.01.1431, Хатива, Валенсия - 18.08.1503, Рим; мирское имя - Родриго Борджа ), папа Римский (26. 08.1492-18.08.1503). Племянник папы Каллиста III , к-рый в 1455 г. назначил его, ставшего к тому времени д-ром права в Болонском ун-те, нотарием Римской курии, в 1456 г. кардиналом и вице-канцлером Римского престола. Ему удавалось совмещать должности аббата Субьяко (1471), епископа Жероны (1457-1458), Валенсии (1458-1492), Карфагена (1482-1492) и Мальорки (1489-1492). Молодой прелат, получавший огромные доходы и считавшийся одним из самых богатых людей своего времени, вел жизнь, более подобающую светскому вельможе (имел неск. внебрачных детей), что вынудило папу Пия II в 1460 г. осудить его за скандальное поведение. Несмотря на это, при наличии еще 3 претендентов Родриго Борджа был единогласно избран папой 11 авг. 1492 г. После избрания папой А. действовал скорее как один из итал. князей в интересах своего маленького гос-ва. Его целью стало укрепление позиций собственного семейства в Италии и Испании; он стремился выделить из папского гос-ва Романью и передать ее во владение сыну, Чезаре Борджа. Папа был втянут в Итальянские войны и постоянно играл на противоречиях Франции и итал. гос-в, хотя поначалу папское гос-во было единственным в Италии, к-рое могло реально противостоять Франции: в 1494 г. А. отказался признать франц. кор. Карла VIII королем Неаполя, в 1495 г. был инициатором создания антифранц. Святой Лиги, объединившей герм. имп. Максимилиана I (1493-1519), испан. кор. Фердинанда V и Венецию. Поддерживал борьбу с гуситскими движениями в Моравии и Богемии. Еще в начале своего понтификата выступил организатором крестового похода против турок, в ходе к-рого в 1498 и 1499 гг. было одержано неск. побед; в мае 1500 г. А. снова обратился к послам Франции, Испании, Англии, Неаполя, Венеции и Флоренции с призывом объединиться против общего врага; папу, однако, поддержали только Испания и итал. гос-ва - их объединенный флот одержал неск. побед над мусульманами в 1500 - нач. 1501 г., но подписанный в 1502 г. Венецией мир свел на нет успехи христ. армии. В 1493 г. А. буллой «Inter caetera divini» утвердил разграничительную линию, проведенную западнее Азорских о-вов и разделявшую зоны колонизации Испании и Португалии. Согласно этому постановлению, испан. и португ. монархи получали право контролировать действия Церкви на вновь открытых землях. Отпраздновав 1500-й юбилейный год с необычайной торжественностью, А. не откликнулся на призывы к реформе Церкви - составленная в 1497 г. булла, содержавшая проект реформы, так и осталась на бумаге, а флорентийский реформатор Иероним Савонарола , призывавший бороться со злоупотреблениями духовенства, был отлучен им от Церкви и казнен (23 мая 1498). Умер А. летом 1503 г., по офиц. версии, от малярии, но скорее всего, по мнению многих современников, он был отравлен.

http://pravenc.ru/text/64310.html

АКСАЙСКАЯ, обн. 02(15)05.1923 30.01(12.02)1924 ЗАДОНСКАЯ, обн. 30.01(12.02)1924 ПЯТИГОРСКАЯ, обн. НОВОРОССИЙСКАЯ, обн. ОРДЖОНИКИДЗЕНСКАЯ, обн. 27.11(10.12)1930 СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 25.11(08.12)1932 03.1935 Филипп Гумилевский ЕЙСКАЯ 16(29)11.1920 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 23.08(05.09)1923 05(18)03.1924 БАЛАХНИНСКАЯ, паки ЗВЕНИГОРОДСКАЯ 05.1927 26.01(08.02)1931 в/у МОСКОВСКАЯ 05.1927 26.01(08.02)1931 ВЛАДИМИРСКАЯ 05.1936 13(26)04.1936 Сщмч. Филипп II Колычев ВСЕРОССИЙСКАЯ 25.07.1566 04.11.1568 Филипп Осадченко в/у ПОЛТАВСКАЯ 18.09(01.10)2001 17(30)12.2001 ПОЛТАВСКАЯ 17(30)12.2001 Филипп Перов ВАЛУЙСКАЯ 19.10(01.11)1920 16(29)11.1923 НИЖНЕЛОМОВСКАЯ 16(29)11.1923 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ 16(29)11.1923 ПЕНЗЕНСКАЯ 04.1927 САРАНСКАЯ 10(23)01.1929 09.1936 ВОЛГОГРАДСКАЯ 02(15)01.1937 Филипп Ставицкий АЛЯСКИНСКАЯ 06.08.1916 03(16)12.1919 в/у СМОЛЕНСКАЯ 29.01(11.02)1919 15(28)08.1919 ВЯЗЕМСКАЯ 03(16)12.1919 02(15)10.1920 СМОЛЕНСКАЯ 02(15)10.1920 26.06(09.07)1922 СМОЛЕНСКАЯ, паки 27.08(09.09)1923 21.02(05.03)1924 УФИМСКАЯ 21.02(05.03)1924 АСТРАХАНСКАЯ 31.05(13.06)1928 17(30)08.1933 ОМСКАЯ 10(23)02.1937 08.1937 ИРКУТСКАЯ 11.1943 12.1943 АСТРАХАНСКАЯ, паки 12.1943 17(30)10.1947 ОДЕССКАЯ 17(30)10.1947 29.11(12.12)1947 АСТРАХАНСКАЯ, 3-й раз 29.11(12.12)1947 29.11(12.12)1952 в/у САРАТОВСКАЯ 09(22)02.1949 08(21)10.1949 Филофей ПЕРМСКАЯ 08.11.1471 ВОЛОГОДСКАЯ 24.04.1501 Филофей РЯЗАНСКАЯ 01.1562 11.1570? Филофей Грек СМОЛЕНСКАЯ 13.02.1722 06.1727 Филофей (в сх. Феодор) Лещинский ТОБОЛЬСКАЯ 04.01.1702 02.1711 ТОБОЛЬСКАЯ, паки 07.1715 02.1721 Филофей Нарко СЛУЦКАЯ 10(23)11.1941 24.02(09.03)1942 МОГИЛЕВСКАЯ 24.02(09.03)1942 24.06(07.07)1944 в/у СМОЛЕНСКАЯ 25.02(10.03)1942 04(17)05.1942 в/у МИНСКАЯ 05.1942 03(16)04.1943 Филофей Успенский ДМИТРОВСКАЯ 18.12.1849 19.08.1853 КОСТРОМСКАЯ 19.08.1853 15.02.1857 ТВЕРСКАЯ 15.02.1857 05.05.1876 КИЕВСКАЯ 05.05.1876 29.01.1882 Флавиан Городецкий АКСАЙСКАЯ 02.02.1885 24.06.1885 ЛЮБЛИНСКАЯ 24.06.1885 14.12.1891 ВАРШАВСКАЯ 14.12.1891 21.02.1898 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 21.02.1898

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1452 ντλυτρον отличается от простого λτρον тем, что в нем заключается понятие выкупа, который приносится за выкупаемого другим лицом. 1455 О – соединительная частица, связывающая два предложения. Benseler. Griech.–deumsch. Worterbuch, Leipzig, 1882, sub voce ο. 1458 Cujus rei, т. e. destructionis mortis, testimonium tempore, quo resurrexit, ostendit; destructio enim mortis resurrectio mortuorum est. (Comment. in Ep. ad Tim. 1. cit. op., col. 293). 1462 Это объяснение легко совместить с первым. Свидетельство, которое дал Христос в подтверждение того, что Он пришел искупить все человечество – это Его жизнь, учение и страдание. А жизнь, учение и страдание Христа составляют главный предмет апостольской проповеди. И учение Апостолов есть всемирное свидетельство о жизни и смерти Христа. 1469 Звание κρυξ, вообще, и, в частности, у греков пользовалось особым почтением и было почетным. Lex. Schlensner’a, sub voce κρυξ. 1470 Св. Златоуст, Бесед. на 1Тим., стр. 102, Феофилакт. Comment. in 1 Ер. ad Tim., cit. op., p. 758 и Икумений, cit. op., p. 220. 1471 Hanp. Bengelii. Gnomon Novi Testamenti, secundum editionem tertiam, Berolini, 1860, in Epist. 1 ad Tim., p. 534, col. 2. 1474 Феодорит. Толк. на 1Тим. стр. 682; Анзельм у а» Lapide, cit. op., p. 712, col. 1; Wiesinger. Erclar. die 1 Br. an Tim., S. 422. 1475 Св. Златоуст. Бесед. на 1Тим., стр. 109; Flatt. Vorles, ub. d. beid. Вг. P. an d. T., S. 57; Rosenmuller. Scholia in Ер. 1 ad Tim., p. 25; Hofmann. Die heil. Schrift. n. T., Th. 6, c. o., S. 77–78 и др. 1484 Corpus scriptor, ecclesiastic, lat., t. II, C. Halm., Vindobonae, 1867, cap. 32, p. 45 et cap. 10, p. 14; также, Ориген . Opera, t. III, C. Delarue, Paris. 1740, series comment. in Matth., tract. XXVIII, p. 857, col. 2–C; ejusdem opera, t. II, Delarue, 1733, hom. X in libr. J. Nave. p. 423, col. 2-E–F. Более подробно см. Origen. Opera, t. I, Delarue, 1723, contra Celsum, lib. VШ, p. 754 – 755, nota. 1501 Что касается формы σους вместо σιας, то, грамматически, она вполне объяснима, поскольку σος имеет два окончания. Lex. Benseler’a, sub voce σιος

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Следует отметить, что собственно историческую ценность приводимые Инфессурой сведения представляют в некоторой степени для понтификатов Мартина V и Евгения IV, но существенный интерес приобретают для времени пап Павла II (1484–1492), Сикста IV (1471–1484), Иннокентия VIII (1484–1492) и для первой половины понтификата Александра VI. Инфессура пишет то по–латыни, то на итальянском языке. Записки его не имеют формального начала (оно добавлено чужой рукой) и обрываются на полуслове – как кажется некоторым исследователям, вследствие политического разочарования и потери смысла дальнейшей работы. «Дневник» Инфессуры впервые издан немецким историком Иоганном Георгом фон Экхартом (1664–1730) во 2–м томе Corpus historicum medii aevi (Leipzig, 1723); новую публикацию (с пропуском наиболее скандальных фрагментов) осуществил о. Луиджи Антонио Муратори (1672–1750) в 3–м томе (ч. 2) своего монументального издания Rerum italicarum Scriptores ab anno cerce christiance 500 ad annum 1500 (25 vols. in 28, folio. Mediolani, 1723–1751; критическое переиздание – Citta di Castello, позже Bologna, c 1900 г.). Лучшим изданием «Дневника» Инфессуры считается критическое издание Оресте Томмазини, подготовленное по поручению Institute Storico Italiano. См.: Diario della citta di Roma di Stefano Infessura scribasenato/Nuova ed. a cura di Oreste Tommasini. Roma, 1890 (Fonti per la storia d’ltalia, 5). См. также: Tommasini О. II diario de Stefano Infessura/Archivia della Societa romana di storia patria. Vol. 11. Roma, 1888; idem. Nuovi documenti illustrativi del Diario di Stefano Infessura/Ibid. Vol. 12. Roma, 1889. 1142 Johannis Burckardi Liber Notarum ab anno 1483 usque ad annum 1506/Ed. E. Celani. Citta di Castello, 1906 (первое критическое издание на основе различных печатных изданий прошлых лет, которые были выверены по оригинальной рукописи). 1143 Иоганн Бурхард, также именуемый Буркардом (Burchard и Bur chard), происходивший из французского Нидерхаслаха (ныне – Нижний Рейн) в Эльзасе, некоторое время был секретарем епископа Страсбургского, в 1476 г. был рукоположен во священники и через 5 лет отправлен в Рим, где был назначен протонотарием Апостолического престола. Уже через 2 года он становится церемониймейстером папы Сикста IV. Эту должность он занимает при папах Иннокентии VIII (1484–1492), Александре VI (1492–1503), Пие III (1503) и в начальные годы Юлия II – до своей смерти. В Риме Бурхард вступает в братство св. Марии дель Анима, быстро продвигается в нем и становится провостом. Постепенно он получает целый букет церковных бенефициев, включая должность провоста в Мутье–Гранваль (1474) и соборного декана в Базеле (1501). Пием III он назначается, было, епископом Орте (в это время Бурхард был клириком Папской часовни, аббревиатором папских писем и базельским деканом), однако скорая смерть престарелого папы привела к тому, что епископская хиротония Бур- харда состоялась только после утверждения этого решения новым папой Юлием II.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Источники конца XV и первой половины XVI в. не содержат трактовки случившегося в 1480 г. как освобождения от многолетней зависимости 1026 . Первый отечественный памятник, говорящий о самом факте освобождения, датируется серединой XVI в. – это послание к Ивану IV (вероятнее всего, написанное Сильвестром 1027 ). О походе Ахмата на Русь здесь говорится в самых общих выражениях: «гордый царь Ахмат Болшия Орды воздвиг помысл лукав на Рускую землю, со многими орды, съ великими похвалами во многих силах вооружився, пришел на Русскую землю со множесгвом многим воинствомгь, великою гордостию дышюще, помысливъ высокоумием своим и рече: избию все Князи Русские, и буду един властец на лицы всея земля, а не ведый, яко меч Божий острица на нь. И восхоте пленити всю Рускую землю...» 1028 . Нет ни одной конкретной детали, указывающей на то, что речь идет именно и только о походе 1480 г. Далее (также в общих выражениях) упоминаются бегство и гибель Ахмата и последующее полное уничтожение Орды (в действительности имевшее место только спустя 20 с лишним лет), и после этого констатируется, что «православных великих князей Господь Бог рог возвыси и от нечестивыхъ поганых царей свободи» 1029 . В созданной несколько позже (не ранее 60-х годов XVI в.) «Казанской истории» события излагаются в следующей последовательности: Ахмат вступает на престол, посылает к Ивану III послов с требованием дани за прошлые годы, великий князь отказывается, и царь выступает в поход. В рассказе о походе упоминаются Угра и ряд конкретных деталей событий 1480 г. (включая дату), но кроме того, говорится о разорении «Орды» (в смысле оставленной Ахматом без защиты степной ставки) «служилым царем» великого князя Нурдовлатом и князем Василием Ноздреватым 1030 . В 1480 г. ничего подобного не происходило 1031 : возникновению такой легенды могли способствовать события, имевшие место в другие годы. В 1471 г. вятчане (спустившись, как и Нурдовлат с Василием Ноздреватым в «Казанской истории», в судах по Волге) разорили Сарай; в 1472 г. отступление Ахмата на Руси связывали, в частности, с боязнью, что служилые царевичи великого князя Данияр и Муртоза «возьмут Орду»; в 1481 г. зимовище Ахмата было разгромлено сибирским ханом и ногайскими мурзами 1032 ; в 1487 г. Иван III посылал «под Орду» Нурдовлата, а в 1490 и 1491 гг. – его сына Сатылгана; в 1501 г. на Орду ходил Василий Ноздреватый; наконец, в 1502 г. с Ордой покончил брат Нурдовлата Менгли-Гирей. Далее в «Казанской истории» говорится об отступлении и гибели Ахмата и подводится итог: «И тако скончашася цари ординстии, и таковым Божиим промыслом погибе царство и власть великия Орды Златыя. И тогда великая наша Руская земля освободися от ярма и покорения бусурманского».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Pars 2. P. 430-434). Папа Римский Александр III , находившийся в конфликте с Фридрихом Барбароссой, не признал К. В. святым. К вопросу об офиц. канонизации франк. императора в Римской курии впосл. не возвращались. Между тем его почитание в Ахене сохранилось. Спустя 2 дня после повторной коронации на герм. престол в Ахене (25 июля 1215) Фридрих II Штауфен повелел поместить мощи К. В. в новую раку (сохр.). Имп. Карл Великий. 1360–1364 гг. Мастер Теодорик (Национальная галерея, Прага) Имп. Карл Великий. 1360–1364 гг. Мастер Теодорик (Национальная галерея, Прага) Почитание К. В. распространилось в Германии. Имеются свидетельства, что императору были посвящены алтари в Страсбурге, Оснабрюке. День поминовения К. В. отмечался в Регенсбурге, Нюрнберге, Лорше. Придворный живописец имп. Карла IV (1355-1378) мастер Теодорик, работая над интерьером капеллы Св. Креста в замке Карлсштейн, изобразил К. В. с нимбом. Почитание К. В. как предшественника франц. королей поддерживалось и во Франции. В 1471 г. кор. Людовик XI объявил день поминовения К. В. общегосударственным, однако уже к 1501 г. офиц. литургическое почитание императора в Парижском еп-стве не совершалось (сохр. в Реймсе, Руане, Сен-Кантене и др.; см.: Folz R. Aspects du culte liturgique de Saint Charlemagne en France//Karl der Grosse. 1967. Bd. 4. S. 77-99). На протяжении веков так и не одобренное Римско-католической Церковью почитание К. В. сохранялось. Признание К. В. одним из великих правителей Зап. Европы и поддержка его почитания со стороны монархов Германии и Франции способствовали формированию легендарного образа франк. императора. Критическое отношение к К. В., характерное для произведений, созданных в первые годы правления имп. Людовика Благочестивого (см.: Noble T. F. X. Greatness Contested and Confirmed: The Raw Materials of the Charlemagne Legend//The Legend of Charlemagne in the Middle Ages. 2008. P. 3-21), довольно быстро сменилось традицией его восхваления. Эйнгард описывает К. В. по образцу рим. императоров.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010