Большой успех маленькой книжонки совершенно понятен. Ведь неизвестный Веспутий, первый из всех этих мореплавателей, умеет так хорошо и увлекательно рассказывать. Обычно на кораблях искателей приключений собираются неграмотные морские бродяги, солдаты и матросы, не умеющие даже поставить собственной подписи, и только изредка попадается «эскривано» – сухой юрист-грамотей, равнодушно нанизывающий факты, или кормчий, отмечающий градусы широты и долготы. Поэтому большинство людей на рубеже XV-XVI веков еще ничего не знает о том, что же, собственно говоря, скрыто в этих далеких краях. Но вот появляется заслуживающий доверия и даже ученый человек, который не преувеличивает, не сочиняет, а честно рассказывает, как 14 мая 1501 года по поручению португальского короля он прошел океан и два месяца и два дня находился под небом, таким черным и грозовым, что не было видно ни солнца, ни луны. Он дает возможность читателю живо представить себе все ужасы и страхи, описывая, как он и его спутники потеряли всякую надежду благополучно достичь берега на своих дырявых, источенных червями кораблях, но благодаря его опыту космографа 7 августа 1501 года – в других сообщениях приводится другая дата, однако к таким неточностям у этого ученого человека надо привыкнуть – они наконец увидели землю, и что это была за благословенная земля! Тяжкий труд местным жителям неведом. Деревья не требуют ухода и приносят обильные плоды; реки и источники полны прозрачной, вкусной воды; море богато рыбой; исключительно плодородная земля родит сочные и совершенно неизвестные фрукты; прохладные бризы овевают эту щедрую землю, а густые леса делают приятными даже самые знойные дни. Здесь водятся тысячи разных животных и птиц, о существовании которых Птолемей не имел и понятия. Люди живут в первобытной невинности; у них красноватый цвет кожи, потому что, объясняет путешественник, они с рождения и до самой смерти ходят нагими и загорели на солнце; у них нет ни одежды, ни украшений, ни вообще какого-либо имущества. Всем, что у них есть, они владеют сообща; также и женщинами, о доступности и страстности которых ученый господин рассказывает довольно пикантные анекдоты.

http://azbyka.ru/fiction/amerigo-povest-...

24 сент. 1513 г. Л. да В. уехал из Милана в Рим. До 1515 г. он жил при папском дворе, проводя разнообразные технические и естественнонаучные опыты «в Бельведере, в комнате для занятий, устроенной… Великолепным» Джулиано Медичи, герц. Немурским (Ambros. Codice Atlantico. Fol. 182v). Однако пребывание в Риме разочаровывало Л. да В.: папа Лев Х (Джованни Медичи) не оказывал ему должных почестей и не питал к нему доверия, анатомические занятия Л. да В. стали предметом осуждения и поводом для доносов. После отъезда из Рима и смерти Джулиано Медичи в марте 1516 г. 63-летний Л. да В. остался без покровителя. Вскоре он принял приглашение франц. кор. Франциска I переехать во Францию. В 1516 г. Л. да В. поселился в небольшом замке Клу недалеко от Амбуаза. По свидетельству Антонио де Беатиса, секретаря кардинала Арагонского, Л. да В. привез с собой во Францию ряд картин: «Мона Лиза», «Св. Иоанн Креститель», «Мадонна с младенцем и св. Анной» ( Beltrami. 1919. Р. 149), над которыми продолжал работу, несмотря на ухудшающееся здоровье. Л. да В. пользовался неизменным расположением короля, к-рый восторгался им не только как художником, но и как мудрецом, покровительствовал изданию анатомического атласа на основе его рисунков. Последние годы жизни Л. да В. продолжал работать над своими записями; как придворный мастер он занимался устроением театрализованных празднеств, а также создал для короля проект большого дворцового комплекса Роморантен (Ambros. Codice Atlantico. Fol. 76; Lond. Brit. Lib. Arundel. 263. Fol. 270r), включавшего сложную систему каналов между Луарой и Соной (не осуществлен). Рисунки Л. да В. оказали нек-рое влияние на архитектуру ренессансных франц. замков. С именем Л. да В. связывали также начало строительства замка Шамбор. Голова св. Анны. Эскиз. Ок. 1501–1510 (?) гг. (Королевская б-ка Виндзорского замка, Англия) Голова св. Анны. Эскиз. Ок. 1501–1510 (?) гг. (Королевская б-ка Виндзорского замка, Англия) Ливень затапливает город. Ок. 1508–1511 гг. (Королевская б-ка Виндзорского замка, Англия)

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АННУНЦИАТЫ [аннунциатинки; лат. annuntiatio - возвещение, благовещение], католич. жен. монашеские ордена в честь Благовещения Девы Марии; неск. католич. духовных объединений, посвященных этому событию. Французские А. Офиц. название жен. монашеского ордена - «Орден Благовещения» (лат. Ordo de Visitatione Beatae Mariae Virginis, OVM); традиционно называется также «Десять добродетелей Богоматери» (франц. Dix Vertus de Notre-Dame). Основан франц. королевой блж. Жанной Валуа в 1500 г. Устав А. «Десять добродетелей Богоматери», написанный Жанной, был утвержден папой Александром VI в 1501 г. Папа Лев X подчинил А. ордену францисканцев , сохранив их автономию. А. дают обеты бедности, целомудрия и послушания, участвуют в церковной службе. Сестры носят серые одежды с красным капюшоном и белой мантией. По цвету капюшонов их называют красными А. К 1771 г. А. имели 53 мон-ря во Франции и Бельгии, к-рые пришли в упадок в годы Французской революции, когда все монашеские ордена, в т. ч. и А., были распущены. В наст. время существует 2 мон-ря А. во Франции (в Булони и Вильнёве), 1 - в Англии и 3 - в Бельгии. Итальянские А. (по цвету плащей их называют голубыми А.- итал. Annunziate turchine), жен. монашеский орден, основанный в 1604 г. в Генуе блж. Марией Викторией Форнари и утвержденный папой Климентом VIII . В конгрегации принят августинский устав (см. Августина устав ). А. живут в строгом затворничестве, принимают обет молчания, общение сестер с родственниками ограничено. Сестры занимаются рукоделием, изготовлением церковных облачений для бедных общин. Орден развивался во Франции, Италии, Германии и Дании. В 50-х гг. ХХ в. существовало 3 мон-ря в Италии (Рим и Генуя) и 2 - во Франции (Лангр и Жуанвиль). В 1997 г. орден сохранил за собой 4 мон-ря и насчитывал 34 сестры. Бельгийские А. Жен. монашеский орден «Сестры Благовещения» (франц. Sœurs de l " Annontiation) был создан в XIX в. для ухода за больными и преподавательской деятельности. Первый мон-рь основан в 1833 г. Впосл. А. были открыты начальные школы и подготовительные курсы для сестер милосердия при мон-рях А. в Хюлденберге, Эверсберге, Фурне, Лешенуа-су-Ватерлоо (Бельгия). В 1997 г. «Сестры Благовещения» насчитывали 105 чел., ордену принадлежало 7 мон-рей. Орден Благовещения

http://pravenc.ru/text/115632.html

(Письма И.И. Срезневского ) После прекрасной статьи г. А.А. Кочубинского «О.М. Бодянский в его дневнике», помещенной в декабрьской книжке «Исторического Вестника» за 1887 г. (т. XXX), нам немного придется сказать об этом дневнике, так как в нашем собрании уцелела его незначительная часть, но зато у нас имеются письма к нему разных ученых и других известных лиц, имена которых далеко не безызвестны в русской литературе. Оставляя за собою право до следующей статьи поговорить более подробно о дневнике Бодянского и привести выписки из его памятных книжек, в особенности же заметки, сделанные во время путешествия за границей, мы обратимся к предмету настоящей статьи, именно к переписке 0.М. Бодянского. В нашем собрании кроме писем отца и брата Бодянского с его ответами к ним, важных и незаменимых для составления обстоятельной биографии знаменитого слависта, имеются (за самой ничтожной утратой) письма к нему Белюстина (по охран, каталогу 1478), Е. Вельтман 1452), А. Врасского 1592), Вызинского 1454), Н. Гилярова-Платонова 1482), Я. Головецкого 1482), А. Горского 1489), В. Григоровича 1489), В. Даля 1453), Г. Данилевского 1447), Я. Закревского 1446), М. Каткова 1422), Н. Костомарова 1505), Арх. Леонида 1487), А. Потебни 1453), Сахарова 1556), М. Семевского 1447), гр. С. Строгонова 1557), И. Срезневского 1556), П. и А. Строевых 1423, 1576), Ундольского 1423, 1501) и много других. Мы помещаем здесь полностью письма Измаила Ивановича Срезневского главным образом потому, что, как нам известно, к составлению биографии и обнародованию переписки И. И. Срезневского уже приступает сын покойного В. И. Срезневский. Да послужат эти письма материалом для биографии обоих ученых, столь много обогащавших своими знаменитыми исследованиями Славянскую палеографию. В следующей статье мы поместим интереснейшую переписку 0.М. Бодянского с попечителем Москов. учебн. округа, известным графом Г.А. Строгоновым. Интерес статьи бесспорно должен увеличиться еще тем, что у нас сохранились и черновые отпуски писем самого Бодянского. Особенного внимания заслуживают письма по делу напечатания в Чтениях сочинения Флетчера, за что О.М. Бодянский был, как известно, переведен в Казанский университет.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

XII. О покорении Псковского Княжества Великому Князю Московскому Наконец приближался предел и их вольности. Выше уже сказано, что Великий Князь Иван Васильевич еще в 1501 году сыну своему Василью дал титло Великого Князя Псковского; а в Духовном завещании своем 1504 года именно написал: даю ему (Василью) город Псков и с городы и с волостьми и с селы и всю землю Псковскую. По кончине его, последовавшей 1505 года октября 27, пять лет сей Сын и наследник его ничего не предпринимал над Псковом, оставляя оный только при Наместниках своих. Но в октября 1510 года, когда с братом своим Князем Андреем, с зятем Петром Царевичем и с Боярами прибыл он в Новгород, то Псковичи сами подали ему повод к порабощению себя. Они будучи недовольны присланным к ним в прошлом году Князем Наместником Иваном Михаиловичем Репнею-Оболенским, отправили в Новгород семьдесят послов с двумя Посадниками Юрьем и Михайлом и с Боярами из всех Концов города, во-первых поднести в дар Великому Князю полтораста рублей Новгородских, а притом просить, чтобы он жаловал отчину свою, мужей Пскович, добровольных людей, изобиженных от Наместника его и от его Пригородских Наместников. Великий Князь приняв подарок, отвечал Посадникам: Яз вас свою отчину хочу жаловати и боронити, якож отец наш и деды наши Великие Князи: а что ми повествуете о Наместнике моем и о Своем Князе о Иване Репне, аж на него станут многия жалобы, и яз его обвиню пред вами. С сим ответом отпустил он их во Псков. Но Князь Иван Репня той же осенью сам поехал к Государю в Новгород жаловаться на Псковичей, что они и его Великого Князя бесчестят, а с ним, обходятся не так, как с прежними Велико-Княжескими Наместниками; сами производят дела не так, как бывало; в суды его, в пошлины, в оброки и во всякие доходы вступаются; позорят и насилуют его людей и, проч. Великий Князь по выслушивании таковых жалоб, отпустил и его, прислав с ним только повеление Посадникам и Боярам и всем Псковичам, чтобы они не выступали впредь из почтения к нему и к Наместнику его, и в его доходы и суды не мешались.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Закрыть Тупик либеральной смуты О некоторых итогах двадцатилетнего тупика и путях выхода из него 11.01.2013 1501 Время на чтение 31 минут От редакции . Предлагаем вниманию читателя размышления о либеральном двадцатилетии известного ученого и общественного деятеля Бориса Алексеевича Виноградова. Ценность его размышления не только в том, что это свидетельство участника многих событий, но и в том, что автор пытается анализировать либеральный разгул на Руси, опираясь на опыт нашей истории, используя исторические аналогии. Не со всем в его анализе можно согласиться, например, в оценке им эпохи сталинизма, но это тот случай, когда разномыслие необходимо и полезно, поскольку позволяет глубже понять наше прошлое и наше настоящее и определить ориентиры нашего будущего. Зоркость этой эпохи корнями вплетается в те времена, неспособные в общей своей слепоте отличать выпадавших из люлек от выпавших люлек... Зоркость этих времен - это зоркость к вещам тупика. И.А. Бродский «Конец прекрасной эпохи» I. Советы и Парламент Напомню кратко этапы развития и гибели Советов. Еще в ходе первой русской революции 1905 года Ленин отозвался о Советах как органах власти. В «апрельских тезисах» он писал: « Не парламентарная республика, - возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху». (С.Р.Д. - Совет рабочих депутатов). Идейной основой Советов было народовластие с равными избирательными правами граждан в отличие от сословного принципа выборов в царскую Госдуму последних созывов. В отличие от западного парламента, выполняющего только законодательные и представительские функции, Советы стали властью «снизу доверху», являясь представительными, законодательными, распорядительными и контрольными органами. Свои полномочия они исполняли непосредственно или через создаваемые ими государственные органы. Административные и судебные органы были подотчётны Советам. На первоначальном этапе в Советах существовала многопартийность как в нормальном представительном органе. Но после разгрома в июле 1918 года восстания левых эсеров и запрета их партии Советы попали под полный контроль большевиков. Лозунги кронштадтского восстания (март 1921 года): «Власть Советам, а не партиям!» и «Советы без коммунистов!» привели к жестким решениям X съезда РКП(б) о единстве партии. В июле 1921 года Сталин дал определение: «Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность», которое стало политическим руководством для советской власти.

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/12/...

4:7–9. Прииде 1493 жена 1494 от Самарии почерпати 1495 воду. Глагола ей 1496 Иисус: даждь ми 1497 пити. Ученицы бо Его отшли бяху 1498 во град, да брашна 1499 купят. Глагола 1500 Ему жена Самаряныня. Не неведал Спаситель о приходе женщины. Как Истинный Бог, Он конечно знал о том, что она сейчас придет почерпнуть прохладной влаги из источника. А как только пришла, Он начинает уловлять ее в сети (Царствия Божия) и, тот час же предлагая ей слово учения, начинает разговор от подручных предметов. Закон строго требовал от Иудеев, чтобы они —275— отнюдь не осквернялись, почему предписывал им избегать всякого нечистого предмета и не сообщаться с иноплеменниками или необрезанными ( Лев.5:2 ). Евреи же, простирая далее силу заповеди и следуя более своим пустым измышлениям, чем точным предписаниям закона, не только не осмеливались вступать в плотское общение с иноплеменниками, но и думали, что впадут во всякую нечистоту, если в чем бы то ни было будут сходиться с Самарянами. В конце концов отчуждение между ними доходило до того, что боялись даже вкушать воду и пищу, приносимые руками иноплеменников. Итак, чтобы необычайностью поведения побудить женщину к разговору и к познанию о том, кто Он и откуда и почему пренебрегает Иудейскими обычаями, – и таким образом направить речь к цели, – Он и говорит 1501 , что жаждет, обращаясь к ней с такими словами: «дай Мне пить». Она же сказала: 4:9–10. Како 1502 ты Иудей 1503 сый от 1504 мене просиши пити воду 1505 , жены Самаряныни сущей? 1506 не прикасают бо ся Иудеи 1507 Самаряном 1508 . Отвеща Иисус и рече ей 1509 . Вопрошение есть начало научения и корнем разу- —276— мения неведомых предметов служит недоумение относительно их. Так обычно начинается беседа, и для сего-то Спаситель премудро и представляет Себя ни во что почитающим обычаи Иудеев. 4:10–11. Аще бы ведала ecu 1510 дар Божий и 1511 кто есть глаголяй mu: даждь Ми пити: ты бы просила у Него 1512 и дал бы 1513 ти воду живу. Глагола 1514 Ему жена. Женщина называла Его Иудеем, потому что не ведала о премирной и пренебесной сущности Единородного и совершенно не знала о Вочеловечившемся Слове. А Он благополезно хранит молчание при этом для того, чтобы опять сохранить предмет речи к ней. Однако же возводит ее к более возвышенному представлению о Себе, говоря, что она не знает, кто есть Просящий пития и какую благодать имеет вышний дар, так что если бы она обладала знанием, то немедленно созналась бы в лишении его, ибо сама наперед просила бы Господа. Через это поощряет ее к ревностному желанию получить научение. Заметь, как прямо и просто теперь называет Себя Богом, хотя женщина и оказывается неспособною уразуметь это. Убеждая ее благоговеть перед даром Божиим, Он представляет Себя Подателем его: если бы, говорит, ведала ты дар Божий и кто есть Говорящий тебе, ты бы попросила Его. Кому же подобает подавать Божие, как не сущему по природе Богу?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

У П. Д. Боборыкина в романе «Китай-город»: «Я думал, из вас Чичиков выйдет, а вы – человек-рубашка». У него же в романе «На ущербе»: «Ты его и по батюшке знаешь? – Как не знать, сударь. Барин – рубашка!.. И овсеца когда купишь у них... в кредитец». У А. П. Чехова в повести «Дуэль»: «Самойленко... видел в Лаевском доброго малого, студента, человека-рубаху, с которым можно было и выпить, и посмеяться, и потолковать по душе» (гл. 1). У М. Горького в рассказе «Супруги Орловы»: «Этакой-то рубаха-парень, а? Рабочему, говорит, человеку в меру выпить всегда следует... слышь, Мотря? Ну-ка, нацеди мне рюмочку, – есть, что ли?». В толковых словарях русского языка в «гнездо» слов рубать «ударяя с размаху острым оружием, разделять на части; рассекать, рубить», рубануть (ср. у А. Н. Толстого в романе «Петр I»: «[Петр] выхватил шпагу и с размаху рубанул ею по столу перед лицом отшатнувшегося генералиссимуса. Полетели осколки стекол»), рубать – о добыче угля в шахтах; рубать «говорить резко, грубо, напрямик», рубать «есть много и алчно», рубаться «сражаться холодным оружием», рубиться, рубаха, рубашка, рубашечный, рубашечка, рубашонка, рубашоночка и т. п. систематически включаются и выражения рубаха-парень и рубашка-парень. Так, под словом рубаха и рубашка в семнадцатитомном словаре (БАС, т. 12, 1961, с.1498 и 1499–1501) помещен фразеологизм рубаха-парень, рубашка-парень. Опубликовано в сборнике «Советское славяноведение», М., 1968, 4, в серии статей, озаглавленной «Об экспрессивных изменениях значений и форм слов» вместе со статьями: «Клеврет», «На ять», «Солдафон». Сохранилась рукопись – пять пронумерованных листков разного формата, из которых два сильно пожелтели от времени. Печатается по опубликованному тексту, уточненному с рукописью. – Е. X. 323 Дубровский П. П. Областные великорусские слова, сходные с польскими. [СПб., 1852]. С 21. 324 Ляпунов Б. М. Этимологический словарь русского языка А. Г. Преображенского//Изв. ОРЯС АН, 1925 г., т. 30, С. 19–20. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Во избежание нападок со стороны католич. Церкви Б. о. ж. основывали собственные мон-ри. Первым стал мон-рь Эмстейн (1383), где за год до смерти жил Грооте. По его совету в мон-ре был принят устав блж. Августина (см. Августина устав ). В 1387 г. Б. о. ж. был основан мон-рь Виндесхейм (близ г. Зволле), возглавивший созданную в 1395 г. конгрегацию, к-рая расширялась за счет новых и реформированных старых мон-рей. Реформа касалась гл. обр. более строгого следования уставу и внедрения сознательного отношения к монашескому служению. В 1412 г. к Виндесхеймской конгрегации присоединился капитул мон-ря Грунендал, что значительно повысило авторитет конгрегации, т. к. Грунендал являлся самым известным мон-рем Нидерландов благодаря славе мистика Я. ван Рёйсбрука. В 1501 г. в состав конгрегации входило 97 мон-рей, из к-рых 13 были жен. Главой Виндесхеймской конгрегации был старший приор мон-ря Виндесхейм, избиравшийся его канониками. Местные епископы не могли вмешиваться в выборы, как и в вопросы принятия новициев. Обитатели мон-рей делились на 4 разряда: каноников и канонис, конверсов, донатов и мирян. Первые 2 группы приносили 3 монашеских обета; донаты обетов не приносили, жили на свои средства и могли покинуть мон-рь в любое время; миряне, жившие в мон-ре, привлекались к сезонным работам. В новициат принимались юноши с 18 лет, после испытательного срока (1 год) они приносили обеты и становились конверсами. Распорядок дня в мон-рях включал молитвы 6 канонических часов, ежедневную мессу в монастырской церкви, время для чтения и медитаций и обязательно 5 или 6 часов для труда (писцового у каноников, писцового и физического у конверсов и донатов). Организационное единство движения Б. о. ж. поддерживалось ежегодными коллоквиумами и визитациями. Сначала в Виндесхейме собирались приоры всех мон-рей; они обсуждали накопившиеся за год вопросы и назначали визитаторов. Потом в г. Зволле созывался коллоквиум ректоров нидерланд. домов Б. о. ж. и исповедников сестер общей жизни, а затем в Мюнстере - коллоквиум ректоров и исповедников всех нем. домов.

http://pravenc.ru/text/153369.html

Для того чтобы судить, в какое время года чаще всего совершаются побеги, я воспользуюсь немногими цифрами, какие успел найти и записать. В 1877, 1878, 1885, 1887, 1888 и 1889 гг. убежало 1501 ссыльнокаторжных. Это число распределяется по месяцам так: январь – 117, февраль – 64, март – 20, апрель – 20, май – 147, июнь – 290, июль – 283, август – 231, сентябрь – 150, октябрь – 44, ноябрь – 35 и декабрь – 100. Если начертить кривую побегов, то высшие ее точки будут относиться к летним месяцам и к тем зимним, когда бывают наиболее сильные морозы. Очевидно, благоприятствующими моментами для совершения побегов служат теплая погода, работа вне тюрьмы, ход периодической рыбы, созревание в тайге ягод, а у поселенцев картофеля, затем море, покрытое льдом, когда Сахалин перестает быть островом. Летним и зимним повышениям благоприятствуют также прибытия новых партий в весенний и осенний рейсы. В марте и в апреле бегут менее всего, потому что в эти месяцы вскрываются реки и невозможно бывает добыть пищу ни в тайге, ни у поселенцев, которые обыкновенно к весне уже сидят без хлеба. Из Александровской тюрьмы в 1889 г. бежало 15,33 % ее среднего годового состава; из Дуйской и Воеводской тюрем, где, кроме надзирателей, стерегут арестантов часовые с ружьями, бежало в 1889 г. 6,4 %, а из тюрем Тымовского округа – 9 %. Эти цифры относятся к одному отчетному году, но если взять наличную массу каторжных за всё время ее пребывания на острове, то отношение бегавших в разное время к общему составу выразится не менее, как в 60 %, то есть из каждых пяти человек, которых вы видите в тюрьме или на улице, наверное, трое уже бегали. Из разговоров с ссыльными я вынес такое впечатление: все бегали. Редко кто в продолжение своего каторжного срока не устраивал себе каникул. Обыкновенно побег задумывается еще в пароходном трюме или в амурской барже, когда каторжных везут на Сахалин; по пути старики бродяги, уже бегавшие с каторги, знакомят молодых с географией острова, с сахалинскими порядками, с надзором и с теми благами и лишениями, какие сулит побег из Сахалина. Если бы в пересыльных тюрьмах и затем в пароходных трюмах бродяг держали отдельно от новичков, то последние, быть может, не торопились бы так с побегом. Новички убегают обыкновенно вскоре и даже немедленно по сдаче их с парохода. В 1879 г. в первые же дни по прибытии бежало сразу 60 человек, перебив караульных солдат.

http://azbyka.ru/fiction/ostrov-saxalin-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010