Еще больший интерес представляет другой документ — грамота Сикста IV от 12 января 1475 г. клирику киевской епархии Павлу из Cizuuva (название искажено, уточнению не поддается). Этот клирик, по его собственному определению «русский, соблюдающий православный обряд», вступил в общение с «латинянами» и прибыл в Рим в «год юбилея», чтобы получить отпущение грехов. Он просил папу дать ему духовника для исповеди. Сикст IV не только удовлетворил его просьбу, но и дал ему право «свободно» совершать церковные обряды. В документе не сказано, как произошло присоединение этого православного клирика к католической общине, вероятно, он прошел через ту же процедуру, что несколькими годами ранее братья Солтаны. Существенно, что в грамоте Сикста IV ничего не говорится ни о повторном крещении, ни о повторном посвящении клирика и тем самым косвенно признается действенность и православного крещения, и православного священства. Следует отметить уникальность такого факта: ни о каких подобных поездках (которые, кстати, требовали немалых средств) «русских» клириков в Рим источники XV в. не упоминают. Представляется, что поездка в Рим клирика Киевской епархии, находившейся в 1475 г. под управлением смоленского епископа Мисаила, вряд ли была делом случая и плодом его инициативы. Ведь все формальности, связанные с вхождением в ряды католиков, этот клирик мог осуществить на месте — для этого не требовалось решения папы. Представляется, что для сторонников унии из среды церковных кругов отправление в Рим с подобным поручением лица, принадлежавшего к их среде, было делом вполне естественным, после того как папа не ответил на послание, отправленное ему в 1473 г. Не имевшие в отличие от Солтанов опыта непосредственных контактов с Римом нареченный митрополит Мисаил и его окружение, по-видимому, хотели убедиться в том, что их обращение в Рим имеет шансы на успех и курия действительно не разделяет жесткой позиции местного католического епископата. В пользу предположения, что между поездкой клирика в Рим и обращением «российских славян» к Сиксту IV существовала определенная связь, можно привести конкретный аргумент. Необычным в поведении клирика Павла было не только решение отправиться к папе в Рим, но и надежда на отпущение ему в Вечном городе грехов во время «юбилея». Подобное решение тем более необычно, что православному миру такая практика была неизвестна. Между тем в послании Сиксту IV среди обращенных к нему просьб встречается и пожелание, чтобы «сынове... российския череды» могли посетить Рим в «юбилейный год», дабы получить отпущение грехов . Такое совпадение вряд ли можно считать случайным.

http://sedmitza.ru/lib/text/442964/

Так как молитва эта появляется в первый раз в последовании ες ρχριον ασοφοροντα по Евхологию XIV века Афоно-Ватопедской библ. 133 (744) и в последующие века повторяется множеством чинов над новоначальными, из каковых чинов, по всей вероятности, принимается и в чин ες σχμα μοναχο σταυροφρου, известный по рукописям не ранее XV века 763 , то не будет, кажется, ошибкой думать, что молитва Ες τν ζυγν σου, Δσποτα, τν σωτριον πρσδεξαι, κ. τ. λ., составлена была нарочито для чина на одеяние в рясу и камилавку. По-видимому, для последования ες τ φορσαι τιν ρσον μνον κα καμηλαχιον в Евхологии XV–XVI века Иерусалимской патриаршей библ. 367 составлена и молитва Κριε, Θεο; μν, πατς γαθο δοτρ κα τελειωτς, κ. τ. λ. 764 . В последованиях великой схимы и в приуготовительных к великой схиме чинах этой молитвы мы не встречаем. Вот две молитвы, которые могут быть признаны за составленные нарочито для последования ες ρχριον ρασοφοροντα. VIII Что касается до песнопений, входящих в состав чина над новоначальными, то в большинстве случаев памятники указывают в начале чина тропари покаянные: Помилуй нас, Господи, помилуй нас... Слава: Господи, по милуй нас... И ныне: Милосердия двери... Перечисленные тропари, найдя себе место в чине ες ρχριον ασοφοροντα по Евхологию XIV века Афоно-Ватопедской библ. 133 (744), повторяются во множестве списков чина по рукописям ΧV и XVI веков и переходят в печатные издания чина. Но некоторые экземпляры чинов над новоначальными содержать особые тропари, взятые частью из последований великой и малой схимы, а частью составляющие собственность только чинов над новоначальными. Евхологий, напр., XIV–XV века Московского Румянцевского Музея 472, л. 106 об., Евхологий 1475 года Синайской библ. 980, Евхологий Московской Синодальной (б. патриаршей) библ. 344, л. 5, Евхологий XV века Иерусалимской патриаршей библ. 377, и др. указывают тропарь γκλας πατρικς..., поемый на малой и на великой схиме. Но тропарь ς περιπεσν εις τος ληστς κα τετραυματισμνος..., а равно и богородичен Ερχωρον χωρον..., положенные в Евхологии XIV–XV века Московского Румянцевского Музея 472, в Евхология 1475 года Синайской библ. 980 и в Евхологии 1501 года Александрийской патриаршей библ. 455, составляют принадлежность чина над новоначальными, как и богородичен Τ Θεοτκ κτενς νν προσδρμωμεν... в Евхологии XV века Московской Синодальной (б. патр.) библ. 344. л. 5, и богородичен χραντε Θεοτκε... в Евхологии XV века Иерусалимской патриаршей библ. 377.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В 1455-1457 гг. Крымское ханство пережило междоусобицу, но Хаджи-Гирей удержался на престоле и восстановил с К. прежние отношения, несмотря на то что во время смуты генуэзцы были лояльны к его противникам. Стабильности отношений способствовало также принятие и ханством и консульством протектората польск. кор. Казимира IV Ягеллончика . Распад Золотой Орды превратил К. в неприступную твердыню, уравняв силы генуэзцев и крымских ханов. Вероятно, вера в неуязвимость города и стала одной из причин падения К. В ханстве, а также в общинах К. зрело недовольство мздоимством и кумовством генуэзской администрации; алчные городские чиновники вмешивались в династические споры крымских ханов. Ширинский бей Эминек вовлек османского султана, готовившегося к войне с Молдавским княжеством, в крымскую междоусобицу. В 1475 г. султан Мехмед II, уже установив мирные отношения с Венецией, собрал флот под командованием везира Гедик Ахмед-паши. Осада длилась 4 дня. 5 июня 1475 г. город был взят турками. Капитуляция К., последовавшие за ней выселение жителей в Стамбул и ликвидация факторий отстранили Геную от рынков, за которые она боролась 2 века. Уничтожение административной и фискальной системы, связанной с генуэзским консульством и ориентированной на черноморскую торговлю, лишило рабочих мест и средств к существованию мн. сотни граждан республики. Население К. На полуострове всегда жили греки и тюркоязычные кочевники, сюда мигрировали с Сев. Кавказа зихи-черкесы и аланы. Рост числа негенуэзцев происходил по мере того, как К. превращалась из торговой фактории и порта в город, центр местного ремесленного производства и обмена. Сюда прибывали эмигранты из Вел. Армении. После падения в 1375 г. под ударами мамлюков Киликийской Армении среди жителей К. появились сирийцы и киликийские армяне. Сведения о горожанах сохранились в бухгалтерских книгах массарии (казначейства) К. В 1381 г. население города составляло 10-12 тыс. чел., из них взрослых мужчин - ок. 2300. Выходцы из Зап. Европы, гл. обр. итальянцы (преимущественно жители Лигурии), составляли в К. самую значительную общину (900 чел.), следующими по численности были т. н. греки (600 чел.) и армяне (400 чел.) («греками» и «армянами» называли тех, кто принадлежали к правосл. или Армянской Церквам, не различая тюрок, черкесов и др. по национальности). Татар и др. мусульман насчитывалось ок. 100 чел., немногочисленными были сир. (80 чел.) и евр. (20 чел.) общины. Большую часть европ. населения К. составляли стипендиаты коммуны, нанятые либо на военную, либо на гражданскую службу, и торговцы; рано или поздно они возвращались в метрополию. Правительство Генуи пыталось укрепить позиции республики в Крыму и стимулировало переселение на Левант, освобождая подданных, которые жили там постоянно, напр., от уплаты подушного налога. Гражданам, решившим на новом месте обзавестись семьей, Банк св. Георгия обещал обеспечить приданое невестам.

http://pravenc.ru/text/1683945.html

Священническое благословение молодых часто, хотя и не всегда, указывается в рукописях; в качестве формулы благословения обычно используются стихи Пс 8. 6b и Пс 20. 4b; могут быть и др. (напр., развернутый текст благословения после венчания и соединения рук приводится в дониконовских рус. изданиях). Иногда рукописи обозначают эти стихи не как слова священнического благословения, а как прокимен для пения (РНБ. Греч. 226, IX-X вв.; Sinait. gr. 966, XII-XIII вв.; ср.: Laur. Θ. 88, 1475 г.; Sinait. gr. 977, нач. XVI в.). В совр. общепринятом чине Пс 8. 6b используется для священнического благословения, а Пс 20. 4b занял место прокимна службы чтений, помещенной сразу после благословения (в дониконовских изданиях, где служба чтений предваряет чин венчания, этот стих трижды поется после священнического благословения). Традиц. для визант. чина чтения за венчанием - Еф 5. 20-33 (о Б. как зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о Б. в Кане Галилейской). Перед чтениями поется прокимен, между ними - аллилуиарий; после чтений произносится сугубая ектения. Прокимны и аллилуиарии в рукописях указываются разные (как правило, прокимен - это Пс 8. 6b); очень редко встречаются иные чтения, характерные для зап. традиции: Евр 12. 28-3. 8 (Sinait. gr. 958, X в.), 1 Кор 7. 7-14 (ГИМ. Син. 324, 1-я пол. XV в.), Мф 19. 3-9 (РГБ. Рогож. (ф. 247). 566, XIV в.). По рукописям Laur. Λ. 105, XV в. (где венчание соединено с полной литургией), Sinait. gr. 984, XV в. и Laur. Θ. 88, 1475 г. (где служба чтений предваряет венчание), перед прокимном поется Трисвятое , как на литургии; в рус. дониконовской практике, где служба чтений помещалась в начале чина, перед прокимном пели «Елицы во Христа» (сугубая ектения в рус. рукописях и печатных изданиях до XVII в. отсутствует или перенесена в конец чина). Причащение Св. Таин, упоминаемое в большинстве свидетельств о совершении Б. в древней Церкви и указываемое почти всеми рукописями правосл. чина венчания VIII-XVI вв., является осуществлением того, чем отличается христ.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

140 …как каждая страница Евангелия гласит о бесполезности веры без дел… — Наиболее отчетливо об этом говорится в Послании Иакова (II, 14–26). 141 Навуходоносор II — царь Вавилонии в 605–561 гг. до н. э. В 605 г. захватил территорию Сирии и Палестины, в 598 г. совершил поход в Северную Аравию. В 597, а затем в 587 гг. разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи. При нем были сооружены так называемая Вавилонская башня и висячие сады. 142 Галисийский авантюрист — Франсиско Франко Баамонде (1892 — 1975), глава испанского государства в 1939–1975 гг. В 1936 г. возглавил военно-фашистский мятеж против Испанской республики. Родом из исторической области Галисия. Он оказался вдвойне изменником потому, что предал в 1931 г. короля Альфонса XIII, а в 1936 г. — республику. 143 Тамплиеры — члены католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме в 1119 г. Распространились во многих европейских государствах. Захватив огромные богатства, они стали банкирами папы и многих правителей. В конце XIII века обосновались во Франции. Король Филипп Красивый, желая завладеть имуществом ордена и сломить его силу, организовал против него инквизиционный процесс (1307–1314), в результате которого многие из его членов погибли на костре. А в 1312 г. по настоянию короля Франции папа Климент V упразднил орден. 144 Людовик IX Святой (1214–1270) — французский король (1226–1270). Провел реформы по централизации государственной власти, заложив основы парламентаризма. Возглавил 7-й (1248) и 8-й (1270) крестовые походы. Поскольку он обладал репутацией очень добропорядочного человека, то его многократно призывали быть арбитром в различных конфликтах. 145 Коллеони Бартоломео (1400–1475) — итальянский кондотьер, который оказывал свои услуги и Венеции, и Милану. 146 Байяр Пьер Террай де (1475–1524) — французский военачальник, прославившийся многочисленными подвигами и получивший прозвище «рыцаря без страха и упрека». 147 …режим и страна родились вместе. — Идея, согласно которой «короли создали Францию», разделялась и членами «Аксьон Франсез», а вот развиваемая дальше идея преемственности старой Франции и Франции послереволюционной восходит к таким демократически настроенным мыслителям, как Мишле и Пеги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Священническое благословение молодых обычно отмечается в рукописях, хотя есть и такие, где оно отсутствует. В качестве формулы благословения обычно используются стихи Пс 8. 6b и Пс 20. 4b; могут быть и др. (напр., развернутый текст благословения после возложения венцов и соединения рук приводится в дониконовских рус. изданиях). Иногда рукописи обозначают эти стихи не как слова священнического благословения, а как прокимен для пения (РНБ. Греч. 226, IX-X вв.; Sinait. gr. 966, XII-XIII вв.; ср.: Laur. Θ. 88, 1475 г.; Sinait. gr. 977, нач. XVI в.). Как дополнение к псаломским стихам при благословении молодых священником в рукописях чина В. б. могут приводиться молитвы: «Στεφνωσον ατος, Κριε Θες μν» (Венчай их, Господи Боже наш); «Στεφνωσον ατος τ σ χριτι» (Венчай их Твоей благодатью); «Δοξζομν σε, Δσποτα Παντοκρτωρ, π τ σ μεγαλειτητι» (Славословим Тебя, Владыко Вседержителю, за Твое величие); «Κριε Θες μν, κτεινον τν χερα σου» (Господи Боже наш, простри руку Твою). В совр. общепринятом чине В. б. Пс 8. 6b используется для священнического благословения, а Пс 20. 4b занял место прокимна службы чтений, помещенной сразу после благословения (в дониконовских изданиях, где служба чтений предваряет чин, этот стих трижды поется после священнического благословения). Традиц. для визант. чина чтения за В. б.- Еф 5. 20-33 (о браке как зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской). Перед чтениями поется прокимен, между ними - аллилуиарий; после чтений произносится сугубая ектения. Прокимны и аллилуиарии в рукописях указываются разные (как правило, прокимен - это Пс 8. 6b); очень редко встречаются иные чтения, характерные для зап. традиции: Евр 12. 28 - 3. 8 (Sinait. gr. 958, X в.), 1 Кор 7. 7-14 (ГИМ. Син. 324, 1-я пол. XV в.), Мф 19. 3-9 (РГБ. Рогож. (ф. 247). 566, XIV в.). По рукописям Laur. Λ. 105, XV в. (где В. б. соединено с полной литургией), Sinait. gr. 984, XV в. и Laur. Θ. 88, 1475 г. (где служба чтений предваряет В. б.) перед прокимном поется Трисвятое , как на литургии; в рус. дониконовской практике, где служба чтений помещалась в начале чина, перед прокимном пели «Елицы во Христа» (сугубая ектения в рус. рукописях и печатных изданиях до XVII в. отсутствует или перенесена в конец чина).

http://pravenc.ru/text/150353.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСАФАТ [евр.  ,   - Господь рассудил; греч. Ιωσαφτ] (ок. 873/2 - 849/8 гг. до Р. Х.), 4-й иудейский царь, сын царя Асы от Азувы, дочери Салаила (3 Цар 22. 42; 2 Пар 20. 31). В 35 лет И. стал соправителем отца, с 870/69 г., по смерти отца, правил единолично; в 855/4 г. И. назначил соправителем своего сына Иорама (3 Цар 15. 24; 22. 2-51; 4 Цар 3. 12, 18; 2 Пар 17. 1 - 21. 3). Возвращение царя Иосафата в Иерусалим после победы над моавитянами и аммонитянами. Миниатюра из кн. Иосифа Флавия «Иудейские древности». Мастер Ж. Фуке. Ок. 1470–1475 гг. (Paris. 247. Fol. 194) Возвращение царя Иосафата в Иерусалим после победы над моавитянами и аммонитянами. Миниатюра из кн. Иосифа Флавия «Иудейские древности». Мастер Ж. Фуке. Ок. 1470–1475 гг. (Paris. 247. Fol. 194) Во внешней политике И. отошел от линии предшественников и смирился с тем, что сев. колена отъединились от Иерусалима после смерти царя Соломона и «заключил мир с царем Израильским» (3 Цар 22. 44). Он женил сына и наследника Иорама на Гофолии, дочери (или сестре; см.: 4 Цар 8. 26) израильского царя Ахава . Вместе с союзником Ахавом И. выступил против войска арамеев у Рамофа в Галааде (ок. 853); в этом сражении иудейский царь подвергся смертельной опасности, израильский был убит. Ок. 852 г. И. вместе с сыном и преемником погибшего израильского царя Охозией безуспешно пытался организовать морскую экспедицию из Ецион-Гавера в Эйлатском (Акабском) зал. (2 Пар 20. 35-37; ср.: 3 Цар 22. 48-49). Ок. 850 г. И. и подчиненные ему эдомитяне поддержали др. сына Ахава - царя Иорама, который пытался восстановить власть над мятежным Моавом, отложившимся от Израиля после смерти царя Ахава; несмотря на первоначальный успех, эта кампания провалилась. При И. Иудея подчинила себе Эдом (3 Цар 22. 47; ср.: 4 Цар 8. 20-22; 2 Пар 21. 8-10) и, согласно 2 Пар 17. 2; 19. 4, стала контролировать часть территории земель Ефрема; филистимляне и аравитяне присылали иудейскому царю дары (2 Пар 17. 11). Потерпела поражение и коалиция моавитян, аммонитян и обитателей Сеирского нагорья, нападавшая на Иудею (2 Пар 20. 1-29), благодаря тому что И. заранее возвел крепости, сделал в городах запасы и укрепил вооруженные силы (2 Пар 17. 2, 12-19). Израильский археолог Й. Ахарони фиксирует во время правления И. (или его отца Асы) строительную активность в Мицпе и Вирсавии , а также появление новых крепостей в Араде и Ецион-Гавере ( Aharoni. 1982).

http://pravenc.ru/text/578386.html

В акте ОР БАН Литвы в Вильнюсе (Lietuvos moksl akademijos Vrublevski biblioteka) под шифром F. 20, TA 103 сохранился акт с оригинальной лат. подписью К.: «Andrei Jaroslawski Kurpski/rka wlasna» («Андрей Ярославский Курбский/собственной рукой»). Известно также, что геральдическим символом Курбских в Речи Посполитой, принятым еще при жизни К., был лев (ЦГИАК. Ф. 44. Оп. 1. Д. 1. Л. 75 об.; Калугин. 1998. С. 340-346). Ист.: Russow B. Chronica der Provintz Lyfflandt. Bart, 1584; Henning S. Lifflendische Churlendische Chronica. Lpz., 1594; Stryjkowski M. Kronika Polska, Litewska, módzka i wszystkiej Rusi. Warsz., 1846. T. 2; Иванишев Н. Д., ред. Жизнь кн. Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни: Акты, изд. Временною комиссиею при Киевском воен., Подольском и Волынском ген.-губернаторе. К., 1849. 2 т.; Устрялов Н. Г., ред. Сказания кн. Курбского. СПб., 18422; Bielski M. Kronika. Sanok, 1856; Bienemann F. G. Briefe und Urkunden zur Geschichte Livlands in den Jahren 1558-1562. Riga, 1865-1876. 5 Bde; СбРИО. 1892. Т. 71 (по указ.); Соч. кн. Курбского/Ред.: Г. З. Кунцевич. СПб., 1914. T. 1. (РИБ; 31); Разрядная книга 1475-1598 гг. М., 1966; То же: 1559-1605 гг. М., 1974; То же: 1550-1636 гг. М., 1975. Т. 1; То же: 1475-1605 гг. М., 1977. Т. 1. Ч. 2; 1978. Т. 1. Ч. 3; 1981. Т. 2. Ч. 1; 1984. Т. 3. Ч. 1; Kurbskij A. M. Novyj Margarit: Hist.-krit. Ausg. auf der Grundlage der Wolfenbütteler Handschrift/Hrsg. I. Auerbach. Giessen, Bd. Lfg. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским/Подгот. текста: Я. С. Лурье, Ю. Д. Рыков. M., 1993р; Клибанов А. И. Духовная культура средневек. Руси. М., 1996. С. 344-349 [Повести К. об Августине Гиппонском]; Die Dogmatik des Johannes von Damaskus in der Übersetzung des Fürsten Andrej M. Kurbskij (1528-1583)/Hrsg. J. Besters-Dilger. Freiburg i Br., 1995; Listy króla Zygmunta Augusta do Radziwiów/Oprac., koment. I. Kaniewska. Kraków, 1999; Lietuvos Metrika. Vilnius, 2000. Kn. 51: 1566-1574; 2001. Kn. 531: 1567-1569; ПСРЛ. Т. 5. Вып. 2; Т. 13; Переписка Андрея Курбского с Иваном Грозным//БЛДР. 2001. Т. 11. С. 14-98; Сочинения Андрея Курбского//Там же. С. 310-586; Книга Полоцкого похода 1563 г.: Исслед. и текст/Подгот. текста: К. В. Петров. СПб., 2004; Ерусалимский К. Ю. Сборник Курбского: Исслед. книжной культуры. М., 2009. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/2462277.html

Мадонна Аннунциата. 1475 г. Худож. Антонелло да Мессина (Областная галерея Сицилии, Палермо) Мадонна Аннунциата. 1475 г. Худож. Антонелло да Мессина (Областная галерея Сицилии, Палермо) С ренессансными стилистическими тенденциями совмещают новые техники и методы. Масляная живопись, восходящая к северным, в основном нидерландским, образцам, позволяет благодаря прозрачности красочных слоев передавать атмосферу действия и т. о. добиваться еще большего художественного правдоподобия. Одним из пионеров этой техники выступил в 50-70-х гг. XV в. сицилиец Антонелло да Мессина, умевший сочетать высокую одухотворенность с элементами живого, натурного этюда. Таковы его «Мадонны Аннунциаты» (наиболее известен вариант ок. 1474, Областная галерея Сицилии, Палермо), к-рые изображают внимающую ангельской Благой вести Марию в облике скромной простолюдинки. Натурность композиций на религ. сюжеты, в т. ч. «Распятий», усиливается за счет анатомических штудий, к к-рым художники начинают все чаще обращаться. При этом постоянным, высоко ценимым подспорьем были образцы античного искусства. Если античная живопись оставалась лишь желанным, но практически неведомым идеалом, сведения о к-ром черпались в основном из «Естественной истории» Плиния Старшего (I в. по Р. Х.), то древнеримская скульптура, представленная множеством реликтов, порождала массу копий. У нек-рых художников (напр., у Поллайоло) анатомия и античность выступали в качестве равноправных стилеобразующих факторов, в т. ч. и в религиозном искусстве. В Кватроченто значительно видоизменились не только иконография и типология, но и социология творчества. Вместо средневек. корпоративных гильдий, занимавших (в том, что касается изобразительных и декоративных искусств) подчиненное положение в общей системе ремесел, на первый план выдвинулись мастерские, руководимые одним художником, личный стиль к-рого налагает отпечаток на всю продукцию. Так, монах-доминиканец Фра Беато Анджелико (Гвидо ди Пьетро) возглавил во флорентийской обители Сан-Марко большую живописную мастерскую.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Миниатюра из рукописи: Mamerot S. Les passages fais oultre mer... contre les Turcqs et autres Sarrazins. 1474–1475 гг. (Paris. fr. 5594. Fol. 217) Флот крестоносцев у стен Константинополя. Миниатюра из рукописи: Mamerot S. Les passages fais oultre mer... contre les Turcqs et autres Sarrazins. 1474–1475 гг. (Paris. fr. 5594. Fol. 217) 20 апр. 1203 г. армия крестоносцев покинула Зару и в мае достигла о-ва Корфу (Керкира), где к ней присоединился царевич Алексей. 24 июня крестоносцы высадились на Босфоре и начали осаду К-поля, к-рая продолжалась до 17 июля. На 1-м этапе осады крестоносцы сосредоточили основные силы на сев. стороне города. 6 июля они захватили Галатскую башню, что позволило венецианскому флоту проникнуть в бухту Золотой Рог. 17 июля начался генеральный штурм К-поля с моря и суши. Сначала венецианцам удалось захватить четверть городской стены, однако успешные действия византийцев вынудили их отступить. В ночь на 18 июля из города бежал имп. Алексей III Ангел. На визант. престол вновь вступил Исаак II Ангел, царевич Алексей был коронован в качестве соправителя. Имп. Исаак II принял условия сделки, заключенной с крестоносцами: была выплачена 1-я часть обещанной суммы, которая позволила покрыть долг венецианцам, однако выполнение др. обязательств оказалось под угрозой из-за недостатка средств в визант. казне. Кроме того, в столице нарастали антилат. настроения. 1 дек. между имп. Алексеем IV и крестоносцами произошел конфликт, который привел к жертвам с обеих сторон. Византийцы дважды безуспешно пытались сжечь венецианский флот. 25 янв. 1204 г. в К-поле произошел переворот, в ходе к-рого Исаак II и Алексей IV Ангел были свергнуты (впосл. Исаак умер от болезни, Алексей был задушен), а императором стал Алексей V Дука . В сложившейся ситуации крестоносцы приняли решение начать штурм К-поля. По соглашению, заключенныму в марте 1204 г. Дандоло, Бонифацием Монферратским, Балдуином Фландрским, Людовиком Блуаским и Гуго де Сен-Поль, 3/4 имущества, захваченного в городе, должно было перейти к венецианцам.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010