Книга 2. Преподобный Макарий Египетский (Симеон Месопотамский) Духовные слова и послания. Собрание I (Vatic. Graec. 694) Условные обозначения < > добавление издателей по рукописям, не относящимся к типу I (то есть в основном рукописные, а не издательские конъектуры; последних почти нет) слова, опускаемые издателями (обычно принимаются за глоссы с полей, часто на основании других рукописных чтений) [ ] дополнения переводчика для смысла (по большей части вытекают из контекста, а не из различий грамматического строя: уточнять визуально – и тем более в комментариях – эти два рода дополнений мы сочли излишним) «курсив» буквальная цитата (прямая или косвенная) (в основном тексте) «обычный шрифт» дополнения в цитате или лексические различия (в основном тексте) курсив косвенные цитаты (обычно вольные или с сильным нарушением синтаксиса), аллюзии и т. п. (в основном тексте) (В аппарате для различения текста от пояснений используется комбинация обычного текста, курсива и кавычек по принципу «экономии») пар. параллельные синоптические тексты (для Евангелий) unde? неопознанная цитата р.п. русский перевод фрагмент текста между словами, стоящими до и после тильды (не путать с аналогичным знаком в GCS, обозначающим перестановку слов) … отдельные слова до и после многоточия (без включения слов между ними) † † испорченное, непонятное или допускающее разные (противоположные) толкования место + добавляет (или комбинация текстов при ссылках на Священное Писание) < опускает Условные обозначения рукописей см. на с. XVIII-XIX. В аппарате для облегчения ориентации между разными группами рукописей введены пробелы. Слово 1 1464 . [Великое и весьма полезное 1465 1,1 Владыка всяческих, Творец и человеколюбивый Бог всегда дарует человеческому роду благие поводы к познанию будущих благ и желающим 1466 избрать лучшее преуспеяние 1467 внушает [это] мановением [Своей] благости, постоянно привлекая к добру человека, созданного по Его образу 1468 . Ибо как душа по природе имеет склонность к прекрасному и присно тщится вожделевать лучшего, так шуя 1469 часть зла всегда с ужасным коварством подбрасывает более простодушным воображаемые блага для омрачения истинных благ, при помощи коих неисповедимая любовь благодати Христовой учит нас чрез Богодухновенные Писания 1470 ведению истины, согласно слову пророка: «Благости и наказанию и разуму научи меня, ибо заповедям Твоим уверовал» 1471 . Значит, Он хочет, чтобы мы отринули от себя всякую причину зол, дабы смогли мы таким образом устранить неведение – причину всех зол и, постоянно 1472 путеводимые светом истинного знания, изгнать сущее в нас плотское и неразумное мудрование 1473 , утверждаемое [в нас] коварным обещанием знания 1474 , научившись, что ведение истины 1475 есть причина спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Тогда митрополит, с своей стороны, увидев, что его благая ревность вместо благословений народных привлекла на него безумные проклятия, поспешил оставить кафедру, пробыв на ней всего три года и четыре месяца. Вот, рассказ летописи, заставивший его оставить кафедру: «(став митрополитом), восхоте попов и дьяконов нужею навести на Божий путь: нача их по всяку неделю сзывати и учити по святым правилам, и вдовцом диаконам и попом повеле стричься, а иже у кого наложницы будут, тех мучити без милости и священство съимая с них и продаваше их; а церквей много наставлено, а кто толико не хотяше делати рукоделия всякой в попы, тем ся и кормяху и последоваху плотьским похотем, зане бо не Богу служити изволиша, но лготу (искаху) телу своему и востужиша людие, многы бо церкви без попов, и начаша его (митрополита) проклинати» 33 . Неожиданные проклятия народные так поразили митрополита, что он впал в болезнь. Выздоровев и отказавшись от кафедры, он удалился в Чудов монастырь, в котором был архимандритом до поставления в архиепископы Ростовские, здесь, может быть, желая загладить невольную вину причиненного народу соблазна, взял в свою келью расслабленного старца, с тем, чтобы служить ему и омывать его струпы. В правление митр. Феодосия русская церковь расширила свою духовную территорию среди инородцев, именно, Иона, епископ Пермский, докончил крещение Пермян, или Пермяков, начатое св. Стефаном Пермским. Одна из летописей под 1462 г. говорит: «того же лета Иона епископ пермский крести Великую Пермь и князя их и церкви постави и игумены, и попы». После удаления с кафедры, митр. Феодосий жил 11 лет и скончался в исходе 1475 г., в Троицком Сергиевом монастыре, в который он переселился из Чудова. В Троицком монастыре он и был погребен. Митрополит Филипп I Преемником Феодосия на кафедре митрополии был Филипп I, доставленный из епископов Суздальских. Как Феодосия избрал сам св. Иона еще при своей жизни, так, в свою очередь, Филиппа избрал сам Феодосий, прежде своего удаления с кафедры. Филипп был возведен на кафедру митрополии спустя два месяца после отречения Феодосия, т. е. 11 ноября 1464 г. О делах митр. Филиппа за время его 10-летнего управления русской митрополией нам известно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Петр, митрополит Московский, святитель Святитель Петр, митрополит Московский и всея России, скончался 21 декабря 1326 года (сведения о нем помещены под 21 декабря/3 января) и был погребен в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского собора Московского Кремля, с левой стороны жертвенника. В 1472 году древний Успенский собор, к тому времени обветшавший, стали перестраивать. В присутствии митрополита Московского Филиппа I (1464–1473) и нескольких епископов 14 июня разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежавшие открыто и сиявшие небесной славой. Оказалось, что в 1382 году во время пожара при нападении на Москву полчищ хана Тохтамыша огонь проник в гробницу святителя и уничтожил гроб святого. Тело же осталось невредимым. Честные мощи святителя Петра были переложены в новую каменную гробницу. Тогда же собор епископов установил праздник перенесению мощей святителя Петра 1 июля. Через два года строившийся храм обрушился, мощи святителя были засыпаны, но не повредились. Великий князь московский Иоанн III вызвал из Италии выдающегося зодчего Аристотеля Фиоравенти, под руководством которого 17 апреля 1475 года был заложен новый Успенский собор. Мощи святителя Петра были на время поставлены в храме во имя преподобного Иоанна Лествичника (по другим источникам, под Ивановскую колокольню). 12 августа 1479 года новый Успенский собор был освящен. 24 августа честные мощи святителя Петра митрополитом Геронтием (1473–1489) с епископами, великим князем Иоанном Васильевичем (1440–1505) и его сыном Иоанном (1458–1490) были торжественно перенесены в новый собор и поставлены на прежнем месте. В этот день было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, Московского и всея России чудотворца (прежнее празднование 1 июля было отменено). От святителя Петра сохранилось три послания. Первое — к священникам с увещанием достойно проходить пастырское служение, усердно пасти духовных чад. Оно заканчивается изложением церковного законоположения о вдовых священниках: с целью ограждения их от нарекания и соблазнов им предлагалось поселяться в монастырях, а дети должны были определяться на воспитание и обучение в монастырские школы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

ежег., 2007. M., 2008. C. 30-87; он же. Майстер Экхарт против Николая Кузанского: Антикузановская аргументация в соч. Иоанна Венка «De ignota litteratura»//Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Философия. М., 2010. 4. С. 21-29; он же. Немецкие тексты Майстера Экхарта в соч. Иоанна Венка «De ignota litteratura» как источник аргументов против учения Николая Кузанского о coincidentia oppositorum//Verbum. 2011. Вып. 13. С. 49-62; он же. Философия Николая Кузанского. М., 2015//www.rfh.ru/downloads/Books/154393016.pdf [Электр. публ.]; он же. Николай Кузанский: «Об ученом незнании»//Анатомия философии: Как работает текст/Сост. и отв. ред.: Ю. В. Синеокая. М., 2016. С. 377-402; Miethke J. Reform des Hauptes im Schatten des Türkenkreuzzugs: Die Vorschläge eines Domenico de " Domenichi und Nikolaus von Kues an Pius II. (1459)//Nach dem Basler Konzil: Die Neuordnung der Kirche zwischen Konziliarismus und monarchischem Papat (ca. 1450-1475)/Hrsg. J. Dendorfer, C. Märtl. B., 2008. S. 121-140; B ö hlandt M. Verborgene Zahl - Verborgener Gott: Mathematik und Naturwissen im Denken des Nicolaus Cusanus (1401-1464). Stuttg., 2009; Mandrella I. Nicolaus Cusanus und Verena von Stuben//Cusanus-Jahrbuch. Trier, 2009. Bd. 1. S. 27-44; Albertson D. A Learned Thief?: Nicholas of Cusa and the Anonymous «Fundamentum Naturae»//RThPhM. 2010. Vol. 77. N 2. P. 351-390; idem. Mathematical Theologies: Nicholas of Cusa and the Legacy of Thierry of Chartres. Oxf., 2014; idem. «Boethius noster»: Thierry of Chartres " s «Arithmetica» Commentary as a Missing Source of Nicholas of Cusa " s «De docta ignorantia»//RThPhM. 2016. Vol. 83. N 1. P. 143-199; Coincidentia oppositorum: От Николая Кузанского к Николаю Бердяеву: [Сб. ст.]/Ред.: О. Э. Душин. СПб., 2010; M ü ller T. «...ut reiecto paschali errore veritati insistamus»: Nikolaus von Kues und seine Schrift «De reparatione kalendarii». Münster, 2010. (Buchreihe der Cusanus- Gesellschaft; 17); idem. Der junge Cusanus: Ein Aufbruch in das 15. Jh. Münster, 2013; Tritz S.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

осязательным для всех свидетельством о том, что православная Церковь была только терпимою в Литве, а не господствующею, служило самое местопребывание православных митрополитов. Они жили постоянно не в Вильне — столице государства, где главным действующим лицом духовным всегда являлся римско-католический епископ, а в скромном и довольно далеком от столицы Новогрудке и Вильну посещали лишь изредка, большею частию однажды в год, хотя и имели здесь свой кафедральный собор. Иногда проживали они еще в Минске, где имели свой дом и держали своих наместников . Из девяти епархий, вошедших в состав Литовской митрополии по отделении ее от Московской, одна — Галицкая — сделалась только частию епархии митрополитской, обнимавшей Киев, Вильну, Новогрудок, Слуцк, Городну, Минск, Галич, Львов вместе с их округами; другая — Черниговская — закрылась под конец периода, когда Чернигов и Брянск со всеми северскими областями перешли (1500) под владычество московского государя, а о третьей — Перемышльской, — даже об именах ее епископов, вовсе не сохранилось сведений. Из епископов епархии, или владык (так обыкновенно назывались в Литве даже в официальных бумагах православные епископы в отличие от латинских, которых называли епископами-бискупами), известны : а) Смоленские: Мисаил (1454–1480), избранный с 1475 г. и на митрополию; Иоаким (1480–1494) и Иосиф Болгаринович (с 1494), удержавший за собою эту епархию и по избрании (1498) на митрополитскую кафедру ; б) Полоцкие: Каллист (с 1458 г.), преемник его Симеон, вероятно бывший потом митрополитом (с 1481 г.); преемник Симеона Иона Глезна, также бывший потом митрополитом (с 1488), и Лука (1488–1503) ; в) Луцкие: Мартиниан (1459), Никифор (1490), Иона (1492–1495) и Кирилл (1495–1509) ; г) Черниговские и Брянские: Евфимий, удалившийся (в 1464 г.) от притеснений за веру в Москву; Нектарий (прежде 1499 г.) и Иона, взятый русскими в плен при занятии ими Брянска (1500); д) Владимирские: Феодосий (1485) и Вассиан (1487–1497); е) Холмский: Симеон (1494); ж) Пинский и Туровский: Вассиан (1495–1502) . Замечательную особенность по отношению к епископскому сану встречаем в Литовской митрополии ту, что Полоцкий епископ Лука имел у себя жену, которая вместе с сыном своим Андреем жила в Полоцке же или неподалеку от Полоцка, где владела купленным имением , такое явление отнюдь не было бы допущено в Московской митрополии как несогласное с правилами Церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/436032/

А минеи, октоихи, каноны, стихиры, тропари и кондаки, всегодное украшение и духовное наслаждение св. апостольской церкви – все это бросьте и считайте ненужным, потому что и папа в этом не нуждается». В такие темные уголки холодной диалектики пряталась русская мысль, волей или неволей покинув просторное, согреваемое солнцем жизни поприще насущных нравственных потребностей. 605 Ключевский В. О. Опыты и исследования. Первый сборник статей Петроград, 1918. С. 32–106. 606 См. это послание, кажется, нигде не напечатанное, в рукописи Румянцевского музея XVI века. 204. Л. 438. 608 Оставив митрополию в 1464 году, Феодосий жил в Чудовом, потом в Троицком Сергиевом монастыре и умер здесь в 1475 году. 613 Эта повесть известна нам но рукописи Ундольского в московском Румянцевском музее, N° 306. Ее происхождение, состав и отношение к житию Евфросина, составленному Василием, рассмотрены автором настоящей статьи в исследовании «Древнерусские жития святых как исторический источник». Здесь приводятся некоторые объяснительные или дополнительные замечания. Старая повесть сопровождается четырьмя чудесами, в сочинении Василия пятое чудо совершилось с Киприаном, о котором он упоминает в предисловии как о своем современнике и об одном из иноков, просивших его написать житие Евфросина Старая повесть написана при игумене Памфиле и архиеиископе Геннадии. В предисловии Василий упоминает об иноке Маркелле, пострижнике Памфиловом, который в 1547 году был уже старцем, иночествовавшим 50 лет. Значит, в последние годы XV века Памфил был уже игуменом. К 1505 году относится его известное послание в Псков. Таким образом, старая повесть написана в конце XV или в самом начале XVI века, не позже 1504 года. 616 Рукопись Софийской библиотеки, теперь в Петербургской духовной академии, N° 1264. Л. 15 об. Эта статья, или «устав», выписана в указанном выше исследовании о житиях, с 256, примеч. 2. Здесь прямо сказано: «Иже мнози ноют подвочую аллилугиа, а не втрегубна, на грех себе поють». 617 Рукопись Московской духовной академии. 142. Места с сугубой аллилуией см. на л. 146 об., 155 и об. 619 Эта любопытная рукопись принадлежит Е. В. Барсову , писана уставом. Приведенное замечание об аллилуи см. на л. 85. К числу особенностей письма в этой рукописи относится употребление буквы Ь вместо Ъ: « Βοзлюбиль ecu, язык лъстивь, от враг моихь, вьнми, Богь» и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

1458 См. летописи Никоновскую и Воскресенскую под 1159-м годом (а древнейший рассказ в Лаврентьевской летописи под тем же годом). 1462 См. Устав в Русск. Историч. Библиотеке, издаваемой Археогр. Комиссией, т. III, col. 53 (В Степенной книге, – I, 337, говорится о Георгии Всеволодовиче так, что как будто еще не было ему празднования). 1463 О времени Степенной книги, стр. 338, – тоже самое, чт в предыдущ. примечании о Георгии Всеволодовиче. 1464 О смерти Василия см. Лаврентьевскую летопись под 1249-м годом; о Константине летописи не упоминают. 1468 См. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде преосв. Макария, ч. I, стрр. 412:421 и 535 fin. 1475 См. Описание Песношского монастыря Калайдовича, 1-го, напечатанного в 1837-м году, издания стрр. 9 и 54. 1480 Служба в Лаврск. ркп. 625, л. 90. О составителе службы игумене Иосифе – у Строева в Списках иерархов col. 871. 1483 В надписании житья Александрова говорится, что оно составлено по благословению митр. Антония, см. Лаврск. ркп. 694, л. 196, Строева Библиолог. Слов. стр. 303 и Попова Описание рукописей Хлудова стр. 428. Но житие составлено, как ясно говорится в послесловии к нему, в 1567-м году при митрополите Филиппе. Поэтому, благословение митр. Антония должно относить к написанию службы (после слов о благословении митр. Антония в надписании жития читается еще не совсем понятное для нас: «сыскано епископом Варлаамом Великопермским и Вологодским» и чт, может быть, должно понимать так, что епископ позаботился о написании службы). 1484 См. Устав Московского Успенского собора этой первой половине XVII века в Русск. Исторч. Библиотеке, издаваемой Археогр. Комиссией, т. III, col. 76. Тут же о службе преп. Александру, которой «слог худ добре» (а о составителе службы, каком-то Алексее Корепанове, см. Опис. синодд. ркпп. Горск. и Невостр. 397, л. 64, стр. 368). 1489 Они напечатаны в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1873 г., 18–21, см. также у Ключевск. стр. 318. прим. Есть запись и об установлении празднования Паисию, но без обозначения времени, когда они имело место, см. Ярославских Епархиальных Ведомостей 1893 г. 42, стр. 665.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1463 . Кулаковский Ю. А. Прошлое Тавриды. Краткий исторический очерк. – К.: Киев. ун-т, 1896. – 179 с. (К., 1906. – 154 с.; К., 1914. – 155 с.; К.: Стилос, 2002 . – 225 с.) 1464 . Кунцлер М. Литургия Церкви. – Львив: Свичадо, 2001. – 615 с. 1465 . Курбатов Г. Л. Византийская церковь IV-XII вв.//Курбатов Г Л., Фролов Э. Д., Фроянов И. Я. Христианство. Византия. Древняя Русь. – Л.: Лениздат, 1988. – с.107–188. 1466 . Курбатов Г. Л. Византийский город в раннефеодальную эпоху и некоторые вопросы своеобразия социальной структуры византийского общества//Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. – Л.: ЛГУ, 1984. – С. 37–56. 1467 . Курбатов Г. Л. Византия в VI веке: Популярный очерк. – Л.: Учпедгиз, 1959. – 136 с. 1468 . Курбатов Г Л. Византия и Русь в IX-X вв. (Некоторые аспекты социальноэкономических отношений)//Историко-археологическое изучение Древней Руси. – Л., 1988. – С. 213–231. 1469 . Курбатов Г Л. Demokratia в политической жизни византийского лющества и города//Проблемы отчественной и всеобщей истории. – Л., 1976. – С. 173–178. 1470 . Курбатов Г Л. Еще раз о византийских димах//Средневековый город. – Саратов, 1975. – Вып. 3. – С. 3–21. 1471 . Курбатов Г Л. К вопросу о корпорации хлебопеков в Антиохии IV в.//ВДИ. – 1965. – 1. – С. 141–153. 1472 . Курбатов Г Л. К вопросу о социальной структуре византийского общества VIII- IX вв.//Классы и сословия средневекового общества. – М.: МГУ, 1988. – С. 5–12. 1473 . Курбатов Г. Л. К вопросу о судьбах византийского города в VII в.: некоторые замечания//ВВ. – 1994. – Т. 55. – С. 69–74. 1474 . Курбатов Г. Л. К проблеме перехода от античности к феодализму в Византии//Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Межвуз. сб. – Л., 1980. – Вып. 3. – С. 3–21. 1475 . Курбатов Г Л. К проблеме рабства в ранней Византии//Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. – Л., 1978. – Вып. 2. – С. 3–10. 1476 . Курбатов Г Л. К проблеме типологии византийского города//Средневековый город. – Саратов, 1981. – Вып. 6. – С. 19–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодосия Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 45.026654; 35.383911 Россия, Республика Крым, Феодосия Феодосия, Республика Крым Россия Православие в Феодосии [ править править код ] Кафа, древняя Феодосия — центр генуэзских владений в Северном Причерноморье была епархиальным центром католической епархии. Католические епископы в Кафе известны с 1318 года. Немецкий путешественник Штильберг в 1421 году пишет, что в Кафе три епископа: католический, армянский и греческий, подразумевая под греческим скорее всего митрополита Сугдеи, случайно оказавшегося там. Город со смешанным населением, состоявшим преимущественно из греков и армян, и при господстве в нём католиков генуэзцев оказался благодатной почвой для унии. Поэтому появление здесь униатского епископа было делом вполне ожидаемым. Первое упоминание униатского епископа относится к 1464 году. После его смерти в 1468 году волей папы Римского и при содействии титулярного униатского патриарха Константинополя Виссариона на Кафскую кафедру был поставлен архиепископ Амасийский Пахомий, но по дороге в 1470 году был убит разбойниками. В 1472 епископом Кафы стал кафинский же священник Николай. Поставленный согласно папской булле для христиан Кафы и Солдайи (Сугдеи), он получил наименование Фулльского. Однако добраться до своей кафедры он смог только в конце 1474 года, а в 1475 году Кафа была захвачена османами. Кроме католиков и униатов в городе большое число армян, принадлежавших к Армянской Апостольской церкви, но многие армяне принимали католицизм. Католическая епархия вряд ли сохранилась после завоевания Кафы османами. Вероятно та же участь постигла и униатскую. Разгром города, который последовал за его захватом, не лишил значения этот важный пункт крымского побережья. Поэтому не удивительно, что в скором времени город был восстановлен уже под властью новых хозяев. Кафская митрополия До учреждения православной Кафской митрополии местное православное население окормлялось митрополитом Сугдеи. Православная епархия Константинопольской церкви возникла здесь уже при турецком владычестве, в 1485 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Феодосия

1959. P. 45, 50, 57, 62). В Бистрицкой летописи описано, как после победы над турками в Васлуйском сражении (10 янв. 1475) св. Стефана III с войском «как победоносца» встретили перед Сучавой митрополит с Евангелием в руках и иереи, к-рые кричали: «Да живет царь!» (Ibid. P. 9, 18). Последние исследования подтверждают высказанное в более ранней историографии предположение о том, что с именем митр. Феоктиста I связано начало летописания в Молдове. По мнению ученых, первым был составлен летописный свод митрополичьей редакции (утрачен, как и весь архив М. м., вывезенный в XVII в. митр. Молдавским свт. Досифеем). Однако следы этого свода есть в Бистрицкой и обеих Путнянских летописях, имеющих общий протограф ( Mure an. Teoctist I. 2008). Также инициативой митрополита считается введение в Молдавском княжестве в качестве образца церковного права «Алфавитной синтагмы» иером. Матфея Властаря (наиболее ранняя из 6 известных рукописей, содержащих перевод на слав. язык, датирована 1464 г.). Этот документ сыграл значительную роль в канонической организации Молдавской Церкви и в ее отношениях с господарской властью, к-рые были выстроены по аналогии отношений Византии с К-польской Церковью. Митр. Феоктист I скончался 18 нояб. 1478 г. и был похоронен в притворе Успенской ц. мон-ря Путна. Дата сохранилась на его могильной плите, заказанной самим господарем. По мнению некоторых историков, особое влияние митрополита в правление св. Стефана III и Петру III Арона, как и захоронение его в господарской церкви-усыпальнице, могут свидетельствовать о его родственной связи с правящей династией. Митр. Феоктист II. Роспись митрополичьего собора во имя вмч. Георгия в Сучаве. 1534 г. Митр. Феоктист II. Роспись митрополичьего собора во имя вмч. Георгия в Сучаве. 1534 г. Следующим митрополитом Молдавским стал Георгий I, очевидно, до этого являвшийся Романским епископом (в 1473 еп. Тарасий упом. в документах в последний раз). Его влияние на господаря было менее значимым, его имя гораздо реже отмечается в документах, и только в тех, к-рые имеют отношение к Церкви.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010