Филипп I, святитель, митрополит Московский и всея Руси † 1473; память 5/18 апреля, 27мая/9 июня, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых В 1452 году хиротонисан во епископа Суздальского. В феврале 1459 года был участником хиротонии Новгородского архиепископа Ионы († 1470; память 5/18 ноября). В 1461 году участвовал в возведении на Московскую митрополию архиепископа Ростовского Феодосия (Бывальцева; † 1475, память в Соборе Московских святых). В числе русских архиереев, участвовавших в посвящении архиепископа Феодосия, епископ Филипп упоминается одним из первых. В 1464 году митрополит Феодосий (Бывальцев), вынужденный покинуть митрополичий престол, благословил на своё место преосвященного Филиппа. Иван III и Собор единодушно избрали его митрополитом Московским и всея Руси. 11 ноября 1464 года Филипп был возведён на митрополичью кафедру. Как первое лицо на Руси после великого князя и первое лицо в русской духовной иерархии, митрополит Филипп принимал участие не только в церковных делах, но и в делах внутренней политики великого князя Московского. В 1471 году Филипп выступил на борьбу с усилившимся в Новгороде польско-литовским влиянием. Он увещевал новгородцев не отдаваться под покровительство Польского короля Казимира и не признавать над Новгородскою архиепископией власти западно-русского митрополита Киевского Григория (Болгарина; † 1473). В конце концов, Новгород остался верен Московской митрополии. Когда состоялся первый поход князя Uoahha III на Новгород после заключения новгородцами договора с Польским королём, митрополит Филипп, перед битвою при реке Шелони, ходатайствовал перед князем о помиловании новгородцев, если они принесут повинную. С апреля 1472 года заботы митрополита сосредоточились главным образом на сооружении главного храма страны Успенского собора, который митрополит хотел построить таким же величественным, как собор Успения во Владимире. Однако святитель не успел осуществить своё желание. 4 апреля 1473 года в Кремле начался пожар, который истребил и митрополичий дом. Во время пожара митрополит Филипп удалился в монастырь Николы Старого. На другой день, когда огонь стал утихать, он пришёл во временно построенную церковь Успения и пел молебны у гроба святителя Петра. Прибывший туда же великий князь, желая утешить владыку Филиппа, говорил: «Бери у меня, отче, сколько хочешь хором и запасов». Но митрополит, изнемогая телом и почувствовав, что у него ослабела одна рука и нога, сказал князю: «Богу так угодно, отпусти меня в монастырь». Но великий князь не согласился, а приказал перевезти святителя на время болезни в Богоявленское подворье Троице-Сергиева монастыря. Прибыв туда, митрополит Филипп позвал к себе духовника, приобщился Святых Тайн, попросил соборовать себя. Великого князя просил только об одном – достроить соборную церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf 95. Иван III Васильевич, великий князь московский и всей Руси сын Василия II Васильевича Темного, великого князя московского и всей Руси, от брака с Марьей Ярославной (в иночестве Марфа), княжной боровской, внукой князя Владимира Андреевича Храброго (см. 52). Родился в Москве 22 января 1440 г.; после ослеплении отца князем Дмитрием Шемякою (см. 75) отвезен с братом первоначально к князю Ивану Ряполовскому с Боярово (под г. Юрьевым-польским Владимирской губернии), потом к Шемяке в Переславль-Залесский, наконец к отцу в Углич, откуда сопровождал отца в Тверь, где семилетним ребёнком обручен на пятилетней княжне Марье Борисовне Тверской (см. 122) в 1446 г.; ходил при полках московских отражать казанцев от пределов владимирских и муромских в 1448 г., объявлен соправителем отца в 1450 г.; участвовал в походе отца до Устюга на Шемяку; и отряжен с боярами к берегам р. Сухоны в 1452 г.; отразил татар от берегов Оки в 1459 г.; наименован князем псковским в 1460 г.; приезжал из Пскова в Москву с посольством, просил помощи Пскову на немцев в 1461 г.; по смерти отца своего беспрепятственно сел на Великокняжение в 1462 г.; утвердил независимость Рязани и Твери в 1464 г.; посылал рать к Казани в 1467 г., на черемисов в 1468 г., опять к Казани в 1469 г.; размирился с Новгородом в 1470 г.; выступил из Москвы войною на Новгород 20 июня и битвой на р. Шелони 14 июля смирил Новгород, обязавшийся] выплатить великому князю до 80 пудов одного серебра; возвратился в Москву 1 сентября 1471 г.; покорил землю Пермскую (Биармию) и счастливо сбыл с рук нашествие татар Ахматовых 1472 г.; двигал рать в Ливонию и начал военные действия против Литвы в 1473 г.; заключил дружественный союз с Менгли-Гиреем ханом крымским, в 1474 г.; начал и кончил совершенное покорен» Новгорода в 1475–1477 гг., поссорился с братьями, князем Борисом волоцким (волоколамским) и князем Андреем угличским, в 1479 г. сбыл, еще счастливее первого, второе нашествие Ахматово, покончившее собою слишком двухвековую зависимость Руси от татар, в 1480 г.; воевал земли Ливонского ордена в 1481 г.; начав строение нынешних стен московского Кремля, присоединил к Москве удел Верейский и Тверь, на которую ходил войною лично в 1485 г.; покорил Казань, взятую воеводой князем Даниилом Холмским 9 июля 1487 г.; покорил Вятку и получил первую дружественную грамоту от Фредерика III, императора немецкого, в 1489 г.; созывал собор в Москве для рассмотрения ереси «жидовствующих» и 1490 г.; заключил в оковы брата своего, князя Андрея угличского, а удел его присоединил к Москве и, обрадованный открытием первых серебряных рудников на р. Цыльме в Печерском крае, окончил строением московскую Грановитую палату в 1491 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В 1396 г. генуэзский дож Антониотто Адорно, желая избежать нового обострения борьбы группировок, передал власть над Г. франц. кор. Карлу VI. От его имени городом управлял франц. губернатор с функциями дожа и титулом «защитник коммуны и народа». Совет старейшин и др. органы власти также сохранили свои функции. Безуспешную попытку централизации системы управления Г. предпринял франц. губернатор маршал Франции Жан Ле Менгр де Бусико II. Народное выступление 1409 г. свергло власть франц. короля, и управление Г. было передано маркизу Монферрата Теодоро II Палеологу (1409-1413). С 1421 по 1435, с 1463 по 1478, с 1488 по 1499 г. Г. находилась под властью герцогов Миланских, в 1458-1461, 1503-1512 гг.- франц. короля. Среди высших администраторов Г. кон. XV в. был католич. прелат архиеп. и кард. Паоло Фрегозо (дож 1462, 1463, 1464, 1483-1488). Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. Базилика Санта-Мария Ассунта ин Кариньяно. Архит. Г. Алесси. XVI в. Фотография. 1960–1970 гг. К XV в. резко вырос гос. долг Г. Ассоциации частных кредиторов гос-ва были объединены в 1407 г. в Банк Сан-Джорджо, ставший вскоре крупнейшим в Европе. В 1453 г. Г. передала банку власть над черноморскими факториями и Корсикой. Падение К-поля в 1453 г., потеря крымских владений Г. в 1475 г. и о-ва Хиос в 1566 г. подорвали позиции республики на Востоке и заставили ее активно развивать судостроение, банковское дело и морскую торговлю в Зап. Средиземноморье и Атлантике, особенно в Испании и Португалии. Так, Х. Колумб , уроженец Г., опираясь на традиции итал. мореплавания и картографии, возглавил экспедицию, открывшую в 1492 г. Америку. Во время Итальянских войн (1494-1559) Г. много раз находилась под властью Франции. В 1522 г. была взята испанцами, а в 1527 г. освобождена флотоводцем Андреа Дориа с помощью французов. Перешедший затем на сторону имп. Карла V Габсбурга Дориа вытеснил французов из Г. и в 1528 г. провел конституционную реформу. Власть напрямую перешла к основным семейным кланам генуэзского патрициата (т.

http://pravenc.ru/text/162152.html

34. АЛЕКСЕЙ ЕФРЕМОВИЧ упоминается в посольстве 14З2 г. к Литовскому Князю Свидригайлу. 35. МАКАР упоминается того же года в том же посольстве. 36. ЮРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ упоминается 1426 года в посольстве к Великому Князю Московскому и 14З1; в 1435 г. Степенным и в след. до 1461. Скончался 1465 в Монашестве. 37.ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Поткин упоминается 1436 в послах к Великому Князю Московскому, и 146З г. 38. ФЕДОР ПАТРИКИЕВИЧ, упоминает. 1444 в послах в Ригу, в 1448 Степенным и в след. годах до 1456. З9. МАКСИМ ЛАРИОНОВИЧ упом. в 1444 и до 1464. Скончался в 1465 г. в Монашестве. 40. СТЕПАН ЮРЬЕВИЧ упоминается 1449 и в 1463 год. 41. СТЕПАН АРИСТОВИЧ, а по другим Афанасьевич, упоминается 1449 и 1459. 42. ЛЕОНТИЙ МАКАРЬИНИЧ упом. в 1456. 43. ЗИНОВИЙ МИХАЙЛОВИЧ упом. 1456 и в следующих годах. 44. АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ упоминает. 1458 и до 1476 года, в коем он скончался под Новгородом в походе. 45. ФЕДОР НИКИФОРОВИЧ, Степенный, упоминается в 1463. 46. ИГНАТИЙ ЛОГИНОВИЧ упоминает. в том же году. 47. ДОРОФЕЙ АЛФЕРЬЕВИЧ упоминается в том же году. 48. ИВАН АГАФОНОВИЧ упоминается тогда же и в следующих годах до 1470, в коем он убит. 49. ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ упом. 1463. 50. ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ упом. 1465. 51–52. ТИМОФЕЙ ВЛАСЬЕВИЧ, а по другим Лет. Васильевич Упомин. Степенными 1465 года и далее. СТЕФАН АФАНАСЬЕВИЧ 53. СТЕФАН АГАФОНОВИЧ, Степенный, в 1468 и далее. 54. ЯКОВ ИВАНОВИЧ Кротов 1470 и далее до 1485 г. 55. ЗИНОВИЙ СИДОРОВИЧ 1471 и далее. 56. МАКАРИЙ Пыхачев того же года. 57. АФАНАСИЙ ЮРЬЕВИЧ 1472. 58. НИКИТА ЛАРИОНОВИЧ тог. год. и 1478. 59. КОЗМА АНДРОНОВИЧ Тилкин того же год. и далее. 60. КОЗМА СЫСОЕВИЧ Ледович с 1473 до 1510 г. 61. ТЕРЕНТИЙ АНДРЕЕВИЧ того же г. 62. ЛЕОНТИЙ ТИМОФЕЕВИЧ (в 1475) 63. ВАСИЛИЙ ЛОГИНОВИЧ (в 1475) 64. ЕЛИСЕЙ АНИКЕЕВИЧ Каплин (в 1475) 65. СТЕПАН МАКСИМОВИЧ в 1476 и далее. 66. МОИСЕЙ ФЕДОРОВИЧ тогож. год. 67. ГАВРИЛА Картачев 1477; убит на Вече 1485 июня 13 возмутившимся народом. 68. МОИСЕЙ Сосонка тогож. год. 69. ФИЛИПП АНДРЕЕВИЧ Пукашов (1478 и далее) 70. АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ (1478 и далее)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Феодорит, незаконный митрополит литовский, 1353–1354» Роман, митрополит литовский, 1354–1361. Митрополит ГалицкийАнтоний, 1371–1392. Митрополит литовский Киприан, 1375–1381, 1382–1389. Митрополиты киевские: 1.   Григорий Болгарин, поставленный в Риме в 1458-ом году, до 1470-го года униат, в последнем году отрекшийся от унии и возвратившийся к православию, † 1472. Великие князья владимирские, потом московские. Великие князья литовские. Митрополиты всея России. Отдельные митрополиты галицкие и литовские, потом киевские. 29. Василий Васильевич в четвертый раз, 1447–1462. 30. Иван Васильевич III, 1462–1505. 31. Василии Иванович, 1505–1533. 32. Иван Васильевич IV, Грозный, 1533–1584 (до 1538-го года под опекой матери; с 16-го Января 1547-го года–царь). 16. Александр, сын предыдущего. 1492–1506 (с 1501-го года и король польский). 17. Сигизмунд I, брат предидущего (вместе и король польский), 1506–1548 (в 1544-м году передавший управление Литвой своему сыну Сигизмунду-Августу). 18. Сигизмунд Август, сын предыдущего (вместе и король польский) 1548–1572 (в 1568-м году на Люблинском сейме соединение Литвы с Польшей в одно государство). 14. Феодосий, 1461–1464. 15. Филипп I, 1464–1473. 16. Геронтий, 1473–1489. 17. Зосима, 1490–1494. 18. Симон, 1495–1511. 19. Варлаам, 1511–1521. 20. Даниил, 1522–1539. 21. Иоасаф, 1539–1541. 22. Макарии, 1542–1563. 2. Мисаил, 1475–1480. (Спиридон Сатана, самовольно поставленный в 1474-м или 1475-мть году и не принятый в Литве). 3. Симеон, 1481–1488. 4. Иона Глезна, 1492–1494. 5. Св. Макарий, 1495–1497. 6. Иосиф Болгаринович, 1498–1501. 7. Uoha II, 1502–1507 . 8. Иосиф II, Солтан, 1507– 1521. 9.   Иосиф III, 1522–1534. 10. Макарий II, 1534–1556. 11. Сильвестр Белькевич, 1556–1567. Читать далее Источник: История русской церкви/[Соч.] Е. Голубинского, засл. проф. Моск. духов. акад. – Москва : Унив. тип., 1880-./Т. 2. [Ч. 1]: Период второй Московский : от нашествия Монголов до митрополита Макария включительно. (первая половина тома). - 1900. - VIII, 919 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

52.       Сильвестр Косов , еписк. Мстиславский, с 25 февр. 1647; † 13 апр. 1657. 53.       Дионисий Болобан , еписк. Луцкий, с конца 1657; † 1663. 54.       Иосиф Нелюбович-Тукальский , еписк. Могилевский, с 1664; † 26 июля1676. 55.       Антоний Винницкий , еписк. Перемышльский, с 1679. При двух последних митрополия находилась в великом расстройстве от Униатов. Наконец, в 1685, она сделалась епархией Патриаршества Всероссийского. Московская митрополия отделялась от Киевской совершенно в полов. XV века; в 1589 обратилась в патриаршество Всероссийское, которое в 1721 заменено Св. Прав. Синодом. I. Митрополиты Московские и всея Руси 1.       Иона , еписк. Рязанский, избран 1433, хирот. 15 дек. 1448; † 31 мар. 1461. Святой. – Он писался «Киевский и всея Русии» последний. 2.       Феодосий Бывальцев хирот. 3 мая 1461, из архиеп. Ростовских; 13 сент. 1464 отошёл в Чудов мнтрь; † в окт. 1475, в Троицком Сергиеве мнтре. 3.       Филипп хирот. 11 нояб. 1464, из еписк. Суздальских; † 5 апр. 1473. 4.       Геронтий хирот. 29 июня 1473, из еписк. Коломенских; † 28 мая 1489. 5.       Зосима Брадатый хирот. 26 сент. 1490, из архим. Симонова монастыря; 17 мая 1494 отрёкся невольно, а 9 февр. 1495 лишён сана и послан в Троицкий Сергиев мнтрь. 6.       Симон хирот. 22 сент. 1495, из игум. Троицкого Сергиева монастыря; 30 апр. 1511 оставил митр-лию, † 28 янв. 1512. 7.       Варлаам хирот. 3 авг. 1511, из архим. Симоновских; 18 дек. 1521 оставил митр-лию; после сослан в Спасо-Каменный мнтрь. 8.       Даниил хирот. 27 февр. 1522, из игум. Иосифова монастыря; 2 февр. 1539 принуждён удалиться туда же. 9.       Иоасаф Скрыпицын хирот. 6 февр. 1539, из игум. Троицкого Сергиева монастыря; в янв.1542 удалён в Кириллов Белозерский; в 1551–1553 жил у Троицы. 10.       Макарий хирот. 19 мар. 1542, из архиеп. Новгородских; † 31 дек. 1563. 11.       Афанасий хирот. 5 мар. 1564, из иноков Чудовских; 16 мая 1566 отошёл туда же. (Был жив в 1568). 12.       Филипп Колычев хирот. 25 июля 1566, из игум. Соловецких; 4 нояб. 1568 лишён сана и сослан в Отроч мнтрь; умерщвлён 23 дек. 1569. Святой. (Новг., II, 162).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Л. Р. относят также итал. торговые фактории, возникшие благодаря договорам Генуи и Венеции с местными правителями. Генуэзцами были основаны крупные фактории: Пера в Галате близ К-поля (1267-1453), Каффа в Крыму (ныне Феодосия, 60-е гг. XIII в.- 1475), сеть поселений на побережье Крыма (генуэзская Газария) и на всех берегах Чёрного и Азовского морей, включая Трапезунд (ныне Трабзон) и Тану (ныне Азов). В ходе торговой и военной экспансии генуэзцы захватили также о-в Хиос и г. Фокею (ныне Фоча; 1346-1566), г. Фамагусту на Кипре (1384-1464). Генуэзская семья Гаттилузио правила греческими островами Лесбос (1355-1462), Тасос (1427-1462), Лемнос (1453-1462), Имброс (1409-1456; см. ст. Имбросская и Тенедосская митрополия ). Венеция и после падения Латинской империи в 1261 г. сохранила ряд кварталов в К-поле, а затем основала фактории в Трапезунде (1319-1461) и Тане (1332-1475). Подчинение различных территорий лат. завоевателям было сопряжено с национальным и религ. угнетением, с появлением новых, нередко тяжелых форм личной зависимости, порождало сопротивление населения. На территории Л. Р. укореняются серваж и феодальные формы крестьянской зависимости. Венецианская и генуэзская колонизация в факториях на «чужой» территории (Золотой Орды, Трапезундской империи, затем Османской империи) носила в основном торговый характер. Повсеместно в Л. Р. среди населения распространялась уния правосл. и Римско-католических Церквей, утверждался примат Римских пап и устанавливался в разных формах контроль над местным духовенством, поощрялась деятельность францисканского, доминиканского и иных католич. монашеских орденов. В течение XIII в. территории Л. Р. были постепенно отвоеваны возрожденной Византийской империей династии Палеологов. В XV-XVI вв. почти все территории, еще принадлежавшие Л. Р. (кроме Крита и Корфу), были захвачены Османской империей. В Л. Р. складывался синкретический тип культур, вобравший в себя разные компоненты местных традиций, а также привнесенные завоевателями и колонистами эстетические каноны и культурные обычаи. Этот процесс сближения христ. культур Зап. и Вост. Европы был прерван османскими завоеваниями. Значение Л. Р. заключается и в том, что она служила мостом передачи образцов античной и визант. культуры на Запад, создавая условия для развития итал. Ренессанса . Именно с территории Л. Р. греч. рукописи, произведения искусства, различные предметы художественного творчества были перевезены во мн. города и центры Зап. Европы. Пребывание западноевропейцев на территории Л. Р. способствовало росту интереса к греч. культуре и языку, к историческим и археологическим памятникам греч. Востока на Западе.

http://pravenc.ru/text/2463173.html

Поджо Браччолини (1380-1459) - видный итальянский гуманист , писатель, собиратель античных рукописей, близок к Козимо Медичи. Во время Собора жил и писал во Флоренции. Доменико Венециано (1410-1461) и молодой Пьеро делла Франческа (1420-1492) в 1439 г. делали росписи в церкви Санта Мария Новелла. Мазолино да Паникале (1383-1447) и Мазачо (1401-1428) к тому времени уже сделали свои новаторские фрески в капелле Бранкачи (1424-1428), которые превратились в учебник для художников Ренессанса. Антонио Пизанелло (1395-1455) во время Собора сделал рисунки византийских участников и знаменитую медаль-портрет Иоанна Палеолога - и тем самым создал медальерное искусство Ренессанса. Фра Филиппо Липпи (1406-1469), несмотря на свою скандальную для монаха жизнь, из-за своего художественного таланта был ещё одним из любимцев Козимо Медичи и во время Собора выполнял его заказы. Лука делла Роббия (1400-1492) в это время только-что закончил после 7-летной работы (1431-1438) под руководством Брунеллески мраморные рельефы певческой трибуны в Санта Мария дель Фьоре , получившие широкую известность во Флоренции. Маттео Пальмиери (1406-1475) флорентийский гуманист, представитель так называемого гражданского гуманизма . Именно в это время (ок. 1439 г.) он изложил свои этико-политические и педагогические идеи в диалоге « О гражданской жизни ». Николай Кузанский (1401-1464) - крупнейший немецкий мыслитель XV века , философ , теолог , учёный-энциклопедист, гуманист, математик , церковно-политический деятель. В 1437 году входил в состав папской делегации в Константинополь , которая должна была встретиться с императором, патриархом и делегатами от восточных Церквей для „объединительного " собора. Сопровождал православную делегацию и содействовал унии. Лионелло д‘Эсте (1407-1450) - сын и престолонаследник маркиза Феррары, был образцовым гуманистом Ренессанса. Покровитель наук и искусств, поэт. Принял участие в организации и работе Ферраро-Флорентийского собора. Список этих людей, произведений, событий можно продолжить. Даже некоторые члены православной делегации - как, например, Георгий Гемист Плифон - содействовали своим авторитетом отступничеству от Православия.

http://ruskline.ru/opp/2019/iyul/01/flor...

до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве изгнан из Москвы и пребывал в Киеве до 1390 рукоположен В 1380 управлял с 1382 по 1384 Низложен 11. 09. 1389 Дионисий свт., поставлен, бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 (в заточении) повторно с июля 1388 по 1389 уехал в Грецию; 11.09.1389 Киприан, свт. повторно с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) Иона (Одноушев) свт., бывший епископ Рязанский; поставлен Собором русских епископов (управлял с 1441) с 15.12.1448 31.03.1461 Сведения Феодосий (Бывальцев) свт. избран, бывший епископ Ростовский с 3.05.1461 по 1464 оставил митрополию; 15.10.1475 Филипп, свт. поставлен; бывший епископ Суздальский с 11.11.1464 5.04.1473 Геронтий свт. возведён в сан бывший епископ Коломенский с 29.06.1473 28.05.1489 Зосима (Брадатый) рукоположен с 26.09.1490 по 17.05.1494 отрекся; неизвестно Кафедра около года была свободной Симон свт. рукоположен с 20.09.1495 30.04.1511 (12.01.1512) Варлаам рукоположен с 3.08.1511 по 18.12.1521 сослан; 1522 Даниил (Рязанец) рукоположен с 27.02.1522 по 2.02.1539 сослан, 26.03.1539 отрёкся от митрополии Иоасаф (Скрипицын) свт. рукоположен с 9.02.1539 по 03.01.1542 низложен и сослан; 27.07.1555 Макарий свт. бывший архиепископ Новгородский и Псковский с 16 (19).03.1542 31.12.1563 Афанасий рукоположен с 5.03.1564 по 16.05.1566 на покое; после 1568 Филипп II (Колычев) свт. рукоположен с 25.07.1566 по 08.11.1568 23.12.1569 Кирилл рукоположен с 11.11.1568 8.02.1572 Антоний избран; бывший архиепископ Полоцкий и Великолуцкий в начале 1581 Дионисий рукоположен с февраля 1581 по 1587 лишён кафедры и сослан; в начале 1587 Иов свт. поставлен; бывший архиепископ Ростовский с 11.12.1587 по 26.01.1589 патриарх Московский и всея Руси Патриархи Московские и всея Руси Имена Сведения Иов (первый патриарх) свт., поставлен; бывший митр. Московский с 26.01.1589 по июнь 1605 в заточении 19.06.1607 Игнатий (самозванец) поставлен Лжедмитрием; бывший митр. Рязанский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Глава русской церкви, митр. всея России утратил свой сверхнациональный церковный характер, при котором он был до конца независимым от Московского великого князя, опираясь на происхождение его власти от КПльского патриарха. Став всецело зависимым от царя Московского, он потерял возможность управлять церковью за Московскими пределами, в чужих государствах: литовском и польском. Зависимость митрополита от государственной власти возросла настолько, что он стал ставиться на митрополичий трон и изгоняться с него по одной воле светской власти. Приобретение в конце XVI в. русской церковью патриаршего титула ровно ничего не изменило в этом отношении в ее жизни внутренней. Титул ни капли не прибавил власти главе русской церкви и ни капли не ослабил ее полной зависимости от государства. В патриаршем титуле и в горьких подписях под ним восточных патриархов, русская церковь только с запозданием получила официальную печать той автокефалии в канонической форме, которой она фактически жила уже с половины XV в. Митрополит Феодосий (1461–1464 гг.) Митрополит Феодосий занимал свою кафедру очень непродолжительное время с (1461 по 1464 г.). Одержимый благой ревностью по исправлению нравов низшего духовенства, он возбудил против себя крайнее негодование невежественного общества тем, что, применяя строгие церковные наказания к недостойным пастырям, зараз лишил многие церкви их священнослужителей. Не желая за это выносить упреков и проклятий, Феодосий оставил митрополию и удалился на покой в Чудов монастырь. На покое он прожил еще 11 лет и скончался в 1475 г. в Троицком Сергиевом монастыре. Здесь уместна гипотеза, что реформаторская ревность митр. Феодосия сосредоточилась именно на чистке нравов духовенства потому, что этот больной вопрос был тогда исторической «злобой дня» во внутренней жизни русской церкви. Сектанты «стригольники», ригористически осуждавшие и отвергавшие законную иерархию, по-видимому, в отлучении, наложенном на московскую церковь греками, нашли себе новую поддержку, продолжая утверждать, что теперь запрещенное русское священство уже безблагодатно по его же собственной доктрине. Но главной пищей для сектантской агитации все же служили нравственные пороки клира. И потому митр. Феодосий, как добрый пастырь, и считал необходимым решительно приняться за чистку духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010