2 . Итак, сей великий муж, свидетельствуя о том, что он и мыслит, и говорит одинаково со всеми жившими до него богоносцами, пишет: «Посвященные в наше богословское предание 1463 говорят 1464 , что Божественные единства 1465 , единства сверхнеизреченного и сверхнепознаваемого пребывания 1466 , суть тайные и неисходящие 1467 сверхоснования 1468 , а благопристойные разделения богона-чалия – исхождения и изъявления 1469 . Они говорят, следуя божественным речениям 1470 , о том, что собственным образом 1471 присуще названному единству, и что, опять-таки, у разделения есть некоторые собственные единства и разделения» 1472 . И снова он говорит: «Если же благопристойное исхождение Божественного единства, сверхъедино по благости увеличивающего 1473 себя и умножающего 1474 , и есть Божественное разделение, то единообразны, согласно Божественному разделению, и неудерживаемые одарения, дающие бытие, дающие жизнь, дающие мудрость 1475 , а также прочие дары благости, причины всего, согласно которым, отправляясь от причастных и причастностей 1476 , воспевается [богословами] то, к чему все без причастности 1477 причастно» 1478 . И затем: «А сколько мы нашли в «Речениях» богопристойных причин этих единств и разделений, мы изложили, разобрав каждое соответствующим ему образом, насколько это возможно, в «Богословских очерках " " 1479 . 3 . Итак, великий Дионисий говорит вот так, добавив к сказанному и то, что «мы стремимся в нашем рассуждении и объединять божественное, и различать таким образом, каким сами божественные вещи и единятся, и различаются 1480 ». Но Варлаам и Акиндин не так учат, не так у них единится и разделяется божественное, как это изъясняют богословы-богоносцы. Но как Арий, Евномий, Македоний под предлогом ипостасного разделения рассекли божественное на тварное и нетварное, так и эти нынешние под предлогом разделения согласно общим происхождениям делят Бога надвое – на тварное и нетварное. И как прежние тех, кто не злочествовал равным с ними образом, но согласно трем ипостасям познал несотворенность Бога и не утверждался в оскорблении Несотворенного речами о «большем» и «вторичном», называли «троебожниками», почитающими, якобы, трех несотворенных богов, больших и меньших, – по истине сами будучи таковыми, – так и нынешние, говоря о двух божественностях Бога, сотворенной и несотворенной, из коих сущность Бога есть вышестоящая божественность, как бы нетварная, всякое же общее исхождение и благопристойное и Божественное действие есть нижестоящее и как бы сотворенное, тех, кто не стал одинаковым с ними образом нечествовать, но и согласно сущности, и согласно ипостасям, и согласно благовидным действиям и исхождениям мыслил о Боге как о несотворенном, и показывал, что, согласно богословам, в несотворенном и единенном нет ничего вышестоящего, – так вот, против таковых они вопят, что они учат о двух нетварных божествах, вышестоящем и подчиненном. |
В 1464 году персидский историк Аб-дар-Реззак свидетельствует о появлении русских послов в Герате – при дворе Гератского властителя султана Гусейна. В 1466 году в Москву прибыло посольство владельца Шемахи и Баку ширван-шаха Фаррук-Есура. В том же году из Москвы было отправлено ответное посольство во главе с Василием Паниным. В его составе был и известный нам Афанасий Никитин. Продолжался начатый при Василии Темном переход на Московскую службу татарской знати. К большой взаимной пользе. Так в 1480 году во время знаменитого стояния на Угре рати Ивана III против войск хана Ахмата именно посылка Иваном III служилого царя Нур-Даулета заодно с Воеводой Василием Ноздреватым в набег на “Юрт Батыев” – главную ставку Золотой Орды, где оставались жены Ахмата и его князей – решила участь “стояния”. За блестяще проведенную операцию Нур Даулет получил в кормление город Касимов на Оке-реке. Судьба же хана Ахмата сложилась печально. Вроде хотел человек всего ничего – спокойно встретить старость с любимым гаремом. С Угры ушел, чтоб жен в обиду не дать. На всю Золотоордынскую великодержавность плюнул. « Ну ее, думает, эту державу. Хороший дом, хорошие жены. Что еще нужно человеку?» Так не дали. В 1481 году союзный Москве Тюменский, он же Шибанский, князь с коротким и запоминающимся именем Ибак вместе с ногаями напал на расслабившегося Ахмата. И чтоб уж никаких недоразумений не было, собственноручно убил беднягу. Немедленно в Москву был послан с донесением по команде князь Чумгур. Так и окончилось пресловутое Иго. Сама Золотая Орда под руководством сыновей убиенного Ахмата и при поддержке враждебной Москве Литвы, смогли продлить свое существование еще лет на 20. Но это была уже тень Улуса Батыева. А возможную ордынско-литовскую угрозу Москве компенсировал заключенный в 1473 году союз с Крымским (Перекопским) царством Менгли-Гирея. Союз этот просуществовал до 1510 года. Не помешало даже завоевание в 1475 году Крыма турками, в результате чего Менгли-Гирей стал “подручником” султана турецкого. И по-прежнему союзником Ивана III! |
813 См. Reamusso „Navigationi et viaggi“; у M. Laurent’a, „Peregrinatores medü oevi“; итальянских путешественников XIII в.: Thietmarus (1217); Willbrandus-Relation du voyage de Jean du Plano Carpini; Voyage de Fr. Ascelini et ses compagnes vers les Tartares. Voyage de Fri Guillaum de Rubriquis en Tartarie. Marko Polo. Khurk, Haeton и др.: XIV века: F. Rivardi (1309) Itenerium peregrinationis; Marco Cornaro (1319) Viaggio in Persia. Beato T. Odorico. Viaggio (1318 r.) Jean de Mandeville, chevalier anglais Voyage (1332). Bouldeselle Voyage (1336); XV века: Nicolo Conti, венецианец, ездил в Персию в 1424 г., Zeno Dracone (1425 г.), Josapha Barbaro 14311455. Lazaro Quirini 1463 г. Andrea Cornaro 1464 г. Dominico del Caretto 1468, Cateriuo Zeno. Storia del suo viaggi in Persia 1472 г. Josapha Barbara (второе путешествие в Персию 1473 г.), Ambrosio Contarini 1474 г. Antonio di Brabante 1474 г., Bartholomeo Limpardo 1474 г., Paolo Ognilene 1475, Giovanni Dario 1485, Luca Safrano 1485 г., Pietro Bembo 1485, неизвестного венецианца путешествию в Персию 1498 г. „Viaggio d’un mercante che fu nelle Persia“. Путь у названных лиц лежал через Грузию, они видели или слышали кое-что о грузинах, внося эти сведения и личные впечатления в свое описание, об армянах же ничего или почти ничего не сообщают. Отметим еще путешественников XVI в.: Constantino Laschiari 1592 г., Donato de Leze 1514, Vincenze Alessandro 1572 г., Tlieodoro Balbi 15721582 г. У них см. сведения из времен шаха Тамаза и др. касательно Грузии. 814 Один миссионер в своем донесении метко замечает, что армяне стали городскими жителями со времен шаха Аббаса, превратившего в купцов всех армянских сельских земледельцев и скотоводов. 815 Любопытно отметить, что евреи и армяне бок-о-бок часто упоминаются в сочинениях о Грузии; так Pietro-della Valle в „Informazionedella Georgia, data a Urbano VIII“ (1627 г.) говорит: „Ma lasciando far questi eserzici a stranieri, come Armeni e Giudei, da quali hauno molt, uella la terra et adaltri“. Армяне и евреи именуются иностранцами, а не коренными жителями Грузии. |
Леонтий Византийский считает, что душа « " сущность бестелесная, самоподвижная, бессмертная и нетленная». По существу душа разумна, по качеству бесплотна. Душа, будучи заключена в себе самой, в силу своего существования, заключена еще, кроме того, и телом» 1464 . Василий Селевкийский учит, что «Душа человека по природе бессмертна» 1465 . Преп. Анастасий Синаит , считает, что сущность души «неименуемая, неведомая, бессмертная и разумная» 1466 содержит «начало разумное и мыслящее, а также волящее, действующее и животворящее начала, без которых она не может быть душой разумной» 1467 . Он говорит, что ««Душа человеческая есть сущность разумная (словесная), бессмертная, духовная, не от стихий, а от Бога, имеющая свое бытие». В ином месте сказано так: «душа есть сущность разумная, безымянная, непознаваемая, словесная, оживляющая и составляющая тело. Это сущность тонкая, невещественная, безобразная, но образ и тип Божий»» 1468 . По Преп. Максиму Исповеднику душа есть «сущность бестелесная, простая, бессмертная и разумная» 1469 . «Создана она ни до, ни после тела, а одновременно с ним» 1470 . Силы души Св. Кирилл Александрийский считает, что кроме « " душевного» в человеке заложен ряд высших функций, как то: дух, слово, ум, рассуждение сердца, духовная воля» 1471 . По блаж. Феодориту Кирскому душа «имеет… в себе и разумную, и жизненную силу» 1472 . Леонтий Византийский выделяет «способности души: 1. господствующая (возможности понимания, рассуждения, воспоминания, советования, мнения), 2. раздражительная и 3. похотная, а, кроме того, и множество им подчиненных. Суть ли это части души или только лишь ее способности, Леонтий оставляет без рассмотрения» 1473 . Преп. Исаак Сирин учит «о трех частях души – желательной, раздражительной и разумной» 1474 . По преп. Анастасию Синаиту душа является трехчастной и состоит из трех начал – желательного, яростного и разумного 1475 . Преп. Максим Исповедник выделяет в душе три начала и считает, что «разумному началу в нас по естеству присуще подчиняться божественному Слову и начальствовать над нашим неразумным началом» 1476 , которое есть и у животных, а третьему бесчувственному началу сопричастны растения, к этим трем началам соответственно относятся и силы души, первая сила нетленная и бессмертная, связанная со способностями разумения и мышления, и две тленные силы – одна воображательная и желательная, другая питательная и растительная 1477 . |
928 Аристотель – Аристотель Фиорованти, выдающийся итальянский инженер, осуществивший несколько смелых проектов по передвижке и выпрямлению колоколен и башен. Работал по прокладке каналов и водопроводов. Родился в Болонье в семье архитекторов около 1420 г. Β 1458–1464 гг. работал в Милане, с 1464 по 1473 – архитектор Болонской коммуны. Β 1467 г. был в Венгрии. Подробнее см.: Снегирев В. А. Аристотель Фиорованти и перестройка Московского Кремля. М., 1935; Подъяполовский С. С. Κ вопросу ο своеобразии архитектуры Московского Успенского собора. – Успенский собор Московского Кремля. М., 1985. 929 Α тамъ, деи, церковь сказалъ ... да взяли у него. – Рассказ Семена Толбузина ο Венеции записан летописцем, судя по всему, по устным преданиям. ... церковь ...святого Марка – собор св. Марка (XI в.) – выдающийся памятник византийского зодчества. ...ворота венецйскыи... – Неясно, ο чем идет речь. Архитектурные или скульптурные работы А. Фиорованти в Италии неизвестны, вместе с тем в самой Венеции не было крепостных стен. Β 1473 г. Фиорованти был арестован в Риме по обвинению в чеканке фальшивых денег, и, хотя обвинение было снято, его положение было тяжелым. Чеканкой монеты и литьем пушек Фиорованти занимался в России. ...не тотъ ужь у них князь... – Никколо Марцело. 930 ...Андремъ... – Β следующем году Андрей Фиорованти ездил к миланскому герцогу Франческо Сфорца с письмом и подарками от отца. 932 Некыихъ нашихъ ... дло. – Лаврентьевская летопись упоминает, что к Андрею Боголюбскому «приведе Богъ из всхъ земель мастеры». 933 ...полатным образомъ... – Повторив в общих чертах внешний облик образца, Владимирского Успенского собора, А. Фиорованти полностью отказался от традиционного интерьера древнерусского храма с его хорами для княжеской семьи и построил собор «зального» типа. 934 ...взя ... Кафу и Крымъ. – Кафа – Феодосия – центр генуэзских колоний в Крыму (XIII–XV вв.). Β 1475 г. Мехмед II заставил Менгли-Гирея признать себя вассалом Турции. 935 ...новугородцы не дашася ему въ судъ. – Это единственное упоминание ο приходе Ивана III в Новгород в 1475 г., которое может быть возведено к протографу свода 1518 г. – своду 80-х гг. Β своде 1518 г. далее помещен обширный рассказ «О поезде великого князя в Великий Новгородъ», заимствованный из Московского свода. |
Константинопольский патриархат в Никее . Михаил IV Авториан (20.03. 1208 - 26.08.1212); Феодор II Ириник (20/28.09.1212 - 31.01.1215); Максим II (3.06 - 12.1215); Мануил I Сарантин Харитопул (12.1215 - 09.1222); Герман II (ок. 1223-1240); Мефодий (1240); Мануил II (1244 - 08/09.1255). Возрожденный Константинопольский патриархат . Арсений Авториан (1255 - весна 1260, 08.1261 - 05.1265); Никифор II (нач.- кон. 1260); Герман III (25.05.1265 - 15.09.1266); Иосиф I (1.01.1267 - 05.1275, 31.12.1282 - 23.03.1283); Иоанн XI Векк (2.06.1275 - 26.12.1282; заключил унию с Римско-католической Церковью); Григорий II Кипрский (28.03.1283 - 06. 1289); Афанасий I (14.10.1289 - 16.10. 1293, 1303 - 09.1309); Иоанн XII Косма (1.01.1294 - 23.08.1303), Нифонт I (9.05.1310 - 11.04.1314); Иоанн XIII Глика (12.05.1315 - 11.05.1319); Герасим I (21/22.03.1320 - 19/20.04.1321); Исаия (11.11.1323 - 13.05.1332); Иоанн XIV Калека (02.1334 - 8.01.1347); Исидор I Вухир (17.05.1347 - после 02.1350); свт. Каллист I (10.06.1350 - 11.1353, 01.1355 - 08.1363); Филофей Коккин (11.1353 - 22.11.1354, 12.02.1364 - 1376); Макарий (1376 - 1379, 30.07.1390 - 1391); Нил (06.1380 - кон. 1388); Антоний IV (12.01.1389 - 07.1390, 08.1391 - 05.1397); Каллист II (1397); Матфей I (11.1397 - 08.1410); Евфимий III (25/26.11.1410 - 29.03.1416); Иосиф II (21.05.1416 - 10.06. 1439; заключил унию с Римско-католической Церковью); Митрофан II (4/5.05.1440 - 1.08.1443); Григорий III Мамма (1443-1450); Афанасий II (1450). II. Османская эпоха . Геннадий II Схоларий (6.01.1454 - 05.1456, 04/05.1463, 08.1464 - 08.1465); Исидор II Ксанфопул (05.1456 - 31.03.1462); Иоасаф I Коккас (1.04.1462 - 10.04.1463); Софроний I Сиропул (06.1463 - 07.1464); Симеон I Трапезундский (ок. 1465, кон. 1471 - нач. 1475, 04.1482 - осень 1486); Марк II Ксилокаравис (нач. 1466 - 15.01.1467); Дионисий I (11/12.1466 - кон. 1471, 07.1488 - кон. 1490); Рафаил I (нач. 1475 - нач. 1476); Максим III (весна 1476 - 3.04.1482); Нифонт II (кон. 1486 - нач. 1488, лето 1497 - 08.1498); Максим IV (нач. |
Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим 1671-1673, 1676-1679, 1682-1684, 1686-1687, 1693-1694 Герасим II 1673-1674 Афанасий IV 1679 Иаков 1679-1682, 1685-1686, 1687-1688 Каллиник II 1688, 1689-1693, 1694-1702 Неофит IV 1688 Гавриил III |
Последний оплот византийцев – крымское княжество Феодоро (Мангуп) – пало под турецким напором в 1475 году. Связей у Москвы с Константинополем не было никаких. В Москве, не имея никаких сведений, Константинопольского патриарха считали не только возможным сторонником унии, но и лишенным всякой самостоятельности пленником султана-мусульманина (последнее соответствовало действительности). В 1458 году бежавший в Рим бывший Константинопольский патриарх-униат Григорий Мамма поставил на Киевскую кафедру митрополита Григория Болгарина, который вскоре прибыл в Вильну. Одновременно в Риме были подтверждены полномочия митрополита Исидора в отношении Москвы. Однако в 1464 году Григорий Болгарин вошел в общение с Константинополем и прекратил общение с Римом. В 1467 году Константинопольский патриарх Дионисий I потребовал признания Григория от всех русских епархий. Но собор епископов в Москве в 1470 году его не признал, по-прежнему считая патриарха униатом. В 1475 году в Константинополе митрополитом всея Руси был поставлен Спиридон (по прозванию Сатана), однако он не был признан ни в Москве, ни в Литве. В 1477 году в Вильне стараниями Великого князя Литовского, католика, наконец утверждается самостоятельная митрополия, которой подчиняются все епархии Западной Руси, однако теперь митрополит уже не присылался из Константинополя, а избирался местными епископами и лишь получал утверждение патриарха через присылаемых представителей. В 1484 году в Константинополе состоялся церковный собор с участием представителей всех восточных патриархов, на котором уния была осуждена. Собрать подобный собор было непросто, учитывая тот факт, что Сирия, Палестина и Египет входили в состав Государства мамлюков, отношения с которым у Османов к тому времени были весьма обостренными (лишь в 1517 году турки захватили Египет – и все восточные патриархи оказались под контролем османских султанов). Только с этого времени можно было говорить об окончательном, официальном и однозначном расторжении унии со стороны Константинополя. |
1320-1321 Исаия 1323-1334 Иоанн XIV Калекас 1334-1347 Исидор 1347-1350 Каллист I 1350-1354, 1355-1363 Филофей Коккин 1354-1355, 1364-1376 Макарий 1376-1379, 1390-1391 Нил Керамевс 1379-1388 Антоний IV 1389-1390, 1391-1397 Каллист II Ксанфопул 1397 Матфей I 1397-1410 Евфимий II 1410-1416 Иосиф II 1416-1439 Митрофан II 1440-1443 Григорий III Мамма 1443-1450 Афанасий II 1450-1453 Геннадий II Схоларий 1453-1456, 1458, 1462-1463 Исидор II Ксанфопул 1456-1457 Софроний I Сиропул 1463-1464 Гehhaдuй II Схоларий 1464 Иоасаф 1464, 1464-1466 Марк II 1466 Симеон I 1466, 1471-1474, 1481-1486 Дионисий I 1466-1471, 1489-1491 Рафаил I 1475-1476 Максим III 1476-1481 Нифон II 1486-1488, 1497-1498, 1502 Максим IV 1491-1497 Иоаким I 1498-1502, 1504 Пахомий I 1503-1504, 1504-1513 Феолипт I 1513-1522 Иеремия I 1522-1545 Иоанникий I 1546 Дионисий II 1546-1555 Иоасаф II 1555-1565 Митрофан III 1565-1572, 1579-1580 Иеремия II 1572-1579, 1580-1584, 1587-1595 Пахомий II 1584-1585 Феолипт II 1585-1586 Матфей II 1596, 1598-1602, 1603 Гавриил I 1596 Феофан I 1597 Неофит II 1602-1603, 1607-1612 Рафаил II 1603-1607 Тимофей 1612-1620 Кирилл I Лукарис 1620-1623, 1623-1633, 1633-1634, 1634-1635, 1637-1638 Григорий IV 1623 Анфим 1623 Кирилл II Контар 1633, 1635-1636, 1638-1639 Афанасий III Пателар 1634 Неофит III 1636-1637 Парфений I 1639-1644 Парфений II 1644-1646, 1648-1651 Иоанникий II 1646-1648, 1651-1652, 1653-1654, 1655-1656 Кирилл III 1652, 1654 Паисий I 1652-1653, 1654-1655 Парфений III 1656-1657 Гавриил II 1657 Парфений IV 1657-1662, 1665-1667, 1671, 1675-1676, 1684 1685 Дионисий III 1662-1665 Климент 1667 Мефодий III 1668-1671 Дионисий IV Муселим |
Феодосий стал первым митрополитом, избрание которого великий князь утвердил сам непосредственно. Со времени управления Феодосия начался новый период отношений русских митрополитов с Константинопольским Патриархатом - период фактической независимости их от последних и фактической автокефалии . При Феодосии была предпринята первая после разрыва с Константинополем попытка прямых сношений с Греко-Православной Церковью: в 1464 году Феодосий " по благословению... Иоакима, патриарха Иерусалимьского " , назначил его племянника Иосифа митрополитом в Кесарию (в Палестине). Однако положение Феодосия все еще было непрочным: его предшественника не признавали ни Западная Русь (где был свой митрополит), ни тверской епископ, ни ряд русских церковных деятелей. Одновременно с вступлением на престол Феодосия был сменен (после смерти тверского князя и вступления на престол его малолетнего сына) епископ тверской, и преемник его, поставленный в Москве, сразу же объявил о признании московского митрополита; такое же обязательство было получено и от новгородского владыки. Став митрополитом, Феодосий с еще большей ревностью взялся за исправление нравственности вверенного ему духовенства. Каждую неделю собирал он священников Москвы и давал им духовное наставление. Особенно строг был к вдовым священникам и диаконам и большею частью отправлял их в монастыри. Строгость митрополита по отношению к духовенству вызвала ропот и негодование как среди духовенства, так и среди паствы. Чувствуя нерасположение к себе духовенства и недовольство паствы, свят. Феодосий 13 сентября 1464 года оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре . Здесь он взял на свое попечение одного расслабленного и служил ему, обмывая его раны, до конца дней своих. Около 10 лет провел Феодосий в смиренном подвиге. Под конец жизни в 1475 году он перешел в Троице-Сергиеву Лавру . Скончался 15 октября 1476 года в Сергиевской обители. По одним сведениям, был погребен в Московском Чудовом монастыре , в Архангельской церкви, однако Е.Е. Голубинский , ссылаясь на опись 1641 г. говорит о трех покровах, который клались в Серапионовой палатке ( Троице-Сергиева лавра ) на гробницы трех святителей - Серапиона Новгородского, Иоасафа и Феодосия Московских. Надгробие над могилой святителя, вероятно, было утрачено после перестройки самой палатки: " что касается до могилы митр. Феодосия, то после 1641 года она как-то и почему-то пришла в забвение и бывшее над ней надгробие когда-то исчезло, так что, по Краткому описанию лавры, никакого следа ее в монастыре не осталось " . |
| |