Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821). Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812) и митр. Кишиневский (1813-1821). Киш., 1894; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX - lea subt Rui. Chiinu, 1931; Manastiri basarabene. Chiinu, 1995; Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R. S. S. Moldoveneasc (1944-1965). Chiinu, 2004; Пэнас М. История Правосл. Церкви Респ. Молдова. Киш., 2009; Содоль В. А. Правосл. мон-ри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: АКД. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Св. Троицы в Сирете. Кон. XIV в. [Румын. Mitropolia Moldovei] (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества . География Ко времени образования М. м. Молдавское княжество в основном достигло своих исторических пределов. Границы М. м. совпадали с границами княжества: на востоке они проходили по р. Днестр; на юге и юго-западе - по Чёрному м., низовьям рек Дунай и Милков; на западе - по Вост. Карпатам и верховьям рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова; на севере - по р. Черемош (выше г. Черновцы). При св. Стефане III Великом (1457-1504) в состав княжества и соответственно М. м. на юго-западе был включен район Путны. В 1484 г. турками были завоеваны города Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и Килия. Османская экспансия продолжилась и в XVI в., когда под непосредственное управление Порты отошел г. Тигина (Бендеры), а юг Пруто-Днестровского междуречья был заселен татарами. В 1715 г. под управление Порты перешла область Хотинской крепости на севере Пруто-Днестровского междуречья. Все эти территории вышли из юрисдикции М. м. и вместе с др. землями, занятыми турками в Валахии, составили Проилавскую епархию К-польского Патриархата (одновременно в области Хотина была образована Хотинская епископия, суффраганная по отношению к Проилавской). В 1775 г. сев.-зап. часть Молдавского княжества, названная впосл. Буковина , была аннексирована империей Габсбургов. По распоряжению имп. Иосифа II престол Рэдэуцкой епископии 12 дек. 1781 г. был перемещен в Черновцы. На аннексированной территории была образована Буковинская епископия, к-рая была выведена из юрисдикции М. м. и включена в состав Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. 23 янв. 1873 г. Буковинская епископия была преобразована в Далматинско-Буковинскую митрополию. По результатам Бухарестского мира (1812) вост. часть Молдовы (в Пруто-Днестровском междуречье) вошла в состав Российской империи и была выведена из юрисдикции М. м.; на этой территории была образована Кишинёвская епархия РПЦ. История. Возникновение католических церковных структур в Молдавском княжестве и образование православной М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

В 1-й трети ХХ в. зап. ученые подвергли пересмотру и периодизацию, и само понятие Н. ш., установив, что новые тенденции в муз. искусстве 1-й пол. XV в. имеют северофранц. происхождение. «Принципиальной художественной заслугой этой эпохи (как в музыке у Дюфаи, так и в живописи у Яна ван Эйка) является, по мнению Бесселера, осуществление перехода от «готики» к собственно «нидерландской эпохе», начинающейся с поколения Й. Окегема. Этот переход, произошедший в искусстве того времени, связывается им с возвышением… Бургундского герцогства» ( Лопатин. 2010. С. 29-30). В свою очередь мастера «бургундской школы» испытали влияние англ. композитора Дж. Данстейбла. По мнению П. Ланга, предложившего в 1939 г. термин «франко-фламандская школа», «французы, нидерландцы и итальянцы, также испанцы и поляки вносили свой вклад в универсальную европейскую музыкальную культуру, которая фактически не имела географических разделений» (Там же). Тем не менее наименование «нидерландская школа» имеет право на существование, если принять во внимание, что ее представители были выходцами из Исторических Нидерландов, и если считать, что оно не указывает на географические рамки, поскольку нидерланд. композиторы работали практически по всей Европе. В последнее время принято выделять 5 поколений композиторов Н. ш. К 1-му поколению относят Г. Дюфаи (ок. 1397-1474) и Жиля Беншуа (ок. 1400-1460). Дюфаи работал в Камбре, Римини, Болонье, Риме, во Флоренции, в Савойе; Беншуа - в Монсе, Лилле, Суаньи. Ко 2-му поколению относится Й. Окегем (ок. 1410, близ Монса - 1497, Тур), который работал в Антверпене и Мулене (Франция), Париже и Туре. Композиторы 3-го поколения - Жоскен Депре (ок. 1450-1521) и Я. Обрехт (1457/58, Гент - 1504/05, Феррара); 1-й работал в Экс-ан-Провансе, Милане и Риме, Ферраре и Конде-сюр-л " Эско, 2-й - в Утрехте, Камбре, Брюгге, Антверпене. А. Вилларт (ок. 1490-1562), главная фигура 4-го поколения, работал в Ферраре и Венеции, где стал основателем т. н. венецианской школы . Самый известный представитель 5-го поколения, О. ди Лассо (1532-1594), жил в разных городах Италии, а также в Монсе, Антверпене и Мюнхене. Кроме упомянутых к Н. ш. относятся А. Бюнуа, Л. Компер, А. Агрикола, Х. Изак, П. де ла Рю, А. Брюмель, Н. Гомберт, Я. Аркадельт, Я. Клеменс, Ч. де Роре, Ф. де Монте и др. Многие из названных композиторов были певчими, регентами в капеллах крупных церквей, вплоть до папской, также в аристократических капеллах; некоторые имели духовный сан.

http://pravenc.ru/text/2565198.html

[Румын. ara Moldovei] (сер. XIV в.- 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии. Столицы - Бая (1359-1365), Сирет (1365-1385), Сучава (1385-1572), Яссы (1572-1862). Название М. к. происходит от наименования р. Молдовы, в долине к-рой оно возникло. В основе этимологии, по мнению ряда ученых, находятся гот. слово mulda, обозначающее «песок», «измельченный», или тайфальское muldah(u)a - «река с пологими берегами», перенятое и незначительно видоизмененное саксон. колонистами (ср. саксон. название Влтавы в Чехии, которое встречается в лат. транскрипции как Muldavia или Moldavia). Эта же этимология заложена в основанном готами городе на р. Молдове - Civitas Moldaviae (ныне Бая) ( Spinei. 1982. P. 56-57). География. В кон. XIV в. М. к. занимало территорию, ограниченную на востоке р. Днестр, на юге и юго-западе - Чёрным м. и низовьями рек Дунай и Милков, на западе - Вост. Карпатами, верховьями рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова, на севере - р. Черемош (выше совр. г. Черновцы). В 1408-1412 гг. в состав М. к. был включен порт Килия на Дунае, при господаре св. Стефане III Великом (1457-1504) - уезд Путна на границе с Валашским княжеством. В 1484 г. М. к. лишилось портовых городов Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский) и Килия, захваченных османами. Со времени правления св. Стефана III молдав. господари получили от венгерского короля домены в Трансильвании: Родна, Чичеу и Четатя-де-Балтэ. Договором от 1499 г. была установлена граница с Польшей по р. Черемош, в кон. 1502 г. св. Стефан III вступил во владение обл. Покутье (утрачено в качестве свадебного дара несостоявшегося брака Богдана III; при господаре Петру IV Рареше попытки вернуть Покутье не увенчались успехом). В 1538 г. в результате похода османского султана Сулеймана I Великолепного М. к. потеряло крепость Тигину, затем юго-вост. часть Пруто-Днестровского междуречья, которое заселили вассальные Порте татары. В 1713 г. Османской империей был аннексирован Хотинский у. Значительные территориальные потери М. к. понесло в посл. четв. XVIII - первых десятилетиях XIX в., когда Буковина (1775) и Бессарабия (1812) вошли в состав Габсбургской монархии и Российской империи. После Крымской войны, с 1856 по 1878 г. (Берлинский конгресс), М. к. (в 1859 объединенное княжество Молдовы и Валахии, в 1862 Румыния) временно были возвращены южные уезды Бессарабии. Население

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1503–1504 гг. Добровэц [румын. Dobrov], С. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. Этот храм является последним, основанным молдав. господарем св. Стефаном Великим (1457-1504). В кон. XIV в. здесь уже существовал мон-рь Преображения Господня, которому в 1499 г. господарь пожаловал 3 села в долине р. Добровэц. 27 апр. 1503 г. был заложен каменный Свято-Духовский храм 2-го мон-ря, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на его зап. стене справа от входа. В окт. того же года обители были дарованы великим господарем 5 близлежащих сел. В 1607 г. господарь Симеон Мовилэ (1606-1607) построил рядом с ц. Св. Духа небольшой храм, где был похоронен умерший в том же году его сын Павел. Храм рухнул в 1986 г., но в 1992 г. был восстановлен; по формам он близок к главной церкви мон-ря. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу с согласия митр. Варлаама подчинил обитель афонскому мон-рю Зограф. В 1743 г. в мон-ре была построена монументальная 8-гранная 3-ярусная надвратная колокольня, в среднем ярусе к-рой была устроена небольшая ц. св. Георгия. В 1863 г. мон-рь был упразднен. Мон-рь действовал в 1930-1948 гг. В 1990 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение возродить мон-рь как женский, затем он стал мужским. Прямоугольная в плане церковь (32×8 м) традиционна для храмов Молдавского княжества и восходит к собору Нямецкого мон-ря (1497-1498): это триконх с обширным нартексом, а также с помещением для погребений между наосом и нартексом - т. н. грóпницей, где похоронены Анастасия, жена господаря Богдана III (1504-1517), и представители семейства Раковицэ. С востока храм имеет полуциркульную апсиду, боковые же конхи снаружи не выявлены. Барабана и купола нет, т. к. над зданием возвышается кровля с большим выносом, понижающаяся над апсидой. Среди близких параллелей монастырской церкви в молдав. архитектуре XV-XVI вв.- церковь мон-ря Арборе (1503) на Буковине, построенная одним из бояр св. Стефана Великого. Стены храма укреплены 6 контрфорсами. По верхней части стен вокруг всего храма идет фриз из 2 рядов полуциркульных в завершении ниш, причем нижние в 2 раза шире верхних. Немногочисленные оконные проемы имеют готические формы. В XVIII в. храм перестроили: возвели 3 массивные главы на цилиндрических барабанах, тесно поставленные в ряд; фасады оштукатурили. В 1975 г. в результате проведенной реставрации храму вернули первоначальный облик.

http://pravenc.ru/text/178655.html

     Romanians are known to be very religious people. A recent survey reveals that 96% of Romanians believed in God. The same study shows that, when it comes to the Church, 86% of respondents agree that this institution provides answers to people’s spiritual needs, 76% think that it provides answers to moral questions, and 72% think that it gives answers for family problems. This may be the reason why most Romanians go to church, attend religious services, and even travel hundreds of kilometers just to touch saints' relics. Here’s a short list of some of the “holiest” places in Romania, where people usually go on pilgrimages, to pray and touch relics and miracle-working icons. The pilgrims usually travel to certain churches and monasteries around the days when saints are celebrated. For example, Romanians celebrate St. Mary (the Assumption) on August 15, this being one of the most important religious celebrations in the country. On this day, thousands of people go on pilgrimage at several churches and monasteries across Romania. Nicula Monastery, one of the oldest monastic establishments in the country, attracts large crowds of pilgrims every year. The monastery is well-known because of its miracle-working icon of the Virgin Mary. The icon, painted by the Romanian Priest Luca from Iclod in 1681, is said to have cried for 26 days in 1699. Thousands of pilgrims are attracted by this icon every year, as it is said that many people were healed of various diseases after praying to this icon. Some 30,000 pilgrims went to this monastery on St. Mary’s day this year. The monastery is located in Nicula, Cluj county.      Putna Monastery is a Romanian Orthodox monastery located in Suceava county that also attracts thousands of pilgrims every year on August 15. The monastery is dedicated to the Assumption so this day is the most important day of the year. This year, 10,000 people went to pray at this monastery on St. Mary’s Day. The Putna Monastery also houses the tomb of Stephen the Great, Prince of the principality of Moldavia between 1457 and 1504.The monastery is located in Putna, Suceva county.

http://pravoslavie.ru/89257.html

Монастырь Путна — румынский Иерусалим Игорь Зыбин Монастырь Путна Насельники монастыря Путна называют свою обитель Иерусалимом румынского народа. Основанная святым Стефаном, легендарным воеводой и строителем румынского государства обитель действительно является самым посещаемым местом для верующих людей, приезжающих поклониться его могиле. Для румын это место не просто символ святости, но и те врата, за которыми начинается путь в Горний Иерусалим. Паломничество по румынским монастырям следует начинать с Путны. Именно в этой самой северной румынской обители, стоящей на отшибе от главных дорог, душа сразу правильно настраивается. Святой Стефан чел Маре – основатель обители (икона находится рядом с могилой святого внутри собора) Монастырь называют «Иерусалимом румынского народа» главным образом потому, что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого, пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Великий Стефан правил с 1457 по 1504 год — самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм. Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. В этих местах, в двух километрах от монастыря в каменной пещере подвизался его духовный отец — преподобный Даниил Отшельник. Его келья до сих пор привлекает многочисленных паломников. С тех пор уже больше 500 лет Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии. Трижды — в 1871, 1904 и 2004 годах — здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа “алтарем национального самосознания”».

http://pravoslavie.ru/41392.html

В Румынии предлагают объявить св. Стефана Великого национальным героем и покровителем румынской культуры Бухарест, 10 ноября 2021 г. Photo: basilica.ro      Авторы законопроекта, представленного на рассмотрение в Сенат Румынии в сентябре 2021 года, предлагают объявить Святого Стефана (Штефана) III Великого (1429-1504), господаря Молдавского княжества, национальным героем и покровителем румынской культуры. Предлагается также отмечать день памяти св. Стефана Великого (2 июля) как национальный праздник, посвященный этому святому, сообщает агентство «Basilica News Agency». «В Румынии по закону чествуют других национальных героев, но не святого Стефана Великого», - отметила инициатор законопроекта депутат Оана Булай из жудеца (уезда) Нямц. «У правителя Молдавского княжества должен быть особый день, признанный законом, потому что для нас, румын, есть только ОДИН Стефан Великий!» «Святой Стефан сыграл важнейшую роль в истории румынского народа и сохранении православной веры в стране», говорится в законопроекте, в котором подчеркиваются его таланты как руководителя, дипломата и полководца. Также предлагается ежегодно проводить культурные и научные мероприятия 2 июля при поддержке федеральных и местных властей. Билль был представлен для обсуждения в Сенате 15 сентября. 21 сентября направлен на рассмотрение в Экономический и социальный совет, Законодательный совет и Кабинет министров. Сообщалось также, что в июле 2021 года Кишиневско-Молдавская митрополия (самоуправляемая часть Русской Церкви) провела 18-й ежегодный крестный ход в честь св. Стефана Великого, чей памятник установлен в Кишиневе. Стефан Великий был господарем Молдавского княжества с 1457 по 1504 г. Проводил политику централизации, выиграл войны с венгерскими и польскими войсками, разгромил турецкую армию, хотя позднее все же признал зависимость от Османской империи. Заключил военно-политический союз с Московским государством, скрепленный браком его дочери Елены со старшим сыном великого князя Ивана III Иваном Молодым. Св. Стефан приложил немало усилий для спасения монашества и сохранения православных святынь на Афоне после падения Византийской империи. Считается, что он возродил монастырь Зограф, построил башню в Ватопедском монастыре и участвовал в восстановлении монастыря св. Павла. Св. Стефан скончался 2 июля 1504 года. Канонизирован Румынской Православной Церковью в 1992 году. Источник: http://orthochristian.com/142320.html Bill proposes St. Stephen the Great as Romanian national hero and cultural patron St. Stephen reposed in the Lord on July 2, 1504. He was canonized by the Romanian Orthodox Church in 1992, with his feast on July 2. Рейтинг: 9.8 Голосов: 70 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/142814.html

Venerable Simeon Of Pângrai Venerable Saints Simeon and Amphilochius Of Pângrai      Venerable Simeon was born at the beginning of the fifteenth century in a village close to Piatra Neam city, at the time of the pious ruler Prince Alexander the Kind (1400-1432). From his youth he was a very religious man, choosing to live the monastic life and joining the community of Bistria Monastery. After much ascetic practice and obedience, in 1432 he retired together with two of his disciples on the left bank of Pângrai creek. There he built a cell of fir beams in a beautiful meadow where he stayed together with his disciples in permanent prayer, so that his place became known as “Simeon’s Hermitage.” Having heard of him, Right-believing Prince Stephan the Great (1457–1504) helped him raise a small wooden church dedicated to Great Martyr St. Demetrius the Myrrh-Gusher. When Metropolitan Teoctist I consecrated it, Venerable Simeon was ordained priest, becoming the founder and igumen of Pângrai Monastery, called “Simeon’s Skete” until 1508. There he gathered many disciples around him, growing in self-denial and prayer and receiving the gifts of healing and of prophecy. The faithful benefited from his blessings, as well as high officials, and even Right-believing Prince Stephan the Great, who used to ask for his advice for him and for the country. In 1476, when the Turks invaded Moldavia and won the battle of Rzboieni, Venerable Simeon prayed for the country and for the ruling prince to rid them of the invaders, and took his disciples to settle at Cava Monastery, in Mure region. There he passed away the same year in the autumn, being buried in that monastery. Towards the end of 1484, when peace was reigning again in the country, Right-believing Prince Stephan the Great placed his relics in a shrine and kept them in his treasury, in great honor. Then he took parts of the relics and placed them in a shrine for veneration, burying the rest of them in the Citadel of Suceava. On March 6, 2008 the Holy Synod of the Romanian Orthodox Church canonized Venerable Simeon and Amphilochius , to be celebrated on September 7/20. Through the prayers of the venerable Saints Simeon and Amphilochius, Lord Jesus Christ our God have mercy on us. Amen. Troparion, tone 3: Oh, Venerable Fathers Simeon and Amphilochius, you who did enlighten the Carpathian woods through your prayers and filled the whole valley of Bistria with a spiritual aroma, close advisers of the ruling princes and radiant torches of the monastics and pious faithful, pray to God for us, who celebrate with love your holy commemoration. 20 сентября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97199.html

Церкви взяв участь у на честь в румунському Путна 26 серпня 2019 р. 10:23 15 августа 2019 года, в день празднования Румынской Православной Церковью Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Путна отметил престольный праздник. Божественную литургию совершили митрополит Северной и Южной Америки Николай (Румынская Православная Церковь), митрополит Франции, Западной и Южной Европы Игнатий ( Антиохийская Православная Церковь ), архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий Пимен (Румынский Патриархат). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжестве принял участие наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископ Бронницкий Фома . В дар от Донской обители Путненскому монастырю были преподнесены набор шитых покровцов, писаные образы Донской Богоматери и святителя Тихона , Патриарха Всероссийского, сообщает сайт Донского монастыря . Монастырь Путна называют «Иерусалимом румынского народа», главным образом, потому что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого — пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Он правил с 1457 по 1504 год — это самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34 из 36 сражений. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм. Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. В этих местах, в двух километрах от монастыря, в каменной пещере подвизался его духовный отец — преподобный Даниил Отшельник. Его келья до сих пор привлекает многочисленных паломников. С тех пор уже больше 500 лет Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии. Трижды — в 1871, 1904 и 2004 годах — здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа " алтарем национального самосознания " ». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5490419...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010