Лит.: Калужняцкий Е. И. Обзор славяно-рус. памятников языка и письма, находящихся в б-ках и архивах львовских//Тр. III Археол. съезда. К., 1878. Т. 2. С. 259-263, 309-310; idem (Kaluz njacki). Lexis Latiniker in einer alteren bulgarisch-slovenischen Übersetzung//ASPh. 1892. Bd. 14. S. 84-88; Сырку П. А. Из истории сношений русских с румынами//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 3. С. 517-519; Яцимирский А. И. Благотворительность рус. государей в Румынии в XVI-XIX вв.//РВ. 1899. Т. 261. 6. С. 609-610; он же. Григорий Цамблак: Очерк его жизни, адм. и книжной деятельности. СПб., 1904. С. 289-290; он же. Романский митр. Макарий и новооткрытая его славяно-молд. летопись 1541-1551 гг.//ЖМНП. Н. с. 1909. Ч. 21. 5. С. 134-166; Porcescu S. Episcopul Macarie al Romanului//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1960. An. 36. N 5/6. P. 347-361; Turdeanu E. L " activité littéraire en Moldavie а l " époque d " Étienne le Grand (1457-1504)//Revue des Études Roumaines. Р., 1960. Vol. 5/6. P. 21-66; Двойченко-Маркова Е. М. Из истории русско-румын. культурных связей XVI в.//Древнерус. лит-ра и ее связи с новым временем. М., 1967. С. 115-116; Bogdan D. P. Le Syntagme de Blastarès dans la version du chroniquer roumain Macarie//Actes du I Congr. Intern. des Études Balkaniques et Sud-Est Européennes. Sofia, 1971. Vol. 7. P. 187-191; idem. Paleografia româno-slav: Tratat i album. Bucur., 1978. P. 112-113; P curariu. IBOR. Vol. 1. P. 462-465; Mih il G. Contribuii la istoria culturii i literaturii române vechi. Bucur., 1972. P. 280-285; Библиотека Ивана Грозного: Реконструкция и библиогр. описание/Сост.: Н. Н. Зарубин; подгот. к печ., примеч. и доп.: А. А. Амосов. Л., 1982. С. 20, 53, 73; Constantinescu R. Vechiul drept românesc scris: Repertoriul izvoarelor 1340-1640. Bucur., 1984. P. 242; i dem. Manuscrise de origine româneasc din colecii strine: Repertoriu. Bucur., 1986. N 637. P. 123; Alexandrov V. The Syntagma of Matthew Blastares: The Destiny of a Byzantine Legal Code among the Orthodox Slavs and Romanians 14-17 Cent. Fr./M., 2012. P. 104-108, 205-206.

http://pravenc.ru/text/2561432.html

Со 2-й пол. XI в. население на территории М. сократилось, что связано с возрастанием роли кочевников - печенегов и половцев, а с 1241 г.- монголов. С сер. XIII в. на территории М. установилась власть Золотой Орды. В XIV в. развитие городских поселений (Лозово (Лозова), Ст. Орхей, Костешты (Костешть)) связывают с градостроительной политикой ханов Золотой Орды. По археологическим находкам г. Ст. Орхей или г. Костешты ассоциируют с ханской резиденцией Шехр-аль-Джедид. В XII-XIII вв. под влиянием юж. славян к северу от Дуная начала распространяться слав. письменность. Молдавское княжество в XIV - нач. XIX в. (Подробнее см. в ст. Молдавское княжество ). В IX-XIV вв. в Карпато-Дунайско-Днестровском регионе возникают политико-территориальные формирования, называющиеся «цэрь» (от лат. terra - «земля»), воеводствами, княжествами и т. д. Возникнув сначала в Трансильвании в IX-X вв., они переросли затем в более крупные объединения. К югу от Карпат возникло Валашское княжество во главе с Басарабом I (1324-1352). В XIII-XIV вв. в связи с продвижением Венгерского королевства на восток усилилась миграция к востоку от Карпат в Днестро-Карпатские земли. В 40-х гг. XIV в. в долине р. Молдова в ходе борьбы с Золотой Ордой была создана пограничная марка Венгерского королевства с центром в г. Байя (в источниках - Civitas Moldavie). Во главе марки находился Драгош Водэ, имя к-рого зафиксировано летописцами на основании легенд. В 1359 г. здесь произошло антивенг. восстание, временно подавленное венг. войсками. В 1362-1363 гг. во главе антивенгерского движения стал воевода Богдан, прибывший из-за Карпат, из обл. Марамуреш. В 1365 г. Венгрия де-факто признала Молдавское княжество независимым гос-вом. В период правления господаря Петру I Мушата (1375-1391) Молдавское княжество распространило свою власть вплоть до берегов Чёрного м., в т. ч. и на территорию совр. М., находившейся до этого во власти монголо-татар. С кон. XIV в. северо-дунайским землям грозила экспансия Османской империи. Господарь св. Стефан III Великий (1457-1504) отказался выплачивать дань Порте и одержал ряд побед над османами, однако ок. 1487 г. вынужден был возобновить уплату дани Османской империи. В 1538 г. Молдавское княжество перешло под османский сюзеренитет, сохранив внутреннюю автономию. В XVI-XVII вв. в борьбе за независимость от Османской империи оно стремилось опереться на Венгрию и Речь Посполиту, с нач. XVIII в.- на Россию.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь в честь Сошествия Св. Духа мон-ря Добровэц. 1503–1504 гг. Добровэц [румын. Dobrov], С. и мон-рь в 40 км к юго-востоку от г. Яссы (Румыния), где находится ц. в честь Сошествия Св. Духа 1503-1504 гг. Этот храм является последним, основанным молдав. господарем св. Стефаном Великим (1457-1504). В кон. XIV в. здесь уже существовал мон-рь Преображения Господня, которому в 1499 г. господарь пожаловал 3 села в долине р. Добровэц. 27 апр. 1503 г. был заложен каменный Свято-Духовский храм 2-го мон-ря, о чем свидетельствует сохранившаяся надпись на его зап. стене справа от входа. В окт. того же года обители были дарованы великим господарем 5 близлежащих сел. В 1607 г. господарь Симеон Мовилэ (1606-1607) построил рядом с ц. Св. Духа небольшой храм, где был похоронен умерший в том же году его сын Павел. Храм рухнул в 1986 г., но в 1992 г. был восстановлен; по формам он близок к главной церкви мон-ря. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу с согласия митр. Варлаама подчинил обитель афонскому мон-рю Зограф. В 1743 г. в мон-ре была построена монументальная 8-гранная 3-ярусная надвратная колокольня, в среднем ярусе к-рой была устроена небольшая ц. св. Георгия. В 1863 г. мон-рь был упразднен. Мон-рь действовал в 1930-1948 гг. В 1990 г. Свящ. Синод Румынской Православной Церкви принял решение возродить мон-рь как женский, затем он стал мужским. Прямоугольная в плане церковь (32×8 м) традиционна для храмов Молдавского княжества и восходит к собору Нямецкого мон-ря (1497-1498): это триконх с обширным нартексом, а также с помещением для погребений между наосом и нартексом - т. н. грóпницей, где похоронены Анастасия, жена господаря Богдана III (1504-1517), и представители семейства Раковицэ. С востока храм имеет полуциркульную апсиду, боковые же конхи снаружи не выявлены. Барабана и купола нет, т. к. над зданием возвышается кровля с большим выносом, понижающаяся над апсидой. Среди близких параллелей монастырской церкви в молдав. архитектуре XV-XVI вв.- церковь мон-ря Арборе (1503) на Буковине, построенная одним из бояр св. Стефана Великого. Стены храма укреплены 6 контрфорсами. По верхней части стен вокруг всего храма идет фриз из 2 рядов полуциркульных в завершении ниш, причем нижние в 2 раза шире верхних. Немногочисленные оконные проемы имеют готические формы. В XVIII в. храм перестроили: возвели 3 массивные главы на цилиндрических барабанах, тесно поставленные в ряд; фасады оштукатурили. В 1975 г. в результате проведенной реставрации храму вернули первоначальный облик.

http://pravenc.ru/text/178655.html

В Румынии предлагают объявить св. Стефана Великого национальным героем и покровителем румынской культуры Бухарест, 10 ноября 2021 г. Photo: basilica.ro      Авторы законопроекта, представленного на рассмотрение в Сенат Румынии в сентябре 2021 года, предлагают объявить Святого Стефана (Штефана) III Великого (1429-1504), господаря Молдавского княжества, национальным героем и покровителем румынской культуры. Предлагается также отмечать день памяти св. Стефана Великого (2 июля) как национальный праздник, посвященный этому святому, сообщает агентство «Basilica News Agency». «В Румынии по закону чествуют других национальных героев, но не святого Стефана Великого», - отметила инициатор законопроекта депутат Оана Булай из жудеца (уезда) Нямц. «У правителя Молдавского княжества должен быть особый день, признанный законом, потому что для нас, румын, есть только ОДИН Стефан Великий!» «Святой Стефан сыграл важнейшую роль в истории румынского народа и сохранении православной веры в стране», говорится в законопроекте, в котором подчеркиваются его таланты как руководителя, дипломата и полководца. Также предлагается ежегодно проводить культурные и научные мероприятия 2 июля при поддержке федеральных и местных властей. Билль был представлен для обсуждения в Сенате 15 сентября. 21 сентября направлен на рассмотрение в Экономический и социальный совет, Законодательный совет и Кабинет министров. Сообщалось также, что в июле 2021 года Кишиневско-Молдавская митрополия (самоуправляемая часть Русской Церкви) провела 18-й ежегодный крестный ход в честь св. Стефана Великого, чей памятник установлен в Кишиневе. Стефан Великий был господарем Молдавского княжества с 1457 по 1504 г. Проводил политику централизации, выиграл войны с венгерскими и польскими войсками, разгромил турецкую армию, хотя позднее все же признал зависимость от Османской империи. Заключил военно-политический союз с Московским государством, скрепленный браком его дочери Елены со старшим сыном великого князя Ивана III Иваном Молодым. Св. Стефан приложил немало усилий для спасения монашества и сохранения православных святынь на Афоне после падения Византийской империи. Считается, что он возродил монастырь Зограф, построил башню в Ватопедском монастыре и участвовал в восстановлении монастыря св. Павла. Св. Стефан скончался 2 июля 1504 года. Канонизирован Румынской Православной Церковью в 1992 году. Источник: http://orthochristian.com/142320.html Bill proposes St. Stephen the Great as Romanian national hero and cultural patron St. Stephen reposed in the Lord on July 2, 1504. He was canonized by the Romanian Orthodox Church in 1992, with his feast on July 2. Рейтинг: 9.8 Голосов: 70 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/142814.html

Первой признанной арм. епархией на румын. землях стала епархия в Молдавском княжестве с центром в г. Сучава, деятельность к-рой ратифицировал 30 июля 1401 г. молдав. господарь Александру I Добрый (документ хранится в музее арм. кафедрального собора Успения Пресв. Богородицы во Львове; текст опубл.: Panaitescu P. P. Hrisovul lui Alexandru cel Bun pentru episcopia armean din Suceava. Bucur., 1935. P. 4-5); 1-м правящим архиереем был поставлен Ованнес (считается, что речь идет о епископе Лемберга). 26 июня 1410 г. католикос Акоб III Сисеци (1404-1411) подтвердил его на кафедре Лемберга (Львова), в его ведении в то время находились Лемберг, Сирет, Сучава, Камениц (Каменец), Луцк, Аккерман, земля влахов, Видин и др. ( Alian. 1896. P. 221-224). В нач. XV в. по приглашению господаря Александру I (8 окт. 1407) в Молдавское княжество (Сучава, Сирет, Чернэуци (Черновцы)) из Лемберга перебрались мн. армянские (ок. 700 семей) и немецкие купцы, к-рым господарь предоставил привилегии (освобождение от таможенных пошлин и др.). Под 1415 и 1445 гг. упоминается 3-й арм. епископ Лемберга и Сучавы - Аветик ( Petriceicu-Hasdeu. 1868. P. 67-68; Alian. 1896. P. 134). В 1418 г. господарь Александру I разместил ок. 3 тыс. семей арм. мигрантов в 7 молдав. городах (по мнению историков, это Сучава, Четатя-Албэ (или, возможно, Яссы), Галац, Васлуй, Ботошани, Дорохой и Хотин), где армяне построили церкви ( Xenopol. 1879. P. 251; Papadopol-Calimache. 1887. P. 10). После падения К-поля (1453) в румын. княжества вновь переселились арм. мигранты ( Iorga. 1913. P. 26). В 1457 г. арм. католикос Аристакес II Аторакал (с 1448 сопредстоятель, 1465/66-1469/70) поставил на кафедру Лемберга, Сирета, Сучавы, Аккермана и Ботошани еп. Хачадура, ставшего последним архиереем, юрисдикция которого распространялась и на Польское королевство, и на Молдавское княжество. С 1506 до 1676 г. арм. молдавские архиереи постоянно жили в Сучаве или иногда в Яссах. Молдавский господарь св. Стефан III Великий (1457-1504), вступив на престол, также обратился к арм. купцам с хартией, приглашая их в Сучаву и обещая торговые привилегии и защиту. Новая миграция армян в Молдавское княжество произошла после 1475 г. (завоевание Каффы Османской империей) - источники указывают общее число арм. семей, проживающих в Молдавском княжестве на тот момент,- свыше 3 тыс. Св. Стефан III разместил прибывших в Сучаве, Яссах, Ботошани, Фокшани и Романе ( Wickenhauzer. 1862. S. 68; Iorga. 1906. P. 297, 311). В 1484 г. турки взяли Четатя-Албэ и Килию, что вызвало новую массовую миграцию армян,- по свидетельству итальянца Донато да Лецце, в этих городах жило армян больше, чем в Сучаве, Сирете, Хотине, Яссах, Романе, Васлуе и Ботошани вместе взятых ( Iorga. 1913. P. 26). В 1497 г., когда польск. кор. Ян I Ольбрахт (1492-1501) осадил Сучаву, ок. 700 арм. семей бежали из Молдавского княжества в Венгерское королевство, Трансильванию и Галицию.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Т. 1. С. 28) он издал простагму, в которой впервые назвал обитель «монастырь моего царства» (ранее эту формулировку императоры использовали только по отношению к Великой Лавре и Ватопеду) и решил в пользу З. спор с Хиландаром о владениях в Хандаксе (этому спору посвящены еще 3 акта). Далее источники ничего не сообщают о ктиторстве над З. балканских правителей, но с 1321 г. они регулярно сообщают о ктиторах более низкого ранга ( Болутов. 1961. С. 57; Павликянов. 2005. С. 70-74). Роль религ. и культурно-просветительного центра З. играл и во время османского завоевания благодаря поддержке молдав. и валашских господарей, которые в нач. XV в. построили и обновили в мон-ре ряд зданий, подарили обители иконы, богослужебную утварь и книги. Молдав. господарь Александр Добрый (1400-1432) ежегодно выделял монастырю 3 тыс. аспр, о чем сообщает акт от 9 февр. 1433 г. (вероятно, дата ошибочна, т. к. в это время в Молдавии господарями были Илиаш и Стефан II - см.: Павликянов. 2005. С. 75). По др. сведениям, Александр ежегодно выделял 10 тыс. аспр монастырю и по 1 тыс. аспр его монахам ( Куев. 1986. С. 39). Молдав. господарь св. Стефан III Великий (1457-1504) ежегодно выделял З. 100 дукатов (о несохранившемся хрисовуле от 10 июня 1466 сообщает Г. Смирнакис), в 1471 г. подарил 500 аспр, в 1475 г. построил на пристани башню и «дом для кораблей», в 1495 г. обновил стены, келлии и трапезную. После того как в 1500 г. родосские рыцари разрушили обитель, он отремонтировал монастырский комплекс и расписал церковь (1501-1502). По его указанию в З. вернулся книжник мон. Виссарион Хиландарский. В 1456 г. Стефан III вложил в мон-рь молдавскую икону вмч. Георгия ( Σμυρνκης. 1903. Σ. 559; Мердзимекис. 2003. С. 359; Pavlikianov. 2005. С. 29) и вышитую его дочерьми драгоценную завесу для нее, а позднее - 2 пергаменных с миниатюрами и богатой орнаментикой Евангелия - 1492 г. (ГИМ. Муз. 3641) и 1502 г. (Vindob. slav. N 7). Его сыновья и преемники также были ктиторами: Богдан III (1504-1517) завершил строительство пристани, а Петру Рареш (1527-1538; 1541-1546) купил для мон-ря мельницу близ Фессалоники. В 1568 г. Роксандра, мать молдав. правителя Богдана, подарила мон-рю 52 тыс. аспр ( Куев. 1986. С. 39), в 1575 г. молдав. господарь Петр Шкиопул издал грамоту о ежегодном выделении 100 дукатов и 6,5 тыс. аспр мон-рю и 500 аспр больнице. В 1651 г. молдав. господарь Василий Лупу дал мон-рю 2 грамоты (25 марта и 29 мая), по которым в управление З. был передан мон-рь Добровэц близ г. Яссы (совр. Румыния; зографская братия возродила мон-рь; в 1863, после секуляризации господаря Александра Кузы, он был упразднен). В 1698 г. господарь Антиох Кантемир подарил мон-рю заброшенный Киприановский мон-рь (см. ст. Кэприана ; к 1861 этот мон-рь имел 50 тыс. га земли, 16 сел, 2/5 его годового дохода достигали 12-15 тыс. тур. лир и поступали в казну З.- Болутов. 1961. С. 61).

http://pravenc.ru/text/199949.html

Стефан III Великий (Штефан чел Маре ши Сфынт) (1457-1504); Богдан III (1504-1517); Штефан (Штефэницэ) IV Молодой (чел Тынэр) (1517-1527); Петру IV Рареш (1527-1538, 1541-1546); Штефан V Лэкустэ (1538-1540); Александру Корня (1540-1541); Ильяш II Рареш (1546-1551); Штефан VI Рареш (1551-1552); Иоан Жолдя (1552); Александру III Лэпушняну (1552-1561, 1563-1568); Деспот Водэ (1561-1563); Штефан VII Томша (Штефан Томша I) (1563-1564); Богдан IV Лэпушняну (1568-1572); Иоан Водэ Лютый (чел Кумплит) (1572-1574); Петру VI Хромой (Шкьопу) (1574-1578, 1582-1591); Янку Сасул (1578-1582); претенденты на престол - казацкие предводители: Иван Подкова (1577); Александр Подкова (1578); Петр Казак (1592); господари: Арон Тиран (1592-1595); Штефан VIII Рэзван (1595); Иеремия Мовилэ (1595-1600, 1600-1606); Михай Храбрый (Витязул) (1600); Константин Мовилэ (1606, 1607-1611); Симеон Мовилэ (1606-1607); Штефан IX Томша (Штефан Томша II) (1611-1615, 1621-1623); Александру Мовилэ (1615-1616); Раду Михня (1616-1619, 1623-1626); Гаспар Грациани (1619-1620); Александру IV Ильяш (1620-1621, 1631-1633); Мирон Барновский (1626-1629, 1633); Александру V Князёк (Коконул) (1629-1630); Мойсе Мовилэ (1630-1631, 1633-1634); Василе Лупу (1634-1653); Георге Штефан (1653-1658); Георге Гика (1658-1659); Константин Шербан (1659, 1661); Штефан (Штефэницэ) Лупу (1659-1661); Еустратие Дабижа (1661-1665); Георге Дука (1665-1666, 1668-1672, 1678-1683); Штефан Петричейку (1672-1673, 1674, 1683-1684); Думитрашку Кантакузино (1673-1674, 1674-1675, 1683-1685); Антон Росетти (Антоние Русет) (1675-1678); Константин Кантемир (1685-1693); Константин Дука (1693-1695, 1700-1703); Антиох Кантемир (1696-1700, 1705-1707); Михай Раковицэ (1703-1705, 1707-1709, 1715-1726); Николай Маврокордат (1709-1710, 1711-1715); Дмитрий Кантемир (1693, 1710-1711); Григоре II Гика (1726-1733, 1735-1741, 1747-1748); Константин Маврокордат (1733-1735, 1741-1743, 1748-1749, 1769); Иоанн Маврокордат (1743-1747); Константин Раковицэ (1749-1753, 1756-1757); Матей Гика (1753-1756); Скарлат Гика (1757-1758); Иоанн Теодор Каллимаки (1758-1761); Григоре Каллимаки (1761-1764, 1767-1769); Григоре III Гика (1764-1767, 1775-1777); российское военное управление: фельдм

http://pravenc.ru/text/2564044.html

8 «Воинство Господне» – миссионерское движение, основанное священником Иосифом Трифа (1888–1938) в 1923 г. в Трансильвании в Румынии. 9 Великомученик Иоанн Новый, Сучавский (в месяцеслове Русской Православной Церкви – Сочавский) родился в христианской семье в городе Трапезунд (на территории современной Турции). Он был купцом и занимался торговлей. Мученическую кончину за Христа принял в ХПУ в. в городе Аккерман (ныне – Белгород-Днестровский в Одесской области Украины), находящемся в то время под властью татаро-монголов. За отказ отречься от Христа мученика жестоко истязали, а затем отсекли голову (произошло это около 1340 г.). Останки святого Иоанна похоронили при местной церкви, где они пребывали 70 лет. Сразу же после кончины мученика над его мощами стало совершаться множество чудес и исцелений. С 1362 г. Аккерман вошел в состав Молдавского княжества. Молдавский господарь Александр Добрый перенес святые мощи в тогдашнюю столицу Молдавского княжества Сучаву. С тех пор великомученик Иоанн Новый стал почитаться как покровитель молдавского народа и именоваться Сучавским. День памяти великомученика Иоанна в Румынской Православной Церкви совершается 24 июня (нов. ст.) и является одним из величайших праздников. В Русской Православной Церкви его память празднуется 2 июня (ст. ст.). 10 Ктитория – монастырь или храм, основанный на средства ктитора (от греч. ττωρ – основатель, создатель). 11 Стефан III Великий (1435–1504) – святой, господарь Молдовы в 1457–1504 гг., правил после падения Византии. Время его правления стало эпохой экономического и культурного процветания Молдовы. Стефан Великий построил множество монастырей и церквей в Румынии и на Афоне. Его память совершается в Румынской Православной Церкви 2 июля (нов. ст.). 12 Архондарик – помещение в монастыре, отведенное для приема посетителей (паломников), монастырская гостиница. 13 Великая агиасма (греч. идасиа – святыня; церковнослав. Αγασμα – святая вода) – святая вода, освященная в праздник Богоявления (Крещения Господня) по чинопоследованию Великого водоосвящения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/77102.html

Архив Пн Предстоятель Русской Церкви возложил цветы к памятнику святому Стефану III Великому в Кишиневе 9 октября 2011 г. 21:00 Вечером 9 октября 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возложил цветы к памятнику святому Стефану III Великому (Штефану чел Маре) в Кишиневе. Его Святейшество сопровождал митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир . Памятник молдавскому господарю святому Стефану III Великому, правившему Молдавией в 1457-1504 г., установлен у главного входа в парк Стефана Великого со стороны площади Великого национального собрания, на бульваре им. Штефана чел Маре в Кишиневе. Стефан III изображен в короне и богатом одеянии молдавского господаря. Материалом для постамента послужил камень из косоуцкого карьера. В 1923 г. скульптору Александру Плэмэдялэ было предложено разработать проект памятника Стефану Великому. За основу для работы над обликом он взял миниатюру, датированную 1475 г. и найденную им в Хуморском монастыре (на территории современной Румынии), изображение на которой считалось написанным с натуры. В 1927 г. памятник был отлит в бронзе и установлен в одном из старейших парков Кишинева (ныне парк Стефана Великого). Архитектурное оформление монумента было выполнено по проекту Е.А. Бернардацци. Металл был выдан румынским правительством — это были трофейные пушки, захваченные у турок во время войны за независимость 1877-1878 гг. 29 апреля 1928 г. состоялось торжественное открытие памятника. Дважды, в 1940 и 1944 гг., памятник был перевезен в Румынию. Окончательно возвращен в Кишинев в 1945 г.; был одним из первых объектов, восстановленных в послевоенном городе. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1643806.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010