Святой Никодим упокоился о Господе 26 декабря 1406 года, а после его кончины его ученики, монахи-пустынники Софроний, Пимен и Силуан, ушли из монастыря Тисман на север Молдавии и поселились у речки Нямц (название ей было дано из-за обитавших там немцев), где впоследствии был основан нынешний монастырь Нямц, посвященный Вознесению Господню. Первую каменную церковь в Нямце воздвиг Молдавский князь и воевода Петр Мушат (1375–1391 годы), ему последовали и другие ктиторы, великие воеводы и правители Молдавии: Александр Добрый (1400–1432) и Стефан Великий (Штефан чел Маре, 1457–1504, который воздвиг стоящий поныне большой соборный храм монастыря Нямц). Они устроили многочисленные и прекрасные молдавские и буковинские монастыри: Бистрицу, Молдовицу, Сучевицу, Путну, Воронец, Пробот и другие и живописно украсили их снаружи и внутри. На прекрасных фресках этих монастырей были изображены святые лики молдавских исихастов, бывших духовниками тех правителей и епископов, что воздвигали и украшали эти монастыри. При этом и сами Цареградские патриархи XIV и V веков святой Каллист, святой Филофей и их преемники, известные как ревностные подвижники-исихасты и распространители православного исихазма, неизменно поддерживали исихастскую жизнь в Молдавии и Валахии, назначая туда клириков- и епископов-исихастов. Так прилив греческих и славянских исихастов со Святой Горы и с Балкан в Румынию никогда не прекращался, что означает, что и в самой Румынии исхаст-ская жизнь и подвижничество никогда не гасли. (Вспомним в доказательство тому приход в Румынию святогорского исихаста святого Нифонта, Патриарха Цареградского (XV–XVI век), и хиландарского сербского подвижника святого Рафаила Банатского (XVI–XVII век), и монашествование монахов-святогорцев во времена Валашского воеводы Нягоя Басараба (XVI век), и затем святогорского русского старца-исихаста Паисия Величковского (XVIII век) и так далее.) Кроме того, духовной жизни сестринской Церкви Румынской содействовали и другие православные Восточные патриархи и Сербские патриархи из Печи, особенно Арсений III Черноевич, способствовало этому и переселение сербов через Савву и Дунай в Банат и Ердель 100 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

Игорь Зыбин. Монастырь Путна — румынский Иерусалим (версия для печати)/Православие.Ru Монастырь Путна — румынский Иерусалим Православие.Ru , 14 декабря 2007 г. С архимандритом Мелхиседеком (Велником) беседовал Игорь Зыбин Монастырь Путна Насельники монастыря Путна называют свою обитель Иерусалимом румынского народа. Основанная святым Стефаном, легендарным воеводой и строителем румынского государства обитель действительно является самым посещаемым местом для верующих людей, приезжающих поклониться его могиле. Для румын это место не просто символ святости, но и те врата, за которыми начинается путь в Горний Иерусалим. Паломничество по румынским монастырям следует начинать с Путны. Именно в этой самой северной румынской обители, стоящей на отшибе от главных дорог, душа сразу правильно настраивается. Святой Стефан чел Маре – основатель обители (икона находится рядом с могилой святого внутри собора) Монастырь называют «Иерусалимом румынского народа» главным образом потому, что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого, пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Великий Стефан правил с 1457 по 1504 год — самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм. Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. В этих местах, в двух километрах от монастыря в каменной пещере подвизался его духовный отец — преподобный Даниил Отшельник. Его келья до сих пор привлекает многочисленных паломников. С тех пор уже больше 500 лет Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии. Трижды — в 1871, 1904 и 2004 годах — здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа “алтарем национального самосознания”».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

1997 . Саввин, мужской, ныне цер­ковь во имя Саввы Освященного, в гор. Москве, на Девичьем поле. Из сохра­нившихся грамот видно, что он уже существовал в полов. XV ст.; в одной из них, 1454 г., сказано: «Се яз Петр Костянтинович дал есмь в дом Пре­чистой Богородицы и своему господину Ионе, митрополиту Киевскому и всеа Руси, монастырь святого Саввы, на Москве, на посаде...». Таким образом был домо­вым Московской митрополии; в 1522 г. в нем был игуменом Прохор; в 1654 г. здесь жили старицы киевлянки, имевшие игуменью. Упразднен давно, и в конце XVII ст. церковь его значилась приходскою. При патриархах, в день 28 июля по случаю праздника Сретения Смолен. Бож. Матери, совершался в Ново­девичий м-рь крестный ход, который собирался предварительно в Саввинском м-ре, а по окончании патриарх возвра­щался сюда и разоблачался. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1043; Ратшин, 276; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 244, 55 (с 2 грамот.); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 4; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.”, I, Отд. 1, 709 (вотч. в Троснен. стане Звенигор. у.); Калачов, “Акты юрид. быта древ. Росс.”, I, 446, 63 (Данная 1454 г. на Саввин м-рь митроп. Ионе), 447, 63 (Данн. 1457 г. на сельцо Воишевское); “Полн. собр. лет.”, VI, 264 (в 1525 г. поставиша Новой м-рь девичь у града Москвы за посадом, близ м-ря св. Саввы); VIII, 271 (тоже самое); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1775 г., VIII, 183 (крестн. ход 28 июля); “Продолж. древн. Росс. 1788 г., IV, 325, 326, 327 (межевая гр. 1504 г.; упоминаются деревни Саввина м-ря: Чи­жевская, Козловская, Титовская, Иванисово, Радованье, Мерка Старая да Малая Мерека); “Русск. истор. Библиот.”, III, 93 (празднов. в 1634 г. Смо­лен. Бож. Матери 28 июля), 257 (слобода Саввинского м-ря не была взята Грозным в опричину); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 148 (замечат. предметы в Москов. церквах). 1998 . Саввин, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях гор. Переяславля, Полтавской губ. О нем из­вестно только, что в 1155 г. «приидоша половци, и много зла сотвориша около Переяславля, власти и села пожгоша, и монастырь св. Саввы». “Полн. собр. лет.”, IX, 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЭПРИАНА в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь (Православная Церковь Молдовы, Кишинёвская епархия), расположен в с. Кэприана р-на Стрэшень Республики Молдова, в 40 км к северо-западу от Кишинёва. К. был основан в нач. XV в. при молдавском господаре Александру Добром и перестроен при господаре св. Стефане Великом (1457-1504). Первые монастырские здания были из дерева. В 1545 г. началось возведение большой каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. После землетрясения 1820 г. монастырь был восстановлен. Основу монастырского ансамбля составляют 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, вмч. Георгия Победоносца и свт. Николая Чудотворца. Последние 2 церкви были возведены в XIX - нач. ХХ в. В монастыре имеется также ряд др. построек. В 1689 г. буд. молдавский господарь Антиох Кантемир приписал обитель Зографскому монастырю на Св. Горе Афон. К. играл большую роль в церковной жизни Молдавии. Некоторое время здесь находилась резиденция молдавского митрополита, имелась также богатая монастырская б-ка. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г. К. был самым крупным монастырем этого края, о чем митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони) писал обер-прокурору Синода кн. А. Н. Голицыну. По ходатайству митрополита К. м. был приписан к Кишинёвскому архиерейскому дому и в нем, как и в др. бессарабских монастырях, были введены начала общежития. В 1947 г. в монастырских строениях разместили санаторий, а в 1962 г. монастырь был официально закрыт. К. вновь стал действующим в 1989 г. За эти годы в нем были произведены значительные реставрационные работы. В монастыре похоронен митр. Кишинёвский Гавриил (Банулеску-Бодони; 1821). Лит.: Арсений (Стадницкий), митр. А. Гавриил Банулеску-Бодони, экзарх Молдо-Влахийский (1808-1812) и митр. Кишиневский (1813-1821). Киш., 1894; Popovschi N. Istoria bisericii din Basarabia in veacul al XIX - lea subt Rui. Chiinu, 1931; Manastiri basarabene. Chiinu, 1995; Tihonov L. Politica statului sovietic fa de cultele din R. S. S. Moldoveneasc (1944-1965). Chiinu, 2004; Пэнас М. История Правосл. Церкви Респ. Молдова. Киш., 2009; Содоль В. А. Правосл. мон-ри Молдавской ССР в 1944-1962 гг.: Взаимоотношения с гос-вом и хозяйственная деятельность: АКД. М., 2009.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

У. его строителем. Время кончины В. У. предположительно можно определить исходя из грамоты кн. Андрея Большого угличскому в честь Богоявления Господня (впосл. Покровскому) мон-рю, выданной между сер. 70-х гг. XV в. и 18 сент. 1491 г. Кн. Андрей пожаловал Богоявленскому мон-рю «свои земли, купленные в Гороцъком стану». Поскольку князь дал вклад в Богоявленский, а не в Николо-Улейминский мон-рь, к-рому покровительствовал при жизни его основателя, можно предположить, что к этому времени В. У. уже не было в живых. Косвенным подтверждением этому может служить тот факт, что ни в одной из княжеских жалованных, данных и разъезжих грамот посл. четв. XV - нач. XVI в. В. У. не упоминается (АСЭИ. Т. 3. 77-83. С. 110-115 и др.). Представляется маловероятным отождествление В. У. с игум. Варлаамом, участвовавшим в погребении прп. Паисия Угличского († 6 июня 1504), поскольку известно, что в период паломничества в Бари в 1457 г. В. У. уже был старцем и вряд ли мог дожить до нач. XVI в. В. У. был погребен под спудом в ц. Николо-Улейминского мон-ря. В угличской иконографии «Избранные святые» преподобный изображается с XVII в., что свидетельствует о его местном почитании после событий Смутного времени . Общецерковная канонизация В. У. подтверждена внесением его имени в Собор Ростово-Ярославских святых, празднование к-рому было установлено по благословению Патриарха Алексия I и решением Свящ. Синода 10 марта 1964 г. Ист.: Угличский летописец//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 89-135; Ярославль, 1996; Прп. Варлаам, основатель Угличского Николо-Улейминского мон-ря, и принесенный им из Бара-града образ святителя Николая//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1893. 40. С. 626-633; АСЭИ. 1964. Т. 3. 79. С. 112; АРГ, 1505-1526 гг. М., 1975. 7. С. 14-16. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 318; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 79; Ярославский К. Ист. сведения о бывших и существующих угличских мон-рях с хронол. перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания мон-рей//Яросл.

http://pravenc.ru/text/154253.html

Пещерные святилища Митры, древнего индоиранского бога света и солнца, культ которого распространился по всей Римской империи в начале н. э. 32 Проложенные при цензоре Аппии Клавдии в 312 г. до н. э. Via Appia и Aqua Appia. 33 Имеется в виду памятник королю Виктору Эммануилу II (1820-1878) на площади Венеции, в центре Рима. 34 Известковый туф, легкая пористая горная порода; декоративный и строительный камень. 35 Палаццо делла Сапиенца – дворец, в котором с XV в. до 1935 г. находился старейший римский университет. В его постройке принимал участие архитектор Борромини (Борромино, собств. Кастелло) Франческо (1599–1667) – легенда барокко, по словам П. Муратова, изобретательнейший по части новых форм и живописному богатству архитектурных профилей. 36 Скульптура Лоренцо Бернини на Пьяцца делла Минерва; на спине слона установлен египетский обелиск VI в. до н. э. 37 Спасибо, синьорина (ит.). 38 Облатка, небольшая круглая лепешка из пресного теста, употребляемая при причастии католиками и протестантами. 39 Липпи Филиппино (ок. 1457–1504 гг.) – живописец флорентийской школы. 40 Иерусалим, Иерусалим, обратись к Господу Богу твоему (лат.). 41 Образ святой Вероники (Вероники из Иерусалима) 42 «Miserere mei Deus» («Помилуй мя, Господи») – начало пятидесятого псалма, положенного на музыку многими композиторами. С особой торжественностью исполняется в Риме в Сикстинской капелле на Страстной неделе в среду, четверг и пятницу. 43 Эта базилика, основанная в первой половине IV в. долго считалась важнейшей церковью в Риме, приемницей Иерусалимского храма и называлась «Мать и глава всех церквей Рима и всего мира». 44 Свет Христа (лат.). 45 Да возрадуется сонм ангелов небесных://Да восторжествуют божественные таинства! 46 «Не прикасайся ко мне» (лат.) – слова Иисуса Христа, обращенные к Марии Магдалине (Иоанн, XX, 17). Часто встречаются в значении «святыня», «святая святых». 47 «Слава» (лат.) – хвалебная песнь ангелов. В католической мессе, состоящей из шести частей, «Gloria in excelsis Deo» («Слава в вышних Богу») составляет вторую часть. 48

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Церковь Св. Троицы в Сирете. Кон. XIV в. [Румын. Mitropolia Moldovei] (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества . География Ко времени образования М. м. Молдавское княжество в основном достигло своих исторических пределов. Границы М. м. совпадали с границами княжества: на востоке они проходили по р. Днестр; на юге и юго-западе - по Чёрному м., низовьям рек Дунай и Милков; на западе - по Вост. Карпатам и верховьям рек Милков, Путна, Тротуш, Бистрица, Молдова; на севере - по р. Черемош (выше г. Черновцы). При св. Стефане III Великом (1457-1504) в состав княжества и соответственно М. м. на юго-западе был включен район Путны. В 1484 г. турками были завоеваны города Четатя-Албэ (ныне Белгород-Днестровский, Украина) и Килия. Османская экспансия продолжилась и в XVI в., когда под непосредственное управление Порты отошел г. Тигина (Бендеры), а юг Пруто-Днестровского междуречья был заселен татарами. В 1715 г. под управление Порты перешла область Хотинской крепости на севере Пруто-Днестровского междуречья. Все эти территории вышли из юрисдикции М. м. и вместе с др. землями, занятыми турками в Валахии, составили Проилавскую епархию К-польского Патриархата (одновременно в области Хотина была образована Хотинская епископия, суффраганная по отношению к Проилавской). В 1775 г. сев.-зап. часть Молдавского княжества, названная впосл. Буковина , была аннексирована империей Габсбургов. По распоряжению имп. Иосифа II престол Рэдэуцкой епископии 12 дек. 1781 г. был перемещен в Черновцы. На аннексированной территории была образована Буковинская епископия, к-рая была выведена из юрисдикции М. м. и включена в состав Карловацкой митрополии Сербской Православной Церкви. 23 янв. 1873 г. Буковинская епископия была преобразована в Далматинско-Буковинскую митрополию. По результатам Бухарестского мира (1812) вост. часть Молдовы (в Пруто-Днестровском междуречье) вошла в состав Российской империи и была выведена из юрисдикции М. м.; на этой территории была образована Кишинёвская епархия РПЦ. История. Возникновение католических церковных структур в Молдавском княжестве и образование православной М. м.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Иерарх Русской Православной Церкви принял участие в празднике в честь Успения Пресвятой Богородицы в румынском монастыре Путна 26 августа 2019 г. 10:23 15 августа 2019 года, в день празднования Румынской Православной Церковью Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Путна отметил престольный праздник. Божественную литургию совершили митрополит Северной и Южной Америки Николай (Румынская Православная Церковь), митрополит Франции, Западной и Южной Европы Игнатий ( Антиохийская Православная Церковь ), архиепископ Сучавский и Рэдэуцкий Пимен (Румынский Патриархат). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в торжестве принял участие наместник Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы епископ Бронницкий Фома . В дар от Донской обители Путненскому монастырю были преподнесены набор шитых покровцов, писаные образы Донской Богоматери и святителя Тихона , Патриарха Всероссийского, сообщает сайт Донского монастыря . Монастырь Путна называют «Иерусалимом румынского народа», главным образом, потому что здесь покоятся останки святого воеводы Стефана Великого — пожалуй, самого любимого и почитаемого румынского правителя. Он правил с 1457 по 1504 год — это самое продолжительное правление в румынской истории. Из всех господарей Молдавская летопись его единственного называет царем. За время своего царствования Стефан Великий одержал победу в 34 из 36 сражений. В память о каждой победе он основывал монастырь или воздвигал храм. Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. В этих местах, в двух километрах от монастыря, в каменной пещере подвизался его духовный отец — преподобный Даниил Отшельник. Его келья до сих пор привлекает многочисленных паломников. С тех пор уже больше 500 лет Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии. Трижды — в 1871, 1904 и 2004 годах — здесь проходили общенациональные празднества. Современная летопись монастыря гласит: «Это были высокие моменты, когда румыны, собравшиеся здесь, в румынском Иерусалиме, доказали, что они единый народ с единым Богом, единой верой и единым крещением. Это были всплески воскресения и глубокого пробуждения веры в то, что действительное возрождение невозможно без единения в молитве, в вере и надежде на Божью заботу. На этих торжествах могила Стефана, великого и святого, была названа " алтарем национального самосознания " ». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5490372.ht...

When the Greek Metropolitan Isidore of Kiev and All Russia, one of the major architects of the Union of Florence, traveled to Moscow to try to impose the Union there, he was run out of the city, barely escaping with his life. Returning to the West, he was eventually made a cardinal in the Roman Church. Before Saint Mark of Ephesus died in 1444, he entrusted the leadership of the anti-Union party in Constantinople to a prominent, scholarly monk named George Scholarios, who would become Patriarch Gennadios, the first patriarch of Constantinople under the Ottoman Turks. He is remembered in the Orthodox Church as St Gennadios, Patriarch of Constantinople (Feastday, August 31). The Union of Florence was not publicly proclaimed in the Eastern Church until December 12, 1452, in the Cathedral of Hagia Sophia in Constantinople, as the Turks were amassing their forces to begin their siege of the city. Even at that most desperate moment, there was so much popular resistance to the Union that most of the people stood behind George Scholarios, who publicly denounced the so-called “Union Liturgy” held that day. The duke Notaras echoed the opinion of many when he cried out, “We would prefer to see the Turkish turban in our City than the Latin tiara.” The Fall of Byzantium On May 29, 1453, the Ottoman Turks, under their sultan Mohammed II (or Mehmet; r. 1451–1481), captured the city of Constantinople after a furious siege of six weeks. Hagia Sophia was turned into a mosque, and the city eventually became known as Istanbul. This marked the tragic end of the Roman/Byzantine Empire-an empire that had lasted almost 1500 years. The Ottomans went on to completely subjugate Serbia in 1459, incorporating it directly into their realm. The same happened with Greece in 1459–1460, and Bosnia in 1463. Moldavia managed to resist Ottoman encroachment during the long and illustrious rule of Stephen the Great (r. 1457–1504), but after his death his realm, and the other &rldquo;Transdanubian Provinces” of Wallachia and Transylvania (regions in modern-day Romania), all became vassal states of the Turks. And Syria, Palestine, and Egypt were taken by the Ottomans from the decaying Arabian Mamluk Dynasty by 1520. From then on, for nearly 400 years the Ottoman Turks would hold sway over the Orthodox Christians in almost all the lands of the former East Roman (Byzantine) Empire. The Establishment of the Rum Milet

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-orth...

165 Мирча Ветхий (Старый) был господарем Валахии в 1386–1418 гг., он сражался против турок в битве на Косовом поле в 1389 г. и в антитурецком крестовом походе 1396 г. 166 Штефан III Великий – румынский святой, господарь Молдовы в 1457–1504 гг. Правил после падения Византии, построил множество монастырей и Церквей в Румынии и на Афоне, значительно укрепил Молдову экономически, военно и культурно. Иеремия Мовилэ был господарем Молдовы в 1596–1606 гг., Петр IV Рареш – в 1527–1538 гг., Александр III Лэпушняну – в 1552–1561 и 1564–1568 гг., Александр I Добрый – в 1400–1432 гг. 170 См. также: Иноков Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Наставление безмолвствующим. Гл. 64/Добротолюбие: В 5 т. М., 1900. Т. 5. С. 413. 174 Ср.: Из жития св. Григория Паламы , архиеп. Солунского, чудотворца/Добротолюбие: В 5 т. М., 1900 (репр.: М., 2003). Т. 5. С. 516. Ср. также: Умное делание. О молитве Иисусовой: Сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. § 52/Сост. игумен Валаамского монастыря Харитон. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 44. 179 Ср.: Свт. Григорий Богослов . Слово 45. § 8/Свт. Григорий Богослов . Творения: В 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 562. «Сборник», который цитирует старец Клеопа, – это переведенный на румынский язык «Сборник о молитве Иисусовой», составленный игуменом Валаамского монастыря Харитоном (М., 1994). В него включены две книги иг. Харитона: «Умное делание. О молитве Иисусовой» (1936) и «Что такое молитва Иисусова по преданию Православной Церкви (1938). 190 Начиная с чина Ангелов и до Серафимов все силы, свойства и дарования каждого чина описаны по «Небесной иерархии» и «Церковной иерархии» святого Дионисия Ареопагита и по слову из «Житий святых» за 8 ноября. – Старец Клеопа. 194 Совершенно бестелесен один только Бог, ибо у всех Ангелов есть тела, хотя часто они и называются бесплотными. Но тела их невыразимо тонки, они состоят из эфира, из небесного огня, и потому Ангелы называются в церковных писаниях бесплотными. – Старец Клеопа. 198 Память прпп. Симеона Палестинского, Емесского, Христа ради юродивого († ок. 590), и Иоанна, спостника его, совершается 21 июля/3 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010