@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #lx_718114 #lx_718114 .lx_home_button #lx_718114 .lx_home_button svg #lx_718114 .lx_home_button svg path #lx_718114 .lx_home_button:hover #lx_718114 #lx_718114 .lx_close_button #lx_718114 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718114 .lx_no_click #lx_718114[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Противодействовать какой-либо идеологии можно только другой идеологией» Задачи российского образования в свете актуальных проблем современности Олег Сыромятников   07:42 19.09.2023 1454 Время на чтение 27 минут Фото: Из личного архива автора С 1 сентября сего года во всех вузах России началось преподавание нового предмета – «Основ российской государственности». Это мировоззренческая дисциплина, направленная на формирование и корректировку представлений человека о том обществе и государстве, в котором он живет. Но это только часть мировоззрения – важная, значительная, но часть. Без формирования целостного, системного и непротиворечивого мировоззрения, основанного на современных представлениях о человеке и духовно-материальном единстве бытия эта часть скоро эрозируется и растворится в хаосе современного мировоззренческого плюрализма.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/pr...

Многие знают о захвате турками Константинополя в 1453 году. Но вряд ли столь же многие смогут объяснить, почему триумфальное шествие османской армии после падения столицы Византии вдруг прекратилось. Ответ очень прост: турецкие силы постиг неожиданный и ужасающий разгром у стен Белграда в 1456 году, когда сам покоритель Константинополя позорно бежал с поля сражения, потеряв как свою армию, так и свою боевую славу. Именно про эту – малоизвестную сейчас, но имевшую огромное значение тогда – битву и будет наш рассказ. Битва эта началась 4/17 июля. Осада Белграда в 1456 году Господи Боже! Да настигнет рука Твоя всех врагов наших, и десница Твоя да покарает всех ненавидящих Тебя! Да будут они отброшены в жар пекла от лица Твоего, ведь Господь наш в гневе Своем сметет их, и да поглотит их огонь! Боже наш, плоды деяний их от земли истреби, а семя их от сынов человеческих погуби! Ибо возмыслили враги наши на Тебя злое, но задумали они замыслы, которые да не исполнятся! Ибо Ты обратишь их вспять, а стрелы их Ты направишь в лицо их! Вознесися, Господи, в силе Твоей, мы же будем всем сердцем восславлять могущество Твое! Слова молитвы воинов «армии освобождения Белграда» в 1456 году, вариант перевода 20-го псалма из Псалтыри царя Давида «Я устроил пир в столице ромеев, а скоро приду завтракать в Белград» 29 мая 1453 года пала столица Византии. В тот день турецкие войска султана Мехмеда II (1432–1481) взяли Константинополь, превратив на века древнюю православную столицу в исламский Стамбул. А на турецкий красный флаг с белым полумесяцем была добавлена сверкающая звезда – символ захваченной византийской столицы, присутствующий там и поныне… Тогда всем казалось, что триумфальное шествие османов остановить нельзя. В 1448 году мусульманская армия одержала над балканскими христианами свою вторую победу на Косовом поле; в 1453 году пал Константинополь; в 1454 году турки окончательно завоевали почти всю Сербию и ряд территорий на Балканах. Османское войско осаждает Белград. Турецкая миниатюра XV в.

http://pravoslavie.ru/105139.html

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Нас ждёт «Pax Indiana»? Станет ли Индия доминирующим полюсом силы на карте? Дмитрий Габышев   10:17 25.04.2020 1454 Время на чтение 5 минут В щенятнике, когда покупают и уносят щенка-лидера, который присматривал за порядком и чей авторитет все признавали (или терпели молча), обычно начинается острая возня за лидерство, которая продолжается, пока щенки не отдадутся в послушание новому лидеру или пока их всех не разберут. Ныне происходит нечто аналогичное и на карте мира. Гомополярный либерально-капиталистический мир, великий и могучий Pax Americana, по-видимому, закончился. Как постепенно в конце двадцатого века исчезли с повестки и перестали восприниматься в качестве крупных игроков Франция и Великобритания, так, похоже, уходят Соединённые Штаты, чего невозможно было представить ещё пару месяцев назад. Прошлогодние слова Президента Владимира Путина о конце эпохи либерализма воспринимались, скорее, как попытка выдать им желаемое за действительное. Однако спустя год впору начать говорить о поиске нового полюса или полюсов силы.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/25/na...

Г. изобрел печатный станок, с созданием к-рого был механизирован печатный процесс. Первые опыты Г. по книгопечатанию относятся, видимо, к 1440 г.- в Страсбурге появилась «Латинская грамматика» Элия Доната (IV в.). После возвращения в Майнц (в 1445-1447) Г. издал календарь и переиздал «Латинскую грамматику». Одной из первых проб подвижных букв (1445/46), выполненных в готическом рукописном стиле, считается шрифт Г. (размер 21½ пункта), к-рым напечатан найденный в 1892 г. в Майнце листок из «Сказания о Страшном Суде» (Fragment vom Weltgericht). Позднее был отлит усовершенствованный шрифт, «календарный», получивший название по шрифту, к-рым был напечатан астрономический календарь на 1448 г., а также 12 экз. нового издания «Латинской грамматики», воззвание о походе христиан против турок, о возвращении взятого в 1453 г. К-поля (1454) и булла папы Каллиста III от 1456 г. Исследователь Г. Цедлер обнаружил в рукописи XV в. выступавший фальц (сгиб) пергамена, составлявший одно целое с внутренней оклейкой переплета, на к-ром был напечатан фрагмент календаря. Этот фрагмент впосл. был идентифицирован как астрономический календарь на 1448 г., изданный Г. Типографский способ печати, изобретенный Г., использовался для массовой печати индульгенций. Известно 7 изданий индульгенций, сохранившихся по 1 или неск. экземпляров (всего 23), схожих по набору шрифтов и представляющих собой листовки с печатью только на одной стороне 2 новыми шрифтами (ок. 20 и 12 пунктов). В тексте оставлены пустые места, чтобы вписать имя получателя и дату получения. Гутенбергова Библия Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ) Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ) (или 42-строчная Библия - В42), первое полнообъемное печатное европ. издание, в своих формальных элементах (рисунок шрифта, формат и т. д.) имитирующее готические средневек. рукописные книги. Работа над Библией была начата ок. 1450 г. и закончена к 22 авг. 1455 г. Библия переплетена в 2 тома (in folio): в 1-м - 648, а во 2-м - 638 страниц (ок. 3,4 млн печатных знаков). Набрана литерами, отличавшимися от тех, к-рые использовались при печати «Латинской грамматики» (более мелкими - размер ок. 18 пунктов). При подготовке к изданию Библии было изготовлено множество шпаций (кусочков металла, заполнявших промежутки между словами). Набор осуществлялся одновременно по 2 страницы. Библия была напечатана в типографии Фуста и Шеффера уже после разрыва с Г.

http://pravenc.ru/text/168436.html

По наблюдениям В.Д. Назарова, около конца 1454 — начала 1455 г. создан был удел князя Юрия Васильевича, основным ядром которого стал Дмитров. Возможно, был выделен удел и князю Андрею Большому. Этот опыт Василий II использовал позднее, при наделении уделами своих детей по завещанию 1461/62 г. Основная же территория Московского княжества оставалась подведомственной великому князю. При этом главное состояло в том, что на смену удельному пестрополью приходила уездная система, проверенная жизнью первоначально на «уезженной» (освоенной во время поездок княжеских администраторов) территории Московского княжества. Этот переход отражал основной итог событий второй четверти XV в. Термин «уезд» впервые появляется в источниках, когда они говорят о московских землях. Позднее уезды упоминаются для обозначения соседних земель, издавна связанных с Москвой, — Переславского (1425—1427 гг.) и Коломенского (1441 г.) уездов. В середине века число уездов значительно увеличивается за счет новоприсоединенных земель. Становятся известными Ростовский (1453 г.). Угличский (1455—1462 гг.) и Костромской (1457 г.) уезды. В 1460/61 г. упоминается Суздальский, а в 1462/63 г. — Владимирский уезд. Власть в уездах концентрировалась в руках наместников, как правило, бояр великого князя, поддерживавших его в годы борьбы с галицкими князьями. Так, очевидно, московским наместником был сначала И.Д. Всеволожский, а после него князь Юрий Патрикеевич. В 1433 г. ростовским наместником был П.К. Добрынский, в 1436 г. устюжским — князь Глеб Иванович Оболенский. В 1445 г., очевидно, муромским наместником был его брат Василий. Известно несколько коломенских наместников: в 1436 г. — И.Ф. Старков, в 1443 г. — В.И. Лыков в 1450 г., возможно, К.А. Беззубцев, в 1451 г. — князь И.А. Звенигородский. В Суздале некоторое время наместничал крупнейший военачальник Ф.В. Басенок. Наместничья власть распространялась по мере присоединения уделов к Москве и на удельные земли. Наместники поставлены были в Галиче, Угличе, Можайске и других городах.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

в сутки, ел раз в день. В 1454 г. он принял участие в заседаниях Собора во Франкфурте-на-Майне, где обсуждался вопрос об организации крестового похода против турок и защиты юж. границ Европы. О начале крестового похода было объявлено 15 мая 1455 г. Папа Римский Каллист III даровал индульгенцию всем его участникам. В кон. мая 1455 г. И. К. прибыл в Венгрию. Венг. власти с опаской относились к инквизиторской деятельности И. К., остерегаясь религ. раскола. Кор. Венгрии Владислав (Ласло) V и правитель Янош Хуньяди подчеркивали, что ценят И. К. как организатора военных действий против Османской империи. В 1455 г. папа Римский Каллист III указал ему на необходимость сосредоточить усилия исключительно на подготовке крестового похода: католич. проповеднику надлежало действовать в контакте с папским легатом кард. Хуаном Карвахалем, к-рому было поручено собрать христ. армию, способную противостоять тур. угрозе. Датой сбора войск было назначено 1 авг. 1456 г. Однако, прежде чем христ. армия была собрана, войска тур. султана Мехмеда II начали продвигаться на север к Белграду. В условиях охватившей Венгрию паники, после того как нем. князья отказались участвовать в борьбе с турками, И. К. собрал войско, напрямую обращаясь к народу: по его словам, все, кто желали поддержать Римский престол в борьбе с турками, независимо от вероисповедания являлись друзьями и союзниками Римского папы. Своими проповедями И. К. способствовал притоку добровольцев. В нач. июля отряды (ок. 27 тыс. чел., по др. данным, ок. 40 тыс.), в основном состоявшие из плохо вооруженных крестьян (многие имели только пращи и косы), были собраны под Белградом, осажденным турками. И. К. призывал вступать с врагами в открытый бой, ничего не боясь и веря в Божию помощь. Несмотря на значительные разрушения городских укреплений, 21 июля 1456 г. туркам не удалось взять Белград штурмом. На следующий день, 22 июля, И. К. во главе 2-тысячного отряда ополченцев проник в тыл тур. армии, расположенной у р. Савы. Турки, не оказав значительного сопротивления, бежали. Победа христ. войска под Белградом, первая после падения К-поля, на 70 лет остановила наступление турок на католич. Европу (до 1521, когда Белград был захвачен тур. султаном Сулейманом I).

http://pravenc.ru/text/471280.html

Нó находит, что настоящее имя Вардесану не гностик, а астролог 1452 . Новейший изследователь гностицизма De Faye 1453 вполне примыкает к Нó. Мансель 1454 «только отчасти“ (only partially) считает возможным разсматривать Вардесана, как гностика. Ф. Газе 1455 занимает в данном вопросе особое положение. Прежде всего, он соглашается с Евсевием, что «Вардесан был первоначально учеником Валентина, затем обратился к правой вере, не оставляя окончательно своих старых заблуждений. Проницательный ум Вардесана понял слабости валентиниановой, след., гностической системы и создал поэтому особое учение на основании своих собственных философских, теологических и астрономических познаний. В виду этого напрасен труд вычитать в этом учении «гностические“ элементы; и Нó и Горт имеют полное право, протестуя против причисления Вардесана к гностикам в обычном смысле“. В конце концов Газе замечает, что учение Вардесана трудно квалифицировать: «достаточно установить, что особая астрономия и гностическое влияние составляют основные элементы его системы. Вардесан есть и останется еретиком и со стороны формальной поставление его древними и новыми историками в ряды «гностиков“ нельзя назвать произволом“. 11. Вполне соглашаясь с Нó 1456 и Газе 1457 , что чрезвычайно трудно дать точное определение гностицизма или указать существенные обще-принятые признаки его, мы считаем однако несправедливым этот почти обще-признанный факт всею тяжестью своею направлять именно против Вардесана. Дуализм (демиургизм), эволюционизм, трихотомия в учении о человеке, докетизм в воззрении на лицо И. Христа, отрицание телесного воскресения – вот главнейшие пункты в заблуждениях Вардесана, которые с древнейших времен считаются признаками гностических систем. Что касается астрологических воззрений Вардесана, то и они свойственны гностицизму, в особенности восточному, офитскому гносису.– В виду сказанного мы становимся на сторону тех, которые причисляют Вардесана к гностикам. Но и здесь среди изследователей существует разногласие: одни, глав.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Митрополит Даниил, получив от Дионисия послание, ответил ему своим посланием написанным им в октябре 1528-го года 1453 . «Писал еси ко мне, так начинает Даниил свое послание к Дионисию, в послании твоем, яко многа гонения и скорби, и напасти и беды приидоша на тя, и чтобы мне к тебе отписати, како пребывати тебе». Свое ответное послание Даниил посвящает учению о необходимости и благотворности перенесения находящих на человека бедствий и скорбей. В самом начале послания Митрополит высказывает свой взгляд на положение Дионисия. Выходя из общего понятия о монашестве, принимая которое каждый тем самым обещавается «терпети всяку скорбь и тесноту иноческого жития и нести многие напасти и беды», Даниил считает положение Дионисия обыкновенным в жизни каждого и объявляет его нормальным и только в утешение его распространяется о благотворности перенесения скорбей, которые сопровождаются всегда великою нравственною пользой для человека. Страданиями человек «очищается от всякого греха и к Богу приближается и освящается». Благотворное действие выносимых человеком скорбей и бедствий распространяется одинаково на всех – на иноков и мирян, грешников и праведников. Страдающий грешник получает облегчение и ему отсекается бремя грехов; страдания праведника соделывают его душу светлейшею и еще приуготовляют ему большую славу на небе. Впрочем, скорби, страдания и бедствия тогда только сопровождаются нравственною пользою для человека, когда последний переноси их «благодарствене». Многочисленные примеры такого истинно христианского перенесения скорбей представляют из себя люди древности. «Вспомяни древних, мужей, говорит Даниил, како терпяху добре, како вся с радостию претерпеваху сладце – печальная и скорбная и напасти и беды всякия? Аще хощеши пророки, аще хощеши апостолы, аще хощеши мученики, не точию мужи, но и жены много терпения стяжаша, аще хощеши преподобныя отцы, иже в общих житиях, аще хощеши, отшельники и пустынники, яко многоразличные скорби, и беды и напасти пострадаша, и гонения от обители в обитель и от места на место 1454 , и иная многая озлобления, множицею яко и та самая пребывалища и клети, в них же пребываху, немилостиво огню предаша " 1455 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

70 Плиний императору Траяну. Я искал, владыка, где можно в Прусе поставить баню, которую ты разрешил построить 1451 . Мне понравилось одно место, где когда-то был, по рассказам, прекрасный дом, а сейчас лежит груда развалин. Мы тем самым сделаем обезображенное место благоустроенным, расширим самый город и не снесем ни одного здания 1452 , а хорошо отремонтируем то, что рухнуло от старости. (2) С домом этим дело обстоит так: Клавдий Полиен завещал его цезарю Клавдию и распорядился поставить ему в перистиле часовню, остальную же часть дома сдать 1453 . Доход с этой аренды некоторое время получал город; затем постепенно дом частью разграбили, частью забросили, и он целиком обрушился вместе с перистилем: теперь остается, пожалуй, одна земля. Велишь ли ты, владыка, подарить ее городу или же продать ему, это все равно будет принято как величайший дар: очень уж удобно место. (3) Я, если разрешишь, думаю поставить баню на незастроенной площади, а место, где были строения, обвести портиками с экседрой 1454 и посвятить тебе 1455 , чьей милостью будет создано изящное и достойное твоего имени здание. Копию завещания 1456 , хотя оно полно ошибок, я тебе послал: из нее ты увидишь, что Полиен оставил много для украшения этого дома. Украшения погибли вместе с самим домом, но я их разыскиваю, насколько это возможно. 71 Траян Плинию. Можно для постройки бани в Прусе воспользоваться этой площадью с обрушившимся, бесхозным, как ты пишешь, домом. Ты, однако, не указал, был ли выстроен в перистиле храмик Клавдию. Если был, то хотя бы он и обрушился, земля под ним остается освященной 1457 . 72 Плиний императору Траяну. Некоторые требуют, чтобы я, следуя письму Домициана к Минуцию Руфу 1458 и примерам других проконсулов, сам производил расследование относительно признания детей и восстановлении в правах рождения 1459 . Я обратился к сенатскому постановлению, касающемуся подобных дел, но в нем говорится только о провинциях, управляемых проконсулами. Поэтому я отложил эти дела, владыка, ты укажешь мне, что делать.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Иными словами, природные главы племен, которым по родовому праву принадлежит их власть, из-за неправды утратят ее, и она перейдет к Богу, в действительности владеющему правдой, а стало быть, и правом «от начала». Здесь опять, вольно или невольно, вступают в созвучие термины ρχοντες и ρχ по смыслу противопоставленные друг другу. То, что данный отрывок, содержащий столько важных для нас коннотаций, не является, по крайней мере эксплицитно, христологическим, особенно ценно: это удостоверяет нас в понимании древними праведного Царства, которое должно было наступить на всей земле, как исключительно Божественного присутствия. Мессии здесь могло быть найдено место лишь в том случае, когда бы это присутствие концентрировалось в нем самом, т.е. когда бы он и был тем Востоком, с которого сияет Правда. ΑΝΘΡΩΠΟΣ Понятие νθρωπος в Септуагинте соответствует имени которое одновременно является родовым определением («человек вообще»), и слову обычно указывающему на конкретную персону или на персону in abstracto, т.е. «всякого человека». Отсюда смешение в нем двух мотивов: индивидуального и родового, всечеловеческого. Согласно книге Премудрости Соломона, которая, как отмечает X. Фабри, «создает в описании «праведника» образ, во многом близкий к образу Мессии» 1453 , человек является «образом собственной особенности» (εκνα τς δας ιτητος) Господа Бога ( Прем 2:23 ). При этом сама Премудрость называется «образом благости» (εκν τς γαθτητος) Его, потому что она, «будучи одною, все возмогает, и пребывая в себе, все обновляет, и через поколения в души святых переходя, друзей Божьих и пророков готовит» (ст. 7:2627). Подобные воззрения уходили корнями в еврейский текст Библии, где народ, носящий на себе славу Божию, отождествлялся с виноградом и сыном человеческим ( Пс 79:16:18 ), с «новосаждением возлюбленным» и «человеком из Иудеи» ( Ис 5:7 ). В регулярном наименовании Мессии Сыном Человеческим, которое до Евангелий отражено в сектантских источниках 1454 и непосредственно восходит к Ветхому Завету, сказалась та сторона мессианской идеи, которая справедливо была отмечена И.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010