[испан. Carrillo de Acuña] Альфонсо (Алонсо) (11.08.1413 (по др. данным, 1410 или 1412), Карраскоса-дель-Кампо, Кастилия - 1.07.1482, Алькала-де-Энарес, там же), еп. Сигуэнсы (с 1436), архиеп. Толедо (1446-1482). Принадлежал к роду де Акунья португ. происхождения. Родственные связи по материнской линии (мать - Тереса Каррильо де Альборнос, сестра Альфонсо Каррильо де Альборноса, т. н. псевдокардинала рим. диаконии св. Евстахия, сторонника антипапы Бенедикта XIII ) способствовали быстрому продвижению К. де А. в церковной иерархии. В возрасте 11 лет он был отправлен в Рим под опеку дяди, к-рый к тому времени был возведен в достоинство кардинала и занимал должность папского протонотария; после его смерти (1434) К. де А. унаследовал эту должность по воле папы Римского Евгения IV . В Риме К. де А. вступил в орден францисканцев. В 1436 г. он вернулся в Кастилию, где вошел в круг приближенных кор. Хуана II. В 1436 г. стал епископом Сигуэнсы, в 1446 г.- архиепископом Толедо. В этот период он являлся влиятельной фигурой при королевском дворе, исполняя должность канцлера, и входил в одну из аристократических партий, образовавшуюся вокруг рода де Луна. После восшествия в 1454 г. на престол кор. Энрике IV архиепископ сохранил свое положение при дворе, поддерживая фаворита короля Хуана Пачеко, маркиза де Вильена. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. в результате разногласий короля с маркизом де Вильена в Алькала-де-Энарес сложилась аристократическая Лига, целью к-рой было провозгласить наследником престола Альфонсо, сводного брата Энрике IV. К. де А. стал одним из лидеров Лиги, к-рая пользовалась поддержкой короля Наварры и Арагона Хуана II. В июне 1465 г. участники Лиги объявили о смещении Энрике IV и провозгласили королем Альфонсо. В организации церемонии низложения, получившей впосл. название «Авильский фарс» (по месту проведения), одну из ведущих ролей сыграл архиепископ Толедо. Волнения, вызванные попыткой переворота, продолжались до смерти Альфонсо в 1468 г. Стремясь не допустить наследования королевства дочерью Энрике IV Хуаной, К. де А. стал готовить возведение на кастильский трон сестры короля Изабеллы (впосл. кор. Изабелла I (1474-1504)). С целью укрепить ее позиции архиепископ способствовал заключению брака Изабеллы с сыном и наследником короля Наварры и Арагона Хуана II принцем Фердинандом (Фернандо) (впосл. кор. Фердинанд V (II) (1479-1516)). Брак был заключен в Вальядолиде в 1469 г. К. де А. добился папской буллы, признававшей законным союз между троюродными братом и сестрой (1471).

http://pravenc.ru/text/1681161.html

[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/2562320.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НУНЦИЙ Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г. Встреча Президента РФ В. В. Путина с нунцием в Москве, архиеп. Ч. Мильоре. Фотография. 2016 г. [Лат. nuntius - посланник, вестник; офиц. название должности - апостольский нунций (лат. nuntius apostolicus)], постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола. Н. возглавляет дипломатическое представительство Папского престола - нунциатуру. По статусу Н. равен чрезвычайному и полномочному гос. послу, но имеет принципиальное отличие от него: если гос. посол, защищая интересы монарха или правительства перед др. монархом или правительством, занят решением только политических (реже экономических) вопросов, то Н., отстаивая интересы папы Римского перед светскими монархами и правительствами, представляет также Римского понтифика перед католич. Церковью в той или иной стране, т. е. занимается не только внешнеполитическими, но и внутрицерковными проблемами на подведомственной ему территории. Исторически Н. является преемником папских апокрисиариев , отправлявшихся с дипломатическими миссиями в Византийскую империю , и папских легатов, к-рых Римские понтифики посылали на церковные Соборы, на значимые для католич. Церкви мероприятия, на переговоры с главами гос-в, назначали на время крестовых походов и т. д. (подробнее см. в ст. Легат ). Первым Н., на постоянной основе представлявшим Папский престол в другой стране, был Антонио Якопо Веньер, к-рого в 1450 г. папа Римский Николай V (1447-1455) направил ко двору Хуана II, кор. Кастилии и Леона (1406-1454). Деятельность этого Н. в последующие 20 лет подтверждается документами. С 1471 по 1483 г. в королевстве Кастилия и Леон в качестве Н. находился болонский каноник Лианноро де Лианнорис. В 1484 г. папа Римский Иннокентий VIII (1484-1492) отправил к «католическим королям» Изабелле I Кастильской (1474-1504) и Фердинанду V (II) Арагонскому (1479-1516) своего Н.- Джованни Вентурелли, еп. Чезенского (1475-1486). Т. о., с сер. XV в. на территории Испании появилось папское представительство, действовавшее на постоянной основе. Направляемые Папским престолом Н. сменяли друг друга. Они назначались не с короткой миссией, не для решения к.-л. определенного вопроса, а должны были постоянно пребывать при иностранном монархе.

http://pravenc.ru/text/2577993.html

Мисаил, епископ Смоленский, нареченный митрополит Киевский (Пеструцкий-Друцкий, Соколинский-Бабич, князь) Сведений о жизни и деятельности преосвященного Мисаила сохранилось немного. С октября 1454 года он упоминается епископом Смоленским. В истории Церкви зарекомендовал себя борцом с униатами и католиками за чистоту Православия. Основатель Свято-Троицкого Черейского монастыря. За испытанную верность к Православию Собором южно-русских архиереев был выдвинут на Киевскую митрополию, вероятно, после смерти в 1474 году неканонично поставленного приверженцами унии Григория (Болгарина). Однако, получив кафедру, делал попытки перейти в унию и в 1476 году писал грамоту к папе Сиксту IV. В 1480 году Мисаил еще управлял митрополией и жил в митрополичьем новогрудском доме, находившемся при кафедральном соборе, но не был и не назывался в народе действительным митрополитом, а по-прежнему носил имя Смоленского владыки, оставаясь только избранным на митрополию и управляя ею. Необходимо предположить одно из двух: или в Царьград вовсе не обращались с просьбой, чтобы патриарх благословил Мисаила и утвердил в митрополитском сане, или патриарх не согласился дать Мисаилу свое благословение и утверждение. Скончался в 1480 году в Новогрудке. Литература: Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 223. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1461. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 3, 589. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402, 1413. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13, 32. Историко-статистическое описание Смоленской епархии. – СПб., 1864. – С. 83. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 565, 567. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1572. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 40, 50, 70–71, 85, 86, 220. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XX. Епархия Смоленская Смоленская епархия учреждена в 1137 г. – Вторая из третьеклассных. I. Епископы Смоленские 1. Мануил , Грек, первый, с 1137 (Ипат. Лет., 14); упом. 1147, 56 и 67 (Ипат., 30, 80, 94). 2. Константин , 1180 (Ипат., 123). 3. Симеон , 1197 (Ипат., 151). 4. Игнатий , 1206. 5. Лазарь , около 1220. 6. Меркурий , Святой ... 7. Феофилакт хирот. 1356. 8. Парфений хирот. около 1365. 9. Даниил хирот. около 1375. В 1382 прибыл в Москву и там остался; † в мар. 1397, в Чудове. В Москве он именовался «владыка Звенигородский». 10. Михаил хирот. в начале 1383, из иеромонахов Симоновских; в 1396 сменен и 7 окт. 1397 прибыл в Москву; † 6 мая 1402, в Троице-Сергиеве мнтре. 11. Нассон хирот. 6 апр. 1396. 12. Севастиан , на соборе 15 нояб. 1415. 13. Герасим в 1433 возведён на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжён 1435. 14. Мисаил упом. 1454, а с 1474 митрополит Киевский. Иоаким , 1475 или 1490 (Акт. Зап. Рос., I, 70). 15. Иосиф Салтан , из архим. Слуцких, 1494 (А. 3. Р., I, 112, 144,145, 148, 166, 213); 30 мая 1498 наречён на митрополию Киевскую, оставаясь и в Смоленске. Упом. 1505 и 7, 8 февр. 1509 (А. 3. Р. II, 51, 53). 16. Варсонофий , с 1509, а в окт. 1514 лишён сана великим кн. Василием, за измену. 17. Иосиф хирот. 15 февр. 1515 из архим. Чудовских; † 22 июня 1532. 18. Савва Слепушкин хирот. 20 февр. 1536, из иеромонахов Иосифова монастыря; до 1538. II. Епископы Смоленские и Брянские 19. Гурий Заболоцкий хирот. 16 мар. 1539, из игум. Песношского монастыря, а в мар. 1555 оставил епархию, за немощью. Погребён на Песноши. 20. Симеон хирот. 17 мар. 1555, из игум. Кирилло-Белоезерских; упом. до 28 июля 1567. 21. Феофил , 1568. 22. Сильвестр упом. с 1572; в мае 1589 возведён в архиепископа; † … III. Архиепископы Смоленские и Брянские 23. Феодосий упом. 1592 (6 март.) 1604. В февр. 1605 вакансия. (Акт. Ист., II, 63, кол. 2). 24. Сергий , 1608–11, при взятии Смоленска пленён поляками. (Жив в 1616; Акт. Ист., II, 68). 25. Исаия Копинский в 1628 перев. из Перемышля. Именовался «Смоленский и Черниговский». 18 нояб. 1631 избран в митрополита Киевского; † 1634. IV. Архиепископы Смоленские и Дорогобужские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2283 . Zorzi M. Bessarione e Venezia//Bessarione 6 .2105). 197–228. Феодор Агаллиан (Феофан, митроп. Мидийский) (Theodorus Agallianus) CSGL 19370; PG 158; PMA; RF 2. 140–141; TLG 3263 (Theodorus Agallianus: Constantinopolitanus, Metropolita Mediaeus); Beck 759; PLP 94 Ок. 1400 – до 1474. Диакон в КНП с 1425, иеромонах с 1437 г. Великий хартофилакс в 1454–1465, великий иконом с 1466 г. Митрополит прибл. с 1468 г. Сотрудник и друг Георгия Схолария, учился вместе со своим родственником Марком Евгеником. Противник унии. Сочинения Изданные Диалог с монахом против латинян (1442): 2284 . [Theodoros Agallianos]. Διλογος Изд. Досифей, патр. Иерусалимский// Τμος χαρ ς. Яссы 1705. Sermones duo apologetici [=TLG 3263/1] (1463): 2285 . Patrinelis X. G. Θεδωρος γαλλιανς ταυτιζμενος προς τν Θεοφνην Μηδεας κα ο νκδοτοι λγοι ατο. θναι 1966. 91–152. Vaporis N. M.//GOTR 1966–1967. 12:2. 216–218; Gill J.//OCP 1967. 33. 455–456. 2286 . Святоотеческая антология (до 1449). Изд. Досифей, патр. Иерусалимский// Τμος καταλλαγς. Яссы 1705. 2287 . Против Аргиропула (1449–1454). Изд. Досифей, патр. Иерусалимский:// Τμος γπης. Яссы 1698. 333–367=PG 158, 1011–1052. 2288 . Письмо к Пахомию Амасийскому: Ed. Petit L.//EO 1911. 14. 206–207. Список митрополитов с краткой хроникой (1452), Список патриархов (?), Эпитафия Марку Евгенику (1445), О провидении (1467), О возникновении души (1468–1474). Неизданные Три соч. против иудеев (1468–1474), Письма. Исследования 2289 . Stéphanou Е. Théophane de Médie, Opuscules philosophiques//EO 1932. 31. 165–176. 2290 . Turner C. J. G. Notes on the works of Theodore Agallianos contained in codex Bodleianus Canonicus Graecus 49//BZ 1968. 61. 27–35. Геннадий (Георгий) Схоларий CSGL 09787; Follieri 5, 259; PG 159, 160; РМА (Gennadius Constantinopolitanus, Georgius Scholarius, Giorgio Curtesi); RF 4. 672–675; TLG 3195; DThC 14, 1521–1570; PLP 27304; ThEE 4. 274–289 1405 – после 1472. Патриарх КНП (1454–1456, 1463, 1464–1465). Ученик Марка Евгеника, Иоанна Хортасмена, Иосифа Вриенния и Макария Макриса. Учитель Матфея Камариота. Сторонник унии до 1439, затем ее противник. Владел латынью, знал соч. Фомы Аквината. Знаток Аристотеля. Сочинения

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Допускалось наследование по женской линии и в Испании. Например, такая величественная фигура, как Изабелла Католичка (1474-1504) была объявлена в 1468 г. наследницей Кастильского престола, а в 1474 г. стала королевой Кастилии после смерти своего единокровного брата Энрике IV (1454-1474). Интересно, что порядок наследования престола был определен не древним законом или обычаем, а непосредственно королем Хуаном II (1406-1454) в его завещании . В Португалии, после того, как король Санчо II (1223-1247) был лишен власти, новым венценосцем стал Афонсу III (1248-1279), ссылавшийся на династические права своей жены, графини Матильды де Даммартен (1202-1259), королевы-консорт в период с 1248-1253 гг. V . Но и с преемственностью власти по мужской (сыновней) линии все обстояло не так однозначно, как это иногда кажется. Как известно, наследование является лишь одним из видов преемственности власти . И даже наследование «по крови», как показывает многовековая практика, вовсе не предполагало в автоматическом режиме передачу власти старшему из сыновей. Правящий монарх обычно останавливал свой выбор на отпрыске, демонстрирующем превосходные личные качества, а также на том, кто рожден «в пурпуре», вовсе игнорируя принцип старшинства . Более того, история многократно демонстрирует нам картины передачи власти вообще посторонним людям, не связанным с монархом никаким родством. Приведем несколько типичных примеров. Умирающий герой Византии император Иоанн II Комнин (1122-1143) неожиданно для всех объявил на смертном одре, что передает власть не старшему сыну Исааку, а младшему, Мануилу I (1143-1180). Сравнив для обоснования своего выбора в присутствии армии характеры обоих сыновей, царь подытожил: «Итак, примите этого юношу как царя, и Богом помазанного, и по моему избранию вступающему на престол» . После того, как царевич Андроник отказался выкупать своего отца Иоанна V Палеолога (1341-1376; 1379-1391) из венецианского плена, василевс назначил своим преемником другого сына – будущего императора св. Мануила II Палеолога (1391-1425). Оскорбленный старший сын организовал два заговора, второй из которых был удачным, и вскоре короновался под именем Андроника IV Палеолога (1376-1379) вместе со своим сыном Иоанном VII Палеологом (1377-1390). Впоследствии наступило примирение, и Андроник вновь был объявлен наследником престола. Но после его смерти царем стал св. Мануил .

http://ruskline.ru/analitika/2023/04/02/...

1457 . Браславский – Пречистенский, мужской, совсем уничтоженный, в окрестностях мест. Браслава, Ковен­ской губ., Ново-Александровского у., в 60 вер. к вост.-юго-вост. от Ново-Але­ксандровска, при оз. Новяты. История его неизвестна, по преданию же существовал еще в XV стол. при Вел. кн. Литов­ских и был православным. В 1581 г. отдан в пожизненное управление дворян. Ждану Левановичу с тем, чтобы он вступил в монашеский чин. В 1609 г., по старости игумена Богдана Клементия Годкинского, м-рь со всеми угодьями приписан к женскому Вилен­скому Благовещенскому-Богородицкому м. “Ковен. губ. в.”, 1864 г., 49 (о древностях, находящ. в пределах Брасл. прихода); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 33 (Гр. 1609 г. игум. Вилен. Василисе Сапежанке на владение Браслав. м-рем); “Акты Зап. Р.”, III, 129 (Ж. гр. 1581 г. двор. Ждану Левановичу); IV, 103 (Собор. гр. 1596 г. правосл. духовенству о вступл. их в союз с Римск. церковью; подписал архим. Климент). 1458 . Белоцерковский – Троиц­кий – Черейский на Головли, муж­ской, ныне погост Белоцерковье, Моги­левской губ., Сеннинского у., в 36 вер. к юго-зап. от Сенно и в 3 вер. от мест. Череи, на берегу оз. Череи. Основан в XV ст. еписк. Смоленским Мисаилом, быв. потом митроп. Киевским, предком кн. Сапегов. В 1599 г. возобновлен Литов. канцлером Львом Сапегою, в 1601 г. в нем был игум. Исаия, при­нявший унию, в 1838 г. церковь обра­щена в приход. “Город. посел. Росс. Имп.”, III, 232; “Памят. кн. Могилев. губ. на 1861 г.”, Отд. IV, 92 (краткая история); “Могилев. губ. в.”, 1849 г., 10 (Жалов. грам. Михаила кн. Пеструцкого Черейск. м-рю и Мисаилу, еп. Смол., данная в 1454 г.), 11 (Жалов. грам. м-рю, данная канцлер. Литов. кн. Львом Сапегою, потомком кн. Пеструцкого, 1599 г.); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, II, 9 (Ж. гр. 1601 г. игум. Исаии на Мстисл. Онуфриев. м-рь, с условием, чтобы он находился в единении с католич. церковью); “Акты Зап. Р.”, III, 101 (Ж. гр. 1578 г. Подляшскому воев. Ив. Сапеге на право подаванья, jus patronatus, м-рю, основан. предк. его, Смолен. еписк. Мисаилом; у Строева Ми­саил упоминается в 1454–1474 г.); IV, 136 (Ж. гр. 1599 г. Льва Сапеги на влад. отчин., угодьями и доход. с тем, чтобы обитель оста­валась в православии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

24 Супрасльская Летопись 148. 163. Востокова стр. 123. Ист. Иер. 1, 316, 298. 458. Смоленские епископы, опущен. в Ист. Иер., Симеон, сконч. 1445 г.(Лет. Данил. 67. 70.), Мисаил 1454–1474 гг., Иоаким 1474–1490 гг., Иосиф 1591–1592 гг. называется Смоленским Владыкой, а в 1507–1509 гг. уже в сане митрополита (Ак. Зап. Рос. Т. 1. 70. 148. Т. 2. 23. 24. 51.). Полоцкие архиепископы: Симеон старший... 1456 г., Каллист 1458–1459 гг.(Ист. Акт. 500. 503), Симеон 2-й, Иона Глезна до 1488 г., Лука 1488–1503 гг., Евфимий 1504–1524 гг., Нафанаил 1524–1532 гг., Мисаил 1534 г., Симеон 3 упом. 1540–1545 гг., Герман Хребтович 1553–1558 гг., Герасим Корсак 1559 г., Арсений Шишка с 22 окт. 1562 г. По взятии Полоцка ц. Иоанном полоцкие и великолуцкие архиепископы до 1570 г. в Ист. Иерархии. Со стороны Литвы Полоцкие архиепископы – Варсонофий Валах 1564–1676 гг., Феофан Богдан Рпинский 1577–1583 гг., Афанасий Терлецкий с 1588 г. (Ак. Зап. Рос. Т. 3. 75. 91. 98. 127. 135. 150. Т. 1. 62. 173. 202. Супр. Лет. 141). Полоцкий архипастырь, называвшийся архиепископом, не раз имел спор с Владимирским епископом (Ак. Зап. Рос. Т. 2. 68. 212). 26 Акт. Зап. Рос. 1. 166. О Софийск. Соб. прилож. II. В 1503. г. дано «подтверждение Полоцкому (Луке) порядков и справ и канонов церковных, выписанных через В. К. Ярослава Владимировича». Сборник Муханова 69. 84. 85. В Журн. Мин. Нар. Просв. 1844. Окт. Кроме того, жалов. грамота Сигизмунда м. Иосифу 1511. июл. 4. о неприкосновенности веры и церковных уставов православного духовенства. Она напечатана у м. Евгения там же стр. 52. В ней сказано, что она дана на основании древнего права и письменных привилегий, данных «от предков наших В. К. Витолда и отца и брата нашего». Грамоты западных удельных князей 1443 и 1483 г. показывают, что «свиток Ярославль» был действующим законом на юго-западе (Акт. Зап. 43 и 82). В Акт. Зап. России «Королевския жалованныя и судныя граматы православному духовенству» 1. 49. (Владислава 3); 87. 95. (Казимира Кн.), 117. 118. 140. 141. 144. 145. 148. 151. 152. 166. 168. 174. 209. 212. 213. 223. 224 (Александра); «граматы жалованныя князей и бояр» 1, 5. 7. 13. 14. 28. 43. 46. 72. 82. 84. 86. 93. 94. 111. 211. 217. 224.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1453 Искупление, совершённое Христом, не ограничивается, впрочем, одним человеком, оно простирается и на всю тварь, – ибо «таинство воплощения Бога есть спасение всей твари», 1454 – и даже на весь мир. «Прежде весь этот мир испускал зловоние от скверны различных деяний, теперь же всюду веет привлекательная целомудренность, миро веры, цвет невинности». 1455 И как Искупитель, и как Основатель царства, Христос имеет для христианина и, в частности, для его нравственной жизни исключительное значение. Он есть прежде всего начало спасения (initium salutis 1456 ), и даже само спасение (salus 1457 ). Он является единственным врачом человеческих немощей, 1458 Он есть жизнь каждого человека в отдельности 1459  и в то же время источник всеобщей жизни, 1460 ибо «Он есть древо жизни, древо мудрости, насаждённое во чреве Девы по воле Отца». 1461 Христос является силой Божией, жизнью, светом, воскресением мёртвых. 1462 Он есть дверь: тот только наследует жизнь вечную, кто войдёт этой дверью, 1463 ибо тщетно всякое дело, которое не основывается на фундаменте Христовом, 1464 – наоборот, не может пасть тот, кто начал быть со Христом. 1465 Отсюда Христос мыслится, как источник, как спасительное семя всех христиан, начиная с апостолов, 1466 как глава каждого мужа, 1467 которую, если кто потерял, то уже не может и жить. 1468 Христос даёт жизнь, но Он же её и поддерживает. 1469 Коротко сказать: «Всякая душа во власти Бога, и Христос для нас составляет всё». 1470 «Всё нам даётся во Христе, чрез которого всё и в котором все. Всё имея в нём, не прошу никакой награды, ибо Он Сам есть награда всех». 1471 Отсюда св. Амвросий вполне последовательно даёт такое наставление: «Если мы едим или пьём, будем возвещать Христа, просить Христа, мыслить о Христе, говорить о Христе: пусть Христос всегда будет в нашем сердце, всегда в наших устах». 1472 Христос есть Мудрость, указавшая людям пути благоразумия, 1473 те вечные пути, которыми человек должен был возвратиться к Богу. 1474 Как же Он указал эти пути? «Он дал, – отвечает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010