1427 Ср. Нил C. Lib cit. De superbia; col. 1161C. Исидор П. Т. LXXVIII, col. 1013 Cnfr. Феофилакт. In. cap. VII Marci; in. cap. XVIII Lucae. Cm. Snicerus. T. II. col. 1377–1378. 1428 Так. обр., «тщеславие» и «гордость» стоят в полной, решительной, диаметральной противоположности к добродетели «смирения». Cp. И. Златоуст T. LV, col. 466. В ней различаются два момента, две ступени. Первая ступень состоит в том, чтобы «почитать брата своего разумнее себя, по всему превосходнее, – почитать себя ниже всех». «Второе же смирение состоит в том, чтобы приписывать Богу свои подвиги, – это совершенное смирение святых». Авва Дорофей Doctr. II. c. VI. col. 1645C. Cnfr. Василий В. Adversus iratos, c. V. col. 364C. Reg. br. tr. inter. CXCVIII. T. XXXI. col. 1213B. 1433 Все указанные термины взяты нами из писаний преп. И. Лествичника. Gr. XXIII, col. 965С. Определение того, что называется, в частности, ξουδενοσις, мы находим, напр., у Аввы Дорофея. По его словам, уничижение бывает тогда, когда человек не только осуждает (другого), но презирает его, т. е. гнушается ближним и отвращается от него, как бы от какой гадости; это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Doctr. VI, col. 1692А. 1436 И. Кассиан. De coenobior. instit. lib. XII, c. И, col. 423–424. Cp, И. Лествичник. Gr. XXIII, col. 965C. Евагрий П. De octo vitios. cogit, c. IX, col. 1276A. Пил C. Lib. cit. c. XVII, col. 1161D. 1438 Евагрий П. De octo vit. cogit, c. IX, col. 1276A. Нил Син., col. 1461 C. И. Кассиан. De coenobior. inst. lib. XII, c. I, col. 422. Василий B. Advers. Eunom. lib. I, c. XIII. T. XXIX, col. 541B. Григорий Н. De virginitate c. VI. Hist. Laus, c. XXXIV, coL 1097A. И. Златоуст. Lib. cit. Homil. IV. c. III. T. LVl, col. 121. Кирилл A. T. LXXIV. col. 113. 1439 Такое значение двух последних «страстей» вполне согласно и с тою общею оценкой сравнительной тяжести различных грехов, по которой грехи, касающиеся «разумной части» души, наиболее тяжки. Ср., напр., Григорий Н. T. XLV, col. 221. 1442 К активным страстям следует отнести все страсти, кроме «уныния» и «печали», которые, по их существу и действию на душу, являются скорее пассивными патологическими состояниями. По словам преп. Исаака C., «не все страсти ведут борьбу наступательно». «Нерадение, уныние, печаль не нападают наступательно и смело, но только налагают на душу тяжесть». Λ. VIII. σ. 54. Эти аффекты служат следствиями чрезмерной активности других предшествующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Процесс конкретизации приводит эту живую субстанцию смысла к тому, что она объемлет все и в то же время сохраняет величайшую простоту 1417 в содержании. Понятие при всем своем богатстве остается «ясным» и «прозрачным» 1418 и при всей своей простоте абсолютно сложным и глубоким. Оно являет собою ту великую простоту всекачественности, которая предносилась древним мыслителям в их первооснове. Достигая этой высоты, Понятие получает звание Идеи, что означает его «адекватность», 1419 или, если угодно, полноту его объективности и реальности. 1420 Идея есть высший status Понятия, 1421 до которого оно доводит себя самостоятельно. И этим оно обнаруживает, что оно есть само Абсолютное, 1422 или Божество. Понятие, по себе и для себя, есть Бесконечное и Абсолютное. 1423 Нет ничего, что было бы реальнее его, выше его, совершеннее его; оно есть высшее и последнее. Все из него и через него; все есть оно. «Понятие есть все», 1424 или, обратно, «все есть Понятие». 1425 Абсолютная идея есть «вся истина», 1426 или, иначе: «всякая определенность» в её истинном составе есть само Понятие. 1427 Понятие есть не что иное, как «знание себя» и знание «всего как себя». 1428 В этом его абсолютность и субстанциальность, ибо «Абсолютное есть всеобщая и единая идея», превращающая себя путем самодеятельных «перворазделов в систему определенных идей». 1429 Именно в этих свойствах своих Идея есть само Божество. «Бог есть в существе своем мысль, само мышление»; 1430 он есть «высшая мысль», 1431 или, иначе: он есть «последняя глубина мысли, абсолютное Понятие», сам «Предмет». 1432 Эта абсолютная мысль, совпадающая с самою реальностью, 1433 эта ритмически живущая стихия смысла божественна. Бог един; 1434 он не только «субстанция», но и «субъект»: 1435 он есть нечто «живое», 1436 и жизнь Его состоит в самодеятельном откровении. 1437 «Бог есть деятельность, свободная к самой себе, относящаяся и у себя остающаяся деятельность». 1438 Осуществляя её, Божество открывает, манифестирует себя, 1439 или, иными словами, «показывает себя», 1440 «излагает себя». 1441 Этим и определяется «содержание Абсолютного»: 1442 «изложение его есть его собственное дело», 1443 и в его спокойном самосозидании обнаруживается «активность» самой субстанции. 1444 Бог есть самодеятельная мысль; он свободен потому, что он есть «сила», способная оставаться собою. 1445 Следуя «абсолютной необходимости» своего самоопределения, 1446 Божество как творческая мысль творит себя в функции самопознания 1447 и тем утверждает свою духовность. 1448 Бог есть Дух; 1449 он больше, чем живой субъект, 1450 он есть мыслящая себя Всеобщность, 1451 бесконечное и вечное 1452 Понятие, возводящее себя на ступень «конкретной тотальности». 1453

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

Решение многих, возникающих на практике, недоумений и вопросов в обширной области предметов науки о богослужении можно находить и в рассмотренных печатных трудах о. Никольского. 1438 5) Долговременное служение о. Никольского пользам учебных заведений чрез употребление в них его трудов в качестве руководств и пособий ясно свидетельствует и о воспитательном значении учено-литературной деятельности его, о плодотворном служении его благу общему. Принимая всё это во внимание, а равно и то, что учено-литературная деятельность о. протоиерея Никольского получила почетную известность не только в России, но и за границами её, 1439 Комиссия приходит к заключению, что если за одно какое-либо отдельное сочинение ученое, соответствующее научным требованиям, присуждается высшая ученая степень, то о. К.Т. Никольскому , за несколько ученых работ и за всю совокупность его учебных и специально-ученых трудов, притом исключительно посвященных, как сказано, разработке дорогой для каждого православного христианина и весьма важной в научно-богословском и церковно-историческом отношении области богослужения с церковной археологией, по всей справедливости следует присудить высшую ученую степень и, —488— соответственно характеру выше рассмотренных его ученых трудов, именно степень доктора церковной истории». Справка: 1) Означенный отзыв представлен Комиссией согласно определению Совета от 30 октября текущего года, утвержденному Его Высокопреосвященством 20 ноября. 2) По § 143 устава духовных академий «лица, приобретшие известность отличными по своим достоинствам учеными трудами, возводятся в степень доктора без испытания». 3) По § 141 того же устава «удостоенные докторской степени носят наименование доктора или богословия, или церковной истории, или канонического права, соответственно отличительному характеру их ученых трудов, или представленной диссертации». 4) § 81 лит. в п. 6. того же устава. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о возведении протоиерея С.-Петербургской Успенской, что на Сенной, церкви, магистра богословия, о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

    Глава VIII    Papadopoulos, S. G. Hellenikai metaphraseis thomistikon ergon. Philothomistai kai antithomistai en Byzantio (Greek Translations of Thomistic Writings. Thomists and Anti-Thomists in Byzantium). Athens 1967.    Важный критический обзор.    Candal, E. Nilus Cabasilas et theologia S. Thomae de processione Spiritus Sancti. Studi e testi, 116. Vatican City, 1945.    Исследование важнейшего литературного источника греческой делегации во Флоренции.    Mercati, Giovanni. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone, Manuele Caleca e Theodora Meliteniota ed altn appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV. Studi e testi, 56. Vatican City, 1931.    О византийских томистах XIV в.    Gill, J. The Council of Florence. Cambridgë Harvard University Press, 1959.    Стандартная история собора в изложении римско-католического историка.    Laurent, Venance, ed. Les «Memoires» du grand ecclesiarque de l " eglise de Constantinople, Sylvestre Syropoulos sur le Concile de Florence (1438—1439).    Первый перевод на один из современных европейских языков основополагающего источника о Соборе во Флоренции. Введение и комментарий содержат чрезвычайно богатую информацию о богословских проблемах.    Mohler, L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsman. I-III. Paderborn: Schoningh, 1923—1942.    Монография о Виссарионе с оригинальными источниками.    Turner, С. J. G. «George-Gennadius Scholarius and the Union of Florence,» Journal of Theological Studies 18 (1967), 83—103.    О колебаниях одного из величайших греческих богословов.    Sevcenko, I. «Intellectual Repercussions of the Council of Florence», Church History 24 (1955), 291—323.    Работа, важная для понимания византийской ментальности.    Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. — Джорданвилль, штат Нью-Йорк, 1963.    Mamone, K. «Markos ho Eugenikos. Bios kai ergon,» Theologia 25 (1954), 377—404, 521—575.    Lot-Borodine, Myrrha. Nicolas Cabasilas.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Доблестью ли поступлюсь ради нечестной добычи? 1437 (3) Нечестной добычей являются наслаждения и огорчения, приобретения и страхи или, вообще говоря, различные душевные страсти, которые приятны ныне, но о которых сожалеешь после. «Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» 1438 (4) Очевидно, что отказывающиеся хорошо вести себя, сами того не ведая, упускают свою же выгоду. Поэтому они не в силах сами решить, о чем следует просить Бога, а значит, они не только не получат ничего из того, значения чего они не в силах понять, но даже получив, они не смогут это оценить, не зная что с этим даром делать. Бесполезны благие дары тому, кто по причине своей неискушенности и невероятной глупости не понимает их ценности. Необразованность – причина их неведения. (113,1) Только бесконечное упрямство, как мне кажется, подпитывает хвастовство такой души, которая, будучи в добром здравии, все же противится обстоятельствам: Пусть творят что хотят, не мое это дело. Я же с праведностью в союзе, и хороши будут мои дела. 1439 (2) Чистая совесть позволяет душе оставаться святой перед Богом и праведной перед людьми, сохраняя в чистоте ее мысли, ясными слова и справедливыми дела. (3) Получив такую силу от Господа, душа печется уже только о том, как достигнуть состояния божественности ( ψυχ μελτα εναι θες), считая незнание и неумение следовать велению разума величайшим злом. Непрерывно вознося Богу хвалу, через послушание и разумение, поиск истины, святые приношения, благие молитвы, прославления, воспевания, благословения, такая душа становится нераздельной с Богом. (4) Поэтому верно сказано: «Доверившиеся Ему узнают истины, верные в любви пребудут с Ним» ( Прем. 3:9 ). Видите, что Премудрость говорит о гностике. (114,1) Каждому отводится место пропорциональное его вере. Об этом говорит Соломон: «Будет дана ему избранная благодать веры и отведено ему будет особое место в храме Бога» ( Прем. 3:14 ). (2) Исследование показывает, что имеется в храме Бога нижняя часть, общая для всего церковного собрания, и остальная часть храма, возвышающаяся надо всем, где пребывает сам Господь. (3) На эти три избранных предела указывают числа в Евангелии: тридцать, шестьдесят и сто ( Мф. 13:8 ). Лучший удел отводится тем «совершенным мужам», которые во всем подобны Богу. (4) Это подобие следует понимать не в смысле внешнего сходства (ведь это нечестиво) и не в том смысле, что их доблесть равна доблести самой первопричины (ведь думать, что человек может сравниться в своей доблести со всемогущим Богом также нечестиво). (5) «Ты неразумно подумал, что Я такой же, как ты» ( Пс. 49:21 ), однако, «довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его» ( Мф. 10:25 ), – говорит Наставник. (6) Значит, подобным Богу он становится как сын и друг и вступает во владение наследством как бог и господин, при условии, что он жил совершенно и в соответствии с Евангелием. XV. Еще раз о тайном и явном: аллегории Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

72 Jobert A. Aux origines de l’Union de Brest. Le protestantisme en Ruthenie//Ksicga pamiatkowa 150-lecia Archiwum Glownego akt dawnych w Warszawie. Warszawa, 1958. P. 371–382; Jobert A. De Luther à Mohila: La Pologne dans la crise de la Chrétienté, 1517–1648. Paris, 1974 (есть польский перевод); Jobert A. Unia brzeska i jej architekci//Znak, 36 (1984). S. 1491–1524. 73 Halecki O. From Florence to Brest (1439–1596). Hamden 1968; Halecki O. Rome and Eastern Europe after the Council of Trent/Antemurale (1955). P. 8–35. 74 Peri V. Chiesa latina e Chiesa greca nell " Italia posttridentina (1564–1596)//La Chiesa greca in Italia dall’VIII al XVI secolo. Padova: Editrice Antenore, 1973 (Italia sacra, 20–22). P. 271–469; Peri V. La Congregazione dei Greci (1573) e i suoi primi documenti//Studia Gratiana (1967). Collectanea Stephan Kuttner III. P. 129–256; Peri V. Inizi e finalita ecumeniche del Collegio Greco in Roma//Aevum. XLIV (1970). Fasc. 1 P. 1–71; Peri V. I precedenti storici ed ecclesiologici dell’Unione di Brest//Il Battesimo delle terre russe. Bilancio di un millenio. A cura di S. Graciotti. Firenze: Leo S. Olschki Editore, 1991. P. 323–333. 75 Suttner E. Cb. Das wechselvolle Verhältnis zwischen den Kirchen des Ostens und des Westens im Lauf der Kirchengeschichte. Würzburg, 1996; Suttner E.Cb. Gründe für den Miserfolg der Brester Union//Der Christliche Osten 45 (1990). S. 230–241. 76 Heyberger B. Les Chretiens du Proche-Orient au temps de la Reforme catholique, Rome, 1994; Heyberger B. Reforme catholique et union des Eglises orientales (XVIe – XVIIIe siecles)//Homo Religiosus. Autour de Jean Delumeau. Paris: Fayard, 1997. P. 292–298. 77 Borowoj W. Odrzucenie Unii Brzeskiej przez Prawoslawie – przyczyny dogmatyczne i historyczne//Unia Brzeska z perspektywy czterech stuleci. Materialy micdzynarodowego sympozium naukowego. Lublin, 20–21 IX 1995. Pod red. S.S. Gajeka i St. Nabywanca. Lublin, 1998. S. 71–72 (tezy); Ведер В.Р. Конфликт двух интеллектуальных традиций в полемике между Львом Кревзой и Захарием Копыстенским//400 лет Брестской церковной унии, 1596–1996, Критическая переоценка. Сборник материалов международного симпозиума, Неймеген, Голландия. Б.м., 1998. С. 231–237; Podskalsky С. Die Union von Brest aus der Sicht des Ökumenischen Patriarchats (Konstantinopel) im 17. Jahrhundert//OCP. 61 (1995). S. 555–570; Peri V. La lettura del Concilio di Firenze nella prospettiva unionistica romana//Christian Unity. The Council of Ferrara-Florence, 1438/39–1989. Ed. by G. Alberigo. Leuven University Press, 1991. P. 593–611.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Устройство высеченных в известняке, мергеле либо выкопанных в каменистом или лессовом грунте, иногда сложенных из известняковых блоков коллективных, реже – одиночных усыпальниц – склепов с лежанками или чаще без них, а также вырубных могил продолжалось окрестным населением на Черной речке, Сахарной Головке, в Малом Садовом, Узень-баше, Эски-Кермене, Мангупе, у подножья Баклы, в Скалистом, Лучистом, Сугдее и других местах византийской Таврики и в раннее средневековье (рис. 395) 1435 . Они явно содержали захоронения христиан, на что указывают находки среди погребального инвентаря поясных пряжек из бронзы, низкопробного серебра, иногда покрытых золотой фольгой, с изображениями креста или льва на щитке, поздней краснолаковой посуды (мисок, блюд) со штампами на дне в виде креста, птицы, рыбы и других христианских символов, перстней с христианскими псевдомонограммами, христианских амулетов, наперсных крестов, разнотипных бронзовых медальонов с изображением святых, рюмкообразных стеклянных сосудов для причастия или лампад, хотя в тоже время в могильных сооружениях, причем разной ориентации, с отклонениями от линии запад – восток, где чаще, а где реже, были оставлены обычная, ходовая столовая посуда, в том числе лепная, керамические или стеклянные сосуды, отдельные небольшие кувшины, горшочки, предметы обихода (ножи, кресала, удила, рыболовные крючки), оружие (меч, кинжал), детали конской узды, туалетные наборы, обереги, погребальная пища (птица, яйца), подсыпки угольков, песка 1436 . То есть в погребальной обрядности этого населения еще долго проглядывали некоторые языческие черты, присутствовала взаимная веротерпимость язычников и христиан из числа тех, что наносили изображение креста на закладные плиты склепов и перекрытий могил с предметами обихода в составе погребального инвентаря, изготавливали и устанавливали рядом с могилами небольшие каменные, реже кирпичные, столбообразные и стеллообразные надгробные плиты с прочерченным изображением креста, иногда в форме «тау» – в виде символической композиции Распятия, а также крестовидные надгробия такого же типа, какие в VI–IX вв. делали херсониты, боспоряне, сугдейцы и вообще ромеи (рис. 396–399) 1437 . Впрочем, как верно заметила Л. Г. Хрушкова, наличие инвентаря в христианских погребениях было не редкостью даже в странах и краях с давними традициями христианства, отчего, очевидно, в соответствии с новой, христианской антропологией, мировоззрением, погребенный, особенно раннехристианской эпохи, выглядел «менее христианином», нежели при жизни 1438 . Тем более это относилось к новообращенному варварскому окружению византийских центров православия и поэтому не стоит торопиться делать заключение о некоем синкретическом, языческо-христианском характере их культуры 1439 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(до Флорентийского собора 1438-1439 гг.). По полноте охвата христианских авторов и грандиозности предприятия издание Миня остается непревзойденным и по сей день. Естественно, что столь огромное предприятие потребовало привлечение многих соработников; из наиболее ревностных и трудолюбивых сотрудников Миня следует упомянуть П.Л.П. Геранже, Ж.-Б. Питру и П. Драша (обращенного раввина, ставшего горячим проповедником религии Христовой). Высоко оценивая значение монументального труда аббата Миня, необходимо отметить и некоторые существенные недостатки его. По словам Н.И. Сагарды, " Минь не был ученым издателем и научных целей не преследовал: on не ставил задачей издавать неизданных авторов и не устанавливает критически текста, - он перепечатывает только старинные авторитетные издания, обычно полагая в основу лучшее бенедиктинское издание, более полное и авторитетное сравнительно с другими, и присоединяя, где было нужно, недостающие в нем творения из позднейших изданий. Таким образом, Минь повторил недостатки прежних издании, увеличив только погрешности. Кроме того, и это издание не представляет совершенно полного собрания церковных писателей. " Данные недостатки труда Миня, а также совершенствование методов работы патрологов и филологов, имели следствием тот факт, что, начиная со второй половины XIX в., на Западе появляется ряд патрологических серий, опирающихся на тщательном изучении рукописной традиции и учете всех известных рукописей (т. н. " критические издания " ). Именно на основе детального анализа всех сохранившихся рукописей, позволяющих восстановить изначальный (или близкий к изначальному) тексты произведений древнецерковных писателей, началось издание латинских христианских авторов в Вене с 1866 г., получившее название " Венского корпуса " (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum); вышло в свет ок. 70 томов его, охвативших значительную часть латинской церковной письменности (творения блж. Иероиима, блаж. Августина и т. д.). Несколько позднее (с 1897 г.) в Берлине, под руководством известного протестантского богослова и ученого А.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 1867 году о. Андроник издал первый опыт самостоятельныхе ученых работ под заглавием: Ιστορια το σχισματος τς λατοπκς κκλησια π τς ρθοδξου λληνικς. Εν Λειψα 1867. (История отпадения латинской церкви от православной греческой. Лейпциг. 1867). Этот первый опыт самостоятельных исследований о. Андроника должен быть признан одним из наименее удачных его произведений. По всей вероятности это произошло от того, что обстоятельства вынудили его поспешить изданием его в свет. В предисловии к нему он говорит, что сочинение это было написано им за несколько времени раньше и лежало у него не изданными, в ожидании, пока его другие занятия откроют ему возможность дополнить и исправить его и вообще приготовить, как должно, к печати. Но вспыхнувшее в 1867 г. восстание греков па острове Крите и в высшей степени горестное и беспомощное положение критских беглецов, искавших себе убежища в свободной Елладе и ложившихся тяжким бременем на финансы маленького королевства, подали ему мысль внести и свою лепту на алтарь общого народного дела и поспешить изданием лежавшого у него сочинения, не дожидаясь его окончательного исправления. Издавши его в том же году, он посвятил его «братьям, геройски сражавшимся за веру и отечество в Крите». Деньги, вырученные от продажи книги, предназначались в пользу бедствовавших критских семейств, бежавших в Грецию(см. Πρλογος. σελ. ε – ς). Но патриотический порыв автора повредил несколько чисто научным интересам. Его труд явился в форме краткого обзора отношений между восточной и западной церквами, со времени столкновения их при патриархе Фотие (858–867, 878–886), до Флорентийской унии (1438–1439) включительно, обзора, составленного, правда, на основании записей современных или весьма близкихе, по времени, к тому иди другому описываемому эпизоду, или событию писателей, но без всякой критики как этих записей, так и установившегося между его соплеменниками взгляда на характер отношений между церквами, и в целом и в подробностях, и без малейшей попытки поставить тот или другой факт под другое освещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

1432 Каковой перечень автор обобщает в таком заключении: «Вся же сия предложенныя исповеди свойства, удобнейшаго ради в памяти содержания, могутся сокращенно описати в стихах сих: исповедь буди: скора, часта, произвольна, нелицемерна, тайна, смиренна, слезна, обличающа, ясна, стыдиа, мужественна, всецело достоверна, разсудна, послушна (Ibid., л. 10 об.). 1433 Весь этот трактат помещен в ркп. на л. 1–33 об.; ср. в цит. книге «Мир с Богом» стр. 5–24; 64–65 и 431–435. 1434 Компилятивный способ составления, однако, проглядывает здесь сильнее, потому что заимствования в порядке указываемых источников делаются компилятором с большею откровенностью и соединяются между собою чисто механически. (Ibid., л. 40–45). 1438 Применительно к чему здесь вообще и имеется четыре самостоятельных группы вопросов с соответствующими надписаниями. (Ibid. л. 95 об. – 107 об.). 1439 Ibid. л. 114–129. Чинопоследование списано так, как оно издается в Малом Требнике, включая сюда и молитву, разрешительную от запрещения (Значит, здесь нет увещаний пред-исповедью и по оной, а сверх того опущено и «Предисловие»). 1446 Экземпляр этого издавая мы знаем в библ. Архиеп. Иннокентия при Одесской Дух. Семинарии. Издание (в малую 4, на 200 стр.), по-видимому, сохранилось в целости, однако о времени и месте его выхода не имеется никакого указания. В известных нам библиографиях изданий славянской печати, – это издание не обозначается. 1448 Нам известно две таких рукописи в совершенно тождественных списках, это – в ркпп. Московск. Синод, библ. 668 (Учение о покаянии на л. 21–43) и 683 (О покаянии, л. 53–88). По этой последней ркп. мы и сообщаем теперь дальнейшие сведения. 1449 Вообще, на этот раз содержание данной книги вполне имеется в не раз цитированном нами сочинении Гизеля «Мир с Богом», с которым оно во многих случаях совпадает даже буквально. 1453 Филарет, архиеп. Черниговский. Обзор Русской духовной литературы. Кн. I, Спб. 1884, стр. 203. 1456 Сообщение об издании этой книги имеется у Сопикова , который при этом замечает, что книга «редка».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010