Вельяминов-Зернов датирует это событие примерно 1452 г., считая, что до этого татарские царевичи находились на русской службе без земельного обеспечения. М.Г. Сафаргалиев связывает создание царства с «выходами» с Городца, которые упомянуты в докончании 1445 г. «Выходы», по его мнению, установлены именно этим договором, а само Касимовское царство «обязано своим возникновением не инициативе великого князя Московского для борьбы с Казанским ханством, а именно инициативе казанских ханов, использовавших благоприятно сложившуюся для них конъюнктуру». В этих размышлениях есть ряд слабых звеньев. Само докончание, о котором идет речь, датируется в настоящее время не 1445 г., а 15 декабря 1448 — 22 июля 1449 г. В нем говорится: «А з Городца, с твоее вотчины, чем тя есмь пожаловал, имати ми у тобе во царев выход по описи по людем». Речь, следовательно, идет об обычном «выходе», который должен был платиться Городецким князем. Никаких следов пребывания царевичей в Городце нет. Поэтому отпадает основание и говорить о том, что «выход» с Городца шел в пользу Касыма; к тому же Городец (Касимов) находился не на Волге, а в Мещерской земле. В докончании Ивана III с рязанским великим князем Иваном Васильевичем от 9 июня 1483 г. традиция установления особых отношений с Городецкими татарами возводится к временам Василия II. Рязанский великий князь обязывался платить то, что «шло царевичю Касыму... при великом князи Иване Федоровиче... и что царевичевым князем шло, и их казначеем и дарагам». Размер поступлений царевичам определялся записями, которые составил («кончал») Василий Васильевич «за Василия Ивановича Рязанского». Итак, Касимовское царство существовало уже при Василии II и во всяком случае до смерти рязанского великого князя Ивана Федоровича (1457 г.). Но можно попытаться и уточнить дату его возникновения. Еще в 1449 г. Касым, который был основателем ханства, находился в Звенигороде. Около 1454—1455 гг. Звенигород передан был князю Василию Ярославичу. Очевидно, вскоре после этого Касым получил Городец, когда и создано было Касимовское ханство.

http://sedmitza.ru/lib/text/438796/

изд.: Nicol. Cus. Opera. 1959. Vol. 4. P. 1-10; рус. пер.: Соч. 1979. Т. 1. С. 283-288), небольшой диалог; 1-е из малых произведений 40-х гг. XV в., создано в 1444-1445 гг. (обзор содержания и лит-ру см.: Senger. 2017. S. 44). Действующими лицами диалога являются язычник и христианин. Основная тема - учение о богопознании. По содержанию диалог в значительной мере дублирует вводные части сочинений «Об ученом незнании» и «О предположениях»: он начинается с утверждения о непознаваемости Бога и точной истины; человек может лишь отличать вещи друг от друга по внешним признакам и именам, но не может познать их в их существе, единстве и истине. Предлагаемые Н. К. парадоксальные формулировки восходят к «Ареопагитикам»: Бог не именуем никаким именем; Он безусловно един и прост; Он не есть нечто, но не есть и ничто; Он предшествует всему и выше всего. Вслед. этого, по мысли Н. К., христ. почитание Бога есть почитание неведомого и сокрытого единства под условным именем, отображающим, словно некое подобие, Его непознаваемое совершенство. 4. «Об искании Бога» (De quaerendo Deum; крит. изд.: Nicol. Cus. Opera. 1959. Vol. 4. P. 11-36; рус. пер.: Соч. 1979. Т. 1. С. 288-303), краткий трактат в форме письма неизвестному адресату, 2-е из малых произведений 40-х гг. XV в., завершено в нач. 1445 г. (обзор содержания и лит-ру см.: Senger. 2017. S. 45). В основу трактата Н. К. положил одну из своих проповедей (Проповедь 48; текст см.: Nicol. Cus. Opera. Vol. 17. P. 200-212). Основная тема - учение о богопознании. Опираясь на слова ап. Павла (см.: Деян 17. 23), Н. К. представляет искание Бога как задачу всякого человека. Однако эта задача затруднена непознаваемостью Бога. Ссылаясь на популярную этимологию греч. слова «бог» (θες от θεωρω - смотреть, созерцать, или от θω - бежать), Н. К. указывает, что в основе поиска Бога должно лежать движение созерцания. Он предлагает анализ зрительной способности человека, подробно излагая восходящие к медицинским наблюдениям Галена (II-III вв.) средневек.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

После распада Золотой Орды — кремль стал центром Казанского ханства, просуществовавшего с 1445 года по 1552 год. Осенью 1445 года ордынский хан Улу-Мухаммед с отрядом в 3000 воинов захватил Казань, казнил булгарского князя Алимбека, основав таким образом Казанское ханство на руинах Волжской Булгарии, и вскоре возобновил ордынскую систему сбора дани с Московского княжества. Ханская цитадель (Арк) была обнесена дубовыми (возможно местами каменными) стенами, толщиной до 9 метров с 4 проездными башнями: Нур-Али, Елабуга, Большие и Тюменские ворота. Илистый Булак (от тат. «рукав», протока, соединявшая реку Казанку и озеро Кабан) защищал крепость с запада; а с наименее защищённой юго-восточной стороны крепость была огорожена глубокими рвами. Андрей Курбский оставил такое описание Казани: «а от Казань-реки гора так высока, иже оком воззрити прикро; на ней град стоит и палаты царские и мечети зело высокие, мурованные, идеже их умершие царие клались, числом памятимися, пять их…» («мурованные» — каменные). Соборная мечеть имела по преданию 8 минаретов, при мечетях находились медресе и мавзолеи (дюрбе). Есть все основания полагать, что внешний облик мечетей был сходен с каменными строениями того же времени в Касимове и Булгаре, где гладкие плоскости стен контрастируют с изящными резными и керамическими вставками элементов декора. Тезицкий (араб. тезик - купец) ров отделял ханскую цитадель от южной части, где застройка была деревянной. Здесь селились приближенные хана и находилось кладбище. Вторая половина XVI века. Строительство каменного кремля [ править править код ] После осады Казани Иваном Грозным в 1552 год крепость лежала в руинах. Для строительства нового белокаменного кремля царь призвал псковских зодчих Постника Яковлева и Ивана Ширяя (строителей Собора Василия Блаженного), как повествует летопись «Стены градные разбитые и горелые государь назидати повеле», для чего псковским старостам «да с ними церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву да каменщикам псковским Ивашку Ширяю со товарищи к весне в Казани новый город Казань делати, прибрати двести человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцев, сколько будет человек пригоже». Крепость была значительно расширена, 6 башен (из 13) построили из камня (пять были проездными), но в XVI веке удалось лишь на треть заменить деревянные стены (общей протяженностью 1800 метров) каменными и большая часть стен и башен кремля возвели из дуба. Только в начале XVII века происходит окончательная замена деревянных оборонительных сооружений Казанского кремля на каменные.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Крем...

Осенью 1444 г. в Новгород снова приехал князь Юрий Лугвеньевич. Новгородцы на этот раз «даша ему коръмление, по волости хлеб, а пригородов не даша». Раздраженный этим князь уехал в Литву. 1445 год в Новгороде выдался особенно тяжелым. Голод, начавшийся еще в 1436 г., достиг своего апогея. «Толко слышати плачь и рыданье по улицам и по торгу; и мнозе от глада падающе умираху, дети пред родители своими, отци и матери пред детьми своими; и много разидошася: инии в Литву, а инии в Латиньство, иней же бесерменом и жидом ис хлеба даяхуся гостем». НПЛ. С. 425. Население к тому же страдало от произвола судебных чиновников («ябетников»), неправого суда и от частых поборов («боры частыя»). В 1446 г. в Новгороде происходили волнения из-за порчи монеты. В 1445 г. новгородцы попытались «ратью заволочькою» в 3000 человек пойти на Югру за данью, но были разбиты: погибло 80 человек «добрых людей, детей боярьских, удалых людей». В том же году мурманская «свея» ходила за Волок на Двину в район Неноксы и взяла в плен многих людей. Особенно большой ущерб новгородцам принесли походы тверичан. Осенью 1443 г. «из Тферьского много повоеваша земле и сел новгородчкых, Бежичкыи Верх и Заборовье и Новоторскыи волости вси». Бедой новгородцев хотел воспользоваться Казимир IV. Он предложил им: «...возмите моих наместников на Городище, а яз вас хочю боронити; а с князем есмь с московьскым миру не взял вас деля». Но новгородцы на это не пошли. Со времени соглашения 1436 г. между Василием II и Дмитрием Шемякой прошло уже десять лет, а отношения между князьями, несмотря на конфликт 1441—1442 гг., продолжали регулироваться достигнутым компромиссом. Чрезвычайные события нарушили равновесие сил. Примечания ПЛ. Вып. 2. С. 46. НПЛ. С. 417-418. НПЛ. С. 418. ПЛ. Вып. 2. С. 132. По Псковской летописи, за Свидригайла стояли «смолняны и пригороды их, и кыаны, и видбляны, и полочаны, и Немець, и местерь рызкыи со всею силою своею, а из заморьа рать поиде на князя Зидимонта, а Зидимонт скопи Ляхи, Литву и Жимоиты» (ПЛ. Вып. 2. С. 131). Возможно, состав войска Свидригайла указан неточно, ибо рижский магистр занимал тогда уклончивую позицию, а одной из причин поражения Свидригайла было то, что он выступил против своего противника, не сумев обеспечить участие в борьбе своих старых союзников.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

нашествия на Балканы. В борьбе папы и Собора он занял нейтральную позицию. После смерти Альбрехта курфюрсты избрали королем герц. Штирии, Каринтии и Крайны Фридриха III Габсбурга (1440-1493; император c 1452), короновавшегося в 1442 г. Периферийное положение и слабость его наследственных земель обусловили неустойчивость его положения в империи, необходимость искать компромисса с князьями. Фридриху III удалось получить опеку над малолетним наследником домениальных владений Альбрехта Австрийского Владиславом († 1457), провозглашенным королем Венгрии и Чехии. В целом правление Фридриха III характеризовало ослабление центральной власти в империи. Он не смог подавить княжеские междоусобицы и феодальные войны в Г. (в 1443-1445 между арманьяками и швейцарцами, в 1448-1453 между Гогенцоллернами и имперским г. Нюрнбергом, в 1444-1449 и 1450-1456 в Кёльнском курфюршестве), несмотря на провозглашенный имперский мир (Reformatio Friderici, 1442). Приняв сторону папы против Базельского Собора (1445), Фридрих III при поддержке советника Энеа Сильвио Пикколомини (впосл. папа Пий II ) заключил с Римом Венский конкордат (1448), определивший отношения Церкви в Г. и папства до 1806 г. Во время похода в Италию был коронован императором (1452). На рубеже 70-х гг. внешнеполитическое положение империи ухудшилось из-за натиска турок на Штирию, Матьяш Хуньяди занял Моравию, Силезию и Лужицкие земли, на западе усилилось давление бургундского герц. Карла Смелого (уже его отец Филипп Добрый приобрел имперские лены - графства Бургундию, Брабант, Лимбург, Голландию, Зеландию, Геннегау (Эно) и др.; Карл Смелый прибавил к ним Гельдерн и владения в Эльзасе). В 1473 г. в Трире между Карлом Смелым и Фридрихом III состоялись переговоры о наделении Карла королевским титулом и о браке сына Фридриха Максимилиана с наследницей Карла Марией; в 1475 г., после поражения Карла от имперских войск в борьбе за рейнские земли, бургундский герцог согласился на брак. В войне Карла со Швейцарским союзом имперские князья поддержали швейцарцев, в 1477 г.

http://pravenc.ru/text/164803.html

5 декабря 1437 г. началось новое сражение. Однако его конец был совсем не таким, на который рассчитывали воеводы. Летописец с горечью писал: «...малое и худое оно безбожных воиньство одолеша тмочисленым полком нашим, неправедно ходящим, преже своих губящем». Старожилы рассказывали, что в разгроме русских войск повинен был мценский воевода Григорий Протасьев. Глубоко вдвинутый в Степь верховский город Мценск (на реке Зуше) терпел большие неприятности от ордынцев. Поэтому дурной мир с ними был для горожан предпочтительнее хорошей войны. Эти настроения сказались и на событиях под Мценском в 1437 г. Протасьев якобы «сотвори крамолу, хотяше бо лестию промеж их мир сотворити». Русские воеводы склонились было к его доводам, а тем временем он предался на сторону врага и послал своего человека к Улу-Мухаммеду, подбивая его выступить против русских. Воспользовавшись мглой, татары наутро незаметно вышли из острога и ударили по русским полкам. Позднее (в 1439 г.) за измену Василий II у Григория Протасьсва «очи вымал». С отходом Улу-Мухаммеда из-под Белева после сражения 5 декабря 1437 г. обычно связывается основание им Казанского ханства. Эта точка зрения опирается на комплекс источников, и прежде всего на рассказ Казанского летописца. Этот источник наполнен баснословными сведениями и нуждается в тщательной проверке другими материалами. В татарских летописях (позднего происхождения) первым казанским ханом называется Алим-Бек («Либей» рассказа Воскресенской летописи под 1445 г.), вслед за ним идет Улу-Мухаммед. В Устюжской летописи под 1445 г. говорится, что Василий II был сведен «в Казань», а не в Курмыш, как сообщают остальные летописи. Впрочем, и в других местах Устюжской летописи Казань упоминается там, где ее нет в остальных летописцах. Несмотря на неясность сведений, версия о том, что после декабря 1437 г. Улу-Мухаммед стал казанским царем, наиболее правдоподобна. Положение Москвы осложнилось после назначения в Константинополе нового митрополита — Исидора, одного из наиболее умных и решительных сторонников церковной унии между католической и православной церковью.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

Закрыть Иван Васильевич меняет эпоху 23.01.2015 469 Время на чтение 8 минут 575 лет назад, 22 января 1440 года, родился Великий князь Московский UbahIII Рюрикович, сын BacuлuяII Темного, вошедший в историю прежде всего как собиратель земель русских. Именно он, подобно византийскому императору и татарскому хану, впервые стал именовать себя в официальных бумагах царем. Дело его жизни продолжил внук - тоже Иван Васильевич, Грозный. Сплошная череда усобиц, заговоров, войн внутренних и внешних, более чем странные взаимоотношения с осколками Золотой Орды - все это напоминает увлекательный авантюрный роман. Краткий курс Если опустить на удивление многочисленные подробности шестивековой давности, то вкратце жизнеописание великого государя стоит обозначить рядом так называемых «реперных точек». 7 июля 1445-го - BacuлuйII попадает в плен к татарам. Вакантное кресло самовольно занимает князь Дмитрий Шемяка, тоже из Рюриковичей. Малолетнего Ваню с братьями да сестрами отправляют в изгнание, где они терпят всевозможные лишения. Октябрь 1445-го - «злые татарове» отпускают князя за выкуп, но Шемяка сажает его в тюрьму, а потом и ослепляет - Василий получает прозвище Темный. Однако слепой правитель при помощи войска своего врага - Тверского князя - свергает узурпатора и успешно правит еще 16 лет, постепенно подключая к государственным делам наследника престола. 1662й - UbahIII становится Великим князем Московским. Следующее десятилетие молодой лидер занимается налаживанием взаимоотношений с татарами: и вскоре с Казанью - мир и дружба, с Крымом - тоже. Время от времени случаются конфликты, но, так сказать, на финансовой почве. Параллельно строится «вертикаль власти», соседние княжества теряют «самостийность», в этом процессе, надо сказать, активно участвует «приглашенная» степная конница. 1471й - первая война с Новгородом. Русско-татарское войско с энтузиазмом режется с ратью новгородской республики. В ее составе - европейские наемники, по сути, это прямое столкновение Запада и Востока. В том же году подписывается Коростынский мир - родина былинного Садко отделывается денежным штрафом и признает руку Москвы .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010