Также рано начались обличения против волхвований и примет. Возражения мы встречаем на них еще в сочинениях Феодосия Печерского (против веры во встречу, чох 1434 ). Митр. Иоанн II требует наставления, а если не послушают, то строгого наказания 1435 ; митроп. Кирилл II писал против веры «во встречу, чох, вполаз, птичий грай и ворожбу» 1436 ; еп. Серапион (оба XIII века) – возражал против мнения, что от волхвования бывает голод и плодородие 1437 , митр. Фотий – против «узлов, примолвлений, зелья и вороженья» 1438 ; в духовных сборниках читаем о тех, которые, по захождении солнца, ничего не давали из дому, «внимали гласам куриному, враниим птичьим и лисьим», верили в сновидения и т. п. 1439 . Современники М.Грека, новгород. архиеп. Макарий и Феодосий писали в Вотскую пятину послания, в которых обличали тамошних жителей в том, что они ко всему прежде призывали «чудских арбуев», а потом уже священников 1440 . В обличениях, по обыкновению, за всякого рода суеверия угрожали «страшным судом», «гневом божиим», отлучением от церкви и т. п. религиозными наказаниями, и советовали преследовать тех, которые верили волхвованию и занимались им. В правиле митр. Иоанна говорится, чтобы их «яро казнить на возбрание злу, но не до смерти» 1441 . В слове «како жити крестьяном» повелевалось «градским властелям» казнить чародея; «в конечныя влачить муки, градским казнить законом, не щадить злых, да накажутся и оставят делать злое»; а остальным: «да не таят, да но сами пред Богом осудятся в муку». При этом угрожается проклятием «если власти отмщения законного на злых не наводят» 1442 . Митр. Фотий писал новгородскому духовенству, «христианом заказывайте, чтобы их (волшебниц – «лихих баб») не держали между собою нигде, гонили бы их от себя, а сами бы от них бегали, как от нечистоты«; причем прибавлял: «а кто не будет слушать вас, и вы тех также от церкви отлучайте " 1443 . Понятно, какое влияние на «ревновавших по вере» должны были иметь подобные наставления. Можно думать, что вследствие таких требований, происходили иногда печальные случаи сожжения волшебников 1444 , а не по причине мнимого «подражания Западу», как думал Шевырев о подобном примере, происшедшем в 1411 году во Пскове 1445 . § XIV

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

правящего дома. Главным врагом турок на Балканах к тому времени стала Венгрия, на поддержку к-рой ориентировались правители Боснии, Сербии и Валахии. Отчаянное положение К-поля, давно окруженного владениями О. и. и выдержавшего неск. осад, побудило часть визант. элиты искать помощи в Зап. Европе. Однако элита О. и. успешно играла на общем для мусульман и православных чувстве враждебности к латинскому Западу, искусно стимулировала туркофильские настроения среди византийцев и тем самым усугубляла внутренние противоречия в Византии. Ферраро-Флорентийский Собор (1438-1445) активизировал планы крестового похода Европы против О. и. Во главе крестоносцев встал венг. полководец Янош Хуньяди, уже прославившийся рядом побед над турками. В 1443 г. войско крестоносцев вступило в пределы О. и. на Балканах. Это движение началось одновременно с очередным наступлением Карамана и восстанием против османской власти правителей горной Албании, объединившихся вокруг Скандербега . Хуньяди продвигался по землям Юж. Сербии, где к нему присоединился Георгий Бранкович, овладел Софией, но наступившая зима заставила крестоносцев отойти в Венгрию. Мурад II был атакован с разных направлений. Его янычарское войско было немногочисленно, казна истощена, а пограничные беи все громче требовали отречения султана в пользу его сына Мехмеда, который своей воинственностью больше импонировал сторонникам завоевательной политики. Не дожидаясь нового вторжения крестоносцев, Мурад II пошел на заключение тяжелого мирного договора: согласился на территориальные уступки, в т. ч. восстановление Сербии в границах 1427 г. под упр. Бранковича и переход Валахии под венг. сюзеренитет. Подписав мир, в авг. 1444 г. Мурад передал власть своему сыну и удалился в Манису в обитель дервишей. Однако молодой Мехмед II оказался не в состоянии противостоять вызовам, обрушившимся на государство. Многие лидеры крестоносцев отвергли примирение с О. и. и настояли на продолжении войны. Римский папа Феликс V объявил недействительными клятвы, данные неверным.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Откуда све то? Отуда што чудесни и чудотворни Господ Христос саставио у Себи све што саставио срца са свима што на небесима и са свим што на а пре тога, саставио их са Собом свеблагим, свемилостивим, Богом и Господом: обукао их у Себе кроз свето и они се обукли у испунио их Собом, сваком Божанства кроз свето и остале свете и свете врлине, и они неуморно расту «растом 1437 у све богочовечанске и безграничности Отуда, никада што остраг а што напред сежу се за им «у човека савршена, у меру раста висине Христове», 1438 Христове, увек пред свима очима душе и пред свима чулима свога свих подвига Будите савршени као што савршен Отац ваш небески – Бог. 1439 бити благовести Свети Симеон Нови Богослов, престанак у учинио би Бесконачноме. Они иду за Бесконачним, нема Реци ми, како они могу То и сасвим Таква мисао не може ни на ум пасти светима, ни овде на док су у телу, ни тамо кад се преставе у Богу. они, се Божанске славе, озаравани и и се са потпуном и савршеном насигурно да бити бесконачно и у слави вечно. 1440 Истинско Сва неисказана богатства што су у Господу Христу, ми можемо познати и добити само Духом Духом Светим: када дух наш испунимо просветимо водимо руководимо 1441 И само примивши Духа Светога од Бога, ми можемо знати шта нам у Христу даровано од Бога. 1442 Зато се духоносни апостол и моли за ефеске а преко и за све нас: «Да Бог Господа нашега Исуса Христа, Отац славе, даде вама Духа мудрости и да га познате». 1443 – Свети апостол вели: «Бог Господа нашега Исуса Христа». Зар Господ Христос Бог, има над Собом Бога? Нема Он Бог, у свему раван Богу Оцу по Божанству. Али Он – Бог постао човек, и као човеку Бог Отац Бог. За од Свете Божанске потребна нам остале Свете Бога Оца и Бога Духа Светога. Бог Дух Свети Дух мудрости; ли Га, човек се испуни божанском. Дух Свети и Дух Божанском он у срцу открива и Исуса Богочовека, те тако духоносац долази до истинског Да, само духаносац христозналац. «Дух Свети сведочи нашему духу» ο свему Христовом и «помаже нам у нашим слабостима», те истинско и савршено ο и 1444 Никакав дух у никаквим напорима да позна Христову у божанском и спасоносном савршенству и потпуности. Το духу открива и само Дух Свети, због чега се и назива «Дух 1445 Са тих разлога духозарни апостол и благовести: «Нико не може Исуса назвати Господом осим Духом Светим». 1446 Дух Свети као «Дух уводи у сваку истину Христове богочовечанске Истине и богочовечанског подвига и Он нас учи свему Христовом. 1447 То разлог што се и целокупно Христово, сав Нови Завет назива

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Но Адам сказал: «жена, которую Ты мне дал, она дала мне плод и я его ел». Так Адам стал сваливать вину на Еву и даже на самого Бога, давшего ему жену. И сказал Господь Еве: «Что это ты сделала?» Но и Ева вместо раскаяния ответила: «змий соблазнил меня, и я ела». Изгнание из рая, 1887 Музей Родена, Париж Тогда Господь возвестил последствия совершенного ими греха. Еве Бог сказал: «В болезнях будешь рождать детей и должна повиноваться мужу». Адаму сказал: «За твой грех земля не будет плодотворна, как прежде. Терние и волчцы произрастит она тебе. В поте лица твоего будешь есть хлеб», то есть будешь добывать пропитание тяжелым трудом, «пока не возвратишься в землю, из которой ты взят», то есть пока не умрешь. «Ибо прах ты и в прах возвратишься». А диаволу, который скрывался в змее, главному виновнику человеческого греха, сказал: «проклят ты за то, что ты сделал это»… И сказал, что между ним и людьми будет борьба, в которой люди останутся победителями, а именно: «Семя жены сотрет тебе главу, а ты будешь жалить его в пяту», то есть от жены произойдет Потомок — Спаситель мира, Который родится от девы, победит диавола и спасет людей, но для этого Сам должен будет пострадать. Джованни ди Паоло, «Изгнание из рая», Музей Метрополитен, 1445 Это обетование или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение. А чтобы люди не забыли этого обещания Божия, Бог научил людей приносить жертвы. Для этого Он повелел закалывать тельца, ягненка или козла и сжигать их с молитвою о прощении грехов и с верою в будущего Спасителя. Такая жертва была предизображением или прообразом Спасителя, Который должен был пострадать и пролить Свою кровь за наши грехи, т. е. Своею пречистою кровью омыть души наши от греха и сделать их чистыми, святыми, снова достойными рая. Тут же, в раю и была принесена первая жертва за грех людей. И сделал Бог Адаму и Еве одежды из кожи животных и одел их. Но так как люди стали грешными, то не могли уже больше жить в раю, и Господь изгнал их из рая. И поставил Господь при входе в рай ангела-херувима с огненным мечем, чтобы охранять путь к древу жизни. Первородный грех Адама и Евы со всеми его последствиями, путем естественного рождения, перешел на все их потомство, то есть на все человечество, — на всех нас. Вот почему мы рождаемся уже грешными и подлежим всем последствиям греха: скорбям, болезням и смерти.

http://pravmir.ru/izgnanie-iz-raya-karti...

Евангелия сохранили многие поучения Спасителя. Среди них особое место занимает Нагорная проповедь ( Мф.5–7 ). В ней излагается тот нравственный закон, по которому Христос призывает жить Своих последователей. Нагорную проповедь можно назвать автопортретом Иисуса, поскольку в ней Он сформулировал те принципы, которые воплощал в Своей собственной жизни, те качества, которыми обладал Сам. Проповедь открывается серией Блаженств, содержащих в себе квинтэссенцию духовно-нравственного учения Иисуса Христа: 1 . Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2 . Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6 . Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 8 . Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 9 . Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 10 . Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:3–12 ). Нагорная проповедь. Фреска. Фра Анжелико. 1437–1445 гг. Этот текст, прежде всего, ниспровергает общепринятые представления о том, в чем заключается счастье. Люди полагают, что счастье зависит от материального благосостояния, от успеха в профессиональной деятельности, от благополучия в семье, от отсутствия проблем, трудностей, испытаний и скорбей. Иисус учит, что подлинное счастье (блаженство) вообще не зависит от внешних факторов: оно является внутренним достоянием человека, приобретаемым благодаря его собственным качествам. Первым в списке этих качеств стоит нищета духовная, под которой принято понимать смирение – особое внутреннее духовное состояние, происходящее от памяти о Боге и чувства Его присутствия. Смирение – отнюдь не синоним пассивности или униженности. Христианин призван к активной жизненной позиции и добрым делам, однако эти добрые дела он не должен ставить себе в заслугу, помня, что всем, чем он обладает в духовном и материальном плане, он обязан Богу. Смирение противоположно гордыне (самоуверенности и превозношению над окружающими), ставящей преграду между человеком и Богом и вносящей диссонанс во взаимоотношения человека с другими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если уничтожить одно свойство в какой-нибудь природе, то вместе по необходимости [Col. 1604] уничтожаются и все однородные свойства, а по уничтожении свойств, очевидно, уничтожаются и самые природы, которым они принадлежат. Свидетель этому слову священномученик Иустин, который в одном месте говорит: «Ничто из существующего не останется тем, что оно есть, если не достанет одного и только одного из существенных свойств его» 1445 . И следовательно, по этому новому предположению, было бы тщетно учение нашей веры. Согласно с евангелистом и апостол говорит следующее: он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба ( Флп.2:6–7 ). Если же Он, будучи образом Божиим, принял образ раба, то, без сомнения, будучи образом Божиим, Он не изображается, потому что Божество непостижимо; а как принявший образ раба, Он изображается. Потому что образ раба подлежит постижению и чрез прикосновение, и по цвету. Как же веровать, что Он стал подобным человекам, если Он не может изображаться, подобно людям? Как сказать, что Он по виду стал как человек, если Он не будет усматриваться написанным в образе человеческом? Видите, тишайшие, как Тому, которому надлежало во всем уподобиться братиям ( Евр.2:17 ), подобно которым Он и принял плоть и кровь, необходимо и изображаться подобно им; а если нет, то Он не уподобился им, и лжет сказавший это, и естество Его неодинаково 1446 . Между тем Сам Бог и Слово в одном месте говорит: а теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога ( Ин.8:40 ). Неизображаемый никогда не назвал бы себя человеком; и тот, кто может быть убитым, не может быть неизображаемым, ибо одно следует из другого и подтверждается другим. Он есть умерщвленный по плоти, оживший же духом, как сказал блаженный Петр ( 1Пет.3:18 ). Что значит это, как не сказать, что изображается по плоти изображенный Духом? Он сказал: ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:57 ). А (799) неописуемый не мог бы сказать, что Он вкушается, если только Он не есть призрак.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Сказав это, отшельник предал Го­споду дух свой. Тогда умные судьи чужой совести нехотя сознались, что они были глупы и что у Господа есть тайные рабы Его, до которых если касается дерзкий язык, жестоко обжигается. Тогда и пример Пелагии, оказавшейся искреннею подвижницею, а не осмеиваемою грешницею, сильно подействовал на многих: подобные ей решились омыть грешную жизнь свою теплым покаянием, оставили мир и вступили в монастырь. Так Пелагия (октябрь 502 г.) не только сама спаслась, но и обратила к Господу примером своим очень многих. Близок Господь ко всем при­зывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их ( Пс. 144, 18 ). Если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, пра­ведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Ин. 2, 1–2 ). День одиннадцатый. Преставление преподобного Варнавы Родиной преподобного Варнавы был Великий Устюг 880 . Здесь он был иереем и во время набегов черемисских оставил родину. Прибыв на берега реки Ветлуги, поселился он на горе Красной и подвизал­ся здесь уединенно 28 лет. Тогда в окрестности Красной горы, даже в 50 верстах, не было жилья человеческого; пустынник питался травою и редко хлебом; звери дикие не вредили жившему по воле Божией. Когда узнали о нем люди, то стали приходить к нему за наставле­ниями, и он учил страху Божиему. Преподобный Макарий пробыл некоторое время у него для бесед о спасении души, когда в 1439 году проходил на реку Унжу. Блаженный скончался 11 июня 1445 года 881 . По кончине его ученики его и вновь пришедшие иноки построили храм во имя Святой Троицы, а другой над гробом преподобного во имя святителя Николая и составили обитель, которая пользовалась потом уважением 882 . Мощи преподобного Варнавы были свидетельствованы по рас­поряжению патриарха Иоасафа в 1639 году по случаю чудес, совер­шившихся при гробе его. Ветлугские священники Иоанн и Онисифор по совести священнической свидетельствовали, что первый из них тяж­ко страдал глазною болезнью, а по совету иноков обители помолился на гробе преподобного Варнавы и получил зрение; другой там же полу­чил исцеление от болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1443 «Учители христианские приняли за правило пред Евангелием зажигать и носить свечи и лампады: 1) во означение света Евангельского, просвещающего всякаго человека, грядущаго в мир; 2) в знак своего уважения и усердия к святым догматам учения Христова. Сему обыкновению Восточной Церкви, как Матери Церквей, последовали и другие христианские страны. Впоследствии стали ставить свечи и зажигать лампады и пред другими священными предметами, пред гробами мучеников, пред иконами святых и проч., в ознаменование своего благоговения к святыне» ( Дмитриевский И. Изъяснение Божественной литургии. С. 91). «Известие учительное» (в главе «Сосуды священнии к служению потребни») указывает: «Аще кроме свещ литургисати начнет иерей, смертно согрешит». 1445 Зигабен на Пс.54 (см. также сн. 2 там же, из слов святого Кирилла: «Выражение “возлагать заботу на Господа» не означает состояния совершенной безболезненности и бесчувствия, но то, когда при заботливости по мере силы каждого возлагаем всё на помощь Божию, могущую и подкрепить немощь нашу, и то, о чем заботимся, увенчать добрым окончанием. Итак, хорошо псалмопевец ведет нас к благоговению, потому что Господь, приводящий всё неизреченной Своей силой в бытие, может подать пищу всем, когда возложим на Него надежду. Что же значит “возлагать надежду»? Устранив ум от всего мирского, заботиться об угождении только Ему»). 1464 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне. И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре»:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Вероятно, по побуждению Рейхлина, М. после окончания учебного года покинул Пфорцхайм и поступил в Гейдельбергский ун-т; 14 окт. 1509 г. его имя было внесено в университетский матрикул. За 2 года он прослушал курсы традиц. схоластической логики, риторики, физики и др. свободных искусств (см.: Artes liberales ) и 10 июня 1511 г. получил степень бакалавра искусств (baccalaureus artium in via antiqua). В Гейдельберге М. жил в доме профессора теологии П. Шпангеля (ок. 1445-1512), к-рый был в теологии сторонником традиц. томизма и следовал линии теологов-августинцев, вносивших в учение Фомы Аквинского нек-рые элементы августинизма: Эгидия Римского (ок. 1243-1316) и Фомы Страсбургского († 1357). Оставаясь традиционалистом в теологии, Шпангель вместе с тем был сторонником гуманистической педагогики: он учился у Р. Агриколы (ок. 1443-1485), был хорошо знаком с И. фон Дальбергом (1445-1503), Я. Вимпфелингом (1450-1528) и др. нем. католич. гуманистами. Возможно, именно под влиянием Шпангеля у М. сформировалось нейтральное отношение к схоластической теологии, сохранявшееся до знакомства с идеями Лютера. В период обучения в Гейдельберге и позднее в Тюбингене М. не проявлял глубокого личного интереса к теологическим вопросам, однако считал сам по себе схоластический метод вполне уместным в теологии, выступая против схоластов лишь в той мере, в какой они являлись противниками гуманистической учености. Вероятно, в доме Шпангеля М. познакомился с Вимпфелингом; он посвятил ему небольшое хвалебное стихотворение, к-рое является наиболее ранним из известных ныне сочинений М. (текст см.: CR. Vol. 20. Col. 765; Melanchthon Ph. Suppl. Bd. 6. Tl. 1. S. 1-2). Это стихотворение было опубликовано вместе с аналогичными по характеру стихами др. нем. гуманистов как приложение к сочинению Вимпфелинга «Защита схоластической и новой теологии» (Contra turpem libellum Philomusi Defensio theologiae scholasticae et neotericorum, 1510), направленному против радикального гуманиста Я. Лохера (1471-1528), который в поэтической форме высмеивал использование схоластического метода в теологии. Во время обучения в Гейдельберге у М. завязались дружеские отношения со многими студентами, впоследствии ставшими видными деятелями немецкой Реформации, в т. ч. с Т. Билликаном (1491-1554), Э. Шнепфом (1495-1558), Й. Бренцем (1499-1570) и др. ( Scheible. 2016. S. 22-24).

http://pravenc.ru/text/2562808.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010