60. Прежде 1431 г. Его же поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей Из рукописи синодальной библиотеки 562, л. 282–294. Издано было в «Дополнениях к Актам Историческим», т. I, 181, по списку с современными (XV) в. поправками, которые не всегда удачны. Важнейшие разночтения этого издания приведены с буквой А. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, к священническому всему и иноческому чину, о великом Божьем священстве, еже елико есть отстоящее небо от земли, толико отстоит христово священнодействуемое таинство от всякого превышьшего сана 2434 паче мирского; еже священник священно руками свершает, иже есть и самим ангелом страшна и ужасна Ибо блаженные Пророки очи нам быша, сокровенная явлена вся нам показаша, ради житием 2435 , ради явлением 2436 , ради нашествием Святого Духа: и 2437 не убо бывшая глаголюще, но и последним родом хотящее быть превеликое видение и деяние живонаписавше, темже и еже Сына Божьего ради плотского пришествия мирови проповедавше, еже от пречистой Богородицы Марии рождество, и еже с человеками пребывание, и наздание паки бытия к первой породе. 2438 Смотрите же убо о сем, как о многоразлична есть премудрость Творца нашего Христа Владыки! Сокрушен бо древле обретшу 2439 ему свой образ от греха и боговидного сана отложивша подобие 2440 , и претвори убо сего и назда, тако на первую доброту возведе, паче на оно большее, и назда убо всяко наше естество без крушения, и якоже юдесы себе нас створи; и сего же ради убо подобает быть юдесам, главе подобным, еже яко Христос божественным воплощением в человечество воплощеся, и сим к сему приобщением первее сам 2441 о себе соверши на тайной вечери, сам свое тело священнодействова и свою кровь дав на пищу и питие Апостолам, в образ всем верующим, хлеб же и вино прием и преложив сия в плоть свою священноначальным и божественным Духом, и в таковую же убо высоту 2442 и славу непобедимую смеренное наше естество вознесе человеколюбец Творец 2443 наш Христос Владыка: своим бо ученикам и Апостолам богатное подав, своего дела им вручив действовать, и рукоположи их, яко иных бог и седетелех 2444 , действом вседетельного Духа могущих творить великие божественные силы [и] дела; и сего же тако Апостолы сподобишася, и вселенную уловиша и богоразумием просветиша 2445 , и закон и священничество предаша, и церковь укрепиша.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В 1429 г., по смерти новгородского архиепископа Евфимия, он объявил им, что до тех пор не поставит им нового архиепископа, пока они не сдадутся на его требования. Но вскоре последовавшая затем смерть самого Фотия (1431 г.) оставила спор нерешенным, Еще в начале своего управления русской церковью, в 1411 г., митрополит Фотий услужил московскому князю Василию Дмитриевичу тем, что был посредником в заключении почетного для великого князя брака его дочери Анны с старшим сыном КПльского императора Мануила Иоанном, а к концу своей деятельности сказал сыну и преемнику Василия Дмитриевича Василию Васильевичу (1425–1562 гг.) и еще более серьезную услугу. По смерти Василия Дмитриевича в 1425 г. его место по праву старшинства должен был занять родной брат его, князь звенигородский и галичский Юрий Дмитриевич; между тем Василий Дмитриевич посадил на великокняжеском столе своего сына Василия, желая начать этим новый порядок престолонаследия. Обиженный князь Юрий открыл против Василия Васильевича военные действия. Но, сознавая слабость своих сил, начал искать примирения. Москва не соглашалась на перемирие и требовала от Юрия полного мира и отречения от своих претензий. С предложением московских условий к нему в Галич отправился митрополит Фотий и, когда Юрий стал упорствовать, митрополит оставил Галич, лишив его вместе с князем своего благословения. Тут, по рассказу летописей, за словами митрополита последовала сверхъестественная помощь: в Галиче открылся страшный мор. Князь Юрий принужден был воротить митрополита с дороги и просить его о прекращении Божьей кары, обещая покорность Москве. По молитве Фотия мор прекратился, и мир был заключен. Правда, по смерти митр. Фотия в 1431 г., Юрий Дмитриевич возвратил Василию Васильевичу свои крестоцеловальные грамоты и отправился в Орду искать великого княжения, вследствие чего и Василий Васильевич должен был ехать туда же. Возвратившись из Орды в следующем 1432 г., великий князь Василий Васильевич мог заняться вопросом о преемнике митрополиту Фотию. Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло, что митрополит из греков считался уже для нее нежелательным. Среди русских уже начинала бродить мысль о том, чтобы не только избирать митрополитов у себя дома, но здесь же и поставлять их независимо от КПля. Недаром в двух списках чина поставления в епископы 1423-го и 1424-го годов (выработанного еще при митрополите Киприане), читается такое обещание хиротонисаемого: «еще же и на том обещаваются: не хотети ми приимати иного митрополита, разве кого поставят из царя-града, как есмы то изначала прияли». В настоящем случае в Москве решили избрать митрополита из своих русских людей, но вследствие политических замешательств, не успели устроить этого дела в скором времени, так что Москву успел опередить литовский князь Свидригайло. В 1432 г. он послал в КПль ставиться в митрополиты смоленского епископа Герасима. Герасим (1433–1435 гг.)

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

В 1589 г., с учреждением Патриаршества, Москва стала стольным градом Патриарха, а Московская епархия составила Патриаршую Область. Именовалась: с 862 г. (?) – епархия России; с 882 г. (?) – митрополия Киевская и всея Руссии («Святейшая Митрополия России»); с 03.05.1461 – митрополия Московская и всея Руссии; с 1589 г. – Московский и всея России Патриархат. Викарная кафедра: Владимирское наместничество. В Киеве 862/863 (?) после 868 имена иерархов неизвестны Митрополиты Киевские и всея России Ок. 882? (или 09.988? 15.06.992) В Киеве, затем в Переяславе (?): 991/992 1007 (?) В Киеве (с 1037 г.): 1035 31.08.1089 06.12.1104 04.1121 08.03.1126 1127 (или 1131) 26.07.1147 1154 (1156) Климент Смолятич, паки 1155/1156 03.1159 08.1160 1161/1162 12.05.1166 19.08.1220 1224(06.01.1225) 12.1240(?) 1241(1242?) 27.11.1281 18.04.1299 Во Владимире-на-Клязьме (с 1299 г.) 18.04.1299 06.12.1305 06.12.1305 1308(1309) Св. Петр Волынянин В Москве 1321 21.12.1326 21.12.1326 11.03.1353 11.03.1353 30.06.1354 30.06.1354 12.02.1378 02.1378 03.05.1380 10.1382 10.1382 (1389) Пимен Грек, паки 15.10.1385 06.03.1390 16.09.1406 Св. Киприан Сербианин Цамблак, паки 01.09.1408 02.07.1431 07.1431 02.04.1437 09.04.1441 04.1441 15.12.1448 в/у св. Иона Одноушев, паки 15.12.1448 31.03.1461 Митрополиты Московские и всея России 09.05.1461 13.09.1464 11.11.1464 05.04.1473 04.06.1473 29.06.1473 в/у св. Геронтий 29.06.1473 28.05.1489 28.05.1489 26.09.1490 26.09.1490 17.05.1494 20.09.1495 30.04.1511 03.08.1511 18.12.1521 27.02.1522 02.02.1539 09.02.1539 03.01.1542 19.03.1542 30.12.1563 05.03.1564 16.05.1566 25.07.1566 04.11.1568 11.11.1568 08.02.1572 Кирилл 05.1572 01.1581 Антоний 02.1581 13.10.1586 11.12.1587 26.01.1589 Московский и всея России Патриархат Всероссийская Патриаршая кафедра учреждена по инициативе царя Феодора Иоанновича и трудами правителя боярина Бориса Федоровича Годунова Архиерейским Собором 1589 г. Всероссийская Патриаршая кафедра является пятой в порядке патриарших кафедр Вселенской Православной Церкви, что было определено на Соборе восточных православных патриархов 1593 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если задаться вопросом о том, кем мог быть мастер этого креста, то вряд ли удастся найти на него точный ответ. Тем не менее мы знаем о мастере Молотковского креста не так уж и мало. Известно его имя: Серапион. Время жизни: середина XVbeka. Характерными его особенностями были книжная грамотность, тяготение к «греческой» (византийской) учености, осведомленность в криптографии, знакомство с лучшими иконографическими образцами своего времени. Для того чтобы попасть на страницы новгородских летописей, этих качеств, вероятно, было недостаточно. Летописи не знают такого персонажа, но имя некоего Серапиона сохранили другие новгородские источники. В 1431 году в пригородном Лисицком монастыре был создан Сборник с Поучениями Исаака Сирина (РГБ, ТСЛ 175), написанный двумя писцами. На л. 470 этого Сборника один из переписчиков оставил запись, сохранившую для нас время и место создания книги, а также его имя: «В ле(то) 6939 инди(к)[та] 9 м(с)ца иу(л)[я] 2 конца достиже книга стго Исака Сирина в обители Прч(с)тыя Бгомтре ч(с)тнаго ея рожь(д)ства на Лисичеи горке, в пределе Великаго Новаго гр(д)а иеромона(х) Серапион маза». Характерно, что после этой приписки следует тайнописный текст 246 . Хорошо известно, что Лисицкий монастырь был не только одним из крупнейших книжных центров конца XIV–XV века, но и главнейшим проводником второго южнославянского влияния в Новгороде 247 . В данном случае может быть не менее важным его непосредственное соседство с церковью Спаса Нерукотворного на Поле. Заманчиво было бы идентифицировать «каменописца» Серапиона с Серапионом Лисицким. Хронологические расчеты этому не противоречат. Если в 1431 году, например, в возрасте 25–30 лет, он участвовал в создании Сборника, то в 1463 году ему должно было быть около 60 лет- возраст хоть и почтенный, но вполне реальный. Персонологические изыскания – достаточно трудная задача, а найденные параллели, приводящие к идентификации или параллелизации исторических персонажей, зачастую оказываются зыбкими, но определенная польза от подобных исследований, безусловно, есть.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Последним «авиньонским папой» был Григорий XI (1370–1378 гг.), который вынужден был переехать в Рим, чтобы удобнее вести войну с восставшей Флоренцией. В преемники ему избрали сразу двух пап: в Риме — Урбана VI (1378–1339 гг.), в Авиньоне — Климента VII (1378–1394 гг.), Так «Авиньонское пленение» переросло в «Великий раскол» папства (1378–1417 гг.). При этом даже Папская область распалась на ряд воюющих частей. Своего рода предтечей Реформации стал в это время Джон Уиклиф († 1384 г.) — английский богослов, проф. Оксфордского университета. Задолго до Лютера он выступил против торговли индульгенциями, почитания святых и призывал к отделению Английской Церкви от Рима. В 1381 г. завершил перевод Библии на английский язык. Пользовался защитой короля, пока его учение не было подхвачено плебейской ересью лоллардов, которые выступили под знаменами Уота Тайлера. После подавления восстания оно было осуждено, но оказало влияние на Яна Гуса († 1415 г.), также осуждавшего торговлю индульгенциями и требовавшего коренной реформы Церкви по образцу первохристианских общин. В 1414 г. он был осужден Констанцским Собором (1414–1418 гг.), который положил конец «Великому расколу» папства. Он был созван по настоянию императора Сигизмунда в Констанце (совр. Швейцария) и был самым представительным Собором Средневековья. Он низложил всех трех существовавших тогда пап и избрал Мартина V. По делу о ересях было осуждено учение Дж. Уиклифа, Гуса и Иеронима Пражского. Все трое сожжены как еретики (Уиклиф — посмертно). Принято пять декретов о реформе Церкви. Последовавший вскоре Базельско-Флорентийский Собор (1431–1449 гг.) продолжил развитие реформ, отстаивая соборное верховенство над папой. Папа Евгений IV (1431–1447 гг.) не стерпел потери инициативы и объявил Собор распущенным. Продолжение деятельности Собора произошло во Флоренции, где в 1439 г. была подписана Флорентийская уния с православными. Однако главный сторонник унии русский митрополит Исидор по возвращении в Москву был низложен. Константинополь также отказался от унии через 11 лет по требованию православного народа.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

10 В рукописи написано над строкой. Так в рукописи. Так в рукописи. Высоко-Петровский монастырь в Москве, находится на ул. Петровка. Основан предположительно в 1315 г. митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси свт. Петром († 1326 г.). Закрыт в 1929 г. В 2009 г. возобновлена богослужебная деятельность. Так в рукописи. Московский Новинский Введенский Богородицкий монастырь, что на Бережках, основан митрополитом Фотием († 1431 г.) в 1425–1431 гг. В 1764 г. упразднен. В рукописи неразборчиво, дата предположительная. Заиконоспасский монастырь в Москве, находится в Китай-городе на Никольской улице. Основан в XVII в. С 1687 г. здесь функционировала школа Иоанникия и Софрония Лихудов – первое высшее учебное заведение в стране. Позднее школа стала называться Славяно-греко-латинской академией. В советские годы здесь размещалась телестудия, с 1992 г. – патриаршее подворье. Московский Новоспасский монастырь, расположен на Крутицком холме на берегу Москвы-реки. Основан в 1490 г. великим князем Иваном III. В 1764 г. лишился своих вотчин, в 1918 г. закрыт, на его территории организован концентрационный лагерь. С 1991 г. началось возрождение монашеской жизни. Рафаил (Краснопольский), настоятель Заиконоспасского монастыря в 1703–1704 гг. В 1708 г. хиротонисан во епископа Холмогорского и Важского, позже возведен в сан архиепископа. Китай-город, район Москвы. Алексеевский девичий монастырь, находился на месте современного храма Христа Спасителя. Основан в 1360 г. московским митрополитом Алексием. В 1837–1838 гг. перемещен на Верхнюю Красносельскую улицу и стал называться «Ново-Алексеевским монастырем». Далее в рукописи одно слово неразборчиво. Так в рукописи. Покровский монастырь в Москве у Покровской заставы. Основан в 1635 г. царем Михаилом Федоровичем. В 1680–1731 гг. приписной к московскому Заиконоспасскому монастырю. В 1929 г. закрыт. В 1994 г. возвращен Русской Православной Церкви. Белогостицкий Георгиевский монастырь, располагался на береги реки Векса недалеко от Ростова. Предположительно основан в XV в. архиепископом Ростовским Григорием († 1416 г.), приписной Ростовского архиерейского дома. Оставался действующим до 1920-х гг., после чего передан Ростовскому музею, в 1940–1960-х гг. являлся тюрьмой. В 2012 г. началось восстановление монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

Аргументы великого князя Василия и самого митрополита Ионы в оправдание действий, предпринятых в 1448 году, неизбежно менялись в зависимости от ситуации. Это явствует из нескольких сохранившихся документов, хотя в данный период многочисленные личные контакты между Москвой и Константинополем, вероятно, также имели место. В 1448–1451 годах официальная позиция по данному вопросу была следующей: избрание Ионы – чрезвычайное решение, принятое из–за действий Исидора и не создающее прецедента на будущее. Польско–Литовским князьям Иона писал, что его поставление совершилось по каноническим правилам, «по воле святого [Константинопольского] императора и благословению вселенского патриарха». Это парадоксальное утверждение основывалось на том, что после смерти митрополита Фотия русским якобы обещали, что следующим митрополитом станет Иона 794 . Киевскому князю Александру Владимировичу, который признал Исидора в 1440 году, Иона заявил, что кафедра митрополита оставалась вдовствующей с 1431 года. Причиной тому были «сомнения и разногласия между императорами и патриархами» и «насилие от турок и латинян». Кроме того, в соборе Святой Софии в Константинополе поминался папа 795 , однако все монастыри и церкви Византии воспротивились унии, и в таких обстоятельствах было неизбежно, что великий князь Московский поддержал независимые выборы православного митрополита Киевского и всей России, поскольку прецеденты для такого избрания имели место в Киеве 796 (однако не в Москве и не во Владимире), а Патриархат заранее, еще в 1431 году, одобрил избрание Ионы 797 . Интересно, что поставление Ионы митрополитом Киевским признали не только в Москве, но и в Польско–Литовском государстве. Король польский Казимир IV произвел над ним официальную инвеституру и предоставил ему возможность по традиции назначить своего викария в Вильну; в свою очередь митрополит не поскупился на слова благодарности 798 . Епископ Брестский Даниил был вынужден официально просить прощения у Ионы за то, что принял рукоположение от Исидора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Церковь осуждает любую крайность жизни духа (за исключением опыта святых и мистиков): как его усыпление, так и, напротив, излишнюю экзальтацию. Чтобы умерить страсть к конкретному и излишнему самоуглублению, духовные учителя предложили образец благочестия, названный «современным благочестием» (фламанд. devotio moderna). Оно опиралось на полное любви созерцание воплощенного Бога, Христа-Человека, настолько близкого, что можно Ему подражать, – к этому призывает важнейший духовный трактат той эпохи «О подражании Христу» Фомы Кемпийского (ок. 1379–1471). В противовес «новому благочестию» возникали бесчисленные братства друзей Божиих (как называли это рейнские мистики): начиналась эпоха создававшихся с благочестивыми целями братств, которые заполняли образовавшуюся пустоту и, видимо, стремились преодолеть тревогу и чувство одиночества. Наконец, христианский народ, вовлеченный в межнациональные распри, смог придать понятию нации менее узкое значение, в большей степени соответствующее Евангелию и учению о Церкви. Так, сожженная в 1431 г. в возрасте восемнадцати лет Жанна д’Арк изгнала англичан из Франции, движимая убежденностью, что существует одна справедливость, одно право и одно призвание для всех наций: она освятила земную нацию, приблизив ее к Царству Небесному, хотя приняла осуждение от тех людей, которые были призваны воплощать собой Град Божий, но поставили себя на службу земной политике. Пятьдесят лет спустя в декабре 1483 г. отшельник-мистик Николай Флюйский, крестьянин по происхождению, объединил родную Швейцарию, примирив мудрыми словами христианина участников Станского сейма. Конфедераты осознали, что он спокойно, но героически отстаивал национальный идеал. § 3. Концилиаризм и папская супрематия 1. Папство и концилиаризм. Базельский собор Ренессансные папы были охвачены страхом перед богословием концилиаризма и порожденным им соборным движением. Папа Мартин V, объявивший, наконец, о созыве нового Вселенского собора, не дожил до его открытия. В соглашении, которое заключил конклав, избравший папой Евгения IV (1431–1447), племянника Григория XII, кардиналы обещали, что тот, кто будет выбран, будет действовать в интересах приближающегося Вселенского собора, будет соблюдать правила Констанцского собора при назначении кардиналов, советоваться со священной коллегией по вопросам папской администрации и проведет реформы в церкви. Аналогичное соглашение еще в 1352 г. подписал конклав, избравший Иннокентия VI, такие же соглашения будет подписывать почти каждый конклав вплоть до Реформации, однако каждый новый папа забывал о них сразу после конклава и следовал собственному курсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

диптих, изображающий достойного (А.) и недостойного (Михаил-Митяй) архипастырей. Повести были включены в летописный свод 1409 г., к-рый отразился в пергаменной Троицкой летописи, сгоревшей в 1812 г., Рогожском летописце и Симеоновской летописи. Мощи А. были открыты в 1431 или 1438 г. при ремонте Благовещенского придела собора Чудова мон-ря, где находилась гробница святителя. Косвенная дата, сообщаемая рассказом об открытии мощей (60 лет после смерти, т. е. 1438), не согласуется с именем митрополита, при к-ром произошло событие (в повести называется Фотий , умерший в 1431, тогда как в 1438 Главой Русской Церкви был Исидор ). Учитывая, что точная дата кончины А. (год, месяц, число и день недели) была надежно зафиксирована летописью, более вероятно предполагать, что автор повести об открытии мощей, созданной в окружении св. митр. Ионы , не желал связывать обретение мощей великого Московского святителя с именем митрополита-униата. Из-за продолжительной усобицы князей московского дома прославление А. задержалось еще на десятилетие. В 1448 г. митр. Иона установил празднование успения и обретения мощей А. После этого почитание А. (первоначально в границах Великого княжества Московского) получило самое широкое распространение. Наряду с митр. Петром (и позднее свт. Ионой) А. стал олицетворением Русской Церкви (митрополичья кафедра начала официально именоваться «престолом Московских чудотворцев») и Московского гос-ва. Уже в «проклятой» грамоте кн. Дмитрия Юрьевича Шемяки вел. кн. Василию II Васильевичу нач. 1448 г. А. фигурирует среди рус. святых - гарантов крестного целования вместе с митр. Петром, свт. Леонтием, еп. Ростовским и прп. Сергием Радонежским (ПСРЛ. Т. 25. С. 269). Начиная с 1472 г. (похода вел. кн. Иоанна III на Новгород) обычаем становится моление московских правителей у гробниц святителей (в т. ч. А.) перед военными походами. Между 1483 (закладка трапезной ц. во имя А. в Чудовом мон-ре) и 1503 гг. (строительство собора) мощи святителя были перенесены в новую трапезную церковь. В 1501 г. по повелению вел. кн. Иоанна III в Чудовом мон-ре был заложен новый собор на месте разобранного старого, построенного еще самим А.; освящен в 1503 г. В нояб. 1518 - июне 1519 г. у раки А. совершился ряд отмеченных летописью чудесных исцелений больных различными недугами (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 31-33). В 1522 г., во время прихода под Москву крымского войска хана Мехмед-Гирея, А. вместе с др. Российскими чудотворцами явился жителям города в видении крестного хода с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери , знаменуя заступничество от вражеского нашествия.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Если же мы примем во внимание, что Виссарион, именуемый в послании иеромонахом, был рукоположен в 1431 г., мы должны будем сделать вполне резонный вывод, что письмо написано в 1431 г. Однако в нем говорится о времени сбора винограда, так что мы вынуждены предположить, что речь идет об осени 1430 г., что совпадает со временем возвращения из путешествия настоятеля монастыря Пантократор 547 . Однако, в таком случае, почему же автор письма именует Виссариона иеромонахом? Если мы возвратимся к мысли о том, что это был 1431 г., то, принимая во внимание, что путешествие настоятеля Манганского монастыря окончилось весной 1431 г., зачем тогда упоминается сбор винограда? Только в том случае, если автор письма находился на подворье монастыря с весны 1431 г. или еще раньше по различным делам и планировал остаться там, «пока не пройдет время сбора винограда», мы можем утверждать, что послание написано в этом году. В любом случае, учитывая то, что русский митрополит Фотий, о котором просит известий автор письма, а также и адресат послания, Иосиф Вриенний , умерли в том же, 1431 г., то этот год, по крайней мере, должен быть признан в качестве terminus ante quern. Эта дата имеет отношение и к путешествию Вриенния, о котором, как мы уже сказали раньше, упоминается в данном послании. Вопрос состоит в том, была ли поездка осуществлена в Россию или куда-либо еще. Можно по праву отрицать возможность осуществления Вриеннием путешествия в Россию 548 по причине его преклонного возраста: ему было тогда 80 лет. Однако то, что неизвестный автор определенно связывает его путешествие с фигурой митрополита Фотия и спрашивает о нем у недавно возвратившего Вриенния, не имеет ли тот слова «от него к нам», направляет нашу мысль к предположению о том, что путешествие это все же имело своей целью Россию. Упоминание о рискованности переезда, очевидно из-за расстояний и возраста Вриенния, подтверждает это предположение: «Мы весьма желаем и молимся о том, чтобы Бог сопровождал твое преподобие и ты возвратился в обитель в здравии и безопасности, дабы нам иметь в тебе утешение и помощь для многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010