п. ; и вторая группа армян, которые в полемике со свт. Иларионом представили некоторые положения вероучения именно Армянской Церкви . Последние, в отличие от армян-павликиан (манихеев), принимают «вся предания церкви соборныа», более умеренную христологию, не отвергающую реального Боговоплощения, однако содержащую учение о нетленном едином естестве во Христе, принятое, по их мнению, на церковных Соборах , держатся только трех Вселенских Соборов «до четвертаго собора, иже в Халкидоне», который отвергли, приняв, по мнению св. Илариона, «Евтихиево и Диоскорово злословие» . Помимо вероучения, вторая группа армян отстаивала и обрядовые установления Армянской Церкви: прибавку к Трисвятой песни, использование на литургии опресноков и вина, не соединенного с водою, непочитание креста пока его не «крестят» и др. . Острую полемику вызвал и пост Арцивуриев , установленный, согласно св. Илариону, неким еретиком-проповедником Сергием, предание о котором св. Иларион, видимо, черпает из антиармянских греко-византийских источников (этот вопрос мы подробнее рассмотрим в следующем параграфе). Также указание на эти две различные традиции вероучения: «ересь Павликейскую и Манихейскую», с одной стороны, и «Арменскую ересь» — с другой, мы видим и в некоторых других летописных текстах . 4. Термин «недели Серкизовы» в «Поучении свт. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси, о важности священного сана и обязанностях священнослужителей» Свт. Фотий был родом из греческого города Монемвасия. После кончины свт. Киприана патриарх Константинопольский Матфей (1397–1410 гг.) в 1408 г. хиротонисал Фотия в митрополита Киевского и всея Руси (1408–1431 гг.) при Московском князе Василии I Дмитриевиче (1371–1425 гг.) . Большой интерес представляет термин «недели Серкизовы» в «Поучении свт. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси о важности священного сана и обязанностях священнослужителей», созданном до 1431 г. В поучении о посте свт. Фотий говорит следующее: «Иные же вся дни того святаго великаго поста потщите себе с сухоядением проважати, и прочаа дни чрез всего лета среду храняще и пяток с сухоядением, иногда же и понеделок, разве великих недель по Христове Воскресении, и по Христове Рождестве, и по Сшествии Святого Духа, и недели Серкизовы, еже не предано постити, но чрез вся та неделя мясо ясти» .

http://bogoslov.ru/article/6192778

Однако, прежде чем встречаться с латинянами, император созвал у себя во дворце «византийский» Собор, желая заручиться согласием Восточной церкви и выработать общую позицию. И он его получил, хотя известный богослов монах Иосиф Вриенний (1350–1432) заявил частное мнение против объединительного Собора в Италии, да и сам Константинопольский патриарх Иосиф (1416–1439), незаконнорожденный сын Болгарского царя Иоанна Шишмана и гречанки, неофициально продолжал высказываться за его проведение в Константинополе. Под его давлением уже решившийся на проведение объединительного Собора на Западе император Иоанн VIII Палеолог в 1433 г. вновь предложил папе собраться в Константинополе. Но уже через год василевс пересмотрел это решение, справедливо полагая, что в настоящий момент провести Собор в Константинополе совершенно невозможно 821 . С этого года переписка между папой и императором приняла системный характер. Правда, в ходе униальных переговоров василевс передал инициативу греческой иерархии, после чего патриарший двор начал вести самостоятельную переписку с понтификом. Сам же император руководил процессом, как равноудаленная, но очень заинтересованная сторона. С завидной регулярностью патриаршие послания византийским послам в Базель уходили раньше императорских. Более того, текст, созданный в канцелярии патриарха, как правило, затем воспринимался василевсом. Правда, с 1436 г. патриаршие и императорские послания на Запад начали совпадать по тексту и по дате, что свидетельствует об усилении активности императора в данном вопросе. Пока шла подготовка к Собору, папа Мартин V скончался. Решением кардиналов новым Римским епископом был избран венецианец Евгений IV (1431–1447) – человек деятельный, но не отличавшийся тонким политическим чутьем и тактом. С началом его понтификата надежды на воссоединение Церквей, казалось, развеялись, как дым. Убежденный в абсолютном характере папской власти, он вскоре вступил в жестокий конфликт с противоположной партией, что едва не привело к новому расколу Западной церкви. Когда отцы Базельского Собора объявили, что Вселенский Собор стоит над папой, Евгений IV в конце 1431 г. своей буллой «Quoniam alto» распустил его. Однако епископы, собравшиеся в Базеле, и не подумали выполнять приказ понтифика, а встали на сторону врага апостолика Германского императора Сигизмунда (1410–1437). Они успешно подготовили основания для примирения с умеренным крылом «гуситов» и высоко подняли авторитет Германского императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. Просто так Закрыв глаза и перышком играя, Впадая в деланный холодно-мутный транс, Седлает линию… Ее зовут – кривая, Она вывозит и блюдет баланс. Начало? Гм… Тарас убил Андрея Не за измену Сечи… Раз, два, три! Но потому, что ксендз и два еврея Держали с ним на сей предмет пари. Ведь ново! Что-с? Акробатично ново! 4. Ответ на 3, Сергей Швецов: Забыл, что некоторые тут не понимают шуток. Да, и о базельском соборе 1431-49 гг. почитайте что-нибудь. И о великой западной схизме. О гуситских войнах. Это все как раз тогда происходило. Второй комментарий не лучше первого - набор трескучих фраз, лишенных логики и взаимосвязи с чем либо - причем тут некие непонятные шутки, Базельский собор, борьба за ппапсктй престол, папство Евгения IV, антипапство Феликса V, гуситские войны к Московскому Собору 1441 года, созванному при Великом Князе Василии II Темном и осудившим Ф.-Ф. унию 1439 г.? Если бы антипапа Феликс пользовался поддержкой большинства монархов, то в истории он бы был папой, а антипапой стал бы Евгений ...( шутка))).... Евгений хоть как то пытался играть роль организатора крествого похода против турок-османов, в отличие от якобы пользовавшегося " поддержкой бодьшинства монархов " , а по факту политически недееспособного и последнего в истории антипапы Феликса...так что, как раньше тут говорили на форуме - учите матчасть, можете и про Базельский собор почитать, чтобы не накидывать тут глупости- вбросы.. 3. Ответ на 2, р.Б.Алексий: Забыл, что некоторые тут не понимают шуток. Да, и о базельском соборе 1431-49 гг. почитайте что-нибудь. И о великой западной схизме. О гуситских войнах. Это все как раз тогда происходило. 2. Ответ на 1, Сергей Швецов: спас православие на Руси тогдашний глава Русского государства Великий князь Василий Васильевич Тёмный… Православие на Руси спас тогда антипапа Феликс V, которого поддерживало большинство европейских монархов

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/19/na...

Однако, митрополит и великий князь не обратились в Константинополь с просьбою об устранении Киприана от кафедры митрополии всея России (таковым он являлся по титулу «Киевского») и о поставлении патриархом в митрополиты, в случае упразднения кафедры, нового кандидата. Они решили избрать будущего митрополита сами и в самой России, причем, св. Алексий хотел назначить своим преемником пр. Сергия, но смиренный инок отклонил этот выбор. Великий князь тогда предложил на митрополию своего духовника и любимца, священника Митяя (Михаила). По своей начитанности и уменью красноречиво и с достоинством рассуждать, он был в то время передовым человеком, но по своему нраву был человек заносчивый и высокомерный. Митр. Феогност украсил Москву каменными церквами; св. Алексий умножил в ней число монастырей. До него были четыре монастыря: Данилов, Спасский придворный, Богоявленский и Петровский; он построил три монастыря сам и благословил построить четвертый монастырь другого: три монастыря суть: Чудов, Спасский-Андронников и Алексеевский. Четвертый монастырь в Москве, устроить который св. Алексий благословил другого создателя, есть Симонов монастырь, построенный племянником пр. Сергия. Св. Алексий имел долгоденственную жизнь и окончил дни свои в глубокой старости: он скончался 80 или даже 85 лет, 12 февраля 1378 года. Погребен был в Чудовом монастыре. В 1431 году при митр. Фотии, по случаю перестройки церкви, были обретены его мощи. По Никоновской летописи «в лето 6939 (1431) во княжение вел. кн. Василия Васильевича, при св. Фотее митр. Киевском и всея Руси, обвалися верх церковны во время священныя литоргия и священнику еще не изшедшу из алтаря, но невредим бысть; и тако тоя церкви место очистивше и начаша копати, хотяще основати новую церковь каменну; и сице копающе обретоша свещенное тело Алексия митрополита киевскаго и всея Русии, сице же и ризы его целы, месяца Маиа в 20 день». В конце 1448 – начале 1449 года при митр. св. Ионе было установлено торжественное празднование его памяти. Преподобный Сергий Радонежской

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Но время показало, что решения собора не вошли в жизнь РКЦ. Во-первых, реформаторы были половинчаты по целям и задачам: они объявили собор выше папы, а, с другой стороны, избирали папу для утверждения соборных решений. Во-вторых, реформаторами двигало не желание искоренить недолжное, а корыстные цели: экономические, национальные, соображения карьеры. И папы в беседах с отдельными нациями легко договорились о сохранении своих интересов. Так, например, для Франции папа отменил на 10 лет право аннатов, по которому в течение одного года доходы вновь поставленного епископа отправлялись папе. Приняв решение реже употреблять индульгенции, собор преследовал лишь цель поднять их роль. Ярким примером является и вопрос Яна Гуса. В Чехии он протестовал против папских злоупотреблений, говоря: «Единственная глава - Иисус Христос, единственный авторитет в религиозных вопросах - Священное Писание; верующая совесть не может подчиняться внешней силе». Яна Гуса вызвали на собор. Сигизмунд дал клятву при этом, что не будет насилия. Но, по прибытии, Гуса арестовали. Мартин V заявил, что клятва еретику не требует исполнения. От Гуса потребовали отречься от своих воззрений, но он отказался, сказав: «Отрекшись от истины, я изменю совести». Формального отречения от него тоже не добились. Приговорив к смерти, Гусу предложили просить о помиловании. Но он ответил, что не верит в их правосудие, а верит в Правосудие Иисуса Христа, над чем члены собора просто рассмеялись. Базельский собор 1431-1443 гг Во исполнение решений Констанцкого собора через 5 лет, в 1423 г. собрался Павийско-Сиенский собор. Но, прежде чем собор осуществил какие-либо реформы, он был распущен папой Мартином V. В Италии была в то время эпидемия чумы, по причине которой многие разъехались. Сам папа стал противиться констанцкой тенденции превратить всеобщий собор в периодически собираемый орган церковного управления. Само слово «собор» вызывало у папы отвращение. Затем, после семилетнего промежутка (по констанцкому решению) был созван Базельский собор, который проходил с февраля 1431 по 1443 гг. Председателем собора Мартин V назначил кардинала Джулиано Цезарини, юриста, богослова и, казалось, сторонника реформ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=836...

Но в Записи о душегубстве говорится об ином: об ограничении власти московского наместника и расширении судебных прав удельных князей. Нововведение, по Л.В. Черепнину, «было осуществлено в интересах удельных князей» и вызвано «происками И.Д. Всеволожского, отражавшего интересы возглавлявшейся галицкими князьями оппозиции». Позднее Л.В. Черепнин считал Всеволожского представителем «старых бояр», стремившихся к централизации на основе «известного равенства отдельных русских княжеств». Смысл реформы Софьи Витовтовны и И.Д. Всеволожского в целом Л.В. Черепниным понят правильно. Реформа ограничивала судебные права большого (московского) наместника за счет увеличения прав удельных князей. И все же эти изменения в области судопроизводства нельзя рассматривать однозначно как шаг назад, как уступку удельно-княжеской оппозиции. Следует иметь в виду и обстановку, когда реформа была принята. Она могла быть проведена после 27 февраля 1425 г. (смерть Василия I) и во всяком случае до осени 1432 г. (бегство Всеволожского в Тверь, а потом в Галич). Не могла она произойти и после августа 1431 г., т.е. после отъезда в Орду великого князя и Всеволожского. Следовательно, мероприятия Софьи Витовтовны и Ивана Дмитриевича осуществлены были в 1425—1431 гг. Но именно тогда правительство малолетнего Василия Васильевича озабочено было созданием коалиции удельных князей для противостояния претензиям на великое княжение Юрия Дмитриевича. Поэтому реформа судебных порядков хотя и содержала уступку в пользу удельных князей, но имела своей целью сплотить князей «гнезда Калиты» в борьбе с галицким князем, т.е., если встать на точку зрения И.Д. Всеволожского, имела антиудельную направленность, В том же русле, что и преобразование наместничьего суда, находилась и унификация монетного дела. Она проведена была, согласно Н.Д. Мец, в феврале-апреле 1425 г. Суть реформы сводилась к следующему. В Москве создан был единый монетный двор. Установлен был также единый вес монет (от 0,77 до 0,7 г), причем вес удельных монет повысился (с 0,62 до 0,65 г). На монетах изображался, в частности, Самсон, побеждающий льва. Монеты удельных князей стали двуименными: на одной стороне находилось имя Василия II, а на другой — либо Андрея или Петра Дмитриевичей, либо Семена или Ярослава Владимировичей. Это были князья, подписавшие в 1423 г. завещание Василия I. Отсутствие монет с именем князя Константина Дмитриевича объяснялось, вероятно, тем, что он в начале 1425 г. был еще безудельным князем-«изгоем». С князем же Юрием правительство Василия II тогда конфликтовало и поэтому никаких монет от его имени не выпускало. Первые двуименные монеты Василия II и Юрия Дмитриевича относятся к 1428 г. (после заключения с ним мартовского докончания).

http://sedmitza.ru/lib/text/438778/

возведён 12.05.1166 (1174) Константин II, митрополит поставлен Никифор II, митрополит управлял Гавриил, митрополит упоминается с 1198 по 1210 неизвестно Дионисий, митрополит упоминается неизвестно Матфей, митрополит упоминается 22.08.1220 Кирилл II, митрополит рукоположен с 06.01.1224 Иосиф, митрополит упоминается возможно, убит в 1240 Кирилл III, митрополит рукоположен ок. 1246–1247 (избран в 1242 (1243)) 07.12.1281 Максим, митрополит, свт. рукоположен 06.12.1305 Пётр, митрополит, свт. рукоположен с мая-июня 1308 21.12.1326, погребён в Москве Феогност, митрополит, свт. рукоположен 11.03.1353 Феодорит, митрополит рукоположен с 1352 по 1354 низложен; неизвестно Алексий (Бяконт-Плещеев), митрополит свт., бывший епископ Владимирский 12.02.1378 Михаил (Митяй) наречённый митрополит 1379, не рукоположен рукоположен с 02.12.1375 (1376) до смерти митр. Алексия пребывал в Киеве управлял с 1380 до 1382 изгнан и пребывал в Киеве с 1390 вернулся на кафедру Пимен, митрополит рукоположен управлял с 1382 по 1384 низложен;11.09.1389 Дионисий, митрополит свт., бывший архиепископ Суздальский 15.10.1385 Киприан, митрополит, свт. (повторно) с 06.03.1390 16.09.1406 Фотий, митрополит, свт. рукоположен с 02.09.1408 2.07.1431 наречённый митрополит с осени 1414 рукоположен Собором Западно-Русских епископов по просьбе Литовского князя Витовта без санкции Константинопольского патриарха с 15.11.1415 (1414) зимой 1419 (1420) бывший епископ Смоленский 26.07.1435 (сожжён) Исидор рукоположен с 1437 по 1441 взят под стражу, но бежал; 14.03.1463 (1472) поставлен бывший епископ Рязанский и Муромский с 15.12.1448 (избран в 1431) 31.03.1461 Сведения Григорий (Болгарин), митрополит Киевский, Литовский и всей нижней России рукоположен с 15.10.1458 в начале 1474 Мисаил (Пеструцкий-Друцкий Соколинский-Бабич, князь), наречённый митрополит Киевский, бывший епископ Смоленский, поставлен Спиридон (Сатана), митрополит рукоположен с 15.09.1475 прибыл в Литву в 1476 не был принят ни в Москве, ни в Литве, находился в заключении; 1503–1505

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Данное известие стало роковым для императора Uoahha VIII – оно означало крах всей его дипломатии. Еще не старый мужчина, василевс превратился в старика, утратившего всякий интерес к жизни. Ни сам царь, ни окружающие не верили, что Империю уже можно спасти. «И было достаточно таких, кто считал, что ее и не стоит спасать». 31 октября 1448 г. император Иоанн VIII Палеолог скончался в возрасте 57 лет 819 . Глава 2. Ферраро-Флорентийская уния Вопрос о воссоединении Церквей, никогда не утрачивавший своей актуальности, стал одним из самых приоритетных к началу царствования Uoahha VIII Палеолога. Западная церковь в это время проходила через «Великий раскол», о котором у нас речь пойдет в специальном приложении. А для Византии вопрос помощи Запада являлся делом жизни и смерти. В день, когда пали Фессалоники, император узнал о готовящемся папой Мартином V (1417–1431) новом Вселенском Соборе в Базеле, открытие которого назначили на 1431 г. На нем должен был получить разрешение вопрос о церковных реформах, проблема чешских «гуситов» и отдельная тема о правах самого Римского епископа. Естественно, для укрепления авторитета апостолика вопрос о воссоединении с Восточной церковью в глазах всего латинского мира значил очень много. А потому можно было надеяться на большую уступчивость Римской курии. Этот шанс император Иоанн VIII Палеолог не собирался упускать и тут же уведомил понтифика о своем желании прибыть на Вселенское собрание. На процедуру интронизации папы Мартина V прибыл византийский посол Евдемониан, публично объявивший о стремлении василевса покончить с расколом. Понтифик радостно принял это сообщение, удостоил Евдемониана аудиенции и отправил две грамоты – Византийскому царю и Константинопольскому патриарху. В послании к патриарху папа величал того своим братом и Константинопольским архиереем. Император и патриарх направили ответные письма, в которых соглашались обсудить вопросы воссоединения на Вселенском Соборе, который, по их мнению, должен пройти непременно в Константинополе 820 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любознательный я монах. Мне любы древние церкви и наипаче картины. Где они, там и я. Сия-то любовь увлекла меня и в смежный с папским дворцом Латеранский кафедральный собор, освященный во имя св. Иоанна Предтечи. Латины называют его матерью и главой всех церквей римского селения и вселенной: omnium ecclesiarum urbis et orbis mater et caput. Название этого собора нередко изменялось: сначала он назывался базиликой Константиновской, потом Спасовой, потому что посвящен был Спасителю; папа Григорий Великий прозвал его базиликой золотой, aurea, по причине богатства его; от местности давалось ему наименование: базилика Латеранская; наконец, после того как он обрушился в 896 г., папа Сергий III, обновляя его (904–911 гг.), повелел называть его, по имени смежного с ним монастыря Предтеченского, Свято-Иоанновским в Латеране. В 1308 г., когда папы принуждены были жить в Авиньоне, он сгорел и разрушился. Тогда папа Климент V с помощью римлян возобновил его. Но этот собор еще раз сгорел в 1361 г. Тогда поэт Петрарка писал папе Урбану V (1362–1370 гг.): «Латеран – развалина; у матери церквей нет кровли; и она стоит открыта для ветра и дождя» 191 . Григорий XI, по возвращении из Авиньона в Рим, водворился в Ватикане, однако возобновил реченный собор с помощью благочестивых христиан, как это доказывают их надписи на столпах, начертанные в годы 1364 и 1365-й, с обетным присловием per l’anima, т.е. ради души. С той поры почти каждый папа устроял и украшал этот собор. Мартин V (1417–1431 гг.) настлал в нем красивый пол. Евгений IV (1431–1447 гг.) пристроил ризницу, Александр VI (1492–1503 гг.) поставил высокий свод в середине сего здания, Пий IV (1559–1566 гг.) – две красивые, малые башенки на нем для колоколов и хороший потолок из дерева, Сикст V (1585–1590 гг.) – двойной портик на северной стороне, священную лестницу (Scala Sancta) и дворец, Климент VIII (1592–1605 гг.) – благозвучный орган. Иннокентий X, по случаю юбилея 1650 г., переиначил, по рисунку Барсомини, всю декоративную систему этой древней базилики и дополнил колонны ее арками и пилястрами. При Клименте XI (1700–1721 гг.) в нишах поставлены были колоссальные статуи апостолов. Климент XII (Корсини) в 1734 г. построил новый главный фасад с папертью и великолепный придел, называемый Capella Corsini. Итак, Латеранский собор повременно был обновляем и перестраиваем, так что от древнего здания остался только алтарь с его мозаикой и так называемый Леонский ход позади алтаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Наиболее важное решение в истории византийско-рус. отношений, к-рое принял И. Г.,- это возведение на Киевскую кафедру бывш. епископа Владимирского, а затем Смоленского Герасима (см. ст. Герасим , митр. Киевский и всея Руси). Герасим дважды посетил К-поль (весной-летом 1428 и осенью 1432 - зимой 1433) и сумел добиться расположения патриарха ( Флоря. 2007. С. 349-350). После казни Герасима вопреки воле Москвы, рассчитывавшей, что новым митрополитом станет свт. Иона (в то время епископ Рязанский), на Киевскую кафедру был возведен сторонник унии Исидор . Вероятно, инициатива его поставления исходила не от И., а от имп. Иоанна VIII Палеолога . В марте 1437 г. И. высказывал недовольство решением назначить Исидора представителем Иерусалимского патриарха на запланированном Соборе в Италии, куда из-за запрета османских властей патриархи попасть не могли (Там же. С. 368-370; Gill. 1959. Р. 76). Переговоры И. с Римом по вопросу о заключении унии Зап. и Вост. Церквей были начаты при папе Мартине V . 14 нояб. 1422 г. И. вместе с имп. Иоанном VIII сформулировал ответ на «Девять глав» Мартина V, доставленных в К-поль папским легатом Антонио де Масса в сент. 1422 г., в к-рых папа напоминал об обещании созвать объединительный Собор и просил назначить место и дату его проведения. В ответ патриарх и император заявили, что речь должна идти не об объединительном, а о Вселенском Соборе, созванном так же, как и первые 7. Этот Собор должен состояться в К-поле, однако на средства папы Римского и только после того, как минует угроза со стороны тур. султана Мурада II (RegImp, N 3406). Переговоры, в ходе к-рых византийцы согласились на проведение Собора в одном из итал. городов, продолжились в 1426-1430 гг., однако не были завершены из-за кончины Мартина V (20 февр. 1431), и направлявшееся в Рим визант. посольство было отозвано. В 1431-1437 гг. И. вел переговоры о церковной унии как с папой Евгением IV , так и с участниками противостоящего ему Базельского Собора . В 1433-1434 гг. К-поль дважды посетил папский посланник Христофоро Гаратони. Итогом переговоров стало решение о созыве Собора в К-поле. Осенью 1435 г. в К-поль прибыли послы от участников Базельского Собора с предложением провести Собор в Базеле. После долгих обсуждений имп. Иоанн VIII и И. дали послам положительный ответ, однако И. в качестве обязательного условия выдвинул участие в Соборе папы ( Gill. 1959. P. 66; Ломизе. 1994. С. 109).

http://pravenc.ru/text/673635.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010