Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Жития Святых — месяц сентябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц сентябрь Память 1 сентября Слово в первый день индикта, или нового года Царь веков, Господь Бог наш, «положил времена или лета в своей власти» (Деян. 1:7) [ 1 ], Сам установил в эти времена различные праздники для Своего прославления и для отдохновения людей от мирских дел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Служба блаж. Иоанну написана во время ц. Иоанна. 309 В 1610 г. писали, что, услышав о победе царского войска над Сапегою, под Дмитровом, они «воздали славу Богу в Троице славимому – и устюжским чудотворцам Прокопию и Иоанну». 310 В 1613 г. устюжане, молитвами устюжских чудотворцев, не только защитили город свой от поляков, но и разбили их. 311 «Марфа, Марфа ты заботишься и суетишься о многом; а одно только нужно» ( Лук.10:41–42 ). Не каждая ли христианская душа должна повторять себе эти слова Спасителя, которые так помнил бл. Иоанн, как видно из всей жизни его? 1 Ркп. житие пр. Пафнутия в минее м. Макария, в синод. р. 16 в. 818. оно и со службою напечатано было в М. 1652 г. Сокращение жития в ч. минее мая 1. Вассиан так говорит об источниках сведений своих о Пафнутии: «он (Иосиф, в последствии волоколамский игумен) поведал нам о блаженном; иное слышали мы от других учеников его, каков дивный старец Иннокентий, священноинок Исаия, именуемый черный, сроднись его по плоти; другое видел я своими глазами, так как и я, окаянный, сподобился получить от него ангельский образ именно на утрени сретения Господня, и долго жил с ним, стоя на клиросе в лике певцов». Другое краткое житие пр. Пафнутия с сборн. Сергиевой лавры 8. 2 На месте Кудинова стоит теперь часовня. Высокий монастырь в путешествии к русск. св. местам принят за одно с Высоцким. Напрасно. Тот был в Боровске, а Высокий – в Серпухове. Название Высокого вполне прилично бывшей обители, по месту. Местность, где находилась обитель и где теперь только городское кладбище, господствует над всею окрестностью. 3 По краткому житию, Парфения постригал высоцкий архимандрит Маркелл, из Серпухова, приходивший для посещения старца Никиты; на Высоком тогда не было игумена; Пафнутий пострижен нояб. 30 д. Собр. л. 8, 183. 4 По краткому житию Пафнутий пробыл на Высоком иноком и игуменом 30 лет, а основал новую обитель в 1444 г. По словам Вассиана, игуменом Высокого монастыря пробыл он до 13 лет, быв посвящен м. Фотием. Таким образом надобно положить, что Пафнутий посвящен в игумена в 1431 г. пред самою кончиною св. Фотия († июля 1431 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНСТАНТИН КОСТЕНЕЧСКИЙ (Костенечкий, Костенецкий, Костенческий; Константин Философ) (1380-1390 - после 1431), серб. книжник болг. происхождения, переводчик, дипломат. О нем известно из произведений, где в заглавии, акростихе или приписках указано его имя как автора. Первыми о произведениях под его именем сообщили В. И. Григорович ( Григорович В. И. Очерки путешествия по европ. Турции. Каз., 1848. С. 186, 189; Он же. Статьи, касающиеся древнего славянского языка. Казань, 1852. С. 31-52) и П. Й. Шафарик ( Š afa í k P. J. Korespondence: Vzájemné dopisy P. J. Šafarika s ruskými uenci, 1825-1861/Vydal V. A. Francev. Praha, 1928. . 2. S. 964-965). Прозвище Костенечский он получил, возможно, по месту рождения, относительно к-рого существует неск. гипотез. Исходя из слов «странник из тырновских стран», под которыми К. К., вероятно, имел в виду себя, считается, что он родился в пределах Тырновского царства. П. Попович называл его родиной с. Костенци близ г. Прилеп ( 1965. С. 449-451), но в наст. время приоритетной является версия о г. Костенец (совр. Софийская обл.; см.: Куев, Петков. 1986. С. 14-15). К. К. получил прозвище «философ», т. к. считался образованным человеком своего времени. Сам он сообщил, что хотел учиться у патриарха Тырновского Евфимия , но, когда он пришел в Бачковский мон-рь, тот уже умер (между 1402 и 1409), и К. К. стал учеником Андроника (в нек-рых списках - Андрея), поэтому болг. исследователи ошибочно полагают, что он учился у дьяка Андрея ( Пандурски В. Панегирикът на дяк Андрей от 1425 г.//Търновска книжовна школа, 1371-1971. София, 1974. Т. 1. С. 225-242). Хотя К. К. получил образование в мон-ре, о принятии им монашества не упоминается, к тому же существует мнение, что в период написания Жития Стефана Лазаревича он мог иметь семью ( Лукин. 2001. С. 60-61). К. К. жил в Филибе (Пловдиве) и, возможно, был приближенным митр. Дамиана. Затем был вынужден уехать в Сербию: в «Сказании о письменах» отмечается, что серб. деспот св. Стефан Лазаревич спас его от «рычащего зверя», под к-рым подразумевался султан Муса Челеби и его опустошительный поход в Болгарию 1409-1410 гг. Деспот Стефан разрешил К. К. продолжить обучение у Сербского патриарха Никона и направил в паломничество на Афон и в Иерусалим. К. К. был доверенным лицом деспота и переводчиком с турецкого, участвовал в дипломатических миссиях (подробности которых, упомянутые в Житии деспота, мог знать лишь непосредственный участник) и занимался книжной деятельностью. После смерти деспота Стефана (19 июля 1427) К. К. составил его Житие. Сообщение в Житии о прошедших 4 годах со смерти деспота (т. е. 1431) является последним сведением о жизни К. К. Предполагают, что после смерти деспота Георгия Бранковича и передачи Белграда Венгрии К. К. стал странником (возможно, поселился при патриаршем дворе). Произведения

http://pravenc.ru/text/2057086.html

Империю вновь, как и во времена Иоанна V, охватили споры о вере. И как тогда, каждому пришлось решать, что же важнее спасти – православие или государство... Ясно видя, что без опоры на западные страны Константинополь и Морея рано или поздно окажутся проглочены османами, Иоанн VIII сделал свой выбор и решился, как некогда его отец и дед, искать поддержки у католического мира. Цена ее была известна – уния. Переговоры о ней шли еще во времена Мануила II, но были прерваны турецкой осадой 1421 г. Новый этап начался в 1431 г. и длился семь лет. Предполагаемая уния была важным политическим моментом в жизни не только Византии, но и самой Западной Европы. В те поры авторитет папства, после «великой схизмы» и владычества таких «пастырей», как садиста Бартоломео Приньяно (Урбан VI) или убийцы и развратника, бывшего пирата, Балтазара Коссы (Иоанн XXIII), пал невероятно. На соборе в Констанце (1414 –1418) был установлен принцип супрематии собора над папой. 23 июля 1431 г. в Базеле начал работу следующий собор католических епископов, подтвердивший это положение. Папа Евгений IV распустил собор, но «соборные отцы» не подчинились приказу и продолжили работу. В этой плачевной для владычества римской курии ситуации объединение церквей Запада и Востока, свершись оно под эгидой римского первосвященника, могло стать великолепным политическим капиталом престола св. Петра. Это понимали и «базельские отцы». Каждая из сторон стремилась перетянуть на свою сторону «императора греков» и его клир, в ход шли дипломатические уловки, подкуп и щедрые обещания. Дошло до того, что галеры, присланные базельцами, едва не начали в виду башен Константинополя морской бой с галерами папы. Евгений IV показался Палеологу более склонным к компромиссу партнером, да и место предполагаемого вселенского собора – Феррара, – на которое согласился папа, лучше подходило грекам, чем далекий Базель. 24 ноября 1437 г., на восьми изукрашенных судах, сопровождаемый патриархом Иосифом II, православной церковной делегацией (патриархи Александрии, Антиохии и Иерусалима назначили от себя по два полномочных представителя) и прихватив с собой брата, деспота Дмитрия, которого по буйству характера опасно было оставлять в столице, Иоанн VIII Палеолог пустился в плавание. 8 февраля 1438 г., через месяц после того, как папа собрал подчинявшихся ему епископов в Ферраре (соответствующий приказ- приглашение был отправлен и в Базель), Палеолог прибыл в Венецию. 4 марта посольство добралось до Феррары.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

В янв. 1439 г. из-за эпидемии чумы Собор был переведен из Феррары во Флоренцию. 5 июля того же года, несмотря на непримиримую позицию митр. Эфесского свт. Марка Евгеника , была заключена уния Церквей с признанием не только примата папы Римского, но и его вселенской юрисдикции и Filioque, закрепленная на следующий день буллой «Laetentur coeli». Решения Ферраро-Флорентийского Собора об унии были затем отвергнуты всеми Поместными Православными Церквами, однако в тот момент они способствовали укреплению власти и авторитета папы. В нояб. 1439 г. была заключена также уния с Армянской Апостольской Церковью , в 1442 г.- с Коптской Церковью , в 1444 г.- с Яковитской Церковью , в 1445 г.- с «ассиро-халдеями» (см. ст. Ассирийская Церковь Востока ). Попытка участников Базельского Собора возглавить процесс объединения и пригласить представителей правосл. Церквей в Базель окончилась неудачей. Базельский Собор низложил Е. как еретика и 5 нояб. 1439 г. избрал антипапу Феликса V , что было оспорено Е. Большинство светских государей не поддержали антипапу, на стороне Е. выступили новый герм. имп. Фридрих III, франц. кор. Карл VII и др. европ. правители. В сент. 1443 г. Е. возвратился в Рим. Его попытки организовать антиосманский крестовый поход закончились неудачей. 10 нояб. 1444 г. в битве при Варне войско крестоносцев во главе с кор. Польши и Венгрии Владиславом III потерпело поражение. Е. не разделял гуманистических идей, был аскетом, но покровительствовал искусствам, в его окружение входили художники, скульпторы и архитекторы: Донателло , фра Беато Анджелико , Лоренцо Гиберти, Пизанелло, Антонио Филарете и др. В 1431 г. Е. вновь открыл Римский ун-т. Ист.: Mansi. T. 29-32; Concilium Florentinum: Documenta et scriptores. Ser. A-B. R., 1940-1976; Acta Eugenii Papae IV (1431-1447) e Vaticanis aliisque regestis/Coll. G. Fedalto. R., 1990. Лит.: Gill J. Eugenius IV: Pope of Christian Union. L., 1961; Bäumer R. Eugen IV. und der Plan eines dritten Konzils zur Beilegung des Basler Schismas//Reformata reformanda: FS. H. Jedin. Münster, 1965. S. 87-128; Brandmüller W. Der Übergang vom Pontifikat Martins V. zu Eugen IV.//Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken. R.; Tüb., 1967. Bd. 47. S. 596-629; Setton K. M. The Papacy and the Levant (1204-1511). Phil., 1978. Vol. 2: The 15th Century; Stieber J. W. Pope Eugenius IV, the Council of Basel and the Secular and Ecclesiastical Authorities in the Empire. Leiden, 1978; Meuthen E. Eugen IV., Ferrara-Florenz und der lateinische Westen//Annuarium Historiae Conciliorum. Paderborn, 1990. Bd. 22. S. 219-233; Gazzaniga J.-L. Charles VII et Eugène IV: Note sur le gallicanisme monarchique//Papauté, monarchisme et théorie politique: Études d " histoire médiévale offertes à M. Pacaut. Lyon, 1994. Vol. 1. P. 59-69.

http://pravenc.ru/text/187009.html

Церковный раскол в сочетании с непотизмом и продажей церковных должностей вызывал недовольство в католической Церкви, где зародилось Соборное движение, сторонники которого стремились подчинить папу власти Соборов и преодолеть схизму. На Пизанском Соборе 1409 г. был избран новый понтифик - Александр V (1409-1410), но папа Григорий XII (1406-1415) и антипапа Бенедикт XIII (1394-1423) отказались сложить полномочия. В 1415 г. на Констанцском Соборе удалось добиться отречения папы Григория XII и антипапы Иоанна XXIII (1410-1415), но авиньонский антипапа Бенедикт XIII настаивал на своих правах вплоть до самой смерти. Избранный папа Римский Мартин V (1417-1431) приступил к возрождению пришедшего в запустение Рима: в городе была восстановлена коммуна, в обмен на отчисление папской курии значительных денежных средств патрициат получил некоторые права, были усмирены враждовавшие знатные семейства, началось масштабное церковное строительство. Однако противостояние Собора и понтификов продолжалось до 1449 г., т. е. до самороспуска Базельского Собора , участники которого конфликтовали с Римским папой Евгением IV (1431-1447). В этот период государи Франции и Германии добились от пап нек-рых уступок, расширявших права национальных Церквей в вопросах назначения прелатов и распределения доходов. Специфика И. заключалась в том, что ее национальной Церковью была Римско-католическая Церковь, утверждавшая свой «вселенский» характер, впосл. это стало одной из косвенных причин Реформации в Европе. Кружок Кристофоро Ландино. Фронтиспис кн.: Landino C. Formulario di lettere et di orationi volgari. Firenze, 1492 Кружок Кристофоро Ландино. Фронтиспис кн.: Landino C. Formulario di lettere et di orationi volgari. Firenze, 1492 В нач. XV в. в связи с наступлением турок на Византию предпринимались попытки объединить правосл. и католич. Церкви. 6 июля 1439 г. во Флоренции при участии правосл. иерархов был подписан декрет об унии Римско-католической и правосл. Церквей под властью папы Римского (см. ст.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Фотий скончался 1 или 2 июля 1431 года. Перед своей смертью он написал, подобно Киприану, духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты, и в котором уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий. Митрополит Исидор Когда скончался митр. Фотий, то великому князю Василию Васильевичу было только 16 лет. Решение об избрании митрополита было приостановлено начавшимися политическими осложнениями. Брат Василия Дмитриевича, Юрий Дмитриевич, который в 1425 году заключил мир с Василием Васильевичем, признав его великим князем, в 1431 г. возвратил своему племяннику крестоцеловальные грамоты, приняв намерение ехать в Орду, чтобы добиваться у хана великого княжения. Поворот во мнении дяди совершился, надо полагать, ввиду смерти деда Василия Васильевича – Витовта, и ввиду смерти Фотия. Однако, у хана победителем вышел племянник Василий Васильевич, который возвратился из Орды от хана в 1432 г., победив своего дядю. Юрий Дмитриевич, Звенигородско-Галичский, опираясь на свое старшинство, не хотел признать старшим своего племянника. Успех Юрьева притязания перенес бы великое княжение в другую линию московского княжеского дома, расстроил бы порядки, заводившиеся Москвой целое столетие, и грозил бесконечной усобицей. Хан рассек узел: отуманенный льстиво-насмешливой речью ловкого московского боярина Всеволожского, доказывавшего, что источник права – его ханская милость, а не старые летописцы и не мертвые грамоты (т. е. духовные Донского), хан решил дело в пользу Василия. Вернувшись от хана, Василий Васильевич приступил к избранию митрополита, каковым и был избран епископ Рязанский и Муромский Иона. Однако, епископу Ионе, избранному в митрополиты, спустя непродолжительное время после смерти Фотия, удалось занять кафедру митрополии весьма не скоро и только после того, как ее занимали другие. В том же, 1432 г., как на Москве избран был Иона, великий князь литовский Свидригайло, преемник Витовта, послал в Константинополь ставиться в митрополиты епископа Смоленского Герасима, который и был поставлен патриархом. В какие митрополиты был поставлен Герасим – всея ли России или только литовские, остается достоверно неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

В годы служения в Рязанской и Муромской епархии святитель активно занимался миссионерством, «многи неверныя к Богу обрати» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 505). В 1430 г. он присутствовал в Вильно на съезде, созванном вел. кн. Литовским Витовтом , в качестве посланника вел. кн. Рязанского Ивана Федоровича, к-рый в 1427 г. признал себя вассалом Витовта и обещал ему «служити безъхитростно». Наречение И. на митрополичий престол состоялось, вероятнее всего, сразу после смерти митр. Фотия. Дата наречения неизвестна. Согласно наиболее аргументированной т. зр., это событие произошло во 2-й пол. 1432 г. ( Голубинский. История РЦ. Т. 2. С. 415). 11 марта 1433 г. датируется грамота И., «нареченного в святейшую митрополью Рускую», посланная в нижегородский Печерский мон-рь (РФА. 2008. С. 291-292, 90; Абеленцева. 2009. С. 319-320, 1). О деятельности И. как «нареченного на митрополию» свидетельствует грамота И. В. Минина на с. Аксиньинское в Звенигородском у., в которой святитель также назван «нареченным» (АФЗХ. Т. 1. С. 92, 95). В авг. 1433 г. И. была представлена духовная грамота галичского кн. Василия Васильевича, к-рая не имела отношения к Рязанской епископии и, видимо, предъявлялась архиерею именно как местоблюстителю митрополичьего престола (АСЭИ. Т. 1. С. 86-87, 108). В Житии Новгородского архиеп. св. Ионы (ок. 1539) имеется известие, что И. было принесено «благословение патриарше» на митрополию еще при жизни митр. Фотия. Сразу после наречения И. не мог отправиться за благословением в К-поль, т. к. в 1431 г. возобновилась борьба за великокняжеский стол между московским вел. кн. Василием II и его дядей, удельным звенигородско-галичским кн. Юрием Димитриевичем ; оба отправились для разрешения спора и за ярлыком в Орду: Василий II - 15 авг., кн. Юрий - 8 сент. 1431 г. Так что не от кого было посылать московского кандидата в митрополиты (как правило, его сопровождал великокняжеский посол). Василий II вернулся в Москву 29 июня 1432 г., но и теперь И. не мог отправиться в К-поль, т. к. литовский вел. кн. Свидригайло направил туда своего претендента - Смоленского еп. Герасима (до 1 сент. 1432), который и был поставлен на кафедру. В лит-ре выдвигались разные предположения о времени поездки И. Вероятнее всего, ее следует датировать временем после сожжения в Литве 26 июля 1435 г. митр. герасима.

http://pravenc.ru/text/578250.html

Т. 18. С. 121). На принадлежность этого храма Чудову в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужскому монастырю указывает только Никоновская летопись; возможно, первоначально храм не был монастырским. О времени основания Чудова мон-ря точных сведений не имеется. Принято связывать это событие с рассказом, изложенным в Житии свт. Алексия, об исцелении митрополитом ханши Тайдулы и о передаче ему татар. подворья в Кремле. В 1378 г. свт. Алексий вопреки его воле был погребен в построенном им храме, к тому времени уже являвшемся монастырским. По мнению В. А. Кучкина, после 1409 г. в соборном храме появился Благовещенский придел ( Кучкин. 1980. С. 5-11). В 1431 г. «церковный верх святаго архистратига Михаила… от ветхости весьма обвалился». Храм был разобран до основания, на его месте поставлен новый собор, к-рый имел (как считал Н. Н. Воронин) 2 подклета, а отсюда и большую высоту, больший объем и специальные «всходы», но был уже, чем прежний (Житие митрополита всея Руси св. Алексия, сост. Пахомием Логофетом. СПб., 1877-1878. Т. 4. 1-2. С. 203-205, 212-213, 245-246. (Изд. ОЛДП; 4); Воронин. 1962. С. 181-182, 265-266). Строительство собора велось между 1431 и 1437 гг. (когда в Благовещенский придел новопостроенного храма были перенесены св. мощи свт. Алексия) ( Кучкин. 1980. С. 7-8). Храм был вновь перестроен в 1501-1504 гг., как предполагается, при участии итал. мастеров ( Баталов. 1996. С. 179). Сохранились выполненные ими декоративные детали, некогда размещавшиеся на фасадах. В XX в. собор был разобран, а украшавшие его терракотовые пояса в наст. время представлены на галерее при входе в выставочный зал Успенской звонницы. Между 1409 и 1459 гг. в Чудовом мон-ре была построена каменная трапезная палата, а в нач. 60-х гг. XV в.- каменные погреба, после 4 июля 1473 г., но до 16 февр. 1477 г. «близ трапезы» по повелению вел. кн. Иоанна III была возведена каменная ц. во имя свт. Алексия, куда в очередной раз переместили раку с его мощами ( Кучкин. 1980. С. 7-9). Пострадавшие в ходе пожаров 1476 и 1477 гг.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Это «соборное движение» не ограничивалось теоретической борьбой, оно добилось и некоторых практических успехов. Созыв в 1409 г. собора в Пизе, после столетнего перерыва (с 1311 г.) положил начало почти непрерывному сорокалетнему периоду соборов (Пизанский, Констанцский, Павийский, Сиенский, Базельский, Ферраро-Флорентийский и Римский). Соборные отцы стали вплотную заниматься реорганизацией всего строя Римско-Католической Церкви. В этих условиях вопросы, связанные с восточной политикой Римско-Католической Церкви, отступили на второй план, хотя на соборах они иногда и возникали. Так, на Констанцском соборе в феврале 1416 г. активно обсуждался вопрос о враждебных отношениях между Тевтонским орденом и Польско-литовским государством. Ничего реального это обсуждение не дало, если не считать рекомендации не прибегать к войне для разрешения споров, продлить заключенное ранее перемирие и не нарушать его, для чего собор отправил своих послов к обеим сторонам. На Базельском соборе в октябре 1431 г. снова разбирался спор между Польшей, орденом и Литвой. И на этот раз собор был бессилен оказать какое бы то ни было реальное воздействие на ход событий и ограничился новой отправкой послов с выражением своих сетований по поводу возобновившихся военных действий. 100 Через три года тот же вопрос опять встал перед собором. Не раз обращался Базельский собор и к вопросу об унии Церквей. В октябре 1431 г. собор предложил папе написать польскому королю Ягайло и литовскому великому князю Свидригайло, чтобы они способствовали приведению русских к унии и отправили бы послов на собор. Неизвестно, писал ли папа на Восток, но непосредственные сношения собора с литовским князем завязались довольно активно и продолжались до 1435 г., когда после военного поражения 1 сентября в битве с войсками Сигизмунда Кейстутовича у реки Свенты Свидригайло потерял авторитет в глазах собора. Переписка между Базелем и Вильно неоспоримо доказывает, что идея унии получила известную поддержку у части боярской знати в Литве. Так, в письме Свидригайла Базельскому собору от 14 июля 1433 г. говорится, что он, Свидригайло, всеми средствами убеждения воздействует на «князей, воевод и знатных русских (principes, duces et seniores Ruthenorum), чтобы склонить их к унии с Римской Церковью, и чтобы они отправили своих послов на собор. Сохранилось и другое письмо от 22 марта 1433 г., в котором к Базельскому собору по тому же поводу обращаются сторонники Свидригайлы, именующие себя «князьями, знатными, боярами, военными, городскими (людьми) и горожанами русских земель» (principes, nobiles, boiari, militares, civitates et oppidani terrarium Russiae). Несмотря на упоминание о «городских людях» и «горожанах», среди подписей нет представителей действительно городского населения, все подписи сделаны знатными – боярами и воеводами; нет подписей духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010