1422 . Пружинина О. Б. Опыт компаративного рассмотрения исихазма//Философские исслед. М. 1993. 2. 187–189. 1423 . Райгородский Л. Д. Молитвы как особый вид древнерусской литературы//Verbum 3 9 .1524). 117–125. 1424 . Родионов О. А. Византийские жития святых-исихастов и древнерусская агиография конца XIV-haчaлa XV в.: характер и истоки параллелизма//Российский Православный Университет. Ученые записки. М. 2000. 5. 86–104. 1425 . Свенцицкий А. Они были последними? М. 1997. 191. 1426 . Свенцицкий Валентин , прот. Диалоги. М. 1995. 224. 1427 . Свенцицкий Валентин , прот. Беседы о духовной жизни. СПб. 1995. 662. 1428 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру: Проповеди и поучения 1921–1926. М. 1995.448. 1429 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру: Проповеди и поучения. М. 1996. 2: 1927–1928 гг. 576. 1430 . Свенцицкий Валентин , прот. Избранное: Диалоги. Беседа о духовной жизни. Серафимо-Дивеевский м-рь 282. 1431 . Свенцицкий Валентин , прот. Монастырь в миру. Проповеди и поучения. М. 1999. 684. 1432 . Семаева И. И. Исихазм в русской дореволюционной историографии XX века/Моск. пед. ун-т. М. 1992. 17. [Рукопись деп. в ИНИОН РАН 47443 от 21.12.92]. 1433 . Семаева И. И. Исихастские истоки национальной идеи в русской религиозной философии//Русская идея. М. 1992. 36–37. 1434 . Семаева И. И. Исихастские истоки проблемы телесности в русской антропологии//Русская философия: новые решения старых проблем. СПб. 1993. 1. 91–93. 1435 . Семаева И. И. Мотивы исихазма в философии С. Л. Франка //Россия и Европа: философия, культура, современность: Тез. докл. Междунар. симпоз., 9–11 ноября 1993 г. Саратов 1993. 174–176. 1436 . Семаева И. И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века: Учеб. пособие по спецкурсу. М. 1993. 243. 1437 . Семаева И. И. Исихазм и русская религиозная философия начала XX века//Русская культура на межконфессиональных перекрестках. М. 1995. 74–75. 1438 . Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в псковской земле, с критико-библиографическим обзором литературы и источников по истории псковского монашества. М. 1908. IV, 580, VI. (ЧОИДР 4).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

С позиций исторического материализма и научного атеизма освещал историю Католической церкви в своих многочисленных монографических исследованиях и журнальных публикациях с конца 50-х гг. (после увольнения из советских спецслужб) член-корреспондент AH СССР Иосиф Ромуальдович Григулевич (псевдоним – И. Лаврецкий; 1913–1988) 1418 . Упомянем также о некоторых характерных для своего времени трудах Лазаря Наумовича Великовича 1419 , Александра Хáимовича Горфункеля (род. 1928, ныне работает в США) 1420 , Ефима Федоровича Грекулова 1421 , Григория Абрамовича Гурева (1891–1978) 1422 , Иосифа Ароновича Крывелёва (1906–1991) 1423 , Мирана (Михаила) Петровича Мчéдлова (1928–2007) 1424 ; известного математика, профессора МГУ (1931–1948) Марка Яковлевича Выгодского (1898–1965) 1425 ; профессора Ленинградского университета, члена-корреспондента AH СССР (1976) Виктора Ивановича Рутенбурга (1911–1988) 1426 ; представительницы белорусской школы историков Веры Ивановны Горемыкиной 1427 . Проблемы источниковедения, генезиса и истории раннего христианства разрабатывали специалисты-антиковеды академик Роберт Юрьевич Виппер (1859–1954) 1428 , профессор Сергей Иванович Ковалев (1886–1960) 1429 , профессор Николай Александрович Машкин (1900–1950) 1430 , Елена Сергеевна Голубцова (1921–1998) 1431 , Наталья Ивановна Голубцова 1432 , академик Сергей Александрович Жéбелев (1867–1941) 1433 , профессор Андрей Чеславович Козаржевский (1918–1995) 1434 ; крупный специалист по раннему гностицизму Марианна Казимировна Трофимова 1435 ; непревзойденный исследователь социально-экономических и историко-культурных проблем истории Древнего Рима Елена Михайловна Штаермáн (1914–1991) 1436 ; Юлия Константиновна Колосовская (1920–2002) 1437 ; автор многочисленных работ по истории раннего христианства и раннехристианской письменности профессор Ирина Сергеевна Свенцицкая (1929–2006) 1438 ; начинавший как историк-антиковед известный отечественный философ Герман Германович Дилигенский (1930–2002) 1439 ; Иосиф Давидович Амусин (1910–1984), посвятивший более 100 работ исследованию различных аспектов истории Кумранской общины (включая источниковедческие аспекты) 1440 ; Михаил Моисеевич Кубланов (1914–1998) 1441 , Яков Абрамович Ленцман (1908–1967) 1442 , профессор Гилéр Мордухович (Маркович) Лившиц (1909–1983) 1443 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это произведение читалось уже в пергаменной Троицкой летописи (Свод 1408/09 г.), написанной в игуменство Н., не ранее 1422 г. ( Алешковский М. Х., Альтшуллер Б. Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского//Сов. арх. 1973. 2. С. 91, 95) или между 1417 и 1423 гг. ( Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242). По мнению А. Н. Насонова, «включение в состав Троицкой летописи «Летописца» Владимира Андреевича - было ли это сделано по желанию Киприана или, вероятнее, после смерти Киприана, когда оформлялась Троицкая летопись,- по ряду признаков соответствовало желанию Троице-Сергиева монастыря, точнее Никона, который был игуменом Троице-Сергиева монастыря, когда составлялась Троицкая летопись» ( Насонов. 1969. С. 366). Согласно наблюдению Клосса, в этом несохранившемся источнике «объем Похвалы Сергию под 1392 г., указанный Н. М. Карамзиным (20 листов), практически совпадает с объемом близких по формату (в 4°) рукописей Слова» ( Клосс. 1990. С. 274). «Замышлением» Н. в 1-й четв. XV в. были созданы 4 рукописи, о чем известно из записей на них: в 1411 г. была переписана «Лествица» Иоанна Лествичника (РГБ. Ф. 304/I. 156), в 1414 г.- сборник с поучениями аввы Дорофея и словами Симеона Богослова (Там же. 165), в 1418 г.- сборник, который состоял из «Диоптры» инока Филиппа, вопросов и ответов свт. Афанасия Александрийского и других сочинений, переписанный Иосифом и другими писцами (Там же. 190); в 1425 г. был переписан еще одни сборник (Там же. 185). Н. указан в писцовой записи в пергаменном списке Постной Триоди нач. XV в. (Там же. Ф. 173/I. МДА. 116). По мнению М. Г. Гальченко, эта рукопись также была создана в троицком скриптории ( Гальченко. 2001. С. 226). В число рукописей, бытовавших при Н. в Троицком Сергиевом мон-ре, по мнению Г. И. Вздорнова , следует включить сборник 1-й четв. XV в., в котором упоминается «о[те]ц кир Никон» (Там же. Ф. 304/I. 744. Л. 107 об.).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Житийные циклы И. П. условно можно разделить на 4 типа. Первый посвящен событиям детства И. П. и включает сцены «Благовестие Захарии», «Встреча Марии и Елисаветы» (П. П. Рубенс, 1611-1614, триптих кафедрального собора в Антверпене), «Рождество св. Иоанна Предтечи», неотъемлемой частью иконографии к-рой являлось изображение св. Елисаветы на ложе. Эта композиция, восходящая к античным образцам, постепенно расширялась за счет введения дополнительных персонажей и бытовых подробностей (Джотто, между 1304 и 1310, капелла дельи Скровеньи в Падуе; «Рождение Иоанна Крестителя», Я. Тинторетто, 50-е гг. XVI в., ГЭ). «Рождество св. Иоанна Предтечи» нередко включало дополнительный эпизод - «Наречение имени Иоанна Захарией» (миниатюра из т. н. Великолепного (Турино-Миланского) часослова Богоматери, Я. ван Эйк, ок. 1422-1423, Городской музей старинного искусства, Турин). Менее распространенными композициями были «Обрезание св. Иоанна Предтечи» - сцена, возникшая как парафраз сюжета восточнохрист. искусства «Сретение Господне» (рельеф капители, XII в., Музей истории Лиона); «Избиение младенцев и бегство св. Елисаветы в Египет» - апокрифический сюжет, игнорирующий тот факт, что св. Елисавета и ее сын в этот период были далеко от Вифлеема; «Встреча Иисуса и Иоанна при возвращении из Египта»; «Удаление в пустыню после прощания с престарелыми родителями». Второй цикл, проповеднический, включал композиции «Проповедь св. Иоанна Крестителя», «Крещение народа», «Крещение Христа». Первая иллюстрирует момент явления И. П. перед толпой: люди поражены его словами и обликом пустынника. В сцене «Крещение народа» И. П. показан стоящим на берегу, один или неск. крещаемых находятся в водах Иордана; нередко изображены фигуры, стоящие на противоположном берегу, а также эпизодические подробности: раздевающиеся люди, ныряющие в реку отроки. Иконографическая схема этого сюжета во многом повторяется в композиции «Крещение Господне», где центральной фигурой является Иисус Христос, И. П. изливает на Его голову воду из чаши; нередко изображаются ангелы и свидетели (или крещаемые) («Крещение Христа», Пьеро делла Франческа, 1448-1450, Национальная галерея, Лондон; крестильная купель, Ренье де Юи, между 1107 и 1118, ц.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Клевещет на существующий государственный строй, якобы действующий вопреки конституции, обвиняя в “гонении на церковь и ее деятелей». Клеветнически обвиняет органы НКВД в пристрастном к нему отношении, в результате чего якобы явилось его заключение в тюрьме, т. к. он не принял к исполнению требований НКВД отказаться от сана местоблюстителя патриаршего престола» 1421 . Несмысленные винтики системы – Артемьев и Яковлев даже не понимали абсурдности составляемого ими обвинения: «Клевещет на существующий государственный строй, [...] обвиняя в “гонении на церковь и ее деятелей " ». Убедительнейшим доказательством гонения на Церковь и ее деятелей был сам находившийся у них перед глазами митрополит Петр, уже двенадцатый год не видевший свободы, но для лейтенантов госбезопасности и факт пребывания главы Русской Церкви в их политизоляторе тоже, видимо, был «клеветой». Справка тюремного начальства послужила основанием для вынесения последнего приговора Патриаршему Местоблюстителю (его даже не стали допрашивать по этому делу). 2 октября 1937 г. заседание Тройки УНКВД по Челябинской области постановило: «Полянского Петра Федоровича, он же митрополит Крутицкий, расстрелять. Лично принадлежащее имущество конфисковать» 1422 . 10 октября 1937 г. в 16 часов митрополит Петр был расстрелян, о чем был составлен приобщенный к делу акт 1423 . Хотя существует предположение, что местом кончины священномученика Петра был Магнитогорск 1424 , вероятнее всего, расстрел был произведен на территории той же Верхнеуральской тюрьмы (возить из тюрьмы в тюрьму заключенных, которых даже не допрашивали, не было никакого резона). Там же, во внутреннем дворе, по свидетельству ее современных служителей (она и поныне функционирует как тюрьма особого назначения), производилось и захоронение расстрелянных. В 1970-е гг. на месте захоронений было осуществлено строительство нового тюремного корпуса, и часть останков была выкопана и вывезена (куда – неизвестно) 1425 . По этой причине надежд на обретение мощей священномученика Петра практически нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

О том, что Бар Судайли был автором «Книги Иерофея», впервые сообщает сирийский партриарх Кирнак (был патриархом в 793–817 гг.) в ответах на вопросы, присланные ему неким диаконом Ишо 1419 . В тот же период (конец VIII – начало IX в.) авторство «Книги Иерофея» приписывает Стефану крупный сирийский мистик и почитатель Лреопагитик Иоанн, епископ Дары 1420 . В течение долгого времени после этого имя Стефана не появляется в источниках, и только несколько столетий спустя о нем как об авторе «Книги» вновь пишет Бар Эбрей в «Номоканоне» (ссылаясь при этом на свидетельство Кириака) 1421 , а также в некоторых других книгах. Тот факт, что «Книга Иерофея» начинает связываться с именем Бар Судайли только спустя два века после его смерти, а также сравнение тех сведений, которые приводит о последнем Филоксен Маббугский, заставили ученых относиться к вопросу об авторстве книги с осторожностью. Первые исследователи фигуры и учения Стефана в целом опирались на утверждения Иоанна из Дары и Бар Эбрея. Артур Фротингем, впервые собравший воедино их свидетельства, а также детально проанализировавший их на фоне «Книги Иерофея», обзор которой он приводит в своем исследовании 1886 г., также приходит к выводу, что автором книги следует признать Бар Судайли. При этом Фротингем полагал, что обнаруживаемые в «Книге Иерофея» параллели с Дионисиевым корпусом свидетельствуют не о возникновении книги под влиянием последнего, но об обратной зависимости: а именно, автор Лреопагитик был знаком с сочинением Бар Судайли и отталкивался от него в написании своих работ 1422 . Этот тезис Фротингема был принят и развит в 1892 г. А. Мерксом, однако спустя несколько лет исследователь Дионисиева корпуса Г. Кох смог убедительно доказать, что основу корпуса следует искать в неоплатонизме Прокла и что тексты Дионисия Ареопагита послужили одним из источников для «Книги Иерофея» 1423 . В этом же был убежден и Ф. Ш. Марш, издавший в 1927 г. сирийский текст книги. Марш также полагал, что ее автором следует считать Стефана Бар Судайли, поскольку в ней «нет ничего, что не мог бы написать Стефан» 1424 . В тексте «Книги Иерофея» Марш обнаруживает ряд мест, которые рассматриваются им как более поздние вставки, возникшие в ходе переписывания, однако он полагает, что в целом текст книги принадлежит перу одного автора 1425 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

К тому же типу одноглавых 4-столпных крестово-купольных храмов принадлежит собор Св. Троицы в Троице-Сергиевом монастыре (1422-1423, заказ игум. Никона и вел. кн. Василия I). Центричность компактной композиции, подчеркнутая диагонально расположенными кокошниками над закомарами четверика, нарушена выступами апсид, а также сильным сдвигом к востоку купола со шлемовидной главой на стройном световом барабане. Сужающиеся кверху стены и криволинейные очертания сводов и арок в интерьере собора говорят о нек-рой неуверенности строителей, но в то же время придают небольшому храму суровую монументальность. 2-я пол. XV в. Воскресенский собор в Волоколамске. До 1494 г. Фотография. 2015 г. Воскресенский собор в Волоколамске. До 1494 г. Фотография. 2015 г. Правление вел. кн. Иоанна III ознаменовалось формированием централизованного Русского гос-ва и подъемом в культурной жизни страны. В то время как в Москве велось активное строительство, в т. ч. итал. мастерами, в Подмосковье каменные постройки оставались немногочисленными. Среди основанных крупных мон-рей этого времени: к северо-западу от столицы - Иосифов Волоколамский (1479, заказчик прп. Иосиф Волоцкий, вклад вел. кн. Иоанна III), в к-ром был построен каменный Успенский собор (1484-1486; заменен новым в 1688-1692); к северу - Борисоглебский дмитровский (упом. в 1467-1472); на юж. рубежах - Троицкий Белопесоцкий (кон. XV в.). Архитектурные новшества проникали из Москвы в Подмосковье медленно. Основным типом оставался 4-столпный крестово-купольный одноглавый храм - таков, напр., Воскресенский собор в Волоколамске (до 1494, заказчик кн. Борис Васильевич Волоцкий; колокольня 80-х гг. XIX в.), выдержанный в традициях нач. XV в. Уникальной постройкой стала новая доминанта ансамбля Троице-Сергиева мон-ря - ц. Сошествия Св. Духа (1476-1477, псковские мастера). Храм «иже под колоколы» с 3-частным членением фасадов и позакомарным покрытием завершен единственной глухой главой на стройном барабане, служащем ярусом звона; в его устройстве видят псковское влияние. Острые «готические» формы декора и круглая ниша-киот на зап. фасаде являются отголосками западноевроп. архитектуры.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

129 . Часослов. XIV в. Q.n. I. 8. 130 . Четья Минея на июнь. Кон. XVI – нач. XVII в. F. I. 294; Кормчая. 1615 г. 51 С. Собрание Кирилла-Белозерского монастыря (Государственный Исторический музей, г. Москва; Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург; Историко-художественный музей-заповедник, г. Кириллов; Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 131 . Апостол. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. 20. 132 . Евангелие. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. 9. 133 . Евангелие. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. 12. 134 . Евангелие. Нач. XV в. ГРМ. Др. гр. 13. 135 . Евангелие. Нач. XV в. К.-Б. ИХМЗ. 402. 136 . Евангелие Христофора. 1416–1417 гг. ГРМ. Бк. 3268. 137 . Ефросиновский сборник. XV в. РНБ. К.-Б. 91086. 138 . Канонник. 1407 г. ГРМ. Др. гр. 15. 139 . Канонник. 1423 г. ГРМ. Др. гр. 14. 140 . Канонник. 1424 г. ГИМ. Муз. 3771. 141 . Лествица. 1422 г. РНБ. К.-Б. XI. 142 . Псалтирь. 1424 г. ГРМ. Др. гр. 17. 143 . Сборник. Нач. XV в. РНБ. К.-Б. XII. 144 . Сборник. 1-я четв. XV в. РНБ. К.-Б. 31083. 145 . Сборник монашеских правил. 1-я треть XV в. РНБ. К.-Б. XIII. 146 . Сборник прп. Кирилла Белозерского. К.-Б. ИХМЗ. 403. Собрание Макария, митрополита Московского и Коломенского (Отдел рукописей Центральной научной библиотеки Национальной Академии наук Украины, г. Киев) 147 . Сборник. XVI в. П. 4Аа 176. 148 . Сборник. XVII в. П. 28Аа 106. 149 . Сборник. Ок. 1700 г. П. 25Аа 118. 150 . Сборник. 1-я пол. XVII в. П. 29Аа 154. 151 . Сборник. 1-я пол. XVII в. П. 30Аа 155. 152 . Сборник. XVII в. П. 36Аа 146. 153 . Сборник. XVII в. П. 37Аа 107. 154 . Сборник. XVI в. П. 37Аа 108. 155 . Сборник. XVI в. П. 42Аа 112. 156 . Сборник. XVI в. П. 43Аа 142. 157 . Сборник. XVI и XIX в. П. 40Аа 168. Собрание Московского исторического общества (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва) 158 . Лествица. Нач. XV в. Собр. ОИДР. 126. 159 . Псалтирь. Кон. XIV в. Собр. ОИДР. 167. 160 . Толкование на Песнь Песней. XIII в. Собр. ОИДР. 171. Собрание московского Успенского собора (Отдел рукописей Государственного Исторического музея, г. Москва)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1416 . Краткое учение о Богопочитании/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова,  1896. – 68 с. То же. – 2-е изд. – 1908. – 70 с: ил. 1417 . Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия/Афон. Рус Пантелеймонов монастырь. – М.: Тип. Ефимова, 1881. – 484 с. То же. – 2-е изд. – М., 1890. – 454, II с: ил. То же. – 3-е изд. – М., 1897 (обл. 1898), То же. – 4-е изд. – М., 1904. – 462, II с. То же. – 5-е изд. – СПб., 1903. – 367 с. То же. – 6-е изд. – Пг., 1915. – 374 с. То же. – М., Моск. Патриархия, 1991. – 196 с: портр. То же. – М., Правило веры, 1995. – 369 с. 1418 . На высоте истинной и чистой христианской нравственности. – М.: Тип. Ефимова, 1901. – 39 с. То же. – 1911. 1419 . На разные случаи: Из слов к Тамбовской и Владимирской паствам/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. – 58 с. То же. – 2-е изд. – 1897. – 61 с. 1420 . Напоминание всечестным инокиням о том, чего требует от них иночество/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1892. – 134 с. То же. – 2-е изд. – 1897. – 136 с То же. – 3-е изд. – 1908. 1421 . Наставление вступающим в обитель: Из кн. «Письма о христианской жизни». – [М.], Ценз. 1881. – 8 с. 1422 . Наставление о преуспеянии в христианской жизни/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1896. – 30 с. То же. – 2-е изд. – 1903. – 32 с. Тоже.—3—е изд. – 1911. 1423 . Наставления в духовной жизни. – Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. – М.: Моск. Патриархат: Посад, 1994. – 187 с: ил. 1424 . Начертание христианского нравоучения/Афон. Рус. Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1890 (обл. 1891). –506, VIII с. То же.—2—е изд. – 1895.– 520, IV с. То же. – [Репр. изд.]: В 2 т. – М.: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь: Паломник, 1994. – (Духовное наследие святителя Феофана Затворника ). 1425 . Наши отношения к храмам: Из Слов к Тамбовской и Владимирской паствам, 1859, 1861, 1867 и 1869 гг./Афон. Рус Пантелеймонов монастырь. – М.: Типо-лит. Ефимова, 1893. – 73 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Biaystok, 2003. T. 19. S. 5-31; idem. Polska i Litwa wobec husyckich Czech w latach 1420-1433. Pozna, 2004. Owicim, 20152; B aszczyk G. Burza koronacyjna: Dramatyczny fragment stosunków polsko-litewskich w XV w. Pozna, 1998; idem. Dzieje stosunków polsko-litewskich. Pozna, 2007. T. 2: Od Krewa do Lublina. Cz. 1; Sperka J. Szafracowie herbu Stary Ko: Z dziejów kariery i awansu w pónoredniowiecznej Polsce. Katowice, 2001; Czwojdrak B. Kilka uwag o konfederacji Spytka z Melsztyna z 1439 r.//redniowiecze Polskie i Powszechne. Katowice, 2002. T. 2. S. 197-211; eadem. Zofia Holszaska: Studium o dworze i roli królowej w pónoredniowiecznej Polsce. Warsz., 2012; Wr ó bel D. Postawy polityczne elit w Polsce w pierwszej poowie XV w. w wietle aktów procesu polskokrzyackiego z lat 1422-1423//Annales Universitatis Mariae Curie-Skodowska. Sect. F: Historia. Lublin, 2003. Vol. 58. S. 35-58; idem. Elity polityczne Królestwa Polskiego wobec problemu krzyackiego w czasach Wadysawa Jagiey. Lublin, 2016; Graff T. Rex iniustus?: Z dziejów polityki kocielnej Wadysawa Jagiey na przykadzie zmian na stolicach biskupich w Krakowie i Poznaniu w 1412 r.//Sprawiedliwo-Tradycja-Wspylczesno/Red.: P. Nowakowsky, J. Smouchy, W. Szymborsky. Kraków, 2006. S. 23-36; idem. Dziaalno polityczna Zbigniewa Olenickiego i polskiej hierarchii kocielnej w dobie tzw. burzy koronacyjnej//Folia Historica Cracoviensia. Kraków, 2008. Т. 14. S. 75-85; Zbigniew Olenicki: Ksi Kocioa i m stanu: Materiay z konferencji, Sandomierz, 20-21 maja 2005 r./Red.: F. Kiryk, Z. Noga. Kraków, 2006; Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. средневековье. М., 2007; Полехов С. В. Наследники Витовта: Династическая война в Вел. княжестве Литовском в 30-е гг. XV в. М., 2015; он же [Polechow S.]. Ksi Micha Zygmuntowicz - walka o spadek po ojcu//Ojcowie i synowie: O tron, wadz, dziedzictwo: W 700 rocznic narodzin Karola IV Luksemburskiego króla czeskiego i cesarza (1316-1378).

http://pravenc.ru/text/2578301.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010