Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры Карта и ближайшие объекты Троицкий собор (1422-1423 гг.) - один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников. Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV b. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы Белокаменный Свято-Троицкий собор был построен в 1422-1423 гг. по заказу игумена Никона вместо сгоревшего деревянного постройки 1412 г. Средства на строительство были пожертвованы Великим князем Московским Василием I Дмитриевичем и его младшим братом, крестником Преподобного князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи преподобного Сергия. Росписи и иконы храма " могуще зрящих удивить и поныне " были исполнены в 1425-1427 гг. прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным " с товарищи " . С XVI в. облик здания начинает меняться: в 1510 г. сделана новая металлическая, в 1556 г. позолоченная глава, с юга пристроены придел над гробом прп.Никона (1548) и палатка над могилой новгородского архиепископа Серапиона, бывшего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (ск.1516) (1559); с запада паперть (до 1584). В XVIII-XIX вв. у собора появилась четырехскатная кровля и северная паперть. Начатая в 1925 г. Д.П. Суховым реставрация внешнего облика здания в основном завершена в 1966 по проекту В.И. Балдина.

http://sobory.ru/article/?object=03960

К числу знаменитых ранних работ М. принадлежала т. н. Sagra - фреска со сценой освящения флорентийской ц. Санта-Мария-дель-Кармине (1422), к-рая находилась над порталом, ведущим в монастырский двор, и была исполнена в монохромной технике terra verde (итал.- «зеленая земля»). Роспись была утрачена в ходе перестройки церкви (1598-1600), однако ее фрагменты известны благодаря рисункам, сделанным молодым Микеланджело (ок. 1490, Альбертина, Вена) и др. художниками. Среди участников торжественной процессии были изображены многие знаменитые горожане: Филиппо Брунеллески, Донателло, Никколо да Уццано, Джованни ди Биччи, основатель династии Медичи. По словам Вазари, в доме Симоне Корси также хранились их портреты работы М. (Ibid. P. 295-296); возможно, они послужили образцом для ряда профильных портретов молодых людей в шапках-маццокко (2-й четв. XV в.), которые иногда приписывают самому М. (Национальная галерея, Вашингтон; Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, и др.). Ранним произведением М. считается «Триптих св. Ювеналия» («Мадонна с Младенцем и ангелами со святыми Варфоломеем, Власием, Ювеналием и Антонием-аббатом»), написанный для ц. Сан-Джовенале в Каша-ди-Реджелло близ Флоренции (1422, Музей Мазаччо, Каша-ди-Реджелло). Реалистическая, подчеркнуто 3-мерная моделировка объема на центральной створке этого триптиха, к-рая особенно контрастирует с архаичным золотым фоном, сближает его с другими алтарными образами М. 20-х гг. XV в., прежде всего с небольшой панелью «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» из флорентийской ц. Сант-Амброджо (1423-1425, Галерея Уффици, Флоренция). В ее создании участвовали по меньшей мере 2 мастера; М. исполнил фигуры Богоматери с Младенцем и верхнего правого ангела, трон, в то время как остальные части алтаря, решенные с большей степенью условности, принято считать работой Мазолино. Средневек. иконография «Sant " Anna Metterza» совмещается здесь с типом «Madonna Maesma», что при убедительности объемно-пластической моделировки придает камерному по размеру образу величественность и торжественность. Вазари приписывал М. создание ныне разрозненного триптиха из капеллы Карнесекки во флорентийской ц. Санта-Мария-Маджоре (Ibid. P. 292), однако в наст. время работой М. признана только панель со сценой из Жития св. Иулиана (Музей Хорна, Флоренция), к-рая была частью его пределлы. Другие известные фрагменты этого алтаря («Мадонна с Младенцем», украдена в 1923 из ц. Санта-Мария-а-Новоли, Флоренция; «Св. Иулиан», Музей диоцеза в ц. Санто-Стефано-аль-Понте, Флоренция) принято относить к творчеству Мазолино.

http://pravenc.ru/text/2561222.html

(17/18.12.1392, К-поль - 31.10.1448, там же), визант. имп. (с 21 июля 1425), один из организаторов заключения Флорентийской унии К-польской и Римско-католической Церквей в 1439 г. Старший сын имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) и имп. Елены Драгаш (ок. 1372 - 23 марта 1450). И. П. формально был провозглашен соправителем отца, вероятно в 1403 г. С нач. 20-х гг. XV в., когда смертельно больной Мануил не мог вести дела, И. П. стал фактическим правителем Византии. 19 янв. 1421 г. он был провозглашен «автократором» и сосредоточил в своих руках реальную власть в К-поле. При этом под прямым упр. И. П. оставались К-поль и города на черноморском побережье Фракии (Деркос, Месемврия и Анхиал); проч. немногочисленные владения Византии были поделены между неск. родственниками И. П., признававшими его сюзеренитет. Фессалоникой управлял деспот Андроник, младший брат И. П.; верховная власть в Морейском деспотате принадлежала Феодору Палеологу, там же значительными владениями управлял Фома - др. мл. брат И. П. В первые годы правления И. П. возглавил т. н. патриотическую партию, пытавшуюся спасти положение Византийской империи путем открытого противостояния османам. Воспользовавшись смертью султана Мехмеда I (26 мая 1421), И. П. попытался вмешаться в борьбу за османский престол между представителями османской династии. Византийцы поддержали претендента, который объявил себя сыном Баязида I Мустафой, помогли ему овладеть Адрианополем (ныне Эдирне, Турция), одной из резиденций Мехмеда, и разбить тур. войско Баязид-паши. Однако большинство турок в Анатолии, а также Венеция и Генуя признали законным султаном сына Мехмеда Мурада II (1421-1451). Положение Мустафы оказалось ненадежным; близ Бурсы его войско распалось, не желая вступать в междоусобную войну; Мустафа бежал в Галлиполи (Гелиболу), но Мурад осадил город, взял его при помощи генуэзцев и казнил соперника. Вмешательство И. П. в борьбу за османский престол означало открытую войну между Византией и Османской империей. Оно разрушило положение Византии как вассала османов, к-рого с нач. XV в. добился имп. Мануил II, и вновь поставило империю на край гибели. Визант. послы Димитрий Кантакузин, Матфей Ласкарис и Ангел Филоматис, отправленные ко двору Мурада, чтобы заключить мирные договоры, были приведены к султану в оковах. Летом 1422 г. Мурад осадил К-поль, используя артиллерию. 24 авг. они предприняли штурм города, к-рый византийцы отбили. Мурад мог продолжить осаду, но был вынужден снять ее, получив известие о мятеже в Вост. Анатолии. Не имея возможности защищать Фессалонику, И. П. с согласия деспота Андроника продал город за 50 тыс. дукатов Венеции. В 1423 г. османы начали карательный поход в Морею, разграбили сельские поселения и увели большое число пленных. В февр. 1424 г. между визант. императором и османами был заключен мир, его условия сохранили вассальное положение империи по отношению к султанам (RegImp, N 3407, 3414).

http://pravenc.ru/text/469766.html

Великий Новгород. Церковь Иоанна Милостивого на Мячине. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Иоанна Милостивого Год постройки:1422. Адрес: Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Обороны, 13 Координаты: 58.508028, 31.275505 Проезд:Пройти к храмам можно по дороге от Кремля на Аэропорт (Юрьев Монастырь) по ул.Троицкой (Пролетарской) и за Белой башней (Алексеевской) повернуть к р.Волхов по ул. Обороны (Воскресенской) до конца. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Иоанна Милостивого на Мячине построена в 1422 г. Верхние части здания переделаны в 17-ом веке. Повреждена во время ВОВ. Реставрирована в 1962-1963 гг. Когда-то здесь был Воскресенский монастырь. Район этот, состоящий из частных домиков, называется новгородцами Воскресенской Слободой.  Церковь Уверения Фомы в Воскресении Христовом на Мячине - расположена рядом. Церковь Иоанна Милостивого бывш. Воскресенского монастыря на оз. Мячине - старинный новгородский храм на Софийской стороне, расположенный за пределами Окольного града в непосредственной близости от ц. Уверения Фомы в Воскресении Христовом. Храм одноглавый, одноапсидный, квадратный в плане, уступает по размерам соседней церкви Уверения Фомы и имеет приземистые пропорции. На момент постройки это был четырехстолпный храм с пристроенной к нему с северной стороны уникальной одностолпной палатой. Центральное помещение церкви перекрыто высоким сомкнутым сводом с распалубками, апсида — полукуполом. В древности с запада церковь имела каменные хоры. Северо-западное и юго-западное помещения представляли собой замкнутые каморки. Под северо-западным помещением на хоры вела лестница. Вход в церковь — через западный портал. С устройством пристройки закладывается северный портал, а вместо южного портала устроено прямоугольное окно. С западной стороны возвышается изящная двухпролётная звонница, что весьма уникально для архитектуры новгородских церквей, это было больше Пскову присуще. До постройки каменной церкви на этом месте находилась деревянная надвратная церковь 1193 года постройки. Новгородские летописи расходятся в показаниях, когда было построено нынешнее здание церкви - в 1421, 1422 или 1423 г. В XVII в. церковь перестраивалась - были переделаны верхние части здания. После упразднения монастыря в 1752 г. церковь стала приходской, тогда же была разобрана примыкавшая к церкви одностолпная палата, а восьмискатное покрытие заменено на вальмовое. В 1848 г. при перепланировке города храм хотели разобрать, однако этого не случилось и храм был отреставрирован и слегка переделан - тесовая кровля заменилась на железную.

http://sobory.ru/article/?object=00370

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ V патриарх Коптской Церкви, 88-й патриарх кафедры св. Марка (1409-1427). Возможно, род. в пров. Гиза, к югу от Каира. Был сборщиком налогов в этой провинции. Затем, решив стать монахом, оставил должность и пришел в мон-рь Самуила Каламунского (Дейр-Анба-Самуил) в Файюме. В этом же мон-ре был рукоположен во священника. Избранию его патриархом способствовало пророчество патриарха Матфея I (1378-1408). Сначала Г. стал настоятелем ц. Богородицы (аль-Муаллака) в Ст. Каире, а 26 пармуте/21 апр. 1409 г.- патриархом. Патриаршество Г. пришлось на сложный для Коптской Церкви период. Ситуация в Египте была крайне нестабильной: часто происходили массовые беспорядки, экономика была ослаблена, за 30-летний период в стране 4 раза свирепствовали опустошительные эпидемии. Егип. христиане страдали от ужесточения религ. политики мамлюкских султанов-бурджитов. Был возобновлен запрет христианам и иудеям занимать посты в администрации, вновь введены ограничения в одежде, различные денежные обложения, снос церковных зданий. Подобные меры стимулировали переход в ислам тех христиан и иудеев, к-рые желали сохранить свои позиции в гос. администрации мусульм. Египта. Последовали и прямые гонения, к-рых, как предполагается, было 5. В 1412 г. в присутствии мусульм. духовенства султан аль-Муайяд (1412-1421) собрал представителей копт. и иудейской общин в мечети аль-Хаким и потребовал, чтобы немусульмане платили удвоенный подушный налог (джизью). В 1414 и 1419 гг. аль-Муайяд запретил коптам доступ в свои здания и здания своего эмира. В 1419 г. он усилил меры по ограничению в одежде для немусульман. Начатые репрессии продолжились в правление Барсбая (1422-1438). В мае 1422 г. был обнародован новый указ, запрещающий службу коптов в гос. учреждениях, за нарушение к-рого полагался большой денежный штраф. В 1423 г. эфиоп. царь Йисхак (Исаак) (1414-1429) напал на мусульман Эфиопии и опустошил ислам. султанат Адаль. В ответ на это Барсбай начал новые репрессии против коптов. У Г. осложнились отношения с эфиоп. царем. Йисхак прекратил посылать денежную помощь на нужды Коптской Церкви.

http://pravenc.ru/text/161347.html

Позднее, стремясь ослабить позиции главного союзника крестоносцев - Сигизмунда Люксембурга, правители Польши и ВКЛ нашли нужным вступить в сношения с его противниками - чеш. гуситами . Оба гос-ва не присоединились к крестовому походу против гуситов, заявив, что предпочитают склонять их мирным путем к возвращению в лоно Церкви. Дальше этого Ягайло не пошел, а инициативу в сношениях с гуситами, предлагавшими Ягайло чеш. корону, взял на себя В., к-рый согласился эту корону принять и направил в Чехию наместником своего двоюродного племянника Сигизмунда Корибутовича, прибывшего в Прагу весной 1422 г. Все эти меры способствовали изоляции ордена, к-рый под угрозой войны подписал в 1422 г. мир, по к-рому отказывался от всяких прав на Жямайтию. После этого В. утратил интерес к контактам с гуситами и в нач. 1423 г. отозвал своего наместника из Чехии. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Тракайский замок. Фотография. 1990 г. Др. важной частью внешней политики В. в эти годы стало его активное вмешательство во внутренние дела Золотой Орды. В 1411 г. ему удалось посадить на ханский трон скрывавшегося в ВКЛ сына Тохтамыша Джелал ад-дина. Хан вскоре погиб, но в борьбе с Едигеем В. продолжал выдвигать все новых претендентов из числа детей Тохтамыша. Ставленники В. (наиболее известный из них - Улу-Мухаммед, сын Джелал ад-дина) ценили эту поддержку и оказывали В. военную помощь в походах против ордена. Объективно эти действия В. способствовали обострению смут в Орде и ее упадку. Юж. границы ВКЛ достигли сев. побережья Чёрного м., где появился ряд литов. крепостей. На земли ВКЛ стало переселяться, спасаясь от смут, большое количество татар. знати и крымских караимов. Этим людям вел. князь давал земли и брал их себе на службу. Так, в ВКЛ образовался значительный слой «своих татар», к-рых В. использовал, чтобы помогать своим ставленникам. Во 2-й пол. 20-х гг. XV в. позиции В. в Вост. Европе заметно усилились. Главный партнер и соперник В., препятствовавший распространению литов. влияния на восток, московский вел. кн. Василий Димитриевич, стал нуждаться в помощи тестя, чтобы сохранить права на престол для своего сына и внука В.- в будущем вел. кн. Василия II Васильевича . К 1423 г. была достигнута договоренность, закрепленная в завещании Василия Димитриевича об опеке В. над малолетним наследником в случае смерти вел. князя. Опека эта стала необходимой, когда после смерти Василия I его младший брат Юрий Димитриевич выступил с притязаниями на великокняжеский трон. Благодаря поддержке В. его дочери, матери нового вел. князя, 11 марта 1428 г. удалось заключить договор, по к-рому кн. Юрий признал себя «молодшим братом» Василия II.

http://pravenc.ru/text/158862.html

Король стремился поставить на ключевые церковные кафедры своих сторонников, чтобы противостоять усилившемуся в 20-х гг. XV в. влиянию малопольской знати во главе с О. После кончины архиепископа Гнезно и примаса Польши Николая Тромбы († 1422) король намеревался возвести на Гнезненскую кафедру Войцеха Ястшембца, еп. Краковского (1412-1423), а Краковское еп-ство отдать подканцлеру коронному Яну Шафранцу. Предполагалось, что О. возглавит королевскую канцелярию (эту светскую должность обычно занимали духовные лица). Эти планы претерпели изменения в февр. 1423 г. под давлением семейств малопольск. магнатов - Тенчинских и Тарновских, опасавшихся нараставшего влияния рода Шафранцев. В результате Я. Шафранец возглавил королевскую канцелярию, а Краковскую кафедру занял О.: 9 июля 1423 г. он получил назначение от папы Римского Мартина V (1417-1431), 18 дек. состоялось его рукоположение во пресвитера, на следующий день - во епископа (рукоположение совершил Ян из Жешува, архиеп. Львовский (1414-1436)). После смерти Витовта (1430) литов. князья и бояре добились у короля признания вел. князем Литовским его брата - Свидригайло (Болеслава) Ольгердовича ( Nikodem. 2003. S. 5-31; B aszczyk. 2007. S. 619-624; Полехов. 2015. С. 148-176). Политика Свидригайло была направлена гл. обр. на отдаление литов. земель от Польского королевства. Это не устраивало О. и его окружение. Для дискредитации Свидригайло О. пытался использовать религ. вопрос: в янв. 1432 г. он направил кард. Дж. Чезарини, главе Базельского Собора , письмо, в котором обвинил Свидригайло в покровительстве «схизматикам» ( Dlugossius. 1997. T. 7 [Lib. 11]. P. 303; в действительности эти обвинения были безосновательными - Полехов. 2015. C. 148, 246). Конфликт привел к открытому военному противостоянию, когда Свидригайло заключил союз с Тевтонским орденом (этот союз носил оборонительно-наступательный характер и предусматривал обоюдную помощь в случае неприятельской агрессии, в т. ч. и со стороны Польши - см.: Neitmann. 1986. S. 193-197; Полехов.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

В первую очередь меня поразила красота и величественность храмов, их уникальное оформление. Меня удивило, что 31 декабря было очень много паломников, особенно поразило большое количество иностранцев. На протяжении всего моего пребывания в Лавре слышалась английская, немецкая, французская и другая иностранная речь. Это меня навело на кое-какие мысли. Зачем мы едем заграницу? Затем, чтобы погреться на берегах моря, прикупить на распродажах кучу новых брендовых шмоток, а кое-кто и вообще, в поисках комфортной жизни, уезжает жить заграницу. А зачем они едут к нам? Затем, чтобы насладиться величественной архитектурой, умиротворенностью. И, конечно же, за особым впечатлением от присутствия Бога. Есть повод задуматься над тем, в какой удивительной стране мы живем. Поднявшись очень рано, мы пошли на Среднюю литургию в Троицкий собор. Это самый древний собор Лавры, построенный еще в 14221423 гг. Троицкий собор возведен и освящен в честь Живоначальной Троицы при игумене Никоне на месте первой деревянной церкви, что построена была еще при жизни преподобного Сергия. В этом соборе был впервые создан многоярусный иконостас. Именно для этого иконостаса в 1422 г. по благословению игумена Никона Андрей Рублев написал свою прославленную «Троицу». Но величайшим сокровищем собора и духовным центром всей Лавры является гробница, где почивают нетленные мощи преподобного Сергия. Когда заходишь в храмы Лавры, то тебя сражает великолепие, каждый храм – отдельное произведение искусства, в котором благодаря высочайшим сводам чувствуешь свою человеческую немощь перед всей этой красотой и величественностью.  В Троицком соборе меня посетило странное чувство, что ты вернулся домой. Такое чувство бывает, когда после длинной и утомительной поездки возвращаешься в родные стены, под крылышко своих родителей, садишься с ними за стол, пьешь горячий чай, ешь мамино варенье, а на душе тихая, переполняющая тебя, радость. Такая же тихая радость посетила меня под крылом преподобного Сергия. И мне хотелось как можно дольше пребывать в этой обители бесстрастной радости.

http://radonezh.ru/analytics/svyato-troi...

Это произведение читалось уже в пергаменной Троицкой летописи (Свод 1408/09 г.), написанной в игуменство Н., не ранее 1422 г. ( Алешковский М. Х., Альтшуллер Б. Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского//Сов. арх. 1973. 2. С. 91, 95) или между 1417 и 1423 гг. ( Кучкин В. А. О времени написания сгоревшей в 1812 г. Троицкой летописи//Ad fontem=У источника: Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005. С. 237-242). По мнению А. Н. Насонова, «включение в состав Троицкой летописи «Летописца» Владимира Андреевича - было ли это сделано по желанию Киприана или, вероятнее, после смерти Киприана, когда оформлялась Троицкая летопись,- по ряду признаков соответствовало желанию Троице-Сергиева монастыря, точнее Никона, который был игуменом Троице-Сергиева монастыря, когда составлялась Троицкая летопись» ( Насонов. 1969. С. 366). Согласно наблюдению Клосса, в этом несохранившемся источнике «объем Похвалы Сергию под 1392 г., указанный Н. М. Карамзиным (20 листов), практически совпадает с объемом близких по формату (в 4°) рукописей Слова» ( Клосс. 1990. С. 274). «Замышлением» Н. в 1-й четв. XV в. были созданы 4 рукописи, о чем известно из записей на них: в 1411 г. была переписана «Лествица» Иоанна Лествичника (РГБ. Ф. 304/I. 156), в 1414 г.- сборник с поучениями аввы Дорофея и словами Симеона Богослова (Там же. 165), в 1418 г.- сборник, который состоял из «Диоптры» инока Филиппа, вопросов и ответов свт. Афанасия Александрийского и других сочинений, переписанный Иосифом и другими писцами (Там же. 190); в 1425 г. был переписан еще одни сборник (Там же. 185). Н. указан в писцовой записи в пергаменном списке Постной Триоди нач. XV в. (Там же. Ф. 173/I. МДА. 116). По мнению М. Г. Гальченко, эта рукопись также была создана в троицком скриптории ( Гальченко. 2001. С. 226). В число рукописей, бытовавших при Н. в Троицком Сергиевом мон-ре, по мнению Г. И. Вздорнова , следует включить сборник 1-й четв. XV в., в котором упоминается «о[те]ц кир Никон» (Там же. Ф. 304/I. 744. Л. 107 об.).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Завершение схизмы в католической Церкви и возвращение Папского престола в Рим мало способствовало разрешению одного из крупнейших международных конфликтов средневек. Европы - Столетней войны (1337-1453). Триумфальные кампании англ. кор. Генриха V (1413-1422) в Нормандии, подкрепленные его дипломатическим успехом, привели к подписанию мира в Труа (1420), по к-рому англ. монарх признавался законным наследником франц. короны и регентом при больном франц. кор. Карле VI Безумном (1380-1422). Отказ М. признать условия этого договора позволил впосл. его преемнику папе Римскому Евгению IV (1431-1447) на Базельском Соборе провозгласить Карла VII законным королем Франции (1434). После смерти антипапы Бенедикта XIII в мае 1423 г. при поддержке Альфонса V, кор. Арагона, был избран др. испанец, антипапа Климент VIII (1423-1429). Ввиду того что М. отверг условия Альфонса V, предусматривавшие расширение королевских полномочий по распоряжению бенефициями и церковными доходами в его владениях, король отказался принять при дворе папского легата и запретил подданным обращаться в Рим. В результате переговоров (с 1427) папскому легату кард. Пьеру де Фуа удалось склонить Альфонса V к соглашению; значительную помощь в переговорах ему оказал королевский секретарь каноник Альфонсо (Алонсо) де Борха (папа Римский Каллист III в 1455-1458). После этого Альфонс V принудил Климента VIII отказаться от претензий на папскую тиару; поддерживавшие его кардиналы и гр. Жан IV д " Арманьяк также признали главенство М. Одной из важнейших задач М. была реформа папской курии, прежде всего объединение 3 курий, действовавших во время схизмы,- римской, авиньонской и пизанской. В целом папа стремился выполнять требования, выдвинутые Констанцским Собором: уменьшить число куриальных чиновников, исправить нравы в курии, отказаться от продажи должностей, исключить из курии мирян и т. д. Так, если в кон. 10-х гг. XV в. среди персонала 3 курий насчитывалось 18 секретарей, то к кон. 30-х гг. их осталось 4. Количество референдариев, ограниченное Констанцским Собором, при М., напротив, заметно выросло; утвердилось распределение референдариев между канцелярией милости (cancellaria gratiae) и канцелярией правосудия (cancellaria iusticiae), отвечавшими соответственно за разбор просьб и жалоб. В 1418-1420 гг. М. учредил в качестве самостоятельного органа датарию апостольскую , занимавшуюся распределением бенефициев и выдачей папских диспенсаций, а также реформировал апостольскую пенитенциарию и установил требование для адвокатов консистории не менее 3 лет преподавать право в ун-те. Буллой «In apostolicae dignitatis specula» от 1 сент. 1418 г. папа начал преобразования служб курии (писцов, аббревиаторов и т. д.) и трибунала Римской Роты (см. Rota Romana ); др. меры по упорядочению деятельности Римской курии, прежде всего в сфере судебных дел, были зафиксированы в буллах «Statuimus» (от 7 апр. 1421) и «Romani Pontificis providentia» (от 1424).

http://pravenc.ru/text/2562420.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010