Не удалось извлечь искомое из базы (((

440 Он продолжался от смерти Григория XI до Венедикта XIII, от 1378 до 1448 года, когда настоятельно окончен был собором базельским. Муравьев. Правд. вселенск. церк. стр. 355. Спб. 1841 г. 441 Так было на соборах: пизском (1409 г.) константскм (1414–1418) и базельском (1431–1442 г.). Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 2, стр. 401–403. Москва, 1842 г. 442 Например: «Воинствующая Церковь представляемая собором, необходимее папы: ибо никто не может спастись вне Церкви, между тем как без папы спаслись многие, и когда вовсе не бывает папы, многие спасаются чрез крещение или чрез покаяние. Церковь сильнее и могущественнее папы; ибо написано: и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ), между тем они часто одолевали пап. Церковь вернее и постояннее в вере, нежели папа: ибо папа иногда бывает еретик и погрешает в вере, а о вселенской Церкви нельзя сказать сего никак. Церковь умнее папы, ибо в ней множество мудрых, в коих мудрость обильнее и многообразнее, нежели в одном человеке, называемом папою. В отношении к необходимости, почтительности, мужеству и мудрости, Церковь выше папы: ибо Христос, жених ее, дал ей, невесте своей, и ключи царства своего. Посему Церковь вселенская не от папы имеет ключи царства небесного, напротив папа имеет их от нее: она, чрез избрание, лает ему власть употреблять в дело ключи. Церковь, в до статочном количестве членов своих собравшаяся, может данные ей Христом ключи употреблять во многих случаях: она и папу и каждого члена своего может судить, исправлять и на законном основании низлагать; ибо исторгать власть из рук неистового позволительно. Власть, которую имеет папа или другой кто от Церкви, дана ему не на разрушение, а на созидание: посему, если он употребляет ее на разрушение и к соблазну целого христианского народа, позволительно исхитить се из его рук». Собор. константск.: поли, собран. собор. Манси, т. 28, стр. 22–23. 443 Впрочем, защитники притязаний папских не осмелились теперь прямо, раздельно и отчетливо высказать мысли свои о них, но прикрылись общими и неопределенными выражениями, сказав, например, что епископ римский есть наместник Божий на земле, которому поручена верховная власть в Церкви вселенской (засед. 14, гл. 7), что церковь римская есть матерь и учительница всех прочих церквей (засед. 14, гл. 3), что надобно убеждать светских начальников, чтобы оказывали должное повиновение постановлениям верховных первосвященников (засед. 25 гл. 20), и том. под.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Успехи католической пропаганды преосв. историк объясняет отчасти «удалением (в XIII ст.) из Киева митрополитов», которое «усилило влияние западной церкви на заднепровские епархии» (стр. 87), а отчасти усердием литовских и польских князей и королей, степень которого и обусловливала характер мер и быстроту или медлительность в деле распространения католичества 325 . Один из этих князей, нам уже известный Витовт, постарался приобрести для православных Литвы особого митрополита – Гр. Цамблака, о чем тоже мы знаем. После этого, говорит Евгений, он «не уважал уже ни Фоттевой, ни константинопольских патриархов власти (до поры, до времени?) и по внушению римского духовенства с тех самых пор (ок. 1416 г.) втайне предуготовлял уже соединение двух церквей, восточной с западною, или паче подчинение русского духовенства папе» (стр. 102). Таким образом, Витовт, по Евгению, первый стал подготовлять унию церквей и то по инициативе папистов, как их орудие. Но он-де не нашел себе пособников в среде литовского православного духовенства и в частности в своем протежэ – Григорие Цамблаке. Этот последний под пером нашего автора является вполне православным, иерархом, убеждающим даже самого короля обратиться к восточной церкви. Король соглашается на это, но лишь в том случае, если митрополит отправится в вечный город и переспорит папу и его мудрецов. Цамблак в 1417 г., действительно, едет в Рим и по пути заезжает на Констанский собор (1414–1418 гг.). Эта любопытная, но неизвестная по своим результатам поездка, дала повод «московским иерархическим каталогам» заподозрит Григория в единении с папою и навлекла на него вместе с м. Исидором и православную церковную анафему (в неделю православия), как на отступника, униата (стр. 103; ср. письмо Евгения к Румянцеву в 1819 г., стр. 22). Такое отношение к личности Цамблака вызвало в преосвящ. историке заметное неудовольствие, так что мнение «Каталогов» он прямо называет «клеветою», пущенною «из ненависти к сделавшемуся чрез него (Григория) разделению иерархии» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Кроме обычных богомольцев, Глинскую пустынь посещали крестные ходы. Так, в 1913 году в обитель прибыл крестный ход учащихся из г. Рыльска (более 1300 человек), а затем крестный ход из г. Суджи (400 паломников) 1413 . В том же году Глинская пустынь в течение двух недель оказывала гостеприимство курсистам-миссионерам 1414 . Многие богомольцы пользовались в Глинской пустыни бесплатным лечением. До самого закрытия обители больница Глинской пустыни считалась лучшей в епархии. Во всех епархиальных отчетах периода настоятельства о. Нектария сказано: «Первое место по своему благоустройству и величине занимает больница Глинской пустыни» 1415 . Обращавшихся ежегодно за лечебной помощью было от 3570 человек (в 1912 г.) до 11 000 человек (в 1915 г.), в том числе и беженцев 1416 . В 1912–1916 годах в Доме трудолюбия при Глинской пустыни обучалось от 30 до 50 мальчиков (в основном бедных сирот). На содержание Дома трудолюбия обитель тратила от 2500 руб. (в 1913 г.) до 4000 руб. (в 1916 г.) 1417 . Кроме того, Глинская пустынь оказывала и отдельные пожертвования. Например, в 1913 году на ремонт соборного храма Курского Знаменского монастыря обитель пожертвовала 300 рублей 1418 . В период с 1912 по 1914 г. Глинская пустынь пожертвовала в пользу Курского комитета Православного Миссионерского общества и Миссионерско-просветительного братства свыше 100 руб. 1419 . Пожертвования на эти цели поступали от обители и в последующие годы. Благотворительная деятельность Глинской пустыни никогда не сопровождалась материальной пользой для обители, а, напротив, она выступала лишь как средство, позволяющее братии монастыря осуществлять истинное благотворение русскому народу во имя Христово. «О, какая великая награда за милость к ближнему – быть самому помиловану от Бога на всеобщем и страшном пред всем миром испытании и наследовать уготованное от сложения мира Царство Небесное» 1420 , – говорит св. праведный Иоанн Кронштадтский . «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» ( Апок. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Имея «опьяненный и помраченный разум» 1408 , человек теряет способность правильно судить о вещах 1409 . Преподобный Иоанн Кассиан пишет следующее: «Так как гнев гнездится в нашем сердце и помрачает внутреннее око, мы не можем выносить суждения с рассудительностью... Мы более не способны достичь истинного духовного света, ибо, как говорит Писание, помутилось от ярости око мое ( Пс. 30:10 ). Мы даже не способны добиться зрелости в суждениях... ибо гнев почивает в сердце безумных ( Еккл. 7:10 )» 1410 . «Ничто так не помрачает ясность мыслей, ничто так не смущает дух, как гнев», – утверждает святой Златоуст 1411 . С этого момента человек видит вещи через призму гнева, его разум полностью подчинен страсти 1412 . Все его понятия о действительности оказываются перевернутыми, даже если, на взгляд извне, его познавательные способности проявляются должным образом и он способен рассуждать формально здраво 1413 . Человек, мучимый яростью, перестает воспринимать истинную действительность, как она есть, и видит то, чего на самом деле нет: страсть делает его сознание бредовым и соответствующим образом видоизменяет его поведение перед лицом действительности. «Подлинно, гнев не менее безумен, чем бред, – говорит святитель Иоанн Златоуст . – Посмотри, как этот бес делает свои жертвы безумными, абсолютно лишает их рассудка, побуждает на противоположное тому, что им советуют их глаза. Они не видят и не делают ничего здраво, рассудительно. Такое впечатление, что у них нет ни чувства, ни здравого смысла... гнев их подчинил» 1414 . Тот же святой, сравнивая гнев с пьянством, говорит, что это не что иное, как «уклонение духа от его естественного пути, искажение разумения, потеря совести» 1415 : «Легче ли положение впадающих в гнев и опьяненных яростью, чем тех, кто пьян от вина? Они свидетельствуют собой об отсутствии всякой меры, ибо ведут себя развязно по отношению ко всем, не следя за своими словами и не делая различия между людьми. Одержимые гневом и обуреваемые яростью подобны безумцам (μαινμενοι) и исступленным, которые бросаются в бездну, сами не замечая того» 1416 . Святитель Василий Великий , как и святитель Иоанн Златоуст 1417 , отмечает, что человек под воздействием гнева перестает уважать основные ценности в себе и в других, доходит даже до того, что не считается с ближними и пренебрегает своими самыми насущными интересами 1418 . Исступление, порожденное гневом, видоизменяет пропорциональность воспринимаемых человеком вещей: события не воспринимаются и не переживаются согласно их истинным размерам, но одни оказываются необоснованно и сверх меры преувеличенными, в то время как значение других, соответственно, затемняется и преуменьшается 1419 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

По каноническому праву Римской церкви папы не подлежали никакому человеческому суду. Как заявил в одной из своих проповедей Иннокентий III, «наследник св. Петра, поставленный между Богом и человеком, ниже Бога, но выше любого человека; он судит всех, но не может быть судимым никем». Слов этих никто не отменял. Соответственно, в глазах современников никакой собор не мог судить папу. Тем не менее в конце концов принцип консилиаризма приобретал все больше сторонников. К 1400 г. многие европейцы стали понимать, что если доктрины о папском верховенстве и свободе от всякого суждения не будут модифицированы, единство никогда не будет достигнуто. Значит, необходимо созвать собор даже без формальной инициации этого процесса со стороны папства. В 1409 г. обе стороны согласились съехаться на собор в Пизе , который признал, что общее собрание Церкви выше по авторитету самого папы. Однако оба папы - римской линии Григорий XII и авиньонской линии Бенедикт XIII - отказались туда прибыть. 5 июня собор заочно низложил их обоих, а 26 июня избрал нового папу - Александра V (1409-1410; после его смерти его сменил Иоанн XXIII). В результате в западной Церкви стало три папы, ни один из которых не признавал остальных и не желал идти на компромисс. Скандал разрастался. Нужно было решать, что делать дальше. Даже европейские монархи стали понимать, что ситуация выходит из-под контроля и не служит никому на пользу. Решено было проводить новый собор, который встретился в Констанце в Швейцарии (1414-1418) . По римо-католическому счислению он считается XVI Вселенским . Формально Констанцский собор был созван германским императором Сигизмундом. Приглашение на него направили и византийскому императору Мануилу II, который послал в Констанцу своих представителей. На него прибыл также Григорий Цамблак, митрополит Киевский, из параллельной православной иерархии, в то время существовавшей на территории Великого княжества Литовского. Папа пизанской линии Иоанн XXIII дал согласие на проведение собора. Иоанн XXIII, по всей видимости, надеялся всех перехитрить и избавиться от своих соперников. Однако собор низложил всех трех пап и 11 ноября 1417 г. избрал четвертого - Мартина V (1417-1431). В конце концов Мартин был признан повсеместно, всеми враждующими сторонами, а его соперники, лишившись политической поддержки, постепенно сошли на нет. Через сорок лет после своего начала Великий Западный раскол завершился.

http://sedmitza.ru/lib/text/434826/

Кардинальство стало составлять церковный сан и как бы иерархическую степень. Появился, вероятно в начале XIII века, даже особый чин кардинальского наречения. Такое формально-церковное обособление лиц, украшенных кардинальским саном, вполне совершилось и упрочилось с предоставлением им почетных атрибутов и инсигний, и кардиналы, заняв самые видные места в лестнице церковных должностей, приобрели различные доселе присущие им права и привилегии. Но этого мало. Факт обособления привилегированного сословия кардинальского не прошел бесследно и в богословской литературе. Римско-катол. богословы стали открыто выражать особое новое воззрение на кардинальский сан в том смысле, что генеалогию кардиналов поставляли в связь с первоначальными божественными учреждениями и считали служение из аналогичным апостольскому служению. Это, между прочим, превосходно могут доказывать те протесты римских богословов и канонистов, которые раздались вскоре же после того, как на 40 заседании Констанцского собора (1414–1418 г.) состоялось либеральное рассуждение о том, что «следовало бы уничтожить сословие кардиналов, как бесполезное, тягостное и не учрежденное ни апостолами, ни соборами» 13 И вот, наряду с различными апологетами кардиналов, тогда заплатили дань своему времени даже такие свободомыслящие ученые, как I. Герсон и Петр де-Аллиако, столь ревностно стоявшие за идею преобразования римской церкви во главах и членах. Герсон решительно высказался, что «учреждение свящ. коллегии кардиналов в церковной иерархии ведет свое начало от времен Иисуса Христа». Петр де-Аллиако, ревностный защитник идеи Петрова главенства, ту же тенденцию проводил в рассуждениях о кардинальском сане. «Хотя, говорил он 14 названия папства и кардиналов во времена ап. Петра не были в употреблении в церкви римской, однако же церковные авторитеты так обозначаемые находят свое оправдание в самих апостолах: папство в св. Петре, кардиналы же – в других апостолах. Для уяснения этого должно помнить, что до времени своего рассеяния по вселенной апостолы содействовали св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Поскольку индульгенции, даже если они действительно имеют какую-то силу, не могут сделать ничего, кроме того, что и так совершается посредством терпения справедливых наказаний и доброделания, они лишь приучают христиан к беспечности и лености, а потому не могут быть полезны. Написанные на народном языке, тезисы Л. быстро разошлись по всей Германии; до 1520 г. вышло более 10 изданий в разных городах. В кон. апр. или в нач. мая 1518 г. Тетцель подготовил и опубликовал ответное соч. «Рассуждение против дерзкой проповеди, состоящей из двадцати ошибочных артикулов касательно папской индульгенции и благодати» (Vorlegung wider einen vermessenen Sermon von zwanzig irrigen Artikeln päpstlichen Ablaß und Gnade belangend; текст см.: DCLuth. Bd. 1. S. 337-363); одновременно с ним Тетцель обнародовал 50 тезисов (текст см.: Ibid. S. 363-375). В «Рассуждении...» и тезисах борьба Тетцеля с Л. перешла на новый уровень: взгляды Л. впервые были соотнесены с мнениями Дж. Уиклифа ( 1384) и Я. Гуса ( 1415), осужденными католической Церковью на Констанцском Соборе (1414-1418); основываясь на этом, Тетцель обвинял Л. в сознательной проповеди еретических мнений, противоречащих учению Церкви и ранее уже осужденных. В тезисах Тетцель полностью переключился с вопроса об индульгенциях на вопрос о церковном авторитете, выступив в роли защитника абсолютной папской власти. В частности, в тезисах содержатся утверждения, что власть папы Римского в Церкви получена напрямую от Бога и не может быть ограничена никем, кроме Бога (Ibid. S. 369. N 1); что лишь папа Римский может решать, какое толкование Свящ. Писания является допустимым и правильным (Ibid. S. 371. N 1); что папа Римский не ошибается в вопросах веры и спасения (Ibidem. N 5-6). Поскольку полнота власти ключей, являющаяся основанием права выпуска индульгенций, принадлежит в Церкви лишь папе Римскому, ни епископы, ни теологи, ни церковные Соборы не могут определять, как папе следует распоряжаться своей властью, но должны проявлять полную покорность ему (Ibid.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

В епархиях Константинопольского патриархата, кроме κκλησιαστικ πιτροπ, которая состоит из трех духовных лиц, обязанных иметь попечение об образовании и благочинии духовенства и о том, чтобы никто, недостойный священства, не мог быть рукоположен 1413 , – в каждой епархии, под председательством епархиального епископа и в зависимости от смешанного константинопольского совета 1414 , существует епархиальный совет ( παρχιακν συμβολιον) 1415 , который заведует всеми недуховными делами епархии, в частности: народными училищами и рассмотрением гражданских споров между христианами православной веры. Подобные епархиальные советы существуют в более или менее измененной форме и в остальных патриархатах 1416 . В Русской церкви, кроме епархиальных консисторий и в зависимости от них, существует несколько духовных правлений, именно в тех епархиях, которые очень обширны, и местные условия которых того требуют. Круг дел этих духовных правлений тот же, что и консисторий, только в более узких размерах, и учреждения эти есть ни что иное, как вспомогательные учреждения при консисториях 1417 . При каждом епархиальном епископе, в непосредственной зависимости от него и с самостоятельным кругом действий, существует епархиальное попечительство, имеющее попечение о сиротах и вдовах духовенства. Это епархиальное попечительство в каждой епархии состоит из шести священников, причем, в целях лучшего ведения дел, оно имеет доверенных лиц во всех главнейших местностях епархии. Членов попечительства, равно как и этих доверенных назначает епархиальный епископ из лиц, предложенных ему консисторией 1418 . Для обсуждения духовно-училищных дел в каждой епархии России бывают съезды епархиального духовенства, на которых, между прочим, рассматриваются и другие вопросы, касающиеся общих интересов епархии 1419 . В Сибинской митрополии епархиальными делами ведают: а) епархиальное собрание и б) епархиальная консистория. Первое в границах епархии, как по составу, так и по кругу действий, находится в связи с народно-церковным собором, а вторая – с митрополичьею консисторией 1420 , и как эта последняя, так и епархиальная консистория разделяются на три отделения, причем членов в них назначает епархиальное собрание 1421 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Именно там, а не в Московии произошло первое, очень краткое восстание против византийского церковного контроля: неканоническое избрание отдельного митрополита Григория Цамблака (1414–1418), который, как мы уже видели, ездил на собор в Констанце (1417). В 1437 г. великий князь Василий подтвердил свою лояльность Византии, приняв нового митрополита Исидора, снова грека. В течение XIII и XIV столетий поддерживалась политика смены греческих и русских митрополитов 212 . Это требовало, чтобы после смерти Фотия (1431) кандидат был русским. И действительно, в Константинополе состоялось назначение из Литвы русского митрополита – Герасима, епископа Смоленского. Однако за свое недолгое пребывание на митрополичьей кафедре (1434–1435) он не распространил свою юрисдикцию на Москву, а лишь на епархии Литвы и Новгорода. После назначения Исидора московский великий князь финансово поддержал проект церковного единения и разрешил поехать на собор крупной делегации (с 200 лошадьми). Ко времени возвращения Исидора московские власти, вероятно, уже получили подробную информацию о греческой оппозиции флорентийскому постановлению и о сожалении, высказанном многими из тех, кто его подписал. Не нужно было никакого «мессианского» антивизантийского или антизападного настроения, чтобы объяснить изгнание Исидора, тем более, что после этого изгнания почти восемь лет проводилась политика осторожного выжидания. Поскольку уния еще не была официально объявлена, великий князь дипломатично решил ее игнорировать. В 1441 г. в очень почтительном письме он просил патриарха Митрофана «разрешить, чтобы назначение митрополита совершилось в нашей собственной стране. Нужда в долгом и трудном путешествии (в Константинополь и обратно), завоевание нашего христианского мира безбожниками агарянами, смуты и сражения в соседних странах и умножение властей, – вот причины нашей просьбы» 213 . Митрофан был сторонником унии и, конечно, не ответил. Наконец, в 1448 г. в «митрополиты Киевские и всея Руси» собором русских епископов был возведен Иона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010