Это кажущееся противоречие в употреблении Севиром термина «свойство» было объяснено Ж. Лебоном, который указал, что в системе монофизитского богослова этот термин может использоваться для обозначения не только качественной характеристики природы, но и того, что исключительно принадлежит некоторому существу, собственно и свойственно ему без какого-либо участия другого существа 1414 . Севир сам разъясняет, что под свойством-в-единственном- числе 1415 он понимает свойство (proprietas), «принадлежащее кому-то одному (alicui soli), который не участвует в нем совместно с другим (cum alio partipicet)» 1416 . в) Особое место в системе Севира занимает третье понимание термина «свойство» – «свойство в смысле естественного качества» (διτης ς ν ποιτητι φυσικ; proprietas in qualitate naturali), которое в его системе, как уже было отмечено 1417 , необходимым образом дополняет концепцию «сложная природа» 1418 . Севир утверждал, что, поскольку «плоть не перешла в природу (; la- yn) Слова, а Слово не преложилось в плоть», различие на уровне «свойства в смысле естественного качества природ» ( ; dly d-ay da-mšawdn ynyt da-yne), образовавших Еммануила, сохранилось 1419 . Поэтому с целью «предохранить свободное единство (; y) от слияния» Севир заявлял, что признает «свойства природ» ( ; dly da-yn) Христа, замечая, однако, при этом, что он имеет в виду именно «свойство в смысле качества природы»( ; dly d-a- mšawd kynyt) 1420 . Говоря о возможности различать во Христе божество и человечество на уровне природного качества, Севир всегда использует термины «свойство» и «качество» в единственном числе, отмечая, впрочем, что это ποιτης φυσικ принадлежит каждой из образовавших Христа природ 1421 . Смысл, который Севир сопрягает с этим выражением, достаточно трудно выразить посредством какого- нибудь одного термина. Ж. Лебон полагает, что «естественное качество» у Севира «соответствует тому, что в нашем языке мы выражаем словами “специфическое бытие”» 1422 . Этим выражением указывается на то, что вещь имеется в наличии, присутствует в своей основной реальности 1423 . Й.Р. Торранс, предлагающий переводить «свойство в смысле естественного качества» как particularity («особенность») 1424 , считает, что с этим образом выражения у Севира связана идея «целостности бытия» 1425 и «существенной инаковости» (intrinsic othemess) 1426 элементов, образующих единого Христа. Иными словами, посредством выражения «свойство в смысле природного качества» Антиохийский патриарх указывал, что человечество и божество сохраняются во Христе без всякого слияния, преложения или умаления, т.е. каждое пребывает в своих естественных пределах, божество остается совершенным божеством, а человечество – совершенным человечеством 1427 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1411 ...и, соревнуясь в преданности тебе, жители провинции. – Обязаны были присягать только военные; для гражданского населения это было делом личного желания, каждого. 1412 Общественные деньги... чтобы они не лежали втуне. – Плиний не любил, чтобы и его собственные деньги лежали мертвым капиталом, см. III.19.8. 1413 ...людей, которые хотели бы сделать заем у города, не находится... – Люди предпочитали брать в долг у частных лиц, а не у города, потому что город требовал верного обеспечения уплаты и мог принудить к скорейшему возвращению долга. 1414 ...город дает деньги, как и частные лица, под 12%. – Такие проценты Цицерон установил в Киликии (К Атт. 5, 21. 11) и они были обычны за пределами Италии. В Италии нормой были 6% – см. Колумелла 3, 3, 9 и Плиний VII.18. 1417 Сервилий Кальв – лицо неизвестное. Clarissimo – Плиний обозначает этим почетным титулом консуляра – легата Мизии; так же титулуется консуляр в надписи, современной Плинию (ILS 6106). 1418 ...кого кто-то другой и выслал и возвратил. – В указе императоров Марка и Вера: «наместники провинций не должны отменять своих постановлений». Исключения, однако, допускались в таких случаях, когда обнаружены были новые документы, доказано лжесвидетельство и пр., хотя и тут требовалась императорская санкция. 1420 ...взыскать еще тяжелее. – Плиний имел право выносить смертный приговор провинциалам, но не римским гражданам: они подлежали суду императора и были поэтому отправляемы в Рим. В письме, однако, нет ни малейшего намека, что человек, о котором идет речь, был римским гражданином. Траян потребовал его присылки в Рим, чтобы лично судить человека, осмелившегося с таким упорным пренебрежением (contumacia) отнестись к постановлению сената. 1421 ...в оковах следует отправить к префектам моего претория. – Под охраной префекта претория находились люди, ожидавшие императорского суда. 1422 Мало наложить на него прежнее наказание, над которым он насмеялся в своем упорстве. – «Божественный Траян указал Юлию Фронтону, что нельзя произносить приговор в отсутствие обвиняемого и нельзя осуждать человека только по подозрению, ибо лучше оставить безнаказанным виновного, чем осудить невиновного. Упорствующих же (contumaces), которые не повинуются ни вызовам, ни эдиктам наместников, следует судить даже в их отсутствие» (Dig. 48, 19, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

И дунет, на воду 3-жды. и знаменает ея 1412 рукою трищи, погружая персты, креста образно, и глаголет се.   Да сокрушатся под знамением, воображения креста твоего, вся сопротивныя силы. Трижды. Да отступят от нас вся воздушная и невидимая привидения. и да не утаится в воде сей бес темен, ниже да снидет со крещающимся дух лукав, помрачение помыслом, и мятеж мыслен на разум наводя. Но молимтися 1413 Владыко, ты Господи всех. покажи воду сию, воду покоя. воду избавления, воду освящения. воду очищение 1414 скверны плоти и духа. ослабу юзам, оставление согрешением просвещение души. баню паки бытия, обновление духа, сыноположения дар, одеяние нетления, источник живота. ты бо рекл еси Господи: измыйтеся. и чисти будете. отъимите лукавьствия от душ ваших. ты бо даровал еси нам свышнее порождение, водою и духом. явися Господи воде сей 1415 , и даждь претворитися еже в ней крещаемому, имрк. во еже отложити убо ветхаго человека тлеющаго по похотению прелести. одеятижеся вноваго обновляемаго, по образу твоему создавшаго его. яко да будет соединен уподоблению смерти твоей ради крещения 1416 , причастник и воскресения да будет. и сохранив дар Святаго ти Духа, и умножив предание 1417 благодати. приимет мзду горняго звания, и сопричтется первородным написаным на небесех. тебе бо слава подобает и держава, честь и поклоняние, Богу и Господу нашему Ису Христу. вкупе со безначалным ти Отцем, и со пресвятым и благим и животворящим ти Духом, ныне и присно и в веки веком, аминь.   Мир всем. Диякон. Главы ваша Господеви преклоните. и преклоняет иерей главу свою, над сосудом масленым. держиму от кума, или бабою 1418 и дунет в него, трижды. и знаменает рукою нань креста образно, трижды. глаголет молитву сию.   Владыко Господи Боже отец наших. иже сущим вковчезе ноеве. голубь послал еси, сучец масличен имущь во устех. пременения образ спасения еже от потопа 1419 , и благодати таиньство онеми предобразуя. и масличный плод во исполнение святых ти таин подав. и тем и еже взаконе Духом Святым исполнил еси, и сущих во благодати совершая. Сам благослови, и се масло. силою и действом и явлением Святаго ти Духа. яко быти тому помазание нетления. оружие правде, обновление души и телу. всякаго дияволя действа отбегателно 1420 в пременение всяких зол, мажущимся сверою, или и вкушающим от него;

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

1409 Так и в Филаретовском Потребнике, но в Иоасафовском, а за ним и в Иосифовском поправлено: херувимы, серафимы. 1413 Ответ на возражение, делаемое на сие место, как оно находится в Православном Требнике, смотр. выше стран. 16 и 17. 1414 Слова: воду очищение в Иоасафовском, а за сим и в Иосифовском, Потребнике исправлены: воду очищения. Правильнее. 1415 Воде сей. Так во всех старых Патриарших Потребниках. В Православном же сказано: на воде сей. Правильнее и яснее. 1416 Да будет соединен уподоблению смерти твоей ради крещения. Не понятно. Все место заимствовано из посл. к Римл. 6:5 . (зачал. 91). В Православном Требнике стоит: да быв сраслен подобию (весьма уподобившись) смерти твоея крещением. Яснее. 1418 Преклоняет иерей главу свою над сосудом масленым, держиму от кума или бабою. Не понятно, кого держиму? Главу иерея? – Для чего? – Не сосуду ли масленому держиму? Но для выражения такой мысли надобно было бы сказать: держимым. 1419 Пременения образ спасения еже от потопа. Так во всех старых Патриарших Потребниках. Не понятно! В Православном Требнике стоит: примирения знамение, спасения же от потопа. Яснее. 1420 Отбегателно. Не понятно. В Иоасафовском Потребнике, а за ним и в Иосифовском, исправлено: отразительну. Яснее. 1421 В других Потребниках сего обязательства нет. В Иоасафовском стоит: восприемником Так и приличнее. 1422 Упрекают, что Православный Требник не велит помазывать всех означенных частей тела. Не правда. Он не говорит только подробно, а между тем ясно говорит: «И егдаже помажет все тело». См. Правосл. Требник. 1423 Держа к себе лицем. Так и в Филаретовском и Иоасафовском Потребниках. Но в Иосифовском Потребнике предписывается держать крещаемого лицем к себе только тогда, когда он, по погружении, возводится из воды; а когда погружается, тогда предписывается держать его лицем к востоку. – Предписание не дельное: верующему при всяком священном действии приличнее быть обращенным к востоку. В исправленном Требнике предписывается, чтоб крещающий держал крещаемого зрящим к востоку. Так приличнее, так и должно быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Константинополски събор (27 май 1341 г.) – поместен събор с вселенско значение, който осъдил учението на варлаамитите и утвърдил исихазма (паламизма). Десет години по-късно последвалият го Влахернски Събор (1351 г.) тържествено засвидетелствувал православността на учението. Конфесия (лат.) – вероизповедание в смисъл на принадлежност към дадена църква (Православна, Римо-католическа, Англиканска и др.) или църковна общност. Космически илюзионизъм – израз, характеризиращ типичната за древноиндийското умонастроение представа за илюзорността на битието, за света като съновидение или игра на божеството. Кирие, елейсон! (Господи, помилуй!) молитвено възклицание. Вж. За най-кратката църковна молитва «Господи, помилуй!». Кондак (гр.) ­ жанр в църковната византийска химнография, обикновено кратко песнопение, което съдържа догматическото или историческото значение на празнуваното събитие или светец. Ненадминат автор и създател на жанра е св. Роман Сладкопевец (VI в.). Древните кондаци са многострофни (около 20–30) поеми. Кондаци се наричат също строфите на акатиста. Конклав (Cum clave) – под ключ (лат.) – изборна сесия на кардиналите за избор на нов папа, след смъртта на предишния. Съветът заседава при пълна изолация от външния свят. Ако избраните да участват в конклава кардинали до три дни, след свикването му, не изберат нов папа, през следващите пет дни получават за храна само по едно блюдо за обяд и вечеря. В случай, че и след този срок не са стигнали до окончателен избор, остават на хляб и вода до избора на нов папа. През цялото време кардиналите не получават доходи от своите църкви. Правилата за това са утвърдени на Втория Лионски събор през 1274 година и действат и до наши дни. Констанцки събор (Council of Constance, 1414–1418) – поместен събор, свикан в гр. Констанц в германската област Баден-Вюртемберг от император Сигизмунд Люксембургски с цел да бъде преодоляна т.н. Папска схизма и да бъде възстановено единството на Католическата църква, считан от нея за XVI вселенски събор. Съборът осъдил «реформаторските възгледи» на Джон Уиклиф и Ян Хус (изгорен на клада в Констанц по време на събора). Митр. Григорий Цамблак участвал в събора като Литовски представител, но отказал да подпише уния с католиците, като унизителна за Православието. Извън речника: Митрополит Григорий Цамблак

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Отвергая взгляды тех, кто во всем винил новообращенных, отец Серафим был очень осторожен в суждениях и не впадал в другую крайность, сваливая все церковные беды на урожденных «этнических» православных. Он подметил, что многие американцы, недовольные «засильем» православных из Старого Света, не видят, что сами идут тем же путем. Отец Серафим назвал его «американством», 1414 последней этнической модой. «Многие теперь говорят: “Мы американцы и не верим ни во что этническое”. Но ведь и Америка сама по себе есть еще одна этническая юрисдикция. А они этого не замечают, потому что сами американцы». 1415 «Ведь равно неправы и те молодые урожденные православные, кто пеняет своим духовным родителям на их происхождение, из-за которого якобы они в неравном положении, в некоем духовном гетто. 1416 Еще один пример верхоглядства. Отринув что-то или кого-то по «этническим соображениям», можно упустить самую суть Православия, «живое Предание», передаваемое из поколения в поколение. Отец Серафим говорил: «В нашей Русской Церкви еще можно отыскать немало простых сердцем тихих батюшек, которые и не помышляют о расколах и группировках, об отлучении несогласных с «церковной политикой”. Батюшки эти терпеливы и многострадальны, немногословны, а потому некоторые их критикуют: мол, что они могут дать своим прихожанам, какое духовное руководство? Все нападки критиканов легковесны и неглубоки. Присмотримся же к этим смиренным батюшкам, присмотримся к самой Церкви и узрим то, что не сразу бросается в глаза – связь с прошлым. 1417 Связь эту не передать словами. Ни на приходе, ни в другом месте ее и не заметишь сразу. Она исходит от тепла любящего сердца, от многих страданий, долготерпения, ревности (но не той, которая порождает нападки на других). И вообще, мало людей, которые могут вам все это подробно объяснить». 1418 Работая над «Руководством для обратившихся в Православие», отец Серафим высказал как-то отцу Герману соображения, сравнивая новообращенных и урожденных православных. Отец Герман считает высказывание это весьма разумным. «Воспитанные в Православии с детства обладают терпением, но не рвением. У новообращенных рвения предостаточно, но нет терпения. Лучше всего, когда рвение закалено терпением. Мы должны руководствоваться святыми отцами, которые суть разум Церкви». 1419

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Предисловие к Житию Сергия Радонежского буквально исполнено авторского самовыражения. Писатель подробно излагает историю создания своего труда и сообщает, что начал собирать материал для биографии Преподобного через год или два после смерти старца и за 20 лет (т. е. к 1413—1414 гг.) написал отдельные главы, которые хранились у него в свитках и тетрадях, но не расположены были по порядку: «По лет убо единемь или по двою по преставлении старцев азъ, окаанныи и все–дръзыи, дерзнухь на сие … начахь подробну мало нчто писати от житиа старцева, … имяхъ же у себ за 20 лт приготованы таковаго списания свитки, въ них же баху написаны нкыа главизны еже о житии старцев памяти ради — ова убо въ свитцхъ, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди» (л. 276 об. — 277). За это время автор собрал сведения о Сергии и от древних старцев — «самовидцев и неложных свидетелей», и от его старшего брата Стефана, и от его келейника, прислуживавшего Сергию на протяжении многих лет, записал также то, что «своима очима видех» и что слышал из уст самого Преподобного. Окончательную отделку своего труда сочинитель предпринял через 26 лет по преставлении Сергия (т. е. в 1418—1419 гг.), убедившись, что никто другой не дерзнул писать о нем. Стилистически Предисловие к Житию Сергия Радонежского вполне однородно с другими сочинениями Епифания Премудрого: видна та же фразеология, обращение к одинаковым темам, ссылка на одни и те же авторитеты. Сравним тексты : Похвальное слово Сергию Житие Сергия Радонежского Се бо мощии твоих гробъ пред очима нашима видимь есть всегда (л. 121) Гробъ его у насъ и пред нами есть, к нему же врою повсегда при–текающе, велико утшение душамъ нашим приемлем и от сего зло пользуемся (л. 276 об.) Житие Стефана Пермского Житие Сергия Радонежского да бы былъ гробъ твои в земли нашеи прямо очима нашима, да бы былъ намъ увтъ не худ и утха поне велика (88) дарова намъ такова старца свята … въ земли нашеи Руссти, и въ стран нашеи полунощни, въ дни наша, въ послдняа времена (л. 276 об.)

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

De differentia sacramenti paenitentiae et baptismi и в главе 3. De partibus et fructu huius paenitentiae (см.: DH 1668–1675). Об обязательной отсылке к церковному служению по вопросу сакраментального отпущения грехов высказывается Собор в Констанции (1414–1418), отвечая как Джону Уиклифу (DH 1157), так и Яну Гусу (DH 1260). На Флорентийском Соборе булла относительно единства с армянами (Exultate Deo, 22 ноября 1439 г.) следующим образом говорит о таинстве Покаяния: quartum sacramentum est paenitentia, cuius quasi materia sunt actus paenitentis, qui in tres distinguuntur partes. Quarum prima est cordis contritio; ad quam pertinet, ut doleat de peccato commisso, cum proposito non peccandi de cetero. Secunda est oris confessio; ad quam pertinet, ut peccator omnia peccata, quorum memoriam habet, suo sacerdoti confiteatur integraliter. Tertia est satisfactio pro peccatis secundum arbitrium sacerdotis; quae quidem praecipue fit per orationem, ieiunium et eleemosynam. Forma huius sacramenti sunt verba absolutionis, quae sacerdos profert, cum dicit: «Ego te absolvo». Minister huius sacramenti est sacerdos habens auctoritatem absolvendi vel ordinariam vel ex commissione superioris. Effectus huius sacramenti est absolutio a peccatis (DH 1323). 394 См. главу 21: omnis utriusque sexus fidelis, postquam ad annos discretionis pervenerit, omnia sua solus peccata saltem semel in anno fideliter confiteatur proprio sacerdoti, et iniunctam sibi paenitentiam pro viribus studeat adimplere, suscipiens reverenter ad minus in Pascha Eucharistiae sacramentum, nisi forte de consilio proprii sacerdotis ob aliquam rationabilem causam ad tempus ab eius perceptione duxerit abstinendum (DH 812). 395 Привычное понимание значительно ослабляет то, чем является сама по себе исповедь в христианской покаянной практике. На самом деле богословие объясняет ее смысл, настаивая на том, чтобы во время исповеди кающийся проинформировал ясным образом исповедника о своих собственных грехах, чтобы исповедующий священник мог судить о покаянии и о том, дать или нет отпущение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

За VIII в. рассматриваемая нами часть крещального чина, т.е. часть заключительная, совершалась приблизительно в таком виде. Тотчас же по выходе крещаемого из купели, его приветствовали пением 31 псалма 1409 . Затем полагалось чтение молитвы над миром, после чего диакон произносил ектинию (в чем сосотояла ектиния – неизвестно) и пели: «Елицы во Христа крестистеся» 1410 . Вслед за пением «Елицы во Христа крестистеся» – следовало помазанием миром. Указания на чтение Евангелия и Апостола мы не находим. Отсутствие того и другого объясняется тем, что в рассматриваемом списке чин крещения представляется предшествующим литургии 1411 . К указанным обрядам присоединялось пострижение власов. В своем совершении последний акт за VIII в. представляется очень отличным от того же самого акта в настоящее время. В начале чина пострижения этого времени произносилась не первая в настоящее время молитва, а вторая, которая при том начиналась таким образом «молим тебя Господи Боже наш от исполнения купельного» 1412 . Затем следовало самое пострижение, а после него читалась совершенно особая молитва: «Св. Троице, Господи Боже наш, благослови отрока своего всяким благословением» и проч. 1413 . Весь акт крещения заканчивался пением 31 псалма: «Блажени, ихже оставишася беззакония» 1414 . Из всего сказанного в данном случае за VIIIb. Можно заключить только, что рассматриваемый акт с своей стороны в это время не получил еще полного развития. В X-XI в. заключительная часть крещального чина совершалась приблизительно также, как и в VIII в. И теперь тотчас же по погружении совершалось пение 31 псалма: «Блажени их же оставишася беззакония», – только пение это было теперь троекратным, а не однократным 1415 . Затем диакон произносил ектинию, а свщенник читал молитву над миром 1416 . Пред помазанием мира и теперь было пение «Елицы во Христа крестистеся»; весь крещальный чин также заканчивался пением 31 псалма 1417 . В чине пострижения на этот раз упоминаются две современные молитвы, но чтение их совершалось в обратном порядке, акт пострижения, как и прежде, совершался после чтения первой молитвы 1418 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Лишь после того, как шотландцы и государства Пиренейского полуострова (за исключением Арагона) отошли от него, собор начал судебный процесс против папы Бенедикта. После длившегося полтора года разбирательства 26 июля 1417 года было объявлено о низложении Бенедикта XIII. Тем самым был открыт путь к избранию нового, признанного всем вселенским собором папы. В Пенисколе с папой Бенедиктом XIII осталось всего три кардинала. Когда в 1423 году Бенедикт скончался, они избрали на его место преемника, но уже один из них тут же выступил против него в качестве антипапы. Последний акт трагического раскола окончился комедией. Как только папский престол оказался свободным, собор столкнулся с новой проблемой. Сигизмунд внес предложение вначале решить вопрос о церковной реформе и лишь потом приступить к избранию папы, которого обяжут провести реформы. Но большинство представителей высшего духовенства придерживалось мнения, что сначала следует избрать папу и затем под его руководством разработать реформы. В соответствии с достигнутым компромиссом 9 октября 1417 года были опубликованы пять декретов о реформах, которые были уже подготовлены. Наиболее значительным среди них был так называемый декрет «Frequens» (по первому слову декрета). Он устанавливал, что следующий вселенский собор должен быть созван через пять лет, последующий за ним - через семь, а в дальнейшем - каждые десять лет. Тем самым вселенский собор хотели превратить в постоянный форум церковной организации и управления церковью. Дальнейшие реформистские декреты (например, декрет «Наес sancta Synodus») ставили своей целью поставить заслон на пути раскола. Вновь установили порядок избрания папы, было провозглашено, что наряду с кардиналами нации также получат по одному голосу. В общем декреты были направлены против папского централизма. Констанцский собор выполнил один пункт (первый) из трех, изложенных в программе. Расколу был положен конец в результате выборов нового папы, состоявшихся 11 ноября 1417 года. На собравшемся в Констанце конклаве наряду с 23 кардиналами участвовали также по шесть высших священнослужителей от пяти наций, но они не имели своего личного голоса, а лишь по одному голосу от каждой нации.

http://sedmitza.ru/lib/text/441641/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010